как узнать задолженность снт по электроэнергии
ФАС в СМИ: Энергосбыт не имеет права отключать за долги электроснабжение СНТ, где есть исправные плательщики. Разъяснения ФАС
Энергосбытовые и электросетевые компании не имеют права ограничивать энергоснабжение СНТ, если у части членов СНТ отсутствует задолженности по оплате электроэнергии. Такое решение для энергетиков кажется «простым», однако оно нарушает права добросовестных потребителей, разъясняет управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Ведомство предостерегает: если в результате отключений пострадают исправные плательщики за свет, энергокомпании получат крупные штрафы.
Проблема массовых отключений электроэнергии в СНТ
В Пермское УФАС России начали поступать жалобы от граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, на действия компании ПАО «Пермэнергосбыт», имеющей статус гарантирующего поставщика электроэнергии в Пермском крае.
Нельзя отключать свет всему СНТ, если в нем есть исправные плательщики
Поставщик электроэнергии, не получая от СНТ ежемесячную оплату услуг в полном объеме, прежде чем вводить меры по отключению электроэнергии в СНТ, должен выяснить, имеются ли члены товарищества, у которых нет задолженности за потребленную энергию.
Если таковые есть, то энергосбытовая и сетевая организации обязаны принять все меры по обеспечению соблюдения законных интересов добросовестных потребителей на бесперебойное электроснабжение.
Крупные штрафы за отключение электроэнергии исправным плательщикам
В случае факта совершения нарушений, в отношении энергетиков может быть возбуждено антимонопольное дело, по итогам которого им могут грозить оборотные штрафы от 1/100 до 15/100 суммы выручки от реализации соответствующих услуг.
МОСЭНЕРГОСБЫТ ЗАПУСТИЛ НОВЫЙ СЕРВИС, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ УЗНАТЬ СВОЙ БАЛАНС ЧЕРЕЗ СМС
Мосэнергосбыт предлагает клиентам компании новый сервис, с помощью которого можно получать информацию о состоянии своего лицевого счёта, отправив SMS-сообщение.
Чтобы узнать свой текущий баланс (наличие задолженности или переплаты, сумму последнего платежа и последние учтенные показания прибора учета электроэнергии), нужно отправить сообщение с текстом «Balance» на короткий номер 9077. Отправляя SMS, вы оплачиваете только стоимость отправки сообщения согласно тарифному плану своего оператора связи. Данная услуга доступна абонентам операторов Билайн, Мегафон и МТС.
Чтобы приступить к использованию данного сервиса, необходимо зарегистрировать свой номер мобильного телефона в Личном кабинете клиента на сайте www.mosenergosbyt.ru (с момента его регистрации и до окончания обработки на сервере компании должно пройти не менее суток).
Если номер телефона отсутствует в базе Мосэнергосбыта или на него зарегистрировано несколько лицевых счетов, клиенту в ответ на запрос придет сообщение «Номер телефона не зарегистрирован. Обратитесь в Контактный центр по телефону 8-800-55-000-55» В Личном кабинете клиента также можно подписаться на сервис «SMS-оповещения».
Группа «Интер РАО» – диверсифицированный энергетический холдинг, присутствующий в различных сегментах электроэнергетической отрасли в России и за рубежом. Компания занимает лидирующие позиции в России в области экспорта-импорта электроэнергии, активно наращивает присутствие в сегментах генерации и сбыта, а также развивает новые направления бизнеса. Стратегия ИНТЕР РАО ЕЭС направлена на создание глобальной энергетической компании – одного из ключевых игроков мирового энергетического рынка. Установленная мощность электростанций, входящих в состав Группы «Интер РАО» и находящихся под её управлением составляет 33,5 ГВт.
Передать показания счётчиков электроэнергии и узнать баланс лицевого счёта стало проще
Получить консультацию по лицевому счёту, узнать свой баланс, тариф, дату и размер последнего платежа, а также передать показания электросчётчика в АО «Мосэнергосбыт» стало проще. Теперь всё это можно сделать на сайте компании при помощи чат-бота без предварительной регистрации.
Раньше сервис предоставлял пользователям лишь справочные сведения общего характера, информацию о деятельности компании и ответы на часто задаваемые вопросы. Теперь же возможности чат-бота существенно расширились.
Воспользоваться новым функционалом виртуального консультанта просто. Для этого в диалоговом окне необходимо ввести одну из следующих фраз:
— передать показания/хочу передать показания;
— как узнать баланс/хочу узнать баланс/какая у меня задолженность/как узнать задолженность;
— последний платёж/мой последний платёж/сколько я платил в прошлом месяце;
— какой у меня тариф/мой тариф.
