как узнать были ли в роду казаки

Как по фамилии распознать потомка казака

как узнать были ли в роду казаки. 1 145. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-1 145. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка 1 145.

Казачья вольница – очень особенный период в истории России. Характерная для казаков яркая самобытность пронизывает весь их жизненный уклад: это и лихие песни, и зажигательные танцы, и гордые воинские традиции.

Уникальность, инаковость, оригинальность казачества нашла свое отражение, в том числе, и в фамилиях этих людей.

В чем особенности казачьих фамилий?

Начать надо с того, что связь казачества с жителями остальной России несомненна. Поэтому все-таки велик процент фамилий, которые с такой же частотой встречаются и среди жителей неказачьих регионов. Алексеевы, Денисовы, Петровы – это не такая и большая редкость в казачьем именослове. Для примера вспомним бессмертный роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», главного героя там зовут весьма себе привычно для русского уха – Григорий Мелехов. Впрочем, процент странных и чудных фамилий среди представителей этого сословия все-таки качественно выше. Тому есть несколько объяснений.

Казачество, сформировавшееся в условиях пересечения культур, долгое время представляло собой пеструю мозаику из разных больших и малых народностей, собравшихся под могучей рукой славянских властелинов степей. В казачьей вольнице находили свой дом и приют как «профессиональные» кочевники-тюрки, так и греки, калмыки и жители гор.

Поэтому казачьи фамилии характерны широким охватом этнических признаков. В этом отношении весьма показательна фамилия одного и самих известных поэтов-белогвардейцев – Николая Николаевича Туроверова, выходца из Донского казачьего войска. В его фамилии зафиксировано сочетание тюркских наречий и русского языка. Подобным же образом оформлялись фамилии от других подобных культурных контактов: Литвиновы, Грековы, Калмыковы и т.д.

Забавные фамилии запорожцев

Думается, что многие, перечитывая малороссийские повести Николая Гоголя, обращали внимание на то, какие странные фамилии носят их персонажи. Это и Иван Федорович Шпонька, и человек по фамилии Курочка, и казак Свербыгуз. Безусловно, острый ум юмориста нарочито цеплялся за комизм имен, однако нельзя сказать, чтобы Николай Васильевич поступился правдой. Многих запорожских казаков и их потомков действительно зовут достаточно любопытно.

Зачастую фамилии получали свое начало из прозвища предка. Примечательно, что это не уникальная казачья черта, подобным путем пошло большинство народов мира. А у восточных славян фамилии, как правило, и вовсе образуются от притяжательного прилагательного, т.е. отвечающего на вопрос принадлежности. Например: чей внук? Петров и т.д.

Приходится только позавидовать богатству фантазии и удивляться специфическому чувству юмора казаков старины. Наиболее любопытные, правда, временами откровенно грубые, прозвища носили жители Кубани.

Хоть в массовом представлении и устоялся образ лихого казака-повесы, небрежно относящегося ко всякого рода бумагам и прочим условностям, канцелярии при гетманах работали с большой точностью и скрупулезностью, благодаря чему часть имен и прозвищ старинных солдат степей сохранилась до нашего имени аж с середины XVIII века. В 1756 году был составлен так называемый «Реестр Запорожского войска», из которого мы можем узнать о существовании таких лихих рубак, как Иван Товстолоб, Иван Убогый, Грицко Горб, Улас Носатый, Прокип Червоноштан. Временами эти прозвища в юмористическом ключе обыгрывали не внешность, а какие-то особые черты характера: Василь Нудьга (вероятно – Нудный), Омелько Лынывый, Онаний Тарапунька. Острая казачья фантазия порой подчеркивала сходство кого-то из сотоварищей с представителями животного мира, отчего «Реестр» пестрит Жуками, Коровами, Воронами и Кобылами. Порой обнаруживаемые аналогии бывают очень специфичны. Документально известно, например, о существовании человека по имени Корний Каракатица.

В ряде случаев казачья фантазия теряла формальную связь с реальностью и уходила в свободные просторы чистого и грубого (и временами откровенно неприличного) юмора. В таких случаях рождались совсем уж странные прозвища — Васыль Чортухан, Мусий Мойся, Иван Нагрызайло. Отдельного упоминания достоин казак по имени Кузьма Глист.

