В чем актуальность слова о полку игореве сегодня
Сочинение: В чем актуальность в «Слова и полку Игореве»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.02.2020 · Обновлено 19.02.2020
(436 слов) «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. Это произведение было написано приблизительно в 1185 году, но, несмотря на это, мысли и идеи, которые присутствуют в нем, до сих пор актуальны. Это вечные проблемы: любви, патриотизма, единства и искоренения жажды, богатства и славы.
Сюжет «Слова» повествует о походе Игоря и его брата Всеволода на половцев. Целью данного действа является стремление добыть себе признание, почести, драгоценности. Князьями управляют тщеславие и желание выделиться. Оно настолько сильно, что герои даже не обращают внимания на знаки природы, которые открыто говорят о плачевном исходе похода. Это и солнечное затмение, означающее беду и смерти («Середь бела-дня ночная тень//Ополченья русские покрыла»), и реакция животных («По оврагам волки завывают,//Крик орлов доносится из мглы»). Как и ожидалось, всё закончилось плохо для русского войска. Было убито очень много людей, а Игорь и Всеволод попали в плен. Однако это поражение отразилось и на судьбе всей Руси. Молодые князья своим опрометчивым поступком «запустили» процесс, и теперь «враги на Русь несутся тучей,// И повсюду бедствие и горе». Проблема тщеславия будет актуальна всегда, ровно как и «Слово о полку Игоревом».
Кроме того, в произведении звучит и другой значимый посыл. Это необходимость и важность единства. Только таким способом можно победить врага. Эту мысль изрекает Святослав в своем Золотом слове. Там он призывает всех русских князей собраться вместе, прекратить междоусобицы и жить мирно друг с другом, отбивая удары противников: «Встаньте, государи, в злат-стремень//За обиду в этот черный день,//За Русскую землю». Также Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что те поступили безрассудно и эгоистично, подумав только о себе. Мудрый князь уверен, что такое поведение никогда не увенчается военной победой. Все решения должны приниматься вместе и на благо Родине, а не самого себя. Тема государства и того, как оно должно существовать, всегда останется злободневной.
Еще один вечный вопрос в «Слове о полку Игоревом» — это тема любви. Настоящей, чистой и глубокой. Лирическим центром произведения является «Плач Ярославны», где показываются именно такие светлые чувства жены Игоря, которые смогли даже спасти героя. Возлюбленная главного персонажа находится в городе Путивль и там же просит силы природы помочь. Ярославна умоляет спасти Игоря и всю его дружину от смерти. Героиня олицетворяет не только верную жену князя, но и всех русских скорбящих женщин, которые волнуются за своих любимых. И Ярославна настолько любила главного героя, что природа услышала ее просьбы. Весь животный мир стал помогать Игорю выбраться из плена:
«Дятлы, Игоря встречая,// Стуком кажут путь к реке,//И, рассвет веселый возвещая,// Соловьи ликуют вдалеке».
И у него получилось, в чем состоит большая заслуга жены.
Таким образом, «Слово о полку Игоревом» никогда не потеряет своей актуальности и важности, в каком бы веке ни читали его люди. Произведение дает ответы на вопросы, которые всегда будут волновать новые поколения.
В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни? Пример (ЕГЭ по литературе)
«Слово о полку Игореве» является драгоценнейшим памятником старинной русской литературы. Хоть в произведении и повествуется о поражении войска князя Игоря, оно к тому же рассказывает нам о том, как опасно состояние страны, в которой нет единства.
В «Слове о полку Игореве» множество тем, которые помогают читателю понять, что единство страны, сплочённость её народа всегда помогают защитить государство от врагов. Так в Древней Руси князья чаще всего устраивали междоусобные войны, которые разрушали страну. Из-за таких нелепых войн русская земля подвергалась набегам разбойников, разорявших земли Руси.
Объединение княжеств Древней Руси — основная идея повести, и актуальность этого произведения в современном мире очень даже понятна.
