В чем главный посыл jobs to be done

Гайд по JTBD: книги, статьи, видео

Что такое Jobs-To-Be-Done и зачем это вашему бизнесу? С каких материалов начать изучение и что читать, если ты «продвинутый»? Где послушать опыт тех, кто уже пробовал подход? Как избежать типичных ошибок? Под катом —русские и англоязычные материалы по JTBD.

JTBD, или Jobs-To-Be-Done — это концепт, призванный при разработке продуктов сосредоточиться не на портрете пользователя, а на проблеме, которую он решает, и контексте его деятельности. Он позволяет:

Я открыла для себя Jobs-To-Be-Done больше года назад. Информации о том, как в российских реалиях применять метод, особо не было, удачных кейсов — тоже. Максимум, что кочевало из видео в видео — набивший оскомину пример про милкшейки, который прекрасно иллюстрирует сам подход, но не объясняет, с чего начать в своём собственном сложном digital-продукте.

В этой заметке я привожу известные мне полезные ссылки, статьи, видеозаписи. Кроме теории есть и кейсы, ранее появлявшиеся в Telegram-канале «Нормально делай, нормально будет». Буду рада вашим добавлениям в комментариях.

«Что такое Jobs-To-Be-Done и Job Stories» — одна из первых и по-прежнему актуальных статей по JTBD от Ани Булдаковой, продакта и автора No Flame No Game.

«Jobs-To-Be-Done, глубокое погружение в методику» — запись вебинара по JTBD от Михаила Руденко. Расставляет по полочкам ваши обрывочные понятия из теории, проходится по основам и копает глубже. Тяжеловатый для восприятия (около двух часов), но напрячься стоит. Не обходите вниманием материалы для семинара в ссылке под видео, там полезные шаблоны и много примеров.

Курс «Глубокое погружение в JTBD» — серия нескольких видео о JTBD по одной-две минуты, облегчённая версия вебинара выше, тоже от Михаила Руденко. Нюанс — пока выпущены не все эпизоды.

Inside Intercom (Jobs-To-Be-Done) — англоязычный блог Intercom, изобилует статьями и видео об использовании подхода в разработке ПО в своих и чужих компаниях. В одной из статей, например, описывается, как Job Stories используются для проработки UX новых фич: “Designing Features Using Job Stories.

Designing successful products means observing how real people solve problems now, exploring the context of the situation they are in, and then understanding causality, anxieties and, motivations.

jtbd.info — англоязычный сайт от Алана Клемента по теме. Содержит очень наглядные статьи о типичных ошибках, советах для интервью в формате JTBD, кейсы и статьи про разные варианты использования подхода. Например, вот эта статья раскрывает, что действительно имеется в виду под «наймом» продукта в JTBD, чем это отличается от использования, покупки и потребления: “What Does “Hiring” a Product for a Job to be Done Mean? (And Why Say That?)”. А в этой даются советы по написанию более подробных и более полезных для глубинного понимания пользователя Job Stories: “5 Tips For Writing A Job Story”.

jobstobedone.org — англоязычный сайт от Bob Moestra и Chris Spiek по JTBD. Содержит большое количество статей, подкаст и даже онлайн-курс по технике интервью JTBD. Например, в этом видео после 20 минут презентации теории JTBD приглашают на сцену добровольца и проводят с ним интервью в формате JTBD относительно покупки автомобиля: “Uncovering the Jobs-To-Be-Done: Intro + Live Interview”.

jobs-to-be-done.com — англоязычный сайт по JTBD+ODI от Тони Ульвика, где он активно продвигает JTBD именно как подход к инновациям. Из интересного тут, например, есть инструмент для разложения работ на этапы от Тони Ульвика: The Jobs-To-Be-Done Canvas.

strategyn.com — ещё одни сайт Тони Ульвика по JTBD+Outcome-Driven Innovation, много статей, теории, whitepapers.

A job map is a visual depiction of the core functional job, deconstructed into its discreet process steps. Unlike a process map, a job map does not show what the customer is doing (a solution view); rather, it describes what the customer is trying to get done (a needs view).

