как узнать комиссию в банкомате
Дорогая комиссия. Банковские карты без неприятных сюрпризов
Комиссии — неизбежный спутник большинства банковских продуктов. В отдельных случаях эти платежи могут существенно менять их итоговую стоимость. Максимальная концентрация комиссионных платежей — в карточках. Разбираемся, что нужно знать, чтобы не завышать эти расходы, как можно их минимизировать, а иногда и вовсе избежать.
ЧТО ЗА КОМИССИИ?
Банк, как и любая другая коммерческая организация, ставит целью своей работы получение прибыли. Это объясняет взимание банком как процентов за предоставление кредитов, так и комиссий за различные услуги.
Комиссионный вопрос важен не только для банков (для которых он составляет вторую после процентов по кредитам статью доходов), но и для населения. Ведь для граждан комиссии определяют окончательную (полную) стоимость пользования тем или иным банковским продуктом.
Самое большое количество комиссий связано с картами, которые на сегодняшний день являются самым распространенным розничным банковским продуктом среди населения.
КАРТЫ, ДЕНЬГИ, ДВА СТОЛПА
Две базовые комиссии, взимаемые банками по картам, — за выпуск карты и за ее обслуживание. Впрочем, что касается комиссий, в каждом банке все очень индивидуально.
Бывает, что взимаются обе комиссии сразу, а бывает — только одна. При этом чаще банки взимают годовую плату за обслуживание карты, реже — за ее открытие. В среднем за выпуск карты банк берет 300 руб. разово — обслуживание стоит в среднем 250–1500 руб. в год.
Размер этих комиссий привязан к статусу карты: по золотым и платиновым картам он заметно выше. Согласно мониторингу банковских комиссий Frank Research Group, дороже всего в обслуживании карты Visa Infinite и MasterCard Black Edition, годовые комиссии по ним составляют 50 тыс. и 30 тыс. руб. соответственно.
Многие банки предлагают карты с нулевой платой за обслуживание и выпуск. Но нужно внимательно изучить тарифы: иногда банк может компенсировать отсутствие базовых комиссий введением дополнительных — например, за интернет- или мобильный банкинг (хотя в большинстве случаев эти услуги предоставляются бесплатно).
В последнее время все больше банков вводят «плавающую» комиссию за обслуживание: она списывается только в случае, если клиент совершает по карте операции на сумму ниже установленного банком минимума — например, 20 тыс. руб. в месяц. Таким образом банки стимулируют безналичные расчеты.
Если держатель карты потратил по ней меньше обозначенного порога, то комиссия может составить примерно 100–200 руб. в месяц. У некоторых банков для бесплатного обслуживания карты еще есть условие в виде поддержания на ней неснижаемого остатка — например, 30 тыс. руб. в течение месяца.
Лайфхак
Ранее «Ориентир» уже рассказывал подробно о нюансах кэшбэка в целом тут: «Загадочный cash-back. Когда это выгодно», а об особенностях кэшбэка именно в банке «Восточный» — здесь: «Подарок от банка. Как грамотно управлять кэшбэком в «Восточном».
ПЛАТА ЗА ОБНОВЛЕНИЕ
У банковских карт ограниченный срок действия. Когда он истекает, требуется перевыпуск карты. В большинстве случаев плановый перевыпуск бесплатный, лишь некоторые банки взимают за это небольшую комиссию (30–50 руб.). Гораздо дороже обойдется досрочный перевыпуск карты.
Досрочный перевыпуск может потребоваться, например, в случае утери карты или обнаружения, что по ней совершены мошеннические операции. Комиссия за перевыпуск в этом случае составляет в среднем 300–500 руб.
Новая карта изготавливается в среднем 10–14 дней. Если клиенту карта нужна быстрее, то комиссия за экстренный досрочный перевыпуск может быть еще выше — 500–1000 руб.
У дорогих в обслуживании золотых и платиновых карт на этот случай есть преимущество: услуга перевыпуска может быть бесплатной, например, в пределах двух перевыпусков в год.
Лайфхак
Если карта потерялась незадолго до окончания срока ее действия, то можно подождать, когда банк ее перевыпустит планово: тогда какое-то время придется обходиться наличными.
ДОРОГОЙ КЭШ
Еще одна распространенная комиссия — за снятие наличных с карты в банкоматах.
Как правило, при совершении операции в банкомате родного банка (т. е. выпустившего карту) комиссия за снятие наличных с карты отсутствует.
