как узнать номер самозанятого в налоговой инспекции
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как проверить статус самозанятого гражданина
Проверка самозанятого на сайте ФНС онлайн — это процедура контроля плательщика налога на профессиональный доход. Введите ИНН контрагента и узнайте его текущий статус.
Зачем проводить проверку
Самозанятость подразумевает льготы в работе с контрагентами: покупатель не платит налоги и взносы с сумм оплаты за товары, работы, услуги. Плательщики НПД освобождены от НДФЛ и страховых взносов, они платят единый налог на профессиональный доход. Заказчикам, которые сотрудничают с такими налогоплательщиками, необходимо проверить самозанятое лицо заранее, до заключения договора гражданского правового характера. Если юрлицо заключит соглашение и перечислит деньги физическому лицу без статуса самозанятости, его ожидают штрафы и разбирательства с налоговой инспекцией, блокировка счетов от банка.
По этой же причине надлежит проверить чек самозанятого при его получении. Плательщик НПД обязан формировать чеки по каждой операции — при фактическом получении дохода. В чеке стоит отметка о принадлежности к самозанятости и QR-код с уникальным кодом по каждому расчету.
Информация о каждом плательщике НПД содержится в реестре самозанятых, который ведет Федеральная налоговая инспекция (ст. 5 422-ФЗ от 27.11.2018). Для всех пользователей доступна проверка статуса самозанятого по ИНН на сайте налоговой, причем абсолютно бесплатно. У заказчика есть возможность заранее узнать, относится ли его контрагент к плательщикам налога на профессиональный доход, действуют ли льготы на расчетные операции и вправе ли организация учитывать чеки самозанятого в затратах при исчислении налоговых вычетов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП стать самозанятым. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проверить статус самозанятого
У заказчика есть два варианта — собственная проверка на самозанятость по ИНН бесплатно или справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД. Справку по КНД 1122035 предоставляет сам плательщик профессионального налога по запросу контрагента. Документ формируется в личном кабинете налогоплательщика или в мобильном приложении «Мой налог» (письма ФНС № СД-4-3/10848@ от 05.06.2019, № ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019). Справка оформляется в электронной форме, ее подписывают усиленной квалифицированной ЭЦП и передают по электронной почте.
Контроль через сервис ФНС доступен абсолютно всем и производится в любой момент по запросу пользователя. Регистрация на сайте ФНС не требуется, плата за сервис не взимается.
Пошаговая инструкция, как проверить регистрацию самозанятого по ИНН через сервис Федеральной налоговой инспекции:
Шаг 1. Перейти по ссылке на сайт ФНС.
Шаг 2. Ввести ИНН контрагента.
Шаг 3. Указать дату, на которую необходимо узнать статус.
Шаг 4. Нажать кнопку «Найти».
Шаг 5. Получить результат проверки.
Пользователю проверить самозанятого по Ф.И.О. на сайте ИФНС нельзя, проверка осуществляется только по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Помимо сайта ФНС, проверка доступна и на специальном ресурсе для налогоплательщиков ПД — Самозанятые. РФ. Порядок действий аналогичен: ввести идентификационный номер и дату, на которую необходимо получить сведения.
Что делать, если человек не зарегистрирован как самозанятый
В нормативах налоговой указано, как можно узнать, человек зарегистрирован или нет как самозанятый, — через специальный сервис ФНС. Кроме того, такая опция теперь действуют во многих банках при совершении онлайн-платежей.
Если проверить по Ф.И.О. в реестре самозанятых граждан в 2021 году или по ИНН не удалось, запросите у налогоплательщика по ПД справку по форме 1122035. Документ является юридическим подтверждением самозанятости.
Работа с фрилансерами без статуса самозанятости грозит заказчику штрафами и пенями. Накажут и незарегистрированного предпринимателя — его оштрафуют и лишат права оформить самозанятость, чтобы задекларировать доходы и получить льготный статус в текущем году. За ведение коммерческой деятельности без регистрации положены:
Если подтвердить незадекларированный доход документально не получится, налоговая инспекция посчитает прибыль по усредненным отраслевым показателям на основании статистических сведений.
Как получить или восстановить ИНН
Этот материал обновлен 04.02.2021
Физическим лицам индивидуальный номер присваивается, как только человек становится налогоплательщиком — например, когда устраивается работать. Статус налогоплательщика можно обрести даже в детском возрасте, например, если ребенок стал собственником недвижимости. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.
Что вы узнаете
Как узнать свой ИНН
В налоговой инспекции
На сайте налоговой
На сайте госуслуг
Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.
Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица
Для сведений о юридическом лице выберите опцию «Юридическое лицо» и введите ОГРН этого юрлица или укажите наименование и регион, в котором находится организация.
Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.
Как и где получить ИНН
Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.
В налоговой инспекции
Можно выбрать любую удобную вам инспекцию и записаться на прием на сайте налоговой. Получить документ можно через 5 рабочих дней в инспекции при предъявлении паспорта.
В МФЦ
Отправить в налоговую инспекцию почтой
К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой службы подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.
Через интернет на сайте ФНС
На сайте Федеральной налоговой службы есть сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации». Авторизуйтесь на сайте nalog.ru и заполните все страницы формы постановки физлица на налоговый учет.
Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.
Получение ИНН на ребенка
Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.
Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.
Вот какой набор документов понадобится:
Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.
Как восстановить или заменить свидетельство ИНН
При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.
Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.
Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.
Чтобы восстановить свидетельство о постановке на налоговый учет, можно подать заявление через сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе», обратиться лично в налоговую инспекцию, воспользоваться услугами МФЦ или направить документы почтой заказным письмом.
Как получить электронное свидетельство ИНН
В октября 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.
Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.
Как воспользоваться возможностью:
Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.
Как сделать отметку об ИНН в паспорте
Как проверить, что самозанятый – точно тот, за кого себя выдает
Новая категория самозанятых бизнесменов появилась в России относительно недавно. Поэтому многие компании еще пока не сталкивались с такими контрагентами и по-старинке привлекают для выполнения работ исполнителей из числа физлиц или ИП.
Однако количество самозанятых уже перевалило за миллион и это еще не предел. Их будет еще больше, ведь старт новому спецрежиму в некоторых регионах был дан только несколько месяцев назад.
Все когда-то бывает в первый раз, в том числе и договор с самозанятым исполнителем. Что нужно учесть при заключении такого договора, как компании обезопасить себя и не попасть ненароком в неприятную историю с доначислением налогов? Этим вопросам посвятим новый пост нашего блога.
Проверьте статус
Допустим, вы где-то по рекламному объявлению, или с помощью сарафанного радио нашли человека, который может выполнить для вас работу и он утверждает, что является плательщиком НПД.
Отлично! Значит не придется платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться. Налицо экономия денег и времени.
Но на радостях не забудьте проявить бдительность и проверить, действительно ли данный гражданин на данный момент является самозанятым.
Причем узнать статус исполнителя можно как на текущую дату, так и на любую другую.
В описании к сервису ФНС указывает, что с его помощью можно бесплатно узнать, является ли человек самозанятым, при работе с которым не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы, а также, что сформированные им чеки действительно отправляются в налоговую, и ИП и юрлицам можно учитывать их в расходах.
Составьте договор
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.
Еще раз проверьте статус
Допустим, вы проверили исполнителя по реестру на сайте ФНС. Но жизнь не стоит на месте. Если гражданин на момент заключения договора являлся самозанятым, это не значит, что он все еще пребывает в этом статусе к моменту перечисления ему денег за выполненную работу.
Поэтому перед тем, как отправить платеж, целесообразно еще раз проверить — есть ли запись в реестре по этому гражданину.
Что будет, если самозанятый уже не самозанятый
Увы, но может произойти неприятная ситуация, когда к моменту перечисления денег (или уже после этого) заказчик узнает, что исполнитель либо сам отказался от статуса самозанятого, либо его регистрация была аннулирована по ряду причин.
В случае с исполнителем-ИП потеря им статуса плательщика НПД не принесет головной боли заказчику, потому что свои налоги ИП в любом случае платит сам.
А вот с обычным физлицом все гораздо сложнее.
В общем, мороки много и лучше в такие неприятные ситуации не попадать.
Можно оптимизировать процесс сотрудничества
Бухгалтеру не придется волноваться, проверять статус исполнителя, тратить на всю эту суету свое время и нервы, если нанять самозанятого специалиста через специальную биржу.
БиржаАутсорсинга.рф — это онлайн-площадка, предназначенная для контакта заказчиков с самозанятыми исполнителями.
Мы проверяем исполнителя и отстраняем от работы на бирже, если он утратил статус самозанятого.
Также перед допуском к выполнению работ наш сервис проверяет действительность всех документов исполнителя, и наличие противоправных действий на территории РФ.
БиржаАутсорсинга.рф — это современный инструмент управления исполнителями. Мы сокращаем время на рутину, повышаем эффективность.
Порядок и последствия регистрации в ФНС в качестве самозанятого
В случае если человек сам обеспечивает себя работой, то он вправе официально зарегистрироваться в соответствующих органах в качестве самозанятого и стать плательщиком налога на профессиональный доход. В статье ниже разберём все нюансы данного статуса.
Для какого предназначен данный налоговый режим?
Если физическое лицо осуществляет свою деятельность без заключения договоров и контрактов со сторонними лицами, а также самостоятельно обеспечивает себя определённым объёмом работ, то он может зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве самозанятого.
После регистрации и присвоения соответствующего статуса, лицо становится плательщиком налога на профессиональный доход.
Существует лимит, согласно которому доход, определяемый нарастающим итогом с начала года, не должен составлять более 2,4 млн рублей.
Перечень видов деятельности, на которые распространяется данный налоговый режим, ограничен и закреплён в законе от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ. Сюда можно отнести удалённую работу через интернет, работу в такси и прочее.
Преимущества регистрации в статусе самозанятого:
Порядок регистрации
Как уже было сказано выше зарегистрироваться в качестве самозанятого можно одним из способов:
Если человек выбрал способ регистрации в мобильном приложении, то здесь также необходимо сделать выбор:
Регистрация на компьютере происходит на основании учётной записи ФНС или портала «Госуслуги». Вход по номеру телефона допускается только для уже зарегистрированных пользователей.
Регистрация в приложении «Мой налог «
Определение суммы налога к уплате
Человеку, зарегистрированному в качестве самозанятого, не нужно самостоятельно производить расчёт суммы налога, подлежащего уплате по итогам месяца. Все операции, связанные с получением вычета, применением налоговых ставок и прочих аспектов налогового учёта, происходят в автоматическом режиме.
Налогоплательщик обязан лишь своевременно и грамотно формировать чек по каждому поступлению денежных средств, связанному с его профессиональной деятельностью.
Алгоритм действий самозанятого в течение месяца:
Прекращение регистрации в качестве самозанятого
Если человек принял соответствующее решение, то посещение налоговой инспекции или МФЦ не требуется. Достаточно уведомить инспекцию об этом через приложение с указанием причины, при этом нужно погасить все имеющиеся задолженности.
При этом налогоплательщик может повторно зарегистрироваться в любой момент, при этом процедура не будет отличаться от той, которая была в первый раз.