Такой раздробленностью пользовались половецкие войска, которые нападали на отдельные княжества, разоряя Древнюю Русь.
Князья Игорь и Всеволод совершили глупый поступок, отправляясь на битву. Слава, драгоценности — это то, что подвигло мужчин на такой «подвиг», но к сожалению, всё обернулось трагично. Битва проиграна, князья в плену. Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода, призывает русских князей к объединению, с помощью которого он смогут победить кочевников, но только молитва жены князя Игоря, Ярославны смогла каким-то чудесным образом помочь её возлюбленному, и он смог вернуться домой живым и невредимым.
Актуальность «слова о полку Игореве» в наши дни заключается в том, что единая Россия способна на многое. Разобщённость русских территорий не приведёт государство к успеху. Только сплочённая Россия сможет избавиться от грозного врага, и только вместе мы сможем сделать нашу страну процветающей державой. Ведь будущее Российской Федерации в наших руках.
«старинной русской литературы»-неудачное употребление прилагательного «стариной», корректнее будет использовать в данной работе определение «древнерусской»;
«Актуальность «слова о полку Игореве» в наши дни заключается в том, что единая Россия способна на многое»- тема единения, конечно, центральная в произведении, однако она должна пониматься шире (единение власти, единение народа);
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Актуальность произведения «Слово о полку Игореве»
Автор: Guru · 13.09.2017
Примерно в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века А.И. Мусиным-Пушкиным было найдено «Слово о полку Игореве». Это открытие было революционным, читающая публика узнала, что в Древней Руси была самостоятельная литература, наполненная публицистическим пафосом, образностью и патриотизмом. С тех пор «Слово» продолжает изучаться не только как исторический памятник, но и как актуальное художественное произведение.
«Слово о полку Игореве» описывает поход князя Игоря и его битву с половцами. Игорь выступил без поддержки киевского князя Святослава, чтобы успеть побить врагов и прославиться. Однако небольшое войско обречено на поражение, это подчеркивается описаниями мрачных предзнаменований природы. После проигрыша Игорь попадает в плен. Дома плачет жена Ярославна, а Святослав в ужасе, потому что все усилия по борьбе с половцами и объединению против врага оказались напрасны. Однако пленник сумел освободиться, он с покаянием возвращается на Родину.
Главная идея «Слова» — призыв к единству. Описываемый период вошел в историю как феодальная раздробленность, когда Русь была разделена на множество мелких княжеств. Князья ссорились, воевали, строили друг другу козни, в этих усобицах забывали о грозных внешних врагах. В XII веке это были половцы. Игорь осуждается автором за то, что он ради собственной славы рискнул пожертвовать дружиной. Из этого вытекает еще одна не менее важная идея – величие Руси, патриотический порыв Баяна. Родная страна еще будет мощной державой, ее славное прошлое не может бесследно пропасть. Но безымянному писателю горько от того, что из-за властолюбия и тщеславия князей страдает все отечество.
В идеях и состоит актуальность «Слова о полку Игореве». Призыв к объединению перед общим врагом очень нужен в современном мире, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, для решения которых необходимо объединится. Также современна патриотическая идея, вера в то, что у страны есть будущее, несмотря на существующие проблемы.
Актуальность «Слова» еще раз доказывает важность и значительность этой повести для всей русской литературы. Таких памятников можно пересчитать по пальцам, но в них отражается эпоха, они открывают перед читателями вечные темы и проблемы. Вот почему эту книгу стоит прочесть.
В чем актуальность произведения «Слово о полку Игореве» в наши дни?
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» — это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Вариант 2
После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель может мысленно перенестись на несколько веков назад, когда происходили все эти события. Здесь не только происходят междоусобицы, но и различные сражения. А также рассказывается жизнь народа.
Кроме этого данное произведение является ярким образцом древнерусской литературы. Каждому известно о том, что поэма написана очень давно, но все равно имеются актуальные темы. И эти темы про междоусобицы, и войну, а также сплоченный народ, который будет сражаться, и решать все проблемы вместе. Больше всего на свете автору хочется рассказать всем о том, что Русь до сих пор остается единой для всех.
