как узнать время намаза по солнцу
Время совершения намазов
Время совершения намазов определяется в зависимости от изменения расположений небесных тел относительно Земли, например, Солнца. На сегодняшний день учёные, наблюдая за этими изменениями, определили для каждой местности время наступления намазов по часам и минутам. И нынче стало легко узнавать время совершения намазов, не прибегая к помощи тени установленной вертикально (под углом 90 градусов) на горизонтальной поверхности палки или другого предмета, чтоб определить время намаза.
Здесь мы рассмотрим время совершения намазов, исходя из природных явлений, так как по часам время намаза изменится в зависимости от часовых поясов. Достаточно будет каждому посмотреть на ту рузнама (календарь времен совершения молитв), которую определили знающие данную местность люди.
1. аз-Зухр (обеденный) совершается в четыре ракаата. Время его совершения начинается с отклонением солнца от зенита на запад и продолжается до времени, в котором длина тени вертикально установленного под солнцем предмета не будет равна сумме длины самого предмета и самой короткой его тени, которая оставалась при зените.
Пояснения к этому:
Как мы все знаем, все предметы, имеющие объем по вертикали отбрасывают тень от солнца, которая тянется в сторону запада. Потом тень эта начинает уменьшаться вместе с поднятием солнца и это продолжается до достижения солнцем середины неба. Это и есть положение зенита. В это время в большинстве стран остаётся тень у этих предметов, и потом, когда солнце отклоняется к западу, тень, в свою очередь, начинает расти в сторону востока, и это отклонение называется отклонением солнца от зенита (аль-истиваъ).
Примечание:
Намаз был вменён в обязанность, как мы знаем, в Ночь переселения. Ангел Джибриль (мир ему) обучил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) омовению и намазу, начиная с обеденного намаза того дня. Следовательно, первым совершённым намазом из пяти обязательных был обеденный. И поэтому во всех книгах по мусульманскому праву счёт намазов начинается с обеденного.
2. аль-Аср (послеобеденный, по-другому предзакатный), также как и обеденный совершается в четыре ракаата, и время его наступает с истечением времени обеденного намаза и продолжается до полного захода солнца.
3. аль-Магриб (вечерний) совершается в три ракаата. Время данного намаза начинается с полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево (красноватый отсвет заката).
4. аль-Ишаъ (ночной) совершается в четыре ракаата, его время наступает с заходом упомянутой выше зари и продолжается до правильного рассвета.
5. аль-Фаджр (утренний) совершается в два ракаата, время наступает с истечением времени ночного намаза и продолжается до восхода самой малой доли солнца.
Примечание:
Как известно, имеются понятия правильный и ложный рассвет, и правильный отличается от ложного (зодиакальный свет) тем, что озарение его распространяется поперёк горизонта со стороны востока между севером и югом, а ложного – вдоль неба, и после него снова наступает мрак, его ещё уподобляют хвосту волка из-за сходства их форм. После ложного рассвета наступает правильный рассвет и время утреннего намаза, как было сказано выше.
Доводом для намазов относительно их времени совершения служит следующий хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит:
«Архангел Джибриль (мир ему) совершил со мной намаз, руководя им возле Каабы: обеденный совершил во время отклонения солнца от зенита, послеобеденный – когда длина тени вертикально установленного предмета стала равной сумме длины самого предмета, вечерний совершил, когда постящийся открывает свой пост, ночной совершил во время захода красной зари, и утренний совершил, когда человеку, желающему поститься было уже запретно употребить пищу или пить воду.
А на следующий день он совершил со мной обеденный намаз, когда тень предмета стало равной самому предмету, послеобеденный – когда тень стало в два раза больше длины самого предмета, вечерний – когда постящийся отпускал пост, ночной – когда прошла одна треть ночи, и утренний совершил, и рассвело. И после ангел Джибриль мне сказал, что время намазов — это то, что между этими двумя временами».
В данном хадисе, где было сказано, что ангел Джибриль на второй день совершил обеденный намаз в то время, когда тень предмета стала равной ему по длине, имелось в виду, что он завершил совершение данного намаза в это время, как и начал послеобеденный в то же время в первый день. Так сказал аль-Имам аш-Шафии, отвергая тем самым соучастие двух намазов в одном времени.