Лишь в редких случаях существует заградительная комиссия — при снятии наличных на очень большие суммы. Например, один из банков взимает комиссию в размере 2%, если клиент попытается снять больше 600 тыс. руб. в месяц. «За что? — спросите вы. — Где тут работа, проделанная банком, за которую он взимает плату?» Но тут дело не в работе или услуге, оказанной клиенту. Экономический смысл этой комиссии — в ограничении операций по незаконному обналичиванию средств. На гражданах, не нарушающих антиотмывочного закона, эта комиссия срабатывает крайне редко: все же обычно граждане снимают меньшие суммы.
Вас может заинтересовать
При снятии средств в чужих банкоматах, как правило, комиссия существует, ее взимает банк, выпустивший карту, предупреждает руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева.
Вот так бывает
Раньше комиссию брали также банки, в банкомате которого снимались деньги, то есть клиент нес двойные расходы. Сейчас, как говорят банковские специалисты, этой комиссии нет. Но если вы поедете со своей российской карточкой за рубеж и снимете деньги там, то местный банк, владеющий банкоматом, может списать определенную плату в свою пользу.
У многих банков комиссия за снятие в чужих банкоматах составляет 1% от суммы, многие также вводят минимальное абсолютное значение комиссии — например, 1% от суммы, но не менее 100 руб. (или даже иногда 300 руб.). Такое условие делает особенно невыгодным снятие небольшого количества денег в чужом банкомате. Так, если вам срочно нужно 1000 руб., то, заплатив 100 руб. за снятие, вы отдадите банку комиссию не в 1%, а во все 10%.
Лайфхак
Особняком стоит комиссия за снятие наличных с кредитных карт.
«По кредитным картам всегда существует комиссия, потому что это кредитные средства банка, — указывает Артемьева. — В виде исключения у некоторых банков существуют специальные предложения, которые предполагают бесплатное снятие определенной суммы в рамках кредитного лимита». Но это довольно редкое явление.
Снятие средств с кредитной карты обходится дорого: в среднем комиссия составляет 3% от необходимой суммы, согласно данным мониторинга Frank RG, но в ряде случаев может достигать и 5%.
Единственный способ ее избежать — пользоваться кредитными картами только для безналичных расчетов, а в случае нехватки наличных снимать деньги в банкоматах только с дебетовой карты — например, с зарплатной.
Вот так бывает
Многие банки также взимают комиссию за проверку баланса по карте в чужом банкомате, она ниже и составляет в среднем 15–60 рублей. Чтобы не платить ее, лучше проверять баланс по картам в интернет- или мобильном банкинге.
ПЕРЕВЕЛ — ЗАПЛАТИ
Еще одна из самых распространенных комиссий — плата за перевод с карты на карту.
За операции между своими картами банк, как правило, комиссию не взимает, а вот за внешние переводы, то есть на карту другого банка, платить, скорее всего, придется.
Лишь немногие банки предлагают бесплатные переводы на «чужие» карты в рамках определенной суммы — например, не более 30 тыс. руб. за один раз, а транзакция на сумму свыше этой уже будет платной. Также комиссии не будет, если между банками существует специальное соглашение, но пока таких предложений на рынке немного.
Комиссия за переводы для банка — это не только получение дохода, но и стимулирование клиента не выводить деньги со своего счета на счет в другой банк. Эта комиссия в среднем составляет 0,5–2% от суммы транзакции. Многие банки устанавливают минимальный порог — например, не меньше 50 рублей.
Лайфхак
Вот так бывает
Будьте осторожны и с оплатой услуг различных провайдеров (интернет, мобильная связь) через онлайн-банк. Если у банка нет соглашения с поставщиком, то перевод пройдет с комиссией. В этом случае имеет смысл найти ближайший офис провайдера и заплатить напрямую в нем.
КОВАРНЫЙ ОНЛАЙН-ШОПИНГ
Все чаще держатели карт сталкиваются с неприятным сюрпризом, когда пытаются что-то купить в интернет-магазинах. Цена, указанная на сайте продавца, по которой они рассчитывали приобрести товар, оказывается ниже той, которая в итоге выставлена в счете.
Как так получается? Все просто.
