как узнать настоящий фарфор или нет
Как отличить настоящий фарфор от подделки?
Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.
Цена имеет значение
Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.
Знак производителя: изучаем клеймо
Толщина фарфора
Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.
Внешний вид
Звучание благородного материала
Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.
Дно и ножка изделия
Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.
Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.
Роспись
Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.
Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.
Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.
Тест температурой
Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.
Как определить настоящий фарфор.
Найдены возможные дубликаты
ой проблема то, как фарфор отличить))
да в ГОСТе хренацать признаков, а вот сорт вы таки с наскока не определите))
цвет штампа щас не показатель))
Чтобы проверить, насколько высокое качество у приобретаемой вами продукции, необходимо поставить тарелку или чашку из сервиза на ровную поверхность. Она не будет качаться, донышко будет соприкасаться с поверхностью стола.
фаянс тож не будет качаться, и даж майолика)))
McSIMM: Китайский небось?
CKuB: Хм. А у мну жопа в географии не шарит.
McSIMM: Дык ведь фарфор, а не фаянс! =)
CKuB: А она у меня и в химии не особо.
пизанул оп пол и по звуку слушиешь. огы,йа так делаю
Ответы есть? А если найду?
Занимательный факт
Который стал политиком в другой стране
Берём только в рабство
Это многонациональный Хабаровск.
Иностранные специалисты из Средней Азии, работающие водителями автобусов выгоняют пассажиров, чтобы не мешали им делать намаз.
И пусть весь мир подождёт пока новые россияне справляют свою религиозную нужду в общественных местах.
Улучшение персонажа новой god of war
Ностальгия
А что тут скажешь?
Геленджик
Повторюсь, я не ходил губы склюквив, ища одни недостатки и не замечая достоинств. Но стоимость отдыха оказалась сопоставима с отдыхом в Дубае (Шарджа) в 2018 году. Я хочу отдыхать в России, тратить здесь свои заработанные, и море отличное, климат прекрасный, но сервис, цены и условия проживания пока не в пользу российского туризма. Извините, если кого обидел, высказал свою точку зрения.
Как определить фарфор ручной работы
Когда нужен эксклюзивный подарок или изысканное украшение для собственного интерьера, ценителям прекрасного не придётся долго искать. Достаточно купить фарфор ручной работы, чтобы доставить радость себе и окружающим – ведь это предметы искусства на грани волшебства. Знатокам несложно отличить изделия, созданные мастером по уникальным старинным технологиям, от заводской штамповки. Но сегодня прогрессивные методы литья и декалькомании позволяют максимально приблизить продукцию категории «масс-маркет» к ручному труду. Поэтому человек, далёкий от тонкостей ремесла, легко может ошибиться.
Советы начинающему коллекционеру
В XVI веке, близко познакомившись с китайским фарфором, европейцы стали называть его «белым золотом». Эпитет – не только дань восхищения работой восточных гончаров, но и довольно точное обозначение её стоимости. Уже тогда тончайшие вазы, чайные наборы и статуэтки становились предметом коллекционирования, бережно хранились и передавались по наследству, как фамильная реликвия.
С тех пор ничего не изменилось. Фарфор ручной работы считается выгодным вложением капитала, поэтому его приобретают не только для собственного удовольствия, но и в расчёте на возможную прибыль в будущем. Важно, чтобы коллекционные изделия действительно имели художественную ценность. Как её определить?
Что понимается под «ручной работой»
«Белое золото» – самая сложная в обработке и «капризная» разновидность керамики, требующая знаний, опыта, дорогостоящих материалов и оборудования, а также новаторского подхода. Последний пункт позволяет находить новые составы каолиновой массы, пигментов и глазурей, улучшая качество продукции и делая её неповторимой. Все перечисленное уже объясняет высокую стоимость фарфоровых изделий.
Но изготовить посуду или скульптурную пластику можно разными способами. На современных предприятиях часть процессов автоматизирована и механизирована. То, что раньше лепилось вручную, теперь отливается в специальных гипсовых формах, либо штампуется горячим прессом. Вместо росписи используются деколи – переводные картинки, которые наносятся на поверхность керамики после первого обжига, а затем заливаются прозрачной глазурью.