При прочтении произведения понимаешь, что крови на землю пролито очень много. И в некоторых местах прямо на костях построены города. С тех пор прошло много времени, вот только война все еще не прекращается и до сих пор проливается кровь. Власть не могут разделить между собой, и на фоне этого и происходят сражения и каждый из них старается завладеть ею.
В произведении рассказывается о самом большом сражении, вот только победить героям не удалось. Вот только народ при этом остался сплоченным и друг другу во всем помогали и выручали из любой даже самой сложной ситуации. На Руси старались защитить и укрепить свою территорию и ни в коем случае не дать врагам захватить ее. Солдаты не боялись отдать свою жизнь за защиту своей родины. Также после прочтения произведения начинают сравнение того народа и сегодняшнюю молодежь.
У каждого человека имеется свой талант. Игорь является князем, который ничего и никого не боится. У него не всегда, получается, выполнить то или иное действие, но он не расстраивается и старается разными способами защитить родину, где родился и прожил всю жизнь. А вот Святослав постоянно держит оборону для того чтобы вовремя защититься от напастей Игоря. После очередного поражения он попадает в плен, а дома его осталась ждать жена, которая очень сильно переживает, поэтому поводу и ее плач раздается по всему поселению.
Сегодня каждому человеку предназначена своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают.
Другие сочинения: ← Образ князя Игоря. Слово о полку Игореве↑ Другиепо сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо →
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Главными героями произведения являются:
Литературоведы об эпосе Мильтона. Актуальность произведения.
««Свободный мыслительный элемент» придает произведению Мильтона философскую глубину и размах, не доступные эпосу древности. Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод. Его многосторонность отражает многообразие художественно-эстетических исканий в английской литературе XVII столетия. Тяготение автора к рационалистической регламентации поэтической формы, стремление к гармонии и упорядоченности, устойчивая ориентация на античное наследие безошибочно свидетельствуют о классицистических симпатиях Мильтона. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко» (№15).
Тетерина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, в своей диссертации «Эпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра» поднимает следующие проблемы, связанные с жанром этого произведения, в частности она пишет:
«Жанровый принцип исследования стал одним из наиболее продуктивных методов анализа художественного произведения лишь в литературоведении XX века в связи с работами видных отечественных и зарубежных учёных, с различных позиций подходящих к феномену литературного жанра: М.М.Бахтина, О.М.Фрейденберг, Г.Н.Поспелова, Н.Л.Лейдермана, Ц.Тодорова, Х.Даброу, А.Розмарин, Р.Шлайфера, Н.Фрая, Е.Хирш, Х.Яусса и многих других» (№14).
«Объектом данного исследования является жанр произведения
Дж.Мильтона «Потерянный рай»» (№14).
«Актуальность темы исследования определяется отсутствием работ, посвященных проблеме жанровой идентификации «Потерянного рая», и, как следствие — недостаточной степенью изученности этого вопроса за более чем трёхсотлетний период осмысления мильтоновского наследия. Уже на заре мильтоноведения анализ произведения, осуществлённый Дж.Аддиссоном на страницах восемнадцати номеров журнала «Spectator», показал, какое трудное исследование в этой области предстоит предпринять» (№14).
«Если сегодня мы с одобрением говорим… об … энциклопедическом расширении жанровых разновидностей», то у некоторых ранних критиков расхождения структуры, темы, концепции героя «Потерянного рая» с гомеровско — вергилиевым эпосом вызывали тревогу, побуждая их не одно десятилетие развивать ожесточённые дискуссии о том, укладывается ли произведение в рамки образцовой эпической поэмы» (№14).
