как узнать какая была литургия

Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.как узнать какая была литургия. liturgii 220. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-liturgii 220. картинка как узнать какая была литургия. картинка liturgii 220.
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.

Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5-й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1-й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.

Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).

Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.

Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.

Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.

Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).

Литургия свт. Иоанна Златоуста

Литургия свт. Василия Великого

Священник (тайно):

Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…

Вслух:

… победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.

Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

как узнать какая была литургия. liturgii 100. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-liturgii 100. картинка как узнать какая была литургия. картинка liturgii 100.

В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

Источник

Текст Божественной литургии с пояснениями, сколько длится и как проходит служба

Литургия — это богослужение, включающее причастие. Главное таинство христианской церкви основано на духовном смысле Воскрешения Христа. Литургия символизирует апостольское несение Слова Божия людям. Люди становятся сопричастными к жертве Иисуса и к жизни в Нем через совместное преломление хлеба и вкушение вина. Как на чуде Воскрешения Христа основаны церковные праздники, так на Божественной литургии основывается Церковь.

Описание и история возникновения христианской литургии

Слово «литургия» означает «общее дело», а «евхаристия» — благодарение. Литургия — церковная служба, духовно объединяющая прихожан, служителей и Бога. Схема главной церковной службы состоит из трех частей:

Смысл священнодействия — в общем вознесении благодарной молитвы Спасителю. После Вознесения Христа апостолы ходили по земле и проповедовали Слово Божие. Они входили в дома, рассказывали о жизни и чудесах Иисуса, о Его великой жертве.

Они совершали последование, причащали людей хлебом и вином, как Он накормил 5 хлебами 5 тысяч человек и превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

В 1-м веке от Рождества Христова уже исполняли напевные молитвы, славящие Бога, а во 2-м веке появилась Проскомидия. Апостолы раздавали «тело» с дискоса, а «кровь» отливали с чаши. Так же причащают современные священники. Дискос и чаша стояли на столе во время тайной вечери. В 4-м веке стало больше прихожан. Тогда стали использовать лжицу и копие.

Этапы службы в православной церкви

Части Божественной литургии отражают периоды земной жизни Иисуса Христа. Причастие совершается во время литургии верующих, и не всем прихожанам можно на ней присутствовать.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Проскомидия

Служба состоит из чтения молитв и подготовки святых даров:

В следующей части службы готовится Агнец:

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Заключительная часть службы:

Проскомидия означает субботу — день отдыха от трудов, подготовки к встрече с воскресшим Спасителем. Переход к литургии — окончание жизненного пути и вхождение в Царство Божие. Открытие Царских Врат символизирует пришествие Господа и всеобщее спасение.

Литургия оглашенных

Оглашенными называют людей, которые готовятся к крещению, раскаялись или отлучены от причащения за грехи. Они могут присутствовать на этом таинстве.

Как проходит служба:

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

В состав современной литургии входит антифонное пение — правый и левый клирос поют по очереди. Исполняются три антифона. Потом батюшка крестит прихожан Евангелием. Поются кодаки и тропари о святом, почитаемом в этот день, и его деяниях. Литургия завершается чтением Трисвятой молитвы, Апостольских посланий и сугубой ектеньи.

Священник читает сидя, в центре храма, как апостол, а дьякон проходит с кадилом через алтарь и толпу прихожан.

Литургию оглашенных также называют Литургией слова. Чтение Евангелия придает ей завершенность. Ведь, по традиции, после этого оглашенные должны покинуть храм. Они еще не родились во Христе, но, слушая слово Божие, готовятся к рождению. Ектения — общее прошение, молитва о нуждах и горестях мира и специальное о путешественниках, пленных, болезных и страждущих, и в завершение — об оглашенных. В конце батюшка разворачивает антиминс на Престоле.

Литургия верных

После слов «Изыдите, оглашенные» в храме остаются верные христиане, о которых звучит Херувимская песнь. Она состоит из малой ектеньи и молитвы о просьбе причащаться без осуждения. Так сообщают о готовности людей принять Причастие.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Великий Вход заканчивает закрытие Царских Врат занавесями. Просительной ектеньей прихожан готовят к причащению. Священник произносит тайную молитву с просьбой к Господу принять жертву. С призывом ко всеобщей любви и единомыслию священнослужители целуют потир, дискос, Престол и друг друга со словами «Христос среди нас» и «Есть и будет».

