как узнать есть ли у вуза лицензия и аккредитация
Проверка аккредитации вуза и лицензии
При выборе вуза для поступления, обязательно надо обратить внимание на его лицензию и на то, что он прошел государственную аккредитацию. Процедура лицензирования и аккредитации проводится по инициативе самого вуза.
Лицензия
Это такой документ, который выдается министерством образования и науки Российской Федерации и означает, что образовательное учреждение соответствует необходимым критериям. Наличие лицензии подтверждает право учреждения на оказание образовательных услуг. Лицензия регулирует и устанавливает строгое количество учащихся, которые могут получать образовательные услуги в данном вузе. Этот документ выдается на неопределенный срок. Лицензию обязан иметь не только главный вуз, но и все его филиалы в каждом городе. На нашем сайте можно найти всю необходимую информацию, а также проверить, имеется ли лицензия у конкретного учебного заведения.
Свидетельство о государственной аккредитации
Документ, который доказывает, что вуз прошел контроль качества услуг в сфере образования. Аккредитация вуза как проходит? Проводит эту процедуру Рособнадзор, а свидетельство выдается сроком на 5 лет, после того, как срок действия свидетельства истекает, процедуру необходимо повторить.
Важно знать, что в свидетельстве обязательно должны быть указаны следующие пункты:
У каждого учебного заведения разная степень аккредитации. Абитуриентам при выборе вуза стоит учитывать эту степень, она показывает характеристики, которые выделяют конкретное учебное заведение среди других. Вузам присваиваются 3, 4 или 5 ступени аккредитации. 3 и 4 ступень означают, что учебное заведение является вузом высшей категории, со своим сформированным преподавательским составом, образовательными программами, собственными офисами и филиалами. 5 ступень является наивысшей. Она означает, что вуз имеет национальное значение, его образовательные программы наивысшего качества, преподавательский состав самый лучший, а образование самое эффективное.
Наличие свидетельства о государственной аккредитации является гарантией того, что выпускник по окончании вуза получит диплом государственного образца.
Как узнать есть ли аккредитация у вуза?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
Государственная аккредитация
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся.
Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее — аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.
Уважаемые коллеги!
Рособрнадзор напоминает о необходимости погашения задолженностей по уплате государственной пошлины и получения своевременно не востребованных документов по результатам оказания государственных услуг.
При представлении в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности следует учитывать, что в соответствии с частью 18 статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (приказ о государственной аккредитации) организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039.
День приема заявления о проведении государственной аккредитации следует считать дату регистрации Уведомления о принятии заявления на рассмотрение по существу.
В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 к заявлению и сведениям о реализации образовательных программ организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:
В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в Рособрнадзор (единое окно по адресу г. Москва, ул. Шаболовская, д.33 тел. 8-495-984-89-19) на бумажном носителе одним из следующих способов:
Рособрнадзор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:
В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах «а» — «д» пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте «е» пункта 17 Положения о государственной аккредитации, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявлением и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существую в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее — документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с их прием и регистрацию.
В соответствии п.1 п.п 6 ст. 333.18. «Порядок и сроки уплаты государственной пошлины» Налогового кодекса, при подаче заявления о государственной аккредитации необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении
На основании частей 9 и 10 статьи 98, пункта 2 части 15 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729. «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Целями создания Федерального реестра являются:
В рамках проектной деятельности Рособрнадзором создана федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО), обеспечивающая сбор сведений о выданных документах с образовательных организаций, накопление этих сведений в единой базе данных.
Важная информация!
Уважаемые пользователи федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»! Сообщаем Вам о том, что поля «СНИЛС», «Гражданство», «Форма обучения», «Источник финансирования», «Форма получения образования на момент прекращения образовательных отношений» станут обязательным для заполнения в шаблонах федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» с 1 января 2021 года.
В связи с обращениями образовательных организаций ВПО (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) о внесении сведений за 2009-2014 годы информируем:
Проверка лицензии на образовательную деятельность
Вопросы образования играют ключевую роль в развитии общества. Именно этим объясняется повышенное внимание к ним со стороны государства. Для получения права на осуществление деятельности, связанной с образованием, необходимо получение образовательной лицензии.