«JTBD: три кейса применения в ИТ-продуктах» — Дмитрий Капанов в передаче интернет-радио «Нормально делай, нормально будет» рассказывает подробности и хитрости JTBD на примерах трёх кейсов из практики Useful.

Если вы любите кейсы в digital-продуктах и проектах, и не только по JTBD, подписывайтесь на Telegram-канал «Нормально делай, нормально будет». А какие ещё полезные ссылки, статьи, видео и кейсы о JTBD вам встречались? Пишите в комментариях.

Источник

Jobs To Be Done

В чем главный посыл jobs to be done. 01. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-01. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 01.

В век Big Data и бесчисленных инструментов для аналитики, кажется, проще простого понять, кто твой пользователь. Однако проблема не в этом.

Долгое время Nokia и Motorola работали над тем, чтобы удовлетворить потребность своих покупателей: иметь недорогой мобильный телефон с хорошей связью и физической клавиатурой. Потребность взяли не с потолка, а сформулировали по результатам многочисленных исследований. Пользуетесь ли вы таким телефоном спустя 15 лет после бума?

В чем главный посыл jobs to be done. image2. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-image2. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка image2.

В чем главный посыл jobs to be done. . В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка .

Data-driven дизайн выигрывает в краткосрочной перспективе, но для долгой и счастливой жизни компаниям не обойтись без design-driven подхода.

Одна из самых эффективных концепций в этом контексте — Jobs To Be Done.

В чем главный посыл jobs to be done. 02. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-02. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 02.

Условная Агриппина Иванова покупает не подписку на конструктор сайтов, а возможность для развития своего бизнеса, а если копнуть глубже — лучшую жизнь для себя и своих детей. Потребности пользователей меняются не так быстро, как технологии, поэтому для инновационных компаний имеет смысл сосредоточиться на проблеме и только потом на решении.

Помимо философии (начинать с проблемы, а не с решения), концепция Jobs To Be Done предлагает набор принципов и инструментов, которые помогают лучше понимать мотивацию пользователя для его привлечения. Придумано это было не за один день, а постепенно эволюционировало и приобретало форму в течение почти 75 лет.

Началось все с Йозефа Шумпетера, австрийского экономиста, и его теории созидательного разрушения. Шумпетер заметил, что новые инновационные продукты «крадут» пользователей у существующих продуктов и в итоге заменяют их. Когда-то лошади были основным средством передвижения — затем их заменили машины.

Эту идею развивал Уильям Деминг, ученый в области статистики и менеджмента. Он отмечал, что:

В основе Jobs To Be Done также лежат работы Даниэла Канемана, Амоса Тверски, Гэри Кляйна и других ученых, которые исследовали процесс принятия решения: почему пользователи принимают нерациональные решения, не всегда действуют в своих интересах и бывают непоследовательны, высказывая мнение о продукте.

Все это начало превращаться в методологию в конце 80-х годов благодаря предпринимателю Бобу Моэста и профессору Гарвардской школы бизнеса Клейтону Кристенсену.

В статье для Harvard Business Review и книге «Дилемма инноватора» Кристенсен пишет, что растущее количество данных о пользователях не помогает компаниям, а уводит в неправильном направлении.

Данные показывают взаимосвязи (68% пользователей страница А нравится больше, чем страница Б), но ничего не говорят о причинах.

Познакомьтесь с Петей. Пете 32 года, у него жена и двое детей. Петя трудолюбивый, веселый и добрый. По выходным Петя ходит в бассейн, а раз в месяц встречается с друзьями в баре.

5 минут назад Петя купил подписку на Dropbox. Повлияла ли одна из характеристик выше на факт покупки? Нет. Петя купил подписку на Dropbox не потому, что ему 32 года, а потому что ему нужно поделиться документом с коллегой. «Поделиться документом» — это и есть job to be done.

Вторая составляющая JTBD — контекст. Попробуйте ответить на вопрос: «Что вам больше нравится — Instagram или YouTube?». Скорее всего, как и большинству людей, вам будет сложно дать ответ.

