как узнать владельца салона красоты
Когда салону красоты нужна медицинская лицензия и как её получить
Парикмахер, мастер маникюра и косметолог — тройка, способная закрыть все потребности клиентов в салоне красоты. Но такая комбинация может усложнить жизнь владельцу салона: придётся получать медицинскую лицензию. Рассказываем, какие услуги можно оказывать без лицензии, в каких случаях она нужна и как её получить.
Косметические — бытовые услуги. Чтобы стать мастером маникюра, красить брови хной или прокалывать мочки ушей, сотруднику не нужна лицензия. Всё это — бытовые услуги. Если хотите предлагать их клиентам в салоне, специальные разрешения не нужны. Ваш салон должен работать по « Правилам бытового обслуживания населения ».
Косметологические — медицинские услуги. Чтобы делать инъекции ботокса, массаж и эпиляцию, нужна лицензия. Косметология — это наука и область медицины, поэтому такие услуги считаются медицинскими. Ваш салон должен работать по « Правилам предоставления платных медицинских услуг ».
Список медицинских услуг Минздрава довольно большой и в нём перечислены не только косметологические услуги, которые оказывают в салонах. Чтобы разобраться, сделайте так:
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Спорные ситуации. Индустрия красоты развивается быстрее, чем российское законодательство в этой сфере. Не всегда можно чётко определить, к каким услугам относится конкретная процедура, к бытовым или медицинским.
Например, шугаринг многие считают бытовой услугой, так как волосы удаляют с помощью сахарной пасты, а не медицинского аппарата. Процедуру достаточно просто сделать в домашних условиях, она не требует специального оборудования. Но при этом нарушается целостность кожного покрова, а такое вмешательство требует медицинской лицензии. В этом споре суд на стороне тех, кто считает шугаринг медицинской услугой, так как это один из видов депиляции, а депиляция входит в номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Если сомневаетесь по поводу какой-то услуги, лучше проконсультироваться с юристом, чтобы потом не платить штраф и не бегать по судам.
В Республике Коми на баннере с рекламой салона красоты среди прочих услуг были перечислены массаж и шугаринг. В антимонопольной службе решили, что салон рекламирует медицинские услуги и не напоминает о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом, как того требует закон. Салон оштрафовали на 100 000 ₽.
В апелляционном суде владельцы салона пытались доказать, что массаж и шугаринг — бытовые услуги, а значит, их реклама ничего не нарушает. Суд не согласился. Шугаринг и массаж признали медицинскими услугами, штраф не отменили.
Кто может открыть косметологический салон и работать в нём
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование. Одного диплома будет недостаточно, нужен ещё стаж работы по специальности:
На форумах часто пишут, что если у вас нет медицинского образования, достаточно окончить медучилище, на это уйдет всего несколько лет. Но не забывайте, что вам придётся подтвердить стаж работы по медицинской специальности, а для этого нужна запись в трудовой книжке.
Если у вас нет медицинского образования, открывайте ООО. Но чтобы получить лицензию, придётся нанять медицинских специалистов на должность руководителя салона и его заместителей. У них должны быть дипломы и трудовые книжки с подтверждением стажа.
Все сотрудники вашего салона, которые делают инъекции и другие косметологические процедуры, тоже должны быть медиками. Косметологические услуги может оказывать только врач-косметолог. Специалисту недостаточно коротких курсов — у него должен быть диплом и сертификат об обучении в области медицины.
Как получить лицензию
Лицензию на медицинскую деятельность выдаёт Росздравнадзор. Чтобы её получить, нужно заплатить пошлину, собрать документы по списку и заполнить заявление.
Вот документы, которые нужно приложить к заявлению:
Заявление можно подать тремя способами:
Заявление рассматривают в течение 30 дней.
Что будет за работу без лицензии
В салон может прийти проверка, например, по жалобе клиента, которому не выдали чек. Если инспектор увидит, что вы оказываете медицинские услуги, у вас могут попросить лицензию. Если лицензии нет — оштрафуют ( ч.2 ст.14.1 КоАП ):
Но только штрафом отделаться не получится. После того, как вы его заплатите, лицензию всё равно придётся получить или отказаться от косметологических услуг.
