как узнать сколько дюймов колесо
Как измерить диаметр колеса велосипеда
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2387
Рано или поздно велосипедист сталкивается с таким понятием, как размеры колес. Это может быть уже во время покупки байка или при первой замене проколотой камеры и покрышки. Насколько важно знать геометрические параметры «ходовой» велосипеда? Ничуть не меньше, чем перебрать втулку или смазать цепь.
Определить диаметр колеса велосипеда очень просто. Об этом и поговорим в нашей статье. Конечно, данный параметр, скорее всего, узнают именно с момента покупки или в процессе «изучения» своего двухколесного друга. Тем не менее вдруг он неизвестен по каким-либо причинам, к примеру, дали покатать велик на время, а тут шина спустила, и необходимо поставить новую камеру.
Какими бывают размеры велосипедных колес
Геометрические параметры велосипедов разнятся между собой по строгой закономерности – это касается и ростовки рамы, и диаметров колес. Для начала представим таблицу размеров:
Колесо, дюймы/мм | Обод, мм | Велосипед |
20/508 | 406 | Детский, подростковый, складной, ВМХ |
24/609 | 507 | Подростковый, складной взрослый |
26/660 | 559 | Горный |
28/711 | 622 | Дорожный, гибрид, шоссейный |
29/736 | 622 | Горный найнер |
В первой колонке представлены традиционные диаметры колес в дюймах и миллиметрах. Колесо измеряется вместе с покрышкой. Чтобы узнать размер обода, необходимо вычесть высоту покрышки, помноженную на два. Стандартные размеры ободьев представлены во второй колонке.
Системы измерения размеров колес велосипеда:
Международная организация стандартизации (ISO) внедрила универсальную систему измерения колес во избежание путаницы. Ее и придерживаются все производители велосипедов. Размеры колес складываются из диаметра «чистого» обода и ширины профиля покрышки.
При выборе новых шин необходимо знать посадочные диаметры ободьев – эти числа на покрышках должны им соответствовать. Это пригодится при переходе на другой профиль шин. В обиходе колесо измеряется дюймами, да и в дюймах приводить размеры удобнее. А еще по размеру колеса можно определить и тип велосипеда – прогулочный, горный или шоссейный.
Размеры колес важно знать при выборе детского велосипеда. Здесь наблюдается прямая взаимосвязь числовых значений диаметров с ростом и возрастом ребенка, так называемая «колесная ростовка». Ниже таблица стандартов:
Диаметр, дюймы | Рост, см | Возраст |
12 | до 98 | 3 |
14 | 98 – 104 | 3 – 5 |
14, 16 | 104 – 110 | 4 – 5 |
16, 18 | 110 – 116 | 5 – 6 |
20 | 116 – 128 | 6 – 8 |
24 | до 164 | больше 8 |
Размеры колес детских велосипедов стоят отдельно от взрослых: детский ряд заканчивается на 24”-колесах, в то время как для взрослых только начинается (за исключением 20-дюймовых ВМХ). 24-дюймовые колеса можно смело относить к подростковым и универсальным (для взрослых небольшого роста). Разумеется, эти данные лишь помогут выбрать велосипед, в остальном необходима примерка.
Методы измерения диаметра колес
Сама суть измерения сводится к получению числовых данных – сантиметров, миллиметров или дюймов. Можно сделать несколькими методами:
Самый простой – это первый способ. Берем сантиметр или рулетку и вертикально ставим велосипед так, чтобы он не упал. Приложить линейку нулем строго к оси втулки и провести до края покрышки. Это будет радиус колеса в сантиметрах. Далее умножаем на два – получаем диаметр. Чтобы получить миллиметры, нужно умножить на 10, а дюймы – на 2,54.
По ISO будем замерять диаметр и обода и высоту профиля покрышки. Этот способ может понадобиться, если необходимо поставить шину другого профиля – под один и тот же посадочный диаметр обода можно подобрать несколько видов шин.
