как узнать о состоянии больного в областной больнице
Новый сервис позволит жителям Подмосковья онлайн искать человека среди пациентов больниц. Как это работает
Сервис по поиску экстренно госпитализированных пациентов появился в Подмосковье. С помощью него можно найти неожиданно пропавших родных и знакомых. Инструкцией по применению поделился сайт правительства области.
Чтобы найти человека в базе среди оказавшихся в больницах, нужно зайти на портал госуслуг Московской области в раздел «Здравоохранение». По последним данным, поиск идет по базе из 26 тысяч экстренно госпитализированных, но сведения регулярно обновляются.
Поиск пойдет быстрее, если правильно заполнить форму. Нужно вбить фамилию, имя и отчество пропавшего человека. Искать можно и только по фамилии, но если она популярная, то результатов будет несколько.
Для выбора других параметров нужно нажать на «Расширенный поиск». Тогда можно будет написать пол, возраст и дату госпитализации. Помимо этого, можно указать телосложение, цвет глаз и волос, одежду и особые приметы.
Когда поиск по параметрам будет закончен, пользователь сможет изучить карточку пациента. Нажав на кнопку «Подробнее», вы увидите информацию о том, когда человек поступил в лечебное учреждение, как он был туда доставлен и в какой больнице сейчас находится. А еще будет написан режим работы и контакты учреждения.
В случае, если поиск по базе не дал результатов, нужно обратиться в МВД или позвонить в Бюро регистрации несчастных случаев Московского региона по телефону: 8 (495) 688-22-52.
Законный способ, как отслеживать лечение и состояние больного в больнице
В Федеральном законе № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в статье №13 указано, что сведения о факте обращения человека в медицинское учреждение за оказанием помощи, информация о его диагнозе и состоянии здоровья составляют врачебную тайну.
Это говорит о том, что при попытке получить сведения о здоровье пациента, посторонним человеком, могут возникнуть некоторые трудности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
☝️ Как узнать состояние пациента в больнице
Дееспособным и достигшим совершеннолетнего возраста гражданам информация об их здоровье сообщается лично.
Если пациент младше 15 лет или признан недееспособным, сведения может получить только законный представитель (ФЗ №323 статья 22 «Информация о состоянии здоровья»). Таким образом, выдача информации о пациенте по телефону является неправомерной со стороны медицинского персонала.
Только в некоторых случаях есть возможность получить сведения о состоянии здоровья без согласия самого пациента или его официального представителя:
В остальных случаях только сам пациент или представитель вправе ознакомиться с документами, освещающими состояние здоровья. Это относится даже к близким родственникам, которые для доступа к информации должны иметь письменное согласие пациента или его представителя.
Как узнать о состоянии больного в больнице и реанимации через интернет
Тяжелым ударом для родственников оказывается внезапная госпитализация близкого человека. Возникает резонный вопрос: можно ли узнать о состоянии больного в больнице через интернет? И как быть, если он находится в реанимации? Подобные способы проверить здоровье родственника действительно существуют.
Узнаем о состоянии больного через интернет
Стоит сразу отметить, что универсального сайта, на котором бы постоянно появлялась информация о состоянии больных, не существует. Такое пока просто невозможно реализовать. Подумайте сами: тысячи больных в сотнях больниц, и состояние каждого может меняться буквально ежеминутно. Таким образом, знать об этом могут только избранные врачи, их контактные данные мы и будем искать в интернете. Тем не менее, не стоит сразу же бросаться на поиски: если у больного при себе имелись документы, врачи обязаны связаться с его родственниками в ближайшее время после того, как он будет доставлен в больницу.
В настоящее время практически каждое медицинское учреждение имеет собственный сайт, на котором размещена подробная информация о способах обратной связи. Найти подобные ресурсы несложно по названию или номеру больницы с помощью поисковиках. Обратите внимание на такие разделы сайта, как «Контакты», «Информация для пациентов», «Персонал» и другие подобные им. Так, если вам нужно узнать о состоянии больного в больнице и реанимации через интернет, попробуйте поискать телефонные номера реаниматолога, хирурга и, конечно же, главного врача. Некоторые сайты имеют форму обратного звонка: если вы оставите контактные данные, врачи свяжутся с вами при первой же возможности.