Сам по себе продукт не имеет ценности, он приобретает ценность, когда мы его используем для прогресса в определенной ситуации. Переформулируем вопрос: «Когда вы предпочтете Instagram YouTube — и наоборот?». Так проще? Instagram будет очевидным выбором, чтобы скоротать время в метро или в очереди за заказом в кафе, а YouTube — чтобы показать друзьям мем на вечеринке. Продукт не меняется, меняется контекст.

В чем главный посыл jobs to be done. 03. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-03. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 03.

В 2002 году Apple продала 376 тысяч iPod. В 2008 продажи достигли отметки в 55 миллионов. iPod был признан одним из самых успешных и быстрорастущих продуктов в мире. Однако в 2004 году Apple начала разработку другого девайса, который должен был «убить» iPod — iPhone.

Почему компания решилась на такой шаг? В 2004 году продажи iPod росли, не было причин, почему они могут упасть (и дальнейшие 4 года это подтвердили).

В чем главный посыл jobs to be done. ipd0157e1d8ba5f9b58651658ad0b. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-ipd0157e1d8ba5f9b58651658ad0b. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка ipd0157e1d8ba5f9b58651658ad0b.

Но в Apple понимали: рост не может продолжаться вечно. Можно было наслаждаться лидерством и ждать, пока на смену MP3-плеерам придет новая технология, и кто-то другой захватит рынок. А можно было сыграть на опережение и взять контроль в свои руки.

Для многих компаний такое мышление нетипично. Кроме того, в Apple еще ничего не знали про разработку телефонов и должны были с нуля построить процесс. Вместо того, чтобы радоваться растущим доходам и добавлять новые функции к iPod, они подумали — почему бы нам не сделать что-то новое и не добавить iPod к нему? Как мы сейчас видим, они приняли правильное решение.

Если вы занимаетесь разработкой продуктов или хотите построить бизнес, который будет успешен в течение долгих лет, вам нужно учиться мыслить схожим образом.

Jobs To Be Done дает инструменты, чтобы двигаться в этом направлении:

В чем главный посыл jobs to be done. 04. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-04. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 04.

Например, вы хотите открыть онлайн-сервис по доставке цветочных композиций в красивых коробках. Стоит ли опасаться интернет-магазина Мосцветторга? Если вы решаете проблему «быстро купить цветы», вероятно. Но если Jobs To Be Done вашего пользователя — «устроить сюрприз девушке на день рождения», то, скорее, надо волноваться из-за магазина воздушных шаров или сервиса по организации свиданий на крыше.

Классический пример — кейс сети быстрого питания, которая хотела увеличить продажи молочных коктейлей. Они провели детальное исследование своих покупателей и, основываясь на их демо- и психографических характеристиках, сделали изменения в меню. Продажи не выросли даже на процент.

После этого они обратились за консультацией к Клейтону Кристенсену, который предложил им узнать, для какой «работы» покупатели «нанимают» молочные коктейли (как бы странно это ни звучало). Как оказалось, их цель — не проголодаться в пробке по пути на работу. Коктейль — густой и питательный, его хватает надолго, он калорийный и дает много энергии, чтобы по приезду на работу сразу приняться за дело. Настоящими конкурентами молочных коктейлей были бананы, кофе и батончики мюсли.

Как только компания поняла, какие преимущества могут быть у молочных коктейлей по сравнению с этими продуктами, она внесла изменения, и продажи пошли вверх.

Коктейль сделали гуще, и его можно было купить через окошко прямо с улицы, что удобно, когда покупатель на машине (раньше нужно было зайти внутрь кафе). Кроме того, у коктейля была и другая «работа» — родители покупали его детям, чтобы почувствовать себя хорошими мамой и папой, но дети пили коктейль очень долго, и родителям приходилось их ждать. Сеть сделала детские коктейли более жидкими, что также положительно повлияло на рост продаж.

Всего есть три вида конкуренции, о которых важно помнить при разработке продукта или открытии своего дела.

Прямая конкуренция — продукты выполняют одну и ту же работу одинаковым способом (McDonalds и BurgerKing).

Вторичная конкуренция — продукты выполняют одну и ту же работу разными способами. Например, Skype соперничает с полетами бизнес-классом, потому что у них одинаковая работа — провести деловую встречу.