Подытожим
Услуги салонов красоты делятся на косметические (бытовые) и косметологические (медицинские). Для бытовых услуг лицензия не нужна, для медицинских — нужна.
Если в вашем салоне красоты много разных услуг и вы сомневаетесь, нужна ли лицензия, составьте список услуг и проверьте их в перечне Минздрава. Если хоть одна услуга салона окажется медицинской, придётся получать лицензию. Если ситуация спорная, проконсультируйтесь с юристом.
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование и стаж работы по специальности. Если медицинского образования нет, можно открыть ООО. Но на должность руководителя салона и его заместителей всё равно придётся нанять медиков с дипломами и стажем.
Чтобы получить лицензию на медицинскую деятельность, нужно собрать документы, заполнить заявление, оплатить пошлину и подать эти бумаги в Росздравнадзор.
Если оказывать медицинские услуги без лицензии, при проверке могут оштрафовать. После уплаты штрафа лицензию всё равно придётся оформить.
3 причины остерегаться бесплатных процедур в салонах красоты
Если не хотите потерять деньги
Некоторые салоны красоты проводят промоакции, чтобы продемонстрировать качество услуг и привлечь новых клиентов. А некоторые — чтобы залезть в карман и развести на деньги.
Вот к каким хитростям они прибегают, чтобы заработать на желании бесплатно привести себя в порядок.
Проводят диагностику
Перед бесплатной процедурой сотрудники салона красоты предлагают клиенту пройти диагностику, чтобы исключить противопоказания или подобрать подходящее средство. Например, исследуют чувствительность кожи перед нанесением маски или отправляют к трихологу перед ламинированием волос.
Когда все услуги окажут, клиента просят оплатить чек — потому что в промоакцию входит только сама процедура, а диагностика оплачивается отдельно.
Как не попасться. Узнать стоимость всех дополнительных услуг, которые предлагают в салоне. Иногда в чек включают даже стакан воды или бахилы, которые выдают администраторы.
Дают подписать бумаги
Мошенники в салоне предлагают клиенту заполнить кредитный договор под видом согласия на процедуру, а непонятные цифры в нем объясняют стандартной стоимостью услуги, которую вы получаете «бесплатно».
Как не попасться. Внимательно читать документы, которые предлагают подписать. Если вас торопят, отвлекают разговорами и отказываются пояснить каждый пункт договора, лучше отказаться от услуги.
Предлагают купить годовой набор косметики
Беседуя с клиентом во время процедуры, мастер акцентирует внимание на недостатках внешности посетителя — мол, все запущено, и если не принять меры прямо сейчас, красоту и молодость не вернуть. Но решение есть: купить в салоне годовой набор косметики или оплатить курс дорогих процедур.
Оформить покупку предлагают прямо сейчас: на такие эффективные услуги большой спрос и с завтрашнего дня курс подорожает. А если заплатить сразу, цена для клиента останется прежней. Чтобы сравнить цены или почитать отзывы о косметике было сложнее, мастер настаивает на покупке во время процедуры — например, нанося маску на лицо или делая массаж рук.
Как не попасться. Не принимать импульсивных решений. Если в салоне настаивают на оплате полного набора косметики или курса процедур прямо сейчас — скорее всего, вас обманывают, как минимум завышая их стоимость. Но ситуация может быть и хуже: салон-однодневка просто исчезнет, собрав с клиентов деньги за будущие услуги.
Как разоблачить
Иногда вычислить мошенников можно заранее. Вот несколько признаков, которые должны насторожить.
В салоне задают вопросы про ваши траты. Многие мошенники, прежде чем предложить жертве совершить крупную покупку, проверяют ее платежеспособность: например, спрашивают, сколько денег уходит в месяц на косметику.
Во время процедуры мастер хвалит косметику определенной марки и негативно оценивает вашу внешность. Мошенники используют эти приемы, чтобы заставить жертву раскошелиться на эмоциях: старость не за горами, а волшебный крем рядом — нужно только заплатить. Даже если кажется, что вас не обманывают, все равно не платите, пока не сравните цены и не проконсультируетесь у другого специалиста.
