как узнать сколько октав на синтезаторе
Волшебные клавиши
Октавы синтезатора.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы узнаем, сколько октав имеет синтезатор и как они называются. А так же чем отличаются октавы фортепиано и синтезатора.
Сколько октав у фортепиано знаете? Если забыли, вспоминайте — Октавы Фортепиано.
Синтезатор имеет 5 октав:
Сравним октавы синтезатора и фортепиано.
8 комментариев к записи “Октавы синтезатора.”
Здравствуйте, Наталья! Если Вы еще не определились, то выбор за Вас никто сделать не сможет. Вы находитесь в двойном преимуществе. Потому что у других желание научиться играть есть, а вот инструменты — нет. У Вас их целых два! Это замечательно! С другой стороны наличие двух инстурментов предполагает выбор для Вас — на каком учиться?
Вы можете учиться играть и на фортепиано и на синтезаторе. Изучать сразу два инструмента. Например, играть легкие мелодии можно на любом инструменте. А вот добавить различные украшения — ритм, тембр, аккомпанимент поможет синтезатор.
Если Вы на синтезаторе включите «Фортепиано», то вы сможете одинаково играть и на синтезаторе и на фортепиано.
Как выбрать синтезатор
Итак, Вы определенно решили купить синтезатор. Зашли в магазин и…растерялись. Ведь выбор музыкальных инструментов просто-таки огромен. А полный перечень технических характеристик одного только аппарата размером с книгу! Кто-то при этом находит знакомого музыканта и попросту скидывает проблему на него (рискованное должен я Вам сказать решение, ведь даже если музыкант действительно толковый, не исключено, что выберет синтезатор «под себя»), кто-то попросту доверят совету продавца (а вот здесь есть риск купить то, что продавцу надо продать). На мой взгляд, оба подхода – это путь в никуда.
Давайте лучше постараемся вместе составим основные критерии выбора синтезатора.
Начиная, конечно, с самого главного.
1. А действительно ли Вам нужен именно синтезатор?
Может цифровое пианино? Ведь внешне они могут быть очень похожи.
Например:
Синтезатор Casio WK-3300 имеет 894 встроенных тембра
Синтезатор Casio LK-270 имеет самую совершенную систему обучения
10. Наличие внешних запоминающих устройств.
Что и говорить, возможность сбросить только что записанную вещь на флешку или SD-карточку – очень удобная функция.
Каждый производитель пошел по своему пути:
— синтезаторы со встроенным слотом для (SD-card)
— синтезаторы с USB-Device (не путать с USB-to-Host – возможностью прямого подключения к компьютеру через USB-порт. Тоже удобная вещь, но в виду того, что она присутствует сейчас практически во всех синтезаторах, в этой статье не упомянута).
Ну и последнее. Несколько советов по тому, как купить синтезатор:
— обязательно проконсультируйтесь в нескольких магазинах, чтобы собрать максимально полную информацию об оптимальном выборе в Вашем конкретном случае. Это позволит избежать покупки того товара, который скорее выгодно продать продавцу а не выгодно купить Вам
— не покупайте синтезаторы б/у, синтезаторы малоизвестных фирм. С большой аккуратностью пользуйтесь досками объявлений. Все это позволит избежать Вам разного рода мошенников. Помните, что инструмент, купленный со всеми необходимыми документами (гарантия, товарный чек с печатью, инструкция) в конечном итоге сэкономит Ваши нервы.
— если у Вас есть знакомые музыканты, обязательно проконсультируйтесь с ними. Но! Принимайте решение самостоятельно! Как правило, человеку свойственно советовать тот синтезатор, который он купил бы себе. И нет никаких гарантий, что это оптимальный выбор именно в Вашем случае.
Надеюсь, информация была для Вас полезной!
Удачных Вам покупок!
Как выбрать синтезатор (2019)
Как только люди научились записывать звуки, так появилась идея об устройстве, воспроизводящем звучание нот, записанных с различных музыкальных инструментов. Первые попытки создать что-то подобное синтезатору, предпринимались еще в те времена, когда звук записывали на восковые цилиндры. Однако практического применения такие устройства не получили – слишком сложной и ненадежной получалась механика, да и качество звука было далеко от удовлетворительного.