Непрямая конкуренция — продукты выполняют разную работу с конфликтующим результатом. Например, Петя любит бургеры, но в то же время хочет быть спортивным. Бургер в BurgerKing и фитнес-браслет FitBit решают разные проблемы, но борются за одну целевую аудиторию.

Чтобы двигаться вперед, нужно либо сделать «результат» другого продукта менее привлекательным в глазах пользователя, либо изменить позиционирование продукта, чтобы «результаты» больше не находились в конфликте.

Источник

Что такое концепция Jobs To Be Done и для чего она используется

Любой продукт выполняет работу. Можно нанять даже чашку кофе, шоколадку и молочный коктейль! Не верите? Рассказываем о концепции JTBD.

В чем главный посыл jobs to be done. 74e43ce3cecd9ed8eaef9b39b9f1a72f. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-74e43ce3cecd9ed8eaef9b39b9f1a72f. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 74e43ce3cecd9ed8eaef9b39b9f1a72f.

В чем главный посыл jobs to be done. f55c95ea49311978cba43a7a986b5a43. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-f55c95ea49311978cba43a7a986b5a43. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка f55c95ea49311978cba43a7a986b5a43.

В чем главный посыл jobs to be done. 1 82kAQg. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-1 82kAQg. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 1 82kAQg.

Что такое Jobs To Be Done?

Jobs To Be Done — это необычный подход к проектированию продукта.

Название концепции переводится так: «Работа, которая должна быть выполнена». JTBD помогает создавать только те продукты, которые нужны пользователю и отвечают его потребностям, а следовательно, востребованы.

В чем главный посыл jobs to be done. iraidina. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-iraidina. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка iraidina.

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.

В чем главный посыл jobs to be done. 2 zKq cQ. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-2 zKq cQ. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 2 zKq cQ.

А при чём тут работа?

Идея концепции в том, что один и тот же продукт разные пользователи приобретают для различных целей. Или, как принято говорить в терминологии JTBD, нанимают на работу.

Клиент «нанимает» продукт, чтобы с его помощью закрыть свои потребности. Например, Instagram одни используют, чтобы делиться фотографиями с друзьями, а другие — для бизнеса, чтобы продвигать товары и услуги.

В чем главный посыл jobs to be done. 3 0svkeA. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-3 0svkeA. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 3 0svkeA.

А можно подробнее пояснить?

Конечно. В JTBD важно понять, зачем и при каких обстоятельствах клиент покупает продукт.

Объясним на простом примере. Представьте, что каждое утро вы покупаете кофе с собой в кофейне рядом с домом, чтобы взбодриться. Ваш коллега берёт тот же кофе в той же кофейне, но делает это скорее по привычке, чем из-за свойств напитка. А другой коллега покупает кофе и несёт его своей девушке, чтобы её порадовать. Кофе в данной истории — это продукт, он во всех случаях одинаковый, но работа, на которую его нанимают, — разная.

В чем главный посыл jobs to be done. 4 afJVGw. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-4 afJVGw. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 4 afJVGw.

С кофе понятно, а если мой продукт сложнее?

Принцип тот же. Например, банковское приложение тоже «нанимают» для разных целей и чтобы решать разные задачи. Кому-то нужно просто следить за балансом, а кто-то хочет оплачивать покупки, счета и переводить деньги родственникам. То есть продукт один, но его применение зависит от пользователей.

В чем главный посыл jobs to be done. 5 0hF80A. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-5 0hF80A. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 5 0hF80A.

А как я узнаю, кто пользователи моего продукта?

В JTBD важно определить работу продукта, то есть для чего пользователи захотят его использовать, а не кто они такие.

Поэтому вместо User Story (пользовательской истории) или метода персон, привычных при создании продукта, в JTBD обычно применяют Job Story, или историю работы. Она помогает описать ситуации, в которых у людей появляются потребности, — итогом становится «наём» на работу того или иного продукта.

В чем главный посыл jobs to be done. 6 lJwD7w. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-6 lJwD7w. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 6 lJwD7w.

Как понять, какую работу может выполнять продукт?

