как узнать есть ли температура у новорожденного
Как определить температуру у детей, если градусника под рукой не оказалось
Если нужного приспособления под рукой нет, выручат способы, проверенные временем. Они дают приблизительные результаты, но иногда этого достаточно, чтобы определить жар и оказать помочь, пишет NaChild.com.
Температура тела: что считать нормой
У новорожденных показатель «нормальной» температуры тела варьируется. Это связано с особенностями процесса терморегуляции. Значение 36,6 устанавливается к 5–7 годам, до этого возраста показатель 37 и 37,5 градусов считается нормой.
Внешний вид и поведение малыша
Признаки, по которым судят о плохом самочувствии малыша:
Наличие одного или нескольких признаков должно насторожить, особенно если ребенку не исполнилось и года.
Фото: la-kry.ru
Способы проверки температуры у малышей без градусника
Жар. Губами или ладонью потрогайте лоб. К чувствительным местам человека относят также шею, подмышки, паховые части, локтевые ямки. При температурных колебаниях они горячие. Однако измерить точно и определить разницу между 37 и 40 градусами практически невозможно.
Частота пульса. Повышение температурных значений часто сопровождается учащением пульса. Этот показатель зависит от возрастных особенностей детей. По мере взросления частота сердцебиения меняется. Для точного определения важно знать нормы:
При прощупывании пульса используют секундомер. Если толчковые показатели превышают возрастные нормы на 15–20 ударов, у ребенка температура. Самая чувствительная пульсация на висках, шее, запястьях и тыльной стороне стопы.
Дыхание. Годовалый ребенок делает 25–30 вдохов в минуту. Если насчитали больше, малыш температурит. Дыхательная система младенцев в 1–2 месяца отличается. Частота дыхания новорожденных самая высокая среди возрастных групп. Для поступления необходимой нормы кислорода, организм вынужден делать 35–50 вдохов в минуту.
Ранее Yellmed писал о том, чего не следует делать при высокой температуре.
Правила измерения температуры у новорожденных
Правила измерения температуры у новорожденных
Ребенок, который совсем недавно появился на свет, пока еще не обладает достаточной защитой от окружающей среды. Порой родители даже боятся дотронуться до ребенка, опасаясь, что это может как-то навредить ему. При этом бросать ребенка на произвол судьбы тоже нельзя. Важно каждый день проводить определенные процедуры – купание ребенка, прочистка его носика, смена подгузников и т.д.
К обязательным процедурам по уходу за ребенком относится также и измерение его температуры термометром. Если температурные показатели отклонились от нормы, необходимо тут же задуматься, в чем может состоять причина этого. Часто скачки температуры говорят о том, что у ребенка имеются какие-либо болезни. Лучше всего обратиться за помощью к педиатру. Механизмы терморегуляции у малыша пока еще не идеальны. Они могут давать сбой. Лишь со временем дети смогут поддерживать подходящую температуру. Отсюда простой вывод: на детей негативно может повлиять как переохлаждение, так и сильный нагрев. Потому лучше всего ежедневно проверять температуру малыша. Это покажет, нужно ли теплее закутать ребенка или же, наоборот, стоит снять с него лишние распашонки и носочки. Иммунитет ребенка пока еще находится в зачаточном состоянии, а потому любые скачки температуры могут указывать на наличие серьезных заболеваний.
Температура тела: причины, которые влияют на нее
В норме температура новорожденного может колебаться в пределах порядка 1,5 градуса. Температура может расти во время капризничанья, после сна, в ходе питания, во время игр и перед сном. Спад температуры фиксируется по утрам, а также во время покоя. Также температура повышается во время прививок, в процессе появления зубов. И, наконец, рост температуры может свидетельствовать о бактериальных инфекциях или вирусах. Рост температуры сам по себе – это не обязательно фактор заболевания. Это просто защита ребенка от разных процессов, которые протекают в организме. Стабилизация температуры происходит примерно на втором-третьем месяце жизни. Однако в норме температурный режим новорожденного выше на 0,4 градуса, чем у взрослого. Все зависит от того, как проводить измерения. Если осуществлять замеры в подмышках, то там показатели температуры обычно ниже, чем в ротовой полости или в заднем проходе. Нормой для новорожденных от недели по полугода является температура, равная примерно 37,5 градусов, не выше.
Особенности измерения температуры у новорожденных
Есть несколько вариантов того, как можно измерить температуру у ребенка:
Как подобрать градусник для новорожденного
Сегодня в продаже имеются самые разные термометры. Что выбрать, чтобы измерения температуры были оптимальными? Какой градусник подойдет грудничкам?
