Онлайн DMX 512 калькулятор или как еще называют калькулятор DIP для просчета DMX адреса. Для тех кто первый раз пользуется ниже есть пояснение, как и что делать.
Калькулятор DMX онлайн
Как пользоваться
В большинстве современных пультов и программ уже есть встроенный калькулятор 1) Например пульт выдал адрес 120. Вбиваем этот адрес в калькулятор и выставляем переключатели как показала программа.
Немного о DIP Switch переключателях
DIP–переключатель (или переключатель в корпусе ДИП) — это элемент управления. Этот элемент управления представляет собой группу из нескольких переключателей, заключенную в корпус DIP (dual in-line package). Термин DIP–переключатель (DIP Switch) может относиться как ко всей группе в корпусе ДИП, так и к отдельному переключателю из этой группы. Бывают нескольких видов. Самый распространненный в световой среде DIP на 9 переключателей В некоторых разновидностях приборов DIP 9 Switch используется вместе с D*IP 4 Встречаются и такие:
Что такое MODE приборов
Моды это режимы работы от DMX линии. Моды бывают разные одни добавляют функций другие урезают. Делается это для экономии адресов DMX. Вот пример: У вас в наличии стробоскоп MARTIN ATOMIC 3000 Прибор может работать в 3 режимах от DMX. И второй набор DIP переключателей с 6 переключателями отвечает за МОД. Моды можно посмотреть в мануале(техдокументации) на прибор.
Теперь давайте разберемся, и посчитаем сколько этих стробоскопов мы сможем посадить на 512 канальный пульт используя разные моды.
Из документации мы видим что в первом режиме используется всего 1 адрес. Так если выставив 5 и 6 адрес на переключаетеле мы включим режим работы от 1 адреса. И на одном канале мы сможем управлять интенсивностью, и частотой одновременно. Выставив просто 6 адрес мы включим трехканальный режим. И по 3 каналам с пульта, сможем управлять частотой интенсивностью, и яркостью.
Мод 1, использует один канал в итоге получим 512 стробоскопов(512/1=512) Мод 2, используются три канала и в итоге получаем 170 стробоскопов и еще один можно посадить на мод 1(512/3=170 и еще один канал в запасе) Мод 3, используется четыре канала и в итоге получаем 128 стробоскопов(512/4=128) Можно сразу подумать как и сколько приборов разместить и на каких приборах будет важно сэкономить адреса, а на каких нет.
Сценический свет: все, что нужно знать о протоколе DMX-512, адресация устройств и программирование
Сценический свет: DMX-512 и управляемые приборы
В сети можно найти много информации о протоколе DMX-512, но в большинстве случаев это лишь базовая и теоретическая информация, которая довольно часто является устаревшей и неактуальной. Что же касается разбора DMX-512 с практической точки зрения, то подобные статьи очень сложно найти, ведь зачастую этим занимаются специалисты. С одной стороны, это правильно, но если говорить о DMX-512 в целом, то это довольно простой протокол, работу с которым можно освоить и самостоятельно. Именно этому и будет посвящена наша статья.
С чего всё начиналось? Не так давно, интеллектуальных приборов еще не было, а для освещения сцены использовались различные проекторы и световые приборы с ручной регулировкой яркости. Прожектор нужно было вручную направлять на нужный участок сцены, а для смены цвета освещения приходилось вставлять разные светофильтры. Управления таким сценическим освещением осуществлялось при помощи дополнительных устройств или же вручную. Для этого также использовались специальные программы перемигивания ламп или специальные ручки на пульте для регулировки яркости света.
Учитывая такой принцип работы, возник вполне закономерный вопрос: как можно соединить пульт управления с прожекторами? Изначально использовался самый простой вариант – соединение силовой части с пультом, а потом уже подключение кабелей к прожекторам. Такое решение является вполне неплохим для небольших систем сценического света с относительно небольшой мощностью, но как быть, когда в такую систему входят десятки прожектором с мощностью по 500 Вт? Очевидно, что для этого нужно было искать другое решение, в связи с чем и начали разрабатываться новые интерфейсы управления, самым популярным из которых стал DMX-512.
