как узнать о состоянии пациента в больнице семашко
Госпитализация
Служба госпитализации ЧУЗ «Клиническая Больница «РЖД-Медицина» им. Н.А. Семашко» поможет осуществить плановую или экстренную госпитализацию в один из стационаров больницы. Мы осуществляем как плановую, так и экстренную госпитализацию.
Условия транспортировки
Транспортировка больного в стационар осуществляется в условиях комфортабельного специализированного автомобиля, в сопровождении бригады медиков. При госпитализации на платной основе пациентам предоставляется возможность выбора условий госпитализации, комфортабельности палат.
Плановая госпитализация
Плановая госпитализация используется при необходимости проведения дополнительных диагностических и лечебных манипуляций, которые невозможно произвести в домашних условиях. Кроме того, в случае отсутствия положительной динамики при лечении пациентов с хроническими заболеваниями, ухудшение их состояния так же является поводом для госпитализации. Наш диспетчер проводит подбор оптимальных вариантов для госпитализации, решает необходимые технические вопросы.
Экстренная госпитализация
Госпитализация по экстренным показаниям так же входит в перечень услуг, оказываемых нашими специалистами. Вызов поступает на круглосуточный диспетчерский пункт, где формируется профильная бригада. Выезд медиков осуществляется в предельно краткие сроки, что обеспечивает своевременность оказания медицинской помощи и доставку пациентов для госпитализации в стационары больницы.
Приёмное отделение нашей клиники расположено на первом этаже терапевтического корпуса и работает в круглосуточном режиме при непосредственном взаимодействии с лечебными и диагностическими подразделениями больницы для оказания поступающим пациентам необходимой медицинской помощи в любое время суток.
В отделении развернуты кабинеты врачей, оборудованные для приема пациентов с различной патологией. Наличие экспресс-лаборатории позволяет быстро и качественно проводить лабораторную диагностику при неотложных и критических состояниях в любое время суток.
Отделение оснащено новейшим современным оборудованием для обеспечения четкой и быстрой работы. В лечении и диагностике используются все возможности многопрофильной больницы. Это консультации ведущих специалистов, заведующих отделениями, выполнение при необходимости таких исследований, как ЭКГ, УЗИ, КТ и т.д.
Перечень документов, необходимых при госпитализации:
Для пациентов, поступающих на лечение в рамках программы ОМС:
Для пациентов, поступающих на лечение в рамках программы ДМС:
Для пациентов, поступающих на лечение в рамках договорных отношений с юридическими лицами:
Для пациентов, поступающих на лечение на платной основе:
Задача медицинского персонала приёмного отделения – проведение госпитализации с максимальным комфортом и удобством для пациента. Каждый поступающий в нашу клинику больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение.
Многоканальный круглосуточный телефон coll-центра: +7 (499) 266-98-98
Комплексные программы диагностики
Оценка состояния здоровья человека важна для определения риска возникновения заболеваний и разработки мер активной профилактики.
Общее обследование организма необходимо периодически проходить каждому человеку, проживающему в крупном промышленном городе, экологическая обстановка в котором сама по себе является фактором риска различных заболеваний.
Программы проверки здоровья предназначены для пациентов, которым при постоянном дефиците времени важно качественное и быстрое обследование организма, включая необходимые лабораторные анализы и аппаратную диагностику.
В нашей клинике обследование проводят высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы и огромным багажом знаний, лабораторная и инструментальная диагностика осуществляются с использованием самого современного и высокотехнологичного оборудования.
Наши программы проверки здоровья созданы для тех пациентов, которые ценят свое время и заботятся о своем здоровье. Основной целью программ проверки здоровья является выявление заболеваний на ранней стадии, в том числе онкопрофилактика. Стоимость программ проверки здоровья варьируются в зависимости от их наполнения и возраста пациента, что позволяет осуществить полное обследование организма с целью профилактики и ранней диагностики заболеваний индивидуально для каждого пациента.
При отсутствии очевидных проблем со здоровьем полная диагностика организма даст возможность пациенту узнать, не угрожают ли ему в дальнейшем какие-либо серьезные заболевания, и избавит его от дорогостоящего лечения в будущем. Качественно и своевременно поставленный диагноз по результатам полного обследования организма позволит избежать нежелательных последствий и ускорит выздоровление.
Комплексное обследование организма для оценки состояния здоровья осуществляется в удобное для пациента время.
