В чем актуальность властителям и судиям
Мастер-класс на тему «Актуальность од Г.Р.Державина»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Актуальность од Гавриила Романовича Державина» (Слайд1)
Цель занятия: решить проблему актуальности державинских од.
Задачи : определить темы од «Фелица» и «Бог», уяснить их идейное содержание; рассмотреть поэтические образы, выяснить, почему оды Г.Р.Державина имели выдающееся значение.
Ода – торжественное стихотворное произведение, выражающее патриотическое, религиозное или философское воодушевление. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм абаб вв гддг»
Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Используется для усиления художественного впечатления.
Держава – 1. Ист. Золотой шар с крестом наверху, служивший эмблемой власти монарха. 2. Высок., устар. Верховная власть, владычество.3. Высок. Государство
Держава – 1. Устар. Имение, поместье, усадьба. 2. Прочность, крепость.
3. Власть, руководство.
Ход занятия: (Слайд 2-портрет Державина)
Знаете ли вы, кто такой Гавриил Романович Державин? В каком веке жил? Что писал? Какого великого русского поэта «благословил» Державин?
Гавриил Романович Державин – выдающийся русский поэт 18 века. Он известен как автор од «Фелица», «Властителям и судиям», «Бог», стихотворения «Памятник» и многих других. Его произведения получили высокую оценку не только у современников поэта, но и у писателей века 20-го.
Меня, как учителя литературы, не может не волновать вопрос: надо ли современному школьнику изучать произведения 18 века, ведь мы живём в 21 веке. Не секрет, что современные дети не очень любят читать, а уж торжественные стихотворения философского содержания и подавно.
Я предлагаю вашему вниманию занятие на тему «Актуальность од Гавриила Романовича Державина». Но чтобы работать с одой, надо знать, что это такое. Кто может ответить? ( Ода – это торжественное стихотворное произведение патриотического, религиозного или философского содержания. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм»).
В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения Державина:
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам.
Нам предстоит решить проблему: актуальны ли оды Державина? Если да, то в чём их актуальность?
Для участия в мастер-классе приглашаю зрителей, владеющих навыками выразительного чтения стихотворений, умеющих определить тему и основную мысль стихотворного произведения, умеющих работать с Толковым словарём.
2. Практическая работа
Задания первой группе участников мастер-класса:
1.Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Фелица».
2.Подумать, каково идейное содержание оды «Фелица» и ответить на поставленные вопросы.
3.Выбрать из текста оды «Фелица» актуальные вопросы.
Задания второй группе участников:
Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Бог»
Подумать, каково идейное содержание оды «Бог»
Определить значение слов «высокого» стиля в оде «Бог» (работа с Толковым словарём)
Надеюсь, вы увидите, что оды Державина не только трудны. Они красивы, правда, красота эта открывается не сразу и не всякому.
3. Сведения о личности Державина (Слайд 3-значение слова «держава»)
Державин служил при трёх царях: Павле 1, Александре 1 и Екатерине 2, и каждый раз «придворная карьера» Г.Р.Державина оканчивалась ссорой между поэтом и покровителями-самодержцами и отставкой поэта. Почему? Потому что гордый, прямой, честный и неподкупный, крутого нрава поэт не вписывался в придворную атмосферу и не боялся вступать в конфликт с царями. Он также не хотел мириться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, произволом помещиков.
Вывод: итак, мы видим перед собой человека долга, который не поступался принципами ради «куска пожирнее» даже перед самим императором. Значило ли это, что Державин никогда в своей жизни не ошибался? Нет. Каждая личность проходит свой путь становления. Так было и с Державиным.
Ах, маменька, маменька, ненаглядная Фёкла Андреевна! Ежели б ведала ты, что понатворил твой сынок, сержант лейб-гвардии Преображенского полка. Наследственное именьице заложил, а деньги просадил в фараон. Завели его троюродный братец Блудов с подпоручиком Максимовым в большую карточную игру.
