как узнать какие лампочки можно ставить в фары
Маркировка фар автомобиля
Маркировка фар может дать много информации автовладельцу, например, о типе ламп, которые можно устанавливать в них, их категорию, страну, где выдавалось официальное разрешение на выпуск таких фар, тип света, излучаемый ими, освещенность (в люксах), направление движения и даже дату выпуска. Последний элемент очень интересен в контексте того, что по этой информации можно проверить реальный возраст при покупке бывшей в употреблении машины. Отдельные производители автомобильных фар (например, KOITO или HELLA) имеют свои собственные обозначения, которые полезно знать при их покупке или покупке машины. Далее в материале представлена информация о самых разных маркировках светодиодных, ксеноновых и галогеновых блок-фарах.
Маркировка фар по категориям
Маркировкой называют четкий, неуничтожаемый символ международного утверждения, по которому можно найти информацию о стране, давшей утверждение, категории фары, ее номере, типе ламп, которые можно в нее устанавливать и так далее. Другое название маркировки — омологация, термин используется в профессиональных кругах. Как правило, маркировка наносится на рассеиватель и корпус фары. Если же рассеиватель и фара не находятся в комплекте, то соответствующая маркировка наносится на ее защитное стекло.
Теперь перейдем непосредственно к описанию типов фар. Так, они бывают трех типов:
Лампы накаливания. Буква С отмечается, что они предназначены для свечения ближним светом, буква R — дальний свет, сочетание букв CR — лампа может излучать как ближний, так и дальний свет, сочетание C/R означает, что лампа может излучать или ближний или дальний свет (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005).
Галогеновые лампы. Сочетание букв HC означает, что это лампа ближнего света, сочетание HR означает, что лампа для дальнего света, сочетание HCR означает, что лампа и ближнего и дальнего света, а сочетание HC/R — лампа или ближнего или дальнего света (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005).
Ксеноновые (газоразрядные) лампы. Сочетание букв DC означает, что лампа предназначена для излучения ближнего света, сочетание DR означает, что лампа излучает дальний свет, сочетание DCR означает, что лампа и ближнего и дальнего света, а сочетание DC/R — что лампа или ближнего или дальнего света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Маркировка HCHR на японских автомобилях означает — HID C Halogen R, то есть, ближний ксенон, дальний галогеновый свет.
Лучшие лампы для авто
Узнайте, какие лампы установить в фары вашего автомобиля. Приведены рейтинги для популярных ламп в цоколях h1, h4 и h7. Списки составлены на основании замеров физических показателей ламп и их характеристиках
Подробнее
Знаки международного утверждения
Все лицензированные лампы, устанавливаемые в современные автомобили, имеют определенную сертификацию. Наиболее распространены следующие стандарты: буква «Е» соответствует европейскому стандарту, аббревиатура DOT (Department Of Transport — Министерство транспорта Соединенных Штатов Америки) — первый американский стандарт, сочетание SAE (Society Of Automotive Engineers — Общество инженеров автомобильной промышленности) — другой стандарт, по которому, в том числе, обозначаются и моторные масла.
При маркировании фар, как при маркировке ламп, для обозначения стран используют определенный номер. Соответствующая информация сведена в таблицу.
Номер | Название страны | Номер | Название страны | Номер | Название страны |
---|---|---|---|---|---|
1 | Германия | 13 | Люксембург | 25 | Хорватия |
2 | Франция | 14 | Швейцария | 26 | Словения |
3 | Италия | 15 | не присвоен | 27 | Словакия |
4 | Нидерланды | 16 | Норвегия | 28 | Беларусь |
5 | Швеция | 17 | Финляндия | 29 | Эстония |
6 | Бельгия | 18 | Дания | 30 | не присвоен |
7 | Венгрия | 19 | Румыния | 31 | Босния и Герцеговина |
8 | Чешская Республика | 20 | Польша | 32…36 | не присвоены |
9 | Испания | 21 | Португалия | 37 | Турция |
10 | Югославия | 22 | Российская Федерация | 38-39 | не присвоены |
11 | Великобритания | 23 | Греция | 40 | Республика Македония |
12 | Австрия | 24 | не присвоен | — | — |
На большинстве фар также имеется логотип производителя или торговой марки, под знаком которой было выпущено то или иное изделие. Аналогично указывается расположение завода-изготовителя (нередко в этом качестве записывается просто страна, где была изготовлена фара, например, Made in Taiwan), а также стандарт качества (это может быть как международный стандарт, например, ISO, так и внутренние стандарты качества того или иного конкретного производителя).