Наша клиника предлагает следующие комплексные программы диагностики:
Подробная информация и запись по многоканальному круглосуточному телефону:
Временные правила внутреннего распорядка стационара для потребителей услуг
Приложение №1 к приказу
№ 395 от 24.07.2020г.
Временные правила внутреннего распорядка стационара для потребителей услуг ЧУЗ «Клиническая Больница «РЖД-Медицина» им. Н.А. Семашко» на период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19
1. Общие положения
Временные правила размещаются в доступном для ознакомлении месте: на сайте www.semashko.com., в информационных папках для пациентов в отделениях, на стенде приемного отделения.
1.3. Правила включают:
2. Порядок госпитализации и выписки
2.1. В стационарные структурные подразделения учреждения госпитализируются пациенты, нуждающиеся в плановой специализированной медицинской помощи
2.2. Госпитализация пациентов осуществляется в следующих формах в приемном отделении:
2.3. Дата плановой госпитализации заранее согласовывается с заведующим приёмным отделением и определяется наличием мест в профильном отделении.
2.4. Плановая госпитализация без согласования даты и предварительных обязательных обследований не допускается.
2.5. При поступлении в стационар по направлению пациент (сопровождающее лицо) предоставляет:
В зависимости от категории пациента:
2.6. При госпитализации в стационар оформляется медицинская карта стационарного больного.
2.8. Учреждение не несет ответственности за сохранность личных вещей, которые не были сданы на хранение.
2.9. Ценные вещи, деньги, документы пациентов, госпитализированных в отделения реанимации, хранятся в сейфе приёмного отделения с последующей передачей родственникам.
2.10. Лица, сопровождающие пациентов при госпитализации, ожидают результатов осмотра в холле приемного отделения.
2.11. Присутствие сопровождающего лица разрешено при осмотре пациента, контакт с которым затруднен вследствие его тяжелого состояния или имеющихся нарушений зрения, слуха, психики или передвижения.
2.12. После оформления документов в приёмном отделении пациент сопровождается медицинским персоналом в соответствующее отделение с личной передачей дежурной медицинской сестре.
2.13. По заявлению пациента (или его законного представителя) выписка пациента может быть осуществлена досрочно (до излечения или стабилизации состояния) только с разрешения главного врача или его профильного заместителя. Заявление пациента (или его законного представителя) о его досрочной выписке подшивается в медицинскую карту стационарного больного.
2.14. Листок нетрудоспособности, оформленный в порядке, установленном законодательством, и выписной эпикриз выдается пациенту в установленном порядке в день выписки.
3. Порядок оказания медицинской помощи
3.1. В процессе оказания медицинской помощи медицинский персонал и пациент имеют равные права на уважение их человеческого достоинства и могут защищать его в соответствии с действующим законодательством. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе взаимного доверия и взаимной ответственности.
3.2. Все медицинские вмешательства производятся только с согласия пациента (или его законного представителя), кроме особых случаев, когда тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение, или в других случаях, предусмотренных законодательством. Обязательным условием оказания специализированной медицинской помощи является наличие предварительного письменного согласия пациента или его законного представителя.
3.3. Пациенты, в процессе оказания им медицинской помощи, с их согласия, могут быть осмотрены и (или) проконсультированы сотрудниками кафедр, расположенных на базе учреждения, с участием в осмотрах студентов, аспирантов, клинических ординаторов.
3.4. Медицинская помощь предоставляется на основании порядков оказания медицинской помощи и медицинских стандартов.
3.5. Медицинская помощь в Учреждении (в т.ч. лекарственное обеспечение, диагностика и реабилитация) предоставляется в зависимости от категорий пациентов в объемах и порядке, установленных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программами добровольного медицинского страхования, договорами с физическими лицами, по договорам с предприятиями.
3.6. При желании пациент, застрахованный в системе ОМС, может получать дополнительные медицинские услуги, не входящие в стандарт оказания медицинской помощи по его заболеванию, улучшить условия пребывания в отделении за отдельную плату согласно Положению о предоставлении платных медицинских услуг.
3.7. Платные медицинские услуги оказываются в соответствии с утверждённым Прейскурантом цен. При невыполнении или уменьшении объёма оказанных медицинских услуг Учреждение в течение 10 дней возвращает пациенту разницу между оплаченной суммой и стоимостью оказанных медицинских услуг. Возврат денежных средств осуществляется по заявлению пациента, подписанному должностным лицом.
3.8. Временный отпуск домой пациентов, находящихся на стационарном лечении в Учреждении, запрещен.
3.9. В случае несоблюдения пациентом врачебных предписаний или Правил внутреннего распорядка, лечащий врач или дежурный врач обязан уведомить администрацию Учреждения.
4. Права и обязанности пациента
4.1. Права и обязанности пациентов при обращении за медицинской помощью регулируются законодательством:
Статьи вышеуказанных нормативных актов и других правоустанавливающих документов находятся для ознакомления на информационных стендах, папках для пациентов в отделениях, сайте www.semashko.com.
4.2. При получении медицинской помощи пациент имеет право на:
5. Порядок предоставления информации о состоянии здоровья
5.1. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту в доступной, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии форме, лечащим врачом, заведующим отделением или иными должностными лицами Учреждения.
Она должна содержать сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе и прогнозе, методах обследования и лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях, а также о результатах проведенного лечения и возможных осложнениях. Информация о состоянии здоровья пациента сообщается членам его семьи или иному лицу только с письменного разрешения пациента.
5.3. В случае отказа пациента от получения информации о состоянии своего здоровья делается соответствующая запись в медицинской документации.
5.4. Информация, содержащаяся в медицинской документации, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента только по основаниям, предусмотренным законодательными актами.
5.5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления знакомиться с медицинской документацией.
5.6. Средний и младший медицинский персонал информацию о диагнозе и проводимом лечении пациенту и его законным представителям не предоставляет.
5.7. Предоставление информации о состоянии здоровья и диагнозе пациента по телефону третьим лицам строго запрещено.
6. Порядок выдачи справок, выписок, копий из медицинской документации пациенту или другим лицам
6.1. Порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, справок, заключений, выписок из медицинской документации утверждается приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
6.2. Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность пациента, являются установленной формы листок нетрудоспособности, справка для обучающихся в образовательных заведениях очной формы обучения, выдаются лечащим врачом и подтверждаются записью в медицинской карте стационарного больного, обосновывающей временное освобождение от работы.
При необходимости пациенту выдается справка о нахождении на стационарном лечении.
6.3. Полученные пациентом листки нетрудоспособности, справки о временной нетрудоспособности, заключения и выписки должны быть заверены печатями установленного образца.
6.4. При утере листка нетрудоспособности, дубликат выдается по разрешению подкомиссии по экспертизе временной нетрудоспособности ВК Учреждения по предъявлению паспорта (документа, удостоверяющего личность) и на основании справки из бухгалтерии по месту работы пациента о не предоставлении листка нетрудоспособности.
6.5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать медицинские документы, отражающие состояние здоровья, их копии и выписки.
Выдача копий и выписок из документации осуществляется в течение 3 рабочих дней, фиксируется в соответствующем журнале.
6.6. Выдача пациенту (или законному представителю) результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований фиксируется в документации.
6.7. Пациентом, находящимся на стационарном лечении, может быть выдана доверенность указанному лицу на действия, не требующие нотариальной формы удостоверения.
Наличие оснований для выдачи доверенности и лицо, которому она может быть выдана, определяет лечащий врач совместно с юрисконсультом, которые действуют в интересах пациента и имеют право отказать в выдаче доверенности в случае сомнений по поводу соблюдения этих интересов.
7. Правила пребывания на стационарном лечении и распорядок дня для пациентов
В период нахождения на стационарном лечении:
7.1. Пациенты обязаны соблюдать внутренний распорядок дня:
7.2. Находясь на лечении, пациент обязан строго придерживаться назначенного режима и диеты, выполнять назначения врача.
7.3. Ежедневно в обязательном порядке составляется список данных пациентов (в пятницу и предпраздничные дни с учетом предстоящих выходных дней) и ежедневно передается охране корпуса.
7.4. Запрещается выходить за территорию больницы. Самовольное оставление пациентом стационара расценивается как отказ от медицинской помощи с соответствующими последствиями, за которые Учреждение ответственности не несет;
7.5. Прогулки пациентов по территории больницы запрещены.
7.6. До стабилизации эпидемиологической ситуации в отделениях введен режим пребывания в отделении с нахождением в палате и сведения до минимума перемещения по отделению с обязательным соблюдением масочного режима.