Вот так бывает
Цена на сайте продавца указана без комиссии банка-эквайера. Она взимается с магазина, которому эквайер оказывает услуги по обслуживанию карт. Однако часто онлайн-магазин просто перекладывает эту комиссию на потребителя, не указывая ее в цене и показывая более низкую, чем конкуренты, цену на товар. Эта комиссия может составлять 2% от суммы транзакции. При оплате наличными за тот же товар комиссии не будет.
Карина Артемьева советует: если магазин предлагает выбрать между оплатой картой и доставкой на дом курьером с расчетом наличными, то имеет смысл заплатить за товар живыми деньгами и избежать комиссии банку.
КОНВЕРТАЦИЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
К числу неприятных комиссий можно также отнести плату за конвертацию, например, при расчетах по карте в валюте, отличной от валюты карточного счета, или снятии наличных в другой валюте. Часто это происходит за границей.
Результат таких операций по карте может оказаться печальным.
Эта комиссия может составить 1–2% от суммы списания. К ней могут добавиться потери на конвертации валюты по установленному банком курсу (он обычно «хуже», чем официальный). При снятии наличных в банкомате за границей, например, по рублевой карте в валюте, клиент теряет еще больше: к конвертации добавляется не только комиссия за конвертацию, курсовые потери, но и комиссия за снятие.
Как минимизировать эти расходы?
Лайфхак
Ну и, наконец, комиссия, которую взимают практически все банки, — за смс-информирование. После каждой транзакции вы получаете сообщение на свой мобильный — банк взимает за эту услугу в среднем от 30 до 60 руб. в месяц.
Лайфхак
В целом банковские специалисты рекомендуют внимательно изучить тарифы по картам разных банков и выбрать тот вариант, который соответствует вашему «платежному поведению» и целям выпуска карты.
Платными операциями по картам банковские комиссии не ограничиваются. Комиссий может быть много и за разное.
Например, у многих банков платная выдача наличных со счета в кассе кредитной организации. Также очень распространена комиссия за предоставление выписки по счету или справок о состоянии счета (для владельцев золотых и платиновых карт эта услуга зачастую бесплатна).
Некоторые банки могут брать дополнительно комиссию за оформление или выдачу займа на покупку жилья. Раньше очень многие банки взимали комиссию за ведение ссудного счета при выдаче кредита, но суд признал ее незаконной, так как эта комиссия не связана с предоставлением отдельной услуги: открытие счета обусловлено необходимостью заемщика погашать кредит. В результате банки отменили эту комиссию.
Главный помощник клиента банка в работе с некарточными банковскими продуктами — внимательность. Тогда комиссии не станут неприятным сюрпризом, а реальная доходность сберегательных или стоимость кредитных банковских продуктов будет соответствовать ожиданиям.
Банкам рекомендовано уведомлять о размере комиссий в банкоматах и платежных терминалах
watcharapas / Depositphotos.com |
Банк России и ФАС России выпустили совместное письмо с рекомендациями для кредитных организаций, банковских платежных агентов и субагентов о раскрытии информации, касающейся вознаграждения, взимаемого с потребителя при оказании услуг с использованием банкоматов, а также платежных терминалов. Всем указанным субъектам рекомендовано сообщать потребителю достоверную и полную информацию до момента начала внесения им наличных денежных средств.
При этом уточняется, что при предоставлении упомянутой информации на экранах банкоматов и платежных терминалов стоит использовать терминологию, понятную без специальных знаний в финансовой области, а также с использованием четкого, хорошо читаемого шрифта на контрастном фоне без совершения дополнительных действий. Речь идет об исключении переходов по ссылкам, а также нажатии дополнительных кнопок (письмо Банка России и ФАС России от 29 марта 2019 г. № ИН-06-52/29, АК/25611/19 1 ). Также пояснено, каким образом банкам целесообразно выходить из ситуаций, когда выполнение указанных требований невозможно. В частности, стоит указывать сведения о минимально и максимально возможной величине комиссии и одновременно размещать ссылку (кнопку) на отдельный раздел меню, в котором информация о ее размере размещена в полном объеме.
C примерной формой соглашения между кредитором и должником о способах взаимодействия, разработанной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Поясняется, что если сумма операции известна заранее до внесения потребителем денежных средств, то на экранах банкоматов и платежных терминалов будет отображаться итоговая сумма, подлежащая внесению с учетом комиссии. Помимо этого на экранах, по мнению регулятора и ФАС России, должно сообщаться о возможности возврата потребителю внесенных средств в наличной форме, а при ее отсутствии рекомендуется предупреждать о невозможности отказа от операции и возврата наличных средств.