Всё, что нужно знать о DMX-512
После принятия стандарта «0-10V», разработчики начали активно искать новые интерфейсы и методы подключения светотехники. Один из первых вариантов выглядел следующим образом: относительно GND (общего провода) подается аналоговое напряжение постоянного тока 0-10V, позволяющее регулировать яркость в максимально широком диапазоне (от 0 до 100 процентов). Таким образом, всё это передается по управляющему кабелю, а разные каналы не пересекаются между собой. Единственное ограничение – это мощность диммера, т.к. от нее зависит максимальное количество прожекторов, которые можно подключить одновременно. Со временем, подобный тип подключения начал активно развиваться, в результате чего поддерживаемое количество каналов становилось всё больше. Тем не менее, по целому ряду причин интерфейс 0-10V стал себя изживать. Прежде всего, это было связано с отсутствием масштабирования и защиты от помех, из-за чего большое количество диммеров «просаживало» управляющее напряжение, а вместе с ним и общий канал. К тому же, и сам концепт световых приборов изменился, а поэтому изобретение новых интерфейсов управления было просто необходимым. Рынок микроконтроллером начал развивать огромными темпами, и протокол DMX-512 занял на нем достойное место.
Изначально DMX-протокол был разработан для того, чтобы разработчики светотехники смогли заменить аналоговые интерфейсы диммеров на цифровые. Реализовав такую задумку, разработчики не стали останавливаться и продолжали расширять возможности данного протокола. Со временем, на рынке начала появляться так называемая интеллектуальная светотехника, которая лишний раз подчеркнула весь потенциал и «профит» интерфейса DMX-512.
Что же представляется собой DMX-512? По сути, это протокол, который физически построен на стандарте RS-485. Всё те же правила монтажа линии (терминаторы, усилители, опторазвязки) и микросхемы приемо-передатчиков, только в новом формате. Для этого используются трех- и/или пятиконтактные разъемы, а на самом DMX-приборе есть разъемы «мама» и «папа», параллельно соединенные между собой, для более удобного подключения устройств в единую линию связи. Формат передаваемых данных тоже максимально простой: стартовый флаг и 512 байт для каждого канала, затем передача данных с частотой 50-60 раз в секунду. Таким образом, все подключённые устройства являются пассивными и не связываются с пультом напрямую. Банальная передача данных по линии, и не более.
Что это дает пользователю? Максимальный комфорт и удобство в использовании: просто подключаете приборы по цепочке в одну линию (от пульта до приборов), выставляете адреса и готово! И даже если один из приборов выйдет из строя, то остальные будут продолжать работать, т.к. соединены они параллельно. Если же вам нужно установить одинаковые параметры для нескольких приборов, им можно дать одинаковый адрес, чтобы они следовали единым установкам, а вам не пришлось настраивать каждый из них по отдельности.
DMX-каналы и адресация устройств
Теперь давайте всё же вернем к протоколу DMX, разберем вопрос адресации устройств и использования каналов. По сути, адрес – это номер байта (от 0 до 255), который используется для отправки данных нужному устройству, подключенному через DMX-протокол. Он нужен для того, чтобы полученные параметры были обработаны конкретным устройством из сети, а не всеми из них.
Поскольку все устройства подключены в одну сеть, то отправленный пакет данных получит каждое из них. Адрес же – это своеобразная фильтрация, благодаря которой прибор пропускает все данные до той их части, которая предназначена именно ему. Таким образом, считывается и обрабатывается только та часть пакета данных, которая соответствует номеру (адресу) прибора в подключенной сети. При необходимости, один адрес можно присвоить сразу нескольким устройствам одной модели, чтобы они работали синхронно.
Как задать адрес устройству? Обычно это делается при помощи двоичного кода через программу или переключатели/дисплей на самом устройстве. После этого вам придется столкнуться с таким понятием, как «канал». Актуально это в случае с большими системами светотехники, в состав которых входит несколько диммерных блоков или же одно большое устройство с десятью диммерами. В таком случае, каждый из выходов будет иметь свой номер, т.е. канал подключения. Настройка осуществляется аналогично выбору канала: выставляется номер (только теперь не самого устройства, а канала), по которому происходит фильтрация данных.
Важно понимать, что если прибор с адресом «1» включает в себя три канала «1, 2 и 3», то в таком случае следующему устройству нужно будет присвоить адрес «4» (а не «2»!), чтобы всё работало корректно. В противном случае несколько устройств обрабатывали бы одни и те же данные, в результате чего нельзя было бы выполнить их настойку по отдельности.
Адреса можно выставлять не только в точной очерёдности, но и делать пропуски между ними. Правда, при этом стоит учитывать и особенности пульта/программы, т.к. некоторые из них (особенно дешевые) могут иметь группы адресов, например, «12 приборов по 16 каналов каждый». В таком случае, адреса придется еще и «подогнать» под пульт управления.
