В чем гениальность моцарта
Новое в блогах
Моцарт – таинственнейший гений.
Волшебна его музыка и его личность. Моцарт выглядит предельно простым. По сравнению с любым классиком (тем же Бетховеном, скажем) он, кажется, ясен и незатейлив, порой до примитивности. Странным образом это только усугубляет его тайну.
Он прост, как божественная любовь – но многие ли могут сегодня сказать, что понимают, что это такое?
Блаженный Иоанн открывает нам Моцарта. Моцарт открывает, и ещё откроет, тысячи новых иллюминативных сфер, где в пиршественных чертогах ожидает нас любящий Отец.
Моцарт абсолютно неповторим и сверхгениален. Единственный подход к нему – сошедший с неба аталант, дважды рождённый. Его музыка возбуждает в человеке высочайшие архетипические начала. Пройдите галерею гениев мировой истории с первого по двадцатый век – не встретите ничего подобного.
Этот музыкальный светоч в трехлетнем возрасте сочинял оратории и симфонии, недоступные никаким Гайднам и Бахам, проживи они хоть тысячу лет. Не менее уникален и его духовный дар.
Взгляните без предвзятости на его письма. Какой светлый уникальный язык! Что ни письмо – гениальная соната. Его письма живые кантаты и симфонии. Его стиль абсолютно сюрреален. Такому могли позавидовать Рильке и Гарсиа Лорка. В конце XVIII века Моцарт творит с языком чудеса, насыщая его неологизмами и удивительными метафорами. Он и здесь ломает привычные штампы. Смею сказать, эпистолярное его наследие не менее гениально, чем музыкальные опусы.
Феномен Моцарта может быть понят только целостно – как сиятельное солнце Божества божеств, сошедшее на землю. Да, музыкальный бог, музыкальный христос. Светлейший учитель богочеловечества. Музыкальный пророк. Литературный гений. Духовный мессия… Вот слова, подобающие величию его свидетельства за каких-то 35 лет.
Завещание Моцарта ( кредо культуры будущего).
Рассчитан каждый час его земного бытия. Последние слова – консоломентум, прошение об упокоении всего человечества.
Так светло умирает этот зальцбургский зек, сподобившийся удела в ледяной братской могиле…
Или возьмите завещание Моцарта – финальный акт его последней оперы «Волшебная флейта». Слова, составляющие кредо культуры будущего: Мы проходим земной путь с помощью волшебной силы музыки, радостными, минуя мрачную ночь смерти. Никакие масонские рамки не могут вместить эту гениальную формулу.
«Братья, пройдём земные испытания с помощью великого музыкального жезла. И он – о радость! – подаст нам победу над чёрной дырой смерти.
Наш обожаемый отец привёл нас на землю, чтобы увенчать победой. Волшебная флейта ведёт к ступени обоженного, победителя адаптационной перелепки, страхов, травм, дьявольских искушений, кошмарных химер князя мира сего и самой смерти».
Задумаемся над великой фразой: «Божественной силой музыки побеждаются химеры страха смерти». Моцартовская тёмная ночь побеждается высоким солнцем его музыкальной гениальности. «Волшебная флейта» больше, чем небесная музыка, с помощью которой человек должен пройти земной путь. Моцарт – светоч Миннэ. В руках его – минническая свирель.
Вольфганг Амадей находится под прямым водительством Отца чистой любви. Он сам по себе посланник другого Божества, пришелец из иной цивилизации. Отсюда его полное одиночество при жизни и убогие похоронные дроги в конце… Никто во всей 84-ой смешанной не может его понять, даже такие выдающиеся умы и музыканты, как Гёте, Гайдн и Сальери.
Идея его «Волшебной флейты» сводится к следующему: музыка обладает неизъяснимой таинственной силой, побеждающей страх смерти. Тайна музыки – в присутствии Миннэ!