Почему же эти люди носили такие странные, порой даже откровенно обидные прозвища, вопреки тому, что казачество всегда славилось своей воинской доблестью и преданностью братству? А ответ прост – в Сечи было принято давать беглецам из числа крестьян новые имена, которые как бы позволяли им «переродиться», порвать со своим холопским прошлым и предстать перед новыми братьями по оружию другим человеком. Таким образом, тот же Прокип Червоноштан, вероятно, был из числа беглых, испытывал труднообъяснимую и жгучую страсть к ношению красных шаровар, за что и получил меткое и запоминающееся прозвище, которое позже превратилось в фамилию.

Источник

Как узнать были ли в роду казаки

как узнать были ли в роду казаки. 1123 1. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-1123 1. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка 1123 1.

Казачьи фамилии во многом повторяют судьбу русских фамилий. Однако самобытная культура и быт казачества внесли свои коррективы в порядок образования фамилий, часть из которых мы больше нигде не встретим.

Неочевидное тождество

Несмотря на некоторые утверждения, что казаки являются отдельным от русских народом, большинством ученых они признаны русским субэтносом. Об этом говорят и казачьи фамилии, которые во многом имеют идентичное с русскими фамилиями словообразование.Такими считаются фамилии, оканчивающиеся на: «-ов», «-ев», «-ин», которых в казачьей среде большинство.

Но здесь не все так однозначно. Фамилии с подобным окончанием более древнего происхождения, чем великорусская народность, формирование которой началось в XIII веке. Так в списке договора Киевского князя Игоря с греками от 912 года встречаются прозвища Гудов, Вузлев, Утин.

Изначально возникшие в Киевской Руси окончания на «-ов», «-ев», «-ин» к XVI веку получили большее хождение в среде великороссов, однако параллельно они распространились и на территорию Тмутараканского княжества, где позднее расселилось казачество.

Еще одна особенность ряда казачьих фамилий – это тенденция к нагнетанию суффиксов, что, по мнению ученых, связано со стремлением писарей прийти к единому стереотипу окончаний на «-ов»: Бабкинов, Бородинов, Ильинов, Маминов, Харинов.

Украинские корни

Очень часто фамилии казаков отличаются от лежащих в их основе украинских фамилий на «-о» или «-ий» с добавлением суффикса «-ов»: Сулацкий – Сулацков, Кадацкий – Кадацков, Демченко – Демченков. Суффикс «-а» обычно менялся на «-ин»: Рында – Рындин, а – «ей» на «-еев»: Кочубей – Кочубеев.

Однако нередко изменения суффикса, в частности «-о» на «-ов», происходило еще в малороссийской среде. Так из многих документов, устанавливающих вступление в ряды донского казачества в конце XVI – первой половине XVII века отдельных представителей украинского народа, именуемых в казачьих и московских документах «черкасами», фамилий с типично украинскими окончаниями почти не встречается.

Например, из двухсот с лишним фамилий списка «черкасов» от 1647 года нет и десятка с окончанием на «-ко» – встречаются преимущественно на «-ов», «-ев»: Купреянов, Талалаев.

Сохранившиеся окончания казачьих фамилий на «-ий», «-ич», «-ек» указывают, что предки носителей таких фамилий были либо из западной Украины, либо из Польши: Буковский, Левицкий, Кохановский, Венсович, Кундилек.

Тюркские корни

Ученые имеют все основания предполагать, что у предков донских, кубанских и уральских казаков прозвища, имевшие тюркские корни, были также распространены, как и прозвища со славянской основой. Сегодня в некоторых станицах фамилии неславянского происхождения являются преобладающими. Среди наиболее распространенных фамилий – Мержанов, Дурмасов, Катасонов, Коломанов, Болдырев.

Если удается определить регион изначального бытования фамилии, то, как правило, можно установить национальную принадлежность исконных носителей фамилии, что зачастую подкрепляется историческими документами.

Так Мержан – основоположник рода Мержановых – был арабом, бежавшим вместе с донскими казаками в 1640 году из турецкого плена. После принятия христианства он присоединился к славному казачьему роду. Мисустов – фамилия черкесского княжеского ро­да, получившая распространение в среде казачества в середине XVIII столетия.

