как узнать своего святого
Кто мой святой покровитель?
Вашим святым покровителем принятно считать тезоименитого святого с днем памяти последующим после Вашего дня рождения. Остальные считаются тезоименимыми святыми.
Узнать своего святого покровителя:
Русская Православная Церковь почитает большое множество святых. Она сильна ими – теми, кто пострадал за истинную веру, или совершил иной подвиг ради Господа нашего Иисуса Христа. На частицах мощей святых мучеников совершается главнейшая церковная служба – Божественная литургия.
Знать и почитать своего святого должен каждый православный христианин, но для начала необходимо выяснить, кто является Вашим святым покровителем. Существует специальный чин наречения имени, когда священник, прочитав молитву, нарекает новорожденному младенцу имя, но в наши дни этот обряд совершается редко, так как не все о нем знают. Родители нарекают ребенку имя сами, и, принеся его в храм для крещения иногда оказывается, что святого с таким именем нет в святцах. Тогда ребенку подбирается другое имя, называемое крестильным. Обычно дается имя созвучное родимому имени, например, святой покровительницей Кристины, будет святая Христина, а Жанны – святая Иоанна.
Но чаще всего бывает так, что родимое и крестильное имена совпадают. Тогда остается выяснить какой же из святых является Вашим покровителем? Если тезоименитых, то есть соименных Вам святых несколько, по церковному календарю выбирается тот святой, чей день памяти ближайший после Вашего дня рождения. Для облегчения этого поиска нами был разработан этот раздел.
Как пользоваться разделом
Следует обратить внимание, что в последнее время постоянно растет список новопрославленных святых – новомучеников ХХ века. Если Вы ищите святого покровителя для своего малыша, то новомученники обязательно должны учитываться при поиске. Святейший Патриарх Кирилл благословил называть детей в честь новомученников, чтобы почитание их росло и распространялось. Но если Вы ищите святого покровителя для взрослого человека, будьте внимательны, так как в то время, когда его крестили, многие святые еще не были прославлены.
Как узнать, какой ангел-хранитель твой, кто он и как его имя
Каждый человек имеет своего ангела-хранителя. Его обязанность — незримо помогать, поддерживать, защищать от бед и напастей. Эти невидимые сущности сопровождают нас всю жизнь, идут рядом и готовы прийти на помощь в любую минуту, даже, казалось бы, когда выхода нет, наставить на путь истинный и решить любые проблемы. Через знаки, символы ангелы подают сигналы человеку, предупреждают об опасностях, помогают найти верное решение.
Как узнать, кто твой хранитель
Узнать, кто он, проще всего по дате рождения. Есть несколько способов:
Нумерологические вычисления для определения небесного покровителя дают довольно много сведений о нём:
Чтобы узнать возраст, нужно прибавить четыре к своей дате рождения. Например, если вы родились 30 числа, то вашему хранителю 34 года. Если 12-го — 16 лет. Возраст его неизменен на протяжении всей вашей жизни. Пол вычисляется сложением всех цифр в дате рождения и доведения результата до однозначного числа. Например, число пола у покровителя человека, рождённого 30 декабря 1974 года, равно 9: 3+0+1+2+1+9+7+4=27=2+7=9. Чётное число означает, что защитник мужского пола, нечётное — женского.
Характер вашего небесного покровителя
Таким же образом определяется характер хранителей. В соответствии с числом-символом ангелы делятся на:
Каждый ангел имеет своё описание. Святые (1) — самые надёжные и добрые, они приходят на помощь без просьб и молитв. Их отправляют для защиты людей со слабым энергетическим полем.
Ангелы света (2) всегда находятся рядом. Они общаются со своими подопечными через сны и зеркала и часто целуют их при рождении — эти поцелуи выглядят как веснушки или родинки на лице. У этих сущностей огромные белые крылья.
Ангелы воздуха (3) невидимы, но издают шум, похожий на шелест. Подопечные этих сущностей часто оказываются в сложных ситуациях, им обязательно нужно держать связь со своим хранителем, чтобы жить более спокойной жизнью.
Ангелы мудрости (4) влияет на мысли своих подопечных, помогает достичь удачи в учёбе и карьере, заставляет обдумывать решение и подсказывает правильное. Эти сущности даруют людям благоразумие.
Ангелы металла (5) сильные и храбрые, они подпитываются энергией слёз и приходят именно в тот момент, когда человек плачет, чтобы помочь ему. Это ангел сильных и уверенных в себе людей. Он дарует долгую жизнь.
Радуга (6) дарит своим опекаемым оригинальное мышление, поднимает настроение, помогает справляться с грустью и тоской. Общаться с таким ангелом можно через творчество.