Тайна волшебной флейты в том, что нет и не было такой музыки на земле. Поэтому никаких у него ни предшественников, ни последователей.
Моцарт, как и Христос, абсолютно уникален. Его личность может быть воспринята лишь через призму гармонии катарского креста. Да, музыка Миннэ, но прежде – победа над узурпацией. Мог бы тысячу раз обрести земную славу, но слишком презирает мамону и ненавидит тиранию сильных мира сего.
Высший смысл искусства.
Победить до одной тысячи химер, атакующих человека в его земные дни: похоть, ложь, коварство, земные страсти, магнитные притяжения, фатальные программы… Как это непросто! Какой же ключ дарует истинное искусство? Золотой ключ Миннэ. Жемчужина Миннэ побеждает деспотизм, авторитарность, фобии, травмированность.
Блажен и свят только тот, кто достиг гармонии четырёх высочайших гиперборейских добродетелей: небесная любовь в превосходящей премудрости при условии запредельной доброты и совершенной чистоты, дающих идеальную красоту и преупокоенный мир. Вот шестерица, вводящая во внутренние замки восстановленного богочеловека.
Моцарт как менестрель в совершенстве владеет перечисленными добродетелями. Он несказанно щедр и добр, изумительно чист сердцем и благороден. Его любовь носит не земной – пренебесный характер, и лик исполнен таинственной премудрости.
« У него не два, а тысячи глаз».
Современники отмечали его дивные глаза. Говорили: в Моцарте нет ничего, кроме гения и огромных сияющих неземным светом, богодухновенных огненных очей. Глаза его как море, глаза его как небо. Глаза Моцарта больше самого Моцарта – глаза самого Божества. Вглядываясь в них, можно прочесть историю всего человечества. В них отражаются спектры всех времён и эпох. Его глаза как две пренебесные чаши.
В его глазах все им написанные оригинальные клавиры и партитуры, все его оперы, мессы, оратории, реквиемы, миниатюры, сонаты, квартеты, секстеты…
Вся нескончаемая гениальная нотопись – и озвучиваемая отдельными инструментами, и оркестровая – запечатлена в его глазах.
На какой глубине он видит и читает! Прозревает музыкальные замки во внутреннем. Каждого из своих друзей считает таким же гением, маленьким Моцартом – стоит только дотронуться до внутренней музыкальной шкатулки и допытаться до правды.
Сердце человека божественно. Любой чернорабочий или слуга может иметь золотое сердце. Бессмертное божественное сердце человека не может быть унижено ни при каких обстоятельствах. Изначально непорочный, человек сейчас оскорблён и унижен. Необходимо восстановить достоинство человека.
Человек достоин – именно потому, что в нём сокрыта эта золотая крабица, бесценная сокровищница с жемчугами духовных добродетелей. Да, она глубоко спрятана, но в свой час проявится.
Наш гениальный Отец.
Моцарт знает Небесного Отца не понаслышке.
Моцарт дивен, иллюминативен, трисиян, лёгок, прекрасен, божественен! Не только музыка – каждый жест его музыкален. Им восхищаются зальцбуржцы, парижане, пражане. Он живая музыкальная азбука, живой учебник другой симфонии – не светских и церковных властей, а сочетания в одно божества и человека. Той самой теогамической симфонии, которая недоступна ни зальцбуржским капельмейстерам, ни венским архиепископам.
Моцарт гениален. Но как гениален Отец, пославший его в мир!
Моцарта как гения потрясает именно гениальность Отца. Гениальность же Моцарт понимает, в ключе превосходящей интеллектуальности, премудрости, доброты, всеведения, предвидения, милосердия, но более всего – любви.
Собственно, гениальность Миннэ – основная тема Моцарта как величайшего из миннезингеров. И Моцарт сегодняшний (да-да, сегодняшний, а не 200-летней давности) в письмах прививает слушателей своих сонат, симфоний, квартетов и опер к подобному всетрепетнейшему переживанию гениальности промысла Божия – абсолютно великолепному.