Для этого нужно собрать информацию о пользователях и ответить на вопрос, зачем клиент «нанимает» или собирается «нанять» ваш продукт. То есть понять, какой продукт он использовал раньше, что пошло не так и почему он захотел поменять или найти новый продукт. А также что получилось в результате и что есть сейчас.

Например, клиент много лет пользовался одним и тем же сервисом для составления отчётов, и его все устраивало. Но потом программа перестала справляться с теми объёмами информации, которые нужно было обрабатывать клиенту. Ему, как и прежде, нужно составлять отчёты. Поэтому он хочет отказаться от старого сервиса и найти лучший вариант, который сможет работать с большим объёмом данных.

В чем главный посыл jobs to be done. 7 NJ0h2w. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-7 NJ0h2w. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 7 NJ0h2w.

А что будет, если я ошибусь?

Если вы ошибётесь и неверно определите виды работы, на которые нанимают ваш продукт, возможно, его не купят пользователи. Потому что вы будете разрабатывать продукт для той работы, которую он на самом деле не делает.

В чем главный посыл jobs to be done. 8 7gbrLA. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-8 7gbrLA. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 8 7gbrLA.

А как тогда не ошибиться?

Нет одного гарантированного способа, чтобы определить работу правильно. Но можно снизить вероятность ошибки. Для этого важно думать только о проблеме и мотивации пользователя, а не предлагать решения, не описывать возможные действия, не путать работу с задачей.

Допустим, вы едете с работы домой и очень голодны — это ваша проблема и основы мотивации. Зайти в кафе перекусить или заехать в магазин за шоколадкой — возможные варианты решения этой проблемы. А утолить голод — это задача.

Когда вы описываете работу продукта, лучше не думать о задачах, а сосредоточиться на самой проблеме. Иначе вы можете слишком сузить направление поиска и выбрать изначально неверное направление.

В чем главный посыл jobs to be done. 9 KiOzhA. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-9 KiOzhA. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 9 KiOzhA.

А в JTBD нужно сегментировать пользователей?

Нужно, но только не по индивидуальным характеристикам, а по их потребностям.

Для сегментирования вам нужно понять, чьи потребности вы можете закрыть своим продуктом, и помнить, что это могут быть совсем разные люди с одинаковой проблемой.

В чем главный посыл jobs to be done. 10 EH0WqA. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-10 EH0WqA. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 10 EH0WqA.

С пользователями в целом понятно. А что насчёт конкурентов?

Согласно JTBD, конкуренты — это не не всегда те, кто создаёт похожий продукт или услугу. Иногда реальные конкуренты — те, которые на первый взгляд совсем не связаны с вашим продуктом. Чтобы определить ваших конкурентов, найдите ответ на вопрос: «Кто ещё выполняет ту же работу?»

Помните пример с кофе, где один напиток покупали люди с разными потребностями? Так вот, если человек хочет поскорее проснуться утром, то закрыть эту потребность можно по-разному, а не только походом в ближайшую кофейню. Поэтому кружка кофе здесь конкурирует со спортзалом, йогой, пробежкой и чем угодно ещё. Если человек просто привык покупать напиток с собой, то конкурентом кофе может быть чай или сок. А потребность порадовать девушку можно закрыть куском торта из той же кофейни или, например, букетом цветов из соседнего цветочного магазина.

В чем главный посыл jobs to be done. 11 cLX fA. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-11 cLX fA. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 11 cLX fA.

Звучит просто. Наверное, в концепции есть и свои нюансы?

Да, это так. Для начала важно знать, что внутри концепции Jobs To Be Done существуют два подхода. В них по-разному понимают работу продукта.

Первый — Jobs-as-Progress, его используют Клейтон Кристенсен и Алан Клемент. С их точки зрения, работа, которую выполняет продукт, должна менять жизнь пользователя к лучшему.

Второй подход — Jobs-as-Activities, его поддерживает Тони Ульвик. В этой версии работа продукта — это набор задач, которые хочет решить пользователь. Их можно описывать через процесс и результат.

В чем главный посыл jobs to be done. 12 QuihjQ. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-12 QuihjQ. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 12 QuihjQ.

Я хочу глубже разобраться в концепции. Как это сделать?

