В чем важность мотива птичьего пения для понимания авторской философской
Учебно-методический комплекс по литературе
Содержание
По учебникам В.И.Сахарова, С.А.Зинина я работаю второй год. Первый год – это год накопления приемов, год поиска, понимания. В этом году уже более ясно, какие разделы учебника на что ориентированы, как использовать на уроке ресурс, данный в учебнике.
По некоторым исследованиям, учащиеся, обучавшиеся по учебникам Зинина, Сахарова, на экзамене по литературе получают наибольшее количество баллов. Это меня, конечно же, заинтересовало и подвигло на обращение именно к этому учебнику, тем более ресурс, предлагаемый авторами, огромен.
Включая необходимый объем базовых знаний по предмету, учебники 10—11 классов дают учителю возможность более углубленного изучения историко-литературного, т.е. профильного, курса. В классах с непрофильным обучением предмета учитель имеет возможность предложить старшекласснику материал повышенной сложности, учесть конкретный запрос и реальные возможности ученика. Таким образом, учебники обеспечивают право ученика на свою «траекторию» в образовательном пространстве.
Историко-литературный материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, маркирован в тексте двумя способами — особым шрифтом и значком *. Маркированный текст может быть использован учителем разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления схем. Такой информативный материал, богатый и насыщенный разными фактами из биографии писателя, эпохи, мы с ребятами используем в качестве презентаций.
Экзамен по литературе требует умений анализа эпизода, анализа поэтического произведения, этому помогает раздел учебника «Самостоятельный анализ текста».
Авторы исходили из того, что анализ и интерпретация текста — едва ли не самые сложные умения, формируемые в рамках предмета. Поэтому они предлагают увидеть совокупность аспектов, их составляющих. Таких аспектов пять:
• анализ по аналогии.
В учебниках приведены примеры анализа, дан материал по каждому из его аспектов.
Это способствует активизации аналитических способностей старшеклассников, позволяет развить их творческий потенциал. Такое задание может быть домашним.
Наиболее трудным является сопоставительный анализ двух текстов. С такой работой учащимся помогут справиться вопросы, которые даются в особом разделе. Например, сравнение двух бунинских произведений: стихотворения «Вечер» и рассказа «Книга».
Самостоятельный анализ текста.
Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга». Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы и задания.
Наиболее эффективно работать в группе или в паре. Или, например, самостоятельный анализ стихотворения А.Блока «Россия» (1918) из лирического цикла «Родина». При анализе даются не только вопросы, касающиеся образа лирического героя, композиции, поэтических средств, но и требуют от ученика понимания преемственности литературных явлений: «Соотнесите это стихотворение с лирикой XIX века («К Чаадаеву» А.С.Пушкина, «Родина» М.Ю.Лермонтова, «Умом Россию не понять…» Ф.И.Тютчева, «Родина» Н.А.Некрасова). Что роднит его с традицией и что отличает?»
Методическое разнообразие способов подачи «опорного» материала «поддерживает» познавательный интерес к заданиям. Модель анализа, предлагаемая десятиклассникам, включает в себя разнообразные вопросы, касающиеся и поэтической лексики, синтаксиса, и строфики, и содержания. Таким образом, ученики, систематически выполняя предложенный учебником анализ, развивают навыки целостного анализа художественного текста, самостоятельно составляют тезисный план к произведению, опираясь на аналогичные задания.
Самостоятельный анализ текста
Пользуясь тезисным планом, письменно проанализируйте стихотворение М.Цветаевой «Роландов Рог», написанное в 1921 году.
Ни для кого не секрет, что всегда есть дети, которые не читают тексты, как быть с такими детьми? В этом году я использовала следующий прием: 1. учащиеся составляют конспект статьи учебника по анализу повести Гоголя «Невский проспект» 2. составление эйдос-конспекта (графического), используя тот же материал. Самое парадоксальное, что после этого детям захотелось прочитать сам текст.
«Невский проспект» (1834), Н.В.Гоголь
ГОРОД
УЛИЦА пёстрая толпа
ЛЮДИ нет имен, только чины
Все похожи друг на друга, это маски без лиц
Мечтательный романтик самодовольный поручик
Мечтатель, поэт простодушный, самоуверенный
Трагедия счастлив, т.к. всем доволен
Любовь обманчива, лжива типичный характер в типичных обст-вах
Красивой мечты грубой действительности
Автор жалеет автор зло смеётся
Печаль, грусть о человеке, забывшем о человеческом достоинстве, обман города-призрака.