Тип излучаемого света
Как правило, информация о типе излучаемого света указывается где-то в непосредственной близости от символа, обведенного кружком. Так, кроме указанных выше типов излучений (галогенные, ксеноновые, светодиодные) существуют еще следующие обозначения:
Интересно, что на автомобилях, предназначенных для североамериканского рынка (Соединенные Штаты Америки, Канада) нет таких же обозначений, как на европейских, однако есть свои. Например, «поворотники» на американских автомобилях обычно красного цвета (хотя бывают и другие). Сочетания символов IA, IIIA, IB, IIIB — это отражатели. Символ I соответствует отражателям для автомобильного транспорта, символ III — для прицепных устройств, а символ B соответствует вмонтированным фарам.
По правилам на американских автомобилях длиной более 6 метров обязательно должны быть установлены боковые габаритные огни. Они имеют оранжевый цвет и обозначаются как SM1 и SM2 (для легковых автомобилей). Задние габариты излучают красный свет. На прицепах нужно устанавливать светоотражатель треугольной формы, имеющий обозначение ІІІА и контурные огни.
Зачастую на табличке с информацией присутствуют и сведения о начальном угле наклона, под которым должен рассеиваться ближний свет. Чаще всего он находится в пределах 1…1,5%. При этом обязательно должен иметь место корректор угла наклона, поскольку при разной загруженности автомобиля меняется и угол освещения фар (грубо говоря, когда задняя часть автомобиля сильно загружена, то основной световой поток от фар направлен не на дорогу, а прямо перед машиной и даже немного вверх). В современных машинах, как правило, это корректор электронный, и позволяют изменять соответствующий угол прямо из водительского кресла в процессе движения. В более старых машинах этот угол необходимо регулировать непосредственно в фаре.
На некоторых фарах указывается номер стандарта по SAE или DOT (европейский и американский стандарт автопроизводителей).
Значение освещенности
На всех фарах имеется условное обозначение максимальной силы света (в люксах), которые способна выдать фара или пара фар. Это значение называется ведущим основным числом (сокращенно, ВОЧ). Соответственно, чем больше значение ВОЧ — тем интенсивнее свет, выдаваемый фарами, и больше дальность его распространения. Обратите внимание, что данная маркировка актуальна лишь для фар, имеющих как ближний, так и дальний свет.
В соответствии с действующими нормами и правилами, все современные производители не имеют права выпускать фары со значением ведущего основного числа, превышающего 50 (что соответствует 150 тысячам кандел, кд). Что касается общей суммарной силы света, который излучают все фары, установленные на передней части автомобиля, не должны превышать ВОЧ, равный 75, или 225 тысяч кандел. Исключения составляют фары для специальной техники и/или закрытых участков дорог, а также участков, значительно удаленных от отрезков пути, используемых обычным (гражданским) транспортом.
Направление движения
Данная маркировка актуальна для машин с правым рулем, то есть, для той, которая изначально предназначена для езды по дорогам с левосторонним движением. Данная функция маркируется стрелочками. Так, если в условном обозначение на фаре видна стрелочка, указывающая влево, то соответственно, и фара должна устанавливаться в машине, предназначенной для движения по дорогам с левосторонним движением. Если таких стрелок две (направленных и вправо и влево), то такие фары можно устанавливать на машины для дорог как с левосторонним, так и с правосторонним движением. Правда в этом случае необходима дополнительная регулировка фар.
Однако в большинстве случаев стрелочки попросту отсутствуют, что означает тот факт, что фара должна быть установлена на машину, предназначенную для движения по дорогам с правосторонним движением. Отсутствие стрелочки связано с тем, что дорог с правосторонним движением в мире больше, чем левосторонних, аналогично и с соответствующими машинами.