А слова его, где говорится, что вечерний намаз совершил, когда постящийся открывал свой пост, имелось ввиду время наступления разговения.
Слова Джибриля: «Время намаза — это то, что между этими временами» относительно утреннего, послеобеденного и ночного намазов растолковали как время, для совершения намаза в котором имеется выбор и получают вознаграждение меньшее, чем за намаз, совершённый в начале его времени (вактуль ихтияр), а не то, что понимается от этого выражения буквально, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Нет оплошности во сне, а поистине оплошность проявляет тот, кто не совершает намаз, пока не наступит время следующего намаза». Этот хадис явно указывает на то, что каждый намаз длится до следующего намаза, за исключением утреннего намаза, так как относительно его Пророк (мир ему и благословение) сказал;
«Время утреннего намаза от рассвета до восхода солнца».
Примечание:
Хотя намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, желательно стараться совершить его сразу с наступлением времени его совершения в силу хадиса, где Пророка (мир ему и благословение.) спрашивают: «Какое деяние наилучшее?», – на что он ответил:
«Намаз, совершённый в начале его времени».
И исходя из данного хадиса, следует при наступлении времени намаза сразу заняться приготовлениями: сделать омовение, прикрыть аврат и тому подобное, дабы получить полное вознаграждение за намаз.
Однако в жарких странах, где бывает невыносимая жара, группе людей, желающих совершать намаз коллективно в мечети, которая находится далеко от них, а по дороге к ней нет защиты от зноя в виде тоннелей, навесов или обычной тени, по которым можно было бы отправиться туда, желательно откладывать обеденный намаз до появления теней у стен, чтоб по ним ходить на коллективный намаз, также желательно откладывать и азан данного намаза.
Намаз считается совершённым своевременно, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время, в противном случае считается возмещённым. Это понимается из хадиса, где говорится, что:
«Кто успеет совершить в установленное время один ракаат из намаза, то он получает намаз всецело». Из этого хадиса и понимается, что тот, кто успеет совершить менее одного ракаата не получает намаз всецело, т.е. своевременно.
И разница между этими выводами заключается в том, что один ракаат включает в себе большинство остальных действий намаза, так как остальные его действия являются как бы повторением того ракаата, и исходя из этого та часть намаза, которая попала за пределы времени намаза, служит как следующая за тем ракаатом, что выполнен вовремя, в отличие от того, что меньше, чем один ракаат.
Если человек не знает наступления времени намаза из-за плотных туч, тумана или он заточён в темницу, то он обязан проявить усердие в определении времени посредством выполнения своих заданий по чтению книг или вышиванию. Например, если читал несколько глав с рассвета до обеденного намаза и после до предзакатного и так далее, то он с рассветом читает те главы и таким вот образом определяет время.
Таким образом совершенный намаз, если вдруг окажется выполнен до наступления его времени, то его нужно возмещать в случае, если он про это узнал уже с истечением его времени, но если он про это узнал ещё во времени того намаза, то он его возобновляет.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Как узнать время намаза по солнцу
5 простых способов определения времени намаза
Время утреннего намаза наши деды определяли очень простым способом: бралась нитка белого цвета и такая же нитка черного цвета, и когда глаз различал их цвета, можно было совершать утренний намаз. Важно было успеть прочитать намаз за полтора часа до восхода солнца, потому что во время восхода совершать поклонение нельзя. Полуденный намаз читается, когда солнце минует зенит, то есть заваль. Время, когда солнце находится в зените, определяется довольно просто – тогда тени от предметов весьма коротки.
А для точного определения времени зенита в землю вбивали колышек, и когда тень от него с одной стороны переваливала на другую, то это и считалось искомым моментом.
И вновь следует помнить, когда светило находится в зените, совершать намаз нельзя. Период, за который допустимо прочтение полуденного намаза продолжается до намаза аср.
Послеполуденный намаз, или «икенде аср», наши предки определяли следующим образом: во время зенита тень человека составляла четыре табана (с татарского «табан» – подошва, след от обуви), а когда тень удлинялась до 12 табанов, то считалось, что наступило время намаза аср. Был еще один способ определения времени намаза аср: время с начала полуденного намаза до заката делилось на три части.