Основные цели аккредитации — это конечно же предотвращение возможности нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан в следствие оказания тех или иных видов услуг.
Для этого законом был установлен ряд определенных требований для соискателей лицензии (те, кто планирует получить лицензию). А также установлены требования, предъявляемые к лицензиатам (владельцам лицензии), соблюдение которых обязательно на протяжении всего срока осуществления лицензируемого вида деятельности.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных уже непосредственно 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
А вот уже порядок лицензирования определен № 966 «Положением о лицензировании образовательной деятельности». Что касается требований к соискателю лицензии и лицензиату, то нас будет интересовать 4 и 6 пункт данного положения.
В отношении соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензиата, выразившего желание переоформить уже имеющуюся лицензию, проводятся внеплановые выездные проверки.
Основанием для переоформления бланка лицензии, повлекшим проведение таких проверок, является реализация новых образовательных программ, не указанных в лицензии; осуществление образовательной деятельности по адресам новых филиалов, либо смене действующего адреса, по которому осуществлялось ведение образовательной деятельности.
Соответственно, в ходе проверки устанавливается соответствие соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В 2019 году (с 15.01. по 30.09.) Рособрнадзором проведено 168 внеплановых выездных проверок (161 — в отношении лицензиата и 7 — в отношении соискателя лицензии).
По результатам проведенных проверок выявлены следующие несоответствия соискателей лицензии/лицензиатов по следующим показателям:
Необходимо также отметить, что по результатам 32 проверок за 2019 г. в части установления соответствия соискателя лицензии/лицензиата лицензионных требованиям (19% от общего количества таких проверок) выявлены нарушения в части отсутствия специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ст.79 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»), а именно:
Согласно требованиям 99-ФЗ основаниями для отказа в получении/переоформлении лицензии являются предоставление недостоверной или искаженной информации, а также установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата/соискателя лицензии лицензионным требованиям.
По результатам проведенных проверок издано 14 приказов Рособрнадзора об отказе в предоставлении/переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности как раз таки по причине отсутствия таких «специальных» условий.
По результатам остальных проверок, выявивших аналогичные нарушения, заявления о предоставлении/переоформлении лицензии были отозваны самими образовательными организациями.
Проверка образовательного учреждения на наличие лицензии
Для любой образовательной деятельности в России требуется лицензия Рособрнадзора. Исключение — индивидуальные предприниматели, если они преподают сами без найма других преподавателей.
Перед тем, как аккредитовать ВУЗ, Рособрнадзор или местный Комитет по образованию проверяет, есть ли у организации всё необходимое для качественного образовательного процесса.
Это повторяется и после лицензирования — раз в один-три года, а если есть жалобы, то и чаще.
Наличие этого документа показывает, что у частной организации есть:
Важно! Лицензирование обязательно и для дистанционного образования.
Где можно узнать о подлинности разрешения?
Образовательным учреждениям выдают бумажную версию документа.
Как правило, на сайте заведения есть список электронных версий лицензий и других обязательных документов. Их можно проверить, не выходя из дома.
Иногда разрешение после проверки отзывают. Это случается, если условия ухудшились и не соответствуют требованиям закона. Но недобросовестные руководители и педагоги не всегда сообщают об этом.
Более надёжный способ проверки — обращение в реестр лицензий. Если одну из них отзывают, информация об этом сразу же отображается.
Рособрнадзор ведёт сводный реестр. Этот орган занимается лицензированием таких учреждений, как:
Лицензированием остальных заведений занимаются местные комитеты. Они тоже ведут реестры, но в рамках местного образования. А в сводный попадает информация обо всех заведениях.
Способы проверки разрешения министерства образования на осуществление деятельности
Это можно сделать несколькими способами:
Проверка онлайн по номеру или ИНН
Прежде всего необходимо открыть сводный реестр лицензий. Для этого:
В результате появится информация о состоянии лицензии. Возможны такие варианты:
Важно! Если стоит статус «приостановлена», это означает, что выявлены какие-то нарушения. Если они не слишком серьёзны, даётся время на исправление. Затем проводится проверка, в результате которой лицензия аннулируется или становится действующей.
