как узнать маркировку рельсы рулеткой
Как выбрать рельс
Среди тех, кто покупает рельсы или иное оснащение для железной дороги либо кранов, не бывает случайных людей. Кроме того, эта категория потребителей обычно хорошо ведет подсчеты и имеет понимание того, что каждый уплаченный за качество рубль сейчас вернется многократной экономией впоследствии.
Назначение рельс
Рельсы являются одной из главных составляющих верхнего строения пути— это балки особого сечения, их изготавливают из углеродистых сталей. Располагаются рельсы на шпалах и опорах, они являются направляющей для передвижения железнодорожных составов, необходимы для принятия и равномерного распределения силы давления колёсных пар на шпалы и иные детали полотна. Они применяются при укладывании пути железной дороги, для сооружения линий промышленного назначения и путей подъезда к шахтам, карьерам, также при помощи рельсов обеспечивают передвижение кранов строительного и грузового вида.
Разбираемся в маркировке
Тип рельсов определяет их удельный вес, маркируются они комбинацией буквы «Р» и цифр, которые соответствуют весу одного погонного метра рельса в килограммах. Рельсы реализуются «на вес», поэтому это стоит учитывать первым делом в процессе расчётов. У нас в стране обычно используют рельсы Р65, Р50 и Р43. Стандартная длина железнодорожных рельсов, которые производятся рельсопрокатными предприятиями, равна 12,5; 25; 50 и 100 метрам.
Чтобы верно определить требуемый тип рельс, стоит учесть несколько моментов:
Для справки
Основные требования, предъявляемые качеству:
Чтобы обеспечивать необходимую силу сцепления между рельсами и движущими колесами составов плоскость катания должна быть шероховатой. Чтобы снизить сопротивление движению остальных колес – вагонов, тендеров и поддерживающих колес локомотивов – надо, чтобы поверхность катания рельсов была гладкой.
Материал рельсов
Сегодня рельсы прокатывают исключительно из стальных слитков. Сталь изготавливается в конвертерах методом Бессемера либо в мартеновской печи. Бессемеровскую сталь получают путем продувки кислородом расплавленной чугунной массы, в течение 15 – 18 минут. При этом происходит выгорание углерода и части примесей. Мартеновскую сталь варят несколько часов из чугуна и стального лома в огромной печи, емкость которой составляет от 200 до 1500 тонн. Такая сталь более чистая и имеет меньшую хладноломкость, если сравнивать с изготовленной методом Бессемера. Рельсы тяжелого типа, например Р65 и Р75, прокатывают исключительно из мартеновской стали.
Химический состав сплава
Качественные показатели рельсовых сталей определяются их химическим составом и структурой. Химический состав стали российских рельсов характеризуется добавками к железу в процентах. Углерод применяют для увеличения твердости и износостойкости рельсовой стали. Тем не менее чем больше содержится углерода, тем выше при иных равных условиях хрупкость стали и более затруднительна холодная правка рельсов. Вследствие этого потребуется наиболее равномерно распределить металл по сечению рельса, наиболее четко необходимо выдерживать химический состав, особенно это касается фосфора и серы.
Закалка
Сейчас большое распространение обрела объемная закалка рельсов. Данный метод увеличивает пластичность и вязкость, повышает усталостную прочность и стойкость рельсов против образования поперечных усталостных изломов. Эксплуатационная стойкость этих рельсов в 1,3–1,5 раза выше стойкости незакаленных рельсов. По техническим и экономическим подсчетам, применение рельсов с объемной закалкой в среднем за год на 1 км пути обеспечит существенную финансовую экономию. Сталь должна быть однородного мелкозернистого строения без шлаковин, волосовин, плен, следов неоднородного распределения химических добавок по сечению.
[Статья] Типы и маркировка рельсов
Внедрение на металлургических заводах закалки в масле но всему объему рельсов, поверхностной закалки головки и других прогрессивных способов термической обработки повысило их надежность и долговечность. Каждый рельс, выпускаемый заводом, маркируют. Это облегчает контроль за качеством при изготовлении и эксплуатации рельсов в пути.
Установлен такой порядок маркировки рельсов:
1.На шейке каждого рельса при прокате выкатывают выпуклыми буквами высотой не менее 20 мм знаки (рис. 1): а) марку завода-изготовителя, например КМК (Кузнецкий металлургический комбинат); б) род стали, например М (мартеновская сталь); в) год и месяц изготовления рельса, например 1960 г., V (1960 г., май); г) тип рельса, например Р50; д) род термической обработки, например 3 — О (замедленное охлаждение). Указанные в пунктах а — д обозначения выкатывают по длине рельса в четырех-пяти местах.
2.На расстоянии 1 м от конца рельса в двух — пяти местах по его длине выбивают номер плавки и порядковый номер рельса; на шейке первого рельса (головного) — цифру 1. По окончании отделки рельса номер плавки и порядковый номер рельса выбивают в холодном состоянии соответственно на торце подошвы и шейки рельса.
3.Рельсы с закаленными концами маркируют в торце подошвы буквами КЗ.
Кроме указанной маркировки, на рельсы наносят условные обозначения масляной краской белого, красного, синего, зеленого и желтого цветов. Эта дополнительная маркировка обозначает следующее: окраска контура торца головки белой краской — рельсы первого сорта; окраска торца подошвы и части шейки красной краской — рельсы второго сорта; окраска всего торца рельса синей краской — рельсы бракованные, предназначенные для промышленных предприятий. Белая полоса шириной 20 — 40 мм на поверхности катания и боковых гранях головки рельса на расстоянии 150 — 200 мм о г торца указывает, что рельсы с закаленными концами.
Если верхние поверхности подошвы рельса на длине не менее 200 мм окрашены желтой краской — рельсы твердые.
В объемнозакаленных рельсах первого сорта контур торца головки окрашивают зеленой краской и на расстоянии 1 м от торца наносят полосу зеленого цвета по головке и шейке рельса. Контур торца закаленных рельсов второго сорта окрашивают в желтый цвет с той же полосой зеленого цвета, что и в рельсах первого сорта. На шейке и головке поверхностно-закаленных рельсов на расстоянии 1 м от торца наносят две полосы красного и зеленого цветов. Выбитые у одного из торцов рельсов ключ с молотком и серп с молотом являются клеймами заводского инспектора Главного управления материально-технического снабжения МПС по технической приемке рельсов на металлургических заводах.
Поперечное сечение рельсов отечественного производства показано на рис. 2, а элементы маркировки и основные размеры рельсов даны в табл. 1—4.
База комплектации материалами
верхнего строения пути
Рельсы
Продаем стальные рельсы. Цены уточняйте у менеджеров. Заказать рельс можно в офисе компании «Ремстройпуть» (г. Екатеринбург, ул. Таганская, д. 55 а). В наличии рельсы Р65, РП65, Р50, РП50, Р33, Р38, Т62, КР140, КР120, КР100, Р80, КР70, Р43, Р24, Р18, Р11.
При сплошной замене рельсов на основных направлениях железных дорог в путь укладывают в зависимости от грузонапряженности новые рельсы двух типов: Р75 (ГОСТ 16210-77) и Р65 (ГОСТ 8161-75) (табл. 7). На путях промышленных предприятий находят применение рельсы типов Р50 (ГОСТ 7174-75) и Р43 (ГОСТ 7173-54). В железнодорожных путях имеются рельсы таких же типов, но более ранних лет укладки (табл. 8). Рельсы, вторично используемые в путях, называются старогодными.
Таблица 7. Основные показатели рельсов
Показатель | Р75 по ГОСТ 16210-77 | Р65 по ГОСТ 8161-75 | Р50 по ГОСТ 7174-75 | Р43 по ГОСТ 7173-54 |
Номер чертежа в альбоме | 24 | 25 | 26 | 27 |
Масса 1 м рельса, кг | 74,41 | 64,72 | 51,67 | 44,65 |
Масса одного рельса длиной 25 м, кг | 1860 | 1618 | 1292 | 1116 |
Высота рельса, мм в том числе: | 192,0 | 180,0 | 152,0 | 140,0 |
высота головки | 55,3 | 45,0 | 42,0 | 42,0 |
» шейки | 104,4 | 105,0 | 83,0 | 71,0 |
» подошвы | 32,3 | 30,0 | 27,0 | 27,0 |
Ширина головки рельса, мм: | ||||
вверху | 72,0 | 73,0 | 70,2 | 70,0 |
внизу | 75,0 | 75,0 | 72,0 | 70,0 |
Ширина подошвы, мм | 150 | 150 | 132 | 114 |
Толщина шейки в средней части, мм | 20 | 18 | 16 | 14,5 |
Площадь поперечного сечения, см2 | 95,04 | 82,65 | 65,99 | 57,0 |
Распределение площади по профилю, %: | ||||
головки | 37,4 | 34,1 | 38,1 | 42,8 |
шейки | 26,5 | 28,5 | 24,5 | 21,3 |
подошвы | 36,1 | 37,4 | 37,4 | 35,9 |
Расстояние от центра тяжести, мм: | ||||
до низа подошвы | 88,2 | 81,3 | 70,5 | 68,5 |
до верха головки | 103,8 | 98,7 | 81,5 | 71,5 |
Момент инерции относительно осей, см4: | ||||
горизонтальной | 4489 | 3540 | 2011 | 1489 |
вертикальной | 665 | 564 | 375 | 260 |
Момент сопротивления, см3: | ||||
по низу подошвы | 509 | 435 | 285 | 217 |
по верху головки | 432 | 358 | 247 | 208 |
по боковой грани подошвы | 89 | 75 | 55 | 45 |
Черт. 24. Рельс типа Р75 по ГОСТ 16210-77 (Рельсы поставляются с 1978 г.)
Какие типы рельсов бывают?
Важная часть железнодорожного полотна — верхнее строение пути, которое состоит из рельсов, скреплений, опор, балластной призмы, соединительных элементов. Самый важный элемент ВСП — это рельсы, именно по ним определяются основные типы пути:
Все типы рельсов служат для создания поверхности для направления колес подвижного состава с наименьшим сопротивлением. Основные виды элементов, используемых на железной дороге, закреплены и стандартизованы ГОСТ Р 21585-2000. Согласно документы, все рельсы можно разделить на 4 вида:
установленным допуском и размером поперечного профиля;
прямолинейностью в обоих плоскостях;
Все виды рельсов могут быть уложены в бесстыковых и в звеньевых участках.
Критерии классификации рельсов
Внешний вид и конструкция рельсов разных типов и назначения отличаются мало. Эти части ВСП состоят из шейки, головки и подошвы. Металл расположен по сечению равномерно. Форма похожа на двутавровую балку с широкой нижней полкой — это повышает сопротивляемость опрокидыванию и скручиванию, упрощает создание стыковых скреплений, сокращает ресурсные затраты на закрепление элемента на подрельсовом основании.
Разные типы рельсов применяются для путей с различной грузонапряженностью. Помимо этого, элементы могут отличаться проведением термической обработки для упрочнения металла, наличием отверстий под болты, видом и способом обработки стали, охлаждением. Все эти особенности отражены в маркировке рельсов, по которой легко отследить их классификацию.
Грузонапряженность
Измеряется в миллионах тонн на километр в год:
Обратите внимание: рельсы Р65К относятся к типу с грузонапряженностью 25-75, но в отличие от Р65, применяются для кривых участков пути (создание наружных нитей) и помогают уменьшить интенсивность бокового износа. Их легко можно отличить по специфической верхней части и боковым граням головки рельса.
Качество
Этот параметр подразумевает увеличение прочности элемента под воздействием высоких температур.
Рельсы типа В имеют ресурс допустимой нагрузки более 1100 миллионов тонн и отличаются повышенной прямолинейностью.
Отверстия под болты
В зависимости от целей на элементе могут быть болтовые отверстия с одной или обеих сторон. Некоторые типы рельсов выпускаются без отверстий.
Вид сырья
Элементы ВСП могут производиться из исходных или непрерывно-литых заготовок, а также из слитков. Используемая сталь:
Тип обработки
В финальном этапе производства в обязательном порядке проводится противофлокенная термическая обработка методом:
Как правильно определить тип рельса
Тип рельса определяется согласно общепринятой классификационной характеристике:
E — наличие отверстий под болты;
Например, если на изделии написано Р75-В-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000 — это значит, что эти рельсы относятся к типу Р75 высшего качества из мартеновской стали с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах, изготовлено по ГОСТ.
Цифры, которые идут после буквы Р в классификации грузонапряженности, означают массу одного метра рельса, округленную до целого числа.
Срок службы Р65 выше, чем у Р50, на 43%, а при укладке экономится 15% металла. Дешевле всего обходится содержание путей с типом рельсов Р75, они же лидируют по итоговому качеству (на 40% меньше выявленных дефектов при одиночном изъятии, чем у Р65).
В маркировке вида стали буквы в начале означают, каким методом производилась выплавка изделий, а цифры показывают среднюю массовую долю углерода (в сотых долях %). Буквы в конце демонстрируют, чем была легирована сталь — цирконием, титаном, ванадием, хромом, кремнием. Расшифровав часть примера выше (М76Т), узнаем, что для данного типа рельсов применялась мартеновская сталь с 0,76% углерода, легированная титаном.
В интернет-магазине «Портал-К» можно купить по выгодной цене с быстрой доставкой любое количество разных видов рельс стандартной длины (25 метров) или предназначенных для стрелочных переводов и в качестве уравнительных длиной 12,5 метров. За подробной консультацией обратитесь к менеджеру по телефону 8 (800) 775-87-95 или закажите обратный звонок на сайте.