как узнать год выпуска зил 131
Год выпуска — по номеру шасси ЗИЛ 131 (до 1989 года)
Не секрет, что на большинстве табличек грузовиков ЗИЛ не пробивался год выпуска. Однако иногда хочется узнать год выпуска машины, табличка с которой пополнила вашу коллекцию. На этот случай мы составили список, по которому можно отнести определенный номер шасси к году
ЗИЛ 131 (до 1989 года)
1967
000319
1969
013337
1970
014152-027144
1971
035722-050180
1972
057219-079106
1973
086176-114321
1974
119519-151868
1975
154019-192794
1976
194693-233919
1977
243470-286028
1978
288408-332872
1979
334567-381138
1980
384209-420769
1981
431127-477659
1982
481446-525601
1983
528416-571190
1984
574161-615230
1985
632028-669221
1986
677764-712265
1987
715746-762338
1988
767106-806630
1989
841298-881655
Данные являются ориентировочными; составлены на основе «живых» табличек из коллекций авторов
Как узнать год выпуска зил 131
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
Модель, номер шасси и номер двигателя указаны в вводной табличке заводских данных, которая крепится справа на подставе пассажирского сиденья (рис. 108).
Буквы XTZ в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе:
X — географическую зону; Т — страну; Z — завод-изготовитель. Шесть следующих цифр обозначают модель автомобиля.
Кроме того номер шасси выбит на заднем конце правого лонжерона рамы автомобиля, а номер двигателя (средняя строчка рис. 109) — на горизонтальной площадке верхней передней части блока двигателя около рым-болта. Там же выбиты
модель двигателя (верхняя строчка) и год выпуска двигателя (нижняя строчка).
Рис, 108. Места нанесения номера шасси и установки заводской таблички
ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
Автомобили, эксплуатация которых не планируется в течение длительного времени, следует консервировать в соответствии с требованиями ведомственных инструкций по хранению и консервации автотракторной техники и имущества.
При отсутствии ведомственной инструкции необходимо выполнить следующие работы: провести очередное ТО;
слить жидкость из системы охлаждения и омывателя ветрового стекла, как указано выше;
плотно обвязать промасленной бумагой места входа рычагов управления в крышки агрегатов, заклеить промасленной бумагой зазоры между тормозными барабанами и щитами; колпачки сапунов обернуть изоляционной лентой;
рессоры разгрузить, листы смазать графитной вмазкой, ведущие мосты установить на подставки, внутреннюю поверхность покрышек протереть тальком, давление воздуха в шинах довести до нормы;
зарядить аккумуляторную батарею, довести уровень и плотность электролита до нормы, протереть насухо и смазать выводы техническим вазелином, отключив батарею от массы;
инструмент, принадлежности и запасные части очистить, смазать и обернуть промасленной бумагой;
зачистить от коррозии и подкрасить места е поврежденной краской, неокрашенные металлические части очистить и смазать смазкой ВТВ-1 и ПВК.
В процессе хранения:
а) один раз в 6 месяцев осмотреть автомобиль, удалить следы коррозии и подкрасить места с поврежденной краской, восстановить защитный слой на неокрашенных металлических поверхностях автомобиля и на поверхностях инструмента, принадлежностей и запасных частей, устранить замеченные неисправности?
б) один раз в год залить в цилиндры двигателя масло в порядке, указанном выше
При снятии в хранения удалить консервационные материалы и смазочный материал провести ЕО.
Номер рамы ЗИЛ 131
Посмотреть номер рамы ЗИЛ-131, где находится заветная информация, можно как минимум в нескольких разных местах. Его местоположение зависит от модели, года производства грузовика. Указанные на раме данные необходимы для идентификации транспортного средства, по ним определяют конструктивные особенности модификации конкретного автомобиля.
Из чего состоит номер рамы ЗИЛ-131
Состоит номер рамы ЗИЛ-131 из английских букв и арабских цифр. Литеры XTZ раскрывают следующую информацию:
Шесть цифр обозначают уникальный код автомобиля.