Накрывшись вылезшей волчьей полостью, он повторял написанные им строки:
Повеса, мот, буян, картёжник очутился
И, вместо чтоб талант мой в пользу обратил,
Порочной жизнию его я погубил…»
Учитель : Да, и такое бывало в жизни Державина. Но знаем мы его не как человека порочного, а как поэта, с пороками боровшегося.
Итак, читаем «роскошные» оды Державина
Подняв в веках витийства пламя…
Ода «Фелица» (Слайд 5)
1.Выразительное чтение отрывков из «Фелицы»
Ты ведаешь, Фелица, правы
И человеков, и царей,
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей.
В твои от дел отдохновеньи
Ты пишешь в сказках поученьи
И Хлору в азбуке твердишь:
«Не делай ничего худого»
И самого сатира злого
Лжецом презренным сотворишь.
3.История создания произведения
На мысль сочинить оду «Фелица» Г.Р.Державина натолкнула сказка, написанная Екатериной 2 для своего внука Александра Павловича. В сказке этой молодой киевский царевич Хлор, гуляя, попадает в плен к киргизскому хану, который приказывает ему найти розу без шипов, то есть добродетель. Чтобы помочь царевичу, является дочь хана, весёлая и любезная Фелица, но так как её не отпускает суровый муж-брюзга, она высылает к ребёнку своего сына по имени Рассудок, который и провожает Хлора. На пути царевича подстерегают разные искушения. Его зазывает к себе Мурза Лентяг, чтобы соблазнами отвратить мальчика от цели. Но рассудок насильно увлекает и приводит его к крутой каменистой горе, где растёт роза без шипов. Мальчик несёт цветок хану, и тот возвращает Хлора домой.
Перенеся имя Фелицы на Екатерину 2, Г.Р.Державин получил счастливую возможность показать картину нравов при дворе и выразить заветную мечту о просвещённой труженице на троне.
Идейное содержание произведения
Державин опоэтизировал Екатерину 2-ю, отдав должное её человеческим качествам: энергии, деловитости, умению прощать промахи и слабости, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора – ленивый и любящий роскошь Мурза. Как похвала Екатерине, так и описание сановников и Мурзы, изображены в непринуждённом разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Всё это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды.
— О чём писал Державин? (О добродетелях и пороках)
— (О том, каким должен быть правитель)
4. Работа с языком произведения
— Символом чего является роза без шипов? (Роза без шипов является символом Добродетели)
— Докажите, что основной композиционный приём «Фелицы»-противопоставление(антитеза ). (Противопоставлены добродетели царицы и пороки вельмож)
— В тексте оды «Фелица» обилие бытовых деталей. Зачем оно дано? (Обилие бытовых деталей автор использует при описании стола и выезда. Оно подчёркивает, насколько бездуховна жизнь вельмож). Приведите примеры.
-Какие вопросы тесно связаны с идеей оды «Фелица» и звучат достаточно актуально и в 21веке? (Слайд 6)
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют?
— Можно ли их считать риторическими, несмотря на ответ? (Да, эти вопросы подразумевают ответ – нигде, такого места нет)
1.История создания оды «Бог»
Учитель : ода «Бог» обращена к Творцу и Вседержителю. Она принесла Г.Р.Державину мировую известность, была переведена на множество языков. Глубоко и пылко верующий человек, Гавриил Романович Державин в своей оде «Бог» попытался проанализировать, что есть Творец и как человек предстоит перед ним.
2.Выразительное чтение отрывков из оды «Бог»
… Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
… Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
… Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной…
… Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
… Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
… Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
3.Идейное содержание произведения
В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения…Бог – это всё: Миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом – это одна точка, а вся земная твердь – капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово»…
Учитель: это высказывание современного исследователя творчества Державина, взятого из книги «Творчество Г.Р.Державина» (Материалы конференции. Тамбов, 1993год).
Державин – поэт-философ, размышляющий над смыслом жизни, сущностью и назначением человека, интересен литературоведам и века двадцатого.
4. Язык оды «Бог» (Слайд 8)
— Назовите слова высокого стиля в оде «Бог». Зачем они даны ? (Объемлет, зиждет, сущий, единый, бездна, вечность, воззвал…Поэт обращается к Творцу, поэтому и лексика «высокая»).
-Объясните слова высокого стиля, пользуясь Толковым словарём.
«Я царь-я раб-я червь-я Бог!)
— Почему употребляются существительные с отвлечённым значением? (Говорится о философских категориях)
— С помощью каких словесных рядов создаётся образ светлого мира, сотворённого Богом ?
Сверкают пылинки инея
5.Работа с Толковым словарём (Значение слов высокого стиля в оде «Бог»).
5.Высказывания об особенностях творчества Г.Р.Державина
Вставала в небесах Державину хвала…
Н.В.Гоголь особенностью поэзии Г.Р.Державина считал гиперболизм : «весь этот громозд служит на то, чтобы неестественною силою оживить предмет, так что кажется, как бы тысячью глазами глядит он».
В.Ф.Ходасевич отмечал, что «поэты до Г.Р.Державина не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первым начал изображать мир таким, каким он представляется художнику».
А.С.Пушкин говорил : «Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем о нём…»
В.Ф.Ходасевич утверждал: «В поэзии Державина бьётся и пенится родник творчества, глубоко волнующего, напряжённого и живого, то есть как раз не ложного. Поэзия Державина спаяна прочнейшими узами».
«Зла непримиримый враг» называл Державина К.Ф.Рылеев.
Он размышляет над вечными вопросами:
-что такое человек перед Вселенной,
-какими должны быть люди,
-какими должны быть отношения между правителем и народом,
-многие вопросы, заданные Державиным в 18 веке, актуальны и сегодня: «Где отличен от честных плут?
«Где совесть с правдой обитают?»
-В чём проявилось новаторство поэта? (В том, что Державин смело скрестил бытовое просторечие и слова высокого стиля)
-Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? (Сам Державин писал об этом так:
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам).
-Чем интересны для нас, живущих в 21 веке, оды Державина? (Слайд 10)
(« Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение».
— При создании произведений Г.Р.Державин использует символы, гиперболу, сравнения, эпитеты, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, то есть почти весь арсенал современной поэзии. Поражает звукопись: облака «краезлаты», лебеди «сребророзовые».
-Готовясь к итоговой аттестации по русскому языку, на примере державинских произведений мы повторяем изобразительно – выразительные средства языка).
Учитель: Закончить наше занятие мне хочется строчками стихотворения Гавриила Романовича Державина, которое является, я думаю, наказом для всех нас: (Слайд 11)
Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Восемнадцатый век для России и, в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.
Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.
Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям
Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно отражало события того времени, происходившие в Российском государстве.
Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.
Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.
За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.
В своём стихотворении Державин обращается к правителям, призывая их к справедливости. Вкладывая в поэтические строчки всю свою боль и искренние переживания, автор требует от властителей честности и благоразумия. Также поэт обращается и к высшим «судиям», которых он призывает наказать алчность и подлость земных властолюбцев.
Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Популярные сегодня темы
Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.
Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
Одежда, конечно, важный элемент нашего образа, а также, просто очень полезная вещь – для тепла, гигиены… Я просто, всё-таки, не понимаю, зачем такое значение ей придаётся.
Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек
Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.
Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.
Одним из знаменитых произведений автора является стихотворение «Властителям и судьям». Это стихотворение как нельзя лучше показывает положение власти в стране в момент его написания. Более того, оно так же показывает то, что спорить с властью в те времена было не просто бесполезно, но и опасно для своей жизни и судьбы.
С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.
Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.
Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.
Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.
Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит власть на местах, за спиной императрицы.
В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить, нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.
Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи.
Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
История создания
Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.