Самым точным является ртутный термометр. Его погрешность очень мала, она составляет порядка 0,1 градуса. При этом главный минус ртутного термометра – хрупкость его основания. Измерения можно проводить только под мышкой у ребенка, причем на сам замер нужно выделить порядка 5-7 минут. Любые резкие действия в области рта или заднего прохода могут вести к проблемам со здоровьем у малыша.
Второй вариант – электронный термометр. Он подходит для новорожденных, но при этом дает не самую высокую точность. Однако все это компенсируется его абсолютной безопасностью и легкостью эксплуатации. Результат можно узнать всего за три минуты. Такой термометр должен прикладываться максимально близко к телу младенца. Измерения температуры в данном случае лучше осуществлять через прямую кишку или рот. Если же измерения проводить в подмышках, то там результат будет слишком низким.
Третий вариант – термометр в виде соски. Он пригодится детям, которые любят сосать пустышки. Результат измерений будет выведен примерно на 3-4 минуте. Это самый простой и удобный вариант для измерения температуры. Ребенок не выплюнет изделие, не будет капризничать во время процедуры. Однако использовать такое устройство можно лишь очень ограниченный период времени. Со временем придется отучать малыша от соски, а тогда и устройство уже не пригодится.
Инфракрасный термометр – еще один прибор для измерения температуры у малышей. Он может поставляться в двух разновидностях: ушной, а также бесконтактный. Ушной осуществляет измерения внутри уха. Бесконтактный можно просто поднести к виску ребенка, чтобы получить моментальные результаты. При этом данные могут быть заниженными, поскольку кожа порой отвечает на различные внешние факторы. Но зато вы сможете получить результат быстро, без проблем и удобно.
У всех устройств имеются как свои плюсы, так и свои минусы. Вы сами решаете, какое устройство вам выбрать.
Как измеряют температуру у грудничков
Медики рекомендуют проводить измерения температуры тела в области подмышек у малыша. Во рту температурный фон может сильно варьироваться. Родители нередко выбирают тот подход с измерениями, который кажется им максимально удобным. Смотрите, капризничает ли малыш, находится ли он в состоянии отдыха или игры.
Измерять температуру лучше всего у ребенка, который в данный момент спокоен, не проявляет чрезмерной физической активности. Конечно, добиться такого состояния нелегко. Порой даже банальное пеленание может давать отклонения от норм. Стоит немного подождать, чтобы получить нужные результаты.
Также важно смотреть, какое время суток сейчас. Если нужно измерить температуру вечером, лучше всего учитывать некоторую погрешность в виде роста показателей. К примеру, влажность в помещении может оказывать влияние на общую температуру малыша.
Мамы нередко определяют температуру у малыша путем простого прикосновения губами к его лобику. Если ребенок горячее, чем обычно, стоит выполнить повторные измерения с помощью термометра. В таком случае вы поймете, надо ли бить тревогу.
Врачи обычно не советуют выполнять ректальное измерение температуры у детей, однако этот метод тоже не следует списывать со счетов. Нередко он дает самый точный результат, но во время его исполнения надо проявлять осторожность. Чтобы правильно измерить ректальную температуру, следует положить ребенка набок и подтянуть его ноги к животику. Далее аккуратно вводите ребенку в анальное отверстие термометр, но не глубже 1-2 см. Обязательно прогрейте конец термометра и используйте вазелин. Держать устройство следует до того момента, когда термометр издаст звуковой сигнал. Обычно достаточно 5-7 минут на это.
Измерения температуры следует проводить ежедневно. Для этого можно вести свой дневник температуры. Усредненное значение показателей и будет являться нормой для новорожденного.
Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция
Особенности терморегуляции у ребенка, детей
Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.
Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.
Теплопродукция в организме ребенка, детей
Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.
Теплоотдача в организме ребенка, детей
Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.
За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.
Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.
Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.
Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.
Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.
Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.
Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.
Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.
Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.
Температура тела ребенка, детей
Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.
Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.
В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.
Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.
Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.
Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.
Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.
У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.
Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами
Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.
Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.
При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.
Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.
Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.
Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).
Гипертермия у ребенка, детей
Температура у детей
Что такое высокая температура у ребенка?
Повышенная температура у детей наблюдается довольно часто, иногда появляется высокая температура у ребенка, и к этому надо привыкнуть родителям. Принято считать, что температура тела повышена, если она превышает 37 град., причем для этого состояния используют медицинский термин «лихорадка». Однако в быту он применяется редко, и обычно говорят просто о температуре у ребенка, хотя правильнее было бы говорить о повышенной температуре или лихорадке у ребенка.