Речь о гениальности Божества может идти только по отношению к нашему Всевышнему, как видели Его катары, гипербореи и аталанты, как видит Его Моцарт – и только в аспекте Его превосходящей любви, доброты и светоносности.
Истинный гений несовместим со злом, он всегда преимущественное добро. Величайшая гениальность – это любовь, какой нет на земле. А значит, наш обожаемый Отец – сверхгениален!
Возможна ли непорочная цивилизация? Да. Слушайте её.
Тайна музыки Моцарта в том, что она непорочна. Трели менестрелей непорочной цивилизации.
Ипостаси катарского креста – превосходящая премудрость, любовь, чистота, доброта – великолепно отражена в его музыке. Сколько в ней премудрости! Сколько доброты! Архетипические разливы. Первозданная чистота. Красота, гармония и мир.
Орфеева песня вводит в вечность, в афтарсию. Она вне времени, вне пространства – атлантическая. Музыкальные архетипы богоцивилизации.
Возможна ли непорочная цивилизация? Да. Слушайте её.
(Из книги блаженного Иоанна «Музыкальный христос Моцарт».)
ГЕНИАЛЬНОСТЬ МОЦАРТА
Примечание. Концерты маленького Моцарта, которые он давал вместе со своей старшей сестрой Анной-Марией, проходили с ошеломляющим успехом, неизменно вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей буквально осыпали подарками). Концертная программа поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький музыкант виртуозно играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Гениально импровизировал (одновременно – с ходу – сочинял и исполнял) на заданную тему, аккомпанировал певцам при исполнении ими незнакомых ему произведений. Ради забавы слушатели из зала заставляли Вольфганга играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего музыкального слуха (мальчик безошибочно на слух улавливал разницу между интервалами в 1/8-ю тона, определял высоту звука, взятого на любом музыкальном инструменте или звучащем предмете). Занимала знатную публику и внешность маленького музыканта: очень маленький ростом, худенький, бледный, ноги свисают со стула, но он уже в парике (как требовала “взрослая” мода!).
Одетый в тяжелый, расшитый золотом костюм придворного, в завитом и напудренном парике, Вольфганг походил на волшебную куклу. /Все это было весьма утомительно для столь юного “артиста”, тем более что концерты в то время длились по 4-5 часов./ Вот как звучало в 1763 г. одно из рекламных приглашений послушать игру Вольфганга и его сестры: «Три раза уже привлекали публику в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера г.Зальцбурга. Сегодня, 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. 12-летняя девочка и 7-летний мальчик будут играть на клавесине и флигеле [рояле.] труднейшие произведения великих композиторов; кроме того маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре исполнит совершенно свободно несколько фуг и прелюдий; далее он будет брать на всевозможных инструментах тоны и аккорды, соответствующие удару часового маятника, звону шпор, звуку свистка и т.п. После этого он будет импровизировать на клавесине, органе и флигеле. Плата за вход — 1 талер. Билеты продаются в гостинице “Золотой Лев”». /Моцарт от природы обладал чрезвычайной “беглостью” пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала “подготовленных” слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был леворуким). Юного Моцарта называли “чудом ХVIII века”./
В 7 лет он написал свою 1-ю симфонию, в 12 лет – свою 1-ю оперу (“Мнимая простушка”). /В 1765 г., когда юному композитору было всего 9 лет, в Лондоне оркестр виртуозов исполнил его первые симфонии./
С 12 лет – второе грандиозное турне с концертами (длилось 3 года) по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги, как и публика других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным. /Знаменитый Миланский оперный театр даже заказал 14-летнемуМоцарту создать оперу «Митридат, царь Понтийский» (там же, в Италии, всего за полгода Моцарт пишет эту серьезнейшее произведение, и опера 20 раз подряд с огромным успехом идет на сцене театра./ В 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, что в этой академии существовало строгое правило – не принимать в ряды ее членов никого моложе 26 лет).