«Так, Дж.Драйден, одним из первых поделившийся с читателями результатами своих наблюдений над поэмой в работах «A Parallel of Poetry and Painting»(1695) и «Dedication of the Aeneis»(1697), опиравшийся в своих рассуждениях на «Поэтику» Аристотеля и «Lectures» английского литературоведа XVII века Дж.Траппа — стороннника классического вкуса, счёл бы «Потерянный рай» эпической поэмой, если бы автор в своём творении «не сделал… такого промаха, что Дьявол стал героем вместо Адама и … если в поэме было бы меньше механических персон, нежели человеческих»» (№14).
Называли её «героической поэмой», «подобием эпической поэмы». И как
только её не называли, и как только не определяли жанр произведения!
В XIX веке Г.В.Ф.Гегель определял жанр произведения так: «»религиозная эпопея, переживающая период своего позднего расцвета»» (№14).
Рубеж XIX-XX века – «английский учёный этого времени Д.Мэссон писал: «Потерянный рай» есть эпос … но не национальный эпос, подобный «Илиаде» и «Энеиде» и он не похож ни на один из эпосов известных типов. Это эпос всего человеческого рода, … нашей целой планеты или … целой астрономической Вселенной, … уникальный среди эпосов»» (№14).
Споры о жанре «Потерянного рая» не утихают и до сих пор.
«Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что произведение Джона Мильтона «Потерянный рай» — традиционная эпическая поэма, а жанрообразующее значение приобретают эпические традиции в его художественной ткани, т.к. «наличие традиции свидетельствует о распространённости и сформированности жанра»» (№14).
Предмет исследования диссертации: «эпические традиции в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» как ведущий фактор формирования жанровой специфики произведения» (№14).
Результаты исследования отражены в публикациях автора о творчестве Мильтона.
Джон Мильтон – мастер слова, мастер сравнений, метафор. «Грандиозности сюжета соответствует возвышенный строй поэтической речи. Поэма написана белым стихом, который звучит то певуче и плавно, то энергично и страстно, то сурово и мрачно. Мильтон придает своей речи торжественные интонации певца-рапсода и в то же время пафос библейского пророка» (№15). Как красиво звучит такое сравнение: «Просиял Сапфирами живыми небосклон. » (№1, стр.122)! В этом плане мне особенно понравились описания райских врат, реки в четвёртой книге и вообще природы Ассирийского сада. Все Вселенские описания даются автором с размахом – колесницу Бога Сына сопровождает двадцать тысяч Господних колесниц, во врагов Бог Сын кидает десять тысяч молний и т.д.Можно сказать, что Мильтон «широко использует характерные для эпоса приёмы гиперболизации, постоянные эпитеты, развёрнутые сравнения» (№15 ). Торжественно у Мильтона сотворение мира. Дух захватывает от такой картины! Жаль, что не знаю английского – в подлиннике это, наверное, ещё краше. И как всё просто… «взял Он циркуль золотой, Чтоб рубежи Вселенной очертить…» (№1, стр.203). Хотя и известно, что впервые о золотом циркуле написал поэт Джон Донн (1572-1631), но хотя бы включение этого моментика в поэму, уже интересно. Всё сотворение происходит под пение эмпирейского хора, который восхваляет Бога. Сегодня, когда пишу эти строки, этот хор для меня реален, как никогда, так как несколько дней назад я слушала выступление одного из сотрудников МГУ, обладающего прекрасным басом и поющего по воскресеньям в церковном хоре. Он пел так прекрасно, не было аккомпаниатора, и он исполнял русские романсы акапелла. И я тогда подумала: «Эмпирейский хор бы принял его в свой состав. Божественное пенье!». Хотелось бы сказать ещё об одной метафоре: «Любовно улыбался шар земной, В убранстве пышном» (№1, стр.213). Здесь шар земной радуется сотворению, словно живое существо. Хочу сказать даже об употреблении отдельных слов. То, что увидел Адам сразу после своего создания, буквально потрясает его. Он вскричал. Обратите внимание на слово «вскричал», то есть употребление именно этого слова даёт понять восторг Адама от увиденного. Мильтон и психолог в какой-то степени. Как он показывает смену чувств у Сатаны: Лицо «Бледнело трижды; зависть, ярый гнев, Отчаянье. » (№1, стр.106). Как тонко через действие передан испуг Адама: «ослабевшая рука Венок из роз, для Евы им сплетённый, Бессильно уронила, и цветы Увядшие рассыпались в пыли» (№1, стр.260). Джон мог бы ещё и ещё восхвалять красоты земли, но он решил сказать об этом по-другому: «С каким восторгом вдоль и поперёк Тебя я исходил бы, если б мог Порадоваться хоть чему-нибудь…» (№1, стр.244), — говорит Сатана. И через призму его слов мы понимаем великолепие земли.
В чем актуальность произведения «Слово о полку Игореве» в наши дни?
Первые упоминания о «Слове» приходятся на 80 – 90-е годы 18 века. Его обнаружение связано с именем графа Алексея Мусина – Пушкина. Граф Алексей был известным коллекционером памятников Древней Руси. Это послужило доказательством того, что в Древней Руси существовала своя литература, в которой четко прослеживалась идея патриотизма.
«Слово о полку Игореве» по праву можно отнести не только к числу памятников истории, но и к числу актуальных и по сей день художественных произведений.
Повесть посвящена битве князя Игоря с половцами. Игорь вступил в бой без участия князя Киева Святослава. Небольшое войско Игоря потерпело поражение. После того, как вражеское войско одержало победу, Игорь оказался в плену. Жена Игоря Ярославна плакала дома по взятому в плен мужу. Князь Святослав прибывал в отчаянии, ведь старания, приложенные к тому, чтобы объединиться и победить врага оказались тщетны. Игорь не дождался поддержки князя, желая самостоятельно победить врага и прославить свое имя. Во время пребывания в плену Игорь успел раскаяться и, освободившись, вернулся домой.
Основной идеей «Слова» является то, что оно призывает к единству. Во время событий описанных в произведении Русь была феодально – раздробленным государством и поделена на обособленные княжества. Враждуя между собой, князья не вспоминали об опасных врагах извне. В 12 веке этими врагами оказались половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он, думая только о собственной славе рисковал всей дружиной. Другой значимой идеей «Слова» является идея величия русской земли и патриотизм Баяна. Великое прошлое родной страны не исчезнет бесследно, она еще превратиться в мощную державу. Безымянный писатель сетует на тщеславность князей и их любовь к власти, из – за которых страданиям подвергается вся страна.
Актуальность «Слова о полку Игореве» проявляется в идеях призыва к сплоченности перед лицом общего врага. Именно этого порой так не хватает современному миру, перед лицом которого стоит множество всемирных проблем, устранить которые возможно лишь с помощью объединения общих усилий. Не менее актуальна в настоящее время идея патриотизма и надежды на светлое будущее страны вопреки всем проблемам.
Тот факт, что «Слово» актуально и в наши дни в очередной раз доказывает, что эта повесть имеет огромное значение для всей литературы России. Литературных памятников, подобных «Слову» к сожалению, очень мало. Они раскрывают перед нами особенности предшествующих эпох, заставляя задуматься над вечными темами и проблемами.
Сочинение 3
«Слово о полку Игореве» было обнаружено примерно в 18 веке. И сразу стало ясно, что тема патриотизма, объединения возникла ещё в Древней Руси. Актуальна она и в наши дни. В умах многих политиков крепко засела идея независимости. Но почему-то в расчёт совсем не берут тот факт, что внешние враги не дремлют. Они только этого и ждут, когда все разъединятся. Каждого легче разбить поодиночке.
У Древней Руси было много врагов. Хазары, половцы, печенеги, татары. Они частенько совершали набеги на Русь, угоняли не только скотину, но и людей в рабство. Князь Игорь решил положить конец этому, и в одиночку выступил против половцев. Не стал просить помощи у киевского князя Святослава. Хотел прославиться, взыграли амбиции. Но он недооценил своего противника.
Его противник, наоборот, собрал под свои знамёна все племена. И ударил этим мощным кулаком по войску князя Игоря. Войско было разбито, а сам Игорь был взят в плен. У него было предостаточно времени, чтобы подумать о том, что произошло. Половцы отпустили князя домой.
Неизвестный автор написал, сказал своё слово. Даже ему, не военному человеку, понятно, что, только объединившись можно разбить любого врага. Написав «Слово», он оставил наказ своим потомкам – объединитесь в крепкое государство. Во времена написания произведения Русь состояла из отдельных обособленных княжеств.
Эти княжества иногда устраивали между собой разбирательства, которые переходили в боевые действия. В этот момент князья не вспоминали, что у них есть более страшные и коварные враги, которые мечтают заполучить их земли, а людей угнать в рабство. Во время написания «Слова» это были половцы.
Князь Игорь подумал, что его сильная дружина быстро справится с кочевниками. Но кочевники – прирождённые наездники. Они с детства сидят в седле и отлично владеют саблями. Автор пишет, что битва продолжалась три дня и три ночи до тех пор, пока не кому стало держать знамёна. Дружина вся полегла на поле боя.
Матери потеряли сыновей, жены мужей, а детишки остались без отцов. Придёт на помощь князь киевский Святослав. И Русь не перестанет существовать. Да, родятся новые поколения. Русь превратится в единую мощную державу. Правда, ещё не один раз правители будут разделяться и снова объединяться. Эта тема очень актуальна в настоящее время.
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Главными героями произведения являются:
Затмение – важный символ
Еще один важный и известный момент сюжета – затмение. Солнечное затмение происходит 1 мая 1185 года. Описано все так, будто бы это случается в тот миг, когда князь Игорь ступает первый раз на землю половцев.
Это очень важный символ, который не сулит ничего хорошего. Затмений раньше боялись, не понимая истинной причины. Поэтому многие считали данное дурным предзнаменованием.
Во время прочтения повести создается такое впечатление, что затмение длится очень долго и заканчивается только тогда, когда Игорь возвращается на русские земли.
Пленение и вынужденный побег князя
По сюжету, Игоря пленили, но находясь там, он мог пользоваться всем необходимым. У него были шатер, слуги и даже возможность выезжать на охоту в степь.
Князь долго ждал выкуп, который должны за ним прислать, но его все не было. Тогда Игорь решает бежать. Такой поступок считался бесчестием и порицался.
Князь решается на побег, но перед таким неприятным и бесчестным шагом, он исповедуется священнику, которого специально для князя привезли из Руси. Только здесь первый раз упоминается Бог, показывающий ему дорогу к дому.
Сравнение Ярославны с кукушкой – ошибка перевода
Один из моментов «Слова» – сравнение Ярославны с кукушкой. Ярославна – жена Игоря, начавшего поход. Есть момент в повествовании, когда она сидит у реки, мочит свой рукав платья в воде и смывает кровь с ран мужа.
Автор произведения называет ее «зегзицию», что перевели как «кукушка». Однако это в корне не верно. Да, так называли раньше птицу, но скорее всего чибиса или речную чайку. Ярославну сравнили с ней потому, что на конце крыльев у птицы есть темные ободки, очень похожие на рукава, которыми отерли кровь.
Переплетение языческой и христианской религии
Очень широко обсуждается вопрос о принадлежности произведения к христианской или языческой религии. С одной стороны очень часто там упоминаются идолы и божества, а так же присутствует фигура Баяна.
Это песнотворец, языческая личность, якобы являющаяся внуком Велеса, одного из божеств. Но с другой стороны вроде как вначале автор отрицает, что «Слово» рассказано Баяном. А язычество описано только на темных землях половцев. Единого мнения по этому поводу все еще нет.
Актуальна ли литература в наши дни?
Литература появилась практически одновременно с письменностью. Изначально это были философские произведения, которые писали ученые и люди, принадлежащие к богатому населению. Сейчас же писать может каждый желающий, однако не потеряли ли книги значение спустя годы? Актуальна ли литература в наши дни?