Лучше разобраться в концепции JTBD помогут эти материалы:

Кроме того, кроме теории можно посмотреть кейсы компаний, которые используют этот подход, например, Intercom, Wrike, Useful.

Источник

Метод Jobs To Be Done — как решать задачи пользователей с помощью продуктов?

Если вы смотрели выпуск Вдудя про кремниевую долину, то понимаете, что в год там рождается огромное количество новых стартапов или идей продуктов. И это только малая часть всего мира. Но лишь небольшой процент из них придет к успеху.

В чем главный посыл jobs to be done. 96a6e630a244f932280a3efd5952c0b4. В чем главный посыл jobs to be done фото. В чем главный посыл jobs to be done-96a6e630a244f932280a3efd5952c0b4. картинка В чем главный посыл jobs to be done. картинка 96a6e630a244f932280a3efd5952c0b4.

Работающий бизнес тоже не всегда ждёт успех — падает спрос на продукт, нет продаж и тд. Множество факторов могут привести к закрытию. Но хватит неприятных мыслей. Сегодня поговорим о методе, который помогает справиться с важной задачей, напрямую влияющей на успех — понять, чего хочет ваш клиент?

Знакомьтесь, теория «Jobs To Be Done» — она позволяет копнуть глубоко в сознание потребителей и понять, что движет ими при совершении покупки. На выходе вы имеете продукт, который решает задачу своего владельца, а не просто нашпигован разным «крутым» функционалом.

В основе теории лежит простая мысль — потребитель нанимает продукт на работу, а не просто покупает его. То есть продукт должен справляться с задачами, которые покупатель перед ним ставит. А JTBD как раз помогает понять, что это за задачи.

Также один из основателей теории Клейтон Кристэнс и его последователи считают, что в глобальном смысле любой человек хочет быть лучшей версией себя и продукт должен в этом помочь.

То есть девушка покупает моющий пылесос не только, чтобы дома было чисто. Она хочет чувствовать себя хорошо в чистой квартире или, чтобы мама мужа считала ее отличной хозяйкой.

Можно сказать, что JTBD — это расширенное описание персоны или портрета потребителя. Теория ищет инсайты пользователей и задачи. В отличие от метода «описания персон», где изучается, как пользователь использует продукт, описываются его характеристики и т.д. Возвращаясь к примеру выше: JTBD помогает узнать, что свекровь нашей покупательницы считает ее плохой хозяйкой или, что в пыльной квартире девушка чувствует себя некомфортно. Эти знания могут сильно помочь в маркетинге или при создании нового пылесоса.

Кому может помочь JTBD?

Вернемся к любимому пылесосу — девушка хочет чувствовать себя хорошей хозяйкой в глазах свекрови и ваш продукт помогает в этом. Но в рекламе вы делаете акцент на 10-видах насадок, уровне мощности продукта и тд. Можно сместить фокус и сказать, что все эти преимущества помогут быстро убрать квартиру перед приходом свекрови. И вот вы уже решили задачу клиента.

Также вместе с командой можно изменить позиционирование или вектор развития компании. «Подкрутить» продукт или выяснить, что клиенту вовсе не нужна фича, на которую вы хотели потратить пару миллионов.

Инструменты и подходы JTBD

Главный инструмент метода JTBD — интервью с потребителем. Конечно, перед ним нужно определиться с целью исследования и сформулировать гипотезы, от которых будем отталкиваться.

С целями все довольно просто — вы продаете мебель из сляба. Почему-то меньше всего покупают столы. Цель — выяснить почему.

Job Story

Сформировать гипотезу для исследования поможет метод Job Story. Его придумала компания Intercom, поэтому все подробности есть в их книге. В сокращенном варианте job story — это предложение, построенное по принципу: Когда ___, я хочу ____, чтобы____

Здесь акцент сделан не только на то, что пользователь хочет получить (чувствовать себя спокойнее), но и когда он это хочет (во время экзаменов).

Вот пример гипотезы для Яны, которая хочет меньше тревожится во время сессии:

Когда наступает период экзаменов, я хочу чувствовать себя спокойно, чтобы сосредоточиться на изучении материалов, а не на тревожных мыслях.

