В чем была хитрость воеводы претича ответ
Изучаем литературу Древней Руси
О «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича»
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
Литература. 5 класс (1 часть)
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?
Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
— Не видел ли кто коня?
Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.
— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же воевода их, по имени Претич:
— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.
«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:
— Кто это пришёл? А тот ответил ему:
— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:
— А ты не князь ли? Претич же ответил:
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
— Будь мне другом. Тот ответил:
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.
И послали киевляне к Святославу со словами:
— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле 2
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича:
Краткое содержание
968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.
Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».
Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Сюжет
В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.
Отзыв
Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 4 октября 2021 г.
«Подвиг отрока-киевлянина». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53
Читаем древнерусскую летопись
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.
Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.
2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?
Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.
3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.
Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.
Размышляем о героях литературы древней Руси
1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?
Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».
Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.
3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?
Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.
Обогащаем свою речь
1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.
2. О чём говорят первые слова этого повествования?
Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.
Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.
3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Для этих диалогов характерна краткость:
Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.
4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.
Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.
Отрок не выучил урока и получил двойку.
5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.
Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.
Осада: окружение, блокада.
Дружина: рать, войско, полк.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?
Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.
Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.
2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.
Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.
Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса
На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».
Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.
Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.
Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.
Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.
Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.
Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.
Фонохрестоматия
1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?
В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.
2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.
Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.
3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.
Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.
4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса
— Кто такой отрок из этой летописи?
— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.
— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?
— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.
— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?
— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.
— А если бы отрок погиб?
— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.
«Подвиг отрока-киевлянина. » Как ответить на вопросы теста (см.)?
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Как ответить на вопросы теста?
Тест. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
№ 1. В каком году, согласно летописному рассказу «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», печенеги впервые пришел на Русскую землю? а) 6476 (968); б) 6478 (970); в) 6480 (972).
№ 2. Где был Святослав, когда печенеги впервые пришли на Русскую землю? а) в Переяславце на Дунае; б) в Киеве; в) в Новгороде.
№ 3. С кем Ольга затворилась в Киеве? а) со своим мужем; б) со своими детьми; в) со своими внуками
№ 4. Кем Ольга приходится Святославу? а) матерью; б) женой; в) дочерью.
№ 5. Как называлась река, на которой стояли печенеги? а) Дунай; б) Лыбедь; в) Днепр.
№ 6. С чем отрок вышел из города и побежал через стан печенегов? а) с уздечкой; б) с мечом; в) с луком и стрелами.
№ 7. Кого искал отрок в стане печенегов? а) собаку; б) коня; в) княгиню.
№ 8. Как звали воеводу? а) Ярослав; б) Святослав; в) Претич.
№ 9. Кто предложил Претичу: «Будь мне другом»? а) Святослав; б) печенежский князь; в) внук Ольги.
№ 10. Что печенежский князь не дарил Претичу? а) сабли; б) стрелы; в) кольчугу.
№ 11. Куда Святослав прогнал печенегов со своей земли? а) в другой город; б) в поле; г) к половцам.
Отрывок из летописной «Повести временных лет» о подвиге отрока-киевлянина и храбром поступке воеводы Претича отражает реальный факт спасения Киева во время осады его печенегами в 968 году по современному летоисчислению.
Вопросы теста направлены на проверку знания текста данного произведения.
Здесь вы можете найти правильные ответы.
Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.
Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.
Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.
Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.
Рассказ по пословице об учении для 5 класса.
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.
Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.
Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении.
Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.
Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно.
А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.
Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.
А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.