как узнать работает ли компрессор сплит системы
Tech For Fun
Блог о технике и технологиях, проблемах и решениях
Свежие записи
Свежие комментарии
Архивы
Рубрики
Tech For Fun
Самостоятельная диагностика кондиционера (сплит-системы)
Сейчас с приходом лета и жаркой погоды многие из тех, кто не пользовался кондиционером с прошлого сезона, стали замечать, что кондиционер после включения либо вообще не охлаждает, либо охлаждает хуже, чем раньше. Итак, у вас «кондиционер перестал охлаждать», «из кондиционера дует теплый воздух», «кондиционер слабо охлаждает», «сломался кондиционер»? Что же можно сделать самостоятельно?
Оценить причину неисправности и приблизительную стоимость ремонта можно и самостоятельно. Это позволит не обмануть вас мастерам по ремонту кондиционеров, а в некоторых случаях даже возможен самостоятельный ремонт кондиционера. Для этого первым делом необходимо понять включается ли кондиционер в принципе и нет ли проблем с подачей электропитания. Если кондиционер откликается на нажатия кнопок пульта, а вентилятор внутреннего блока успешно включается, значит здесь проблемы нет.
Следующим шагом будет проверка включения компрессора внешнего блока кондиционера. Для этого включаем кондиционер в режим максимального охлаждения и наблюдаем за поведением внешнего блока сплит-системы. После включения кондиционера в режим охлаждения должен запуститься компрессор кондиционера, который обеспечивает циркуляцию хладагента (фреона) и тем самым охлаждение помещения. Компрессор кондиционера всегда расположен во внешнем блоке в связи с тем, что при работе весьма заметно шумит и при нахождении в помещении будет создавать дискомфорт обитателям помещения. Компрессор запускается либо сразу после включения кондиционера в режим охлаждения, либо спустя несколько минут. Запуск кондиционера всегда сопровождается и запуском вентилятора охлаждения внешнего блока. Оценить на звук запустился компрессор кондиционера или нет сможет даже непрофессионал.
Если компрессор успешно запустился, то это повод вздохнуть с облегчением. Компрессор является самой дорогой частью кондиционера и его замена выйдет не менее чем в половину стоимости кондиционера. После запуска компрессора начинается циркуляция фреона. Если у вас кондиционер не охлаждает помещение, либо охлаждает его слабо, то это с большой вероятностью говорит о нехватке фреона в системе.
Оценить наличие фреона в системе кондиционера можно по косвенным признакам — температуре трубок от внешнего блока и температуре испарителя (радиатора внутреннего блока кондиционера).
В первую очередь стоит снять крышку с внутреннего блока, вытащить воздушный фильтр. За фильтром будет виден испаритель. При недостатке фреона возможно обледенение этого радиатора, что легко оценить визуально — испаритель покрывается снежной шубой.
Если обледенения испарителя спустя 5-10 минут работы компрессора не произошло, то стоит обратить внимание на обмерзание одного из двух штуцеров внешнего блока, а именно того, к которому подключена медная трубка меньшего диаметра.
При недостатке фреона почти всегда будет наблюдаться один из вышеописанных симптомов. Если же фреона нет вообще, то штуцеры на внешнем блоке будут одинаковой (уличной) температуры, но это может говорить и о других неисправностях.
Если вы смогли констатировать нехватку хладагента, то интересно будет ознакомиться со статьёй по самостоятельной заправке кондиционера фреоном. Если же нет возможности заправить кондиционер самостоятельно, то следует вызвать мастеров. Если кондиционер требует дозаправки чаще, чем раз в несколько лет, то это говорит о плохой герметичности контура и необходимости поиска и устранения утечки.
Как прозвонить компрессор
В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.
Прозвонка компрессоров кондиционеров
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.
Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.
Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.
Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 ° С ).
Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром.
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Прозвонка компрессора холодильника
В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.
Схема с электромагнитным реле:
В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.
В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.
Схема с позистором:
Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.
Проверка пуско-защитных реле холодильника
Выглядят пуско-защитные реле так:
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.
Диагностика компрессора
Как проверить компрессор
Рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров.
Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω).
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-50 Ом. Сопротивление обмоток одинаковое, поэтому из схемы видно, что сопротивление между выводами М и С должно быть таким же как и между S и С, а между S и М в два раза большее.
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора. Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговоримся, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки). Измерение сопротивления изоляции мегомметром. Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В.
Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус. На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки. Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неиспраностей такая же как и для однофазного компрессора.
Очень часто сервисная служба даже обнаружив потемнение теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента ограничивается, в лучшем случае, установкой фильтра на жидкостную магистраль или устранением течи и дозаправкой кондиционера, в то время как нужны радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера.
Хотелось бы поделиться опытом ремонта кондиционеров именно в таких ситуациях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.
Необходимость в проведении ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в мастерской возникает не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам профилактического осмотра кондиционера. Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях:
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная реанимация поможет продлить жизнь кондиционера.
Экспресс анализ масла. Под этими красивыми словами скрываются достаточно простые действия:
Как взять пробу масла на анализ?
Известно, что масло циркулирует вместе с хладагентом в фреоновом контуре кондиционера. При остановке кондиционера, масло, находящееся на стенках трубопровода стекает по ним вниз. Вот это масло и можно взять на пробу через сервисный порт кондиционера. Для этого понадобится:
Порядок действий такой:
И, наконец, кислотный тест либо развеет окончательно наши опасения, в случае если проба мало отличается от образца, либо подтвердит необходимость экстренного вмешательства. Если окажется что масло хорошее и компрессор кондиционера работает нормально нужно вернуть взятое на пробу масло в кондиционер. Последовательность действий при этом следующая:
Потеря герметичности фреонового контура может быть вызвана различными причинами и не всегда приводит к катастрофическим результатам.
Здесь имеет значение место возникновения утечки, количество хладагента которое успело утечь, промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки, режим работы кондиционера и другие факторы. Чем опасна утечка хладагента?
Признаки сопутствующие утечке:
Доля внезапных, катастрофических утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика, утечки чаще происходят через небольшие неплотности на вальцовочных соединениях и если постоянно следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены. На что следует обращать внимание:
Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.
Попадание влаги в фреоновый контур чаще всего происходит при нарушении правил монтажа кондиционера.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Дело в том, что все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Однако по косвенным признакам определить наличие влаги в кондиционере можно: о б одном из признаков наличия влаги в фреоновом контуре речь уже шла; это зеленоватый оттенок масла и положительный тест на кислотность. Следует заметить что это уже крайний случай и требуется срочное вмешательство.
Какие проверки и как часто нужно производить, чтобы вовремя обнаружить болезнь кондиционера?
Известно, например, что существуют различные методы очистки фреонового контура кондиционера, основанные на использовании фильтров, которые устанавливаются в разрыв фреонового контура и собирают на себя вредные вещества.Почему нельзя использовать такие методы? Зачем нужно производить эти работы обязательно в мастерской?
Дело в том, что в описанных выше ситуациях происходит прежде всего загрязнение масла компрессора или изменение его свойств. Методики, основанные на использовании фильтров при этом к сожалению неэффективны. Нет фильтров которые способны восстановить смазочные свойства масла подвергнутого термическому разложению, удаление влаги, которая находится в компрессоре под слоем масла с помощью фильтров также крайне не эффективна.
Поскольку загрязненное масло распределяется по всем элементам кондиционера, часть мероприятий по очистке фреонового контура приходится проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок. К ним относятся:
Простой способ выявить неисправности кондиционера
Если вы попали на данную страницу, значит, вы столкнулись с проблемой неисправности кондиционера. Сегодня я расскажу про самые распространенные поломки бытовых сплит-систем. Но прежде чем мы начнем их рассматривать, вы должны понимать, что бывают сложные системы и особые случаи, где нужно разбираться на месте.
Некоторые признаки поломок могут иметь неоднозначные решения. Чтобы охватить весь объём неполадок, конечно же, будет мало одной странички. Но все же ОСНОВНЫЕ неисправности я постараюсь изложить таким образом, чтобы вы научились мыслить в нужном направлении и искать пути решения проблемы.