Хорошо известная нам фамилия Менделеев происходит от калмыцкого слова «менделе» (здравствуй); Кунделековы, как установили доку­менты, происходят от калмыцкого мурзы, принявшего христианство и ставшего казаком в первой половине XVIII века. В основе фамилии Галдаев – имя Галда, также с калмыцкими корнями. Это подтверждают антропологические черты многих носителей этой фамилии и семейные предания.

Фамилия Туроверов имеет более сложное происхождение. Она состоит из двух слов: тюркского «тур» (неправильный) и славянского – «вера», что буквальном смысле означает иноверца. Один из представителей семейства Туроверовых утверждает, что его род ведет свое происхождение от перса.

Особый ареал

На Дону существует особый ареал русских фамилий, что подтверждается в первую очередь наличием ядерной группы фамилий, устойчиво бытующей в наиболее старых поселениях Подонья. Это распространенные в России фамилии, однако здесь они отличаются своей концентрацией в отдельных станицах.

В семантике этих фамилий нашли отражение социально-исторические и географические особенности края, а также преобладание в них моделей, типичных для данного ареала. Среди примеров широкого распространения таких фамилий – Попов (80 станиц), Кузнецов (51) Калмыков (33) Чеботарев (27) Ковалев (26), Макаров (25), Фролов (24), Табунщиков (11 станиц).

Вместо фамилии – отчество

В делах Московского По­сольского Приказа сохранились обширные списки казаков Зимовых станиц (посольств с Дона в Москву), в которых мы не встретим фамилий. Московский царь в грамо­тах обычно не называл фамилии донского атамана, а только его имя и отчество. Это считалось особым почетом. Впоследствии отчества превратились в фамилии, которые стали носить потомки донских атаманов – Ермака Тимофеева, Осипа Петрова, Наума Васильева.

Откуда родом?

Несколько подгрупп фамилий казаков отражают названия мест, из которых пришли на Дон поселенцы. Например, фамилия Букановский говорит о том, что предок носящего эту фамилию был выходцем из станицы Букановской, расположенной сейчас на северо-западе Волгоградской области. Богучарсковы, Самарины, Калуженины – также «говорящие» фамилии, чаще всего их носили представители боярских и стрелецких сословий, вынужденных переехать на Дон.

Внешние признаки

В донских документах XVIII века можно было встретить много антропонимических прозвищ, которые позднее, сохраняя прежнюю структуру, стали обрастать суффиксами. Это особенно заметно в разновременных документах одних и тех же станиц. Так в станице Голубинской прозвище Растяпа, которое фиксировалось в 1745 году, в 1800 году переросло в фамилию Растяпин, а в станице Багаевской Сивоха (1752 год) превратился в Сивохина (1894 год).

Природа и ремесло

Очень часто в основе казачьих фамилий лежало прозвище, связанное с промыслом, либо оно отражало флору и фауну данной местности. Среди донских казаков около 9% носителей подобных фамилий. Например, фамилия Бугаев произошла от прозвища Бугай (бык), Витютнев – витютень (дикий голубь), такое же словообразование и у фамилий Бакланов, Дятлов, Раков, Щучкин.

Более сотни донских фамилий отражают названия трав, деревьев, плодов и овощей. В их числе Вербичев, Рогозин, Шипшин (шипшина – шиповник).

Немалую долю в фамилиях донских казаков составляют виды охотничьего промысла: Камышанов, Камышкин – от прозвищ охотников на водоплавающую дичь (фамилия была распространена в станице Верхнечирской) или Гулебщиков – от прозвища Гулебщик – охотник на крупную дичь (станица Елизаветинская).

Памятные события

Особое место среди казаков занимают фамилии, которые связаны с памятными событиями. Фамилия Драницын (станица Дурновская) произошла от слова дранец: человек, которого драл медведь. Фамилия Купленов (станица Иловлинская) – от прозвища казака, которого когда-то выкупили из азовского плена.

Но есть фамилии, которые свидетельствуют о том, что казак не участвовал в конкретном событии. Например, предок Недуванова (станица Старочеркасская) не принимал участия в каком-либо памятном дележе (дуване) военной добычи после набега на турок или татар.

