В чем величие пушкина как поэта
10 причин, почему Александр Пушкин великий русский писатель
6 июня родился великий русский писатель Александр Пушкин и эта дата занимает особое место в русском литературном календаре, как день рождения величайшего поэта страны. Есть веские причины, которые объясняют, что именно делает Пушкина жемчужиной русской литературы.
1. Он создал современный русский язык
Александр Пушкин (1799-1837) по праву считается отцом-основателем современного русского языка. Он отверг громкий стиль классической русской поэзии, разрушив барьер между разговорной речью и возвышенными одами прошлого. Русские поэты до сих пор ориентируются на пушкинский язык.
2. Он освоил широкий спектр жанров
Пушкин имел невероятно широкую сферу как писатель и поэт. Он писал классические оды, романтические стихи, любовные и политические стихи, романы в стихах, исторические драмы, реалистическую прозу, новеллы, рассказы, сказки, путевые журналы, пьесы и многое другое. Многие из его работ стали основополагающими текстами в своих жанрах.
3. Он задал тон будущим великим
Пушкин определил основные темы, которые позволят русским писателям быть занятыми в 20 веке. Страдания смиренного человека низкого ранга, противостояние исключительного характера и общества, болезненный выбор между долгом и личным счастьем, восстание одинокого человека против системы — все эти темы были впервые подняты Пушкиным, прежде чем стать центральными идеями в произведениях других великих русских авторов, таких как Достоевский, Толстой, Чехов и Бунин.
4. Он создал «энциклопедию русской жизни»
Одним из ключевых произведений Пушкина является стихотворный роман Евгений Онегин. Видный литературный критик середины 19-го века назвал ее «энциклопедией русской жизни», отражающей всестороннее освещение жизни и культуры страны того времени.
Опера, балет и многочисленные драматические экранизации великого творчества Пушкина еще больше поддерживают и укрепляют его международную репутацию. Евгений Онегин был написан в течение нескольких лет (с 1823 по 1831), изменяясь и развиваясь вместе с Пушкиным и его временем.
5. Точность и иллюзия простоты были его отличительными чертами
Еще одна причина постоянной популярности Пушкина — кажущаяся простота его работ. У него была способность создавать яркие образы с помощью всего двух или трех слов. Существует иллюзия спонтанности в его точном использовании языка, но его заметки показывают, что он тщательно обрабатывал каждую строчку.
6. Он был смелым приятелем
Репутация Пушкина взлетела после его смерти, но он не пользовался таким высоким местом в российском обществе, пока был жив. У него было острое чувство юмора, и он любил добавлять ругательства в своем стихе. Он также был плодовитым автором отвратительных эпиграмм и не стеснялся преследовать высокопоставленных чиновников. Это привело к проблемам с властями и вызовам на дуэли.
7. Он страдал за правду
Пушкин провел несколько лет в изгнании за свою Оду Свободе, которая имеет следующие строки:
Император Александр I сначала сослал поэта на юг России, а затем поместил его под домашний арест в своем Михайловском имении Псковской области. Пушкин дружил со многими декабристами-революционерами, которые требовали конституции и социальной свободы, и если бы его не изгнали, он почти наверняка принял бы участие в восстании декабристов 1825 года в Санкт-Петербурге. Пушкин никогда не выступал за свержение царя, но он защищал право человека на свободу и боролся с цензурой. «В этом мире нет счастья…», — писал Пушкин в одном из своих стихотворений, подводя итог вечным стремлениям русского народа.
8. Он написал вечные любовные стихи
Пушкин был известным поклонником женской красоты и приобрел репутацию дон Жуана. Он написал, пожалуй, самое известное любовное стихотворение в русском поэтическом наследии: « Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем …» В своем стихотворном романе «Евгений Онегин» Пушкин также сформулировал «правило» ухаживания, которое в России до сих пор регулярно упоминают: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».
9. Он был обсужден и восхищен великими писателями
Многие писатели признавали величие Пушкина. На заседании Общества любителей русской литературы в 1880 году Достоевский произнес длинную речь о поэте. «Никогда не было поэта с таким универсальным сочувствием, как у Пушкина», — заявил Достоевский. Выступая на открытии памятника Пушкину в Москве, Иван Тургенев, автор знаменитого романа «Отцы и дети», сказал: «Сама суть, все черты его поэтического звука с чертами и сущностью нашего народа».