У мастера нет документов, подтверждающих квалификацию. Не всегда в организации, которая выдает себя за салон красоты, работают профессионалы. Попросите документы, которые подтвердят квалификацию мастера. Если их нет — вы рискуете не только деньгами, но и здоровьем.
Шесть причин не открывать салон красоты
С салонами красоты в России парадокс: каждый год почти четверть салонов разоряется, но одновременно открывается столько же новых. Наталья, собственница Vnail Studio, считает: «Бизнес в красоте — это вакханалия, новички не всегда понимают, с чем связались». Мы спросили Наталью и ещё двоих собственниц бьюти-салонов — Ольгу из Keep Looking и Екатерину из «Территории Амазонки», — почему на стрижке и маникюре сложно сделать бизнес.
1. Без мастеров нет клиентов, а хороших мастеров мало
«Невозможно набрать хороших мастеров, если в вашем салоне нет клиентов. И наоборот: невозможно привлечь клиентов, если нет мастеров. Это замкнутый круг! Поэтому салоны растут постепенно: нанимают одного сотрудника, ищут для него клиентов, затем нанимают других», — Екатерина, «Территория Амазонки».
Профессиональных мастеров трудно найти и ещё труднее заманить в свой салон. Их очень мало, и они уже заняты в других проектах: в больших салонах с хорошими условиями или в собственных бизнесах. Опытному мастеру невыгодно приходить в новое место: старые клиенты вряд ли поедут в другой район ради стрижки или маникюра, так что базу придётся нарабатывать заново.
Можно набрать мастеров по объявлению, но Екатерина уверена: у таких часто большое самомнение, мало знаний и навыков. Они проходят быстрые курсы, не умеют общаться с клиентами, не готовы к критике. Подбор и обучение мастеров — вечная боль в каждом салоне.
2. Учить мастеров необходимо, но рискованно
«Мастеров обязательно доучиваем: и внутри, и на курсы отправляем. Есть обучающие мастера, которые получают деньги за то, что учат. Но юридически работодатель плохо защищён от того, что сотрудник научится, а потом уйдёт. Работаем на доверии, на свой страх и риск», — Ольга, Keep Looking.
Мастеров придётся доучивать, даже если у них есть опыт работы. Не верьте сертификатам и грамотам: их несложно подделать или скачать из интернета. Даже если сертификат настоящий, он может быть от школы-однодневки.
Обучение в салоне красоты — риск, но без него никак. Будьте готовы, что мастер, которого вы научили, может исчезнуть. У Ольги пять лет проработала мастер по бровям, в неё много вкладывались: переучили на визажиста, затем на мастера перманентного макияжа. В какой-то момент она без объяснения причин ушла в другой салон и начала писать своим клиентам, чтобы приходили в новое место.
3. Клиент непредсказуем
«Спрос очень непредсказуем: это женщины. Иногда после рекламы блогера у нас пустые полки, а иногда хорошие товары не покупают месяцами. Ты можешь либо сильно прогореть, либо взлететь. Нужно осознать непредсказуемость и работать с ней», — Ольга, Keep Looking.
«Будьте готовы, что клиенты меняют планы. К вам могут записаться на услугу, забыть и не прийти. Или записаться несколько раз на разное время, чтобы прийти, когда будет удобно. Если администратор этого не заметит, у мастеров будет меньше клиентов, чем стоит в журнале записи, салон будет терять деньги», — Наталья из Vnail Studio.
Клиенты уверены, что они знают, как лучше: занимаются самолечением, верят в ложные идеи или просто спорят с мастерами. Гости могут использовать неподходящие уходовые средства или годами жить с мыслью о том, что у них ломкие волосы. Даже если опыт мастера подсказывает, что проблем нет, клиента тяжело переспорить.
Общение с гостем может закончиться скандалом. Например, оттенок волос понравился клиенту в каталоге, но разочаровал в жизни. Гость начнёт убеждать мастера, что тот перепутал цвет или неправильно провёл окрашивание, хотя мастер не допускал ошибок. В итоге салон может получить негативный отзыв и потерять клиента без объективных причин.