Первые серийные синтезаторы были электронными – они воспроизводили звуки, синтезируемые звуковыми генераторами, лишь отдаленно похожие на звучание реальных инструментов. Впрочем, эстраде, переживающей эпоху расцвета, «электронная» музыка пришлась по вкусу.
Сэмплерные синтезаторы, способные заменить реальный инструмент, появились только в 1970-х, стоили весьма недешево и использовались, в основном, студийно. Только в последние десятилетия цифровая музыка и развитие микроэлектроники сделали сэмплерные синтезаторы доступными каждому – теперь нажатием кнопки музыкант может перейти с гитары на орган, с флейты на барабаны, или синтезировать звуки, невоспроизводимые никакими реальными инструментами.
Сегодня синтезаторы производятся в большом ассортименте и используются для самых разных целей:
— как музыкальные игрушки;
— для обучения музыке и игре на фортепиано;
— для домашних концертов;
— для профессиональной концертной деятельности;
— для студийной работы по созданию и записи музыки.
Все эти области предъявляют к инструменту различные требования и, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять: для чего вам нужен синтезатор и какие характеристики важны в вашем конкретном случае.
Характеристики синтезаторов
Синтезаторы с малоразмерными клавишами рекомендуется использовать как игрушки для первоначального знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. Но даже для самых первых уроков обучения игре на синтезаторе следует использовать инструменты с полноразмерными клавишами.
Количество клавиш синтезатора определяет ширину звукового диапазона – число октав, одновременно доступных музыканту. Классическая фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш (7 полных октав + 3 клавиши субконтроктавы). Но при исполнении большинства произведений весь этот диапазон одновременно бывает востребован редко, поэтому полная 7-октавная клавиатура используется нечасто. Такая клавиатура применяется на моделях, использующихся как альтернатива пианино и непосредственно на цифровых фортепиано.
На синтезаторах наиболее распространены сокращенные клавиатуры с меньшим числом октав: 6, 5 или даже меньше.
При этом следует понимать, что меньшее число октав не обязательно означает, что какие-то октавы недоступны для музыканта – наличие на синтезаторе транспонирования позволяет «сдвинуть» звуковой диапазон относительно клавиатуры. Так, 5-октавный синтезатор с транспонированием в две октавы (24 полутона), может быть настроен как на игру с контроктавы до второй, так и с малой по четвертую. На таких сокращенных клавиатурах музыканту по-прежнему доступен весь звуковой диапазон, но – не весь одновременно.
Какого размера клавиатуру предпочесть – зависит от назначения инструмента. Для исполнения сложных классических произведений потребуется 76-клавишный синтезатор, а для большинства популярных мелодий хватит и 5 октав (61 клавиша).
Синтезаторы с числом октав, меньшим 5, уже заметно ограничивают возможности музыканта, однако тоже вполне могут использоваться в профессиональной деятельности – например, для имитации какого-нибудь реального инструмента с нешироким звуковым диапазоном (труба, барабан, гобой и т.п.). Но играть в две руки на такой клавиатуре уже будет очень затруднительно.
Полифония определяет, какое количество отдельных тонов может звучать одновременно. Хотя в музыке редко встречаются аккорды из более чем шести тонов, это не означает, что полифонии в 8 голосов достаточно. Взятый звук не затихает мгновенно и синтезатор с полифонией 8 голосов при взятии нового звука неминуемо будет «захлебываться».
Даже для «чистой» игры без звуковых эффектов рекомендуется полифония от 32 голосов.
Для использования звуковых эффектов, автоаккомпанемента или арпеджиатора необходимо 48-64 голосов.
Для полного же использования возможностей синтезатора – с использованием звуковых эффектов, многократного наложения звуковых дорожек и т.д. потребуется полифония в 72-128 голосов.
