как узнать переходный или непереходный
Глаголы переходные и непереходные – что это такое
Переходность глагола – одна из самых сложных тем, изучаемых в 6 классе. Овладев данным понятием, можно избежать ошибок, а также расширить свой лексический диапазон за счет правильно образованных словоформ.
Что такое переходность
одными в русском языке называются глаголы, которые могут управлять дополнением без предлога. Чаще всего управляемое слово стоит в винительном падеже.
Таблица 1. Примеры обеих форм
Переходные | Непереходные |
---|---|
Тащить чемодан | Гулять на улице |
Заметить номер | Прыгнуть с мостков |
Нарисовать картину | Звонить родителям |
Запомнить стихотворение | Управлять автомобилем |
Подчиненная часть речи при этом может быть именем существительным либо местоимением.
Пример: На реке отец увидел ее. Увидел – переходный тип.
Грамматический смысл состоит в том, что действие переходит на управляемый объект. При этом зависимое слово можно преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.
Например: Встретить друга – встреченный мною друг. Выпить воды – выпитая ребенком вода.
Зависимое слово может быть выражено следующими конфигурациями:
Непереходные формы
Непереходный вид глаголов отличается тем, что действие не направлено на предмет. Такие слова можно определить по невозможности управлять словом в винительном или родительном падеже, кроме предложных конструкций.
Например: Думать о стране. Мечтать о море. Петь для них. Заботиться о нем.
Слово, зависящее от части речи со свойством непереходности, нельзя преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.
Правило: возвратные словоформы не нуждаются в подчиненном слове и почти всегда характеризуются непереходностью.
Свойства многозначных слов
Многозначными называются те слова, которые несут различный лексический смысл исходя из контекста. Переходность и непереходность таких глаголов зависит от их значения в каждом конкретном случае.
Пример: Он переводит (что?) текст. Сказуемое “переводит” управляет словом в В.п. (текст). Следовательно, вид переходный.
Рассмотрим другое значение этого слова: Не мешайте ему переводить. Слово “переводить” в данном случае не требует дополнения и характеризуется непереходностью.
Порядок определения грамматических свойств
Рассмотрим алгоритм действий на примере.
Рассмотрим, как определить переходность любого глагола, если слово дано вне контекста.
Если удалось сделать и то, и другое, глагол является переходным, если нет, – непереходным.
Алгоритм определения грамматических свойств
Переходные конструкции сочетаются с дополнением, стоящим в винительном или родительном падеже. Если такое дополнение не требуется или его невозможно подобрать, то перед нами непереходный вид.
Переходные и непереходные глаголы: как определить переходность
Одна из грамматических характеристик, которую стоит упоминать при разборе глаголов в русском языке — это переходность. Эта особенность описывает способность глагола к присоединению прямого дополнения в предложении. То есть, может ли он управлять существительными, которые в контексте используются для обозначения объекта действия.
Например: починить компьютер, съесть шоколадку, стоять возле входа, умнеть на глазах.
Переходные и непереходные глаголы в русском языке имеют некоторые различия и свои особенности.
Что такое переходной глагол
Переходной глагол обозначает действие, которое происходит или направлено на предмет или существо. В предложении между ними существует грамматическая связь, из-за которой глагол влияет на беспредложную форму слова и помещает его в винительный падеж. Если же глагол в негативном значении или речь идет о какой-то части, называемой существительным, то падеж становится родительным.
Пример: пригласить (кого?) друзей, испытывать (что?) страх, не покупать (чего?) энциклопедий, выпить (чего?) соку.
Переходные глаголы могут обозначать:
Что такое непереходный глагол
Непереходные глаголы передают действие, которое не нуждается в прямом объекте, потому что не способно перейти на него. Важно запомнить, что такой вид глаголов крайне редко может сочетаться с наименованием предмета или существа, которое использовано в винительном падеже.
Пример: жить с соседями, вздремнуть на кровати, петь в машине, преподавать в музыкальной школе.
Лексическое значение непереходных глаголов может быть следующим:
К непереходным глаголам относятся все возвратные — влюбляться, собираться, обниматься.
Как определить переходность глагола
Поскольку переходность глагола влияет в первую очередь на значение слова и взаимодействие его с существительным, то определить это грамматическое состояние можно логически разобрав словосочетание. Если глагол выражает прямое воздействие на предмет или существо, а описывающее этот объект существительное находится в родительном или винительном падеже, то мы имеем дело с переходным глаголом. Если же по контексту глагол лишь помогает определить в каком состоянии или положении находится объект, но не влияет на него — значит он непереходной. Также можно обращать внимание на потребность в предлоге между глаголом и существительным, использованным в винительном падеже. Если он нужен (пересесть в автобус) — значит этот глагол является непереходным.