Примечание. Итальянцы были буквально поражены и фантастически тонким музыкальным слухом Моцарта, и его гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосого хорового произведения под названием “Мизерере” (автор музыки – итальянский композитор XVIII века Аллегри), 14-летний Моцарт запомнил его и, придя домой, записал в полном виде по памяти. /Данное произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудо-ребенком отступила и церковь: ведь мальчик не выносил нот и не списывал их (он всего лишь… запомнил все произведение!)./
На протяжении своей жизни Моцарт выступал на сцене как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист (блестяще импровизировал), дирижер. /Некоторое время он служил органистом у архиепископа. Всю жизнь мечтал найти работу со стабильным заработком (к сожалению, не удалось)./
За свою 35-летнюю жизнь Моцарт создал более 600 музыкальных произведений различных жанров (написанного им хватило бы на 10 великих творческих судеб). /Последнее и, бесспорно, самое великое в его жизни музыкальное творение – “Реквием” (датирован в хронологии произведений Моцарта номером “К 626”)./
Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, “солнечностью” мажорных композиций и фрагментов, и какая-то “неземная” – Высшая – гармония, царящая буквально во всех его творениях. /В былые времена только И.-С. Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки. Ныне же очень многие музыковеды, музыканты и просто любители музыки считают, что в творениях Моцарта искусство этих двух композиторов нашло свое самое совершенное “отражение” (т.е. “пальму первенства” на музыкальном Олимпе отдают именно ему).
В чем гениальность моцарта
Моцарт уже в возрасте 3-х лет подбирал на клавесине терции и сексты. В 4 года написал свой 1-й концерт для клавесина, причем такой сложный, что вряд ли кто из тогдашних европейских виртуозов мог бы его исполнить. В 4-летнем возрасте Моцарт с ходу запоминал маленькие музыкальные пьесы, которые исполняла его старшая сестра, и воспроизводил их на клавесине (он обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью). В 5 лет начал сочинять несложные менуэты. К 6 годам юный Моцарт уже прекрасно играл на клавесине, органе и скрипке, исполняя сложнейшие произведения. Родителям часто приходилось уговаривать Вольфганга умерить объем своих занятий музыкальными упражнениями, чтобы он не переутомился. Его феноменальная природная музыкальность привела отца – Леопольда Моцарта – к мысли попытать счастья в организации концертных выступлений сына (его собственная служба концертмейстером при дворе престарелого зальцбургского архиепископа была скучна, средств к существованию давала немного, и, по убеждению отца, столь одаренный ребенок, каким проявил себя маленький Вольфганг, заслуживал иной доли, чем идти по отцовским стопам). И с 6-летнего возраста под непосредственным руководством (“продюсерством”) отца юный музыкант в дуэте со своей 11-летней сестрой Анной-Марией начал длившуюся в общей сложности 10 лет триумфальную концертную деятельность по всей Европе (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Австрия), с каждым новым выступлением приобретая все более громкую славу музыкального чудо-ребенка (вундеркинда).
