как узнать релевантность запроса
Что такое релевантность поиска?
Релевантность поиска — это соответствие поисковой выдачи запросу пользователя. То есть удовлетворение его ожиданий. Поэтому своеобразный индекс релевантности зависит от того, насколько полно и правильно раскрыт ответ на вопрос, который искал человек.
В поисковых службах более релевантные результаты отображаются выше. Менее релевантные — ниже. Уровень релевантности (и вместе с ним, соответственно, позиции ресурса) повышается, если Google и Яндекс решат, что страница лучше остальных подходит под запрос.
Поэтому наблюдается прямая зависимость между контентом страницы, качеством его оптимизации и позициями ресурсами в поисковой выдаче.
Релевантность поиска на примере
Допустим, вы ввели в Google запрос «Как настроить гитару?». Он попытается разыскать в огромном количестве доступной ему информации ту страницу, которая лучше всего соответствует запросу. И тут будет ряд специфичных моментов.
И почему так вышло? Как Google решил, какой сайт показать первым?
Индекс релевантности
Как видите, поисковик считает данный запрос не попыткой отыскать информационную статью, а попыткой найти решение проблемы. Поэтому со старта предлагаются более наглядные материалы: видео и программы-тюнеры.
С большой долей вероятности это самые посещаемые страницы по теме, поэтому они всплыли первыми.
Затем уже идут инфо-статьи, но тот материал, что охватывает тему шире, почему-то занимает позицию ниже. Скорее всего, сыграла роль низкая популярность ресурса и отсутствие поддержки протокола HTTPS. Робот Google строго относится к таким вещам. Это к вопросу о плохой оптимизации при наличии хорошего контента.
Но это лишь часть критериев и факторов. На деле поисковик анализирует больше параметров. О них мы поговорим дальше.
Виды релевантности
Существует три вида релевантности, формирующихся поведением конкретных лиц или программ.
Какие факторы влияют на релевантность сайта?
Мы знаем, как может формироваться соответствие поисковой выдачи запросам пользователя. Теперь выясним, как на это могут влиять владельцы сайтов. Сразу отметим, что все упирается в качество контента на странице. Контент должен быть полезным, интересным, развернутым. Хорошо структурированным. Адаптированным под статистические показатели в духе воды и переспама. Контент сильнее остальных параметров влияет на репутацию ресурса, а вместе с ним на доверие поисковиков, пользователей и, соответственно, релевантность.
Если всю эту информацию обобщить, то получается, что для успеха сайта нужен грамотный подход в SEO. Важно правильно подобрать ключевые слова и корректно распределить их по тексту, а еще сделать внутреннюю и внешнюю перелинковку.
Внутренние факторы
Это то, что влияет на релевантность сайта изнутри:
Отдельно стоит поговорить о ключевых словах. Они должны располагаться не слишком плотно. Основный ключ надо равномерно распределить по статье. Избыток ключей могут посчитать спамом, поэтому важно не перебарщивать и использовать только естественные вхождения ключей. Стоит располагать их в подзаголовках, alt-тегах и в мета-тегах. Аккуратно, без фанатизма.
Внешние факторы
Под внешним фактором зачастую понимается популярность материала на других ресурсах. Это то, как часто на определенную страницу ссылаются в интернете. Чем чаще, тем лучше. Но это не единственный критерий оценки популярности.
Ссылки должны идти с подходящих сайтов:
Поведенческие факторы
Сюда входят те же параметры, что говорят поисковикам об общем качестве сайта. Например, количество посетителей. Чем популярнее сайт среди людей, тем больше у него шансов оказаться на первых позициях в поисковой выдаче. Но количества людей недостаточно. Важно, сколько времени они проводят на странице, куда нажимают, как быстро начинают с ним взаимодействовать, возвращаются ли они на него. Если да, то как часто.
Также для поисковиков важно, переходят ли пользователи на другие страницы. Насколько хорошо структура организована с точки зрения навигации. И не уходят ли посетители со страницы слишком быстро (повышают количество так называемых отказов).
Опять же все сводится к SEO. Корректная оптимизация превращается в высокую релевантность.
Как рассчитывается релевантность у Яндекса и Google?
Оба поисковика похожи в своих алгоритмах (хотя эти алгоритмы до конца не изучены). Они полагаются на изложенные выше параметры. Пытаются подобрать более подходящий сайт, взяв в расчет популярность вкупе с оптимизацией. Но есть несколько отличий.
