В чем было преимущество коллегий перед приказами
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Зачетный Опарыш
в чем приемущество коллегий над приказами?
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
Приказы.
До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Количество приказов колебалось в зависимости от государственных потребностей. В середине XVII в. насчитывалось более 40 постоянных приказов. В 1699 г. действовало 44 приказа. В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков, впоследствии он стал следственным и судебным органом по политическим делам. Просуществовал Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. был создан Корабельный (или Адмиралтейский) приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.
Для централизации снабжения войска продовольствием, фуражом, обмундированием в 1700 г. образован Провиантский приказ. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы были объединены в один, получивший название Приказа военных дел.
Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.
Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, так как флот строился из леса.
Коллегия иностранных дел осуществляя руководство внешними сношениями: приемом и отправлением посольств, дипломатическим делопроизводством и т. д.
Три коллегии являлись финансовыми: Камер-, Штатс-контор– и Ревизион-коллегия. Камер-коллегия являлась главным органом финансового управления, она занималась вопросами государственных доходов. Штатс-контор-коллегия (впоследствии Штатс-контора) ведала вопросами государственных расходов. Она составляла росписи государственных расходов на содержание армии, государственного аппарата, являлась также государственным казначейством, выдавая денежные суммы учреждениям по указанию царя или Сената.
Коллежская система центрального управления
Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 г., когда вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что компетенция их была строго ограничена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий.
Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.
Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Кроме того, коллегия ведала лесным хозяйством, так как флот в те времена строился из леса.
Коллегия иностранных дел осуществляла прием и отправление посольств, дипломатическое делопроизводство и т.д.
Три коллегии явились финансовыми: Камер-, Штатс-контор- и Ревизион-коллегия.
Камер-коллегия являлась главным органом финансового управления, она занималась вопросами государственных доходов. В ее ведении также были подряды, соляные промыслы, монетное дело, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев.
Штатс-контор-коллегия (впоследствии Штатс-контора) ведала вопросами государственных расходов. Она составляла росписи государственных расходов на содержание армии, государственного аппарата, являлась также государственным казначейством, выдавая денежные суммы учреждениям по указанию царя или Сената.
Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля. Она следила за расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки приходных и расходных книг.
Развитие промышленности, торговли, усиление роли купечества вызвали появление специальных коллегий для руководства промышленностью и торговлей.
Так, Берг-коллегия управляла горно-рудной и металлургической промышленностью, занималась строительством казенных предприятий, осуществляла надзор за частными предприятиями, обеспечивала заводы рабочей силой, производила геологическую разведку полезных ископаемых. Всей же остальной крупной промышленностью управляла Мануфактур-коллегия. Она руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой, качеством изделий, выполнением правительственных заказов, снабжала рабочей силой казенные и частные предприятия, поощряла частных предпринимателей, давала разрешения на открытие мануфактур.
Коммерц-коллегия осуществляла руководство торговлей, главным образом внешней. В ее ведении был экспорт корабельного леса, пеньки, мехов и других товаров, вывоз которых составлял монополию государства. Она также покровительствовала купеческим компаниям.
Вотчинная коллегия выделилась из Юстиц-коллегии в 1721 году. Она ведала дворянским землевладением. В ее компетенцию входил разбор земельных споров.
Юстиц-коллегия являлась центральным учреждением, ведавшим судебной частью, на нее возлагались задачи по организации местных судебных учреждений, назначению на судебные должности, надзору за судами и т.п. Юстиц-коллегия являлась апелляционной инстанцией в отношении губернских надзорных судов.
Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Правительственный Синод.
В 1720 г. был образован на правах коллегии Главный магистрат для руководства деятельностью магистратов. Он имел коллегиальное устройство. В отличие от коллегий деятельность Главного магистрата распространялась лишь на одну группу населения-горожан.
В результате проведения реформы органов центрального управления произошла дальнейшая централизация государственного аппарата. Вместо большого количества приказов было создано несколько коллегий, что позволило установить повседневный контроль над их деятельностью. Аппарат стал более простым, а также и более гибким орудием в руках господствующего класса для удержания в повиновении народных масс. Деятельность коллегий в отношении дел, отнесенных к их ведению, простиралась на всю территорию государства. Впервые появились органы, руководившие развитием промышленности и торговли, что отвечало задачам экономического развития страны. Также впервые в особых учреждениях были сосредоточены юстиция и финансы.
Это-положительные стороны вновь созданных центральных органов управления. Однако реформа не была до конца последовательной. Так, отраслевой принцип, положенный в основу выделения и разграничения компетенции, не был до конца выдержан. Судебными и финансовыми делами, помимо специальных коллегий, занимались также Берг-, Мануфактур-,и Каммерц-коллегии (сбор промысловых налогов, таможенных пошлин, суд над купцами, работными людьми и т.д.). Не все из низ были построены по отраслевому принципу. Так, Вотчинная коллегия и Главный магистрат строились по сословному принципу, первая занималась только делами дворянства, а вторая – купечества. Следует также иметь в виду, что коллегии не охватывали всех сторон государственного управления. Вне сферы их деятельности были почта, полиция, просвещение, медицина и т.д. Для руководства ими возникли центральные учреждения под различными названиями: приказы, канцелярии, палаты и др. Действовала и часть старых приказов.
Коллегии не имели отношения к дворцовому управлению. Дворовыми землями и крестьянами управлял Приказ большого дворца. Канцелярия дворцовых дел, учрежденная в 1700 г., управляла царским дворцом, в нее поступали доходы с дворцовых земель.
В 70-80 г. 18 в. Большинство коллегий было упразднено. Продолжали свою работу лишь четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская (с 1763 г.). Однако в 1796 году коллегии вновь были восстановлены, но с введением в них единоначалия. Каждая коллегия подчинялась «директору на коллегией», имевшего право личного доклада царю.
Коллегии
Коллегии как органы власти в России
Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева
Коллегии
Коллегии –это органы центральной государственной власти, которые были утверждены Петром I в 1718-1720 гг. Специально для них было сооружено здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге, которое находится и сейчас на Васильевском острове. Автором проекта был архитектор Д.Трезини.
Преимущества коллегий по сравнению с приказами
Коллегиальность принятия решений, совещательный характер принятия решений членами коллегий («все лучшее устроение через советы бывает»)
1716- первая попытка создания коллегии – создана Торговая коллегия
1717 – официальное начало складывания коллегиальной системы государственного управления.
1718 – было сформировано 9 коллегий
1720 – образована Юстиц- коллегия Лифляндских и Эстляндских дел
1721- образована Вотчинная коллегия
1722- разделение Берг-мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и мануфактур- коллегию
1726- создана Коллегия экономии
1802 – Александр I заменил коллегии министерствами.
Компетенции коллегий при Петре I