Выделяют температуру субфебрильную (температура у ребенка 37 град. и выше, но не более 38 град), слабую (у ребенка температура 38 град. и выше, но не более 38,5), умеренную или фебрильную (38,5-39 град.), высокую или пиретическую (у ребенка температура 39 град. и выше, но не более 41 град.), чрезмерную или гиперпиретическую (выше 41 град., опасна для жизни ребенка). Иногда только высокие, например, температура 40 у ребенка или у ребенка температура 38, а не все значения температуры, объединяют вышеуказанным термином «лихорадка». Это связано с тем, что лихорадочные состояния являются более общим состоянием (хотя повышенная или высокая температура у ребенка – это главный признак) и могут сопровождаться учащением пульса, учащением дыхания, ощущением жажды, озноба и т.п.
Существуют и другие классификации состояний с повышенной температурой у детей (по типу, по форме), но, по мнению многих детских врачей, они малоэффективны при диагностике, поскольку использование современных лекарственных средств (антибиотики для детей при температуре, жаропонижающие препараты в виде различных таблеток от температуры для детей) сильно искажает динамику и характер температурных изменений.
Причины повышения температуры у детей
Температура тела ребенка, как и взрослого, в любом состоянии отражает равновесие (баланс) между процессами внутренней теплопродукции и отдачей тепла во внешнее пространство, преимущественно через кожные покровы. Механизм поддержания этого равновесия довольно сложен и регулируется в первую очередь внутренним «термостатом» — гипоталамусом (небольшая область в части головного мозга). Именно гипоталамус отдает команду на смещение температурного равновесия, и, в конечном счете, температуры тела, в ту или иную сторону. В нормальном состоянии организма температура поддерживается на уровне, не превышающим 37 град. Но под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов гипоталамус может получить «информацию», требующую от него «выдачи команды» на смещение теплового равновесия в организме в сторону повышенной теплопродукции. Параллельно, без участия гипоталамуса, в организме запускаются механизмы на сдерживание теплоотдачи (сужение кровеносных сосудов кожи). В конечном счете, это и приводит к установлению равновесной температуры на новом, повышенном, уровне.
Факторы, вызывающие запуск этой цепочки, могут быть весьма разнообразными и многоликими, иногда не поддающимися быстрой диагностике у детей. Более того, возможно повышение температуры у ребенка без других симптомов. Но наиболее частыми причинами повышения температуры являются:
Температура у детей наиболее часто связана с инфекционными заболеваниями (грипп и ОРВИ, инфекционные ЛОР-заболевания и инфекционные патологии желудочно-кишечного тракта и т.д.). Но она может возникать, обычно краткосрочно, и без видимых причин, например, после излишней физической нагрузки, при перегревании в теплой одежде или под излишне теплым одеялом.
А зачем больному организму нужна повышенная температура?
Среди специалистов не вызывает сомнения, что повышение температуры — это один из способов борьбы организма с возникшей патологией, например, с инфекцией. Но точные механизмы этого способа пока не известны. Действительно, как может температура у ребенка, если ему и так плохо, обеспечить дополнительный способ борьбы с болезнью?
Более или менее понятное объяснение есть только в отношении инфекционных болезней. Считается, что повышение температуры для инфицированного организма — это некая защита, сформированная в процессе длительной эволюции. Образно говоря, у теплокровных животных это был первичный способ борьбы с инфекциями. Действительно, при повышении температуры происходит:
Именно поэтому высокая температура у ребенка — это один из способов усиления ответа иммунной системы его организма для «избавления» от болезни, приведения организма в боевое состояние. И именно поэтому многие детские врачи не рекомендуют сразу снижать высокую температуру ребенка, например, с помощью различных таблеток от температуры для детей, если температура не превысила пороговые значения, когда начинается ее прямое отрицательное воздействие на системы организма.
Температура у детей и взрослых
Механизмы повышения температуры у детей и взрослых практически совпадают, однако смещаются акценты в списке причин. У взрослых наиболее частые причины — инфекции вирусной или бактериальной природы, грибковые инфекции. У детей, особенно раннего возраста, к этому списку можно добавить многие неспецифические факторы: психоэмоциональные стрессы и другие психогенные причины, неконтролируемое перегревание, аллергические реакции детского возраста, температура при прорезывании зубов, различные реакции на медикаменты. Причем, в отличие от взрослых, у ребенка температура 39 или у ребенка температура 38, совсем не редкость, и высокая температура у детей не обязательно ассоциируется с тяжелой болезнью.
Как проявляется температура у ребенка?
Дети имеют еще несовершенные механизмы терморегуляции, которые созревают только к возрасту 7-8 лет. Поэтому температура у детей в норме колеблется в течение дня, бывает, что утром в среднем температура у ребенка 37, к вечеру температура у ребенка 37,5, иногда до 37,8.