В целом казачьи фамилии при заметном родстве с типично русскими фамилиями имеют уникальную историю, которая отражает специфику и колорит жизни казачества. Свои судьбы у фамилий казаков-черноморцев, которые имеют больше сходства с украинским фамилиями, преимущественно оканчивающимися на «-ий», «-ой», «-ый», «-а», «-ас». В основе их славянские и тюркские слова, позаимствованные у предков – черных клобуков, известных как черкасы.

Источник

Казачий кругъ

Нет уз святее братства!

Заглянем в казачьи Метрики

Все чаще, наряду с родословной своей семьи, многих, и в первую очередь казаков, интересует происхождение их фамилии, по ней можно узнать определенные сведения о своем роде и далеких предках. А все потому, что фамилия была создана для того, чтобы обозначать принадлежность человека определенному роду, месту проживания, службы и его права наследования.
Стоит заметить, что в начале прошлого века в нашей стране каждый гражданин получил возможность изменить по желанию свою фамилию. К самым распространенным фамилиям в России относятся Ивановы, Смирновы, Соколовы, Кузнецовы. В то же время, к роду Кузнецовых можно причислить и Коваленко, Ковалей и Ковалевых, поскольку с украинского языка, коваль переводится как кузнец. Но благодарность тем, кто не изменил своему древнему роду и сохранил прежнюю фамилию, какой бы она ни была.

Многие исследователи утверждают, что простолюдины чуть ли не вплоть до 1917 года фамилий не имели, а только прозвища или клички. К казачьему сословию подобное утверждение никак не отнесешь, в чем самолично убедился, просматривая и изучая многочисленные Метрические книги. По крайней мере, уже с начала XVIII века все коренные жители станицы Михайловской Хоперского округа и ее обширного юрта – казаки имели вполне сформировавшиеся и узаконенные фамилии, на что указывают все документы, с которыми мне приходилось работать.

До работы в архиве мне было известно, что в целом по России наследственные фамилии окончательно утвердились только в советский период. В станице Михайловской и, надо полагать, у казаков вообще фамилии передавались по наследству уже с конца XVII века, а то и значительно раньше.

Из истории мы знаем, что первыми на Руси узаконенные фамилии носили знатные люди. А после князей, бояр и дворян постоянными фамилиями обзаводились торговцы, ремесленники, служилые, то есть, лица, обладающие определенными правами и владевшие некоторой собственностью. К этой категории лиц с уверенностью можно отнести и казаков, о чем свидетельствуют Метрические книги Сретенской церкви.

Казаки, в отличие от крестьян, особенно в дореформенное время, до 1861 года, заключая меж собой торговые сделки, делили наследство, брали друг перед другом различные обязательства, составляли купчие, завещания, раздельные акты, а для документов фамилия, подтверждавшая ответственность или права не только отдельного лица, но и целой семьи (рода), имела немалое значение.

Метрические книги в прошлом велись священнослужителями и, надо отдать им должное, очень скрупулезно. Непременно учитывались три аспекта: О родившихся (даты рождения и крещения, кто родился, его имя, родители и восприемники; О бракосочетавшихся (дата, имя, отчество, фамилии и возраст вступающих в брак, принадлежность к сословию и рядом непременно поручители. По-нынешнему, свидетели). О умерших (кто, в каком возрасте, причина смерти).

Вот листаю Метрические книги, данные из Донской Духовной Консистории Михайловской станицы в Сретенскую церковь.

Мелькают знакомые фамилии: Щепетновы, Пруцковы, Прыгунковы, Храмушины, Цепляевы, Пчелинцевы, Мироновы, Разливаевы, Позднышовы… Но знакомы они мне не только потому, что люди, носящие эти фамилии, и поныне проживают в станице Михайловской и окрестных хуторах. Кого-то из них довольно часто упоминали моя бабушка Евдокия Павловна и мать Анастасия Никаноровна. И при этом подчеркивали, что они наши родственники. Увы, спустя много лет родство это забылось, или же постепенно забывается. И вместе с уходом из жизни старшего поколения теряются и родственные связи.