К примеру, намаз зухр начался в 12 часов 03 минуты, солнце заходит в 18 часов 03 минуты. Разница составляет 6 часов и она делится на три периода. Два периода равны четырем часам. Если к 12ч.03м. прибавить 4 часа, то получается 16 ч. 03 м. это и есть искомое время намаза аср. Этот намаз допустимо прочитать до захода солнца. Продолжительность этого периода составляет примерно два часа, но во время захода солнца, когда небосвод во время заката окрасится в красный цвет, совершать намаз нельзя.
После захода солнца наступает время вечернего намаза «ахшам» или магриб и продолжается оно приблизительно полтора часа. Причем, этот намаз следует успеть совершить пока на небосводе четко и ясно обозначатся звезды.
И, наконец, вечерний намаз «ясту» или иша читают с того времени, как небо на горизонте, в том месте, где закатилось солнце, переставало иметь красно-розовый оттенок. Этот намаз можно читать в период со времени захода, точнее после того, как миновало полтора часа после заката и до самого восхода солнца.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Времена намазов – игра света и тени
Умеете ли вы определять время совершения намаза?
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
حافظوا على الصّلوات
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» (сура «Аль-Бакара», аят 238).
А в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».
Пять обязательных намазов
1. Утренний намаз («ас-субх»).
2. Полуденный намаз («аз-зухр»).
3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»).
4. Вечерний намаз («аль-магриб»).
5. Ночной намаз («аль-‘иша»).
Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф), кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки.
Первой молитвой, совершённой Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва. Имам Табарани передал в книге «Авсат» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и Абу Саида (да будет доволен им Аллах): «Первой обязательной молитвой, возложенной Господом на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва».
С той поры проходит уже около полутора тысяч лет, и сложно даже угадать, какое количество молитв было совершено на этой земле мусульманами.
Одним из условий обязательной пятикратной молитвы (намаза) является совершение каждого из пяти намазов в определённый для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, необходимо знать, как определить начало и окончание времени молитвы.
Современные мусульмане привыкли, что азан провозглашают с минаретов мечетей, время молитвы можно узнать в интернете или в календарях с расписанием молитв. Но при этом в разных расписаниях время намазов часто различается, то же самое и в интернете. Это создаёт определённое неудобство, плюс к этому верующие в большинстве своём даже не имеют представления о том, как определяется время каждой из молитв. Что делать мусульманину, окажись он в каком-нибудь месте, где нет мечетей, нет интернета и календаря с расписанием молитв?
Поэтому мусульмане должны знать, когда наступает пора каждой молитвы, и при необходимости самим определить нужный час, чтобы своевременно помолиться.
Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о пятикратной молитве «В намазе – свет моих очей».
Он же сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённый намаз» (Джамиуль-ахадис, № 3957).
أفضل الأعمال الصلاة لوقتها
Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определённого для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.
Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраила (мир ему), как определить время для каждого из намазов.
При определении времён молитв очень важную роль играет солнце, а также такое пространственно-оптическое явление, как тень.
В исламских книгах, где пишется о временах намазов, первым указывается время обеденной молитвы.
Полуденный намаз («аз-зухр»)
По мнению имама Ан-Навави, обеденную молитву назвали «аз-зухр», потому что время её наступает в середине дня.
Начало. Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета бывает самой короткой, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.
Конец. Время обеденной молитвы длится до тех пор, пока длина тени определённого предмета не станет равной его высоте, плюс тень, которая была во время зенита.
В дни весеннего и осеннего равноденствия, т. е. 2 раза в год, солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы не отбрасывают тени.
Время, отведённое для совершения обеденного намаза, делится на две части. Первое – наилучшее и самое ценное время для молитвы – это первый начальный период. Как пишется в книге «Мукадиматуль хадрамия», этот промежуток времени длится примерно 35 минут. А второе – допустимое для молитвы время, которое длится до начала времени следующей молитвы.
Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)
Его именуют так, потому что это время, завершающееся заходом солнца.
Начало. Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета, равная его высоте, и плюс тень, которая была во время зенита, начинают движение в сторону дальнейшего увеличения.
Конец. Заканчивается с полным заходом солнца, когда солнечный диск полностью исчезнет за западным горизонтом.