Ангелы энергии (7) любят, когда их благодарят и хвалят, тогда они выражают свою благосклонность. А вот грубые слова они не любят, могут обидеться. Общаются с людьми через сны — подсказывают и предупреждают.
Умершие родные и близкие (8) — самые добрые и милосердные. Всё, что им нужно, — чтобы о них не забывали, тогда они всегда придут на помощь.
Ангелы тепла (9) дарят внутреннюю гармонию и хорошее настроение своим подопечным. Чтобы общаться с опекаемыми, они часто перевоплощаются в животных или ушедших из жизни близких людей.
Также есть способ определения покровителя по второму числу даты. Если вы родились 11 числа — то число вашего ангела 1, если 25-го — 5, если 3-го — 3 и т. д. В этом случае появляется ещё одна группа хранителей — с числом 0. Это очень мощное число, ангел огня, всемогущий и всесильный, способный возрождаться, как феникс, защищать и спасать в любой ситуации, какой бы она ни была — простой или сложной, мелкой или опасной. Тех, кого защищают огненные сущности, — настоящие везунчики, особенно если смогли наладить тесную связь со своим защитником.
Имя вашего хранителя
В православной традиции не принято обращаться по имени к ангелу-хранителю, но, например, в иудейской традиции у ангелов есть имена, которые также вычисляются по дате рождения. С астрологической точки зрения, существует 72 хранителя (иногда называют другое количество — 59), которые покровительствуют людям, родившимся в определённый период года, некоторые из них также опекают людей, чья сумма цифр даты рождения соответствует их стихии. Например, человек с числом рождения 2 может находиться под покровительством одного из сущностей света — Ахаиах, Кахетель или Хазиель, с числом 3 — воздушные ангелы Аладиах, Лауиах, и т. д. Считается, что назвать конкретное имя оберегающей вас сущности может астролог или духовник.
Защитники в православии
В православии считается, что каждому при рождении даруется небесный заступник и икона-защитница, которая связывает человека с небесными силами и через которую можно обращаться к Богу. Имя ангела-хранителя соответствует своей дате, эти же даты находятся под покровительством определённой иконе.
Например, хранители рождённых с 22 декабря по 20 января — это святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский. Икона, под защитой которой находятся рождённые в эти дни, — икона Божьей Матери Державная, ей молятся о спасении, правде, мире, исцелении души и сердечных делах. Рождённых 21 января — 20 февраля защищают Афанасий и Кирилл, покровительствует им чудотворная икона Владимирская, которой молятся об укреплении веры, о здоровье и защите от врагов, примирении и смягчении человеческих сердце.
В православном календаре можно найти имена святых хранителей и название иконы, которые соответствуют вашей дате рождения.
Ещё одна христианская традиция, в том числе и православная, — давать новорождённому имя согласно святцам. В церковном календаре каждый день посвящён своему святому. Ребёнку можно дать имя этого святого, и тогда он станет хранителем. Если даже малыш был назван другим именем, то ангел-хранитель может быть определён по дате рождения или по выбранному имени. В будущем это поможет знать, какому святому человеку нужно молиться. Выбор имени — важный момент в жизни человека, ведь ангел-хранитель должен защищать его с самого рождения. Если вы названы не по святцам и не понимаете, как узнать имя своего ангела-хранителя, нужно обратиться в православный храм, где вам подскажут, какой святой бережёт вас.
Чтобы позвать на помощь своего ангела, достаточно мысленно или вслух обратиться к нему. Стоит знать, что они выполняют лишь добрые и полезные просьбы, если же вы не просите ни о чём — ангел может просто наблюдать со стороны и только посылать знаки. И, конечно, не нужно думать, что ангел исполнит вашу просьбу немедленно. Но если вы будете постоянно обращаться к нему, воздавать хвалу и благодарности, не помышляя при этом о зле, вы будете вознаграждены поддержкой и защитой вашего хранителя.
СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ: КАК ВЫБРАТЬ ПРИ КРЕЩЕНИИ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕГО СВЯТОГО ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ
Если вашему ребёнку в скором времени предстоит великий праздник – Крещение, то необходимо заранее подумать о выборе небесного покровителя для малыша.
Выбор святого покровителя для младенца
Если же у малыша ещё нет имени, то его небесным покровителем может стать святой, в день почитания которого ребёнок родился. В этом случае малыша нарекают именем его Небесного заступника.
Также вы можете крестить дитя в день определенного святого, которого и выбрать в качестве святого покровителя. Как и в первом случае, ребёнок получит то же самое имя, что и выбранный для него небесный заступник.
Выбор святого покровителя для взрослого человека
Если в Церковь вы пришли в сознательном возрасте, то вы можете самостоятельно выбрать своего Небесного покровителя. Руководствоваться здесь можно несколькими соображениями:
Как и в случае с Крещением младенцев, вы можете выбрать одноименного святого, чей день памяти следует сразу за вашим днём рождения.