Протокол ArtNet
Активное использование нескольких DMX-цепочек стало причиной изобретения еще одного крайне полезного протокола – ArtNet. Работает он на удивление просто: по сути, это обычная IP-сеть с IPv4-адресами с небольшой поправкой на диапазон адресов (2.0.0.0), маску подсети (255.0.0.0) и UDP-протокол.
Как это работает? Для использование данного протокола используются конвертеры ArtNet <> DMX-512 (аналог LAN <> RS-485). Единственное отличие – это наличие буферной памяти на выходе, благодаря чему данные передаются постоянно (циклично). На практике это выглядит следующим образом: компьютер или пульт управления подключается к этому конвертеру, а к нему уже подключаются линии и приборы из сети DMX-512. Для расширения сети можно использовать не только основные сети (Net), но и подсети (SubNet), в результате чего количество подключаемых каналов кажется и вовсе безграничным!
Как это всё программируется?
Если с подключением такой системы всё более-менее понятно, то необходимость программирования всего этого многих пользователей пугает. На самом же деле, всё не так страшно.
Настройка и управление диммером – это самое простое, т.к. тут вы можете изменить только параметр яркости. Но как быть в случае со сканером или вращающимися головами, которые поддерживают много разных функций? Не зря говорят, что инструкция – это лучшее начало для знакомства с прибором (в том числе и светотехникой). В документации светового прибора указываются все каналы, их значения и описание, что позволяет максимально точно настроить его для эффективного управления и работы в дальнейшем. К примеру, в инструкции сканера может быть указано, что для управления используется первый канал, в котором значения 230-239 отвечают за выключение, 128-139 – за включение прибора, а 0-127 – это изменение скорости вращения вентилятора (управление системой охлаждения). Второй канал уже будет включать другие функции с соответствующими значениями. Разумеется, чем больше функций в приборе, тем больше каналов он будет занимать.
Если с инструкцией вы уже успели ознакомиться, тогда прибор нужно «привязать» к программе или пульту. В случае с пультом, удобство привязки и управления во многом зависит от конкретной модели и ее стоимости. Если вы купили дешевый пульт, тогда возможно вам еще и придется подстраивать систему под него. Более дорогие модели позволят вам сэкономить время и нервы, т.к. они поддерживают функцию Patch (переназначение каналов). При ее помощи вы можете настроить соответствие «прибор/канал=ручка/кнопка на пульте», чтобы в дальнейшем было более удобно работать с DMX-системой и всеми ее устройствами.
Аналогичный функционал можно реализовать и в программном плане. Для начала, нужно выбрать максимально удобный софт, правда и о его функционале забывать не стоит. Тут уже придется найти баланс между комфортом, простотой и широкими функциональными возможностями, благо в Интернете есть много достойных вариантов.
Еще одна из интересных возможностей настройки – это группировка каналов/приборов. Даже если устройства имеют разные модели и типы, их все равно можно объединить в одну группу, чтобы управлять ими одновременно. Как правило, при группировке приборов их логически разделяют на несколько групп, обычно по «зонам работы» (левые, правые, верх, низ).
С программированием устройств в сети разобрались. Следующий пункт – программирование самого света, для чего используются сцены, чейзеры и эффекты.
Сцена представляет собой совокупность всех каналов управления в определенный момент времени. Как правило, для сцены задается определенное количество временных интервалов, для плавного включения (Fade-In), работы (Hold) и выключения (Fade-Out). Если же смену света нужно сделать резкой, то проставляется значение Fade = «0». Как вариант, в сцену можно включить не абсолютно все приборы, а лишь определенные их группы, записав для каждой соответствующие действия.
Чейзер (Chase) – это специальный набор сцен, которые будут переключаться между собой. В большинстве случаев, это список, в котором четко обозначены сцены и время их выполнения (активации), а также порядок воспроизведения (повтор, подряд, рандом и тд).
Для создание более сложных и зрелищных результатов используются эффекты (Effects). В данном случае, изначально в программу добавляются сами эффекты, а только потом к каждому из них привязывается канал (или группа каналов). Таким образом, нет необходимости записывать каждый шаг круга для каждой сцены, а желаемого эффекта можно добиться максимально легко и просто!
Инструкция по работе с световым пультом DMX 192 и аналогами.
Световые пульты типа DMX 192, пожалуй самый распространенный тип контроллеров DMX512, который используется в небольших световых инсталляциях, где не требуется сложных систем управления и нет большого количества световых приборов.