Художник больше не производит штучные изделия – он лишь подготавливает образец, который затем тиражируется работниками предприятия в сотнях и даже тысячах экземпляров. Процесс напоминает конвейер, где каждый участник выполняет свою узкую функцию: делает отливку, зачищает, обжигает, глазурует, декорирует. Такую продукцию, какой бы качественной и эстетичной она не была, никак не отнесёшь к категории произведений искусства. Художественной, а, следовательно, и коллекционной ценности она не имеет.
Но если литьевые заготовки были доработаны – добавлялись детали, изготовленные вручную, а затем производилась роспись по технологиям, предполагающим длительный, многократный обжиг на разных температурах – это уже предмет коллекционирования, стоимость которого будет расти со временем.
Вылепленные, а не отлитые элементы видно сразу: они очень тонкие, имеют сложную форму и множество мельчайших деталей, крепятся в нескольких точках, а не всей плоскостью. Яркий пример: цветочные композиции, ягоды, оборки или кружева на одежде. Большое значение имеет предприятие-изготовитель. Знак определённого бренда увеличивает ценность фарфоровой продукции, подтверждая её качество и соответствие отработанным веками стандартам.
Авторские изделия
Существует и керамика, полностью изготовленная вручную. Если посуда формировалась на гончарном округе, она будет иметь характерную поверхность с заметными спиралевидными линиями. Обычно внутри рельеф проступает чётче, чем снаружи, поскольку лицевая поверхность тщательно замывается и полируется перед обжигом.
Объёмные изделия, слепленные без гончарного круга – как скульптуры, так и посуда, никогда не будут иметь идеальную форму, в лёгкой «неровности» их особое очарование. Они хранят тепло рук мастера, его индивидуальный почерк. Для коллекционеров это знак, что работа действительно авторская, а не литьевая штамповка.
Ручная роспись – второй «камень преткновения» при покупке фарфоровых изделий. Чтобы понять, нанесён ли рисунок человеком или это всё-таки деколь, придётся взять лупу и детально изучить изображение. Если оно состоит из множества крохотных точек, речь идёт о переводной картинке, тогда как в ручной росписи будут видны отдельные мазки и линии разной толщины.
Рельефная выпуклость «живого рисунка» не будет чувствоваться на фарфоре, поскольку любые отклонения от идеально гладкой поверхности считаются дефектом. Так что приём исследования на ощупь здесь не поможет.
В последнее время стало модным дорисовывать деколь вручную, выдавая этот сомнительный приём за художественную роспись. Выявить обман вновь поможет лупа. При многократном увеличении будут хорошо видны точечные фрагменты, которые обычно бледнее, чем нанесённые сверху эмалевые краски. Иногда росписью прикрывают места разрыва переводной картинки в процессе обжига. В любом случае, до настоящей ручной работы декорированный подобным образом фарфор не дотягивает.
Если лупы нет, нужно исследовать рисунок на симметрию. Идеальной роспись, нанесённая мастером вручную, быть не может. Где-то будут отклонения в сторону, завитки неправильной формы, неточные мазки или линии. Слишком «правильная» картинка, скорее всего, окажется деколью.
Рукотворная красота от современных мастеров
С антиквариатом ручной работы определиться проще – в то время, когда изготавливались старинные сервизы и статуэтки, на фарфоровых мануфактурах почти полностью отсутствовали механизированные процессы. А уж о переводных картинках, взамен художественной росписи, речь вообще не шла. Но антикварная керамика стоит очень дорого, тогда как произведения современных мастеров «лояльнее» по цене, не уступая в качестве. Сегодня на рынке элитной фарфоровой продукции можно встретить немало новых имён, чьи творения восхищают красотой и уникальным стилем.
Франц Чен
Основатель известного тайваньского бренда Franz Collection взял на себя нелёгкую миссию – возродить былую славу китайского фарфора. Начиная с XVIII века, когда Европа стала развивать собственное керамическое производство, интерес к азиатским первоисточникам значительно ослабел. И сегодня среди производителей с мировым именем редко встретишь представителей Поднебесной, хотя страна богата древнейшими традициями и хранит немало ценных секретов.
Основанная в 2001 году компания Franz Collection Inc. открыла свыше 200 магазинов в США, Европе, Азии и Арабских Эмиратах. Продукция бренда сразу приобрела популярность, благодаря особому стилю, сочетающему восточные и западные тенденции.