Регистратура – фактический центр по сбору и передаче информации в любой больнице. Ее номер обычно указан на главной странице официального сайта учреждения. Позвоните по нему, чтобы узнать о состоянии больного, назвав его данные, время госпитализации, а также сообщите, кем ему приходитесь. То же самое нужно сообщать любому врачу, с которым у вас получится связаться. Бывает, что больной поступает без документов, тогда нужно будет как можно подробнее описать его возраст и внешность. Если такой человек действительно был госпитализирован, но находится в реанимации, наберитесь терпения: скорее всего, вам перезвонят и сообщат о его состоянии, как только такая информация поступит от реаниматологов.
Посещаем больницу и ищем больного самостоятельно
Узнайте часы работы регистратуры и главного, а также дежурного врача. Если учреждение не закрыто на карантин, вы имеете право на его посещение и получение нужной информации. При этом зачастую бывает так, что больной действительно поступал, однако все разводят руками: неизвестно, у какого именно специалиста он находится именно сейчас. В этом случае придется пройтись по различным отделениям и поспрашивать у врачей в ординаторской, а также у дежурящих поблизости медсестер.
Вы можете обратиться непосредственно к пациентам: возможно, кто-нибудь видел подходящего под описание больного. Если вы уверены, что человек сейчас в тяжелом состоянии, направляйтесь в реанимацию. Скорее всего, к больному пока не пустят, но хотя бы пояснят, каков предположительный диагноз. По возможности узнайте, как скоро и в какую палату он будет направлен, не нужно ли привезти дополнительные вещи или медикаменты, обеспечить определенное лечение и уход.
Прочие способы узнать о состоянии пациента
Обратите внимание на то, был ли у человека при себе телефон во время госпитализации. Попробуйте позвонить ему несколько раз подряд. Конечно, сотовый мог быть временно изъят врачами, либо больной пока просто не в состоянии говорить. И все же бывает так, что мобильник помещают у дежурного врача либо поручают присмотреть за ним пациентам из палаты больного. Кто-нибудь из них может в итоге ответить на звонок и рассказать о самочувствии человека.
Обо всех случаях госпитализации людей с серьезными травмами или в подозрительном состоянии сообщают в местный отдел полиции. Полицейские обязаны проводить по данному факту проверку, устанавливая личность пациента и причину поступления в больницу. Они могут и самостоятельно связаться с родственниками, либо же вы можете попробовать получить информацию из дежурной части. Кстати, это еще один неплохой способов узнать о состоянии больного в больнице через интернет: найдите сайт отделения полиции и на нем – телефоны дежурной части. Там же будут контактные данные местного участкового, которому, скорее всего, и поручат провести проверку.
Если вы совершенно не знаете, что делать и где искать человека, попробуйте обратиться к его друзьям через социальные сети. Это еще и эффективный способ узнать информацию о пациенте людям, которые не являются его родственником: едва ли врачи будут передавать им какие-либо личные данные. При этом друзья и знакомые могут помочь с поисками пациента. В остальных случаях остается лишь ожидать звонка от лечащего врача либо самостоятельно обращаться во все близлежащие больницы. Если в течение суток после госпитализации информации о местонахождении больного не появилось, обратитесь за помощью в полицию.
Как узнать состояние больного в больнице через интернет онлайн или по телефону
Почему сложно получить информацию о здоровье родственника
В статье 22 Федерального закона N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ N323-ФЗ) записано: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
Почему же на практике получить эту информацию так сложно?