Таким образом, учитель получает возможность организовывать разные формы обучения.
Учебник В.И.Сахарова, С.А.Зинина содержит богатый иллюстративный материал, включающий четыре иллюстрированные тетради. Изображения предметов и интерьеров, являвшихся неотъемлемой частью дворянского быта, репродукции картин классической живописи вводят десятиклассников в исторический и культурный контекст эпохи.
Основные понятия: литературоведческие термины. При изучении творчества Горького учащиеся должны оперировать следующими терминами: романтическое повествование, легендарно-романтический герой, «босяцкая» тема, сюжетное обрамление, полилог, центробежная композиция в драматургии, социально-философская драма.
Самостоятельный анализ текста
Таким образом, используя на уроке данный учебник, учитель получает возможность организовывать разные формы обучения, подготовить к экзамену по литературе.
Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)
Устный зачет в 11-А классе МБОУ СОШ № 33 г.Симферополя
Просмотр содержимого документа
«Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)»
Иван Алексеевич Бунин
да не все забывается»
Выучить 2 цитаты(на выбор)
2 стихотворения (по выбору учащихся)
-«Господин из Сан-Франциско»
8. Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?
* С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА
Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».
Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы
мысленно « включить» один текст в другой. В какую из композиционных
частей рассказа могут быть вписаны строки из
2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное
» видение окружающего мира? Какие выводы делает
художник из данного соотношения?
в « Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические
и поэтические детали?
4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта
философской концепции в рассказе и стихотворении? Как
реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?
6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских
произведениях: 4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на
свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;
4Я вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и
7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской
прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.
Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)
Устный зачет в 11-А классе МБОУ СОШ № 33 г.Симферополя
Просмотр содержимого документа
«Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)»
Иван Алексеевич Бунин
да не все забывается»
Выучить 2 цитаты(на выбор)
2 стихотворения (по выбору учащихся)
-«Господин из Сан-Франциско»
8. Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?
* С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА
Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».
Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы
мысленно « включить» один текст в другой. В какую из композиционных
частей рассказа могут быть вписаны строки из
2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное
» видение окружающего мира? Какие выводы делает
художник из данного соотношения?
в « Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические
и поэтические детали?
4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта
философской концепции в рассказе и стихотворении? Как
реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?
6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских
произведениях: 4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на
свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;
4Я вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и
7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской
прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.
Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)
Устный зачет в 11-А классе МБОУ СОШ № 33 г.Симферополя
Просмотр содержимого документа
«Зачет по творчеству Ивана Алексеевича Бунина(11 класс)»
Иван Алексеевич Бунин
да не все забывается»
Выучить 2 цитаты(на выбор)
2 стихотворения (по выбору учащихся)
-«Господин из Сан-Франциско»
8. Каким образом сюжет «Легкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперед и назад помогает выявить сущность легкого дыхания, вечное очарование героини?
* С А М О С ТО Я Т Е Л Ь Н Ы Й А Н АЛ И З Т Е К СТА
Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга».
Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы
мысленно « включить» один текст в другой. В какую из композиционных
частей рассказа могут быть вписаны строки из
2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное
» видение окружающего мира? Какие выводы делает
художник из данного соотношения?
в « Книге» и « Вечере»? Как соотносятся в них прозаические
и поэтические детали?
4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта
философской концепции в рассказе и стихотворении? Как
реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?
6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских
произведениях: 4Qн счастлив. Чем? Только тем, что живет на
свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире • ;
4Я вижу, слышу, счастлив. В с е во мне•. Противоречат ли о н и
7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской
прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.