7.7. Во всех помещениях и на территории необходимо соблюдать порядок, чистоту, бережно относиться к имуществу Учреждения.
7.8. Пациент обязан возместить ущерб в случаях утраты или повреждения имущества Учреждения, а также несет ответственность за иные нарушения в соответствии с действующим законодательством РФ.
7.9. Запрещается включать освещение, аудио, видео аппаратуру, а также ходить по палате и отделению во время, предназначенное для сна и отдыха.
Пользоваться звуковоспроизводящей аудио-, видеотехникой разрешается только при отсутствии возражений на это других пациентов палаты пребывания, пациентов соседних палат и дежурного медперсонала.
7.10. В целях сохранения лечебно-охранительного режима в период послеобеденного отдыха (с 15.00 до 16.00) и при отходе ко сну (после 22.00) необходимо отключать мобильные телефоны.
7.11. Не разрешается выбрасывать мусор через окна и кормить птиц.
7.12. Ответственность за хранение вещей в палатах администрация Учреждения не несет.
7.13. Во время проветривания, бактерицидной обработки помещений, влажной уборки пациенты по просьбе медицинского персонала должны покидать палаты.
7.14. Курение и распитие спиртных напитков в помещениях и на всей территории Учреждения запрещено.
7.15. Пациентам в целях соблюдения общественного порядка, предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, соблюдения санитарно- эпидемиологических правил, обеспечения личной безопасности медицинских сотрудников, пациентов в зданиях и служебных помещениях, запрещается:
7.16. В целях соблюдения пожарной безопасности в отделениях стационара запрещается:
О возникновении неисправности электрооборудования, появлении очага возгорания необходимо незамедлительно сообщать дежурному персоналу отделения.
7.17. В целях соблюдения техники безопасности пациентов в отделениях стационара необходимо соблюдать правила и порядок проведения лечебно-диагностических мероприятий, указанных медицинским персоналом.
7.18. При возникновении чрезвычайной ситуации, пациент обязан выполнять распоряжения медицинского персонала, в т.ч. по оказанию помощи медицинскому персоналу по эвакуации тяжелых больных.
7.19. В целях контроля за выполнением требований внутреннего трудового распорядка, правил внутреннего распорядка для пациентов, соблюдения пожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда, соблюдения режима работы Учреждения, в некоторых помещениях, коридорах и на территории ведется видеонаблюдение.
8. Порядок посещения пациентов, находящихся на лечении
8.1. Списки пациентов по отделениям находятся на посту охраны КПП.
8.2. Информацию о состоянии здоровья сотрудники охраны не предоставляют.
8.3.Посещение пациентов родственниками и иными сторонними лицами запрещено до стабилизации эпидемиологической ситуации
8.4. В случаях тяжелого состояния или затрудненного передвижения пациента, его посещение родственниками разрешается в холле отделения, в соответствии со списками или по специальному пропуску, выписанному лечащим врачом с указанием периода и времени посещения результаты при наличии лабораторного обследования методом ПЦР на носительство вируса SARS-CoV-2(не ранее 7 дней до даты посещения).
8.5. Допускается передача личных вещей в первые сутки госпитализации с 10.00 до 19.00.
8.16. В период карантинных мероприятий, объявленных приказом по Учреждению, посещения пациентов запрещаются.
8.17. Ассортимент продуктовых передач для пациентов должен соответствовать утверждённому Перечню разрешённых для передачи продуктов и назначенной диете.
9. Правила передачи и хранения пищевых продуктов пациентов в отделениях стационара
(на основании Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»)
9.1. В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и отравлений среди пациентов Учреждения запрещено передавать:
9.2. Перечень продуктов, разрешенных к передаче:
9.3. Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения проверяет соблюдения правил и сроков хранения (годности) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения. При обнаружении продуктов с истекшим сроком годности, хранящихся без упаковок, а так же имеющих признаки порчи, они изымаются в пищевые отходы.
9.4. О правилах хранения личных пищевых продуктов пациент информируется при поступлении в отделение.
9.5. При хранении в холодильнике пищевых продуктов указывается фамилия пациента, номер палаты и дата передачи продуктов в отделение.
10. Порядок разрешения конфликтов
10.1. Порядок рассмотрения жалоб и обращений определен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным Законом Российской Федерации от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
10.2. Пациенты (или их законные представители) могут направить заявления, жалобы и предложения для рассмотрения администрацией:
10.3. Обращение (жалоба) на имя руководителя подается в письменном или электронном виде с указанием конкретной информации, вопросов, четко сформулированных требований, подписью гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, контактного номера телефона.