Данный тип пультов имеется в линейки 99% производителей и конечно названия модели пульта будет различным, но принцип работы со всеми световыми пультами такого типа будет ОДИНАКОВЫМ!
Именно поэтому, данная инструкция подойдет для ВСЕХ световых контроллеров DMX512, которые выглядят вот так, либо похоже:
Компания Арт-Лайт предлагает Вам следующие модели световых пультов такого типа:
Как видите, эти пульты сделаны разными производителями и могут отличаться внешне друг от друга.
Так же стоит отметить, что пульты данного типа могут быть оборудованы устройствами для быстрого перемещения луча света, (джостиком), в приборах движения, (световые головы, сканеры, лазеры и т.п), однако эти дополнения не оказывают серьезной разницы на методику работы с контроллером, описанную ниже.
Порядок установки прожекторов.
Помните, что этот тип световых пультов определяет новый адрес через каждые 16 шагов. Вы должны указывать адрес каждого следующего прожектора, начиная с нового адреса ( через 16). Иначе доступ к каналам прожекторов будет неверным. Все прожектора с одинаковым адресом работают синхронно.
Ниже приведена таблица адресации прожекторов:
Прожектор
Адрес:
Прожектор
Адрес:
Прожектор
Адрес:
Прибор 1
001
Прибор 5
065
Прибор 9
129
Прибор 2
017
Прибор 6
081
Прибор 10
145
Прибор 3
033
Прибор 7
097
Прибор 11
161
Прибор 4
049
Прибор 8
113
Прибор 12
177
Как выставить нужный DMX адрес на световом приборе:
Современные световые приборы предлагают 2 типа меню управления.
Переключатели Dipswitches устанавливаются по таблице:
Установка адресов DMX 512
Установка Dip переключателей: каждый Dip переключатель задаёт адрес, основанный на двоичном коде.
Номер Dip. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Значение 1 2 4 8 16 32 64 128 256
Требуемый адрес выбирается сложением значений включенных Dip переключателей.
Dip переключатель № 10не используется для DMX, обычно им включают некотоые функции, например: Главный /Ведомый, Звуковая активация, и т.д.
На каждое из 12 устройств назначено 16 channels.
Описание работы с контроллером DMX 192 канала:
После того как вы подключили пульт к устройствам и подали на него питание – он готов к работе.
1.1. Управление прожекторами в ручном режиме.
Выбрать прожектор соответсвующей кнопкой.
Задать значения каждого канала прожектора с помощью фейдеров.
Кнопкой PAGE-selection – можно выбрать канальные фейдеры либо 1-8 или с 9 по 16.
2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ СЦЕН
Для входа в режим программирования сцен нажмите и удерживайте кнопку PROGRAM в течении 3-х секунд.
В качестве подтверждения установки режима программирования индикатор PROG будет мерцать до тех пор, пока Вы не отмените режим программирования. Выбрать с помощью кнопки BANKS- требуемую программу.
Выбрать прожектор с помощью кнопки SCANERS. Сделать необходимые установки с помощью канальных фейдеров. Выбрать следующий прожектор им повторить процедуру. Нажать ADD и требуемую SCENE для того, чтобы запомнить первый шаг. Запрограммируйте следующие шаги до тех пор пока не закончится программа или не будет достигнуто максимальное количество шагов – 8. Нажать PROGRAMM для сохранения программы. Контроллер теперь в режиме BLACKOUT
2.2. Запуск программы.
Нажать BANK и выбрать желаемую программу. Нажать AUTO ( на дисплее загорится индикатор AUTO TRIGGER).С помощью SPEED FADER достигается скорость выполнения программы и время повтора с помощью TIME-FADER. Как альтернатива можно задать скорость программ нажатием дважды на TAPsynch. Интервал между нажатием будет соответствовать скорости программы ( до 10 минут).
2.3. Проверка программы.
Нажать и держать кнопку PROGRAM и выбрать желаемую программу кнопкой BANK. Проверьте каждую сцену нажатием кнопки SCENE.
2.4. Редактирование программ.
Если вы заметили, что сцена не соответствует вашему представлению или если необходимо отредактировать программу под новую площадку, вам необходимо в ручном режиме произвести изменение сцен.
Чейзом называется последовательность различных программ, которые вызываются одна за другой. С помощью DMX Operator можно запрограмировать до 6 различных чейзов до 240 шагов в каждом.
3.1. Программирование чейза.
Нажать и удерживать кнопку PROGRAMM. Выбрать нужный чейз кнопкой CHASE.