Если у вас Эвотор, попробуйте вести расписание с приложением «Услуги PRO». В нём удобно следить за загрузкой салона, легко переносить записи и избегать дублей. Там же можно вести историю посещений и записывать предпочтения каждого клиента. Первый месяц — бесплатно.
Что нужно знать о проверках салона или кабинета
Открыть свой салон или кабинет мало – нужно быть всегда готовым к приезду контролирующих и надзорных органов. Они заглядывают в такие уголки твоего бизнеса, о которых ты даже не задумывалась. Разбираемся, сотрудников каких служб ждать, что они проверяют и как вести себя в случае визита инспектора.
Кого проверяют
Если у тебя небольшой маникюрный кабинет или салон в тихом спальном районе, не стоит думать, что проверяющие не почтут себя своим присутствием. Для контролирующих органов не имеет значение масштаб бизнеса или локация, поэтому будь готова встречать сотрудников в любом случае. Первый визит контролирующих органов состоится не раньше, чем через три года после регистрации бизнеса.
Виды проверок
Плановая. Является заранее спланированной и внесена в реестр Генеральной прокуратуры РФ, который опубликован на официальном сайте ведомства. Размещение списка на будущий год происходит не позже, чем 31 декабря текущего года. Проводится не чаще одного раза в три года.
Внеплановая. Незапланированная проверка, которая проводится на основании:
Внеплановая проверка не инициируется контролирующим органом — она должна иметь под собой одно из двух указанных выше оснований. Кроме того, визит, организованный на основании жалоб работников или клиентов, согласовывается с Прокуратурой.
Вне зависимости от вида проверки, проверяемая организация получает уведомление о мероприятии не менее, чем за трое суток.
При поступлении сигнала о нарушении прав потребителей, предприниматель не уведомляется о приезде сотрудников служб государственного, регионального или муниципального надзора и контроля.
Контрольная закупка.
Проведение сделки для установления исполнения предпринимателем требований законов, актов и предписаний. Проводится внепланово, без предупреждения, но обязательно согласуется с Прокуратурой.
Обычно контрольные закупки проводят сотрудники СЭС или Федеральной налоговой службы. Остальные инспекции не лишены этого права, но прибегают к такому методу редко. В маникюрном салоне инспектор может даже записаться на процедуру и при ее проведении фиксировать все нарушения.
Права руководителя организации
Руководитель фирмы или назначенный им заместитель при проведении проверки вправе:
Кто может приехать с проверкой
Для салонов красоты и маникюрных салонов список проверяющих выглядит следующим образом:
Роспотребнадзор
В компетенцию Роспотребнадзора входит проверка:
Все о подготовке к проверке Роспотребнадзора:
Пожарная инспекция и МЧС
Трудовая инспекция
Проверки этого органа связаны с исполнением бизнесменом Трудового законодательства РФ. Сотрудники служб запрашивают у владельцев салонов:
Для Федеральной налоговой службы не существует единого перечня документов, которые ее сотрудники запрашивают в ходе мероприятия, поэтому предприниматель должен быть готов предоставить любые финансовые бумаги:
Кроме перечисленных документов, налоговики вправе потребовать документы о выплате декретных пособий, учредительные документы, страховые взносы и другие. Всё, что связано с деньгами, налогами и отчислениями становится предметом внимания налоговой службы.
Росздравнадзор
Проверяющие могут запросить:
Прокуратура
Другими словами, прокуратура уполномочена проверять все области ведения бизнеса, на которые обращают внимание другие инспекции и службы.
Энергонадзор
Федеральная миграционная служба, сокращенно ФМС, контролирует иностранных граждан и их нахождение на территории РФ. При визите миграционной службы, руководителю или его заместителю необходимо подготовить:
Работники салона красоты или маникюрного салона представляют действительные паспорта и официальное разрешение на трудовую деятельность.
Общество защиты прав потребителей
Лица, представившиеся сотрудниками этой организации, не имеют права требовать бухгалтерские документы, проверять квалификацию работников и заходить в помещения, предназначенные для персонала.