Дело в том, что другой Федеральный закон — N152-ФЗ «О персональных данных» — относит эту информацию к персональным данным, сообщать которые кому-либо можно только с письменного согласия гражданина, о чьих данных идет речь. Более того, сведения о состоянии здоровья являются врачебной тайной. Об этом говорит статья 13 ФЗ N323-ФЗ:
«Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека… С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента …»
Кто имеет право получить информацию о состоянии здоровья пациента
Совершеннолетним и дееспособным пациентам информация о состоянии их здоровья предоставляется лично. Если пациент моложе 15 лет или официально признан недееспособным, информация о состоянии его здоровья предоставляется его законным представителям. Законные представители могут быть лишь у тех, кто сам не может представлять свои интересы, поэтому за них это делают их назначенные законом представители.
Ниже приведена таблица, в которой перечислены основные категории законных представителей.
В некоторых случаях сведения о состоянии здоровья могут быть разглашены без согласия гражданина или его законного представителя. Все подобные ситуации перечислены в статье 13 ФЗ N323-ФЗ:
Во всех других случаях только сам пациент или его законный представитель имеют право знакомиться с медицинскими документами, получать их копии и выписки из медицинских документов. Всем остальным, включая близких родственников пациента, если они не являются законными представителями, такая информация предоставляется только с письменного согласия пациента или его законного представителя.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой родственник по скорой был доставлен в больницу с подозрением на цирроз печени. Он с трудом передвигался, но был в ясном уме, мог разговаривать и отвечать на вопросы. В больнице он провел 3 дня. Затем, по словам персонала больницы, он упал. После падения его состояние резко ухудшилось, теперь он не может самостоятельно передвигаться и есть, не может говорить. Законного представителя у него нет, так как до падения он был самостоятелен. Кто имеет право получать информацию о состоянии здоровья моего родственника и о проводимом ему лечении?
Ответ юриста:
Сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента (п.3 ст.13 ФЗ N323-ФЗ).
Но даже тем, у кого есть право на ознакомление с информацией о состоянии здоровья пациента, добиться его не просто. Сразу узнать что-то о своем здоровье или здоровье своего подопечного можно лишь во время визита к врачу в поликлинику или при вызове врача на дом. В этих случаях пациент или его законный представитель может попросить прочитать записи, сделанные медицинским работником во время приема или посещения на дому. Во всех других случаях нужно пройти сложную и длительную бюрократическую процедуру. При этом иногда медработники вовсе отказываются предоставлять информацию. Так что свои права приходится защищать и отстаивать. Поэтому так важно знать законы, в которых эти права прописаны.
Как посмотреть оригиналы своих медицинских документов, хранящиеся в больнице или поликлинике
Чтобы ознакомиться с медицинской документацией, необходимо подать письменный запрос в то медицинское учреждение, где эти документы находятся. Запрос должен содержать следующую информацию:
#ВАЖНО
Запрос рассматривается руководителем медицинского учреждения или его заместителем в течение 30 календарных дней со дня регистрации этого обращения (п.1 ст.12 ФЗ №59-ФЗ), эти 30 дней также являются максимальным сроком ожидания посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией. Дело в том, что оригиналы медицинских документов можно посмотреть только в специально отведенном для этого и оснащенным видеонаблюдением помещении, где ведутся журналы предварительной записи посещений и учета работы помещения. Перед передачей пациенту или его законному представителю оригинала медицинской документации обязательно делается ее ксерокопия. (Основание: «Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. N425н».)
Для тяжелых больных, впрочем, сделано послабление. Так, если пациент находится в больнице, и его передвижение по медицинским причинам ограничено, в том числе, из-за назначенного режима лечения, он имеет право ознакомиться со своей медицинской документацией прямо в больничной палате. Отвечает за это заведующий отделением больницы, где лечится пациент.
Как видим, несмотря на то, что закон ФЗ №323-ФЗ предоставляет все права на информацию о состоянии здоровья пациенту или его законному представителю, подзаконный акт, в данном случае приказ Минздрава, максимально усложняет эту процедуру. Особенно обескураживают сроки: 30 дней в случае, когда дело идет о вопросах, связанных со здоровьем, могут обернуться невосполнимой потерей времени.
