как узнать окпд2 товара
Как работать с кодами ОКПД 2 и КТРУ, применяем без ошибок
ОКПД 2 — общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Именно с выбора кода ОКПД 2 начинается подготовка закупочной процедуры.
Для формирования закупочной документации необходимо:
Заказчику при работе с КТРУ важно помнить:
СПРАВКА: Также напоминаем, что на ЭТП ГПБ есть прекрасная статья о несоответствии кода ОКПД 2 в заявке
За нарушения при использовании КТРУ предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ на заказчика в размере 3 000 рублей.
Как проверить код ОКПД 2? Правильно ли выбрали?
Убедиться в правильности выбора кода ОКПД 2 можно с помощью специализированного сервиса на ЭТП ГПБ. Для этого необходимо перейти в закрытый интерфейс личного кабинета заказчика (секция «Закупки государственных заказчиков»), вкладка «Сервисы», далее вкладка «ОКПД/КТРУ (запреты и преференции)» (рис.1)
Рис.1 Сервис по проверке ОКПД/КТРУ
Введите ключевое слово, и система автоматически осуществит подборку подходящих кодов ОКПД 2 и позиций в КТРУ (с возможностью выбора только укрупненных, только неукрупненных позиций), рис.2.
Рис.2 Ключевое слово
При переходе по активной ссылке кода ОКПД 2 доступен перечень НПА, устанавливающий запреты, преференции, ограничения по данному коду, а также необходимость применения типового контракта (рис.3). Что позволяет минимизировать риски обжалования при проведении закупки.
Через данный сервис можно осуществить не только подбор кода, но и рассчитать сроки проведения закупочных процедур, сформировать обоснование начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка, посмотреть схожие закупки, размещенные в ЕИС.
Какие последствия могут наступить для заказчика при неверном выборе кода ОКПД 2?
В Письме Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 г. № Д28и-344 указано, что административная ответственность за неправильный выбор кода ОКПД 2 не предусмотрена.
Но! Например, неверно был применен код и заказчик выбрал не тот способ закупки, если из-за некорректного применения норм национального режима был нарушен процесс выбора победителя закупки, если нормы национального режима вовсе не применялись заказчиком, то заказчик будет нести административную ответственность в опосредованном формате.
То есть неправильный выбор кода тянет за собой нарушения в рамках законодательства о контрактной системе в части проведения закупок и выбора победителя.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
(принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст)
С изменениями и дополнениями от:
1/2015, 2/2015, 3/2015, 4/2015, 5/2015, 6/2016, 7/2016, 8/2016, 9/2016, 10/2016, 11/2016, 12/2016, 13/2016, 14/2016, 15/2016, 16/2016, 17/2016, 18/2016, 19/2017, 20/2017, 21/2017, 22/2017, 23/2017, 24/2017, 25/2017, 26/2017, 27/2018, 28/2018, 29/2018, 30/2018, 31/2018, 32/2018, 34/2019, 33/2018, 35/2019, 36/2019, 37/2019, 38/2019, 39/2019, 40/2019, 42/2020, 43/2020, 45/2020, 46/2020, 47/2020, 48/2020, 49/2020, 50/2021, 51/2021, 52/2021, 53/2021, 54/2021, 55/2021, 56/2021, 57/2021, 58/2021
Russian Classification of Product by Economic Activities
ГАРАНТ:
См. онлайн-сервис «ОКПД 2. Поиск кодов и особенности закупок»
ГАРАНТ:
Согласно приказу Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст в переходный период до 1 января 2017 г. действовали также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93
См. соответствие (переходный ключ) кодов ОКП (ОК 005-93) кодам настоящего классификатора
См. соответствие кодов ОКПД (ОК 034-2007) и ОКДП (ОК 004-93) кодам настоящего классификатора
Информация об изменениях:
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы).
ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с:
— классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики;
— разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
— реализации комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач;
— обеспечения системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке;
— подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
— размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;
— обеспечением классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов;
— стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции:
— классификацией и кодированием услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
Для обеспечения соответствия кодовых обозначений ОКПД 2 и КПЕС 2008 между вторым и третьим, четвертым и пятым знаками кода ставится точка. При наличии в ОКПД 2 дополнительных по сравнению с КПЕС 2008 уровней деления точка ставится также между шестым и седьмым знаками кода. По аналогии с КПЕС 2008 в ОКПД 2 включены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений.