Глаголы переходные и непереходные
ГЛАГОЛЫ ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ
Переходные действие направлено на предмет
к дополнению в В.п. МОЖНО поставить вопрос что? кого?
Есть подлежащее (он), есть действие, направленное на предмет (белит потолок)
От переходных глаголов образуются страдательные причастия
дрова колотые, молитва читаемая, цветок сорванный, книга купленная, ошибки сделанные
(Есть исключения, например: пробежать (что?) дистанцию. Дистанция какая? …)
Непереходные действие НЕ направлено на предмет
к дополнению в В.п. НЕЛЬЗЯ поставить вопрос что? кого?
Все возвратные и безличные глаголы непереходные
Знобит кого? меня. Нет (и не может быть при безличном глаголе) производителя действия, которое направлено на предмет.
Начинается что? день. День – подлежащее, а не дополнение.
Абсолютный показатель переходности — способность глагола сочетаться с существительным в винительном падеже без предлога, но это не просто В.п, а со значением объекта (предмета, на которой направлено действие). То есть к переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет — объект действия: читать (что?) книгу, расширить (что?) рукав, сшить (что?) костюм.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже, если речь идет об одушевленном предмете: встретить (кого?) отца, встретить (что?) рассвет.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет. К ним относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь (что?) болеть (что?), стоять (что?), страдать (что?).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом-ся (-сь) (улыбаться (что?), злиться (что?).
Переходными или непереходными бывают целые лексико-семантические группы глаголов. Так, к переходным относятся глаголы:
К непереходным относятся глаголы со значением:
Нередко один и тот же глагол в одном значении является переходным, а в другом – непереходным. Ср.: читать – «непосредственно воспроизводить написанное» (читать статью – переходный) и читать – «уметь воспроизводить написанное» (ребёнок уже читает – непереходный). Или: смотреть спектакль (переходный), но смотреть на брата (непереходный); танцевать вальс и танцевать на сцене.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Переходность глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Переходные и непереходные глаголы: правило с примерами, таблица, особенности. ВИДЕОУРОК
В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.
Что такое переходность глаголов?
Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).Например: посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).
В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.
Особенности переходных глаголов
Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.
Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.
Примеры переходных глаголов: приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?) радость, не читать (чего?) книг, не получить (чего?) благодарности, выпить (чего?) воды.
С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:
От переходных глаголов образуются страдательные причастия.
Особенности непереходных глаголов
Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.Непереходные глаголы примеры: лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.
С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:
Различия переходных и непереходных
Теперь нужно узнать, чем отличается переходный от непереходного. Прежде всего это его значение. Переходные обычно обозначают:
Отличить переходный также возможно, попытавшись образовать от него страдательное причастие. Если получится – глагол переходный, не получится – непереходный. Обожать-обожаемый
Словосочетания с переходными глаголами всегда состоят из глагольной формы и прямого дополнения, иногда может включаться определение, обстоятельство: рубить деревья, водить автобус, найти пиратский клад, быстро выучить урок.
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Алгоритм определения переходности/непереходности глагола
Переходность многозначных глаголов
Глагольные формы слова могут иметь несколько значений. При этом в первом значении имеет место переходный тип, а во втором значении это же слово – непереходный тип. «Он говорит (что?) неправду» переходный, но «ребёнок уже говорит (разговаривает)» непереходный. «Оркестр играет (что?) марш» переходный, но «ребёнок играет (занят игрой)» непереходный.
В юмористических текстах возможна ситуация, когда в норме непереходный приобретает переходность: «Водку пьянствовать и дисциплину хулиганить».
На этом строится комический эффект, глаголы при этом как бы приобретают значения тех, вместо которых они поставлены – «хулиганить» вместо «нарушать» и т. д.
Устаревшие значения непереходных глагольных форм могут иметь переходность.
«Торговать» в современном русском языке непереходный глагол, однако ранее, имея значение «прицениваться», он был переходным: «Торговать лошадь». Такое употребление осталось в фольклоре.
Видеоурок
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Определение понятия
Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.
Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.
Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.
Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:
Выбор между винительным и родительным падежом
Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:
В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.
Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.
Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.
В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.
Как определить переходность
У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному. Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика. Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.
Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.
Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.
Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.
Непереходный тип
К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.
Они обозначают следующие действия:
Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.
Стилистические приёмы
Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:
В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.
Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.
Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.