Официальное утверждение
На многих фарах (но не на всех) имеется информация о стандартах, которым соответствует изделие. Причем это зависит от конкретного производителя. Как правило, информация о стандартизации расположено под символом в границах окружности. Обычно информация хранится в сочетании нескольких цифр. Первые две из них — это модификации, которым подверглась данная модель фары (если таковые имели место, в противном случае первыми цифрами будут два ноля). Остальные цифры — это индивидуальный номер омологации.
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, где именно можно посмотреть информацию о маркировке новых или уже установленных на машину фар. Чаще всего соответствующая информация наносится на верхнюю часть корпуса фары, в частности, под капотом. Другой вариант — информация нанесена на стекло фары с внутренней ее стороны. К сожалению, у некоторых фар информацию невозможно прочитать, предварительно не демонтировав фары из их посадочного места. Это зависит от конкретной модели автомобиля.
Маркировка ксеноновых фар
В последние годы ксеноновые фары стали весьма популярными у отечественных автолюбителей. Они обладают рядом преимуществ перед классическими галогенными источниками света. Они имеют другой тип цоколя — D2R (так называемые рефлекторные) или D2S (так называемые прожекторные), и температуру свечения ниже 5000 К (цифра 2 в обозначениях соответствует второму поколению ламп, а цифра 1 — соответственно, первому, но встречаются они в настоящее время нечасто по очевидным причинам). Обратите внимание, что установку ксеноновых фар необходимо выполнять правильно, то есть, в соответствии с действующими правилами и постановлениями. Поэтому, лучше выполнять установку ксеноновой фары в специализированной автомастерской.
Далее приведены специфические обозначения для галогенных фар, с помощью которых есть возможность определить, можно ли вместо них устанавливать ксеноновый свет:
Иногда перед упомянутыми выше символами пишут цифры (например, 04). Эта цифра указывает, что в документацию и конструкцию фар были внесены изменения по требованиям Правил ЕЭК ООН с номером, указанным перед упомянутыми символами.
Что касается мест, где нанесена информация о фаре, то у ксеноновых источников света их может быть три:
Ксеноновые лампы имеют еще ряд индивидуальных обозначений. Среди них несколько английских букв:
Наклейка на ксеноновые фары
Образцы различных наклеек
В последнее время среди автолюбителей, на чьих машинах установлены ксеноновые фары не с завода, а в процессе эксплуатации, набирает популярность тема о самостоятельном изготовлении наклеек на фары. В частности, это актуально для «ксенонок», которые подвергались переделыванию, то есть, были заменены или установлены нормальные ксеноновые линзы (для оптики без изменений соответствующую наклейку изготавливает производитель фары или автомобиля).
При самостоятельном изготовлении наклеек для ксеноновых фар необходимо обязательно знать следующие параметры:
Противоугонная маркировка фар
Подобно лобовым стеклам, на стеклах автомобильных фар также наносится так называемый VIN-код, задача которого состоит в идентификации конкретного стекла с целью минимизации риска кражи фары. Это особенно актуально для дорогих иномарок всемирно известных производителей, стоимость фар которых достаточно высока, а аналогов или не существует или они также имеют немалую цену. Обычно VIN-код наносится с помощью гравировки на корпус фары. Идентичная информация заносится в техническую документацию автомобиля. Соответственно, при проверке комплектации автомобиля сотрудника ГИБДД при несовпадении значения кода у них могут возникнуть вопросы к автовладельцу.
Непосредственно VIN-код представляет собой семнадцатизначный код, состоящий из букв и цифр, и присвается автопроизводителем или производителем самой фары. Этот код также дублируется в нескольких местах на корпусе автомобиля — в салоне, на шильдике под капотом, под лобовым стеклом. Поэтому при покупке тех или иных фар желательно выбирать источники света, на которых хорошо виден VIN-код, и известна вся информация об изделии.
Что означает маркировка фар автомобиля (место расположение и расшифровка)
Светотехника автомобиля играет большую роль в системе обеспечения безопасности, и особенно это касается фар головного освещения. Обычно эти световые приборы включают в себя ближний и дальний свет, иногда в блоки включены дневные ходовые огни (ДХО), противотуманные фары (ПТФ), а также габаритные огни и указатели поворотов. Всё это желательно учесть в цифробуквенной кодировке на их корпусах.