Концерты маленького Моцарта, которые он давал вместе со своей старшей сестрой Анной-Марией, проходили с ошеломляющим успехом, неизменно вызывая у публики бурю восторга, удивления и восхищения (чудо-детей буквально осыпaли подарками). Концертная программа поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький музыкант виртуозно играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и оргaне. Гениально импровизировал (одновременно – с ходу – сочинял и исполнял) на заданную тему, аккомпанировал певцам при исполнении ими незнакомых ему произведений. Ради забавы слушатели из зала заставляли Вольфганга играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего музыкального слуха (мальчик безошибочно на слух улавливал разницу между интервалами в 1/8-ю тона, определял высоту звука, взятого на любом музыкальном инструменте или звучащем предмете). Занимала знатную публику и внешность маленького музыканта: очень маленький ростом, худенький, бледный, ноги свисают со стула, но он уже в парике (как требовала “взрослая” мода!). Одетый в тяжелый, расшитый золотом костюм придворного, в завитом и напудренном парике, Вольфганг походил на волшебную куклу. Все это было весьма утомительно для столь юного “артиста”, тем более что концерты в то время длились по 4-5 часов. Вот как звучало в 1763 г. одно из рекламных приглашений послушать игру Вольфганга и его сестры: «Три раза уже привлекали публику в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера г. Зальцбурга. Сегодня, 30 августа, в 6 часов вечера состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. 12-летняя девочка и 7-летний мальчик будут играть на клавесине и флигеле труднейшие произведения великих композиторов; кроме того, маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре исполнит совершенно свободно несколько фуг и прелюдий; далее он будет брать на всевозможных инструментах тоны и аккорды, соответствующие удару часового маятника, звону шпор, звуку свистка и т.п. После этого он будет импровизировать на клавесине, оргaне и флигеле. Плата за вход — 1 талер. Билеты продаются в гостинице “Золотой Лев”».
Моцарт от природы обладал чрезвычайной “беглостью” пальцев рук (к тому же этот дар он постоянно развивал). Особенно поражала “подготовленных” слушателей на концертах удивительная виртуозность его левой руки (по всей видимости, Моцарт был леворуким). Юного Моцарта называли “чудом ХVIII века”.
В 7 лет он написал свою 1-ю симфонию, в 12 лет – свою 1-ю оперу (“Мнимая простушка”). В 1765 г., когда юному композитору было всего 9 лет, в Лондоне оркестр виртуозов исполнил его первые симфонии.
С 12 лет – второе грандиозное турне с концертами (длилось 3 года) по крупнейшим городам Италии (Рим, Милан, Неаполь, Венеция, Флоренция). Взыскательная и искушенная итальянская публика была столь же щедра на рукоплескания и восторги, как и публика других европейских стран. На выступления Моцарта приходило огромное количество слушателей. Триумф был полным и безоговорочным.
Миланский оперный театр даже заказал 14-летнему Моцарту создать оперу «Митридат, царь Понтийский» (там же, в Италии, всего за полгода Моцарт пишет эту серьезнейшее произведение, и опера 20 раз подряд с огромным успехом идет на сцене театра./ В 14 лет Моцарта за сочинение им в течение 30 минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии (несмотря на то, что в этой академии существовало строгое правило – не принимать в ряды ее членов никого моложе 26 лет).
Итальянцы были буквально поражены и фантастически тонким музыкальным слухом Моцарта, и его гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Секстинской капелле во время сложнейшего исполнения многоголосого хорового произведения под названием “Мизерере” (автор музыки – итальянский композитор ХVIII века Аллегри), 14-летний Моцарт запомнил его и, придя домой, записал в полном виде по памяти. /Данное произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудо-ребенком отступила и церковь: ведь мальчик не выносил нот и не списывал их (он всего лишь… запомнил все произведение!).
На протяжении своей жизни Моцарт выступал на сцене как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист (блестяще импровизировал), дирижер. /Некоторое время он служил органистом у архиепископа. Всю жизнь мечтал найти работу со стабильным заработком (к сожалению, не удалось).
За свою 35-летнюю жизнь Моцарт создал более 600 музыкальных произведений различных жанров (написанного им хватило бы на 10 великих творческих судеб).
Слава пришла к Моцарту только после его смерти. Лишь в ХХ веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, органически соседствующая с внешней безмятежностью, “солнечностью” мажорных композиций и фрагментов, и какая-то “неземная” – Высшая – гармония, царящая буквально во всех его творениях.
Произведения Моцарта
• Оперы (19): “Мнимая простушка” (1968 г.), “Бастьен и Бастьена” (1968 г.), “Митридат, царь понтийский” (1770 г., Милан), “Асканий в Альбе” (1771 г.), “Луций Сулла” (1772 г., Милан), “Мнимая садовница” (1774 г., Мюнхен), “Идоменей, царь Крита” (1781 г., Мюнхен), “Похищение из сераля” (1782 г., Вена), “Свадьба Фигаро” (1786 г., Вена), “Дон Жуан” (1787 г., Прага), “Так поступают все” (1790 г., Вена), “Милосердие Тита” (1791 г., Прага), “Волшебная флейта” (1791 г., Вена) и др.
• Хоровая музыка: мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории, вокальные ансамбли, вокальные каноны, песни и др.
• Для оркестра: симфонии (около 50), в т.ч. D-dur (1782 г.), C-dur (1783 г.), D-dur (1786 г.), Es-dur (1788 г.), G-moll (1788 г.), C-dur (1788 г.), серенады, дивертисменты, кассации.
• Концерты для инструментов с оркестром: для фортепиано (около 30), для клавира (27), для скрипки (5), для волторны (4), для кларнета, для фагота, для флейты, для арфы.
• Камерно-инструментальные ансамбли: струнные квинтеты (6), струнные квартеты (более 20), трио, церковные сонаты, духовные дивертисменты.
• Для фортепиано и скрипки: сонаты (более 30), вариации.
• Для скрипки и клавира: сонаты (43).
• Для фортепиано: сонаты (в две руки – 19, в четыре руки – 5), вариации, менуэты, рондо, фантазии.
• Самые прославленные его произведения: “Реквием”, оперы “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан” и “Волшебная флейта”, симфония № 40, “Маленькая ночная серенада”, мотет “Ave verum corpus” и нек. др.
Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности
“Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга”. (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)
Музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.) оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Это доказывают многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира.
Музыка Моцарта обладает универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетикой. Каковы же “секретные механизмы” общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?
Влияние музыки Моцарта на физиологию людей
В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена (“К Элизе”) и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания). М. Боднер отметил, что у человека, слушающего музыку именно Моцарта, начинает “светиться” буквально вся кора головного мозга.
Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее). Таким образом Д. Хьюджес пришел к выводу, что во время прослушивания музыки Моцарта количество и амплитуда электрических волн, возбуждающих мозг, уменьшаются. При этом следует отметить тот факт, что когда вместо произведений Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов-классиков или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным” композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D).
Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них “скрыты” в непостижимых человеческим разумом сферах.
Ученые из Института нейропсихологии г. Вены (Австрия) с помощью электроэнцефалограммы смогли определить, как долго у слушателей длится «эффект Моцарта» (точнее – как долго энцефалограф может “улавливать” воздействие данного эффекта на головной мозг слушателя). Так вот, у некоторых людей благотворное действие музыки на мозг прекращалось одновременно с замолканием последних нот музыкальной композиции Моцарта. У других эффект продолжался еще в течение 3 минут, а затем мозг возвращался к первоначальному (до прослушивания) состоянию.
Воздействие музыки Моцарта на детей
Моцарт – “самый подходящий” композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала. Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4-х лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели” его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями”), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем. На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную” гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге. Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка. Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни, которых считаются определяющими для их будущего интеллекта. Позже несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг. Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого «эффекта Моцарта» не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Шедевры гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта оказывают такой эффект на психическое и физическое оздоровление и развитие детей:
• Музыка Моцарта является веселой, искрящейся, сообщая такое настроение и детям, и взрослым
• Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти
• Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение
• Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языкам
• Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
• Устраняет страхи, уменьшает тревожность
• Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний
• Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам
• Обладает общеукрепляющим действием
• Музыка Моцарта в комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания
• Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение
• Музыка Моцарта восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление
• Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал
• Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям
• Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух
• Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление путём влияния на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
• Сильным положительным влиянием на работоспособность мозга, по данным исследований, обладает именно музыки Моцарта, и никакая другая
• Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
• Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе
• Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%