Время послеполуденного намаза в книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» делится на пять частей. Первое, как и для всех молитв, наиценнейшее время – первые полчаса в самом начале. Второе – время, в котором ещё есть выбор для беспрепятственного и полноценного совершения молитвы, – до того момента, пока тень предмета не станет больше него в два раза. Третье допустимое время – до захода солнца, совершение намаза в котором считается исполненным. Четвёртое допустимое, в котором ещё нет нежелательности, – с момента, когда тень стала в два раза длиннее предмета, до того, пока не появится на горизонте отсвет жёлтого цвета. И четвёртое – близкое к заходу солнца, которого недостаточно для своевременного совершения молитвы. Откладывать намаз до этого времени является запретным.
Вечерний намаз («аль-магриб»)
Его назвали так, поскольку его время начинается с заката солнца.
Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.
В книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» сказано: по новому слову (джадид) имама Аш-Шафии, время вечернего намаза – это время, которое необходимо человеку для провозглашения азана, совершения омовения или таяммума, одевания, как положено для намаза, чтения икамата и совершения пяти ракаатов. По истечении временного отрезка, примерно необходимого для совершения всех этих действий, заканчивается время для совершения вечерней молитвы. А по старому слову (кадим) имама Аш-Шафии, время вечерней молитвы заканчивается с исчезновением зарева, которое и знаменует начало ночного намаза. Следование второму слову имама Аш-Шафии (кадим) выбрал и имам Ан-Навави.
Из этого нам следует понимать, что вечернюю молитву нужно совершать без отлагательств – сразу же после наступления её времени.
Время вечерней молитвы делится на две части: первая – это начальный промежуток времени, в котором лучше всего совершить молитву, а далее уже наступает время, на которое нежелательно оставлять совершение намаза.
Ночной намаз («аль-‘иша»)
Его назвали так потому, что связано это время с ночной тьмой.
Начало. Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте.
Конец. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета, при котором отсвет в небе равномерно расстилается по горизонту.
Время ночной молитвы в некоторых книгах делится на три части: самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени; первая треть ночи – время, в котором ещё есть возможность для полноценного совершения намаза; до момента появления истинного рассвета – это время, в котором обязанность совершения намаза считается исполненной.
По мнению имама Аль-Газали, откладывание молитвы на промежуток времени, попадающий между «ложным» и «истинным» рассветом, является нежелательным (карахатом).
«Ложный» рассвет, или «зодиакальный свет»
В книгах по исламскому праву, в тех разделах, где говорится о временах молитв, встречаем такие понятия, как «ложный» и «истинный» рассветы.
«Ложный» рассвет, или по-научному «зодиакальный свет», – это астрономическое явление, которое появляется в виде конусовидной вертикальной полосы света. Он выступает с горизонта, и его свет идёт вверх по небу. В определённые времена года при благоприятных погодных условиях зодиакальный свет можно увидеть невооружённым глазом.
После «ложного» рассвета вновь наступает мрак. А потом через некоторое время наступает «истинный» рассвет, при этом свет равномерно расстилается по горизонту. Это знаменует конец времени ночной молитвы и начало утренней.
Утренний намаз («ас-субх»)
Он назван так, потому что связан с началом дня.
Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.
Время утренней молитвы в книге «Мукадиматуль хадрамия» делится на четыре части.
Первое – это начало времени молитвы, самое ценное для совершения намаза.
Второе – когда немного рассветёт и можно будет отличить предметы, находящиеся рядом. Это время, в котором ещё можно совершать молитву без потери вознаграждения за неё. Третье, допустимое время – до появления отсвета красного цвета на горизонте. Далее идёт время, до которого нежелательно откладывать совершение молитвы. Молитва, совершённая до восхода, считается исполненной. Но является запретным откладывать молитву до момента, близкого к восходу, которого недостаточно для её исполнения и после которого молитва не будет уже считаться совершённой своевременно.
Молитва за полярным кругом
Всевышний Аллах создал нашу планету Земля очень красивой и удивительной. На земном шаре есть и такие территории, где нет разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день – когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов, – и полярная ночь – такой период, когда солнце более 24 часов не появляется из-за горизонта.