Измерить необходимо расстояние только от центра втулки до внешнего края обода. Зная радиус, умножаем его на 200 – получаем диаметр в миллиметрах. И по нему подбираем другую покрышку.
Третий метод показывает, как определить диаметр через длину окружности. Для этих целей понадобятся трос и рулетка. Тросом обматываем шину, на стыке с началом троса делаем метку. Распрямляем и при помощи линейки измеряем расстояние от начала троса до метки. Это будет длина окружности.
Не стоит пугаться, что для больших колес это значение будет превышать 200 см. Для начала разделим его на 3.14 – получаем диаметр в сантиметрах. И затем делим на 2.54, чтобы перевести в дюймы. Собственно, так просто узнать, какого размера колеса велосипеда.
При замерах линейкой получатся, скорее всего, дробные значения, например, 28.23 дюйма. Округляем до целых значений с учетом существующих диаметров.
Маркировка шин велосипеда
А теперь немного о покрышках и значениях на них. По классической системе размеры наносятся в таком порядке: диаметр колеса в дюймах/ширина профиля покрышки.
По международной системе ISO эти же параметры набивают на резину в противоположном порядке – сначала высота профиля, затем посадочный диаметр обода. Значения указаны в миллиметрах. Для той же покрышки или камеры 20/1.75 в ИСО это будет выглядеть так: 44.4/406.
В таблице ниже приведены диапазоны профильных высот покрышек под посадочные диаметры обода:
Стандартная маркировка | Обод, мм |
20/1.5 – 2.125 | 406 |
24/1.5 – 2.125 | 507 |
26/1 – 2.35 | 559 |
27/1 – 1.75 | 622 |
28/1 – 175 | 622 |
29/1.75 – 2.35 | 622 |
На один посадочный размер можно подобрать приведенные покрышки. Однако лучше учитывать рекомендации производителя велосипеда в паспорте и придерживаться рекомендуемых параметров. Слишком узкие шины чаще прокалываются, а слишком высокие усиливают сопротивление движению и могут повреждаться по бокам. Каждому ободу – свои покрышки. Оптимальное соответствие шин размерам колес позволит катать дольше, без проколов и повреждений.
Маркировка шин
Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.
Расшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Таблица индексов нагрузки шины:
T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
Таблица индексов скорости:
Маркировка американских шин:
Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.
Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.
Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.
Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:
XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).
M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.
Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.
Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.
RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.
Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.
Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.
Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.
Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).
Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.
Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).
DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).
Где посмотреть или как самостоятельно узнать диаметр колеса велосипеда
Ручные способы определения размера колеса
Измерение при помощи рулетки или линейки
1 шаг. Поставить велосипед вертикально в устойчивое положение.
Можно прислонить его к стене, прибегнуть к помощи подножки (если таковая предусмотрена конструкцией велика) или использовать специализированную стойку. Положение не имеет значения, поэтому возможно установить велосипед на руль.
Важно, чтобы шины были накачены как обычно.
2 шаг. Измерить расстояние от края шины до центральной оси.(радиус).
Замер будет удобнее производить при помощи рулетки или линейки.
3 шаг. Интерпретировать полученное значение
Удвоив значение получится искомое значение. Если линейка или рулетка не имели дюймовой шкалы значение в милиметрах следует умножить на 25,4, для получения дюймовой величины.
Измерение через определение длины окружности.
1 шаг. Взять нить и обернуть ее по окружности покрышки.
Край нити следует зафиксировать при помощи скотча затем проложив нить по окружности шины, другой край вернуть в туже точку, тем самым образуя кольцо.
2 шаг. Измерить нить.
Нить следует отклеить и распрямить на ровной поверхности (например стол или пол). Затем померить получившуюся длину
3 шаг. Вычислить диаметр.