Если информации нет вообще, это означает, что номер введён неверно или лицензия поддельная. Например, заведение образования не обращалось за ней или не смогло пройти проверку.
Как узнать наличие разрешения у института или другого ВУЗа на право образования?
Общая схема та же, что и для организаций, которые предоставляют услуги, связанные с образованием не высшего уровня. Единственное исключение — обращаться нужно только в Рособрнадзор. Способы остаются теми же: лично, по почте или через интернет.
Федеральная служба находится в Москве, поэтому личный визит будет удобен только жителям столицы. Адреса отделений и телефон для связи есть на сайте.
В 2018 году Рособрнадзор приостановил действие 20 лицензий и запретил набирать абитуриентов 46 вузам — их программы не соответствовали государственным образовательным стандартам. При этом 16 вузов лишились права вести учебную деятельность и выдавать дипломы государственного образца.
Лицензионный контроль
Нормы Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют от образовательных организаций:
Для того чтобы следовать установленным нормам законодательства руководителю учебного заведения необходимо обладать высоким уровнем правовой культуры.
После получения лицензии каждую организацию будет стабильно проверять лицензирующий орган, предоставивший соответствующую лицензию. В частности, предусмотрены плановые проверки с периодичностью проведения от одного года до трех лет максимум. График таких проверок утверждается лицензирующим органом и размещается на официальном сайте.
Эти надзорные органы при проверке деятельности образовательной организации выявляют нарушения и выдают предписания, составляют протоколы об административных правонарушениях и начисляют ощутимые штрафы на должностных лиц — руководителей организации и на саму проверяемую организацию. Получив предписание о нарушении законодательства, образовательная организация должна подготовить приказ с изложением принимаемых мер по устранению отмеченных недостатков, выслать его в Отдел надзора и, впоследствии, предоставить отчет об устранении перечня обнаруженных нарушений. Намного сложнее дело обстоит с устранением таких недостатков, которые проверяющие относят к административным правонарушениям и, как следствие, за такие провинности начисляют штрафы на должностных и юридических лиц. Рассмотрим наиболее типичные нарушения, на которые Отделы надзора и контроля ссылаются в своих протоколах как на административные правонарушения.
Осуществление образовательной деятельности при отсутствии государственной лицензии квалифицируют по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в дальнейшем – КоАП РФ)—деятельность, не связанная с извлечением прибыли влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 170 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
В случаях невыполнения требований по режиму деятельности обучающихся (СанПиН 2.4.4.1251-03) или занятий с ПЭВМ детей школьного возраста (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) данное нарушение квалифицируют по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Проведение образовательной деятельности при отсутствии разработанных и утвержденных образовательных программ признается административным правонарушением по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Ведение образовательной деятельности представительствами образовательных организаций — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
При отсутствии необходимого материально-технического обеспечения образовательной деятельности в части подпункта «б» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и(или) оборудование помещений с нарушением государственных и местных норм и требований квалифицируется по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Прием на работу в образовательную организацию лиц, не имеющих среднего профессиональное или высшего образования и не отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований и условий) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Прием на работу педагогических работников без справок об отсутствии ограничений при поступлении на работу в образовательное заведение считается административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод (в части нарушения права на охрану жизни и здоровья) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Нарушение порядка размещения на официальном сайте в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма предоставления, являются признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся ) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Отсутствие правил приема на обучение по дополнительным образовательным программам с оплатой стоимости обучения физическими и(или) юридическими лицами является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от 50 до 100 тысяч рублей.
Отсутствие договора об оказании платных образовательных услуг за счет средств физических и(или) юридических лиц или его несоответствие установленным требованиям квалифицируется по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение правил оказания платных образовательных услуг) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
Отсутствие условий для ознакомления участников образовательных отношений со своими правами и обязанностями, соблюдения прав и обязанностей участников образовательных отношений квалифицируются по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) ‑ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Отсутствие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Отсутствие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.