10. Он стал советской культовой фигурой
Культ Пушкина развивался в СССР, и он стал государственным символом. В каждом классе литературы и во многих частных квартирах был один из двух его знаменитых портретов Тропинина и Кипренского. В 1937 году были проведены масштабные торжества по случаю столетия со дня его смерти, за которыми последовали столь же масштабные празднования 150-летия со дня его рождения. Его годовщины были отмечены выпуском многих предметов и сувениров с его изображением.
Читайте таже
© ПАСПЕР
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
Величие Пушкина как поэта и человека
Речь, произнесенная в торжественном собрании в честь А. С. Пушкина в Московской Духовной Академии 26-го мая.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Величие Пушкина как поэта и человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
На пространстве последних двадцати лет вот уже третий раз совершаются пушкинские празднества: первое в 1880 г. по случаю открытия памятника Пушкину в Москве, второе в 1887 г. по поводу исполнившагося пятидесятилетия со дня его кончины и третье торжество совершается ныне, в столетнюю годовщину со дня рождения великого поэта. Предшествовавшие нынешнему пушкинские праздники 1880 и 1887 годов были в высшей степени отрадными явлениями в нашей русской жизни. Они дороги нам уже потому, что показали, какой резкий поворот совершился в отношениях русской публики к Пушкину, развенчанному было публицистической критикой шестидесятых годов. Не даром первое московское торжество называют «покаянным». Русская большая публика хотела как бы загладить свою собственную вину и вину своих предшественников, — с самым горячим сочувствием встречая восторженные речи о Пушкине представителей науки, литературы и искусства. А сколько было произнесено таких речей! Сколько собрано и издано новых материалов для изучения жизни и поэтической деятельности Пушкина! Сколько написано специальных исследований о Пушкине и его эпохе! Торжества 1880 и 1887 годов в общем были плодотворны для изучения поэзии Пушкина и вместе поучительны, потому что вызванные им специальные работы воочию показали, как мало точного и научного в том, что недавно считалось общепринятым, и как много еще нужно сделать для того, чтобы Пушкин был разъяснен и усвоен русскому народу так, как заслуживает его великий гений. Как относится значительное большинство к нашему поэту? Иной в жизни Пушкина заинтересован лишь историей его сердечных привязанностей и увлечений; другой, опуская всю поучительную повесть его самовоспитания и поэтического роста, старательно выискивает те случаи его литературной деятельности, где она встречалась с препятствиями цензурного ведомства, или ограничивает весь интерес свой к Пушкину, как к лицу, не ладившему с администрацией. Обращаясь к научным определениям значения Пушкина, мы находим несколько характеристик личности и поэтической деятельности его, резко расходящихся не только в мелких подробностях, но и в основных взглядах. За редкими исключениями, эти характеристики основаны не на детальном и всестороннем изучении всех произведений Пушкина, а на отдельных мыслях и местах, нарочито подобранных из его сочинений… Кроме того, текст большинства пушкинских произведений доселе не установлен надлежащим образом, в биографии поэта — доселе много спорных и неясных пунктов… Что же нужно. Нужно многое, очень многое. Например, не задаваясь наперед предвзятыми идеями и скороспелыми выводами, исследователи должны поставить своею целию всестороннее освещение каждого отдельного произведения, сопоставляя его с другими пушкинскими произведениями, с жизнию поэта и современного ему общества, с данными русской и европейской литературы вообще, привлекая и соответствующий научный материал, считаясь каждый раз с историей развития поэта. Подобная постановка вопроса, можно надеяться, выведет изучение пушкинской поэзии на более широкий, объективный и научный путь. Но при сем необходимо новое строго-научное издание текстов сочинений Пушкина, начало чему уже положено Императорскою Академией Наук, предпринявшею таковое издание, под редакцией вицепрезидента Академии Л. Н. Майкова. К нынешнему юбилейному дню вышел первый том академического издания. В него вошли лицейские стихотворения поэта. Одну половину тома занимает текст стихотворений, а другую — комментарии, в которых, кроме различных вариантов, приводятся оригиналы чужих произведений, которым Пушкин подражал в своих начальных опытах, с объяснениями исторического и биографического характера. По плану, разработанному Л. Н. Майковым, издание будет состоять из двух отделов: 1) произведений, вполне законченных или, по крайней мере, таких, которые хотя и не были вполне обработаны поэтом, но по степени своей отделки и художественному достоинству могут считаться наравне с закопченными, и 2) произведений, только набросанных вчерне или вообще незаконченных. Первая задача издания — установить правильный текст произведений Пушкина. В академическом издании все произведения Пушкина, вышедшие в свет при его жизни, будут напечатаны в том именно виде, в каком они появились в печати под его собственным надзором, притом в последний раз. Исключение в этом отношении будет допущено только для тех случаев, когда достоверно известно, что подлинный пушкинский текст подвергся в свое время изменениям со стороны цензуры. При печатании тех произведений Пушкина, которые были изданы уже после его смерти, редакция будет держаться его рукописей, а в примечаниях указывать относящиеся к ним рукописные варианты. В состав приложении к академическому изданию Пушкина войдут: 1) его подробная биография, 2) библиография его сочинений и обзор всего, что о нем было писано.