Где посмотреть данные
Модификацию, номер шасси и двигателя, можно увидеть на вводной табличке. Она прикреплена к пассажирскому креслу, справа, к металлической подставке. Также номер рамы ЗИЛ 131 должен быть выбит на заводе-изготовителе на заднем правом лонжероне грузовика. Обычно в 20-30 сантиметрах от ее окончания. Но не все так просто.
Идентификаторы на раме ЗИЛ-131 стали выбивать, только начиная в 1985-го года. До этого их писали краской. Табличку с нужной для ГАИ информацией крепили при помощи заклепок или винтов. Работники завода изготовителя иногда не задумывались о том, что номер рамы ЗИЛ-131 обязательно должен быть проставлен в одном определенном месте. Строгий контроль за этим процессом не организовали.
Поэтому выбитые цифры размещены как минимум в трех местах, но всегда на правой стороне. Они должны находиться ближе к концу рамы. Но часто их указывали еще и возле заднего моста и даже ближе к кабине. Это происходило из-за того, что работники завода пробивали цифры в том месте, где остановилась рама возле них. Они сидели на табурете и не хотели лишний раз вставать. Наглядно показывает, где номер рамы ЗИЛ-131 фото, на котором запечатлен участок шасси с цифрами.
Где еще можно увидеть идентификатор
Опытные специалисты знают, где номер рамы на ЗИЛ-131, как узнать его разными способами. Все данные из ПТС дублируются в свидетельстве о регистрации грузового ТС. Если напротив надписи с номером шасси не указано никаких цифр, то нужно посмотреть на данные о кузове. Значит они идентичны. Но это касается не всех моделей автомобилей.
Поэтому получить информацию можно и из инструкции по эксплуатации транспортного средства. Часто их рисовали еще и краской в двух разных местах. Увидеть цифры идентификатора можно справа или слева за бензиновыми баками.
Модификации автомобиля ЗИЛ-131
Выпускался автомобиль под аббревиатурой ЗИЛ-131 с 1966-го по 1986-ой годы. До 2002-го с конвейера сходили его другие модификации. Например, ЗИЛ 131Н изготавливался без платформы. На него можно было установить разные виды кузовов и установок. Производили модели на двух заводах, расположенных в Москве и на Урале.
Основные модификации грузового авто:
Выпущено было много модификаций, в течение многих лет. Поэтому номер шасси иногда тяжело найти. Нанесенные краской цифры естественным образом с течением времени, уже через небольшое количество лет, становились незаметными. Особенно быстро они исчезали, если за автомобилем плохо следили, не перерисовывали их ежегодно. Увидеть номер рамы ЗИЛ 131, где находится фото, размещенные на сайте, позволяют в подробностях и деталях.
Почему важно знать идентификатор на раме ЗИЛ 131
Важно знать номер рамы ЗИЛ 131, потому что это основной идентификационный знак этого и любого другого транспортного средства. Благодаря ему можно понять, находится автомобиль в угоне или нет. Какова его история, сколько было у него хозяев, и кто они такие. Код позволяет узнать производителя, некоторые характеристики и год изготовления грузовика. А также другие важные данные.
Идентификатор шасси ЗИЛ-131 в обязательном порядке проверяется при снятии транспортного средства и постановке на учет, а также при проведении технического осмотра. Что будет если цифры не реально прочитать? В случае повреждения номера рамы ЗИЛ 131, или если появляются сомнения в его оригинальности, собственника автомобиля направят к судебным экспертам. Им будет поручено выяснить, что с ним не так.
Как проводится экспертиза номера рамы ЗИЛ 131
Чаще всего на экспертизу транспортное средство направляют работники станции техосмотра и МРЭО. Иногда владельцы автомобиля сами обращаются за помощью. Например, если номер невозможно увидеть, потому что он поврежден коррозионными процессами. Направляют на экспертизу автомобили иногда и таможенники, следователи.