Чен использовал классические приёмы китайских керамистов, дополнив их инновационными технологиями 3D-моделирования, в результате чего его изделия выглядят невероятно объёмными и реалистичными. Вдохновение художники Franz Collection, подобно мастерам прошлого, черпают у природы, с её разнообразием форм, текстур и расцветок. Каждое изделие бренда, будь то функциональные предметы сервировки или домашний декор, становятся настоящим гимном красоте и гармонии мира.
Продукция изготавливается из костяного фарфора, который позволяет создавать тонкостенные изделия высочайшей прочности с изысканным декором. Каждый предмет украшается вылепленными вручную элементами и росписью, которой особые технологии глазурования и обжига позволяют предавать самую широкую палитру оттенков.
С 2005 года Франц Чен сотрудничает с французским дизайнером Жаном Боджио, ранее работавшим с фабрикой по производству хрусталя «Баккара» и фаянсовым брендом Niderviller. Технологическим аспектом производства занимается тайваньский керамист Сунь Чао, много лет изучавший старинные образцы китайского фарфора и сумевший адаптировать методики прошлого к современным требованиям. В частности, он много работал с кристаллическими глазурями, которые образуют невероятно красивые «морозные узоры» на поверхности изделий.
Брендом Franz Collection запатентована технология многослойной резьбы по фарфору-сырцу, создающая уникальный 3D-эффект. А также особая формула глазури, делающей керамику прозрачнее и прочнее.
Elite & Fabris
Бренд, созданный в 1972 году миланским скульптором и керамистом Алессандро Маджони, продолжает лучшие традиции итальянской фарфоровой миниатюры. Работы основателя фабрики отличаются сложностью композиции, проработкой мельчайших деталей, утончённой красотой форм и линий. В 12 лет Маджони начал карьеру скульптора с копирования образцов неаполитанской мануфактуры «Каподимонте», а к 22 годам уже сформировал свой собственный, легко узнаваемый специалистами, стиль.
В 1986 году возглавляемое мастером предприятие приобрело пресс-формы одного из самых знаменитых венецианских фарфоровых заводов MANIFATTURA ITALIANA PORCELLANE ARTISTICHE PROF. L. FABRIS и его фирменное клеймо – красный якорь. Это позволило бренду запустить сразу две линии, которые отличались тематикой и декоративными приёмами. В первую вошли точные копии мастеров прошлого, великолепно передающие атмосферу XVII – XIX века. Вторая состоит из скульптур модного сегодня ретро-направления.
И хотя все изделия бренда пользуются успехом у коллекционеров, особую ценность представляет именно историческая серия. Её задача – сохранить культурное наследие, лучшие образцы итальянского фарфорового искусства.
Мастера Elite & Fabris долго и кропотливо прорабатывают каждую статуэтку. Чтобы точно воссоздать костюмы «галантного века», они тщательно штудируют старинные журналы мод. Внимание уделяется не только нарядам, причёскам и характерным позам, но и ювелирным украшениям, сопутствующим аксессуарам, предметам обстановки.
Бренд часто использует кружевной фарфор, требующий большого профессионализма. Красиво уложить его в складки могут только опытные мастера. Делается подобный декор из настоящих кружев, которые погружаются в густой шликер, а затем драпируются на статуэтке. После обжига текстильная составляющая выгорает, остаётся лишь ажурная керамика. Многие изделия фабрики Elite & Fabris занимают почётное место в итальянском музее старинного фарфора.
Zampiva
Полной противоположностью классическим статуэткам Elite & Fabris является продукция ещё одного итальянского предприятия, основанного в 1976 году скульптором Лино Зампива из города Монтебелло-Вичентино (область Венеция). Это фигурки современного стиля, немного наивные, но полные очарования.
Все статуэтки выполняются вручную и совершенно непохожи друг на друга. Каждая со своим характером, историей и образом. Мир, созданный Лино Зампива и его командой полон искромётного юмора, фантазии и безыскусной красоты. В нём живут клоуны и элегантные дамы, влюблённые парочки, городские модницы и витающие в облаках особы. Есть отдельная серия с животными, ангелами и прелестными куклами.
Нужно ли говорить, что изделия марки Zampiva являются предметом охоты для коллекционеров. Мастера работают с мягким фарфором, отчего скульптурки приобретают необычайную пластичность и выразительную текстуру.