Механизм клавиш характеризуется сразу несколькими показателями, которые часто путают друг с другом. В то же время, тут нет ничего сложного – по типу механики клавиши могут быть синтезаторными, фортепианными или молоточковыми. По жесткости – невзвешенными, полувзвешенными и взвешенными. И по чувствительности к скорости нажатия – активными (динамическими) и пассивными (нединамическими).
Типы механики клавиш.
Синтезаторные клавиши представляют собой обычную электрическую кнопку, возвращающуюся в исходное положение под действием пружины. Такие клавиши просты в изготовлении и недороги, но имеют неинформативный отклик при нажатии. Громкость и продолжительность звучания каждого тона зависят от скорости и силы нажатия на клавишу. Информативность же клавиши как раз подразумевает различную её реакцию на нажатия с разной скоростью и разной силой. Неинформативные же синтезаторные клавиши не позволяют исполнителю соразмерять усилия пальцев при нажатиях и для профессионального использования подходят плохо.
Фортепьянные клавиши содержат сложный пружинный механизм, имитирующий сопротивление, возникающее при нажатии фортепианной клавиши. Существует различные варианты фортепианных механизмов – от простых, содержащих 2-3 пластиковые детали, до сложных – с несколькими рычагами и пружинами, конструктивно близкие к молоточковым. Соответственно, отклик при нажатии клавиши может быть различным по комфортности и информативности – как «недалеко ушедшим» от синтезаторных, так и близким к «настоящему» фортепиано.
Типы жесткости клавиш.
Невзвешенные клавиши легко нажимаются, сопротивление нажатию минимальное. Такие клавиши устанавливаются на игрушечные синтезаторы.
Полувзвешенные клавиши пожестче, и обеспечивают лучший контроль нажатия. На большинстве любительских моделей и на части профессиональных используются как раз полувзвешенные клавиши.
Взвешенные клавиши имеют жесткость, аналогичную жесткости клавиш акустического фортепиано. Такие клавиши используются на профессиональных моделях. Иногда взвешенные клавиши путают с молоточковыми, но такое соответствие не совсем верно. Существует немалое количество пружинных фортепианных механизмов, обеспечивающих «взвешенную» жесткость. Все молоточковые клавиши – взвешенные, но не все взвешенные – молоточковые.
Общее число тембров определяет разнообразие звуков и музыкальных инструментов «живущих» в синтезаторе. Каждый тембр (сэмпл) соответствует какому-либо инструменту. Соответственно, чем больше тембров, тем богаче у вас выбор. Какое число тембров выбрать – зависит от того, для чего будет предназначен инструмент.
Профессиональные цифровые пианино имеют зачастую не более десятка тембров (да и те относятся к различным вариациям фортепиано) – и этого им вполне достаточно. Для студийной работы – чем больше, тем лучше, профессиональные модели могут иметь тысячи встроенных тембров, плюс возможность записи новых. Детские модели также могут иметь десятки и даже сотни тембров, включая совсем экзотические, наподобие шума поездов или пения птиц.
Автоаккомпанемент позволяет «в фоне» запустить какую-нибудь мелодию параллельно вашей игре. Это позволяет даже обладающему только начальными навыками музыканту легко сыграть прилично звучащую импровизацию на любую тему (если она предусмотрена имеющимися в наличии стилями автоаккомпанемента). И, хотя серьезные исполнители относятся к этой функции с пренебрежением, начинающему музыканту автоаккомпанемент может облегчить музыкальное сопровождение какого-нибудь события.
Арпеджиатор – функция, в чем-то сходная с автоаккомпанементом, но не настолько «ленивая». Наличие арпеджиатора позволяет исполнить заранее заданную последовательность нот («перебор») буквально нажатием одной клавиши – причем тональность арпеджио может меняться в зависимости от того, какая клавиша нажата.
Наличие секвенсора позволяет вам самим записывать музыку для её последующего фонового проигрывания. Это опять похоже на автоаккомпанемент, но с тем различием, что музыку для аккомпанемента в этом случае вы создаете сами. Кроме того, многодорожечные секвенсоры позволяют накладывать друг на друга несколько звуковых дорожек, созданных звучанием различных инструментов. Это позволяет создавать музыкальные композиции, для реальной записи которых потребовался бы целый оркестр. Студийные рабочие станции в обязательном порядке имеют многодорожечный секвенсор.