Интервью

Во время проведения интервью, вы получите большое количество инсайтов потребителей. Помимо ответа на главную цель исследования, они помогут выявить еще три важные вещи:

Найти неочевидных конкурентов

Углубляясь в исследования задач пользователей можно найти вещи и более глубинные. Например, студентка Яна чувствует себя очень тревожно из-за экзаменов. Она выбирает из огромного количества способов статьи спокойнее:

Каждый вариант, помимо возможности решить задачу, обладает другими + и — для Яны. JTBD интервью поможет выяснить эти + и — альтернативных способов и понять. насколько они важны для девушки. Например, йога поможет не только успокоиться, но и быть стройнее. Хотя она стоит дороже пустырника. А сеанс с психологом поможет решить другие важные проблемы. Зная все это, вы сможете сделать «работу» конкурентов менее привлекательным в глазах Яны, либо изменить позиционирование своего продукта, чтобы «работы» не конкурировали.

Понять мотивации потребителей

В целом, на этом строиться вся теория Jobs To Be Done. Мы рассматриваем не процесс использования продукта, а момент, когда появилась в нем необходимость. То есть, что привело к мысли о покупке.

Для этого в процессе интервью нужно выявить 4 фактора, действующие на покупателя в момент принятия решения о покупке. Что это за факторы:

Антон хочет купить новое приложение для тренировок. Ему не нравится, что в старом преподает только один тренер (1 фактор), а в новом разные тренера и бесплатный подбор питания (2 фактор). Но он переживает, что упражнения в новом приложении ему не понравятся/не получатся (3 фактор), все-таки в старом он уже все пробовал и отработал технику (4 фактор).

Важно помнить, что интервьюировать нужно именно человека, который принимал решение о покупке. Не ребенка, который катается на велосипеде, а родителей, которые купили его. И не стоит забывать об эмоциональных факторах во время принятия решения (были ли вы счастливы/расстроены).

Определение вектора дальнейшего развития

Выяснить, в какую сторону компании стоит развиваться, поможет сравнение предполагаемой job story и реальной. У компании Intercom для этого есть отличный пример.

Один из их продуктов — карта, которая показывает клиентам, где сосредоточены их пользователи. Она пользовалась большой популярностью и встал вопрос, как развивать ее дальше.

Исследование JTBD показало, что чаще всего картой пользовались на выставках/презентациях и в соцсетях — впечатлить пользователей или инвесторов. Тогда было решено сделать карту более красивой, но менее точной, и добавить возможность делиться в соцсетях. С точки зрения точности карта стала хуже, но улучшилась «работа» на задачи пользователей.

Ключевые моменты JTBD интервью

Мы помним, что главная цель интервью — узнать, почему пользователь «нанял продукт на работу». Для этого нужно понять следующие вещи:

Антон начал активно заниматься спортом (катализатор), чтобы похудеть и подтянуть тело (желание). Но начался карантин и спортзал закрыли (ограничение), поэтому мне нужно найти решение для занятий спортом — онлайн-тренировки, приложение (набор решений).

Выяснить все выше перечисленное помогут следующие варианты вопросов:

Катализаторы

Момент покупки

Поиск решений

Эмоции

Напоминаем, что эмоциональный аспект сильно влияет на момент принятия решения. Можно задать следующие вопросы:

Резюмируем

JTBD — метод, позволяющий выяснить, какие задачи ваш продукт будет решать для клиента. То есть, почему пользователь решает «нанять продукт на работу».

Он основывается на изучении желаний потребителя, катализаторов и ограничений, которые привели к покупке. Это помогает выявить инсайты для улучшения продукта или изменения его позиционирования, а также выявления неочевидных конкурентов.

Главный инструмент JTBD — интервью с пользователями. Но прежде чем его провести, необходимо обозначить цель исследования и сделать несколько гипотез job story.

Job story — то, как потребитель «нанял» продукт на работу. Она строится по схеме: Когда __, я хочу __, чтобы __

Главный плюс подхода Jobs To Be Done в том, что он фокусируется не на продукте, а на решении задач своих пользователей. Это и помогает перевести задачи из режима «to do» в статус «done».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *