как узнать за что вызывают в суд по административному правонарушению
Судебное уведомление: что делать, если вам пришла повестка в суд?
Вы получили на почте судебное уведомление?
Вам принесли домой повестку в суд?
В этой статье я расскажу вам, что нужно делать в такой ситуации. Как приходит повестка в суд? Она приходит либо в виде заказного письма, либо вручается лично под подпись.
Если вы получили почтовое извещение с отметкой «судебное» (иногда на извещение ручкой ставится буква «С»), то стоит максимально быстро его получить. Срок хранения таких извещений — 7 дней.
Важно: Неполучение судебной повестки, направленной заказным письмом, приведет к рассмотрению дела без вашего участия (ст. 165.1 ГК), где будут изучаться только доводы истца.
Судебная повестка — четверть листа бумаги и она содержит массу полезной информации:
А если информации не хватает, то ее всегда можно дополнить дополнительно получить на официальном сайте суда.
Важно: Если информация, размещенная на сайте и на повестке отличается, то стоит уточнить ее у секретаря судьи по телефону, указанному или в уведомлении или на сайте. Но правильной всегда следует считать информацию на судебном извещении, поскольку саму судебную повестку можно будет приобщить к материалами дела использовать в качестве доказательства.
1. Если вас вызывают как свидетеля. Если вас вызывают в суд в качестве свидетеля по уголовному делу или делу об административном правонарушении, то порядок действий простой.
Вы не можете отказаться, потому что явка свидетеля по вызову суда является вашей обязанностью. Неявка без уважительных причин будет являться основанием для объявления привода и принудительного доставления в суд.
Кроме того, на свидетеля по уголовному делу или делу об административном правонарушении может быть наложен судебный штраф (хотя на практике штраф применяется крайне редко):
Если у вас есть уважительные причины для неявки, тогда стоит подать заявление через канцелярию суда или направить его почтой с приложением подтверждающих документов (если такие имеются), но только заблаговременно (за 3-4 дня до даты судебного заседания), чтобы заявление успело поступить в суд до даты судебного заседания.
По гражданским делам привод в отношении свидетеля не объявляется, а явку свидетелей обеспечивают сами стороны.
2. Если вас вызывают в качестве ответчика или третьего лица. Прежде всего, стоит получить свои копии искового заявления и приложения к нему у секретаря судебного заседания, узнав всю информацию на сайте.
Однако, бывает, что копии документов для иных участников истцом представлены не были. В этом случае секретарь не обязан снимать вам копии с материалов дела и придется знакомиться самостоятельно.
Важно! Независимо от получения копии искового заявления и приложенных к нему документов, я рекомендую ознакомиться с материалами дела. Потому что не исключено, что после подачи искового заявления судом могли быть запрошены дополнительные документы, либо такие документы могли были представлены иными лицами, участвующими в деле.
Как ознакомиться с материалами дела?
1. Ознакомление начинается с подачи письменного заявления на имя судьи. Его можно подать:
Однако первый вариант предпочтительнее, поскольку в отдельных судах (например, Металлургический районный суд г. Челябинска) при подаче заявления вас сразу включают в график на ознакомление.
Во втором случае, нужно звонить секретарю через 3-5 дней после подачи заявления и уточнять дату и время.
2. В случае, если ознакомление назначено позже даты судебного заседания, то нужно просить отложить заседание до окончания ознакомления с материалами дела.
3. В назначенное время следует явиться в соответствующий суд и ознакомиться с материалами дела.
Важно! Дело нужно фотографировать полностью (включая титульный лист и опись документов) для того, чтобы потом можно было свои доводы подтверждать ссылкой на конкретный лист дела.
4. Изучив дело, нужно принять решение — привлекать адвоката или защищаться самостоятельно. Если вы являетесь третьим лицом и исход дела вас мало волнует, либо вы полностью согласны с исковыми требованиями, то тогда адвокат вам не нужен.
Всем остальным стоит обратиться к адвокату, который поможет получить максимально положительный для вас результат.
Стоит помнить, что получить такой результат в суде первой инстанции значительно проще, чем обжаловать судебный акт.
3 причины обратиться к адвокату Соколову Владимиру Владиславовичу
1. Профессиональные знания. Мои знания подтверждены квалификационным экзаменом на адвоката, в отличие от обычного юриста.
2. Контроль качества услуг адвокатской палаты. В случае получения некачественных услуг вы можете пожаловаться в адвокатскую палату и я рискую своим удостоверением адвоката. А работу юриста не контролирует никто.
3. Заключение договора. Я несу ответственность за все свои слова и поступки, поэтому работу начинаю с заключения договора.
Звоните по телефону +7 (908) 063-96-43 или запишитесь на консультацию заполнив форму ниже.
Как узнать задолженность по административным штрафам
Рассмотрим возможные способы проверки административных штрафов:
1. Портал электронных госуслуг (сайт www.gosuslugi.ru).
2. Портал ГИБДД (сайт гибдд.рф).
На данном портале вы легко можете проверить штрафы ГИБДД. Для проверки необходимо:
⦁ Находясь на портале гибдд.рф, зайти во вкладку «контакты» и выбрать там «проверка штрафов»;
⦁ После чего необходимо заполнить поля «государственный регистрационный знак» и «свидетельство о регистрации ТС»;
⦁ Далее нажмите «запросить проверку» и ожидайте результаты, которые не заставят себя долго ждать.
3. Портал ФНС РФ.
Получить информацию о налоговой задолженности и штрафах вы можете с помощью сервиса официального сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Данный сервис наряду с информацией о задолженности предоставляет возможность получать:
Но один раз посетить налоговую все же придется, для того чтобы завести личный кабинет, если у вас его еще нет.
4. На официальном сайте ФССП (http://fssp.gov.ru/ )
Проверка штрафов у судебных приставов
На официальном сайте ФССП в «Банке данных исполнительных производств» содержится информация о просроченных административных штрафах. То есть о тех, по которым срок оплаты прошел, нарушитель во время не погасил штраф, и было открыто исполнительное производство судебными приставами.
1. Войти на сайт fssprus.ru. Перед вами сразу же будет форма для заполнения.
2. Ввести фамилию и имя или номер исполнительного производства (ИП).
3. Регион, если не определился автоматически, нужно выбрать из предложенного списка.
5. Далее сервис потребует ввести код с картинки для проверки того, что вы не робот.
6. По результатам поиска сервис выдаст вам список имеющихся исполнительных производств. Если же страница окажется пустой, значит у вас отсутствуют просроченные задолженности.
Также доступен и расширенный поиск по физическим лицам, юридическим лицам, по номеру исполнительного производства (ИП), по номеру исполнительного документа (ИД).
Здесь вам потребуется ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения, и указать регион, в котором вы проживаете.
Этот способ также является простым и удобным. Информацию вы получите сразу по результатам проверки в «Банке данных исполнительных производств». Дополнительным преимуществом данного способа является возможность погашения задолженности, обнаруженной при проверке.
Ограничение выезда из РФ – не единственная неприятность, с которой можно столкнуться в случае наличия невыполненных в срок обязательств по исполнительному производству. Судебные приставы могут также вынести постановление, например, о лишении вас права на управление транспортным средством, арестовать денежные средства, находящиеся на счетах и вкладах должника, описать и наложить арест на имущество. В некоторых случаях должник может даже подвергнуться уголовному преследованию.
Если вам необходимо получить справку об отсутствии задолженности, это можно сделать либо обратившись лично в соответствующий отдел ФССП с заявлением о получении справки, либо онлайн, с помощью портала госуслуг.
Если в почтовом ящике оказалась судебная повестка по административному делу…
Юридическая система – одна из самых запутанных сторон жизни общества. Разобраться, как себя вести, если вам пришла, например, судебная повестка по административному делу, без помощи специалиста бывает сложно.
Какие бывают правонарушения?
Правовое государство создано людьми для более эффективной жизни в группе. Все жители страны и лица, находящиеся в ней, обязаны выполнять правила, которые приняты в обществе. Все они прописаны в различных правовых документах.
Особенности таких ситуаций:
В итоге человек получает наказание:
Лица моложе 16 лет не подвергаются наказанию при административных проступках, поскольку за их поведение отвечают родители или опекуны.
Самые распространенные нарушения
Словосочетание «административная ответственность» звучит устрашающе. Под ним кроется список вещей, мешающих людям нормально жить. К ним относятся:
Как видно из примеров, речь идет о поступках, которые влекут за собой порчу имущества или причинения вреда здоровью окружающих людей или природы. Точного перечня не существует. Правительство ежегодно вносит коррективы и дополнения, обсуждает, какие аспекты жизни регулируются КоАП РФ.
Повестка в суд по административному делу
Когда для того, чтобы понять, был ли нарушен закон, необходимы все стороны: ответчик, истец, свидетели, эксперты и остальные – им присылают приглашение. Как правило, это формальность. Повестку получают двумя способами:
Зачем являться на слушание?