И так пожелаем, чтобы нынешнее торжество послужило не только поводом к внешним проявлениям чувств признательности к памяти великого поэта, но и толчком к более глубокому и всестороннему изучению и освещению жизни и поэтической деятельности Пушкина.
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Величие Пушкина как поэта и человека»
Описание и краткое содержание «Величие Пушкина как поэта и человека» читать бесплатно онлайн.
Речь, произнесенная в торжественном собрании в честь А. С. Пушкина в Московской Духовной Академии 26-го мая.
Величие Пушкина как поэта и человека
На пространстве последних двадцати лет вот уже третий раз совершаются пушкинские празднества: первое в 1880 г. по случаю открытия памятника Пушкину в Москве, второе в 1887 г. по поводу исполнившагося пятидесятилетия со дня его кончины и третье торжество совершается ныне, в столетнюю годовщину со дня рождения великого поэта. Предшествовавшие нынешнему пушкинские праздники 1880 и 1887 годов были в высшей степени отрадными явлениями в нашей русской жизни. Они дороги нам уже потому, что показали, какой резкий поворот совершился в отношениях русской публики к Пушкину, развенчанному было публицистической критикой шестидесятых годов. Не даром первое московское торжество называют «покаянным». Русская большая публика хотела как бы загладить свою собственную вину и вину своих предшественников, – с самым горячим сочувствием встречая восторженные речи о Пушкине представителей науки, литературы и искусства. А сколько было произнесено таких речей! Сколько собрано и издано новых материалов для изучения жизни и поэтической деятельности Пушкина! Сколько написано специальных исследований о Пушкине и его эпохе! Торжества 1880 и 1887 годов в общем были плодотворны для изучения поэзии Пушкина и вместе поучительны, потому что вызванные им специальные работы воочию показали, как мало точного и научного в том, что недавно считалось общепринятым, и как много еще нужно сделать для того, чтобы Пушкин был разъяснен и усвоен русскому народу так, как заслуживает его великий гений. Как относится значительное большинство к нашему поэту? Иной в жизни Пушкина заинтересован лишь историей его сердечных привязанностей и увлечений; другой, опуская всю поучительную повесть его самовоспитания и поэтического роста, старательно выискивает те случаи его литературной деятельности, где она встречалась с препятствиями цензурного ведомства, или ограничивает весь интерес свой к Пушкину, как к лицу, не ладившему с администрацией. Обращаясь к научным определениям значения Пушкина, мы находим несколько характеристик личности и поэтической деятельности его, резко расходящихся не только в мелких подробностях, но и в основных взглядах. За редкими исключениями, эти характеристики основаны не на детальном и всестороннем изучении всех произведений Пушкина, а на отдельных мыслях и местах, нарочито подобранных из его сочинений… Кроме того, текст большинства пушкинских произведений доселе не установлен надлежащим образом, в биографии поэта – доселе много спорных и неясных пунктов… Что же нужно. Нужно многое, очень многое. Например, не задаваясь наперед предвзятыми идеями и скороспелыми выводами, исследователи должны поставить своею целию всестороннее освещение каждого отдельного произведения, сопоставляя его с другими пушкинскими произведениями, с жизнию поэта и современного ему общества, с данными русской и европейской литературы вообще, привлекая и соответствующий научный материал, считаясь каждый раз с историей развития поэта. Подобная постановка вопроса, можно надеяться, выведет изучение пушкинской поэзии на более широкий, объективный и научный путь. Но при сем необходимо новое строго-научное издание текстов сочинений Пушкина, начало чему уже положено Императорскою Академией Наук, предпринявшею таковое издание, под редакцией вицепрезидента Академии Л. Н. Майкова. К нынешнему юбилейному дню вышел первый том академического издания. В него вошли лицейские стихотворения