Во время полярного дня на протяжении каждых суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Самый короткий полярный день равен почти двум суткам, самый же долгий наблюдается на полюсах – более шести месяцев.
На одной и той же широте относительно экватора основные характеристики полярной ночи аналогичны в Северном и в Южном полушариях. Самая короткая полярная ночь длится почти двое суток, самая длинная – на Южном полюсе – чуть менее шести месяцев.
И возникает вопрос: как же совершать молитву в таких условиях и определять время намазов?
Ответ простой: обязательный пятикратный намаз совершается там согласно расписанию ближайшего населённого пункта, где смена дня и ночи происходит в обычном режиме. Вот в этом специфика длительной ночи и нескончаемого дня.
Молитва в космосе
Справедливо будет спросить: а как определить время намазов в космосе? Как молиться космонавтам-мусульманам?
По мнению современных исламских учёных, в космосе, где нет понятий «день» или «ночь», время для молитвы необходимо привязать не к восходу и закату солнца, а к 24-часовому ритму жизни. При этом часовой пояс для отсчёта будет определяться относительно региона, откуда осуществляется запуск космического корабля.
Как мы видим, молитву нельзя пропускать и откладывать даже в космосе.
Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени.
Методика расчёта времени намаза
Мусульманам предписано совершать пять обязательных молитв в день. Для начала выполнения каждой молитвы отведено определенное время. В данной статье кратко описаны эти периоды и объяснена методика математического вычисления времени намаза, которую использует наш сайт.
Для определения точного времени совершения молитвы, а также для соблюдения поста, необходимо определить следующие фазы времен в течение суток.
Определение понятий
Время | Определение |
---|---|
Имсак | Окончание ночи и появление тонкой белой полосы солнца на видимом восточном горизонте (рассвет). До наступления времени имсак нужно закончить прием пищи в период поста. |
Фаджр | Время начала восхода солнца и начала выполнения утренней обязательной молитвы. |
Восход | Время, когда верхняя часть диска солнца начинает появляться на видимом горизонте. Утренняя молитва должна быть завершена до начала восхода солнца (шурук). |
Зухр | Время начала отклонения солнца от зенита, т.е. его снижения после достижения своей высшей точки в небе. С этого момента тени предметов начинают удлиняться. Это — время для начала обязательной полуденной молитвы. |
Аср | Время, когда длина тени предмета становится равной длине самого предмета (шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхаб) или двух предметов (ханафитский мазхаб). Время начала совершения послеполуденной обязательной молитвы. |
Магриб | Время начала вечерней молитвы вскоре после того, как солнце полностью зайдет за горизонт. Также после заката солнца заканчивается время поста и начинается ифтар. |
Иша | Время исчезновения вечерней зари после заката солнца и наступления полной тьмы. Время начала обязательной ночной молитвы. |
Полночь | Момент времени в середине ночи, т.е. между закатом солнца (магриб) и его восходом (фаджр). |
Далее представлена информация о математическом вычислении описанных выше фаз исходя из месторасположения населенного пункта, т.е. его географических координат.
Астрономические меры
Существует две астрономические меры, которые необходимы для расчёта времени молитвы:
Уравнение времени
Продолжительность истинных солнечных суток отличается в разные периоды года, так как движение солнца по эклиптике не является равномерным. Зимой, в северном полушарии, сутки длиннее, чем летом в южном из-за эксцентриситета земной орбиты. Таким образом были определены средние солнечные сутки, которые равны 24 часа в течение всего года. По-сути, средние солнечные сутки не являются реальным значением, так как отклоняется от истинных и для их расчёта за основу берется фиктивная точка — «среднее солнце», которая движется не по эклиптике, а по небесному экватору. Отклонения истинного времени от среднего в течение года можно проследить на графике, представленном ниже:
Склонение солнца
Склонение солнца — это угол между лучами солнца и плоскостью земного экватора. Угол непрерывно меняется в течение года по причине наклона земной оси:
Две вышеописанные астрономические меры могут быть получены различными способами. Один из способов — это алгоритм расчёта Военно-морской обсерватории США, который определяет угловые координаты солнца с точностью до одной угловой минуты в течение двух столетий второго тысячелетия. Точность данного алгоритма ухудшается постепенно за пределами четырехвекового окна применимости, т.е. этот метод является вполне адекватным для определения времени восхода и заката солнца.