Но родителям следует заподозрить повышенную температуру и сразу ее измерить, если:
Как измерить температуру у ребенка?
Если родители подозревают температуру у ребенка, следует немедленно измерить ее значение специальными детскими термометрами. Это тем более необходимо сделать, если потребуется вызвать врача на дом. Измерять желательно в состоянии покоя ребенка, или когда он спит. В настоящее время существует множество средств для этой процедуры.
Тепловые индикаторы (в виде полосок с термочувствительными маркировками). Время измерения 15-20 секунд. Удобны в путешествиях, но имеют низкую точность и позволяют только ответить на вопрос: есть ли у ребенка повышенная температура?
Цифровые термометры (в том числе – универсальные). Время измерения от 30 секунд до одной минуты. Чрезвычайно распространены, поскольку удобны (например, есть модели в виде детских сосок). Но следует помнить, об их недостатках: постепенная потеря точности, постоянная погрешность в сторону завышения на 0,3-0,5 градуса, погрешность при измерении подмышечной температуры кожи (поскольку трудно обеспечить плотный контакт с кожей).
Высокоскоростные электронные и инфракрасные термометры. Время измерения – несколько секунд. Недостатки — только для измерения поверхностной температуры и высокая цена.
Ртутные стеклянные термометры (классические). Время измерения – 3-6 минут. Остаются самым точным инструментом и используются преимущественно врачами. При использовании самостоятельно в домашних условиях следует помнить о технике безопасности и осторожности и использовать только в подмышечной впадине.
При измерении температуры и оценки ее повышенности важно знать нормы температуры у ребенка, т.е. какая температура является именно для вашего ребенка нормальной. Для этого ее измеряют в одно и то же время у здорового ребенка в течение некоторого периода, и усредненные показатели будут соответствовать его температуре в норме.
Существуют три обычных, наиболее популярных и рекомендуемых, метода измерения температуры: подмышечный, оральный и ректальный. Из них последний считается наиболее точным, но требует от родителей определенных навыков и психологической подготовки ребенка.
Когда нужно срочно вызывать детского врача?
Если у ребенка температура, не во всех случаях требуется сразу вызывать детского врача на дом. Это часто зависит от предыдущего опыта родителей и их субъективных ощущений. Но нельзя откладывать вызов педиатра в следующих случаях:
Но к визиту врача родители должны подготовиться: запомнить время начала и длительность температуры, зафиксировать ее значения в различные периоды, по возможности понять общее самочувствие ребенка, его жалобы и явные дополнительные симптомы. Это поможет врачу поставить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.
Уход за ребенком с температурой
Как ухаживать за ребенком с температурой должен определять врач, в зависимости от заболевания. Но есть общие рекомендации, применимые для большинства случаев.
Постельный режим. Даже если ребенок с повышенной температурой чувствует себя удовлетворительно, рекомендуется преимущественный или постоянный постельный режим.
Режим питания. В таком состоянии дети часто теряют аппетит. Поэтому желателен облегченный рацион из любимых продуктов, без принуждения к еде.
Питьевой режим. При повышенной температуре тела дети теряют много жидкости, которую необходимо восполнять. Желательно как можно чаще, например, каждые полчаса, давать им питье в виде чая, сока или простой воды.
Замена белья. Как можно чаще менять одежду у ребенка, постельное белье, полотенца.
Контроль температуры. Контроль должен быть периодическим, но не беспокоящим ребенка.
Не переутеплять ребенка в постели. Это касается особенно случаев заболеваний, которые сопровождаются высокой температурой, например, у ребенка температура 39.
Когда температура спадет. Типичная ошибка родителей — позволять ребенку сразу после возвращения нормальной температуры активно двигаться, играть в подвижные игры. Однако, дети после перенесенного заболевания не могут правильно рассчитать свои силы. Поэтому желательны длительные паузы или спокойные игры.
Как избежать температуры у ребенка?
Такой странный и некорректный вопрос задают некоторые родители. Формально ответ очень простой.
Температура у ребенка или взрослого не является каким-либо самостоятельным заболеванием, а симптомом – нормальной защитной реакцией организма. Например, на действие различных патогенных частиц (патогенных бактерий, вирусов, их токсинов), продуктов распада белков (например, при ожогах, гематомах), аллергенных частиц. Поэтому, единственно правильный способ — укрепление иммунной системы для предотвращения развития инфекционных заболеваний (сбалансированное питание, физическая активность на свежем воздухе), защита от аллергических реакций, лечение системных заболеваний.
Но активный прием жаропонижающих препаратов, различных таблеток от температуры для детей, особенно в профилактических целях (например, при подозрении на ОРВИ), без консультации врача-педиатра крайне нежелателен.