Елена Зотова
Среди российских мастеров, создающих фарфор ручной работы, известностью пользуется московская художница Елена Зотова. Её изящные миниатюры поражают обилием и проработкой деталей, а также оригинальными сказочными сюжетами. Творчество Зотовой – настоящий рай для коллекционеров. Её скульптуры, сервизы и мелкий декор способны совершенно изменить атмосферу дома, добавив «прозаическому быту» немного волшебства.
Работы талантливой москвички за редким исключением выполняются вручную на всех этапах. Даже при изготовлении чашек и тарелок художница обходится без отливок, что придаёт изделиям живость и естественность. Каждый экземпляр создаётся в единственном числе и никогда не повторяется, потому что Зотова постоянно импровизирует.
Работать художница предпочитает с твёрдым фарфором английских и немецких производителей. Он обладает уникальной белизной и просвечивается в изделиях. «Визитной карточкой» Зотовой можно назвать щедрую многокрасочную надглазурную роспись в сочетании с золочением и люстровым покрытием, дающим нежные перламутровые переливы.
Как отличить подлинный старинный фарфор от подделки
К антикварным фарфоровым изделиям относятся изделия, имеющие художественную и историческую ценность, возраст которых превышает 100 лет. Самые древние фарфоровые изделия, имеющие историческую ценность, профессионалы называют античными. Их возраст превышает приблизительно 300 лет и более.
Примерное определение времени и места изготовления античного фарфорового изделия требует так много специальных знаний и опыта, что даже среди экспертов в этой области существует множество разногласий в вопросах об их происхождении, примерном датировании и идентификации.
У античных фарфоровых изделий есть свой небольшой рынок коллекционеров. Различные предметы достаточно регулярно выставляются на аукционах в Нью-Йорке и в Европе. Изготовленные вручную эти древние гончарные изделия чаще всего можно наблюдать в музеях, где они защищены стеклянными витринами от света, воздействия химических элементов и возможности посетителей прикоснуться к ним.
Наибольшей известностью пользуется «трехцветная поливная керамика» или «керамика с разноцветной/полихромной глазурью в расплывающихся пятнах». До середины прошлого века «трехцветная поливная керамика» оставалась известной исключительно в литературных описаниях и стилизациях, выполненных уже в XV–XVII веках, и трудно представить, что изначально коллекционеры игнорировали эти древние изделия. Их первые подлинные образцы были найдены в 1949 году в одном из погребений в окрестностях г. Лоян (провинция Хэнань).
Сегодня установлено, что этот сорт стали выпускать в последней четверти VII века а расцвет его производства пришелся на первую половину VIII века. Керамические изделия этого времени непосредственно отразили в своих формах соприкосновение китайской культуры с культурами других стран. Так, среди сосудов этой эпохи встречается форма, напоминающую очертаниями, характером горловины или ручек греческую амфору. В период Тан наряду с зеленой появляются желтая, коричневая глазури и особенно редкая синяя ( кобальтовая). Характерными признаками древности является тонкий кракелюр на поверхности глазури, который покрыт белым налетом. Дно сосудов плоское и неглазурованное.
Производство «трехцветной поливной керамики» прекратилось окончательно в эпоху Северной Сун. Возможно, это было связано с уничтожением центров по производству изделий стиля сань-цай в результате войн, но вероятно и то, что красочность подобной керамики вступила в противоречие с новыми эстетическими критериями, установившимися в китайском искусстве X–XIII веков. В последнее время все больший интерес у коллекционеров проявляется к керамическим изделиям династий Сун (960-1279). Формы таких изделий отличаются простотой и уравновешенностью. Шпатовые глазури имеют приглушенную окраску и нежнейшие оттенки серого, голубого, зеленого цветов. Часто ножки или основания предметов глазурь не покрывает. Важным элементом украшения предметов этого периода является цек — мелкие трещинки, покрывающие монохромные изделия. Этот прием, вначале появившийся, вероятно, как дефект при обжиге, в дальнейшем использовался сознательно в декоративных целях. Китайские мастера научились виртуозно управлять процессом образования кракелюр, которые образуются в результате различия коэффициента сокращения черепка и глазури, когда масса основы при остывании разрывает глазурь. Керамисты добивались даже замедленного кракелирования, при котором трещинки разной толщины образуются на изделии месяцами. Чтобы еще больше акцентировать рисунок кракелюр, в них втиралась черная и коричневая (цвета «жареного риса») краски, что особенно характерно для керамики «гэяо» (созданной в специальных печах в Лунцюане). Кроме того, в «гэяо» применяли порошковые, а не жидкие глазури, поэтому в них очень много мелких пузырьков.