Что можно узнать по маркировке фар
Необходимый минимум маркируемой информации обычно включает в себя:
Не всегда маркировки унифицированы с каким-либо международным стандартом, но основная часть кодов примерно соответствует общепринятому набору аббревиатур.
Место расположения
Возможны два случая локации маркировки, на защитных стёклах оптики и на тыльной стороне пластикового корпуса фары.
Второй способ используется, когда предусмотрена возможности замены стёкол в ходе эксплуатации без выбраковки фары в сборе, хотя однозначности нет и в этом вопросе.
Иногда дополнительная информация наносится в виде наклеек. Это не так надёжно в случае возникновения юридической необходимости проверки соответствия фары установленным требованиям, тем более подделка подобных наклеек влечёт ответственность по закону.
Последствия применения фар с отклонениями от сертификата могут быть достаточно тяжёлыми.
Расшифровка сокращений
Непосредственно читаемых надписей в маркировке практически нет. Содержатся только условные обозначения, требующие расшифровки по специальным таблицам и стандартам.
Вся информация для расшифровки занимает значительный объём, что усложняется наличием внутренних стандартов у изготовителей. Наличие подобных уникальных маркировок может позволить судить о качестве фары и принадлежности её к одному из ведущих производителей.
Маркировка по типу ламп
Излучатели светового потока в фарах могут быть одного из следующих типов:
Все эти источники также маркируются на корпусах оптики, поскольку по требованиям безопасности в фаре может быть использована только та лампа, для которой она предназначена. Все попытки замены источника света на более мощный альтернативный, даже подходящий по установочным размерам, являются незаконными и опасными.
Расшифровка светодиодных фар
При расчёте светодиодных источников света на корпусе фары маркируются буквы LED, что означает Light-Emitting Diode, светоизлучающий диод.
При этом фара может быть параллельно промаркирована, как предназначенная под обычные галогенные лампочки, то есть HR, HC, HCR, что может вносить определённую путаницу.
Однако это совершенно разные световые приборы и ставить светодиодные лампы в галогенные фары недопустимо. Но это никак не регулируется в существующем техрегламенте, что позволяет рассматривать такие фары в спорных случаях как галогенные. Отличительная маркировка чётко определена только для ксенона.
Какая маркировка должна быть на фарах для ксенона
Газоразрядные излучатели, то есть ксенон, имеют вполне определённый тип отражателей и дефлекторов или линз, что отмечается буквой D в маркировке.
Например, DC, DR, DC/R, соответственно для фар ближнего света, дальнего и комбинированных. Взаимозаменяемости тут в отношении ламп нет и быть не может, все попытки установить ксенон в галогенные фары жёстко наказываются, поскольку ослепление встречных водителей ведёт к тяжёлым ДТП.
Зачем нужны наклейки для ксеноновых фар
Иногда наклейки вместо маркировок на стекле или пластиковом корпусе используют производители оптики. Но встречается такое достаточно редко, серьёзные изготовители наносят коды в процессе отливки деталей, так гораздо надёжней в случае судебных разбирательств.
Но иногда автомобили дорабатываются в процессе эксплуатации, и вместо галогенных ламп освещение дорабатывается под ксенон с изменениями оптических элементов, коммутации, вмешательством в электросхему и электронику автомобиля.
Все подобные действия требуют обязательной сертификации, в результате чего и появляется наклейка, свидетельствующая о легальности подобного тюнинга. Те же действия потребуются, если автомобиль, а значит и фары, предназначался для страны с иными стандартами, которые не совпадают с действующим транспортным регламентом.
Иногда подобные наклейки подделываются. Это преследуется по закону и достаточно легко вычисляется при инспекции автомобиля, что влечёт за собой запрет на эксплуатацию и наказание владельца.
«Оружие света»: как выбрать лампы в головную оптику?
Если вы спросите десять автовладельцев о том, что бы они в первую очередь улучшили в своём средстве передвижения, девять из них ответят: свет головных фар. Причём совершенно не важно, кого вы об этом спросите: «чёткого» персонажа, не представляющего себе машины без тонировки «в ноль» и ксенона в рефлекторных фарах; девушку, только-только получившую права; ревностного служителя культа Подшивки Журналов Зад Рублём За Семьдесят Второй Год или просто адекватного автомобилиста, непонятно как затесавшегося среди вышеописанных лиц.