Выбрать желаемую программу кнопкой BANK. Выбрать желаемую сцену кнопкой SCENE. Нажать кнопку ADD. Программируйте следующие шаги, пока не закончатся сцены или количество шагов не станет 240. Нажмите и удерживайте кнопку PROGRAM для сохранения чейза.
Копирование банка в чейз.
Как альтернатива можно скопировать весь банк( все 8 сцен) в чейз. Для этого необходимо выбрать нужную программу кнопкой BANK и нажать кнопки BANK-COPY и ADD.
Нажать кнопку RECORD и выбрать нужную запись с помощью кнопки выбора прожектора SCANER.
3.3. Проверка чейзов.
Нажать и удерживая кнопку PROGRAM выбрать нужный чейз кнопкой CHASE. Нажать DISPLAY для переключения дисплея в шаговый режим. Проверьте каждую сцену нажатием соответствующей кнопкой BANK.
3.4. Редактирование чейза.
Нажать и удерживать кнопку PROGRAM. Выбрать требуемый чейз кнопкой CHASE. Нажать DISPLAY для переключения дисплея в шаговый режим. Нажать соответсвующую кнопку BANK для выбора сцены куда необходимо вставить шаг. Нажать кнопку ADD. Выбрать нужную сцену кнопкой BANK и кнопкой SCENE. Повторно нажать кнопку ADD.
Нажать и удерживать кнопку PROGRAM. Выбрать требуемый чейз кнопкой CHASE. Нажать DISPLAY для переключения дисплея в шаговый режим. Нажать соответсвующую кнопку BANK для выбора сцены которую необходимо удалить. Нажать кнопку DEL.
Нажать и удерживать кнопку PROGRAM для сохранения отредактированного чейза.
Нажать и удерживать кнопку PROGRAM. Выбрать нужный чейз кнопкой CHASE. Нажав и удерживая кнопку DEL нажать кнопку CHASE.
3.6. Удаление всех чейзов.
ВНИМАНИЕ! При выборе этой функции все запрогаммированные чейзы будут удалены без возможности восстановления. Сцены и программы останутся в памяти.
Нажать и держать кнопки BANK-DOWN и DEL при отключении питания. Включить питание снова.
4.КОПИРОВАНИЕ СЦЕН, ПРОГРАММ И ЗАПИСЕЙ.
Функция копирования облегчает программирование путем создания копий уже существующих сцен в программу.
4.1 Копирование сцены.
Нажать и удерживая кнопку PROGRAM выбрать программу кнопкой BANK. Нажать нужную сцену кнопкой SCENA. Нажать кнопку ADD и выбрать нужный банк куда вы хотите скопировать сцену. Нажать кнопку нужной сцены SCENA.
Нажать и удерживая кнопку PROGRAM выбрать программу кнопкой BANK. Нажать нужную сцену кнопкой SCENA. Нажать кнопку DEL и удерживая ее нажать нужную кнопку SCENA. Значение DMX этой сцены станет равно 0.
4.3 Копирование программы.
Нажать и удерживая кнопку PROGRAM выбрать программу кнопкой BANK Нажать кнопку ADD и выбрать нужный банк куда вы хотите скопировать программу. Нажать кнопку BANK-Copy.
4.4 Удаление программы.
Нажать и удерживая кнопку PROGRAM выбрать программу кнопкой BANK. Нажать кнопку DEL и удерживая ее нажать кнопку BANK-COPY.
4.5 Удаление всех сцен.
ВНИМАНИЕ! При выборе этой функции все запрограммированные сцены будут безвозвратно удалены.
Нажать и держать кнопки PROGRAM и DEL при отключении питания. Включить питание снова.
5. ЗВУКОВАЯ АНИМАЦИЯ.
Можно выбрать режим работы пульта от встроенного микрофона нажатием кнопки MUSIC (индикатор будет мигать). Программы и записи будут активированны только при наличии музыкальной трансляции. В тишине программы и чейзы остановятся.
Управление по MIDI
При помощи MIDI команд можно выбрать банк в любом режиме.
Эта функция позволяет вручную проиграть последовательность
Воспроизведение под музыку
Примечание: если вы выходите из режима, нажатием кнопки Chase, контроллер автоматически начнёт воспроизводить сцены из того банка, который был выбран последним. Чтобы остановить воспроизведение программы нажмите Blackout или Music, если был включен режим воспроизведения под музыку, или Auto.
Настройка MIDI канала
Note on: Принимает сигнал «нота» для выполнения функции.