После ввода соответствующей команды система предложит пройти идентификацию по номеру лицевого счёта и подтвердить адрес и предоставит необходимую информацию либо примет показания счётчика. Для корректного использования сервиса необходимо строго следовать инструкциям и подсказкам чат-бота.
«В последнее время «Мосэнергосбыт» активно внедряет и развивает сервисы дистанционного обслуживания, в т.ч. с использованием элементов искусственного интеллекта. В их основу ложатся передовые отечественные разработки, которые по многим характеристикам существенно превосходят зарубежные аналоги. На сегодняшний день обновлённый чат-бот доступен только в WEB-версии сайта. Но в наших планах в самое ближайшее время адаптировать его и под различные форматы мобильных платформ», – отметил директор Центра дистанционного обслуживания АО «Мосэнергосбыт» Антон Сункин.
С другими способами передачи показаний можно ознакомиться здесь.
Кто хозяин киловатта
Конфликт у садоводов и энергетиков начался не сразу. Десять лет компания не проверяла оборудование, через которое садовое товарищество получало электроэнергию. А когда старый трансформатор все же поменяли, энергетики выставили товариществу неподъемный счет. Граждане платить отказались, и компания предъявила им иск за «неучтенное потребление электроэнергии».
Началом истории можно считать момент, когда сбытовая компания начала поставлять электроэнергию в только что созданное садовое товарищество. А спустя десятилетие пришла туда с проверкой оборудования. Выяснилось, что оно давно устарело и его надо менять. Переговоры руководства СНТ и энергетиков о замене оборудования шли долго и вяло.
Суд иск рассмотрел и отказал энергосбыту. Но апелляция отменила такое решение и приняла прямо противоположное. Вторая инстанция решила, что отсутствие пломб на трансформаторе свидетельствует-таки о допущенном товариществом «безучетном потреблении электроэнергии». Также в вину садоводам было поставлено то, что они не уведомили энергетиков о замене трансформатора в письменном виде.
Верховный суд изучил материалы спора и отменил решение апелляции, оставив в силе решение первого суда, который отказал энергетикам в желании получить больше миллиона рублей за «безучетное потребление электроэнергии».
Дела о правильном начислении оплаты за электроэнергию сегодня считаются очень распространенными в наших судах. Энергетики стали активно выставлять гражданам счета и в случае неуплаты требовать исполнения обязательств. В том числе через суды.
Так, недавно Верховный суд объяснял, кому заплатят жильцы многоквартирного дома в Пскове за электричество. В этом доме после расторжения договора с управляющей компанией поставщик продолжил снабжать жильцов электроэнергией. Причем делал это, минуя управляющую компанию. Оплату он требовал непосредственно от собственников.
Жильцы дома пожаловались в прокуратуру. Они написали, что плату за электричество на общедомовые нужды им начисляют не по нормативу, а по показаниям приборов учета. В надзорном ведомстве решили, что действия поставщика были незаконными. Прокуроры выдали бывшему поставщику представление, которое тот обжаловал в суде.
Прокуратура в свою очередь обжаловала это решение в Верховном суде. Представители надзорного ведомства пояснили: организация может являться непосредственным исполнителем коммунальной услуги и выставлять счета гражданам за электроэнергию от своего имени лишь при одном условии. Только в том случае, если с этим согласились собственники квартир на общем собрании. Однако такого общего собрания жильцы многоквартирного дома не проводили, подчеркнули прокуроры.
По мнению прокуратуры, отсутствие договорных отношений между управляющей компанией и энергосбытом не дает последнему права взимать платежи непосредственно с жителей дома. Верховный суд, выслушав доводы сторон, согласился с позицией прокуратуры.
Еще в одном похожем споре, Верховный суд решал, должна ли управляющая компания оплачивать электричество для общедомовых нужд, если собственники платят за свет непосредственно ресурсоснабжающей организации? Такой вопрос решали суды в Ульяновской области. Там энергетики поставляли электричество в многоквартирные дома поселка. Компания делала расчет и выставляла собственникам квитанции на оплату. В том числе и траты на общедомовые нужды. Хотя собственники приняли решение о заключении договоров управления с другим местным обществом.
После того как в дело вмешалась прокуратура, энергетики сделали перерасчет платы за электроэнергию и предъявили этой местной фирме требования об оплате объёмов, превышающих установленный норматив. Та отказалась.
Апелляция это решение отменила. Энергетики пошли в Верховный суд. Там сказали, что у апелляции не было оснований освобождать от оплаты за электроэнергии, поставленной обществом на общедомовые нужды, в объеме, превышающем норматив потребления этой услуги, компании, в управлении которой находятся многоквартирные дома. Верховный суд сказал, что решение первой инстанции было правильным.