Еще больше удивляет то, что этот приказ Минздрава относится только к ознакомлению с медицинскими документами в стенах медицинского учреждения, и не описывает, как получить на руки «отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них» (п.5 ст. 22 ФЗ №323-ФЗ). А пока нет документа, устанавливающего правила, закон исполняется везде по-разному, на усмотрение главврача.
Как получить на руки выписки (копии) медицинских документов
Самый простой способ – самостоятельно сфотографировать оригиналы документов во время ознакомления с ними в медицинском учреждении. Но фотокопии документов подходят не для всех случаев, иногда необходима официальная выписка, имеющая силу самостоятельного документа.
Получить стандартную выписку из медицинской карты или истории болезни не сложно. Ее может выписать лечащий врач во время приема. Для этого есть утвержденная форма N027/У выписки из медицинской карты амбулаторного или стационарного больного. Она действует с 1980 года и актуальна до сих пор.
Если же вам нужны копии всех медицинских документов из поликлиники или больницы, включая все записи из медицинской карты и результаты всех проведенных обследований и анализов, то получить их будет сложнее.
#ЛАЙФХАК
Для этого также нужно подать письменный запрос на имя главврача. Так как форма запроса не утверждена, его можно составить в свободной форме. Срок получения выписок и копий документов также не должен превышать 30 дней со дня регистрации заявления. Сам запрос желательно написать в двух экземплярах, и проследить, чтобы он был зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции медицинского учреждения и на втором (вашем) экземпляре была поставлена отметка о получении с указанием даты, подписи и расшифровки подписи регистратора.
Образец запроса на получение копий медицинских документов
Представитель пациента по доверенности
Мы уже выяснили, что получить информацию о состоянии здоровья может только сам пациент или его законный представитель. Все остальные заинтересованные в этом лица могут получить такую информацию лишь со слов самого пациента или его законного представителя.
#ВАЖНО
Исключение составляет неблагоприятный прогноз развития заболевания (то есть высокая вероятность смертельного исхода). Тогда лечащий врач должен сообщить об этом «в деликатной форме» или самому «гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация» (п.3 ст.22 ФЗ N323-ФЗ).
Но в жизни часто возникают обстоятельства, не предусмотренные законом. Например, когда близкий человек не является родственником (гражданский супруг, друг и другие лица). Или когда сам пациент официально не имеет статуса недееспособного, но по каким-либо причинам не может адекватно ни получить, ни передать родственникам важную информацию о состоянии своего здоровья. Более того, человек может находиться без сознания, и тогда в виду отсутствия у него законных представителей информация о его состояние здоровья не доводится до родственников. Что делать в таких случаях?
Существует еще один вид представительства – на основании доверенности, выданной пациентом. В отличие от законных представителей, представители по доверенности могут совершать только те действия, которые указаны в доверенности.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой муж сейчас находится в больнице на лечении. У меня есть от него доверенность, в которой сказано, что я могу получать любые сведения, в том числе, составляющие медицинскую тайну. Я пришла к врачу узнать о состоянии здоровья моего мужа и попросила показать его медицинскую карту. Врач мне отказала, сославшись на то, что информация о здоровье пациента может быть предоставлена только ему самому или же его законному представителю. А разве я с доверенностью не являюсь его законным представителем? Поясните, пожалуйста.
Ответ юриста:
Согласно закону N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «пациент имеет право на… выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Таким образом, если пациент в доверенности указал полномочие получать такую информацию, врач обязан эту информацию предоставить. Что касается медицинской документации, то право знакомиться с ней и получать ее, есть только у пациента и его законного представителя (ст. 22 ФЗ N 323-ФЗ).
В приведенном примере ошибка супругов состояла в том, что в выданной доверенности не были прописаны все необходимые полномочия доверенного лица, поэтому врач не имел права выдать жене медицинскую карту мужа, а мог только на словах сообщить ей о состоянии его здоровья.