Также, увы, не секрет, что развитой сетью искусственного освещения могут похвастаться только крупные города, и то не всегда. Междугородние трассы, даже федерального значения, по ночам представляют собой чёрную пустоту размером с небольшую европейскую страну.
В данной статье автор постарается собрать все рекомендации о том, как это сделать максимально эффективно и оставаясь в рамках действующего законодательства.
Какой тип ламп выбрать?
Что и куда ставить, и как этим в дальнейшем пользоваться?
Disclaimer:
Но довольно отступлений, вернёмся к теме.
Ксеноновая лампа, в силу отсутствия в ней токопроводящей нити, на постоянную тряску практически никак не реагирует, и способна проработать два-три года без необходимости замены. То же можно сказать и о светодиодных лампах, однако они пока что обходятся дороже ксеноновых.
Поэтому, галогеновые лампы можно и нужно использовать в нескольких случаях:
2) Фары дальнего света. Опять же, тёплый свет галогенок лучше проявляет себя в дождь, мелкий снег и морось. Если при использовании ксенона вы увидите в лобовом стекле картину включения гипердрайва из «Звёздных войн», то галоген покажет вам реальное состояние дорожного полотна.
Ксеноновые лампы гораздо эффективнее галогеновых, причём в любых погодных условиях и при любой освещённости. Они в разы долговечнее, причем по этому параметру опережают даже светодиоды, и экономичнее галогенок.
Вне зависимости от типа, фары для галогеновых и ксеноновых ламп отличаются формой светового пучка, формируемой поверхностью отражателя или шторкой линзы. И кто бы что ни говорил, ксеноновые лампы в фарах с галогеновой «галкой» (форма светотеневой границы) всегда будут слепить встречных водителей и пополнять статистику штрафов ГИБДД.
Таким образом, ксеноновые лампы, хоть и имеют множество достоинств, не являются самым оптимальным вариантом. В силу специфики, установка ксенона оправдана в двух случаях:
Светодиодные лампы допустимо использовать:
1) В ближнем свете фар. В этой роли они (пока что) не столь эффективны как ксенон, но уже гораздо эффективнее галогена. И их установка обходится гораздо дешевле ксенона.
2) В дальнем свете фар при подборе соответствующей цветовой температуры. Лампы с оттенком, близким к галогеновому, уже существуют и встречаются в свободной продаже. А значит, вы получаете все достоинства галогена, плюс меньшую температуру самой лампы (стекло фары не треснет при резком посещении лужи, например) и меньшее энергопотребление.
Что вам нужно знать при покупке ламп
Количество ламп в комплекте
Маркировка ECE, также известная как цоколь
Поэтому перед походом в магазин вам нужно всего лишь открыть справочник по вашей модели автомобиля или забить в любом поисковике » типы ламп», и вся нужная информация отыщется в момент.
Галогеновые лампы выпускаются в цоколях H7, HB3, HB5. Они могут применяться в противотуманных фарах, секциях ближнего и дальнего света или объединять в себе сразу две нити. Особняком стоят лампы с цоколем P21W и PY21W, поскольку это и не лампы головного света вовсе, а обычные лампочки, применяемые в указателях поворота, заднего хода и задних ходовых огнях.
Кроме того, светодиодные лампы могут быть представлены в цоколях T20/5, T4W, W1.2W. В этом случае они предназначаются для салонного освещения и подсветки кнопок. Целесообразность использования диодов в таком качестве каждый автовладелец определяет для себя сам, благо она ничем не регламентируется.
Ксеноновые лампы существуют ТОЛЬКО в цоколях D1R, D1S, D3R, D3S. Это стандарты, специально разработанные под ксенон, и им должны соответствовать фары и/или модули, допускающие установку ксенона.
Цветовая температура
Ксеноновые лампы, опять же, бросаются в крайности. Тут можно найти как неестественно-жёлтые 3000К (оттенок гораздо более глубокий чем у галогенок, аналогичный советстким противотуманным фарам с жёлтым стеклом), так и безумные ядовито-фиолетовые 12-13000К. Мало того, что за обе крайности ГИБДД вас по голове не погладит, так ещё и эффективным такой свет не будет!
Мощность (ватты)
Надо оно вам? Вот-вот.