Специалисты будут выяснять вносились изменения или нет. Они ответят на такие вопросы:
Ответы на вопросы позволяют выяснить: поврежден номер рамы ЗИЛ 131 временем, без участия человека, или изменен специально с какими-либо целями. Чтобы была проведена экспертиза, собственник транспортного средства должен написать заявление. После заключения договора и внесения оплаты специалисты начнут работать. Стоимость услуги зависит от затраченного времени и цены расходных материалов.
Что еще нужно знать о номере рамы ЗИЛ 131
Самостоятельно выбивать, улучшать видимость номера рамы ЗИЛ 131, а также любого другого транспортного средства, запрещается. Дублированием занимается обычно бюро судебных экспертиз. Если цифры с трудом, но читаются, регистрация грузового автомобиля выполняется с отметкой — номер шасси поврежден коррозией. Это наиболее простой и приемлемый вариант.
В том случае, если на раме ЗИЛ 131 невозможно прочитать даже несколько цифр, потребуется выполнить нанесение или дублирование первичного заводского номера. Если он был поврежден в результате ДТП, уничтожен, перебит угонщиками, потребуется пройти процедуру восстановления. Подделка идентификационных данных транспортного средства преследуется по закону и карается уголовной ответственностью. Поэтому лучше самому ничего не делать с цифрами на шасси.
После восстановления номера рамы ЗИЛ-131 экспертами, определения типа его изменения, выносится решение о возбуждении или отсутствии уголовного дела. Если речь идет о криминальной ситуации, будет проведено длительное расследование, в ходе которого выяснят все обстоятельства. Регистрация автомобиля ЗИЛ 131 возможна будет только после закрытия дела, если не обнаружены признаки преступления.
Иногда на раму рядом с номером наносят марку стали, из которой она произведена. Бывают смешные ситуации. Невнимательные и неопытные работники государственных органов могут принять марку стали за номер рамы.
Современный номер рамы
На старых грузовиках, в том числе, на ЗИЛ-131, обычно указан только номер рамы. На новых транспортных средствах нанесен vehicle identification number. Современный VIN состоит из уникальных букв и цифр. По стандарту ISO 3779 он выполнен из трех блоков. В него входит 17 цифр. По ним можно определить:
Цифры указывают и на конструктивные особенности автомобиля. Позволяют определить модель, тип привода, питание, двигатель, вид трансмиссии. Цифрами указан серийный номер, год изготовления и другие полезные данные.
Современный номер VIN позволяет извлечь ценную информацию страховым компаниям, государственным органам, магазинам по продаже запчастей, представителям СТО и многим другим. Его наносят с 1980-го года на грузовики, тракторы и другие транспортные средства.
Например, если на грузовике IVECO VIN начинается с Y6B или Y7A, то это значит, что он был собран в Украине. Код SBC позволяет понять, что ТС произведен в Великобритании на заводе Iveco Ford Truck Ltd. Информация с VIN полезна при покупке грузовиков, тракторов, и при подборе запчастей и комплектующих.
В зависимости от страны и завода изготовителя комплектация ТС может отличаться. Для расшифровки кода нужно использовать онлайн VIN-Decoder или VIN-Info. Владельцам советских грузовиков намного проще. Потому что номер рамы ЗИЛ 131 несет намного меньше информации.
Что нового появилось в законодательстве о номерах на раме и регистрации ТС
Владельцы грузовиков, у которых номер рамы ЗИЛ 131 ржавый, плохо читаемый, должны нанести дополнительную маркировку, так называемую полицейскую. Эта обязанность наложена отдельным законом. Эта процедура позволяет упростить сделки с проблемными грузовиками, тракторами и другими транспортными средствами.
При постановке на учет автомобиля инспектор проверяет номер рамы ЗИЛ-131 тщательным образом. Если он проржавел, то будет составлен рапорт о наличии признаков изменения маркировки. После этого назначается проверка, ее выполнит эксперт-криминалист.