#ВАЖНО
Таким образом, единственным способом для близких пациента получить информацию о состоянии его здоровья, в том числе копии его медицинских документов, является доверенность, заранее выданная самим пациентом. При этом в доверенности необходимо указать все действия, которые пациент доверяет совершить от своего имени доверенному лицу.
Доверенность – это письменный юридический документ, описанный в статьях 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность может быть напечатанной или написанной от руки, просто подписанной доверителем или заверенной у нотариуса.
В доверенности обязательно должны содержаться:
Если в доверенности не указан срок ее действия, она действительна в течение одного года.
Максимальный срок действия доверенности – три года; такая доверенность обязательно должна быть заверена нотариусом.
Действие доверенности прекращается раньше истечения ее срока в следующих случаях:
Образцы доверенностей уполномоченного представителя пациента
Хотя закон не обязывает нотариально заверять этот вид доверенности, все же желательно это сделать, так как речь в ней идет о получении доступа к документам, содержащим врачебную тайну. И обязательно сделайте побольше ксерокопий – при каждом действии, совершенном по доверенности, необходимо прикладывать копию доверенности (оригинал при этом должен всегда быть при вас).
#ЛАЙФХАК
В случае если вы или ваш родственник были госпитализированы внезапно и нет возможности пригласить нотариуса, можно составить такую доверенность непосредственно в больнице и попросить главврача заверить ее (это приравнивается к нотариальному заверению). В отсутствии главврача (ночью, в выходной день) заверить доверенность может дежурный врач.
Не забудьте: доверенность действительна только при жизни доверителя!
В случае его смерти, если у родственников возникли сомнения в правильности выбранного лечения, ознакомиться с медицинскими документами по доверенности они не смогут. По запросу адвоката документы о состоянии здоровья также не выдаются. Единственный выход в этом случае – при наличии обоснованных опасений, что произошла врачебная ошибка или была допущена халатность – обращение в органы следствия, в прокуратуру или в суд.
Работа единого контакт-центра больницы Вересаева. Телефон: 8 (499) 450-55-81
В больнице Вересаева работает единый контакт-центр – 8 (499) 450-55-81.
По этому номеру телефона можно вызвать врача на дом, записаться по направлению к специалистам консультативно-диагностического центра (КДЦ) больницы, консультативно-диагностического отделения (КДО) роддома, обратиться в справочную стационара, узнать информацию по работе роддома, поликлиники и больницы, в том числе отдела платных услуг.
Голосовой помощник контакт-центра подскажет короткий путь для получения нужных сведений – для этого в тональном режиме (после звонка на номер 8 (499) 450-55-81 потребуется набрать определенную цифру. Внимание: для вызова короткого меню в тональном наборе со стационарных телефонов необходимо нажать на * (звездочку), а затем короткий номер.
Важно: маршрутизация абонентов по голосовому меню позволяет значительно ускорить время получения информации.
Кнопка 1 – справочная больницы (узнать о состоянии больного, получить информацию по работе стационара).
Кнопка 2 – запись по НАПРАВЛЕНИЮ к специалистам КДЦ больницы Вересаева.
Кнопка 3 – справочная поликлиники (вызов врача на дом, запись на прием к специалистам поликлиники, справочная информация по работе поликлиники).
Обращаем ваше внимание: справочная служба поликлиники подключена к Единой медицинской справочной службе Москвы.
Далее для вызова врача на дом потребуется нажать кнопку 1.
Изменение времени записи к специалисту, перенос визита – кнопка 2.
Дополнительная информация по работе поликлиники – кнопка 3.
Кнопка 4 – справочная служба роддома (информация о состоянии здоровья мамы и ребенка, о работе роддома и запись к специалистам КДО).
Кнопка 5 – информация о работе отдела платных услуг.
Если ваш вопрос не охвачен голосовым меню, оставайтесь на линии и дождитесь ответа оператора.