Если у вас уже есть излюбленный святой, чью помощь вы чувствуете в минуты отчаяния – вы можете считать его своим небесным покровителем даже в том случае, если его имя не совпадает с вашим.
Кроме того, взрослый человек волен выбирать своего святого заступника, исходя из рода своей деятельности. Практически для каждой профессии существуют небесные покровители – все эти святые в земной жизни были так или иначе связаны с подобной работой (например, Лука Крымский был врачом и сегодня покровительствует тем, кто трудится в медицинской сфере).
Как узнать своего святого покровителя?
Если вы были Крещены в младенчестве и не знаете своего святого покровителя – его можно определить по православному календарю, который называется «святцы». В этом календаре вам необходимо найти святого, имя которого совпадает с вашим. Если он всего один – то именно этот святой является вашим покровителем. Если святых с вашим именем несколько, то покровителем следует выбрать того, чей день памяти идёт сразу после вашего дня рождения.
Как выбрать или узнать святого покровителя, если вашего имени нет в православном календаре?
В последнее время в моду вошли имена, которые не встречаются в православном календаре. Если вы или ваш ребёнок являетесь обладателем такого редкого имени, то выбрать святого покровителя можно несколькими способами:
Для чего нужен небесный покровитель и как с ним «общаться»?
В русской православной традиции ребёнку давали имя (а почти все дети на Руси были крещенными) в честь святого. Таким образом, с малолетства дитя было под покровительством своего Небесного заступника и ощущало себя частью большой духовной семьи – Церкви.
Небесный покровитель становился для человека наставником, помощником и утешителем в горестях. А именины (дата поминовения святого) праздновались с большим размахом, чем собственный день рождения! В этот день обязательно посещалась церковь, и заказывался молебен в честь небесного покровителя.
Конечно, «общение» со святым заступником не должно ограничиваться посещением храма один раз в год. К нему следует приходить, когда в нашей жизни случаются трудности, чтобы попросить помощи, и когда случаются радости – чтобы прочитать благодарственную молитву. Именно поэтому очень хорошо иметь дома икону своего небесного покровителя, чтобы вести «духовный диалог» всякий раз, когда в этом возникает потребность.
Как узнать своего покровителя?
Со времен распространения христианства по миру установился обычай нарекать (называть, давать имя) новому члену Церкви (присоединение происходит во время Крещения) в честь святого, который достойно прожил на земле, заслужив Царство Небесное. Между соименным святым, чтимым Церковью и человеком (рабом Божиим) возникает особая духовная связь.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Святые живы, они являются нам, помогают, молятся за нас в Царствии Небесном, приходят в падший мир, чтобы спасти грешников, поэтому нужно чаще обращаться к ним с молитвами.
Определение святого покровителя
Небесный покровитель православного христианина – это соименный (с таким же именем) святой, в честь которого он был крещен.
Иногда крещаемого называют в честь архангела (распространенные имена: Гавриил, Михаил, Рафаил), тогда его Именины приходятся на 21 ноября – Собор Небесный сил и день памяти архангелов.
Если человек воспитывался верующими людьми, то он знает, когда у него день именин (день памяти его святого), потому что по христианской традиции имя ребенку выбирается по святцам (церковный календарь) или дается новорожденному младенцу в честь особо почитаемого в семье святого угодника Божия.
Но многие люди были крещены в детстве, а затем воспитывались вне Церкви, поэтому не знают, кто является их святым. Кроме того, в месяцеслове встречаются святые с одинаковыми именами, а также день памяти одного и того же угодника Божия может праздноваться несколько раз в год (отмечаются: день обретения (перенесения) мощей, день канонизации (причисление к лику святых) и/или день смерти). Так, например, имя Сергий (Сергей) встречается в святцах почти 80 раз, Анастасия – 16, а Максим – 39.
По сложившейся в РПЦ традиции, чтобы определить своего небесного покровителя надо найти в церковном календаре соименного святого, память которого совершается в ближайшие дни (обычно до или после вашего дня рождения. Этот святой и будет вашим покровителем, а день его памяти – вашими Именинами. Так, например, у Марины, родившейся в середине июля – начале августа, Именины придутся на 30 июля – день памяти св. великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской, пострадавшей за веру в IV веке.
Протоиерей Константин Пархоменко всем людям, пришедшим в Церковь в сознательном возрасте или выбирающим имя для Крещения (в случае, если человек назван не в честь святого) советует прочесть все жития святых соименных с ними. Чье житие придется больше по душе и сердцу, ту святую (святого) и следует считать покровительницей (покровителем). Многие люди чувствуют особую, духовную связь со своими святыми. Допустим, если же вас нарекли (назвали) в честь святой равноапостольной княгини Ольги, а вы чувствуете близость и поддержку святой страстотерпицы великой кн. Ольги (Романовой), то можете молиться ей и праздновать именины в ее день.
Можно ли изменить имя после совершения Таинства?
Имя, которое человек получает при Крещении, никогда не меняется (исключение принятие монашества). С ним он переходит в жизнь иную, поэтому в записках об упокоении пишется крестильное имя усопшего.
Если вы верите в порчу, сглаз и хотите поменять имя, чтобы на вас не навели ее, то это неправильно и Церковью не одобряется. «Моя святая мученица, а я не хочу мучиться всю жизнь» – считают некоторые люди. «Все это суеверия» – объясняет протоиерей Константин Пархоменко. Поэтому в таких случаях имя, данное при рождении, в Крещении остается прежним.
Что делать, если моего имени нет в месяцеслове?
Человек, желающий креститься и названный родителями не по святцам, может сам выбрать себе имя (священники рекомендуют выбирать созвучные имена, например, Алена – Елена, Илона – Илария, Лилия – Лия). Выбор делается, учитывая дату рождения или крещения, семейные традиции или личные симпатии. Согласно сложившейся традиции, Алису крестят с именем Александры, в честь св. страстотерпицы царицы Александры (Романовой), которая до принятия православной веры носила имя Аликс (Алиса).
Некоторые имена в святцах отличаются от привычного для нас звучания. Например, Ульяна – Иулиания, Иван – Иоанн, Виктория – Ника, Светлана – Фотина или Фотиния, Денис – Дионисий, Юлия – Иулия.
Имя Мария в РПЦ дается только в честь святых и никогда в честь Богородицы.
Пояснения к определению небесного покровителя
Определяя своего святого, важно учитывать несколько нюансов:
Почитание святого покровителя
Многие старцы и священники советуют чаще обращаться за помощью к своему святому. Дома, кроме икон Господа и Богородицы должен быть образ вашего святого (святой).
Если у вас редкое имя и икону с изображением вашего святого сложно найти, то можно приобрести икону Всех Святых.
Также священники рекомендуют выучить и ежедневно читать коротенькую молитву:
Моли Бога о мне, святая угодница Божия (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.
В день Именин принято посетить Церковь, исповедоваться и причаститься.
Почитание святого – это не только молитвенное обращение к нему. Но и подражание его вере и подвигу. Преп. Амвросий Оптинский говорил:
Поэтому православный христианин должен знать своего небесного покровителя, его житие, чтить день его памяти и молиться ему.
Именины. Христианские имена
Христианские мужские имена:
Христианские женские имена:
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Обязательно ли называть ребенка именно по календарю?
Церковный устав не содержит строгого предписания называть детей именами только тех святых, чья память совершается в день рождения ребенка.
Подобная практика является делом сугубо личного благочестия родителей. Возможно, она связана с тем, что верующие родители, как правило, знают каких святых вспоминает Церковь в данный день (для этого существует Церковный календарь), соответственно, они знают, кому молятся и в тот день, когда на свет появляется их чадо. Поэтому они особо усердно обращаются именно к этим святым.
Опять же отметим: если родители хотят назвать сына или дочь именем, которое им очень нравится или, например, в честь кого-то из предков, но при этом память святого, носящего такое имя, совершается не в ближайшее время, в этом не будет ничего предосудительного. Главное, чтобы и родители, и в будущем – сам ребенок, не забывали молиться тому небесному покровителю, имя которого они избрали для своего ребенка.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8‑й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Антоний, митрополит Сурожский
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20–30‑х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: “как на … именины испекли мы каравай”. Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: Таинство крещения попытались заменить на “октябрины” и “звездины”. Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, “почетные родители”, иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с “пережитками” доходила до анекдотических крайностей: так, в 20‑х годах цензура запретила “Муху-Цокотуху” К. Чуковского за “пропаганду именин”.
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день “телесного” рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели “малое” имя, известное всем, и “большое”, которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Имя могло изменяться с возрастом. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские “молочные” имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Переосмысление этой традиции можно увидеть в монашестве, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов (“чертыхаться”): таким образом можно было накликать “недобрую силу”. Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это “неизреченное Имя”, священная тетраграмма, которую можно перевести как “Я есмь, Который есмь”. По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие “неизреченное Имя”: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, “человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово”.
Предназначением христиан является святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже “реализовалось” в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, “помощника”, “молитвенника”. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один “избранный народ”.
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православии не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: “прозвищное” имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские “прозвищные” имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: “нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества”.
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания “дехристианизации” именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись “красные святцы”, выдумывались новые, “революционные” имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего “социалистического лагеря”) продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: “имена не придумаешь”, в том смысле, что они “наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев”.
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но “дехристианизация” и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство “массовых культур” — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.