Дьякон призывает следить за входом в храм, чтобы в него не вошел оглашенный. Призыв этот — дань традиции прошлого, когда у дверей стояли привратники. Так заканчивается первая часть Литургии верных — Символ Веры.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Во второй части совершается причастие. Дьякон призывает верующих к анафоре — переложению хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Священник читает евхаристические молитвы. Обращают призыв к Святому Духу, чтобы тот снизошел на дары и превратил хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христа.

Дьякон призывает Господа благословить дискос и потир.

Следующий этап — подготовка к причастию:

Первыми причащают младенцев и только Кровью. Верующие целуют край чаши, который в древности символизировал ребро Христа. Во время причащения алтарь символизирует Сионскую горницу и таинство причастия апостолов и Учителя.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

После окончания причастия чашу относят обратно на Престол. Все частицы, оставшиеся на Дискосе, окунают в потир в знак поминовения живых и мертвых. Чашу накрывают полотном, на дискос кладут звездицу и лжицу. Священник благословляет прихожан и кадит дары.

Причащаясь, верующие сами обращаются в тело и кровь Спасителя, принимая благодать Святого Духа.

Заключительная часть литургии — Благодарение. Дьякон читает благодарственную ектенью. Священник сворачивает антиминс, Евангелием перекрещивает Престол и славит Господа, потом уходит за амвон читать молитву, чтобы прихожане покинули храм с миром. Потом батюшка благословляет прихожан выйти из храма — читает отпуст. Он крестит верующих и дает поцеловать крест. Под благодарственные молитвы священник осеняет всех крестным знамением, проходит к алтарю, закрывает Царские Врата и занавесь.

Разновидности чинопоследования

В течение года в церквях служат несколько видов литургий. Некоторые приурочены к определенным дням постных недель или дням памяти святых.

Иоанна Златоуста

Богослужения святого Иоанна Златоуста бывают в большую часть дней. Они отличаются последовательностью анафоры: словесных выражений, поминовения святых.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Преждеосвященных даров

На литургии приобщаются заранее освященными Святыми Дарами.

На заре христианской веры причастие проходило в будние дни. Но полную торжественную службу посчитали неуместной в постные дни. Поэтому для причащения Христовых Тайн, ввели службу Преждеосвященных Даров.

Служение проходит в Великий Пост:

Литургию по этому чину совершают в день памяти Иоанна Предтечи: 8 марта в високосный год, 9 марта в не високосный. Также служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских — 22 марта. Но при условии, что оба дня выпадают на Великий Пост или не приходятся на Воскресенье.

Также богослужением отмечают храмовые праздники, которые проходят в этот период, исключая Благовещение.

Марка

Чинопоследование служили в 4-5 веке. Краткая служба напоминает стиль евангелиста Марка. Второе название литургии — святого Кирилла, который окончательно отредактировал последовательность. Популярность выразительной службы стала снижаться после внедрения чина Иоанна Златоуста примерно в 8-9 веке. С 11 века чинопоследование Марка запретил Константинополь.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Богослужение состоит из Литургии оглашенных и верных, без Проскомидии. В современной Православной церкви литургия восстановлена по благословению Патриарха Московского Алексия II и проходит 8 мая в день памяти евангелиста Марка.

Иакова

В чинопоследовании также опущена Проскомидия. Если она совершается, то девятая частица агнецкой просфоры вынимается в честь святого Иакова. Также в чине нет отпуста и каждения. Богослужение возрождено Московским Патриархатом и проводится в дату памяти святого Иакова — 5 ноября.

Василия Великого

Чинопоследование проходит перед рождественскими, крещенскими праздниками.

Григория Двоеслова

Литургию Преждеосвященных Даров окончательно отредактировал в 6 веке Папа Римский Григорий Двоеслов. Поэтому богослужение также называют его именем.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Литургия — это пик суточного круга, совершается с 9 утра и также называется обедней службой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Суточная

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Церковные предметы для причащения

Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.

Дискос

Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.