В большинстве случаев суд по административному правонарушению формален. Чаще всего, если кто-то сторон не приходит, дело рассматривают в его отсутствие. Иногда даже решение принимают без судебного слушания, на основании доказательств и свидетельств. Если же фактов недостаточно или у судьи есть вопросы, требующие разъяснения, то человека приводят в суд без его согласия.
Что может случиться, если вы не придете на суд:
Не согласиться с решением всегда можно, подав соответствующую жалобу. Однако, чтобы избежать неприятностей и ненужных трат нервов и беготни по инстанциям, лучше явиться по приглашению и участвовать в разборе ситуации. Вы сможете представить факты в свою защиту, которые подтверждают вашу невиновность, или смягчат наказание.
Теперь вы знаете, что такое судебная повестка по административному делу и что с ней делать. Система права, норм и свобод – дремучий лес для обычных людей. Самое важное – не поддаваться эмоциям, если сталкиваетесь с ней, а следовать правилам. Для помощи гражданам существует огромный аппарат юристов, адвокатов и других специалистов, которые разберутся даже с самой хитрой ситуацией.
Видео: как проходит заседание суда
В данном ролике будет показано, как именно проходит судебное заседание по административному делу:
Как узнать свои штрафы и оспорить их?
Как человек может проверить наличие или отсутствие штрафов? Как обжаловать незаконный штраф?
Человек может и не догадываться, что у него есть штрафы. Например, ненароком заехал на автомобиле за стоп-линию, не увидел знак «Ограничение скорости» и т.п.
Чтобы штрафы не были для человека «как снег на голову», необходимо проверять их на сайтах.
Практически каждый человек вынужден был зарегистрироваться на сайте госуслуг и ввести необходимые личные данные: ИНН, СНИЛС, номер автомобиля и т.п.
На госуслугах есть информация о штрафах ГИБДД, налоговых и судебных долгах. Поэтому можно не выходя из дому, узнать о своих долгах. С помощью госуслуг нельзя узнать о долгах по кредитам, о некоторых других административных штрафах.
Как узнать свои долги?
Долги можно проверить через сайт госуслуг либо через сайт судебных приставов, ГИБДД, налоговиков. Для проверки своих долгов на сайте госуслуг, необходимо зайти на главную страницу. Затем:
Например, для того чтобы получить данные по штрафам от ГИБДД нужно предварительно в личном кабинете ввести сведения о регистрации транспортного средства, номер водительского удостоверения. А далее выбрать вкладку «Транспорт и вождение» и «Автомобильные, дорожные штрафы».
На уплату штрафа выделяется 60 дней с даты вступления постановления в силу.
Для оперативного получения информации о штрафах в режиме реального времени лучше установить мобильное приложение сайта госуслуг. Другим выходом является установление настроек на госуслугах, указав удобный способ получения информации.
Это важно, потому что при оплате штрафа в течение 20 дней автоматически рассчитается скидка 50%.
Если штраф оплачивается картой «Мир», то банковская комиссия не взымается.
Чтобы сэкономить на оплате банковской комиссии автомобильного штрафа оплачивать надо:
Картой «Мир» можно оплатить без комиссии следующие штрафы:
50% скидка не действует за вождение в пьяном виде, отказ от медицинского освидетельствования, употребление алкоголя после ДТП или за нарушение ПДД, из-за которого пострадали люди. Нельзя уменьшить вдвое штраф за повторные нарушения.
Чтобы получить данные по судебным долгам, нужно перейти в раздел «Безопасность и правопорядок», затем выбрать вкладку «Судебная задолженность».
Наличие долгов у судебных приставов проверяется по ФИО и дате рождения.
Эту же информацию можно найти на сайте УФССП (https://fssp.gov.ru). Банк данных исполнительных производств содержит информацию об основании взыскания задолженности, например, реквизиты судебного приказа либо решения суда.
С помощью сайта госуслуг можно узнать и налоговые долги.
Как оспорить штрафы или долги?
Узнав о долгах, человек либо соглашается и оплачивает их, либо оспаривает. На практике случается, что долги ошибочно «висят» на человеке.
Например, налоговая задолженность числилась на сайте госуслуг, однако на сайте налоговиков ее не было. В этом случае достаточно написать обращение на сайте госуслуг для того, чтобы убрали долги.
Нередко за человеком ошибочно числятся долги в банке исполнительных производств. Например, долг был давным-давно оплачен, но они по-прежнему «висят» в базе данных. Тогда нужно обратиться непосредственно в подразделение судебных приставов по указанному адресу в банке данных исполнительных производств либо по телефону или электронной почте.
Обычно запись о долгах удаляется не сразу, а в течение 3-7 дней с момента оплаты.