В алгоритме используется следующие понятия:
Текущая астрономическая эпоха определена как полдень 1 января 2000 года или 2451545,0. Таким образом:
Количество полных дней и долей (со знаком плюс или минус) до эпохи J2000.0 (DN):
DN = JD — 2451545,0
где JD — значение юлианской даты.
Средняя аномалия солнца (G):
G = 357,529 + 0,98560028 * DN
Средняя долгота солнца (Q):
Q = 280,459 + 0,98564736 * DN
Геоцентрическая видимая долгота эклиптики солнца (L) с учетом отклонения:
L = Q + 1,915 * sin(G) + 0,020 * sin(2 * G)
где все все константы (G, Q, L) — в градусах.
Широта эклиптики солнца (B) может быть приближена к нулю. Расстояние солнца от Земли (R) в астрономических единицах (AU), может быть приближено к следующему значению:
R = 1,00014 — 0,01671 * cos(G) — 0,00014 * cos(2 * G)
После того, как была вычислена геоцентрическая видимая долгота эклиптики солнца (L), можно рассчитать прямое восхождение и склонение солнца.
Для начала вычислим среднюю наклонность эклиптики (E) в градусах:
E = 23,439 — 0,00000036 * DN
Прямое восхождение солнца(RA):
RA = arctan2 (cos (E) * sin(L) cos(L))/ 15
Склонение солнца (D):
D = arcsin(sin(E) * sin(L))
Уравнение времени (EqT):
EqT = Q/15 – RA
Расчёт времени молитвы
Чтобы рассчитать времена молитв для конкретного места, нам нужно знать широту (L) и долготу (Lng) местоположения и часовой пояс. Также в качестве исходных данных используются уравнение времени (EqT) и склонение солнца (D) для заданной даты с использованием алгоритма, упомянутого в выше.
Время Зухр
Время Зухр рассчитывается по следующей формуле:
Z = 12 + TZ — Lng/15 — EqT
где Z — время Зухр
TZ — временная зона
TZ — временная зона
Lng — долгота
EqT — уравнение времени.
Вышеприведенная формула вычисляет полуденное время, т.е. когда солнце находится в зените.
Время восхода и заката
Разница во времени между полуднем и временем, когда солнце достигает угла α ниже горизонта, может быть вычислена по следующей формуле:
Формула для определения времени восхода и заката
Астрономический восход и закат происходят при α = 0. Однако из-за преломления света земной атмосферой фактический восход солнца появляется немного раньше перед астрономическим восходом солнца, и фактический закат происходит немного позже астрономического захода солнца.
Фактический восход и закат можно вычислить по следующим формулам:
SR = Z — T(0,833)
SS = Z + T(0,833)
где SR — время восхода
SS — время заката
Z — время Зухр
T — временная разница, рассчитываемая по формуле выше.
Если местоположение наблюдателя выше, чем окружающая местность, мы можем учитывать это возвышение, изменяя приведенную выше константу с 0,833 на 0,0337 * sqrt(h), где h — высота наблюдения в метрах.
Время Фаджр и Иша
Существуют разные мнения о том, какой угол можно использовать для расчёта Фаджр и Иша. В следующей таблице приведены несколько конвенций, которые в настоящее время используются в разных странах:
Региональные конвенции для определения Фаджр и Иша
Конвенция | Угол Фаджр | Угол Иша | Регионы использования |
---|---|---|---|
Всемирная исламская лига (MWL) | 18° | 17° | Европа, Дальний Восток, некоторые части США |
Духовное управление мусульман РФ | 16° | 15° | Российская Федерация |
ДУМ Республики Татарстан | 18°* | 15°* | Республика Татарстан (РФ) |
Исламское общество Северной Америки (ISNA) | 15° | 15° | Северная Америка (США и Канада) |
Университет Умм аль-Кура (Мекка) | 18.5° | 90 мин. после Магриба** | Аравийский полуостров |
Управление по делам религий, Анкара | 18° | 17° | Турция |
Египетское управление по исследованиям (ESA) | 19.5° | 17.5° | Африка, Сирия, Ливан, Малайзия |
Министерство по делам религий Алжира | 18° | 17° | Алжир |
Министерство по делам религий Туниса | 18° | 18° | Тунис |
Университет исламских наук (Карачи) | 18° | 18° | Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Индия |
Департамент исламского развития Малайзии | 20° | 18° | Малайзия |
Министерство по делам религий Индонезии | 20° | 18° | Малайзия |
Исламский религиозный совет Сингапура | 20° | 18° | Сингапур |
Союз исламских организаций Франции | 12° | 12° | Франция |
Джафаритский мазхаб (двунадесятники) | 16° | 14° | Шиитские общины |
Институт геофизики, Тегеран | 17.7° | 14° | Иран |
* в летний период, в силу региональных особенностей Татарстана, временем наступления Фаджр считается время за 2 часа до восхода солнца и время Иша — через полтора часа после захода солнца (согласно решению ДУМРТ).