Возьмем, к примеру, результат поиска по запросу «как настроить гитару». В отличие от Google, Яндекс сначала ведет на родственные сервисы – Яндекс.Кью и Яндекс.Дзен. Сразу видно некую предвзятость. И хотя обе ссылки отвечают запросу, они все же менее полезны, чем то, что выдает Google.
Так что можно рассчитывать на более высокие позиции в поиске Яндекса, если опубликовать материал на «Дзен» со ссылкой на оригинал.
Как сделать оценку релевантности страницы?
Есть несколько онлайн-сервисов, автоматически проверяющих индекс релевантности в процентном соотношении.
На сайте MEGAINDEX есть раздел «Аудит», где можно бесплатно оценить релевантность сайта, указав запрос и ссылку на материал. Но ему не всегда можно верить, потому что даже по запросу «как настроить гитару» он показал результаты, противоречащие Google.
Сайт, который занял третье место в Google, набрал 74% в MEGAINDEX, а тот, что занял четвертое — 82%. Поэтому не стоит полагаться только на этот сервис.
Примерно так же работает PR-CY. Даже результаты выдает похожие.
Выбрать можно любой сервис. Может, вам интерфейс в одном из них понравится больше или результаты покажутся более правдоподобными.
Заключение
Еще раз повторюсь, что релевантность тесно связана с грамотной поисковой оптимизацией. А грамотная SEO = качественный контент и максимум пользы для посетителей ресурса. Так что стоит заострить внимание на оптимизации ресурса, чтобы поднять его позиции в выдаче Яндекса и Google
Как проверить релевантность страницы сайта
Вебмастера и владельцы сайтов, которые знают, как заменить страницу в выдаче на нужную, достигнут хороших результатов в продвижении сайта. Чтобы сделать это правильно, нужно познакомиться с релевантностью, методами ее определения и улучшения. Об этом и расскажем далее.
Содержание
Определение релевантности, её значимость для продвижения
По версии Яндекс релевантность — это наибольшая схожесть с заданным запросом. Релевантная страница, это та, которая дает наиболее точный и полный ответ по введенному в поисковую строку словосочетанию. Ее и покажут на первых позициях выдачи.
Рассмотрим на примере. Сергей Петрович ввел «как поставить пластиковое окно самостоятельно». Яндекс ему покажет не страницы сайтов по производству и установке пластиковых окон, а статьи, в которых наиболее подробно и доступно описывается процесс монтажа. Они релевантны поисковому запросу.
Если же Сергей Петрович введет «заказать пластиковое окно с установкой», Яндекс не покажет ему статьи по монтажу. В выдаче будут только сниппеты компаний, оказывающих услугу.
Релевантность важна для поискового продвижения. Страницы, которые робот посчитает не релевантными, не будут показываться пользователям или займут позиции на дальних позициях выдачи. Чтобы проверить, нет ли подобного риска, SEO-специалисты проводят анализ релевантности: определяют, насколько соответствует нужная страница поисковому запросу. Если этого не сделать, клиенты на сайт не придут.
Как сделать страницу релевантной
Релевантная запросу страница должна быть создана с учетом принципов работы поисковых роботов. У Яндекс и Google эти моменты немного отличаются.
Как определяет релевантность Яндекс
Поисковая система автоматически выбирает все страницы, которые считает релевантными запросу пользователя и ранжирует их от лучшего результата к худшему. Релевантность определяется по вхождению слов из вопроса в следующие области:
Кроме того будет учитываться спамность, поведение пользователей на сайте и множество других метрик. Формулы постоянно улучшаются, их не разглашают.
Как определяет релевантность Google
Определение релевантности страницы в Google происходит сразу после ее обнаружения, на этапе индексирования. В этот момент соответствующие роботы изучают весь контент, включая изображения и принимают решение — насколько новый документ соответствует запросам пользователей. Слова из них должны присутствовать в заголовках, тексте, в Title.
Также Google учитывает:
Для определения релевантности Google анализирует свыше 200 параметров.
После изучения страницы робот перенаправляет ее в индекс (библиотеку данных). В ответ на запрос пользователя алгоритм обращается к индексу, находит наиболее подходящие варианты и формирует из них выдачу.