Их визит ограничивается анализом «Уголка потребителя», где должны находиться:
После проверки представитель общества составляет акт и передает его в Роспотребнадзор, МЧС или Прокуратуру.
Подробнее о защите прав потребителей в салоне красоты рассказывали здесь:
Что не вправе делать проверяющий
Штрафы и санкции
Если в результате проверки салона были выявлены нарушения, на бизнесмена накладываются санкции, серьезность которых зависит от правовой формы учреждения – ИП или юридическое лицо, а также от тяжести нарушения. Как правило, с предпринимателей взыскивается административный штраф, за исключением случаев, описанных в УК РФ.
Полный список санкций представлен в КоАП РФ.
Самые распространенные нарушения:
Кроме наказания в соответствии с КоАП РФ, нарушителю выдается предписание с описанием сути нарушений, а также конкретными сроками для их устранения. На протяжении этого срока надзорная организация вправе осуществлять контроль над ходом исправления нарушений, а также приехать с повторной проверкой.
Чем заканчивается проверка
Проверка любым из перечисленных выше органов не может превышать двадцати дней. После окончания мероприятия, руководитель салона:
Как обжаловать
Обжаловать результат проверки, руководствуясь только внутренним несогласием проверяемого предпринимателя, тому должны быть серьезные основания в виде грубых нарушений со стороны проверяющего органа:
Заявить о своих возражениях можно и в других случаях, однако шанс на успешный исход спора сводится к нулю.
Если хотя бы одно из указанных нарушений было замечено в процессе проверки, предприниматель вправе сообщить о своих возражениях.
Обжалование результатов происходит:
Как салону красоты оформить сотрудников так, чтобы платить поменьше налогов?
У меня небольшой маникюрный салон, в котором работают пять мастеров. Я зарегистрирована как ИП, плачу на УСН 6% от дохода, а мои мастера никак не оформлены. Клиенты платят мастерам напрямую, те оставляют половину себе, а половину отдают мне. Если клиент хочет расплатиться картой, он переводит деньги мне, а я — половину мастеру.
Я понимаю, что это неправильно, но платить все налоги и взносы за работников мне не хочется, тем более что мастера часто меняются.
Как мне оформить мастеров так, чтобы все было законно, но платить поменьше?
Таким вопросом задаются почти все, кто с помощью нескольких сотрудников оказывает услуги людям: репетиторы, юристы, массажисты, тренеры, дизайнеры, строители и т. д.
Варианты решения почти для всех одинаковы. Разберемся на примере вашего маникюрного салона.
Никого не оформлять и ничего не подписывать
Некоторые предприниматели предпочитают решать проблемы по мере их поступления: никак не оформляют сотрудников и работают вообще без документов, а заниматься формальностями начинают только после первых штрафов. Проблема в том, что штрафы могут быть немаленькими.
Налоговая может заинтересоваться деньгами, которые проходили через мастеров и предпринимателя: с них должны были платить НДФЛ и взносы, а их не платили. Выяснить, кто и как передавал наличные деньги, налоговая не сможет, а вот все переводы по счетам за последние три года поднять будет легко.
Налоговая доначислит налоги и пени за просрочку, а также оштрафует предпринимателя за умышленную неуплату налога на 40% от суммы недоимки. Эти деньги просто снимут с его счета.
ст. 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата налога
Конечно, когда салон только открылся, предпринимателю не до трудового кодекса: все деньги ушли на запуск дела, на счету каждая копейка, и вообще непонятно, взлетит бизнес или нет. Даже если никого не оформлять, вряд ли налоговая или трудовая инспекция успеет прийти в салон в первые два-три месяца работы. Многие предприниматели начинают первый бизнес именно так. Главное — вспомнить про оформление сотрудников, как только салон выйдет на какой-то относительно стабильный доход.
Сдать рабочие места мастерам в аренду
Салон салоном, но можно обставить все иначе. Представьте, что вы не работодатель с работниками, а всего лишь владелец помещения, который сдает рабочие столы в почасовую аренду. В таком случае не вы платите мастерам за работу, а они вам за аренду места. Тогда ваша деятельность становится абсолютно законной и прозрачной: вы ИП, который зарабатывает на том, что сдает помещение в аренду, а оформление мастеров становится их проблемой, а не вашей.
Если мастера работают вообще без регистрации, то они не платят никаких налогов, но рискуют получить штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы работать законно, им нужно зарегистрироваться в качестве самозанятых, если это возможно, или стать ИП на патентной системе.
Когда у мастера есть налоговый патент, ему не надо платить НДС и НДФЛ. Он просто ведет книгу учетов расходов и доходов, а вместо всех налогов платит два раза в год фиксированную сумму. Стоимость патента зависит от региона и вида деятельности. Кроме тех, кто оказывает косметические услуги, на патенте могут работать репетиторы, фотографы, ремонтники, повара и др. Главное, чтобы их доход был меньше 60 млн рублей в год.
ст. 346.43 НК РФ — кому можно работать на патентной системе
Отступление про самозанятость
Если у вас салон в Москве или Московской области, Калужской области или Республике Татарстан, то вашим мастерам не обязательно регистрироваться в качестве ИП. В этих регионах сейчас можно стать самозанятым и платить только налог на профессиональный доход. С 19 января 2020 года к ним добавятся еще 19 регионов.
Самозанятость — это особый налоговый режим для специалистов, которые работают сами на себя. Такие люди просто скачивают мобильное приложение «Мой налог» и ведут в нем учет входящих платежей. Приложение заменяет онлайн-кассу и бухучет, самостоятельно формирует чеки и уведомляет, когда надо уплатить налог — 4% от всех поступлений. В Т—Ж есть отдельная подборка статей про самозанятых.
В таком случае организация работы салона выглядит следующим образом. Владелец салона зарегистрирован в качестве ИП, сдает по договорам почасовой аренды рабочие места мастерам. Мастера оформлены в качестве ИП или самозанятых. Нужно только, чтобы договор аренды не был похож на трудовой: в нем не должно быть никаких графиков работы, отпусков, штрафов и всего, что сопровождает трудовые отношения.
Главный подвох такой организации в том, что каждый мастер в салоне будет сам себе хозяин. Его нельзя будет уволить за плохую работу или прогул, нельзя запретить ему работать в других салонах и уводить клиентов домой. С другой стороны, даже официальное трудоустройство в штат не сможет полностью защитить работодателя от такого поведения сотрудника. Поэтому, на мой взгляд, если салон сможет построить свою работу так, чтобы мастера за него держались, этот вариант работы будет самым выгодным и для мастера, и для салона.
Устроить мастеров к себе на работу
Если салон приводит мастерам клиентов и руководит их работой, можно устроить их в качестве штатных сотрудников. Тогда они будут обязаны соблюдать условия трудового договора и все внутренние регламенты, а за нарушения их можно будет оштрафовать или уволить. Но при этом оформление в штат — самый затратный вариант оформления отношений с мастерами.
Мастерам от оформления в штат одни плюсы: тут и оплачиваемый отпуск, и больничные, и пенсионный стаж. Правда, весь праздник — за счет работодателя. С каждой зарплаты салон будет платить взносы и НДФЛ.
В общем, если ваш салон только открылся, можно какое-то время поработать вообще без документов. Сначала убедитесь, что салон приносит прибыль, а потом занимайтесь бумагами. Когда станет ясно, что дело пошло в гору, выберите способ оформления, который больше подходит в вашей ситуации. Если мастера приходят к вам со своими клиентами, сдайте им место в аренду и помогите стать ИП или самозанятыми. Если вы обеспечиваете мастеров и хотите руководить их работой, оформляйте в штат.
Если кратко
Если вы любитель острых ощущений, никого не оформляйте, работайте до первой проверки. Потом, если что, уплатите штрафы или переедете и смените вывеску.
Если вы доверяете своим мастерам как себе и хотите платить как можно меньше налогов, то ваш выбор — самозанятые или ИП, которые арендуют у вас рабочее место.
Если вы серьезный предприниматель, оформляйте всех по трудовому договору или договору ГПХ в зависимости от вида работы или услуги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.