Полученное значение следует разделить на число Пи = 3,14. это число и будет являть искомой величиной
1 шаг. Развернуть полотно рулетки на ровной поверхности
2 шаг. Установить колесо в начале полотна рулетки таким образом, чтобы нипель под прямым углом совпадал с отметкой «0» на рулетке.
3 шаг. Проехать вдоль полотна рулетки, до того момента, когда ниппель снова окажется в самой нижней точке под прямым углом относительно земли
4 шаг. Зафиксировать положение байка для того, чтобы снять показания с рулетки.
5 шаг. Полученное значение следует разделить на число Пи = 3,14. это число и будет являть искомой величиной
1 шаг. Отметить на покрышке краской яркую точку.
2 шаг. Проехать на велике по прямой.
На поверхности должны остаться 2 точки.
3 шаг. Измерить расстояние между двумя точками оставшимися на поверхности.
4 шаг. Полученное значение следует разделить на число Пи = 3,14. это число и будет являть искомой величиной
Посмотреть маркировку на старой шине.
Это самый простой и распространенный способ определить диаметр покрышки. На боковой стенке большинства шин указана серия цифр, которые говорят о размере покрышки.
Например, он может гласить «26 x 1,5″», что указывает на то, что колесо имеет 26″ диаметр, с 1,5-дюймовой шириной шины.
Или же маркировка будет выглядеть
Это «номер ISO», где первое значение это ширина покрышки в мм., а второе — посадочный диаметр обода в мм.
Где первое число как раз нужный нам диаметр в миллиметрах.
Но не стоит волноваться, если вообще не видно никаких цифр. Иногда номера велосипедных шин со временем изнашиваются и становятся нечитаемыми. Однако все еще можно измерить самостоятельно, используя следующие методы
Определение размера колеса по типу велосипеда
Каждому типу велосипеда соответствует определенный диаметр колеса, который в свою очередь характеризуется некоторыми особенностями при пилотировании.
Чаще всего встречаются на детских моделях, и, как правило, являются одними из самых маленьких радиусов, которые можно встретить на взрослых. Они используются на некоторых взрослых складных моделях, чтобы предложить компактный размер в сложенном виде, но в результате они жертвуют качеством езды. 16-дюймовый размер не очень хорошо переносит ухабы или неровные дороги. Чем меньше радиус, тем больше на него будут воздействовать даже мелкие обломки и камни, а в глубокую выбоину можно уйти целиком.
Управляемость и ощущение езды на 16-дюймовых шинах будут значительно отличаться от полноразмерного взрослого. Радиус поворота и колесная база меньше, что может привести к чрезмерно чувствительному рулевому управлению. Меньшие радиусы также требуют больших передаточных чисел, чтобы заставить их вращаться достаточно быстро, чтобы не отставать от других моделей. Это значительно затрудняет подъемы.
20-дюймовый размер является стандартом для BMX и наиболее распространенным для складного тип «small wheel». Они выбраны гонщиками BMX за их маневренность, что облегчает выполнение трюков, но для обычного гонщика у них все еще есть много небольших недостатков колес, упомянутых выше. Хотя немного лучше, чем 16″, 20″ все равно будет зависеть от камней и препятствий больше, чем большие стандартные. Меньшие размеры также требуют уникальной геометрии рамы и удлиненного стержня руля, чтобы обеспечить нормальное вертикальное положение для всадника. Это может еще больше усугубить проблемы с управляемостью и привести к нежелательному изгибу рулевой колонки и рамы.
Довольно необычный размер. 24-дюймовые колеса чаще всего встречаются на младших маунтинбайках. Несколько моделей BMX «cruiser» сделаны для более крупных гонщиков, ищущих ту же геометрию и маневренность что и на своих 20-дюймовых.