… Караваевы, Моторыгины, Моргуновы, Полунины… Фамилии, зафиксированные в Метриках более ста пятидесяти лет назад. И теперь я могу с уверенностью сказать, кто из станичников коренной житель, казачьего рода-племени, а кто – либо пришлый с других земель, либо поселившийся в наших краях уже в более поздние годы.

Попутно замечу, станица, тогда еще Михайлов городок, основана в период крестьянской войны под водительством Ивана Болотникова, то есть в 1608 году. По дошедшей до нас легенде, основателями городка были сыновья есаулы Михайлы – Кузька, Родька да Мирошка. Впоследствии их детей, а потом внуков и правнуков стали величать Кузьмиными, Родионовыми и Мироновыми. В Метрических книгах за 1855-1863 годы неоднократно встречаются фамилии Родионовых и Мироновых. Более того, оба носителя этих фамилий – дворянского происхождения, казаки именитые, что подтверждает их родовитость. На правах первопоселенцев и основателей городка они, что вполне естественно, быстрее всех земляков «вышли в люди».

В доказательство того приведу два достоверных документа, хранящихся ныне в Государственном архиве Волгоградской области.

Из этого архивного рескрипта видим, что уже в середине XVIII века на земле хоперской проживали казаки с конкретными, вполне узаконенными фамилиями.

А вот еще один любопытный документ – Духовное завещание

«Тысяча восемьсот девяносто седьмого года декабря пятого дня (Орфография и стили сохранены).

Во имя Отца Сына Святаго Духа

Я Казакъ Василий Филиповъ Земцовъ находясь въ здравом уме твердой памяти поправу данному мнъ закономъ сопствинное мое движимое и недвижимое родовое имение состоящие Области Войска Донского Хоперского Округа Михайловской станицы хутора Лысогорскаго доставшиеся по наследству послъ смерти родителя моего урядника Филипа Данилова Земцова

Деревянной дом о 3-х комнатах дворовою огорожию и домашним скотом при доме фруктовой садъ После смерти моей придоставляю пожизненное владение жене моей казачке Ксение Прокофиевой Земцовой полном составе имение какъ движимое такъ и недвижимое

А после ея смерти придостовляю моим детям уряднику Андрею и казаку Виктору Васильевым Земцовымъ в полное их влодение

А что мой сынъ казак Иван Васильевъ Земцовъ какъ (отделился) отъ меня наособое житиство я устроняю отъ сказаннаго имущества и ползуится той частию кои получил при выходи отъ меня на особое житиство своимъ семействомъ.

Завещание ето силу и дествие должно восприятъ после моей смерти Цену завещенному после меня имению придостовляю определить моимъ наследникамъ.

Настоящее Завещание написано со словъ завещятиля нахождение здравомъ уме твердой памити Писал казакъ Александръ Борисовъ Храмушинъ станицы Михайловской 1897 год января 22 дня.

Ксему Духовному завещанию Казакъ Василий Филиповъ Земцовъ

Занеграмотнаго по личной прозби расписались Урядникъ Арсений Затямин Урядникъ Ефим Алферовъ Урядникъ Тимофей Зубриловъ Урядникъ Семенъ Куликовъ Казакъ Матвей Земцовъ Казакъ Трафимъ Марушкинъ».

Это домашнее Духовное завещание казака Василия Филипповича Земцова – уникальный по форме и содержанию документ, которому более ста пятнадцати лет. Отец Андрея и Виктора, казак Василий Филиппович Земцов, ориентировочно 1833 года рождения. Дед Филипп Данилович, урядник, 1811 года рождения. Прадед же Данила родился в конце восемнадцатого века, где-то в 1780-90 годы. Времена императрицы Российской Екатерины Второй… Все они по роду своему казаки.

Источник

Казачество. Рекомендации по поиску

Казаки ‒ представители нескольких особых, военно-социальных общностей сформировавшихся на территории двух крупнейших государств Восточной Европы: России (Московского государства) и Польши (Речи Посполитой).

Появления слова «казак» (видимо, тюркского, происхождения, означавшего «вольный» «свободный») относится к весьма раннему периоду. Так, в 1444 году в документах упоминаются рязанские казаки – т.е. как уже что-то сформированное, с определенными функциями.