В тех случаях, когда не производится деление вида на категории, т.е. не осуществляется детализация продукции (услуг, работ) на национальном уровне, 7-9 знаки кода имеют значение «0» (ноль), а в тех случаях, когда деление производится, 7-8 знаки кода имеют значение, отличное от «0» (ноля).
Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты
Культуры зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур
Пшеница озимая твердая
Зерно озимой твердой пшеницы
Семена озимой твердой пшеницы
В тех случаях, когда категория разбивается более чем на девять подкатегорий, они кодируются последовательно без использования значения «0» (ноль) в последнем разряде кода.
При необходимости к отдельным группировкам ОКПД 2 приведены пояснения, которые предназначены для:
— единообразного понимания отдельных слов или словосочетаний в составе наименований группировок;
— уточнения области применения и особенностей продукции (услуг, работ), классифицируемой в конкретной группировке;
— перечисления продукции (услуг, работ), которая может входить в данную группировку;
— исключения возможности попадания в данную группировку классификатора продукции (услуг, работ), входящей в другую группировку.
Пояснения, приведенные к вышестоящим группировкам, распространяются на все входящие в них группировки.
Пояснения к группировкам ОКПД 2 с кодами до шести знаков включительно по объемам понятий соответствуют пояснениям к аналогичным группировкам КПЕС 2008. При детализации группировок с шестизначными кодами пояснения к этим группировкам могут отсутствовать (если пояснения к нижестоящим группировкам в совокупности соответствуют объему понятий пояснения к шестизначной группировке КПЕС 2008) либо приводиться не полностью (когда из них исключены пояснения, включенные в пояснения к нижестоящим группировкам).
Эта группировка включает:
— брюкву, кормовую свеклу, кормовые корнеплоды, клевер, люцерну, эспарцет, кормовую кукурузу и прочие травы, кормовую капусту и подобные кормовые продукты
Эта группировка не включает:
— гранулы и муку кормовых культур, см. 10.91
К национальным особенностям, которые требуют изменения группировок СРА 2008 с 2-6-разрядными кодами, относятся следующие группировки:
— 10.5 «Молоко и молочная продукция», построенная в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
— 10.4 «Масла и жиры животные и растительные», построенная в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»;
— 10.32 «Продукция соковая из фруктов и овощей», построенная в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».
Лекарственные средства классифицированы в соответствии с Анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) системой классификации.
Для целей государственного регулирования деятельности, соответствующей в ОКПД 2 подклассу 03.2 «Рыба и прочая продукция рыбоводства; услуги, связанные с рыбоводством», а также для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, для осуществления государственного статистического наблюдения следует руководствоваться положениями Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части товарной аквакультуры, относящейся к сельскохозяйственному производству.
Для целей государственного регулирования деятельности соответствующей в ОКПД 2 коду 53.1 «Услуги почтовой связи общего пользования» следует руководствоваться Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» и Федеральным законом от 7 июня 2003 г. N 126-ФЗ «О связи».
Для целей государственного регулирования деятельности по производству спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящихся в ОКПД 2 к соответствующим кодам класса 11 «Напитки» и класса 20 «Вещества химические и продукты химические» (в части этилового спирта из непищевого сырья), следует руководствоваться Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Для целей государственного регулирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, внеуличным транспортом, трамваями и троллейбусами, относящихся в ОКПД 2 к соответствующим кодам подкласса 49.3 «Услуги сухопутного пассажирского транспорта прочие» и подкласса 52.2 «Услуги транспортные вспомогательные» (в части автомобильного транспорта), следует руководствоваться Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Учитывая, что КПЕС 2008 гармонизирован со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС Ред. 2), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 построен на основе гармонизации с КДЕС Ред. 2, а ОКПД 2 построен на основе гармонизации с КПЕС 2008, как правило, устанавливается соответствие для первых четырех знаков кодов между видом деятельности в ОКВЭД 2 и результатом этого вида деятельности в виде продукции (услуги, работы) в ОКПД 2.
Разработка и представление для принятия изменений в ОКПД 2 обеспечивается Минэкономразвития России в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст)
Текст классификатора приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2014 г.
Сведения об общероссийском классификаторе
1 Разработан Министерством экономического развития Российской Федерации
Представлен Министерством экономического развития Российской Федерации
2 Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93
4 ОКДП ОК 004-93, ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ОКУН ОК 002-93, ОКП ОК 005-93 отменяются с 1 января 2017 г.
Основанием для разработки Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности являются План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»
Текст приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС «Национальные стандарты», 2018 г., N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июня 2021 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 июня 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июня 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 июня 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2021 г.