Потир

Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.

Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Лжица

Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.

Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.

На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.

Просфора

На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Правила поведения во время службы

Как вести себя на богослужении:

Если заранее известно, что службу отстоять полностью не удастся, лучше занять место ближе к выходу.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Текст с пояснениями

В тексте, похожем на либретто к опере, расписан план молитв, которые читаются во время Литургии оглашенных и верных, а также объяснение основных моментов. В кратких описаниях частей службы рассказывается:

Текст и толкование литургии раздают верующим, чтобы они могли следить за службой и петь. Если христианин пребывает вдали от храма, он может следовать плану и читать молитвы самостоятельно.

Чем отличается от богослужения

Литургия — это главная суточная служба. Остальные богослужения — подготовка к ней.

В литургии участвует весь состав служителей и хор. В других службах молитвы читают только батюшка и чтец.

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Пример службы

как узнать какая была литургия. lazy placeholder. как узнать какая была литургия фото. как узнать какая была литургия-lazy placeholder. картинка как узнать какая была литургия. картинка lazy placeholder.

Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы затягивается, если в храме много причащающихся.

Источник

Литургия

Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литур­гиа) — общее дело) — глав­ное хри­сти­ан­ское бого­слу­же­ние, во время кото­рого совер­ша­ется Таин­ство При­ча­ще­ния или Евха­ри­стия (от греч. εὐχαριστία (евха­ри­стиа) — бла­го­да­ре­ние, бла­го­дар­ность).

Первую Литур­гию совер­шил Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Сион­ской гор­нице и каждая Литур­гия явля­ется таин­ствен­ным про­дол­же­нием этого собы­тия.

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
«…в нас нет истин­ной жизни без источ­ника жизни – Иисуса Христа. Литур­гия есть сокро­вищ­ница, источ­ник истин­ной жизни, потому что в ней Сам Гос­подь. Вла­дыка жизни пре­по­дает Себя Самого в пищу и питие веру­ю­щим в Него и в избытке дает жизнь при­част­ни­кам Своим… Наша Боже­ствен­ная Литур­гия, и в осо­бен­но­сти Евха­ри­стия, есть вели­чай­шее и посто­ян­ное откро­ве­ние нам любви Божией».

Три вида Литур­гии

В наше время обще­упо­тре­би­тельны три вида Боже­ствен­ной Литур­гии: Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Васи­лия Вели­кого и Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров, или св. Гри­го­рия Вели­кого, Двое­слова, папы Рим­ского.

1. Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста совер­ша­ется в тече­ние всего года, когда не поло­жено совер­шать двух осталь­ных литур­гий.

2. Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется десять раз в году: во все Вос­крес­ные дни Вели­кого поста, исклю­чая Верб­ное вос­кре­се­нье; в Вели­кий чет­верг и суб­боту на Страст­ной неделе; 14 января (память свт. Васи­лия Вели­кого) и нака­нуне или в самый день празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня.

Эта литур­гия назы­ва­ется так потому, что на ней при­об­ща­ются Свя­тыми Дарами, освя­щен­ными ранее на литур­гии Иоанна Зла­то­уста или Васи­лия Вели­кого.

Повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии в дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы утвер­ждено 52‑м пра­ви­лом Шестого Все­лен­ского Собора, и имеет целью не лишать веру­ю­щих таин­ствен­ного обще­ния с Гос­по­дом и, вместе с тем, не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­нием тор­же­ствен­ной полной литур­гии.

Три части Литур­гии

1. Про­ско­ми­дия, во время кото­рой при­го­тов­ля­ется вино и хлеб (просфоры) для Евха­ри­стии и поми­на­ются души хри­стиан живых и усоп­ших, за кото­рые свя­щен­ник выни­мает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погру­жают в Чашу с Кровью с молит­вой «Отмый, Гос­поди, грехи всех зде поми­нав­шихся Чест­ною Твоею Кровию молит­вами святых твоих».

Поми­на­ние живых и усоп­ших на Про­ско­ми­дии явля­ется самой дей­ствен­ной молит­вой. Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лями в алтаре, в храме обычно в это время чита­ются Часы.