Гугл рекомендует делать короткие заголовки и подзаголовки, несущие информацию по запросу пользователя. К медиафайлам желательно давать комментарии, например, с помощью метатега Alt. Важное значение будут иметь ссылки, ведущие на продвигаемый сайт со стороны внешних веб-ресурсов.
Как определить релевантность сайта
Есть бесплатный и простой метод для определения релевантности сайта. Для этого в поисковой строке введите специальный запрос такого формата: «поисковая фраза» site:domen.com. Вместо «domen.com» подставьте проверяемый URL-адрес. Этот спецзапрос можно использовать и в Яндекс, и в Google.
В ответ сформируется выдача. На первых позициях будут рекламные сниппеты (помечены надписью «реклама»), далее пойдут страницы проверяемого сайта, наиболее релевантные запросу. Если он на сайте никак не отработан, в результатах будут только рекламные сниппеты, а система под строкой выдаст уведомление «результатов не найдено».
Как узнать, по каким запросам показывают страницу
Любой владелец сайта может легко узнать, по каким словам показывается его страница. В Яндекс это можно сделать с помощью инструмента Яндекс.Вебмастер, в разделе «поисковые запросы» (1), в подразделе «запросы и группы» (2). Обязательно в фильтре указать проверяемый URL-адрес (3), (4), (5) и нажать на кнопку «Фильтровать» (6).
В Google анализ релевантности страницы можно выполнить с помощью Google Search Console. Тут нужно перейти на вкладку «Эффективность», затем указать «веб», желаемый период проверки и URL-адрес.
Поиск релевантных страниц сайта с помощью этих инструментов поможет понять, в каком направлении двигаться для оптимизации.
Проверка релевантности страницы доступна онлайн сервисами:
Хороший результат можно получить на сайте pr-cy.ru, в разделе «Анализ контента». Инструмент дает возможность проверить релевантность и увидеть критические ошибки.
Попытка подогнать результаты под данные какого-либо сервиса может принести больше вреда, чем пользы. Правильнее будет перепроверить страницы и принять во внимание действительно существенные проблемы. Например, важнее станет незаполненный Title, чем недостаточная плотность ключевых слов.
Как улучшить релевантность страницы
При желании можно улучшить релевантность, но предстоит кропотливая работа со всем содержимым ресурса и внешними факторами.
Внутренняя релевантность
Меры по улучшению внутренней релевантности:
Делайте сайт действительно полезным для людей — тогда его релевантность повысится.
Внешняя релевантность
На сайт должны вести внешние ссылки, это правило не отменено и в 2021 году. За счет внешних ссылок индексирование сайта становится более быстрым. Для роботов ссылка, ведущая с другого ресурса, будет служить сигналом для повышения или понижения рейтинга сайта. Поэтому будьте требовательны к качеству сайтов-доноров.
Внешние ссылки должны соответствовать следующим требованиям:
Обязательно равномерное распределение ссылок. Важно внешнюю перелинковку делать правильно и не попасть под фильтры Яндекса: российский поисковик относится к таким ссылкам настороженно.
Состояние сниппета напрямую не влияет на релевантность, но позволяет улучшать позиции в выдаче за счет повышения CTR. Первое, что нужно сделать — проверить Description:
Можно проработать над созданием расширенного сниппета с помощью микроразметки. Яндекс хорошо реагирует на наличие онлайн-чата, для Google эта функция не является главной.
Проблемы с релевантностью и борьба с ними
Даже если старательно делать сайт для пользователей и соблюдать рекомендации, могут возникнуть проблемы с определением релевантности страницы.
Меняется релевантная страница
Поисковик может систематически по одному и тому же запросу показывать разные страницы сайта в выдаче. Такое случается, если на веб-ресурсе есть страницы-дубли (одинаковые по смыслу и раскрывающие один вопрос пользователя). Решить проблему можно настройкой rel=«canonical» со стороны дубля.
Более высокую позицию в выдаче занимает страница с меньшей релевантностью
Такая проблема часто бывает у интернет-магазинов. Карточка товара выше ранжируется, чем страница категории, если она лучше оптимизирована под нужный запрос. В такой ситуации лучше всего закрыть карточку товара от индексации.