Я считаю, книги всегда будут востребованы за исключением тех, которые не представляют никакой нравственной ценности. Так, классические произведения остаются актуальными сразу по нескольким причинам: разбор причин и следствий вечных проблем, интересные и часто нетипичные истории, использование реальных личностей в качестве прототипа. Можно по этим критериям определить сразу две работы, которые остаются востребованными не одно поколение.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Первый пример — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Данная книга часто критикуется читателями за объем и чрезмерную детализацию. Несмотря на это, роман остается актуальным как в России, так и заграницей. Пьер Безухов — один из главных героев, личность которого развивается на протяжении всей эпопеи. Граф в поисках себя отправляется на войну, женится на самой прекрасной даме, пополняет ряды масонов, помогает раненым, женится во второй раз на бедной девушке. Он начинает свой жизненный путь в книге как необъятный, неуклюжий, чрезвычайно прямолинейный герой, но уже к концу становится просто добрым отцом и мужем, чье счастье составляет не военная слава, а семья.
Роман Л. Толстого раскрывает проблемы любви и ненависть, корысти и поддержки, лжи и правды, трусости и храбрости и так далее. Среди необычных историй можно выбрать любовь Наташи и Болконского. Совершив измену, девушка нашла в себе силы до последних дней ухаживать за смертельно раненым князем, перед которым постоянно чувствовала вину.
Еще одна работа, которая будет актуальна сегодня — «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский написал данное произведение более ста лет назад. Сейчас его творчество изучается за рубежом, именитыми творческими и политическими деятелями, выражающими свое признание русскому писателю. Роман знакомит читателя с историей Родиона Раскольникова, который спасаясь от бедственного экономического положения, решается совершить преступление. Подобный выбор оказывается для героя роковым, ведь муки совести спровоцируют горячку, бред и страх. Родион обретает спокойствие и желание жить дальше только на каторге в компании возлюбленной Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, литература всегда будет актуальна, особенно классическая. Человек обращается к книгам, чтобы узнать прошлое или найти ответ на вопрос.
Граф Мусин-Пушкин владел единственным списком памятника
Граф Алексей Мусин-Пушкин известен как один из самых удачливых коллекционеров среди интересующихся памятниками русской древности. У него хранилась рукопись «Слова», входящая в общий сборник древнерусских летописей.
Долгое время считалось, что князь купил ее у бывшего настоятеля Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Однако потом, основываясь на исследованиях, появилась другая версия, которую сейчас считают более вероятной.
По этому предположению, Мусин-Пушкин получил рукопись из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, а затем просто присвоил ее, потому что был обер-прокурором Синода.
Неявное сравнение двух князей
В «Слове» открыто никого не сравнивают, но такой вывод напрашивается сам собой. Князь Игорь противопоставлен князю Владимиру, вероятнее Владимиру Мономаху.
Они оба ходили походом на половцев, только Владимир шел защищать свой народ и земли, а Игорь искал там лишь славу. У обоих во время похода возникли знаки на небесах: огненный столб у Владимира и затмение у другого.
Владимир получает благословление и выигрывает, а Игорь начинает поход во время священного праздника, Светлой седмицы, поэтому проигрывает и оказывается в плену.
Мастерство и сатиричность
Народ города Глупова чувствует себя относительно счастливым лишь, сравнивая правление жестоких градоначальников и ленивых. Люди понимают, что в сравнении с Брудастым, Прыщ – кажется хорошим правителем. Фердыщенко не так плох, если вспомнить, какие бедствия навлекло на город правление других градоначальников. Автор подводит читателя к пониманию того, что люди не должны искать во власти причины своего счастья или горестей. Надежда на богатую, сытную счастливую жизнь, возложенная глуповцами на власть, смешна.
Салтыков-Щедрин вскрыл историческую картину развития русского народа с помощью сатиры и гротеска, используя фантастические детали, художественный вымысел. Однако, его интерпретация русской истории глубоко дидактична: роман призывает посмотреть на многое с позиции автора и сделать важные выводы.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению “В чём актуальность “Истории одного города””.