Учебно-методический комплекс по литературе
скачать Новый учебно-методический комплекс по литературе под редакцией В.И.Сахарова, С.И.Зинина. По учебникам В.И.Сахарова, С.А.Зинина я работаю второй год. Первый год – это год накопления приемов, год поиска, понимания. В этом году уже более ясно, какие разделы учебника на что ориентированы, как использовать на уроке ресурс, данный в учебнике. По некоторым исследованиям, учащиеся, обучавшиеся по учебникам Зинина, Сахарова, на экзамене по литературе получают наибольшее количество баллов. Это меня, конечно же, заинтересовало и подвигло на обращение именно к этому учебнику, тем более ресурс, предлагаемый авторами, огромен. Включая необходимый объем базовых знаний по предмету, учебники 10—11 классов дают учителю возможность более углубленного изучения историко-литературного, т.е. профильного, курса. В классах с непрофильным обучением предмета учитель имеет возможность предложить старшекласснику материал повышенной сложности, учесть конкретный запрос и реальные возможности ученика. Таким образом, учебники обеспечивают право ученика на свою «траекторию» в образовательном пространстве. Историко-литературный материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, маркирован в тексте двумя способами — особым шрифтом и значком *. Маркированный текст может быть использован учителем разнообразно: и в качестве материала для дополнительного чтения, и как основа для подготовки индивидуальных сообщений учащихся, и как материал для выборочного конспектирования и составления схем. Такой информативный материал, богатый и насыщенный разными фактами из биографии писателя, эпохи, мы с ребятами используем в качестве презентаций. Экзамен по литературе требует умений анализа эпизода, анализа поэтического произведения, этому помогает раздел учебника «Самостоятельный анализ текста». Авторы исходили из того, что анализ и интерпретация текста — едва ли не самые сложные умения, формируемые в рамках предмета. Поэтому они предлагают увидеть совокупность аспектов, их составляющих. Таких аспектов пять: • анализ по аналогии. В учебниках приведены примеры анализа, дан материал по каждому из его аспектов. Это способствует активизации аналитических способностей старшеклассников, позволяет развить их творческий потенциал. Такое задание может быть домашним. Наиболее трудным является сопоставительный анализ двух текстов. С такой работой учащимся помогут справиться вопросы, которые даются в особом разделе. Например, сравнение двух бунинских произведений: стихотворения «Вечер» и рассказа «Книга». ^ Самостоятельный анализ текста. Прочитайте бунинское стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга». Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы и задания. Наиболее эффективно работать в группе или в паре. Или, например, самостоятельный анализ стихотворения А.Блока «Россия» (1918) из лирического цикла «Родина». При анализе даются не только вопросы, касающиеся образа лирического героя, композиции, поэтических средств, но и требуют от ученика понимания преемственности литературных явлений: «Соотнесите это стихотворение с лирикой XIX века («К Чаадаеву» А.С.Пушкина, «Родина» М.Ю.Лермонтова, «Умом Россию не понять…» Ф.И.Тютчева, «Родина» Н.А.Некрасова). Что роднит его с традицией и что отличает?» Методическое разнообразие способов подачи «опорного» материала «поддерживает» познавательный интерес к заданиям. Модель анализа, предлагаемая десятиклассникам, включает в себя разнообразные вопросы, касающиеся и поэтической лексики, синтаксиса, и строфики, и содержания. Таким образом, ученики, систематически выполняя предложенный учебником анализ, развивают навыки целостного анализа художественного текста, самостоятельно составляют тезисный план к произведению, опираясь на аналогичные задания. Самостоятельный анализ текста ^ Пользуясь тезисным планом, письменно проанализируйте стихотворение М.Цветаевой «Роландов Рог», написанное в 1921 году. Ни для кого не секрет, что всегда есть дети, которые не читают тексты, как быть с такими детьми? В этом году я использовала следующий прием: 1. учащиеся составляют конспект статьи учебника по анализу повести Гоголя «Невский проспект» 2. составление эйдос-конспекта (графического), используя тот же материал. Самое парадоксальное, что после этого детям захотелось прочитать сам текст. «Невский проспект» (1834), Н.В.Гоголь ГОРОД УЛИЦА пёстрая толпа ЛЮДИ нет имен, только чины Все похожи друг на друга, это маски без лиц Мечтательный романтик самодовольный поручик Мечтатель, поэт простодушный, самоуверенный Трагедия счастлив, т.к. всем доволен Любовь обманчива, лжива типичный характер в типичных обст-вах Красивой мечты грубой действительности Автор жалеет автор зло смеётся Печаль, грусть о человеке, забывшем о человеческом достоинстве, обман города-призрака. Таким образом, учитель получает возможность организовывать разные формы обучения. Учебник В.И.Сахарова, С.А.Зинина содержит богатый иллюстративный материал, включающий четыре иллюстрированные тетради. Изображения предметов и интерьеров, являвшихся неотъемлемой частью дворянского быта, репродукции картин классической живописи вводят десятиклассников в исторический и культурный контекст эпохи. Основные понятия: литературоведческие термины. При изучении творчества Горького учащиеся должны оперировать следующими терминами: романтическое повествование, легендарно-романтический герой, «босяцкая» тема, сюжетное обрамление, полилог, центробежная композиция в драматургии, социально-философская драма. ^ Самостоятельный анализ текста Таким образом, используя на уроке данный учебник, учитель получает возможность организовывать разные формы обучения, подготовить к экзамену по литературе.
|