Не получается попасть в ТОП-5 или в ТОП-10 по определенным запросам
Чаще всего такая проблема случается с коммерческими веб-ресурсами. Причина может скрываться в добавлении в метаданные информационных ключей. Например, запрос «отзывы» информационный, использовать его в коммерческом Title недопустимо. В таком случае Яндекс не выбирает релевантную страницу, отодвигает ее далеко за пределы ТОП-10.
Для борьбы с проблемой надо перепроверить все title, description и keywords на коммерческих страницах, убрать из них информационные запросы.
Какой должна быть релевантность
Нельзя с точностью сказать, какой должна быть релевантность или верно выразить значение в процентном соотношении. Поисковые системы используют сотни параметров для ее определения и регулярно меняют алгоритмы. Уследить за этим невозможно, а потому релевантность может меняться без участия веб-мастера
Не получится и зафиксировать позицию сайта по определенным запросам. Сегодня страница может быть в ТОП-5 выдачи, а завтра поисковая система передвинет ее ниже, и это нормально. Правильнее будет проверить релевантность страницы и обратить внимание на факторы:
С этих позиций должен быть проработан контент на всех страницах сайта, а не только на продвигаемой. Потому проверка лишь одной страницы на релевантность имеет смысл, когда нужно узнать, насколько информация соответствует определенному запросу.
Подведем итоги
Теперь вы знаете, какие web страницы при поиске называются релевантными. Яндекс, и Google обращают внимание, насколько полно и качественно отвечает документ потребности пользователя, учитывают результаты анализа при формировании выдачи.
Для улучшения релевантности нужно правильно оптимизировать сайт:
Из внешних факторов релевантности нужно следить за качеством входящих ссылок и оформлением сниппета. При соблюдении этих условий можно добиться лучших показателей по посещаемости сайта.
Что нужно знать о релевантности для попадания в топ поисковой выдачи
2021-08-15 • 8 мин читать
Что такое релевантность страницы
Когда вы открываете Google или Яндекс и вбиваете запрос в строке, ожидаете получить результаты поиска, соответствующие тому, что ищете. Если вам нужен горный велосипед, ждёте ссылки на магазины, где их можно купить, на статьи с обзорами разных моделей, на статью из Википедии.
Соответствие результатов вашему поисковому запросу и называется релевантностью. Она — основа работы любого поисковика. Пользователь получает максимально точный ответ по своему запросу, видит полезный контент. Поисковики стараются подстраиваться под все возможные запросы, но иногда они бывают слишком общими, неоднозначными.
Пример — нам нужно найти велосипед. Решили, что хотим горный. Уточнили регион, потому что не хотим забирать заказ в другом городе.
Результат поиска получился конкретным, потому что мы указали конкретный запрос
А если начать с общего ключевого слова? Мы все еще хотим купить велосипед, но пропишем одно слово — «велосипед».
Поисковик попытался угадать, что мы хотели, и привел несколько разных источников
Вместо списка магазинов мы получили более разнообразный результат. Google не знал, хотим ли мы купить велосипед или решили прочитать статью о том, что такое велосипед. Запрос оказался слишком общим, поэтому поисковику было тяжело подобрать релевантные материалы.
Как поисковики оценивают релевантность
Для определения подходящей страницы или сайта поисковые сервисы используют принцип ранжирования. Задача системы — анализ релевантности сайтов и подбор результатов, которые максимально соответствуют поисковому запросу.
Ранжирование помогает сортировать все страницы в интернете. Как работает система:
Определяет, по какому запросу нужно вести поиск.
Проводит анализ всех материалов.
Находит те, которые соответствуют заданным параметрам.
Формирует результаты выдачи, которая становится релевантной.
Мы знаем, что такое ранжирование, но как эта система работает — неизвестно. Яндекс рассказывает, что работают алгоритмы, основанные на машинном обучении. Они умеют самообучаться, поэтому постоянно совершенствуются. Из-за этого факторы ранжирования часто меняются и дорабатываются. Их больше 200 у каждой поисковой системы. В блоге AskUsers мы уже рассказывали об основных факторах ранжирования в Google.
Как проверить релевантность страницы
Если поисковик определяет релевантность с помощью системы ранжирования, то у нас таких инструментов под рукой нет. Зато мы можем узнать, какие страницы сайта являются релевантными определенному запросу и как ресурс ранжируется по нему. Это можно сделать вручную или с помощью специальных сервисов.