К середине XV века в Польше и России казаки – один из разрядов служилых людей (городовые, реестровые и пр. казаки). Казачьи команды размещались при пограничных и ключевых в оборонительной системе городах и подчинялись, как все служилые люди по прибору, местным воеводам. Рязанские, орловские, данковские, невельские, опочецкие и пр. казаки получали от правительства денежное довольствие и военные припасы, а по нехватке денег в казне денег ‒ поместную землю. Эти казаки не имели особых отличий от всей массы служилых людей по прибору (т.е. по добровольному набору на военную службу из свободного населения) того времени, но принципиально отличаются от казаков, что известны нам по истории России XIX–XX веков. Показательна и судьба этих казаков, мизерная часть которых одворянилась (например, Половцовы из великолуцких казаков), а основная масса пройдя те или иные формы, включая однодворчество, с 1834 года влились в сословную группу государственных крестьян.

За многовековую историю на всех окраинах России, в разных условиях, на разной этнической основе, в разные эпохи, и на разных началах сформировалось весьма пестрое разнообразие казачьих общностей. Какие-то из этих общностей (войск) имели схожие черты, какие-то принципиально отличались друг от друга.

как узнать были ли в роду казаки. photo. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-photo. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка photo.Кубанские казаки в мае 1916 года. Источник: https://ru.wikipedia.org
Целый ряд казачьих институтов, а затем оформленных казачьих войск перестали существовать еще задолго до революции 1917 года. Накануне Первой мировой войны в составе иррегулярных войск Российской Императорской армии было одиннадцать казачьих войск. Назовем их в хронологическом порядке исторического старшинства: Донское (с 1650 года), Оренбургское, Терское, Сибирское, Уральское, Забайкальское, Кубанское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское (с 1865 года). В их числе мы видим казачьи войска сформировавшиеся исторически самостоятельно (Донское, Сибирское, Уральское), и позже полностью подчиненному правительству; казачьи войска, сформированные на основе предшествующих казачьих войск (Астраханское, Кубанское, Терское); и казачье войско, сформированное из горнозаводского крестьянства /т.е. из положенных в оклад/ и представителей коренных народов /состоявших в ясашном оброке/ (Забайкальское, образованное указом от 17 марта 1851 года в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков).

В историко-генеалогическом плане о каждом перечисленном и исчезнувшем ранее (Запорожское, Задунайское, Азовское, Черноморское, Кавказское линейное) войске стоит рассказать отдельно, как и рассказать о грунтовых казаках и казачьем реестре в Речи Посполитой, национальных казачьих войсках, казачьих полках формирования 1812 года, малороссийских козаках XIX века. Их история, этническая составляющая, хозяйственно-бытовое устройство, культура и традиции весьма разнились.

Убедиться в разнообразии понятия «казак» и казачьих войск в России несложно, но очень важно полагаться именно на научную литературу и смотреть в корень. Исторические очерки о разных казаках и казачьих войсках мы оставим на будущее. А сейчас уделим внимание общим чертам особой военно-сословной группе ‒ казакам XIX ‒ начала XX века.

как узнать были ли в роду казаки. Juliusz Kossak Kozac. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-Juliusz Kossak Kozac. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка Juliusz Kossak Kozac.Ю. Коссак. Донские казаки
Другим принципиальным фактом является то, что казачество не было сословием в классическом понимании этого термина. Казачество в целом присутствовало во всех четырех сословиях: казачья старшина, приравненная Императорам Павлом I к российскому дворянству, была частью благородного сословия (т.е. атаман граф Платов был и казаком, и дворянином); священники и церковнослужители, оставаясь казаками, были часть духовного сословия и жили именно по правилам и узаконениям духовного сословия; незначительная часть казаков была часть третьего сословия ‒ торговые казаки; по своему основному месту проживания и хозяйствования казаки в своей основной массе были сельским сословием. Соответственно все действующие в Империи законы в той или иной степени казались всего казачества, что отражалось и делопроизводстве, конечно, с некоторыми особенностями и отступлениями. В целом же дворянин-казак и казак-священник законодательно и в делопроизводстве не имел отличий от любого другого дворянина и священника в Российской Империи. А значит и никаких особенностей в изучении истории и родословия казачьих дворян, священников, купцов просто не существует. Разве что, в Области Войска Донского не вели дворянскую родословную книгу, но все делопроизводство ничем не отличалось от делопроизводств в других губерниях. Никаких особенностей не имело делопроизводство Донской духовной консистории. Казаки же других войск и вовсе свое дворянство и духовные потребности имели такое же, как и все жители губерний и областей, на территории который располагались их казачьи войска.