В период монгольского владычества при династии Юань в XIII-XIV веках новаторством было появление изделий с синей (кобальтовой) подглазурной росписью. Ярко-синий кобальт в это время привозили из Персии. Глазурь белая и слегка матовая. Неподражаемого совершенства достигает мастерство художников во владении кистью. Оно выражается в уверенном мазке или линии, которые имеют нужный изгиб или утолщение.
В начале правления Мин фарфор получает большое распространение. Из него делают большие аквариумы, садовые табуреты, подголовники («фарфоровые подушки»).
Наиболее интересными с точки зрения развития искусства фарфора являются правления императоров Сюаньдэ (1426-1435), Чэнхуа (1465-1487), Ванли (1573-1620) и Переходный период.
Черепок отличается особой белизной и пластичностью. С конца XVII века преобладают фигурные клейма, картуши, медальоны, окруженные мелко разработанным орнаментом. В роспись фарфора проникает огромное количество литературных сюжетов, а образцами для нее служили живопись и гравюра на литературные темы, а также литературно-театральный лубок. Способствовала этому процессу и высокая техника копирования с известных живописных произведений, питавших тематику росписи фарфора.
Роспись характеризуется рядом особенностей: простое разграничение отдельных сюжетов перерастает в сплошной фон с резко выделенными резервами или медальонами для другой темы, нередко выполненной в другой красочной гамме. Для изделий «зеленого семейства» орнамент фона очень разнообразен: спиралевидный коричнево-черный очень мелкий узор, по которому разбросаны красные или золотые пионы или другие цветы; геометрический орнамент, например пестрая сетка из соединенных восьмигранников и квадратиков или из пересекающихся линий, образующих ромбовидный узор.
Геометрическая сетка приобретает много вариантов. Обрамляя центральную тему, состоящую обычно или из цветов, или из фигурной сцены, она делится на много сегментов. Роспись характеризуется большим натурализмом вплоть до изображения изъянов, например нанесенных улиткой дырочек на листьях лотоса, при этом мелкие растительные мотивы отличаются продуманной композицией. Исключение составляют железистые красные краски, которые под глазурью используются для контуров, выделяющих конструкции, и под золочение.
Технической характеристикой подлинности всего «зеленого семейства» является «эффект ореола», или наличие переливов вверху глазури и окружающих эмалей, который особенно ярко проявляется вокруг синей эмали. Эта радужность напоминает пятна нефти на воде и видна, когда свет падает на глазурь определенным образом.
Подражания изделиям Канси начинаются в середине XVIII века. На императорском заводе создается целая серия ваз на тему «память о Канси».
Появление в «зеленом семействе» черного фона, покрываемого зеленой глазурью, на котором эффектно выделяются изображения цветов, скал, птиц, привело к образованию новой группы, условно названной «черным семейством». В «черном семействе» эмаль приобретает сильный люстровый налет. Это отличает ее от классического Канси. В резерве меньше белого естественного фона, который заменяется нанесением белой корпусной эмали.
Подгруппу «зеленого семейства», отличительным признаком которой является желтый фон, относят к «желтому семейству».
Период правления Юнчжэн положил начало развитию стиля «розовое семейство»- famille rose (фр.) Это термин, принятый в XIX веке для более поздней разновидности полихромной росписи с тончайшими тональными переходами нежно-розовой эмали, появившейся в Китае примерно в 10-20-е годы ХУШ века. Термин, введенный французскими исследователями (А. Жакмар, Ле Блан, Э. Грандидье) для обозначения китайских фарфоровых изделий, декорированных в технике надглазурной полихромной росписи с использованием разбеленных (смешанных с белой эмалью) опаковых красок в сочетании со специфической розовой на основе коллоидного золота. По сравнению с прозрачным «зеленым семейством» эта новая непрозрачная палитра могла быть обожжена при более низкой температуре, что дало возможность применения более широкого диапазона цвета. Палитра стала более мягкой и щадящей.
Краска получается в результате добавления небольшого качества трихлорида золота. Оттенок эмали зависит от температуры обжига. В гамму помимо розовой включается зеленая, желтая, фиолетово-синяя эмали, а также железная красная и черная.
Произведения искусства этого непродолжительного периода отличаются особой изысканностью, что подчеркивается многими исследователями китайского искусства.