2. Литур­гия огла­шен­ных, кото­рая начи­на­ется сло­вами свя­щен­ника:«Бла­го­сло­венно цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков» и окан­чи­ва­ется сло­вами: «огла­шен­нии, изы­дите».

На этой части могли при­сут­ство­вать огла­шен­ные, кото­рые слу­шали чтения из Еван­ге­лия и Апо­стола.

3. Литур­гия верных, кото­рая начи­на­ется сло­вами: «елицы вернии, паки и паки миром Гос­поду помо­лимся…» и кон­ча­ется отпу­стом.

«В насто­я­щее время тре­бо­ва­ние о при­сут­ствии на Литур­гии верных только воцер­ко­в­лён­ных людей (верных) на прак­тике не выпол­ня­ется; однако на более глу­бо­ком уровне оно всё-таки реа­ли­зу­ется, потому что все, что будет дальше про­ис­хо­дить на Литур­гии, совер­шенно закрыто от непо­свя­щён­ного, нецер­ков­ного созна­ния. Литур­гия вос­при­ни­ма­ется только верою и пони­ма­ется только после вхож­де­ния в тра­ди­цию цер­ков­ной жизни и зна­ком­ства с уче­нием Церкви».

На Литур­гии верных совер­ша­ется наи­бо­лее важный момент в Литур­гии – Ана­фора (Евха­ри­сти­че­ский канон). Он начи­на­ется сло­вами свя­щен­ника «Бла­го­дать Гос­пода Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и окан­чи­ва­ется сло­вами «И да будут мило­сти Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Ана­фора – серд­це­вина Литур­гии

Цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ской Литур­гии, во время кото­рой про­ис­хо­дит пре­ло­же­ние Святых Даров, явля­ется Ана­фора (Евха­ри­сти­че­ская молитва, Евха­ри­сти­че­ский канон). Древ­ней­шая по своему про­ис­хож­де­нию она явля­ется наи­бо­лее важным момен­том всего пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния в целом.

Во всех Ана­фо­рах можно выде­лить несколько основ­ных частей:

Время и дни совер­ше­ния Литур­гии

Совер­ша­ется Литур­гия в круп­ных храмах еже­дневно (за исклю­че­нием дней, когда она не может совер­шаться), в боль­шин­стве других – каждое вос­кре­се­нье. Начало Литур­гии обычно в 9–10 часов утра, в храмах, где более одного пре­стола, может совер­шаться также и ранняя литур­гия (в 6–7 часов утра). Про­дол­жи­тель­ность службы (в зави­си­мо­сти от того, совер­ша­ется она свя­щен­ни­ком или епи­ско­пом): 1,5–2 часа.

Что каса­ется Типи­кона (глава 8‑я: О литур­гиях), то там дается время начала Литур­гии и время постав­ле­ния тра­пезы на раз­лич­ные дни (сб, вс, празд­ники). Раз­ница между тем и другим рав­ня­ется 1 часу.

Литур­гии не поло­жено в сле­ду­ю­щие дни.

Литур­гия и Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния

При­ча­стие это не обя­зан­ность, а при­ви­ле­гия хри­стиан. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что чело­век регу­лярно при­ча­ща­ю­щийся св. Хри­сто­вых Тайн посте­пенно освя­ща­ется. Сам Гос­подь гово­рил: «Кто не ест Тело Мое и не пиет Крови моей, не имеет жизни вечной». Древ­няя прак­тика преду­смат­ри­вала еже­не­дель­ное и даже еже­днев­ное При­ча­стие. См. раздел: Как часто при­ча­щаться.

Жела­ю­щий при­ча­ститься за Литур­гией Святых Хри­сто­вых Тайн, должен сна­чала очи­стить свою совесть в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди). Также перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Смысл Таин­ства рас­кры­ва­ется в молит­вах ко св. При­ча­ще­нию, кото­рые можно найти в молит­во­слове. К При­ча­стию нужно гото­виться, но пол­но­стью к нему гото­вым не может быть никто.

При­ме­ча­ние. В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике на празд­ники Пасхи и Рож­де­ства Хри­стова литур­гия слу­жится после полу­ночи (в этом случае евха­ри­сти­че­ский пост состав­ляет 6 часов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *