как узнать ключ песни
Разновидности музыкальных ключей
Что такое ключ? Для чего он нужен? Как понять какой звук нужно исполнять, видя определенную ноту на нотоносце?
Здесь мы узнаем ответы на эти вопросы.
Ключ — это знак, который определяет звуковысотное значение нот путем указывания центральным элементом ключа относительно нотного стана.
Разновидности ключей
Существует достаточно много ключей, все мы их рассматривать не будем, разберем основные виды, подробнее о которых расскажем ниже.
Скрипичный ключ.
Это самый распространенный ключ, он указывает на ноту соль 1-ой октавы (вторую линию на нотном стане). Вот список инструментов, ноты которых записываются в этом ключе: гитара, вокал, правая рука фортепиано, некоторые из духовых инструментов (флейта, тенор, альт саксофон, труба), скрипки.
Басовый ключ
Басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы (4-ю линию на нотном стане). Виолончель, контрабас, бас-гитара, левая рука для ф-но, фагот, вокальная партия баса записываются в басовом ключе.
Альтовый ключ
Альтовый указывает на то, что нота до 1-ой находится на 3-ей линейке. В этом ключе записываются партии для тромбонов, альтов и некоторые партии вокала.
Ключ для ударных инструментов
Данный ключ не имеет звуковысотности. Этот ключ просто указывает, что нотная запись будет предназначена для того или иного ударного инструмента.
Как запомнить ключевые знаки в тональностях
В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.
Ключевые знаки – что это такое?
Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!
В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:
Сколько тональностей используется в музыке?
Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).
Из этих 30-ти тональностей:
2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.
По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?
Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.
Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.
Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он – следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.
Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.
Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.
Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?
Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.
Заключение
Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.
Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!
Как определить тональность трека, песни.
Очень удобный ресурс, если у вас нет возможности проверить тональность в музыкальной программе, или если вы хотите перепроверить себя после других аналогичных анализаторов.
Также отобразит тональность двумя способами: просто общее название тональности, и буквенное отображение по колесу «Камелота».
Про колесо «Камелота» читайте ниже.
Если у вас есть вокальная партия, либо луп, семпл, бит или трек, и у этого файла требуется определить тональность, то данный ресурс легко справится с этой задачей.
Просто перетащите любой из ваших треков в зону и нажмите кнопку «Загрузить треки».
Примечание. В настоящее время поддерживаются только файлы MP3 и WAV с ограничением размера файла 15 МБ для каждой дорожки.
Насколько точен AudioKeychain?
Что означает тональность 9А, например?
Чтобы сделать идентификацию тональностей более узнаваемой и удобной для пользователей, ресурс использует счет по кварто-квинтовому кругу или по-другому «колесу Камелота». Ниже вы сможете более точно узнать, что за тональность у вас отобразилась в ресурсе.
В данном видео вы узнаете почему некоторые определители тональностей показывают сразу несколько тональностей. С чем это связано. Как же все-таки узнать максимально правильную.
Скачайте программу KeyFinder, благодаря которой можно в автоматическом режиме довольно быстро и точно определить тональность.
Жмите на картинку ниже, и вы перейдете на нужный ресурс.
Если вы пользуетесь автотюном для определения нот той или иной партии (лупе, семпле), то очень часто, такие плагины показывают ноты на клавишах.
Зайдя на этот ресурс, начните нажимать на те клавиши, которые отобразились в автотюне при анализе музыкальной партии, и ресурс предложит те тональности, которые максимально подходят под вашу партию.
Например, у вас вокальная партия, и вам нужно определить ее тональность. Проанализируйте ее через плагин автотюна (очень часто такие плагины бывают встроены в музыкальную программу), и и воспользуйтесь этим ресурсом для определения тональности.
Одним слово, если вы смогли вычислить, какие ноты присутствуют у ваших партий, но не знаете, что же за тональность этих партий, пропишите эти ноты на ресурсе, и он вычислит нужные тональности.
Ресурс показывает не только базовые тональности (мажорные, минорные), но и более сложные варианты: гармонические, ладовые, и другие вариации, которые также могут встречаться в музыкальных партиях.
Большая база самых популярных произведений, среди которой, вы, наверняка, сможете найти подходящую вам.
Работает только для зарубежных композиций.
По статистике.
Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.
На слух.
Для того, чтобы лучше определить на слух тональность трека, есть несколько вариантов. Если у вас есть midi-формат конкретного произведения, то вы можете выстроить по порядку все используемые в этом файле ноты. В вашем секвенсоре откройте данный миди файл, и все ноты, которые используются в нем, попробуйте рядом прорисовать в виде гаммы (последовательного расположения нот) из тех нот, которые в этом миди-файле имеются. Т.е. если там встречаются ноты F#, C, A, D, B… значит конкретно эти ноты выстраиваете по порядку (по алфавиту): A, B, C, D, F#. Наверняка, там будет больше нот. Вот все их и выстраивается в алфавитном порядке. А потом строите эту лесенку наоборот – от самых высоких нот, до самых низких. В итоге, у вас должна получится горка из нот, которые сначала проигрываются наверх, а затем вниз. И все эти ноты были взяты из вашего миди-файла. Затем на медленной скорости прослушайте всю эту гамму, внимательно прислушиваясь к тому, на какой ноте вам хочется сильнее всего остановиться и закончить всю эту горку из нот. Если несколько раз прослушивать такую горку из нот на медленной скорости, вы сможете обнаружить, что какая-то нота сильнее всего на себя тянет внимание, как самая устойчивая. Это и есть тоника – это и есть самая главная нота тональности. В честь нее и будет названа тональность. Если во всей горке вам захотелось остановиться на ноте Е – значит это будет тональность E. Опять же, в зависимости от настроения трека, вы сами укажите, будет это E-minor, или E-major. Еще сильнее эффект быстрого нахождения ноты на слух, обнаруживается, если комбинировать прослушивание такой горки нот, с самой мелодией произведения. Тогда точность попадания в самую устойчивую ноту будет в разы выше. И все же, если и такой способ не подходит, переходим к следующим вариантам нахождения.
Математически.
По аккордам.
Song Key finder Find in what key a song was composed with our online music key Analyzer.
What key is this song in? Easily find the key of a song by extracting it from a MP3 (mp3 to key) or any other audio file thanks our Online Song Key Finder. Drop your audio file(s) in the song analyzer below and instantly get the Key in which a song was composed by magic. Detected Song Keys are 70-95% accurate depending on the selected option, and it’s even more if we consider that relative keys share the same key signature.
Hit «download» if you want that we inject the Key found into a custom Song Key Mp3tag (MP3 files only).
Note: if you want to find the tempo, use our BPM Finder to count Beats per minutes instead.
What is the key of a song?
Almost all songs and compositions have their key, which makes it a very important part of the music. The key of the song is, let’s say, a group of tones and chords that are tonally related, or compatible. That group is based on scales – major and minor, and playing it produces a very melodic sound. There are 12 major and 12 minor keys.
Also, a key has a central note – keynote, also known as the tonic note (or the root), which is the most prevalent note in the song (repeats a lot, and most parts usually start and end with it).
Naturally, a tonic chord is played based on a song key, and knowing those are very important for guitar, piano players or any musician.
Can a song have more than one key?
Yes, of course, and it’s not that uncommon. Although people tend to play and compose songs in as few keys as possible (changing too many keys can lead to disharmony and chaotic sound), having two or a few different keys is quite normal. Jazz music is a perfect example of songs having different keys. Improv and chaotic jazz songs can have fantastic key changes played by incredibly talented musicians, but some people can’t stand the sound of it.
Are there happy and sad keys?