** во время месяца Рамадан — 120 минут.
К примеру, согласно конвенции Мусульманской всемирной лиги:
F = Z — Т(18) и I = Z + Т(17)
где F — время Фаджр
I — время Иша.
Время Аср
Существует два основных мнения о том, как рассчитывать время Аср. Большинство мазхабов (Шафиитский, Маликитский, Джафаритский и Ханбалитский) говорят о том, что это время, когда длина тени любого объекта равна длине самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень. Доминирующее мнение в в Ханафитском мазхабе говорит о том, что Аср начинается, когда длина тени любого объекта в два раза превышает длину объекта и длину тени этого объекта в полдень.
Следующая формула вычисляет разницу во времени между серединой дня и временем, в течение которого тень объекта равна t раз больше длины самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень:
Формула для определения времени Аср
AH = Z + А(2)
AS = Z + А(1)
где AH — время Аср согласно Ханафитскому мазхабу
AS — время Аср согласно четырем остальным мазхабам
Z — время Зухр
A — разница времени, расчитываемая по формуле выше.
Время Магриб
Согласно суннитской точке зрения, время молитвы Магриба начинается после того, как солнце полностью зашло за горизонт т.е. Магриб равен Закату. Некоторые калькуляторы предлагают корректировку от 1 до 3 минут после заката для предосторожности. По мнению шиитов, доминирующее мнение состоит в том, что молитву Магриб не следует выполнять до тех пор, пока не исчезнет покраснение в восточном небе, появившееся после заката солнца. Как правило, в расчёт берется сумеречный угол.
M = Z + T(4)
где M — время Магриб, Z — время Зухр, T — сумеречный угол.
Время полночи
Время полуночи обычно рассчитывается как среднее время между закатом и восходом:
MD = (SR — SS)/2
где MD — полночь, SR — время восхода, SS — время заката.
С точки зрения Шиитов, полночь в юридическом смысле (время окончания молитвы Иша) — это среднее время от заката до Фаджра:
где MD — полночь, F — время Фаджр, SS — время заката.
Определение времени намаза в высоких северных широтах
В локациях на более высоких широтах (в Заполярье) сумерки могут сохраняться всю ночь в течение нескольких месяцев в году. В эти аномальные периоды определение времени Фаджр и Иша с использованием вышеуказанных формул становится невозможным. Чтобы решить эту проблему, существет несколько решений:
Метод «середины ночи»
В этом методе период от заката до восхода солнца делится на две половины. Первая половина считается «ночной», а вторая — «дневной». Предполагается, что Фаджр и Иша по этому методу находятся в середине ночи в течение аномальных периодов.
Метод «одной седьмой ночи»
В этом методе период между закатом и восходом солнца делится на семь частей. Иша начинается после первой седьмой части, а Фаджр — в начале седьмой части.
Угловой метод
Это — промежуточное решение. Пусть α — сумеречный угол для Иша, t = α / 60. Период между закатом и восходом солнца делится на части. Иша начинается после первой части. Например, если сумеречный угол для Иша равен 15, то Иша начинается в конце первой четверти (15/60) ночи. Время для Фаджра вычисляется аналогичным образом.
Если Магриб не равен закату, мы можем применить вышеприведенные правила и к Магрибу, чтобы убедиться, что Магриб всегда попадает между закатом и Иша в течение аномальных периодов.