Иная ситуация возникает, когда человек не согласен с выставленным штрафом. Чаще всего, это касается автомобильных штрафов. На обжалование штрафов отводится 10 суток с даты получения постановления об административном правонарушении.
Подается жалоба в ведомство, которое выписало штраф.
Это может быть МАДИ, АМПП или ГИБДД.
Например, жалобу в МАДИ удобнее подать на сайте mos.ruв разделе «Услуги», на портале «Автокод», через электронную приемную Правительства г. Москва. Также можно подать жалобу очно или почтовым отправлением.
Если отказано в ведомстве, то гражданин может добиваться правды через суд.
Уточненные разъяснения Пленума ВС РФ о порядке применения судами КоАП РФ
В конце декабря 2013 года было скорректировано Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» 1 (далее – Постановление). Помимо чисто технических изменений, связанных с тем, что законодательство с момента принятия постановления ушло вперед, документ дополнен рядом разъяснений, которые могут быть полезны всем участникам производства по делам об административных правонарушениях.
В частности, пересмотрены и дополнены положения, связанные с вопросами территориальной подсудности, оформления полномочий защитника и представителя, квалификации правонарушений, обжалования постановлений об административных правонарушениях, конфискации орудий и предметов правонарушений, а также спецификой рассмотрения отдельных составов административных правонарушений. Ниже рассмотрены наиболее важные изменения.
Правила определения подсудности
Дела об административных правонарушениях, перечисленных в абз. 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пп. «д» п. 3 Постановления). Речь идет о правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, ст.ст. 14.31-14.33 КоАП РФ.
При этом дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (части 1-2 ст. 23.1 КоАП РФ) и не указанных в абзацах 4-5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности. В том числе неважно, совершены правонарушения юридическими лицами, гражданами или индивидуальными предпринимателями (пп. «е» п. 3 Постановления).
Также разъяснен вопрос об определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности. В таких случаях необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Однако подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (абз. 3 пп. «з» п. 3 Постановления). При этом КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника) (абз. 4 пп. «з» п. 3 Постановления).
Также подчеркивается, что лицо, подающее ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, не обязано указывать причины, по которым оно просит об этом и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин, так как это не предусмотрено КоАП РФ. Однако судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов. К таким случаям, в частности, относятся:
В определении об отказе в удовлетворении названного выше ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. абз. 5-10 пп. «з» п. 3 Постановления).
«Таким образом, закреплен дополнительный элемент защиты от произвольного отказа в удовлетворении ходатайства», – комментирует описанные изменения адвокат Московской коллегии адвокатов «Юстиция» Александр Дасаев.
Также Пленумом ВС РФ разъяснен порядок определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта и т.п.). В таком случае, исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения структурного подразделения, проводившего административное расследование (абз. 13 пп. «з» п. 3 Постановления).
Территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, вынесенные в порядке, предусмотренном (абз 2 п. 30 Постановления).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в вышестоящий суд общей юрисдикции. Необходимое условие – они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. (абз. 2 п. 33 Постановления).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
В новой редакции Постановления закреплено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим. Это обусловлено тем, что такое определение исключает возможность дальнейшего движения дела и затрагивает право указанных лиц на судебную защиту. Также оно может быть опротестовано прокурором (абз. 5. п. 4 Постановления).
Александр Дасаев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Юстиция»:
«Данное нововведение увеличивает объем прав на судебную защиту лиц, участвующих в деле. Часто допускаемой ошибкой судов является возврат протоколов по мотиву недостаточности доказательств. Подобные определения могут выноситься лишь при очевидной необходимости соответствующих доказательств и если их недостаточность нельзя преодолеть в ходе подготовки дела к слушанию. В противном случае возможно безосновательное затягивание производства по делу, которое может повлечь такие последствия, как утрата имеющейся доказательственной базы, или истечение срока давности привлечения к административной ответственности».
Согласно уточненным разъяснениям Пленума ВС РФ, КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол (абз. 6 п. 4 Постановления). При этом передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, осуществляется на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Определение должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ и в частности, содержать мотивы принятого решения. Тем не менее, отсутствие соответствующих мотивов не может являться основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми они составлены (абз. 7 п. 4 Постановления).
Если при подготовке дела к судебному разбирательству в материалах одного дела имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, то каждый протокол принимается для рассмотрения в отдельном производстве. Постановление выносится по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (абз. 8 п. 4 Постановления). Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (абз. 9 п. 4 Постановления).
Разъяснен ряд случаев, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения. В том числе, это ситуации, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. При этом должны быть соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343. (абз. 2 п. 6 Постановления).
Вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, должен быть решен применительно к общим положениям ч. 2-3 ст. 53 ГПК РФ (абз. 2 п. 8 Постановления). Это связано с тем, что КоАП РФ не регулирует соответствующие вопросы. При этом если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя, то он должен быть допущен к участию в деле без представления доверенности (абз. 3 п. 8 Постановления).
Андрей Шугаев, научный руководитель Межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры г. Москва», адвокат, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, д. ю. н., профессор:
«Постановлением Пленума ВС РФ предусмотрено право лица, в отношении которого рассматривается дело в суде, заявить ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности. В то же время неясно, должен ли в таком случае защитник иметь при себе ордер на участие в деле, как это предусмотрено ч. 5 ст. 53 ГПК РФ».
Тем не менее, ряд прав представителя все равно должен быть специально оговорен в доверенности (абз. 4 п. 8 Постановления):
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании ч. 1. ст. 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу ч. 2 ст. 24.4 и ст. 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением (абз. 3 п. 9 Постановления). Участники производства по делу об административном правонарушении вправе знакомиться с протоколом судебного заседания в случае его ведения. При несогласии с содержанием протокола указанные лица вправе изложить свои замечания в жалобе на принятое по делу постановление (абз. 4 п. 9 Постановления).
Андрей Шугаев, научный руководитель Межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры г. Москва», адвокат, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, д. ю. н., профессор:
«КоАП РФ, а также Постановление Пленума ВС РФ предусматривает право суда отказать в удовлетворении ходатайства о ведении протокола судебного заседания. Думается, что такое ходатайство, если об этом заявляет лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно удовлетворяться в любом случае, поскольку это гарантирует лицу конституционное право на судебную защиту его интересов. И альтернатив здесь быть не должно».
Также как и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении (новое) не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Тем не менее, не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов при рассмотрении административных дел, а также по жалобам и протестам на постановления по таким делам (п. 10 Постановления).
Также Пленумом ВС РФ разъяснены особенности применения норм ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ. Так, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, судья вправе назначить лишь основное наказание (абз. 2 п. 25 Постановления).
Обжалование постановлений об административных правонарушениях
Право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд имеет любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных правонарушениях. При этом такое право имеет как лицо, непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее (абз 2 п. 10 Постановления). Тем не менее, названные должностные лица не обладают правом на обжалование указанного постановления в порядке надзора (ст. 30.12 КоАП РФ).
Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на это постановление, в том числе в порядке надзора (ч. 5 ст. 30.9, ч. 4 ст. 30.12 КоАП РФ). Однако ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ не наделяет такими полномочиями должностных лиц коллегиальных органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении (абз. 5 п. 10 Постановления).
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ. Например, совершение лицом, подвергнутым административному наказанию за нарушение ПДД по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (абз 2 п. 16 Постановления). Данное разъяснение дано Пленумом ВС РФ в контексте ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность».
В случае обнаружения в протоколе об административном правонарушении неправильной квалификации совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать его на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства. Согласно содержащимся в Постановлении изменениям, данное правило может применяться даже в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов (ранее позиция была прямо противоположная). Однако назначаемое при этом наказание не должно ухудшать положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (абз. 2 п. 20 Постановления).
С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. В качестве примера Пленум ВС РФ приводит административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ (абз. 4 п. 21 Постановления).
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу (абз. 3 п. 23 Постановления).
Административное выдворение из страны
Указание на форму административного выдворения из страны в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным (абз. 1 п. 23.1 Постановления). Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении. На основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ соответствующим заявлением в суд может обратиться орган, должностное лицо, приводящих постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно вынесено.
Данный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены. Необходимое условие – из материалов дела должно усматриваться, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
Следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому судья должен исходить из действительной необходимости применения такой меры ответственности и ее соразмерности целям административного наказания. Таким образом, должен быть достигнут справедливый баланс публичных и частных интересов.
Александр Дасаев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Юстиция»:
«Неоднозначные ситуации возникают при вынесении решений о выдворении нарушителя миграционного законодательства за пределы РФ. Часто это делается без учета международно-правовых норм и практики Европейского суда по правам человека. Теперь разъясняется что выдворение лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав и основных свобод. Это само по себе достаточно гуманно в свете наблюдающихся тенденций, направленных на ужесточение миграционного законодательства».
Конфискация орудия или предмета правонарушения
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ (абз. 1 п. 23.2 Постановления).
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией. В данном случае предполагается лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно и не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности (абз. 3 п. 23.2 Постановления)
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, п.1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») (абз. 4 п. 23.2 Постановления).