Думаю, будет правильно начать статью с перечисления признаков неисправностей. Ведь когда вы впервые сталкиваетесь с такой проблемой, вы видите только внешние её проявления. Я бы даже уточнил, что для пользователя основным индикатором является в первую очередь «поведение» внутреннего блока. Поэтому в статье ограничимся изучением неполадок, ориентируясь на поведение внутреннего блока.
После того, как разберемся с внешними признаками — перечислим причины их появления и способы их устранения. Поскольку сейчас наша основная задача это выявить неисправность и приступить к поиску её причины. А устранение каждой отдельной причины это тема для отдельной статьи.
Основные признаки неисправного кондиционера:
Прежде чем начать разбирать неисправности, сразу поставим условия, что КОНДИЦИОНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧИСТЫМ! Чтобы не путать понятия «неисправный кондиционер» и «кондиционер, требующий технического обслуживания». Причиной всех поломок может быть загрязнённость кондиционера.
Пожалуй, все ОСНОВНЫЕ неисправности можно разделить на 4 группы, которые уже косвенно указывают на причины. Обозначим их так:
А теперь начинаем разбирать по порядку все четыре пункта, но не забываем, что причина может быть неоднозначная:
Кондиционер работает, но не охлаждает – так часто называют самый распространенный признак
Первым делом необходимо убедитесь, что кондиционер настроен правильно и соблюдены все условия эксплуатации. Чтобы на этом этапе понять, куда двигаться дальше, необходимо выяснить работает ли компрессор.
При работе он должен немного «гудеть» и вибрировать:
Течет вода из кондиционера – не менее распространенная ситуация
Причина этому явлению часто кроется в забивке дренажного лотка или дренажного шланга. Необходимо разобрать внутренний блок и тщательно прочистить дренажную систему. Для этого можете почитать подробную инструкцию «как почистить кондиционер».
Мне попадались кондиционеры с дефектами системы сбора конденсата. Вода периодически течет из блока по причине несовершенства конструкции. Не буду «палить» модели. В этом случае найти причину сложно. Приходится разбирать внутренний блок и в процессе его работы, изучать, как стекает конденсат. И как назло именно в эти моменты дренажная система нормально функционирует!
Кондиционер не включается
В некоторых случаях выход несложный! В первую очередь проверяем источник питания и работоспособность пульта. Об этом я уже писал, так что лучше прочитать отдельную статью, почему не включается кондиционер. Если описанные действия не помогли причину следует икать в блоке управления (т.е. читаем следующую причину).
Кондиционер некоторое время работает, а затем выключается — таким словами пользователя выражается еще один признак
Причин здесь может быть много: не соответствие количества фреона в системе, перегрев компрессора, неработоспособность вентиляторов, засорение капиллярной трубки и прочее. Наиболее сложная – это неисправность электроники. В общем, разбираться лучше на месте (все зависит от признаков). Без профессиональных навыков, опыта и специального инструмента здесь вряд ли обойтись.
Если причина в электронике, и вы обладаете некоторыми знаниями, то поиск начинаем искать с наиболее уязвимых деталей: предохранителей, трансформаторов. Если обнаруживается сгоревший предохранитель, то необходимо найти причину его сгорания и устранить её (обычно проблема кроется в варисторе). Если такие действия не дали результата, то следует переходить к еще более сложным причинам и подробнее изучать плату (диодный мост, стабилизатор напряжения, конденсаторы, реле).
Мало кто занимается ремонтом платы, в большинстве случаев её просто меняют на новую. Но не на все модели кондиционеров легко можно её найти. Трудности бывают с редкими (часто недорогими) китайскими кондиционерами. Тогда приходится ремонтировать плату и искать подходящие детали. В некоторых ситуациях бывает рациональнее заменить весь кондиционер. В любом случае без специальной подготовки здесь не обойтись.
Статью пытался написать короткую, но структурированную, чтобы обозначить основные направления поиска неполадок. Каждый из них лучше разбирать в отдельных постах. Если опыта у вас мало, то не стоит рисковать устройством, а лучше вызвать специалиста!