There are happy and sad keys and they are related to the song scale. The major key is considered to be the happy one, while the minor key is the sad one. Of course, this is not always the case. A song can be performed in a minor key but with high bpm (beats per minute) plus some happy lyrics, like Happy by Pharrell Williams. It will be difficult to call that song sad.
But generally, throughout history, major for happy and minor for sad keys have been heavily used. I don’t know if this was conditioned by hundreds of years of this style or not, but listening to music in minor keys definitely results in sad, melancholy emotions.
How important is a song’s key if I’m going to be a musician or DJ?
The key of a song is one of the most crucial aspects of music. No wonder why classical composers had key names in titles of their compositions (Mozart’s Symphony No. 25 in G minor, for example). Although contemporary music is nothing alike classical music and simplicity is emphasized, that still doesn’t mean that you don’t have to know the basics of music theory.
By understanding keys and practicing them, your compositions will be much more fluent, harmonic, and generally better. If you are a musician, your solos, riffs and improvs will have more ‘meaning’ and your playing technique will come easier. If a DJ, it will be way easier to create the perfect playlist just by knowing the keys, this is called harmonic mixing.
Use this song analyzer to find the key of a song and start practicing right now.
Tips to train yourself to recognize a song’s key by ear
If you possess a musical instrument, you can play some chords and songs in specific keys. Over time, you will start to recognize the key automatically. You can add more options, like using a microphone and creating audio data that you can listen to later.
In case you don’t own an instrument, there are many useful mobile apps and online sites that work as key finders such as our own above. This kind of a song analyzer will find the key of a song, find the pitch of a song, song scale, or anything you want. Find and analyze any audio like mp3 songs. It’s a great tool to make your hearing perfect.
What is the relationship between BPM and key?
The key and tempo can be related, but not necessarily. For example, many DJs go for minor keys when dropping BPM (beats per minute), and vice-versa. And when you think about it, lower tempo music sounds much better with minor keys than major, It is known that minor keys are called ‘sad’ and major ‘happy’ – lower beats go well with sad music, and higher beats go well with happy music.
But, the tempo is just a speed (rhythm) of a song, while the key is a combination of tones and notes that go well together. These two don’t need to go hand-in-hand and there are no rules for this, but somehow everyone prefers the aforementioned correlation.
How common is it for a note to be played outside of a key’s signature?
Very common. The world has a fantastic music history with millions of songs and compositions created so far. Many of those have ‘accidentals’ (notes that don’t belong to a specific key signature or scales) and thank God that’s the case. Can you imagine if every song followed strict rules? There would be no improvisation, no creativity! We would have gotten bored with music.
Following a key is important as it provides a standard for a nice melody and avoids chaos. But being naughty from time to time is always a good thing.
Examples of songs that are «off key»
Many of the rappers and punk bands have this style, most notably Kanye West, Outkast, even Red Hot Chili Peppers.
Does the first chord define the key of a song?
Well, usually yes. The first and the last notes of the song typically describe the same key. If a song is in C, the first note or chord will probably be C. The last one may or may not be C, for key changes can occur during the song, but when continuing the C scale, the last note will most commonly be C as well. The notes in C key are comprised of C scale, and that will be the most common note in the song.
Can I write a song without a key?
In theory, it is possible to write a song without a key. Key means ‘tonality’, so theoretically you can compose a song without any tonality. Following the key is more or less a guideline, not a must. Creating a song without scales and just mixing notes can be done, but the results are not promising. When composing a song, you need as much help as possible to make it perfect, and using the key and scales is certainly a way of doing so. Some apps can help you with this as well. You can extract beats and notes from some mashups performed by some DJ in a live set, make the noise compatible, and voila you have a song. If you pull this out, you are a great musician.
Как определить тональность мелодии?
Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.
О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.
Как определить тональность мелодии: путь решения
Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:
Имеющий уши – да услышит: он просто определит тональность на слух!
Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.
Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.
После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.
Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!
Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.
Некоторые нюансы при определении тоники:
1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;
2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.
Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.
Вместо заключения
Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!