Профессиональные модели с секвенсором имеют индивидуальный аудиовыход на каждую дорожку – для последующего их сведения на записывающем оборудовании.
Семплирование – также очень важная функция для студийного инструмента. Семплирование позволяет самостоятельно записывать новые тембры (сэмплы) для дальнейшего использования.
Обратите внимание на наличие у синтезатора аналоговых и цифровых разъемов. Линейный и микрофонный входы позволят пропустить внешний звуковой сигнал через синтезатор, с наложением выбранных звуковых эффектов, что может заметно обогатить возможности ди-джея или солиста. Выход для наушников позволит полноценно заниматься с синтезатором, не мешая громким звуком окружающим.
Для студийного инструмента практически необходимо наличие на нем цифровых выходов (USB или MIDI) – для связи с компьютером. Это не только значительно расширит возможности по обработке звука и созданию новых композиций, но и может снизить цену инструмента за счет переноса некоторых функций в компьютер. Так, многодорожечный секвенсор с индивидуальными выходами значительно поднимает цену синтезатора. В то же время, нужного эффекта можно добиться и на синтезаторе вообще без секвенсора, записав звучания различных инструментов на компьютер через цифровой интерфейс и объединив их с помощью программного секвенсора. Это займет больше времени и потребует определенных навыков, но конечный результат будет ничуть не хуже, чем в случае использования дорогого синтезатора.
Функции обучения будут весьма нелишними для начинающего музыканта. Задающий ритм метроном также пригодится при обучении.
Очень эффективным является обучающий режим, возможный на синтезаторах с подсветкой клавиш.
В режиме обучения клавиши подсвечиваются одновременно с выводом на ЖК-дисплей соответствующих нот. Это позволяет ученику быстро выучить, какие клавиши соответствуют каким нотам и приобрести соответствующие моторные навыки.
Варианты выбора синтезаторов
Отличным подарком для ребенка будет детский синтезатор. Но имейте в виду, что синтезатор с малоразмерными клавишами может быть только игрушкой и для обучения непригоден.
Начинающему исполнителю, зарабатывающему себе на жизнь музыкальным сопровождением застолий и различных торжеств, пригодится синтезатор с автоаккомпанементом – он сбережет вам силы и позволит не выглядеть слишком бледно.
Октавная система
Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | и т.д. |
Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.
Рис. 1. Две полные октавы
Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.
Каждая октава имеет собственное название и обозначение:
C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки
Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.
Рис. 2. Звукоряд фортепиано
На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.
Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор
Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g 3 ).
По каким клавишам бить? Синтезаторы, цифровые фортепиано, midi-клавиатуры
Содержание
Содержание
Начинающим музыкантам легко потеряться в огромном ассортименте цифровых клавишных инструментов. Какие из них для каких задач подходят лучше всего? Вот основные критерии при сравнении:
Цифровое фортепиано. Для обучения, хобби и украшения интерьера
Обычно механика клавиш цифрового фортепиано взвешенная, она максимально похожа на настоящую — есть отдача молоточков, демпферный резонанс и т.п. Звучит такой аппарат почти как настоящее пианино, отчего и получил свое название. Количество тембров обычно невелико — в пределах 20–30 основных звуков: несколько видов фортепиано, орган и другие клавишные, иногда есть базовые оркестровые инструменты.
Цифровое фортепиано Casio Celviano AP-270BN имеет 22 тембра
Большинство цифровых фортепиано имеют полнооктавную клавиатуру с 88 клавишами. Полифония 64–128 звуков и выше, есть педали. Таким образом на них удобно играть классические произведения: от Баха и Моцарта до Шопена и Бетховена. Чаще всего присутствует режим обучения.
Продвинутые модели обладают секвенсором, позволяющим записать в формате MIDI собственные партии. Иногда присутствуют базовые эффекты — хорус и реверберация, но в целом элементов управления не очень много.
Цифровое фортепиано гораздо компактнее акустического, однако все же займет немало места в квартире. Благодаря роскошному дизайну такой инструмент будет еще и отличным украшением интерьера.
Минималистичные элементы управления Casio Privia PX-870BK
Часто есть возможность подключения к компьютеру по MIDI или USB. Встроенная акустическая система достаточно мощная, чтобы подзвучить большую гостиную, при этом всегда есть возможность играть в наушниках, чтобы не беспокоить соседей.
Синтезаторы. Для обучения и живых выступлений
Цифровые синтезаторы охватывают все возможные ценовые сегменты — среди них найдутся как модели для совсем новичков, так и для опытных профессионалов. Во многом синтезаторы универсальнее цифровых пианино. Как правило, в них содержится больше тембров и эффектов — даже в младших моделях более 100, а также почти всегда есть режим обучения и автоаккомпанемент
Синтезатор начального уровня Denn DEK494 имеет всего 4 октавы, но 200 тембров и столько же стилей автоаккомпанемента.
Синтезаторы не укомплектованы стационарной стойкой, они весят значительно меньше цифровых фортепиано, что делает мобильнее — их удобно брать на репетиции и концерты. За компактность приходится платить меньшим количеством клавиш — чаще всего это 5 октав. Но зато у синтезаторов обычно есть дополнительные кнопки управления. Например, арпеджиатор, секвенсор и эффекты, необходимые при живом выступлении. А также почти всегда есть возможность подключить инструмент к компьютеру с помощью MIDI или USB.
Главное отличие синтезатора от цифрового фортепиано — это клавиатура. В большинстве синтезаторов она невзвешенная. Это позволяет играть супербыстрые партии, так как кнопки возвращаются в исходное положение почти мгновенно. Но классические партии исполнять не так удобно, а тем, кто окончил музыкальную школу, и вовсе придется переучиваться. К тому же, полифония у синтезаторов значительно скромнее — от 16 до 64 звуков одновременно. Но ведь синтезатор обычно и не покупается для обучения музыке по классическим канонам.
Профессиональные синтезаторы могут иметь увеличенную полифонию и взвешенную или полувзвешенную клавиатуру, однако за нее придется платить большим весом.
Профессиональный синтезатор CASIO CT-X5000 со взвешенной клавиатурой весит 7 кг
Midi-клавиатуры. Для домашней студии
Главное отличие MIDI-клавиатуры от синтезаторов и цифровых пианино — они не звучат сами по себе. По своей сути это MIDI-контроллеры, которые подключаются к компьютеру, планшету или аналоговому синтезатору по MIDI или USB. Поэтому такие клавиатуры обладают невиданной палитрой звуков и недостижимым для большинства синтезаторов качеством звучания. MIDI-контроллеры позволяют управлять библиотеками семплов. Например, целым оркестром, каждый инструмент которого скрупулезно записан во всевозможных вариантах звучания.
Второе важное отличие — количество октав. Чаще всего их 2-3, иногда 4-5, больше — очень редко. Зато есть огромное количество дополнительных клавиш. Пэды, по которым можно настучать барабанные партии, элементы управления транспортом DAW: запись, воспроизведение, стоп, вперед-назад, колесики питча и модуляции, кнопки переключения октавы, различные программируемые крутилки и многое другое. Есть модели, у которых и вовсе одни лишь силиконовые пэды. Разумеется, MIDI-клавиатуры намного легче и мобильнее большинства синтезаторов.
MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 25 IV имеет всего 2 октавы, зато оснащена большим количеством дополнительных элементов управления
Механика клавиш чаще всего более продвинутая, чем в цифровых синтезаторах. Даже многие младшие модели могут похвастаться полувзвешенной клавиатурой. Оно и не удивительно: MIDI-клавиатуры — это профессиональные устройства, которые почти всегда есть в домашних студиях музыкантов и композиторов. Конечно, фортепианные партии классических произведений на MIDI-клавиатуре исполнить невозможно, но этого и не нужно. Основная задача устройства — быть помощником в студийной работе или в живых выступлениях.