Изменения вступают в силу с 9 января 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2020 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 мая 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 октября 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 июля 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 августа 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, установленных законодательными актами
Изменение 33/2018 (в редакции изменения 35/2019)
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 июля 2018 г.
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 13 июля 2015 г.
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 апреля 2015 г.
Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 13 июля 2015 г.
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу с 1 марта 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 декабря 2017 г. правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 ноября 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 ноября 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июля 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 ноября 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 сентября 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июля 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июля 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июня 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июня 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 июня 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 марта 2016 г.
Изменения вступают в силу 1 марта 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 апреля 2015 г.
Изменение 3/2015 (с учетом поправки, опубликованной в ИУС «Национальные стандарты», 2018 г., N 4)
Изменения вступают в силу 1 января 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 ноября 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г.
Изменения вступают в силу 1 августа 2015 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 апреля 2015 г.
ОКПД2: что это и как его правильно выбрать
Подберите закупочную позицию сами
Что такое ОКПД2?
Аббревиатура ОКПД расшифровывается как «Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности». Каждый товар, который производят или услуга, которую оказывают, соответствуют определенной позиции из ОКПД2. Система стандартизации продукции в России построена на основе классификации, принятой в странах ЕЭС.
Классификатор используется для различных целей, например, для статистических исследований, при составлении нормативных документов. Одна из важных функций кода — использование в госзакупках. Причем знание ОКПД2 товара требуется обеим сторонам.
Для некоторых категорий поставщиков или отдельных товаров и услуг предусмотрены ограничения или, наоборот, преимущества при участии в госзакупках. Заказчики при этом ориентируются на коды ОКПД2, которые перечислены в соответствующих постановлениях правительства. Например, Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. № 102 устанавливает ограничения при закупке медицинских изделий из других стран.
Структура классификатора ОКПД2
Код ОКПД может содержать от двух до девяти знаков. Каждые дополнительные цифры уточняют содержание и в конечном итоге приводят к конкретной продукции или группе товаров или услуг. В европейской кодировке существует только шесть знаков для обозначения продукции. Для российской экономики предусмотрены еще три знака. Разберем на примере:
Для товара из примера в классификаторе выделена специальная подкатегория. Иногда категория не содержит дополнительного деления на подкатегории. Тогда последняя цифра кода равна 0. Например, 17.24.11.110 — ОКПД товара «Обои».
Для некоторых типов продукции деление на категории не предусмотрено. В этих случаях код имеет формат ХХ.ХХ.ХХ.000. Например, 17.24.12.000 означает товар «Материалы текстильные для оклеивания стен».
Отличие ОКПД от ОКПД2
Документ ОКПД2 был введен в действие в 2014 году. До этого момента в России стандартом служили коды ОКПД — предыдущая версия классификатора. Новый документ в большей степени приближен к европейскому формату. Действующая система унификации продукции содержит большее количество разделов — 21 вместо 17 из редакции справочника 2007 года. Раньше разделы также подразделялись на подразделы с двухбуквенным обозначением. Сейчас буквы, означающие разделы, в кодировке не используют.
Почему важно правильно выбрать код ОКПД2
Возникают ситуации, когда заказчик указывает неверный ОКПД2 в документах закупки. В Письме Минэкономразвития РФ от 17 февраля 2016 г. № Д28и-344 указано, что административная ответственность за неправильный ОКПД2 не предусмотрена. Однако в этом же документе отмечается, что контрольную функцию в контрактной системе выполняет ФАС РФ.
Если выяснится, что из-за неверного выбора ОКПД2 заказчик ограничил конкуренцию и выбрал неверный способ закупки, за это последуют санкции. Так, за утверждение неверного способа определения поставщика назначается штраф:
Участнику госзакупок следует знать точный код ОКПД2 своей продукции, чтобы точнее настроить поиск закупок и знать, какие ограничения или преимущества действуют для его товаров.
Как узнать ОКПД2?
Найти код можно или в Приказе Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, или с помощью специальных сервисов. Подобрать код ОКПД2 по наименованию можно с помощью сервиса Контур.Снаб. Для этого наберите в поисковой строке товар или услугу обычными словами. Например, «шоколад молочный»:
Иногда подобрать ОКПД2 трудно — например, если товар или услуга по наименованию соответствуют нескольким позициям классификатора. Для определения точного кода нужно знать описание продукции, ее состав, а также вид деятельности предприятия. Подробные сведения о продукции содержатся в документации на товар или услугу. В сложных случаях лучше обращаться к специалистам, которые проведут экспертизу и установят точный ОКПД2.
Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.