10.4. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.
10.5. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в журнал обращений граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале обращений граждан. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
10.6. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, направляется по почтовому адресу (на электронный адрес), указанному в обращении.
11. Ответственность пациентов
11.1. Нарушение Правил внутреннего распорядка, лечебно-охранительного, санитарно-противоэпидемического режимов и санитарно-гигиенических норм, и общественного порядка влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.
11.2. При нарушении пациентами режима и правил внутреннего распорядка медицинский персонал вправе сделать им устные замечания.
11.3. В случае грубых нарушений, в том числе агрессивного поведения по отношению к медицинскому персоналу и другим пациентам, администрация имеет право обратиться в правоохранительные органы в установленном порядке.
11.4. За нарушение режима и Правил внутреннего распорядка стационара, пациент может быть досрочно выписан с соответствующей отметкой в листке нетрудоспособности.
11.5. Пациентам не рекомендуется:
Госпитализация
Когда медицинскую помощь невозможно оказать на дому, не обойтись без срочной госпитализации. Решение о необходимости этой меры должен принимать только медицинский работник. Врачи бригады платной скорой помощи смогут дать адекватную оценку состоянию пациента и посоветовать лечебное учреждение, в которое лучше всего обратиться в каждой конкретной ситуации.
Если врач настаивает на необходимости плановой или экстренной госпитализации, оспаривать его решение не стоит. Ведь только при стационарном лечении возможен непрерывный контроль состояния здоровья больного, позволяющий предупредить быстро развивающиеся осложнения.
Мы осуществляем как срочную, так и плановую госпитализацию больных в сжатые сроки и с соблюдением всех условий, которых требует состояние пациента.
Лечебное учреждение выбирается с учетом ряда факторов:
Больной может быть доставлен как в городской, так и в частный стационар.
Преимущества платной госпитализации
Перевезти больного в стационар может и городская служба скорой помощи. Но у обычной государственной «неотложки» есть ряд существенных недостатков. Прежде всего, это не всегда достаточное оснащение машин скорой помощи и не самая высокая их мобильность. А ведь зачастую от того, насколько оперативно бригада сможет провести госпитализацию, зависит здоровье и даже жизнь человека. Современный транспорт и оборудование нашего отделения скорой медицинской помощи обеспечат комфортную и быструю перевозку больных в любом состоянии. При этом в стоимость платной госпитализации уже включено использование медицинского оборудования и лекарственных средств.
За более подробной информацией необходимо позвонить по телефону:
+7 (499) 266-98-98 (круглосуточный моноканальный телефон);
+7 (499) 623-53-71 (отделение скорой медицинской помощи)
Как узнать состояние больного в больнице через интернет онлайн или по телефону
Почему сложно получить информацию о здоровье родственника
В статье 22 Федерального закона N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ N323-ФЗ) записано: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
Почему же на практике получить эту информацию так сложно?
Дело в том, что другой Федеральный закон — N152-ФЗ «О персональных данных» — относит эту информацию к персональным данным, сообщать которые кому-либо можно только с письменного согласия гражданина, о чьих данных идет речь. Более того, сведения о состоянии здоровья являются врачебной тайной. Об этом говорит статья 13 ФЗ N323-ФЗ:
«Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека… С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента …»
Кто имеет право получить информацию о состоянии здоровья пациента
Совершеннолетним и дееспособным пациентам информация о состоянии их здоровья предоставляется лично. Если пациент моложе 15 лет или официально признан недееспособным, информация о состоянии его здоровья предоставляется его законным представителям. Законные представители могут быть лишь у тех, кто сам не может представлять свои интересы, поэтому за них это делают их назначенные законом представители.
Ниже приведена таблица, в которой перечислены основные категории законных представителей.