Комиссия Сбербанка за снятие наличных в другом регионе
Банковские карты первого банка страны пользуются спросом, несмотря на ряд минусов. Один из недостатков — так называемый банковский роуминг. Также действуют правила по использованию собственных средств за пределами домашнего региона. Сервис Brobank.ru расскажет, какая у Сбербанка комиссия за снятие наличных в другом городе.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | Нет |
% на остаток | Нет |
Снятие без % | 0 руб. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | Мгновенно |
Комиссия Сбербанка за переводы в другой регион
Сбербанк России — один из немногих отечественных банков, использующих так называемый банковский роуминг. Этот термин означает изменение условий пользования картами за пределами домашнего региона. К середине 2020 года планируются изменения: первый банк страны отменит банковский роуминг по всем своим картам.
Неудобство заключается в том, что при переводах за пределы региона выпуска карты отправитель уплачивает комиссию в размере 1%. Максимальный размер комиссии за одну операцию составляет 1000 рублей. К примеру, за перевод из Москвы в СПб, предусмотрена комиссия в указанном размере. Условие действует по всем картам Сбербанка.
Какая комиссия у Сбера за снятие денег в другом городе
Банковский роуминг распространяется и на снятие наличных с карт Сбербанка за пределами домашнего региона. Под домашним регионом понимается не конкретный город, а область. Москва и Московская Область — один регион, в пределах которого наличные снимаются без комиссии. Если пользователь снимает деньги с московской карты в Санкт-Петербурге, то по операции может быть предусмотрена комиссия со стороны банка. Изначально комиссия взималась по следующим картам:
Карты Visa Electron и Maestro банком не выпускаются. Следовательно, комиссия Сбербанка за снятие наличных в другом регионе взимается только по картам моментального выпуска. Ее размер за одну операцию составляет 0,75% от суммы снятия, при условии, что деньги снимаются в банкомате Сбербанка.
Если деньги снимаются в банкомате другого банка, то к комиссии Сбербанка добавляется комиссия и сторонней кредитной организации. В таком случае клиент уплачивает в районе 2,5-3% от суммы снятия. Конечные условия зависят от банка, которому принадлежит банкомат.
Комиссия по снятию наличных с кредитных карт
Кредитные карты Сбербанка выпускаются с лимитом денежных средств — сумма, которая размещается на балансе карты. При этом банк рекомендует пользоваться кредитным лимитом в безналичном виде: совершать покупки и некоторые платежи. Переводы и снятие наличных совершаются в крайних случаях, так как: первое — приостанавливается льготный период, второе — повышается процентная ставка за пользование заемными средствами.
По картам Сбербанка предусматривается одинаковая комиссия за снятие кредитных средств. Независимо от вида карты, действуют следующие условия по обналичиванию средств:
Эти условия действуют как в пределах домашнего региона, так и в другом регионе. Если деньги снимаются с карты Momentum, то к указанным размерам следует добавить 0,75% (комиссия Сбербанка за снятие наличных за пределами домашнего региона).
Ответы на вопросы по теме
1. Какую комиссию взимает Сбербанк за пополнение карты в другом регионе
Карты Сбербанка в «собственных» банкоматах пополняются без комиссии. Независимо от местонахождения держателя, эта опция не облагается какими-либо дополнительными затратами. При использовании банкоматов сторонних кредитных организаций может взиматься комиссия по тарифу банка, которому принадлежит устройство самообслуживания.
2. Какие основные недостатки карт Momentum от Сбербанка
В остальном — только минусы. Помимо того, что за снятие наличных в другом регионе клиент уплачивает комиссию, у карты еще ряд недостатков. Она не используется при совершении покупок в интернете, при попытке получения займа, а также при необходимости в привязке карты к профилю на интернет-ресурсах. Причина заключается в том, что Momentum — неименные карты, которые затрудняют идентификацию их обладателей.
3. Где снять деньги, если нет банкоматов Сбербанка
В этом случае можно воспользоваться банкоматами банков-партнеров. В их число входят: Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, и ряд других кредитных организаций. Комиссия при использовании устройства самообслуживания партнеров идентична той, которую Сбербанк установил по снятию наличных через собственные банкоматы.