Последним важным фактором жизни казачества была административно-территориальная обособленность. Началась она в екатерининские времена, с подачи князя Г.А. Потемкина-Таврического.

Единственное казачье войско, имевшее полностью обособленную территорию и административное управление, было Донское войско. Обратите внимание на то, что в официальном названии этого казачьего войска не было слова «казачье». До учреждения губерний казачий Дон никак формально не обозначался в составе Русского государства, по сути, была некой автономной областью. В 1708 году все казачьи городки по Дону и Хопру были определены в Азовскую (с 1725-го Воронежская) губернию. И только в 1786 году уже вполне обособившаяся казачья территория получила официальное наименование ‒ Земля Войска Донского. В 1870 году Земля была переименована в Область Войска Донского, а в 1918‒1920 годах надеявшиеся на автономию Дон именовал себя Всевеликим Войском Донским.

Все другие (десять) казачьих войск имели свою обособленность и права самоуправления в пределах общегосударственных административно-территориальных единиц, губерний и областей. Военные губернаторы одновременно были и наказными атаманами казачьих войск.

Все вышесказанное о военно-сословной группе касалось второй части определения казаков. Стоит сказать немного и о военной службе казаков.

Основой всех казачьих войск была легкая кавалерия. Для большинства образ казака состоит их папахи и коня. Заметим здесь, что все казачьи войска имели свою особую форму.

В XIX веке в казачьих войсках были сформированы отдельные гвардейские части (первым был лейб-гвардии Казачий полк Воска Донского), артиллерийские батареи, а в начале XX века ‒ пулеметные и др. специализированные части. В рядах Кубанского казачьих войск существовали пехотные части ‒ пластунские полки.

как узнать были ли в роду казаки. Plastuny. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-Plastuny. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка Plastuny.Черноморские пластуны Источник: https://ru.wikipedia.org

Источники по генеалогии казаков

Основная часть всех казаков второй половины XIX ‒ начала XX века были православными в рамках официальной Православной Церкви. Однако надо помнить, что на Дон и Яик с последней четверти XVII века потянулись противники никоновских реформ. В XVIII веке староверие в казачьей среде занимало значительное место, но с начала XIX века часть старообрядцев примкнуло к единоверию, а часть вернулось в лоно официальной Церкви. Крайних форм раскола в казачьей среде почти не было. Однако этот фактор при изучении казачьих родословных обязательно помнить. В составе Войска Донского служили калмыки- буддисты, Забайкальского казачьего войска и буряты-буддисты и тунгусы-шаманисты. В Оренбургском казачьем войске казаки-башкиры исповедовали ислам. Небольшой инославный элемент присутствовал в Терском казачьем войске.
А вот со следующим по востребованности генеалогическим источником ‒ ревизским сказкам ‒ у казаков дело обстоит никак, или почти никак.

Нужны проводить ревизии населения, не обложенного подушным окладом, просто не было необходимости. Ревизии «токмо для счета» описывали по всем губерниям священно- и церковнослужителей. Теоретически это могли делать и в казачьих регионах. На практике такие ревизии неизвестны.

Некоторые исключения по части проведения ревизий мы встречаем на Кубани и в Забайкалье. В Черноморском казачьем войске из-за не полностью разрешенного его статуса, а так же значительного в его составе крестьянского элемента были проведены ревизии в 1811, 1812, 1816 и 1835 годах в станицах Кавказского линейного казачьего войска. В Забайкальской области ревизия 1858 года была проведена для уточнения численности учрежденного в 1851 году Забайкальского казачьего войска.
В Земле Войска Донского ревизиями описывались иногородние и крепостные крестьяне, но это, конечно, не казачья тема.

как узнать были ли в роду казаки. Narody Rossii 1812 1. как узнать были ли в роду казаки фото. как узнать были ли в роду казаки-Narody Rossii 1812 1. картинка как узнать были ли в роду казаки. картинка Narody Rossii 1812 1.Е. М. Корнеев «Черноморский казак»
За XVIII век сохранилось немало разнообразных списков, присяг и прочих перечневых документов. Особой полнотой отличаются списков казаков к переселению : с Дона на Волгу и на Терек, переселение Волгского войска на Северный Кавказ и пр. В последующее время регулярно составлялись списки молодых казаков, льготников, отставных. Переселение с Дона, пусть и в меньших масштабах, было связано с образованием новых войск на новых рубежах Империи. В ряде казачьих войск (Кубанском, в войсках Восточной Сибири и Дальнего Востока) велись посемейные списки, в том числе по образцу 1871 года.

Мы уже упомянули об отсутствии каких-то особых различий источниковой базе для изучения генеалогии священников, дворян и чиновников из казаков. Документы казаков-офицеров составлялись также как и на всех прочих, и хранятся они в том же Российском военно-историческом архиве, как в общих фондах, так и специально казачьих, с обычным набором военных документов: формулярные списки, списки нижних чинов, приказы по личному составу. Дополнением в военной части может быть только наличие в региональных архивах фондов войсковых правлений (Кубанского в краснодарском архиве, Терского во владикавказском и т.д.). Отдельные отличительные черты в изучении привилегированной части казачества по сути своей – не более, чем региональные особенности. Документы на казаков-чиновников можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы на священников (клировые ведомости и пр.) хранятся обычным порядком в региональных архивах.

Не является какой-то особенностью и запись в казачество, и выход из оного. В своей сути запись в ту или иную сословную группу определяется фактором получения или утери привилегий, закрепленными за тем или иным сословием или сословной группой.

Можно только говорить о специфике казачьей терминологии. Не волостное правление, а станичное; не уездные учреждения, а отдельные (т.е. канцелярия начальника отдела, разнообразные присутствия отделов); не губернское правление, а войсковое; не канцелярия губернатора, а канцелярия наказного атамана.

Важной характеристикой для каждого казака в любом из войск была его принадлежность к станичной казачьей общине. Почти в каждом документе после имени казака будет указано, из какой станицы он казак ‒ своеобразная приписка, которой надо руководствоваться в поисках семьи казака. С начала XX века приписка казака уточняется (особенно на Дону) до хутора, на котором казак имел свой дом и хозяйство.
Нет смысла останавливаться на какой-то особенной сохранности или несохранности «казачьих» источников. Пострадавшие от советских макулатурных кампаний и в годы Великой Отечественной войны архивы Северного Кавказа потеряли и казачьи и неказачьи документы в равной степени. А вот более благополучно приживший советскую власть и войну ростовский архив сохранил значительное число документов, в том числе и казачьих. В очерках, посвященным каждому казачьему войску в отдельности, мы детальнее остановимся на сохранности документов и местах их хранения.

После установления советской власти в казачьих территориях уже никаких отличий от общесоветских правил учета населения, ведения документации не было.

Основные архивы, хранящие документы о казаках второй половины XIX ‒ начала XX века

Все казачьи войска:

Россию покинуло более 100 тысяч казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тысяч), кубанцев (более 20 тысяч) и забайкальцев (20‒30 тысяч).
До Второй мировой войны казаки проживали в основном в Югославии, Болгарии, Чехословакии, меньшая часть во Франции, Германии, Польше.
В разное время в различных концах света выходило более 100 казачьих журналов и газет. Наиболее известными были журналы «Родимый край», «Вольное казачество», «Казачье единство», «Казачьи думы», газета «Казак».

В последние десятилетия появилось немало литературы по генеалогии казачества (общеисторическую литературу в данном случае во внимание не принимаем) разных казачьих войск. По объему и серьезности материала лидирует литература о донском казачестве (одна серия С.В. Корягина «Генеалогия и семейная история донского казачества» на сегодня имеет 136 выпусков!).

Думаем, что в рассказах о каждом войске в отдельности, будет описаны все особенности и свойственные конкретным войскам особенности, а также дана библиография литературы по каждому казачьему войску.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *