как узнать когда будет суд по дтп
Какие суды рассматривают дела о ДТП? По установлению вины, ОСАГО и при иске к виновнику
Суд для обращения при ДТП
Законодательство в России далеко не идеально регулирует правовые отношения в 2021 году. Поэтому нередко автолюбителям приходится обращаться в суд. Но нужно понимать, в какую именно инстанцию и по какому адресу необходимо писать исковое заявление, чтобы не потерять время и деньги. В данной статье мы рассмотрим, когда нужно подавать в мировой суд, когда в районный или Верховный после ДТП. И в зависимости от конкретных ситуаций: в каких судах рассматриваются дела по ОСАГО, куда подавать на виновника происшествия для возмещения ущерба или где именно можно обжаловать виновность в аварии и установить вину каждого из участников.
В какой суд нужно подавать при ДТП в 2021 году?
Подсудность дел зависит от целого ряда факторов. В данной статье пойдёт речь о 3 их видах:
Но и это ещё не всё! В 2021 году то, куда подавать в суд, зависит ещё от целого ряда факторов, которые влияют на то, куда следует обращаться:
Ну и в любом случае нужно знать адрес конкретного участка, куда необходимо обращаться. Но не беспокойтесь, если уже успели запутаться. Ниже мы приведём всё в доступном, последовательном виде, и вы найдёте свою ситуацию и поймёте подсудность конкретно вашего дела.
Можно ли обращаться сразу в Верховный?
Когда речь идёт о спорах после ДТП, практически никогда нельзя будет сразу подать в Верховный суд. Обратите внимание, что вообще таковыми называют 2 вида инстанций:
Так вот, в ВС РФ вы не сможете подать исковое заявление, не пройдя сначала нижестоящие инстанции. Всё так, потому что Верховный, согласно Федеральному закону №3-ФКЗ осуществляет надзорную функцию. В качестве исключений по этой же ссылке в пунктах 5-6 статьи 2 указанного закона суд может являться и первой инстанцией, но это практически исключено, если мы говорим о спорах именно по ДТП.
Примерно также обстоит дело даже с вышестоящими судами субъектов России. Вы можете подать иск сразу в них только после решений иностранных судов, он рассматривает дела по государственным тайнам. Как видим, ни одно из таких дел не связано с ДТП.
Что будет, если я ошибусь с выбором суда?
На самом деле, ничего страшного. Но вы потеряете время и, возможно, стоимость госпошлины, так как последняя оплачивается в конкретную инстанцию. Поэтому, если вы заплатите не в тот суд, то придётся ещё раз платить в уже правильный. Но ошибочно уплаченную можно вернуть. Но это, опять же, время.
Вышеописанное касается гражданских дел: по ОСАГО, при иске к виновнику о возмещении вреда и компенсации морального ущерба. Что касается административных дел, то они могут быть перенаправлены в нужный суд по подведомственности.
Какой суд рассматривает дела о ДТП?
Теперь давайте рассмотрим главный вопрос – определим, куда нужно подавать в суд при тех или иных обстоятельствах аварий.
По общему правилу подсудность гражданских дел – по адресу жительства ответчика, а административных – по месту совершения нарушения. Но есть в этом правиле целый ряд исключений и послаблений.
Если подавать на страховую компанию по ОСАГО
Если речь идёт о спорах по страховому случаю при ДТП, то здесь в полной мере работает закон О защите прав потребителей – пункт 2 статьи 16.1 закона Об ОСАГО. И это накладывает определённые условия на подсудность. Мы говорим о следующих случаях:
То, что на споры по ОСАГО распространяется закон о защите прав потребителей, означает в первую очередь то, что вы можете подавать в суд при ДТП на страховую компанию по месту вашего жительства. Это главное отличие общей нормы законодательства 2021 года, когда исковое подаётся по месту жительства ответчика.
А вот в мировой или районный суд необходимо обращаться, зависит от суммы иска. И это регулирует статья 23 ГПК РФ.
Но не спешите с поиском адреса нужного суда. Во-первых, ниже мы ещё расскажем, как его правильно найти. Во-вторых, именно в случае со страховщиками необходим целый ряд этапов для попыток досудебного урегулирования спора.
А примут ли мой иск в суде?
Статья 16.1, которую мы уже указывали выше, регулирует порядок досудебного разбирательства по ОСАГО. Именно она устанавливает, что до того, как вы обратитесь с иском, необходимо обязательно пройти 2 шага:
Более подробно мы рассказывали об этом в нашей специальной статье про незаконность отказа или недостаточные выплаты по ОСАГО.
Таким образом, без обязательного обращения сначала в страховую, а затем к финупу ваш иск из суда просто вернут без рассмотрения.
Если иск на виновника ДТП о возмещении ущерба
В этом случае обращаться нужно уже по адресу регистрации ответчика. А вот мировой или районный суд будет рассматривать дело, зависит также от запрашиваемой вами в иске суммы. Однако, лимит здесь несколько иной, нежели при спорах по ОСАГО:
Обратите внимание, что указанный порог в 50 тысяч включает в себя полную сумму иска, включая само возмещение ущерба, а также моральный вред, судебные издержки и другие расходы.
Если иск на вред здоровью и моральный, а также при смертельном ДТП
Здесь всё также, как мы описали выше про виновника аварии, в том числе сумма искового заявления. Вы обращаетесь либо в мировой, либо в районный суд по адресу жительства ответчика.
Единственное отличие в данной ситуации в том, что гражданское производство при тяжком вреде здоровью или гибели потерпевших рассматриваются после уголовного дела. То есть только когда виновность нарушившего ПДД лица будет полностью доказана и установлена, можно подавать в суд на виновника.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Если виновник – юридическое лицо
Сразу исключим возможную ошибку – юридическое лицо виновником ДТП быть не может в принципе. Виновником признают только водителя (в контексте дорожного происшествия, конечно же). И лишь автомобиль может принадлежать юридическому лицу.
В этом случае требования потерпевшего водителя направляются в страховую при наличии действующего полиса ОСАГО. Если страховки у виновника не было, то вот здесь и вырисовываются различия. Дело в том, что в этом случае в суд нужно подавать на организацию (статья 1068 ГК РФ).
На юрлицо также следует подавать иск по адресу его нахождения. Пробить его можно, зная ИНН организации (он определённо должен быть в документах о ДТП), через сайт Налоговой инспекции. Но в случае наличия у организации филиалов вы уже можете выбрать, куда подавать жалобу – на ваш выбор подсудность по основному адресу регистрации юридического лица или любого из её филиалов.
Единственный случай, когда иск нужно будет писать на водителя-виновника ДТП – это если он во время злополучной поездки не выполнял служебные обязанности, а ехал по своим делам. Это также должно быть указано в документах об аварии в ГИБДД (в объяснениях водителя). Если вы их не видели, то можете обратиться в подразделение ГАИ, которое оформляло аварию, и запросить на основании статьи 25.2 (часть 2) КоАП РФ их.
Также в любом случае на водителя подаётся иск, если он является ИП и использовал автомобиль для личных нужд.
Для обжалования виновности в ДТП
Собственно, всё, что мы рассмотрели выше – это гражданские дела. Однако, в начале статьи мы указали, что есть ещё административные. Именно таковые рассматриваются в рамках, соответственно, административного производства – при обжаловании вынесенного в отношении вас постановления.
Оспорить виновность в ДТП можно в районном или городском суде по месту совершения вменяемого вам нарушения. Здесь речь идёт именно о подаче жалобы на вынесенное в отношении вас постановление.
Причём, нужно подавать в суд именно по месту совершения, а не нахождения отделения ГИБДД или мирового суда, которые вынесли постановление. Так указал Верховный суд в своём старом Постановлении Пленума №5 (пункт 30).
Если же речь идёт об обоюдной вине, и вы хотите подать в суд на определение степени виновности каждого из участников, то следует обращаться также в районный суд по месту совершения нарушения. Но это будет уже гражданский иск, не административный.
Куда обращаться при апелляции?
В общих случаях каждое обжалование постановления или решения судьи нужно подавать в последующую вышестоящую судебную инстанцию:
Это относится и к административным, и к гражданским судопроизводствам. Выбирать суд нужно по месту совершения нарушения или тот, который подведомственен нижестоящему суду.
Как узнать адрес ответчика?
Все реквизиты ответчика должны содержаться в документах о ДТП. В том числе о его месте жительства. Напомним, что вы имеете право знакомиться со всеми этими документами по запросу в ГИБДД или в суде (статья 25.2 КоАП). В случае, если адреса там нет, то вы можете подать в суд по месту нахождения имущества ответчика, если оно известно.
Как узнать адрес суда?
Итак, прочитав вышеописанное, вы выяснили, в какой суд нужно подавать после ДТП. Теперь осталось найти нужный участок или инстанцию.
Сделать это можно на официальном портале ГАС Правосудие. Для этого выберите сначала на главной странице, в мировой или районный суд вы будете подавать иск:
И далее уже с помощью выбора региона и введя название вашего населённого пункта, можно найти нужный вам судебный участок или суд общей юрисдикции:
Если суд в другом городе – возместят ли мне расходы на проезд?
Выше мы указали на то, что иск к виновнику ДТП – например, если у того не было страховки ОСАГО – приходится подавать по месту его жительства. Но как быть, если ДТП произошло в другом городе? Увы, но придётся обращаться туда.
А вот что касается издержек из-за этого факта, то здесь ситуация неоднозначная. Да, так как расходы в данном случае напрямую связаны с защитой ваших прав, то они должны быть компенсированы. Другое дело, что не все суды их удовлетворяют. А ещё далеко не все судьи удовлетворяют расходы именно на топливо для автомобиля, указывая, что вы могли поехать в другой город общественным транспортом, и это стоило бы дешевле.