Как узнать сумму задолженности по лицевому счёту или адресу за электроэнергию
Российское законодательство предусматривает необходимость погашения счетов по коммунальным платежам до 10 числа следующего месяца за текущим. Если плана не внесена вовремя, у владельца жилья образуется задолженность. Рассмотрим, как можно узнать размер долга за электроэнергию, и чем грозит потребителю уклонение от своевременной оплаты потреблённых ресурсов.
Как узнать размер задолженности
Самый простой способ, позволяющий достоверно уточнить создавшуюся ситуацию с задолженностью за электроэнергию – потратить время на личный визит в Энергосбыт.
Но не всегда у плательщика достаточно свободного времени для посещения данной инстанции. К тому же, лично посещать офис поставщика не обязательно. Имеется ряд альтернативных возможностей, которые предоставляют современные технологии.
По лицевому счёту
Каждому потребителю организация-поставщик каждому потребителю присваивает индивидуальный номер лицевого счёта, по которому идентифицируется владелец. Зная этот номер, не составит большого труда узнать сумму задолженности, не выходя из дома. Для этого у плательщика есть несколько возможностей, рассмотренных далее.
Интернет
Если у потребителя есть свободный доступ к интернету, информацию о размере долга за электроэнергию может быть получена удалённо через сайт организации-поставщика. Для этого необходимо:
Через данный сайт можно также передавать текущие данные по показаниям индивидуального прибора учёта. Сайт Энергосбыта – не единственная возможность, позволяющая узнать размер долга по лицевому счёту.
С помощью интернета можно получить необходимые сведения, обратившись к следующим ресурсам:
Владельцу жилья не потребуется предоставлять никакие личные документы. Достаточно располагать сведениями о персональных данных и номере лицевого счёта.
Госуслуги
Ещё одна возможность, предоставляемая интернетом – портал Госуслуги. Этот государственный ресурс позволяет получить необходимые сведения о размере задолженности за электроэнергию, если потребитель зарегистрирован на данном ресурсе. Дополнительно также можно оплатить счета Энергосбыта.
Регистрация проходит в 3 этапа. Для этого необходимо:
Чтобы уточнить размер долга по оплате электроэнергии, предусмотрен следующий порядок действий:
После этого система предоставляет возможность удалённой оплаты посредством банковской карты или веб-банкинга.
Терминалы
Аналогичная возможность предоставляется с помощью терминалов, установленных в общественных учреждениях, торговых заведениях или финансовых организациях.
Порядок действий аналогичен. Для этого достаточно выбрать соответствующий раздел, необходимый вид ресурсов, указать организацию и номер лицевого счёта потребителя. Данные будут отображены на экране.
По телефону
Плательщику могут помочь сотрудники абонентского отдела Энергосбыта. Зная номер лицевого счёта, достаточно позвонить по номеру указанной службы, чтобы получить необходимые сведения. Потребителю могут задать несколько дополнительных вопросов, чтобы удостоверить его личность.
Телефонный номер не составит труда узнать через интернет, в договоре о предоставлении услуг, счёте на оплату электроэнергии.
По адресу
Если плательщик не располагает сведениями о номере лицевого счёта, сумму задолженности можно узнать по адресу потребителя, дополнительно указав персональные данные.
Информация может быть предоставлена по телефону или в результате личного визита в учреждение. Посещение соответствующего подразделения Энергосбыта позволит исключить все вопросы относительно долга. Для этого необходимо:
Для визита владельцу необходимо подготовить следующую документацию:
Обращаться должен непосредственный владелец жилья. В противном случае его представителю необходимо предъявить соответствующую доверенность, подтверждающую полномочия доверенного лица.
Что будет за неуплату
Задолженность по оплате потреблённой электроэнергии может привести к следующим неблагоприятным последствиям для владельца:
Дополнительно к финансовым санкциям, судебный орган и исполнительная служба, занимающаяся взысканием долга, могут прибегнуть к мерам, предусматривающим наложение запрета на выезд за границу, использование транспортного средства и пр.
Злостные должники рискуют подвергнуться уголовному преследованию и отчуждению имущества в счёт погашения задолженности.
Советы
Неблагоприятных последствий можно избежать, если воспользоваться следующими рекомендациями:
При возникновении спорных ситуаций, вызванных ошибками в ходе транзакций по перечислению оплаты, сбоями в работе электронных систем или другими причинами, избежать претензий поставщика поможет личное посещение учреждения с предоставлением указанной выше документации.
Своевременная оплата позволит плательщику исключить претензии со стороны поставщика, предоставляя последнему возможность бесперебойного энергоснабжения.