На основании выданного заключения будет принято решение о возбуждении или отказе от уголовного дела. Только после этого владелец может зарегистрировать авто. По идентичной схеме регистрируются транспортные средства, которые были угнаны и возвращены владельцу с уже перебитыми номерами.
Правила регистрации автомобилей часто меняются, дополняются, совершенствуются, поэтому о последних точных данных лучше узнать в соответствующих государственных органах. Недавно верховный суд отказался менять правили регистрации автомобилей со ржавым номером кузова.
Вывод
Узнать номер рамы ЗИЛ-131 можно разными способами. Он указан в документах и высечен на металле. Обычно нанесен с правой стороны рамы, в 20-30 сантиметрах от ее окончания. Без него ЗИЛ 131 и любое другое ТС невозможно перерегистрировать.
Он несет важную информацию о месте изготовления, основных характеристиках и истории транспортного средства. Номер на шасси позволяет избежать приобретения угнанного автомобиля, потому что все изменения становятся известны при его расшифровке.
Лучший советский военный грузовик: родословная армейского автомобиля ЗИЛ-131
История известного военного полноприводного грузовика ЗИЛ-131 повышенной проходимости, созданного целиком и полностью силами советских инженеров с некой оглядкой на американские стандартизованные машины М34, тесно переплеталась с развитием практически всех других автомобилей Московского автозавода третьего поколения.
Трёхосный капотный ЗИЛ-131 со всеми односкатными колёсами являлся первым отечественным армейским грузовиком среднего класса грузоподъемностью 3,5 тонны при эксплуатации на местности, который во время работы на дорогах с твёрдым покрытием доставлял армейские грузы массой до пяти тонн. Выпускавшийся в течение 34 лет ЗИЛ-131 стал основным грузовиком Советской армии и главной базой обширного семейства специальной военной автотехники.
Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)
Опытные грузовики с маркировкой ЗИЛ-131 появились в 1956 году, но потом потребовалось целое десятилетие, чтобы довести их до совершенства и поставить на конвейер. Камнем преткновения был перспективный силовой агрегат V8, и потому трёхтонный первенец ЗИЛ-131А получил 135-сильный мотор V6 и агрегаты от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.
Первый прототип ЗИЛ-131А с опытным двигателем V6 и люком в крыше кабины. 1956 год
Результатом этих комбинаций стал второй 2,5-тонный гибрид ЗИЛ-131 с наименованием ЗИЛ-165 и шестицилиндровым двигателем в 125 сил. В 1959-м на испытания поступил третий ЗИЛ-131 с пробным мотором V8 мощностью 148 л.с., ставший реальной базой будущей серийной машины.
Промежуточный вариант ЗИЛ-165 с кабиной и оперением от пробного двухосного автомобиля ЗИЛ-130А. 1957 год
Опытный грузовик ЗИЛ-131 с характерным аллигаторным капотом и «хищной» штампованной облицовкой. 1959 год
Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.)
Долгий процесс созидания ЗИЛа-131 завершился в декабре 1966-го, серийный выпуск удалось развернуть только через год. Автомобиль оснащался совершенным для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, приводом передних колёс с шариковыми шарнирами, рулевым механизмом с гидроусилителем, регулировкой давления воздуха в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. На части машин спереди монтировали пятитонную лебёдку.
Предсерийный ЗИЛ-131 с окошками на крыше во время приёмочных испытаний. 1966 год (архив 21 НИИЦ)
Основной грузовик Советской армии ЗИЛ-131, внешне не отличавшийся от своих прототипов. 1977 год (фото автора)
В процессе серийного производства ЗИЛ-131 постоянно совершенствовался и оснащался новыми узлами и мелкими деталями, но его внешние черты практически не менялись. В апреле 1974-го всему семейству был присвоен почётный государственный Знак качества.
Развитием базовой модели был седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматическим сцепным устройством, служивший для буксировки на шоссе полуприцепов полной массой до 12 тонн и на местности – 7,5 тонн.
Армейский седельный тягач ЗИЛ-131В первого выпуска без лебёдки. 1968 год
В конце 70-х единственной и неудачной попыткой перейти на новый военный автомобиль стали экспериментальные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 в 170 сил, удлинённым капотом и разными исполнениями облицовки передка.
Второй вариант ЗИЛ-131М с верхнеклапанным многотопливным силовым агрегатом. 1980 год (архив 21 НИИЦ)
В 1986-м с конвейера начал сходить экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным мотором. Внешне он отличался едиными блоками фар с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее удачные машины 131-го семейства имели достаточно высокий спрос в СССР и поступали в армии социалистических и соседних стран.
Наиболее совершенный грузовик ЗИЛ-131Н, выпускавшийся на ЗИЛе с 1986 года. Фото автора, 2011 год
Частично доработанные многоцелевые автомобили ЗИЛ-131Н в вооруженных силах Финляндии. 1988 год
Обновленный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с увеличенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебёдкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов развивал скорость 75 км/ч.
Выпуск на Московском автозаводе всех версий 131-го ЗИЛа завершился в 1990 году.
Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
В советских Вооруженных силах и в армиях зарубежных стран грузовики ЗИЛ-131 применялись для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.
Колонна тентованных военных грузовиков ЗИЛ-131Н для транспортировки личного состава
ЗИЛ-131Н с прицепной гаубицей Д-30 и боевым расчётом на военном параде в Хабаровске (фото А.Гуляева)
Приспособленный к северному климату ЗИЛ-131Н с 122-мм орудием Д-30 в финской армии
Автомобили ЗИЛ-131 на демонстрации противокорабельных ракет комплекса «Сопка». 1970 год
В 1980-е военный завод № 38 собрал опытный вариант серийного автомобиля ЗИЛ-131Н для перевозки военнослужащих в холодное время года. Его оборудовали автономной отопительно-вентиляционной установкой с дымовой трубой, смонтированной между кабиной и утеплённым кузовом.
Серийный ЗИЛ-131Н для доставки личного состава в кузове с отопительной системой. 1987 год (архив 21 НИИЦ)
Военизированные седельные тягачи серии 131В обычно работали в сцепе со штатными одно- и двухосными полуприцепами, разработанными по заказу Министерства обороны, и перевозили крупногабаритные грузы, секции мостовых переправ и мостостроительное оборудование.
Тягач ЗИЛ-131В с шеститонным полуприцепом ОдАЗ-9325 со всеми односкатными колёсами (архив 21 НИИЦ)
Типовые кузова-фургоны
Первоначально на ЗИЛе-131 монтировали типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких исполнениях. В конце 60-х, когда началась унификация войсковых фургонов, специально для него был налажен выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-131 и каркасно-металлических КМ-131 с характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. Помимо различного оборудования в них длительное время могли находиться члены экипажа, выполнявшие свои обязанности при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного заражения.
Наиболее прочный каркасно-металлический кузов КМ-131 на шасси ЗИЛ-131 для оснащения ремонтных мастерских
Радиотехнические средства связи и управления
Основная масса новых лёгких, прочных и безопасных кузовов, базировавшихся на экранированных шасси ЗИЛ-131, применялась для размещения в них многочисленных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и управления войсками, общее количество которых достигало нескольких сотен исполнений.
Радиорелейная станция Р-409М в кузове К-131, служившая в Чехословакии под индексом RDM-6. 1975 год
Приоритет в этой области постепенно перешёл к автономным радиорелейным станциям, создававшим последовательные участки линий армейской связи протяженностью до 300 километров. Они снабжались разными видами антенн высотой до 20 метров, наборами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими агрегатами.