Для примера, в одном из таких решений истец требовал 1 000 рублей в качестве издержек за поездку. Но суд присудил только 320 рублей.
Но Верховный суд разъяснил, что транспортные расходы в любом случае должны быть возмещены, но в разумных пределах.
Нужно ли подавать досудебную претензию?
В ситуации, когда вы подаёте в суд по ОСАГО на страховщика, мы рассказывали, что нужна не только досудебная претензия, но и обратиться к финансовому уполномоченному, а перед этим – с заявлением о разногласиях в страховую компанию.
В случае же иска к виновнику досудебная претензия не обязательна. Но желательна. Дело в том, что практически любой судья сочтёт за уважение к суду вашу попытку урегулировать спор досудебно.
Когда можно самому выбирать, в какой суд подавать иск?
Как вывод вышеописанного, в также в качестве дополнительной информации приведём список случаев, когда вы можете выбирать сами суд.
Все эти и иные тонкости выбора инстанции устанавливает в 2021 году статья 29 ГПК РФ.
Куда обращаться со встречным иском?
В тот же суд, куда подали на вас. Речь идёт именно о встречном исковом заявлении – то есть таком, которое должно рассматриваться исключительно совместно с основным, а не когда вы просто решили тоже подать в суд в ответ на иск к вам.
Потребуется ли проводить независимую экспертизу?
Это зависит от конкретных обстоятельств дела и наличия калькуляции без такой экспертизы.
Так, в случае с подачей в суд на страховщика по ОСАГО экспертиза вам вряд ли понадобится. Потому что она уже есть в материалах дела. Если страховая компания насчитала мало, то сделала это на основе калькуляции. Далее вы обращались к финупу, который делал свой расчёт. Если речь идёт об отказе в выплате, то финансовый уполномоченный всё равно делает экспертизу. И в суде рассматривают именно её.
При подаче иска к виновнику независимая оценка чаще всего потребуется. Но если у вас восстановление автомобиля, к примеру, уже сделано, и есть все чеки и документы об этом, то в суде могут подойти и они как обоснование исковых требований. Но и экспертизу в большинстве случаев судья обяжет возместить проигравшую сторону.
Что после суда?
По результату судебного заседания возможны 3 варианта:
В первых 2 случаях по гражданскому делу будет изготовлен исполнительный лист. Это, соответственно, приведение решения суда по делу в исполнение – выплату вам присужденного с ответчика. Этот лист вы можете передать в 2 инстанции:
Попал в ДТП: что делать в 2021 году
В данном материале разберем:
Что считается ДТП
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.
Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).
Как действовать сразу после ДТП
По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:
То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.
Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество
Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть
Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:
Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.
Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».
Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).
Если в ДТП погибли или ранены люди
Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.
В экстренных случаях нужно:
Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:
Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.
Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС
Инспектор ДПС оформляет:
Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.
Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.
Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).
Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.
Как оформить ДТП по европротоколу
С 2021 года европротокол можно оформить:
Заполнение извещения о ДТП
Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.
Оформить европротокол можно, если:
Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.
Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»
Оформить ДТП онлайн можно, если:
Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.
Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.
Лимиты при оформлении ДТП через приложение:
После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.
Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).
Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».
Когда можно не оформлять документы о ДТП
Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.
Что запрещено делать после ДТП
Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.
За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.
Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.
Когда обращаться в страховую компанию
После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.
В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Порядок и сроки взыскания ущерба после ДТП
В соответствии с ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при этом в сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел включается срок подготовки дела к судебному разбирательству. Окончанием срока рассмотрения и разрешения дела является день принятия судом решения по существу либо вынесения определения о прекращении его производством или об оставлении заявления без рассмотрения.
По сложным делам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных ГПК РФ сроков рассмотрения и разрешения дел (ч. 3 ст. 152 ГПК РФ).
В соответствии с п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует учитывать, что законом не предусмотрены категории дел, к которым применяются указанные положения.
При исчислении срока рассмотрения дела период, указанный в мотивированном определении о проведении предварительного судебного заседания, добавляется к сроку, предусмотренному ГПК РФ.
Также может быть приостановлено производство по делу согласно положениям ст. 215, 216 ГПК РФ.
Время, истекшее с момента приостановления производства по делу до его возобновления, не включается в срок рассмотрения дела согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.
Поскольку сумма ущерба составляет до 300 тыс. рублей, то спор по его возмещению должен рассматриваться и разрешаться судом до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд. Вместе с тем, если дело будет признано судьей сложным, то этот срок увеличивается на срок, указанный в мотивированном определении о проведении предварительного судебного заседания. Также, если производство по делу будет приостановлено, то срок рассмотрения дела увеличится на период приостановления.
При этом окончанием срока рассмотрения и разрешения дела будет день принятия судом решения по существу.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.