26″ диаметр имеет долгую историю в велосипедной индустрии. То, что начиналось как стандарт для американских крейсеров почти 100 лет назад, позже стало самым популярным для горного байка и оставалось на вершине в течение десятилетий. Когда первые в мире маунтинбайки были изготовлены пионерами, такими как Джо Бриз, Чарли Келли и Гэри Фишер, старые 26-дюймовые колесные диски были единственными подходящими, которые имели достаточно широкие шины для требований бездорожья. Как стандарт для горных моделей, этот формат используется на многих высокопроизводительных складных байках.
Термин «26 дюймов» относится не к диаметру самого велоколеса, а скорее к приблизительному внешнему диаметру шины, которая соответствует этому размеру. Фактический диаметр ISO традиционного 26-дюймового колеса составляет 559 миллиметров.
Одна вещь, которая делает размеры велоколес заведомо запутанными, — это использование разных названий для одного и того же параметра.ISO 584 мм первоначально были известны как 650b и впервые появились на французских туристических велосипедах в 1960-х гг. будучи немного меньше чем на современных дорожных байках, они продолжали использоваться на небольших и сверхмалых дорожных рамах, которые не могли вместить 700c. Этот размер по-прежнему называется 650b при использовании на дорожных или гравийных, но он также был принят и переименован в индустрии маунтинбайков.
В последние годы маунтинбайки двигались в сторону увеличения диаметра, и когда 650b был перепрофилирован для бездорожья, он стал известен как 27,5″. По сравнению с 26-дюймовыми представителями, которые доминировали в мире MTB, 27,5-дюймовые имеют целый ряд преимуществ, включая способность легче переворачиваться через препятствия, большую площадь контакта для большей тяги и большую вращательную инерцию для поддержания импульса.
Здесь у нас есть еще два общих размера, которые на самом деле совершенно одинаковы! Стандартное современное колесо дорожного байка имеет диаметр ISO 622 мм и называется 700c (имеет смысл, не так ли? /с). История этого названия потребовала бы целого другого сообщения в блоге, чтобы полностью объяснить, но короткая версия состоит в том, что она пришла из международных стандартов шин, где внешний диаметр был бы приблизительно 700 мм, а несколько вариантов обода были бы помечены 700A, 700b, 700c и т. д. Остальные вымерли, но 622-миллиметровый обод стал самым распространенным для узких дорожных шин, и почти каждый взрослый байк в мире, предназначенный для использования на асфальте, оснащен покрышками 700c. Использование такого формата обеспечивает превосходную производительность и качество езды.
Точно так же, как параметр 650b был принят горными байкерами и стало 27,5″, 700c в последние годы штурмовало мир веловнедорожников и стало известно как 29″. Все преимущества большого диаметра, упомянутые выше, доведены до предела на 29-дюймовом (или 29er) горном, хотя некоторые гонщики чувствуют, что потеря в маневренности и радиусе поворота не стоит того. В то время как диаметр 29″ и 700c одинаков при 622 мм, диски, изготовленные для горных моделей, как правило, шире, чтобы вместить более широкие шины.
Размер ISO 630mm по существу больше не используется, но стоит включить в него огромное количество дорожников 1970-х и 80-х годов, которые использовали эти “27-дюймовые” колеса и до сих пор висят в подвалах и гаражах по всей стране. Сам обод немного больше, чем современные размеры 700c. Производители шин все еще производят 27-дюймовые шины из-за огромного количества этих колес в обращении, поэтому, если вам нужна новая шина для этого старинного стального гонщика, попросите свой местный велосипедный магазин заказать ее.
Специально изготовленные рамы для очень высоких всадников часто используют 32-дюймовые или 36-дюймовые шины. Эти параметры почти никогда не встречаются в серийном производстве, но если вы выше 200см и ищете подходящую модель, то лучше изготовить ее на заказ, возможно, это единственный верный способ. Хороший пример — это “Shaq Bicycle — байки, которые легенда НБА Шакил О’Нил строил на протяжении многих лет. Хотя колеса могут выглядеть пропорционально раме, все они имеют размеры 32″ и 36″.