как узнать какой берег реки правый какой левый
Вверх и вниз, справа и слева
К.С. ЛАЗАРЕВИЧ
При первом знакомстве с реками и их изображением на карте у учеников возникают сложности, которые, если вовремя не обратить на них внимание, могут превратиться в устойчивые заблуждения. Река течет сверху вниз. Именно так нужно показывать ее на карте: от истока к устью. Устье на карте видно гораздо лучше, чем исток, поэтому многие норовят показать реку от устья к истоку. Нужно объяснить, что это не только неверно географически (река течет не в ту сторону) — такой довод может и не подействовать; это еще и опасно. Идя вверх по течению от устья, почти наверняка попадешь в какой-нибудь из многочисленных притоков. Если же — хоть и с некоторым трудом — правильно нашел исток, то уж тут никуда не денешься и дойдешь до устья благополучно. Дайте упражнение. Покажите на карте следующие реки: Волга Река, повторим, течет сверху вниз. А вот Енисей или Нил текут на карте снизу вверх. Нет, объясните ученикам, что не снизу вверх, а с юга на север, это совсем не одно и то же. Покажите верхнее и нижнее течения следующих рек: Нил Имея такой опыт, ученики уже без труда справятся со следующими заданиями. Найдите город Асуан на реке Нил. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Найдите город Чунцин на реке Янцзы. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Найдите город Саратов на Волге. Покажите направления от него вверх и вниз по течению. Реки и города могут быть различными, но важно, чтобы для заданий были выбраны реки, текущие в разных направлениях. Чтобы определить правый и левый берега реки, соответственно правые и левые притоки, нужно стать лицом по направлению течения. Если перед учеником лежит атлас, его можно повернуть так, чтобы река текла от себя. А как стать лицом по течению реки, изображенной на карте, которая висит на стене? Особенно тогда, когда течет она куда-то вниз или в сторону. Вырежьте из бумаги фигурку, условно изображающую человека, на которого мы смотрим сверху. Острый выступ с одной стороны — это его нос. На правом его плече напишем букву П, на левом — Л. Фигурка не должна быть больше 2 см, иначе с ней будет трудно работать на маленьких картах. Положите ее на реку носом вниз по течению, и вы сразу увидите, какой берег реки правый, а какой левый, какие притоки впадают справа, а какие слева. С определением верхнего и нижнего течений были сложности у рек, текущих с юга на север. С правыми и левыми притоками сложности будут у рек, текущих с севера на юг: правые притоки Миссисипи впадают на карте слева (Миссури, Арканзас), левые — справа (Огайо). У рек же, текущих по параллели или сильно изогнутых, может возникнуть путаница и с тем, и с другим. Найдите на карте и назовите правые и левые притоки следующих рек: Енисей Как определить берег левый или правый рекиГидросфера. Гидросферой называют водную оболочку Земли. В ее состав входят воды суши – реки, болота, ледники, подземные воды и воды Мирового океана. Основная масса воды на Земле находится в морях и океанах – там ее почти 94 %; 4,12 % воды содержится в земной коре и 1,69 % – в ледниках Антарктиды, Арктики и в горных странах. На долю пресной воды приходится всего лишь 2 % из общих ее запасов. Свойства воды. Вода – это самый распространенный в природе минерал. Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха. Она обладает удивительными свойствами, отличающими ее от других природных тел. Это единственный минерал, существующий в естественных условиях в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном. Переход ее из одного состояния в другое происходит постоянно. Интенсивность этого процесса обусловлена в первую очередь температурой воздуха. При переходе воды из газообразного состояния в жидкое выделяется тепло, а при испарении жидкой воды тепло поглощается. В солнечные дни и летом толща воды прогревается на значительную глубину и как бы конденсирует тепло, а при отсутствии солнечного освещения или его снижении тепло постепенно выделяется. По этой причине ночью вода теплее окружающего воздуха. При замерзании вода увеличивается в объеме, поэтому кубик льда легче кубика воды такого же объема и не тонет, а плавает. Самой плотной и соответственно самой «тяжелой» вода становится при температуре +4 °C. Вода этой температуры опускается на дно водоемов, где такая температура сохраняется стабильно, что делает возможным существование живых организмов в замерзших водоемах зимой. Почему у реки один берег крутой, а другой пологийВ природе много, на первый взгляд, странных явлений. Например, асимметрия берегов рек, когда один из них крутой, а другой — пологий. С чем это связано? Кажется, что законы физики могут творить чудеса. Например, для людей долгое время оставалось непонятным, почему берега реки выглядят по-разному — один пологий, а другой крутой. Но в 1857 году российский естествоиспытатель смог объяснить, чем обусловлено это явление. Оказалось, всему виной эффекты, возникающие из-за вращения Земли. Наша планета вращается вокруг своей оси с немаленькой скоростью — на экваторе она составляет более 1600 километров в час. Из-за этого на объекты, находящиеся на Земле, начинают действовать определенные силы. В том числе и сила Кориолиса. Эта сила возникает при рассмотрении движения объекта относительно вращающейся системы отсчета. Чтобы понять, как это работает, представим небольшой шарик и положим его в центр диска. Теперь если двигать объект вдоль радиуса диска с постоянной скоростью, а сам диск также с постоянной скоростью вращать, можно заметить, что его траектория будет выглядеть, как дуга. Но ведь мы двигали шарик вдоль радиуса по прямой, почему же он тогда пошел по дуге? Чтобы учесть этот факт, физики ввели понятие силы Кориолиса, которая действует перпендикулярно радиусу и противоположно вектору скорости движения диска. Благодаря силе Кориолиса и силе барического градиента в нашей атмосфере формируются циклоны и антициклоны, которые во многом определяют климат по всему земному шару. Сила Кориолиса влияет и на движение рек, заставляя донные отложения перемещаться к определенному берегу. В результате в Северном полушарии реки, текущие в любом направлении, больше подмывают правый берег, а в Южном полушарии — левый. Как узнать какой берег реки правый какой левыйНа каком берегу реки Михалёвки находится церковь? В каком направлении от церкви расположен родник? Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А–В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ дайте в метрах. Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения. Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м). Таким образом, расстояние между точками 2,5 см: м. Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Обоснуйте свой ответ. Линию АБ пересекают 6 линий горизонталей, что указывает на перепад высот в 15 метров, то есть, это хороший склон для санного спуска. На этом склоне не указана растительность, то есть, нет объектов, препятствующих скатыванию. 1) указание объекта: Б – санный спуск; 2) обоснование, например: маршрут проложен по склону с достаточным для санного спуска уклоном, на склоне нет никаких объектов, которые могут помешать спуску, а для сооружения футбольного поля необходим ровный участок. Для определения направления из точки, от которой определяют направление, проведите основные линии горизонта: север, юг, запад, восток. Линия Север-Юг показана на карте. Совместите с направлением на нужный объект. 1. На правом берегу. 2) В западном направлении / в направлении на запад. На каком берегу реки находится овраг? В каком направлении от точки А находится болотистый участок? Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения. Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м). Таким образом, расстояние между точками 9,8 см: м. Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке. Какой из объектов, представленных на фотографиях, может быть сооружён на участке 2? Обоснуйте свой ответ. 1. Указание объекта Б: футбольное поле; 2. Участок 2 ровный, и на нём нет никаких растений (кроме луговой травы) и иных преград, которые могли бы помешать игре в футбол, а для сооружения горнолыжного спуска необходим уклон, по которому будет спускаться горнолыжник. Каким притоком реки Черной (левым или правым) является река Тихая? В каком направлении от оврага расположен участок 2? 1. Левым (чтобы верно определить, обращаем внимание на направление течения реки Черной). 2. В северо-восточном (СВ) направлении или в направлении на северо-восток (при ответе на данный вопрос обращаем внимание на стрелку-указатель сторон горизонта). 1. На правом берегу (чтобы верно определить берег, обращаем внимание на направление течения реки). 2. В восточном направлении / в направлении на восток. На каком берегу реки, недалеко от воды, расположен большой массив смешанного леса? В каком направлении от колодца находится озеро Глубокое? Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения. Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м). Таким образом, расстояние между точками 8,2 см: м. Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке. Какой из объектов, представленных на фотографиях, может быть сооружён на участке 1? Обоснуйте свой ответ. 1. Указание объекта Б: футбольное поле. 2. Участок 1 ровный, и на нём нет никаких растений (кроме луговой травы) и каких-либо других преград, которые могли бы помешать игре в футбол, а для сооружения горнолыжного спуска необходим уклон, по которому будет спускаться горнолыжник, а на участке 1 этого уклона нет. 1. На правом берегу (чтобы верно определить берег, обращаем внимание на направление течения реки). 2. В северо-восточном (С-В) направлении или в направлении на северо-восток (при ответе на данный вопрос обращаем внимание на стрелку-указатель сторон горизонта). На каком берегу реки, недалеко от воды, расположен большой массив смешанного леса? В каком направлении от озера Глубокого находится колодец? Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения. Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м). Таким образом, расстояние между точками 8,2 см: м. С учетом погрешности верными ответами являются: 800 м, 810 м, 820 м, 830 м, 840 м. Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.
|