Оперативно-тактическая радиорелейная станция Р-419А с телескопическими антеннами на крыше (фото А.Мельникова)
Период 60–70-х годов считался расцветом советских мобильных радиолокационных систем разной мощности и назначения. Их основой считался аэродромный радиолокатор РСП-7Т с дальностью действия 180 км, созданный для автомобиля ЗИЛ-157 и переставленный на ЗИЛ-131. Он также применялся для контроля перемещений самолётов в районе аэродромов и обеспечения их посадки в сложных метеорологических условиях.
Диспетчерский радиолокатор РСП-7Т для контроля за полётами самолетов
Радиолокационная станция П-19 «Дунай» с поворотной антенной. 1978 год
В середине 70-х развитием прежней системы П-15М стала радиолокационная двухкоординатная станция П-19 «Дунай» на двух грузовиках ЗИЛ-131 с аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и агрегатами электропитания. Её назначением были разведка и обнаружение воздушных целей на разных высотах и дальности до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на командные пункты или зенитные комплексы.
На обзорной станции дальнего обнаружения 1Л117 на расстояние до 350 км использовались два грузовика ЗИЛ-131 со специальными кузовами, в которых было смонтировано оборудование приёмопередающей станции и кабина первичной и вторичной обработки полученной информации.
Машина 1Л117 с кузовом КУНГ-1МД для обработки радиолокационной информации
В 70-80-е в состав автономной радиолокационной станции кругового обзора П-37 «Меч», служившей для обнаружения воздушных объектов и обеспечения управления воздушным движением, входили машина на шасси ЗИЛ-131 с аппаратурой управления режимом работы локатора в кузове КУНГ-1М и двухосные прицепы с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, точность определения координат – 500 метров.
Индикаторная машина из состава радиолокатора П-37Р «Меч»
Аппаратная телеграфной связи П-241ТМ в армии ГДР (фото автора)
Менее обширным, чем для ГАЗа-66, являлся набор войсковых аппаратных на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М. В него входили телеграфные аппаратные и машины уплотнения связи ракетных комплексов в семи вариантах исполнения.
Подвижный пункт ПУ-1 на двух автомобилях с типовыми фургонами применялся для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72. В них размещались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчёта полётного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.
Подвижный пункт ПУ-1 с кузовом КУНГ-1М для управления ракетными комплексами 9К72
Штабной автопоезд высшего звена МШ-1 с головной машиной ЗИЛ-131 и прицепом ПШ-1. 1969 год (архив 21 НИИЦ)
К мобильным командно-штабным машинам высокого уровня относился комплекс МШ-1 на базе ЗИЛ-131 с цельнометаллическим кузовом КМ-131, в котором размещались рабочие столы для командиров и операторов, полки и шкафы для документации, системы жизнеобеспечения, электроснабжения, вентиляции и отопления. В буксируемом прицепе ПШ-1 находились места для отдыха боевых расчётов, санитарный блок и ёмкости для вспомогательного имущества.
Мобильная ферменная лестница ФЛ-95 «Сосна» на шасси ЗИЛ-131 для радиостанций дальней связи
Подъём трёхсекционной мачты «Сосна-2М» радиорелейной станции Р-410М-5,5 на шасси ЗИЛ-131Н
В конце 60-х в категории машин обеспечения работоспособности средств дальней связи появились лёгкие мачтовые опоры ФЛ-95 «Сосна» с телескопическими стрелами высотой до 35 метров, служившие для механизированного подъёма приемо-передающих устройств станций радиорелейной и тропосферной связи.
Односекционные мачтовые опоры тропосферной станции Р-410-7,5 на базе ЗИЛ-131
Пятисекционная мачта «Сосна-М» радиорелейной станции оперативного звена Р-404М3
Такие устройства базировались на грузовиках ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями длиной до шести метров с приводом от гидронасоса, работавшего от коробки отбора мощности автомобиля. Для повышения устойчивости применялись тросовые растяжки, обеспечивавшие стрелам вертикальное положение при скорости ветра до 30 метров в секунду.
На заглавной фотографии – главный грузовик Советской армии ЗИЛ-131Н средней грузоподъемности, хранившийся в коллекции Московского автозавода.