В некоторых случаях сведения о состоянии здоровья могут быть разглашены без согласия гражданина или его законного представителя. Все подобные ситуации перечислены в статье 13 ФЗ N323-ФЗ:
Во всех других случаях только сам пациент или его законный представитель имеют право знакомиться с медицинскими документами, получать их копии и выписки из медицинских документов. Всем остальным, включая близких родственников пациента, если они не являются законными представителями, такая информация предоставляется только с письменного согласия пациента или его законного представителя.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой родственник по скорой был доставлен в больницу с подозрением на цирроз печени. Он с трудом передвигался, но был в ясном уме, мог разговаривать и отвечать на вопросы. В больнице он провел 3 дня. Затем, по словам персонала больницы, он упал. После падения его состояние резко ухудшилось, теперь он не может самостоятельно передвигаться и есть, не может говорить. Законного представителя у него нет, так как до падения он был самостоятелен. Кто имеет право получать информацию о состоянии здоровья моего родственника и о проводимом ему лечении?
Ответ юриста:
Сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента (п.3 ст.13 ФЗ N323-ФЗ).
Но даже тем, у кого есть право на ознакомление с информацией о состоянии здоровья пациента, добиться его не просто. Сразу узнать что-то о своем здоровье или здоровье своего подопечного можно лишь во время визита к врачу в поликлинику или при вызове врача на дом. В этих случаях пациент или его законный представитель может попросить прочитать записи, сделанные медицинским работником во время приема или посещения на дому. Во всех других случаях нужно пройти сложную и длительную бюрократическую процедуру. При этом иногда медработники вовсе отказываются предоставлять информацию. Так что свои права приходится защищать и отстаивать. Поэтому так важно знать законы, в которых эти права прописаны.
Как посмотреть оригиналы своих медицинских документов, хранящиеся в больнице или поликлинике
Чтобы ознакомиться с медицинской документацией, необходимо подать письменный запрос в то медицинское учреждение, где эти документы находятся. Запрос должен содержать следующую информацию:
#ВАЖНО
Запрос рассматривается руководителем медицинского учреждения или его заместителем в течение 30 календарных дней со дня регистрации этого обращения (п.1 ст.12 ФЗ №59-ФЗ), эти 30 дней также являются максимальным сроком ожидания посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией. Дело в том, что оригиналы медицинских документов можно посмотреть только в специально отведенном для этого и оснащенным видеонаблюдением помещении, где ведутся журналы предварительной записи посещений и учета работы помещения. Перед передачей пациенту или его законному представителю оригинала медицинской документации обязательно делается ее ксерокопия. (Основание: «Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. N425н».)
Для тяжелых больных, впрочем, сделано послабление. Так, если пациент находится в больнице, и его передвижение по медицинским причинам ограничено, в том числе, из-за назначенного режима лечения, он имеет право ознакомиться со своей медицинской документацией прямо в больничной палате. Отвечает за это заведующий отделением больницы, где лечится пациент.
Как видим, несмотря на то, что закон ФЗ №323-ФЗ предоставляет все права на информацию о состоянии здоровья пациенту или его законному представителю, подзаконный акт, в данном случае приказ Минздрава, максимально усложняет эту процедуру. Особенно обескураживают сроки: 30 дней в случае, когда дело идет о вопросах, связанных со здоровьем, могут обернуться невосполнимой потерей времени.
Еще больше удивляет то, что этот приказ Минздрава относится только к ознакомлению с медицинскими документами в стенах медицинского учреждения, и не описывает, как получить на руки «отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них» (п.5 ст. 22 ФЗ №323-ФЗ). А пока нет документа, устанавливающего правила, закон исполняется везде по-разному, на усмотрение главврача.
Как получить на руки выписки (копии) медицинских документов
Самый простой способ – самостоятельно сфотографировать оригиналы документов во время ознакомления с ними в медицинском учреждении. Но фотокопии документов подходят не для всех случаев, иногда необходима официальная выписка, имеющая силу самостоятельного документа.
Получить стандартную выписку из медицинской карты или истории болезни не сложно. Ее может выписать лечащий врач во время приема. Для этого есть утвержденная форма N027/У выписки из медицинской карты амбулаторного или стационарного больного. Она действует с 1980 года и актуальна до сих пор.
Если же вам нужны копии всех медицинских документов из поликлиники или больницы, включая все записи из медицинской карты и результаты всех проведенных обследований и анализов, то получить их будет сложнее.
#ЛАЙФХАК
Для этого также нужно подать письменный запрос на имя главврача. Так как форма запроса не утверждена, его можно составить в свободной форме. Срок получения выписок и копий документов также не должен превышать 30 дней со дня регистрации заявления. Сам запрос желательно написать в двух экземплярах, и проследить, чтобы он был зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции медицинского учреждения и на втором (вашем) экземпляре была поставлена отметка о получении с указанием даты, подписи и расшифровки подписи регистратора.
Образец запроса на получение копий медицинских документов
Представитель пациента по доверенности
Мы уже выяснили, что получить информацию о состоянии здоровья может только сам пациент или его законный представитель. Все остальные заинтересованные в этом лица могут получить такую информацию лишь со слов самого пациента или его законного представителя.
#ВАЖНО
Исключение составляет неблагоприятный прогноз развития заболевания (то есть высокая вероятность смертельного исхода). Тогда лечащий врач должен сообщить об этом «в деликатной форме» или самому «гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация» (п.3 ст.22 ФЗ N323-ФЗ).
Но в жизни часто возникают обстоятельства, не предусмотренные законом. Например, когда близкий человек не является родственником (гражданский супруг, друг и другие лица). Или когда сам пациент официально не имеет статуса недееспособного, но по каким-либо причинам не может адекватно ни получить, ни передать родственникам важную информацию о состоянии своего здоровья. Более того, человек может находиться без сознания, и тогда в виду отсутствия у него законных представителей информация о его состояние здоровья не доводится до родственников. Что делать в таких случаях?
Существует еще один вид представительства – на основании доверенности, выданной пациентом. В отличие от законных представителей, представители по доверенности могут совершать только те действия, которые указаны в доверенности.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой муж сейчас находится в больнице на лечении. У меня есть от него доверенность, в которой сказано, что я могу получать любые сведения, в том числе, составляющие медицинскую тайну. Я пришла к врачу узнать о состоянии здоровья моего мужа и попросила показать его медицинскую карту. Врач мне отказала, сославшись на то, что информация о здоровье пациента может быть предоставлена только ему самому или же его законному представителю. А разве я с доверенностью не являюсь его законным представителем? Поясните, пожалуйста.
Ответ юриста:
Согласно закону N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «пациент имеет право на… выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Таким образом, если пациент в доверенности указал полномочие получать такую информацию, врач обязан эту информацию предоставить. Что касается медицинской документации, то право знакомиться с ней и получать ее, есть только у пациента и его законного представителя (ст. 22 ФЗ N 323-ФЗ).
В приведенном примере ошибка супругов состояла в том, что в выданной доверенности не были прописаны все необходимые полномочия доверенного лица, поэтому врач не имел права выдать жене медицинскую карту мужа, а мог только на словах сообщить ей о состоянии его здоровья.
#ВАЖНО
Таким образом, единственным способом для близких пациента получить информацию о состоянии его здоровья, в том числе копии его медицинских документов, является доверенность, заранее выданная самим пациентом. При этом в доверенности необходимо указать все действия, которые пациент доверяет совершить от своего имени доверенному лицу.
Доверенность – это письменный юридический документ, описанный в статьях 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность может быть напечатанной или написанной от руки, просто подписанной доверителем или заверенной у нотариуса.
В доверенности обязательно должны содержаться:
Если в доверенности не указан срок ее действия, она действительна в течение одного года.
Максимальный срок действия доверенности – три года; такая доверенность обязательно должна быть заверена нотариусом.
Действие доверенности прекращается раньше истечения ее срока в следующих случаях:
Образцы доверенностей уполномоченного представителя пациента
Хотя закон не обязывает нотариально заверять этот вид доверенности, все же желательно это сделать, так как речь в ней идет о получении доступа к документам, содержащим врачебную тайну. И обязательно сделайте побольше ксерокопий – при каждом действии, совершенном по доверенности, необходимо прикладывать копию доверенности (оригинал при этом должен всегда быть при вас).
#ЛАЙФХАК
В случае если вы или ваш родственник были госпитализированы внезапно и нет возможности пригласить нотариуса, можно составить такую доверенность непосредственно в больнице и попросить главврача заверить ее (это приравнивается к нотариальному заверению). В отсутствии главврача (ночью, в выходной день) заверить доверенность может дежурный врач.
Не забудьте: доверенность действительна только при жизни доверителя!
В случае его смерти, если у родственников возникли сомнения в правильности выбранного лечения, ознакомиться с медицинскими документами по доверенности они не смогут. По запросу адвоката документы о состоянии здоровья также не выдаются. Единственный выход в этом случае – при наличии обоснованных опасений, что произошла врачебная ошибка или была допущена халатность – обращение в органы следствия, в прокуратуру или в суд.