М. Бердле утверждает, что сосуды этого периода обладают предельной рафинированностью, «это высокое искусство, отмеченное элегантностью без слащавости».
Изделиям из фарфора периода Юнчжэн присущи неуловимое изящество форм и росписей, артистизм линии. Изделия отличаются блекловатыми тонами и некоторой приглушенностью колорита.
В императорских печах было налажено производство изысканных монохромов
(цвета «порошка чайной пыли», «пера зеленого павлина»). Заслуживает внимания коллекция ваз, которые повторили в резервах вазы стиля Канси, но при этом фон декорирован новаторскими сплошными эмалями цвета лайма, черного зеркала и необычного зелено-синего. Эта коллекция своего рода воспевание декоративного стиля «зеленое семейство», который был разработан во время правления императора Канси.
До совершенства были доведены такие сложные приемы, как подглазурная роспись кобальтом и медью, изысканные монохромы с глазурями «пламенеющая», «бычья кровь», яблочно-зеленая, кремовая, селадон, а также роспись в гамме «розовое семейство».
Во второй половине XVIII века такой фарфор отличался большой декоративностью. Новые орнаментальные мотивы включают в себя геометрическую сетку, которая обрамляет центральную тему — фигурную или цветы.
Применяется черный линейный рисунок не только для обрамления росписи, но и для центрального изображения, что связано с европейским влиянием.
Во второй четверти XIX века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок.
В период правления Гуансюй и в начале Республики была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига.
Конец XIX и начало XX века явились свидетелями последовательного возрождения исторических стилей и пристрастия к реалистическому воспроизведению старинных сосудов при помощи усовершенствованных технологий. Фарфор периода Республики отличается прекрасным качеством и черепка, и росписи, очень точным воссоздание стилистики определенных эпох.
Со времени основания нового Китая (Китайской Народной Республики) в 1949 году керамисты руководствовались в своей работе девизом, провозглашенным председателем Центрального народного правительства Мао Цзэдуном: «Сделай, чтобы прошлое служило настоящему». Именно в этот период большое внимание уделялось развитию технологий искусственного старения. В 1950 году в Пекине на базе Научно-исследовательского института декоративно-прикладного искусства открылась школа, где обучение фарфористов было ориентировано на воспроизведение традиционных техник. Таким образом, еще более возросло число подделок и подражаний, исполненных на профессиональном уровне. При этом внимание мастеров привлекали не только эталонные образцы, созданные в периоды расцвета «старого» Китая, но и изделия, специфические для эпохи поздняя Цин. Современное керамическое производство начало работать с 1949 года с введением более эффективные печей. В эти же годы была внедрена печать надглазурных украшений.
В музеях для выявления признаков древности используют ТЛ-тест (изучение термолюминесценции). Это научный способ вычисления возраста обожженной керамики и фарфора, который может установить возраст как минимум в несколько сотен лет. Термолюминесцентный метод датирования (ТМД) основан на способности некоторых материалов (стекло, глина, керамика, полевой шпат, алмазы, кальциты и др.) с течением времени накапливать энергию ионизирующего излучения, а затем, при нагреве, отдавать её в виде светового излучения (вспышек света). Чем старше образец, тем больше вспышек будет зафиксировано. Если образец в какой-то момент подвергался сильному нагреву или длительному солнечному облучению (отбеливанию), первоначальный накопленный сигнал стирается, и отсчёт времени следует вести именно с этого эпизода.
Метод термолюминесцентного датирования на самом деле определяет не дату изготовления образца, а дату его последнего нагрева до высокой температуры. А это могли быть как обжиг, так и пожар или просто долгое нахождение образца на открытом солнце.
В последние годы все больше научных исследований посвящается идентификации признаков старения античного фарфора при помощи микроскопического анализа. Для исследований необходим современный микроскоп высокой мощности (увеличение 200-500 раз) и другие передовые научные приборы для наблюдения линий травления, особенностей коррозии глазури и дефектов глазури, структуры налета на глазури и т.д. В исследованиях анализируют химический анализ материалов, изменения в принципе молекулярной структуры. Это дает возможность нарисовать древнюю ДНК керамики. При этом традиционные методы идентификации имеют свои достоинства и не должны быть сведены на нет. Лучшей моделью является сочетание традиционных методов идентификации и использования профессионального оборудования. Алгоритм методики должен включать в себя макроисследования (марка + стиль + особенности технологии и декора) и микроскопические особенности (микрознаки).
При атрибуции фарфора необходимо иметь в виду, что древний внешний вид гончарного изделия может быть обманчив. Коррозия и патина могут быть созданы искусственно.
Некоторые подделки и имитации античных фарфоровых изделий относятся к XVIII веку, а некоторые можно проследить и ранее. Музейные работники предупреждают: «Исходите из того, что все может быть скопировано или подделано и действительно копируется или подделывается, будь то с намерением или без намерения обмануть».
При диагностике фарфорового изделия важно выявить следы искусственного старения. Визуальный осмотр в лупу 10-кратного увеличения позволяет рассмотреть на поверхности изделия следы дополнительной обработки, произведенной в целях маскировки нежелательных побочных эффектов, выдающих его более позднее происхождение. При этом чрезмерно интенсивный блеск глазури «приглушается» механическим (абразивом) или химическими способами (кислотой), а более высокая (в сравнении с позднецинскими прототипами) степень белизны фарфорового черепка, заметная на не покрытом глазурью крае кольцевой ножки, затирается темным пигментом.
Подлинный это антиквариат или репродукция (подделка)? Ответить на этот вопрос очень сложно, так как много современных китайских компаний выпускают репродукции старинных фарфоровых изделий. Часто имитационные изделия изготавливают специально с нарушением газового и температурного режимов обжига, используют засоренную органическими включениями фарфоровую массу для создания дефектов черепка и глазури. К таким наведенным искусственно дефектам относятся: ровная пятнистость; деформация; явные трещины, пузыри и матовость; наколы; плешины глазури и др. Например, в изделиях, расписанных кобальтом, краску специально загрязняют примесями марганца и железа, придавая ей мутноватый сероватый оттенок.
С древности для «старения» фарфоровых изделий использовались различные технические приемы.
Главной защитой от подделок является знание истории производства отдельных типов китайских гончарных изделий и особенностей технологии их изготовления. А конкретнее:
Но бывает так, что репродукция сделана с использованием старых инструментов, глазурей и эмалей, тогда отличить ее от подделки почти невозможно даже эксперту. Часто для создания новых копий используют старые оригинальные формы.
Начинающего эксперта от заблуждений и ошибок убережет знакомство с современными подделками. Существовало и существует множество мастерских и мастеров, которые специализируются на подделках китайских фарфоровых изделий.
Поэтому очень полезно получить сведения о таких мастерских и мастерах и выяснить, какими методами и возможностями располагают они для изготовления изделия «под старину». Пристальное внимание следует уделить технике украшения. Фальсификаторы придают декору особое значение, ибо именно декор прежде всего привлекает взгляды покупателей. Чем резче обработаны детали, тем большая осторожность требуется при оценке. Для придания вещам правдоподобного антикварного вида многие фальсификаторы вызывают на поверхности своих подделок искусственную коррозию.
Техника обработки и способ украшения позволяет установить, действительно ли все нюансы господствующего художественного вкуса, стиля и техники изготовления соответствуют эпохе, в которую, как предполагают или утверждают, создано данное произведение. У древних сосудов надо обратить внимание на соответствие вида днища историческому периоду. В период династии Тан и более ранние периоды было распространено совершенно плоское днище фарфорового предмета с полным отсутствием каких-либо заметных выступов. В более поздние периоды такое днище встречается чаще всего на баночках, кувшинах и тарелках.
Также важно выявить следы среза изделия с гончарного круга. На дне сосуда с трудом можно рассмотреть через прозрачную глазурь треугольные следы среза. Эти знаки являются колебаниями старинного примитивного гончарного круга, который использовали, чтобы выровнять дно изделия из фарфора. Если дно не покрыто глазурью, эти знаки видно более четко. Они являются типичной чертой предметов, изготовленных в первой половине XVII века и до середины XVIII века. Эти особенности дна сосудов совпадают со временем увеличения производства фарфора. Необходимо иметь в виду, что они могут встретиться на любых изделиях и более позднего времени, поскольку это не что-то уникальное, но в основном означает быстрое изготовление и использование для среза фарфоровой заготовки тупого режущего инструмента.
С помощью лупы рекомендуется изучать маленькие пузырьки воздуха, которые заключены в глазури. В старинных изделиях они должны быть разных размеров, различных форм и расположены неравномерно. Это связано с тем, что в старых дровяных печах был неравномерный нагрев. Современные глазури отличаются более равномерно распределенными пузырьками.
На старинных фарфоровых предметах позднего периода династии Мин и реже у изделий из частных печей, изготовленных до середины XVII века, часто можно увидеть вскрытый пузырек (вздутие) в глазури. Пузырьки представляют собой неглазурованную поверхность фарфорового тела. Чаще этот эффект наблюдается на горле и выступающих частях фарфора. Этот дефект технически вызван касанием краев необожженного фарфора гончарами. Но следует иметь в виду, что начиная примерно с середины XVII века эта техническая проблема была решена. Для того чтобы скрыть этот дефект, на внешние части фарфора стали наносить коричневый обод.
Особым признаком древности фарфора может являться рыжее дно. Это объясняется тем, что железо в составе фарфоровых масс находится в виде оксидов, карбонатов, сульфатов и силикатов. При обжиге оксид железа выделяется в свободном виде и окрашивает фарфор в красный цвет, интенсивность которого зависит от содержания железа в керамической массе. Фарфоровая масса, загрязненная железистыми примесями, при обжиге с кварцем приобретает желтовато-коричневый цвет из-за выделения оксидов железа. Такое дно характерно для ранних изделий периода Мин и для изделий Переходного периода. В темно-коричневый цвет дно сосуда могло окраситься в том случае, если частные печи для обжига были сделаны из кирпича с большим содержанием железа.
Серая или бурая окраска черепка возникает в том случае, если при обжиге углерод не выгорит до расплавления глазури. Этим же нарушением технологического режима объясняется наличие мельчайших кратерообразных точек – наколов. Часто это является диагностическим признаком для изделий с кобальтовой росписью XVI и начала XVIII веков.
Для подтверждения древности важно поискать на поверхности фарфорового предмета эффект ореола. Эти ореолы вызваны использованием свинца в качестве флюса. В частности, для голубой эмали, чтобы снизить температуру плавления и сделать возможным обжиг голубой эмали вместе с другими эмалями. Этот феномен особенно заметен на ранней голубой эмали периода Канси. Радужные разводы особенно хорошо видны, если ее рассматривать под определенным углом к свету. Этот эффект расценивается как знак подлинности в изделиях периода Канси и позднее.
Еще один важный признак древности радужность. Эффект радужного сияния, созданного покрытием из оксидов металлов, встречается особенно часто на поверхности синей, коричневой и зеленой эмалей на фарфоре с начала XVIII века. Этот эффект трудно скопировать правильно, и вообще он всегда является хорошим признаком возраста.
Есть еще одна методика диагностики возраста у расписного фарфора. Эрик Нильсон в 2003 году исследовал через микроскоп со стократным увеличением линии кобальта на разных типах изделий и обнаружил эффект «полая линия». Он заключается в способности кобальтовых частиц концентрироваться на внешних краях линии синего цвета. Этот эффект характерен для изделий с подглазурным кобальтом (поздний Гуансюй/ранняя Республика периода первого десятилетия XX века). Изделия XVIII века демонстрировали нормальные подглазурные синие линии без «полых линий» и меньше пузырей в глазури поверх синей росписи. Предполагается, что в более поздних фарфорах такой эффект может быть вызван тем, что «бисквитный» фарфор был обожжен до росписи кобальтом, так как технология «бисквитного» обжига была внедрена в китайскую фарфоровую промышленность в течение первого десятилетия XX века и затем стала обычной практикой.
Теоретические знания коллекционер должен проверить экспериментальным путем на обширном и окончательно определенном, а стало быть, точно датированном круге предметов, которые можно найти в музеях. При знакомстве с экспонатами из музейных коллекций можно легко распознать топорные подделки серийного изготовления, поскольку признаки ручной обработки типа следов склейки или ручной росписи в таких имитационных вещах, как правило, отсутствуют. Знакомиться необходимо по возможности воочию, поскольку репродукции в книгах могут ввести в заблуждение.
Увеличение спроса на старинный китайский фарфор привело к бурному росту индустрии подделок, а обработка «под старину» современных изделий превратилась чуть ли не в самостоятельное «искусство». Важно помнить, что современные подделки из фарфора имеют тенденцию выглядеть как-то откровенно. Их главный недостаток в том, что в них нет чувства меры, отсутствуют элегантность, полутона, соотношение пропорций и цвета.