Что нужно для проверки страниц сайта вручную
Ключевое слово — «купить горный велосипед стелс москва», адрес — Velostok.ru. Открываем Google и находим позицию сайта. Используйте режим «Инкогнито» — тогда история вашего поиска никак не повлияет на выдачу.
Velostok.ru находится на пятом месте в поисковой выдаче
Теперь определим, какая страница является самой релевантной. Добавим оператор «site:» в строку браузера. Он поможет провести поиск на конкретном сайте — в нашем случае на velostok.ru.
На первом месте — наиболее релевантная страница
Что умеют сервисы проверки релевантности
Они определяют соответствие конкретным ключевым словам. То есть, автоматически проводят анализ поисковой выдачи и показывают результаты — в таблице или документе. Основные онлайн-сервисы проверки — Majento, Megaindex, PR-CY, Seolib.
Объясним, как оценивать соответствие страниц сайта на примере Majento. Этот гибридный инструмент проверяет весь контент — определит точность вхождений ключевых слов, покажет, в каких заголовках (H1-H6) есть ключи и посчитает релевантность.
Открываем Majento, указываем URL и наш запрос — запускаем анализ.
По оценке Majento, релевантность указанному ключу составила 13,5%
Как повысить релевантность, чтобы попасть в топ выдачи
Необходимо поработать над оптимизацией сайта — сделать так, чтобы поисковики лучше его ранжировали. Google и Яндекс выше располагают страницы, наиболее релевантные запросам. Если вы продвигаетесь по ключу «купить горный велосипед», а материалы вашего ресурса релевантны ему, вы с большей вероятностью получите более высокое место в поисковой выдаче. Но для этого нужно оптимизировать ресурс — поработать с факторами ранжирования поисковых систем.
О том, как улучшить SEO, чтобы попасть в топ-10 поисковой выдачи, мы уже рассказывали в блоге AskUsers. Сейчас остановимся на шести основных факторах, с которых стоит начать работу по оптимизации.
Собираем семантическое ядро. Нужно получить список запросов, по которым пользователь ищет ваш ресурс. Для поиска ключей используем онлайн-сервисы — Пиксель Тулс или Яндекс.Wordstat.
Оптимизируем теги. Слова и фразы из семантического ядра добавляем в заголовки H1-H6 и в мета-теги — Title и Description. Следуйте правилу: один заголовок — один ключ. Поисковикам будет проще определить соответствие по ключевым словам в тегах.
Работаем над содержанием. Уникальный контент — не главный фактор для получения более высокого места в результатах поиска. Но он помогает продвигать ресурс, если создавать полезные тексты и расположить ключевые слова из семантического ядра.
Проверяем технические характеристики. Ресурс должен быстро загружаться — пользователь не будет ждать, пока появятся все элементы, и уйдет. Проверьте скорость загрузки и оцените юзабилити сайта — насколько удобно им пользоваться, правильно ли работает навигация по разделам, все ли находится под рукой. Неудобные и непонятные сайты раздражают пользователей, поэтому поисковики понижают их в выдаче.
Формируем ссылочный профиль. Для определения релевантности нужно подтвердить авторитет URL — для этого используют ссылки на другие ресурсы. Поисковики оценят, если на вас ссылаются авторитетные сайты из топ-10 выдачи.
Улучшаем структуру. Продвигайте каждую страницу по одному ключу. Если на одной посадочной представлено две ключевых фразы — «купить стелс» и «купить пинарелло» — вы не сможете попасть в топ выдачи по каждому из них. Надежнее продвигаться по одному запросу.
Главное
Поиск релевантных страниц сайта — главная задача поисковых систем. Они используют алгоритмы ранжирования, чтобы показывать в результатах поиска самые подходящие, полезные материалы.
У Google и Яндекса более 200 факторов ранжирования. Поисковики постоянно улучшают и дорабатывают свои алгоритмы, чтобы пользователь получал максимально соответствующие результаты в выдаче. Некоторые из факторов известны, а про большинство можно лишь догадываться. Но и этих знаний хватит, чтобы оптимизировать ресурс и повысить релевантность.
Если корректно собрать семантическое ядро, оптимизировать теги, создать уникальный контент и составить ссылочный профиль, ваши ресурс станет релевантным подобранным ключам. Соответственно, можно рассчитывать на более высокое место в поисковой выдаче. Чем оно выше, тем больше органического трафика получит ваш ресурс. И уже с ним придут просмотры, заказы, подписки и продажи.