4. Лимиты по снятию наличных с карт Сбербанка в другом регионе
Ограничения и лимита за пределами домашнего региона не меняются. Какой по карте предусмотрен лимит на снятие в регионе оформления, таким же он остается при совершении операции в другом регионе. Актуальные значения дебетовым картам Сбербанка (дневные ограничения):
5. Комиссия за снятие наличных в кассах Сбербанка
Комиссия взимается при превышении суммы, равной половине действующего лимита. К примеру, по карте предусмотрен лимит в 300 000 рублей, значит: 150 000 рублей можно снять в банкомате, а остальную часть — в кассе Сбербанка. При превышении лимита взимается комиссия в размере 0,5% от суммы превышения.
Источники информации:
Комментарии: 2
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
ЦБ и ФАС утвердили стандарты по раскрытию размера комиссий в банкоматах
Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработали для банков единые рекомендации о том, как раскрывать информацию о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала. Как сообщает ФАС, стандарт утвержден совместным письмом службы и ЦБ и кроме банков распространяется и на другие организации, оказывающие платежные услуги, — на банковских платежных агентов и субагентов, а также платежных агентов.
Рекомендации подготовлены в связи с поступлением в антимонопольные органы информации о том, что некоторые участники рынка пытаются получить преимущество при оказании платежных услуг гражданам, предоставляя им неточные или искаженные данные о комиссиях. РБК направил запрос в ЦБ.
Рекомендации не являются обязательным к применению документом, ответственности за их неисполнение не предусмотрено, пояснила РБК начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. Но, по ее словам, в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии против оказывающей платежные услуги организации будут приняты меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Ответственности за их неисполнение не предусмотрено. Вместе с тем в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала, в отношении соответствующей организации, оказывающей платежные услуги, будут приняты предусмотренные антимонопольным законодательством меры.
С этой целью, пишет ФАС, используются различные психологические уловки, которые делают информацию о комиссиях недоступной для нормального восприятия:
«Все эти уловки можно расценивать как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», — приводятся в сообщении слова начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой.
Как ФАС и ЦБ рекомендуют раскрывать комиссии
ЦБ и ФАС предписывают раскрывать всю информацию о комиссии за услугу до начала внесения наличных в банкомат/платежный терминал, говорится в совместном письме. До начала внесения денежных средств потребитель должен быть ознакомлен с информацией о возможности или невозможности возврата наличными внесенных денег, если он откажется от совершения операции. Клиент также должен быть осведомлен, сможет ли о вернуть излишне внесенную сумму.
Среди других рекомендаций ЦБ и ФАС:
Люди на такие мелкие недобросовестные действия, как правило, не жалуются, потому что в большинстве случаев это десятки или сотни рублей, но это не значит, что такой проблемы нет, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Однако, так как документ носит рекомендательный характер, ничего не изменится — в России такой формат скорее демонстрация активности чиновниками, полагает он. Те участники рынка, которые используют подобные уловки, будут продолжать это делать до тех пор, пока документ не станет обязательным для исполнения, резюмирует Янин.
Стандарты по полному информированию клиентов о комиссии за услуги, если им следовать, могут лишить некоторые банки прибыли, извлекаемой из комиссионных платежей, говорит зампредправления Локо-банка Андрей Люшин. Но, по его мнению, такая мера не станет критичной, поскольку клиенты используют банкоматы «чужих» банков преимущественно в экстренных случаях и комиссия в таких случаях не является существенной частью дохода.
Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году
10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.
В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000 Р — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.
Вот что писали СМИ об этом законе:
Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.
Как победить выгорание
Оборот наличных
Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.
Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.
Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.
Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.
Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.
Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.
Операции с недвижимостью
Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.
Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000 Р подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.
Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.
Почтовые переводы
Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.
Баланс мобильного телефона
Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000 Р и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.
Покупка ювелирных изделий
Цифровая валюта
Криптовалюта и токены официально считаются имуществом. А операции с ними с 1 января 2021 года подлежат обязательному контролю, если сумма составит 600 000 Р и более.
Операторы финансовых платформ и информационных систем для выпуска и обмена криптовалюты должны сообщать о сделках в Росфинмониторинг.
При этом принимать оплату криптовалютой запрещено, предлагать такой способ расчетов — тоже. Хотя в том же законе указано, что цифровая валюта может использоваться для инвестиций и быть средством платежа.
Отмена контроля
Из списка операций, которые подлежат обязательному контролю, с 10 января исключены такие:
Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами
Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 Р : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.
Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.
Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.
Что делать с этими изменениями
Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.
Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.
Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.
Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.
Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.