поэта. Одну половину тома занимает текст стихотворений, а другую – комментарии, в которых, кроме различных вариантов, приводятся оригиналы чужих произведений, которым Пушкин подражал в своих начальных опытах, с объяснениями исторического и биографического характера. По плану, разработанному Л. Н. Майковым, издание будет состоять из двух отделов: 1) произведений, вполне законченных или, по крайней мере, таких, которые хотя и не были вполне обработаны поэтом, но по степени своей отделки и художественному достоинству могут считаться наравне с закопченными, и 2) произведений, только набросанных вчерне или вообще незаконченных. Первая задача издания – установить правильный текст произведений Пушкина. В академическом издании все произведения Пушкина, вышедшие в свет при его жизни, будут напечатаны в том именно виде, в каком они появились в печати под его собственным надзором, притом в последний раз. Исключение в этом отношении будет допущено только для тех случаев, когда достоверно известно, что подлинный пушкинский текст подвергся в свое время изменениям со стороны цензуры. При печатании тех произведений Пушкина, которые были изданы уже после его смерти, редакция будет держаться его рукописей, а в примечаниях указывать относящиеся к ним рукописные варианты. В состав приложении к академическому изданию Пушкина войдут: 1) его подробная биография, 2) библиография его сочинений и обзор всего, что о нем было писано.
И так пожелаем, чтобы нынешнее торжество послужило не только поводом к внешним проявлениям чувств признательности к памяти великого поэта, но и толчком к более глубокому и всестороннему изучению и освещению жизни и поэтической деятельности Пушкина.
Нужно-ли доказывать, что Пушкин – гениальный поэт и оказал огромные услуги русской литературе? Довольно сказать, что Пушкин научил публику и литературу не бояться правды житейской, какая бы она ни была, и отучил от ложных и ходульных сантиментов, составлявшихся по классическим и романтическим рецептам, но очень далеких от обыкновенных человеческих чувств. Пушкин заставил бросить риторику для простой человеческой речи, украшенную, подмалеванную, попросту измышленную жизнь – для правдивой, изученной и воспроизведенной художником действительности. Он приучил к художественной правде и показал, как ее находить в неподкрашенной, непосредственной действительности и как богата сюжетами для творчества эта обыденная, человеческая жизнь. Он – родоначальник здорового, не отрицающего эстетизма реального направления, учитель и вдохновитель наших лучших поэтов, литературов и художников. Вот одно из свидетельств о том известного романиста И. А. Гончарова: «Первым прямым учителем моим – говорит Гончаров – в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали тоже за поэта. И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина, который выходил тогда периодически, отдельными глазами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг – и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса, для впечатлительной натуры»! «Пушкин – говорит Гончаров в другом месте – был наш учитель – и я воспитался, так сказать, его поэзиею… Лермонтов весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина… Гоголь объективностью своих образов обязан Пушкину же». Знаменитый наш драматург А. Н. Островский засвидетельствовал, что «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Гений Пушкина вызвал к новой жизни и русское искусство. Не его ли образы, не его ли мир видений и грез дали нам Глинку, Даргомыжского, Рубинштейна, Чайковского?. Поэтические образы Пушкина начинают пробиваться также в область ваяния и живописи.
«Никто из поэтов наших – говорит Гоголь – не выше Пушкина и не может более назваться национальным: это право решительно принадлежит ему». И в самом деле как могуче сказывается гений поэта в картинах родной природы, в так памятных всем блестящих описаниях времен года и как еще выше и величественнее выражается он в создании характеров, в воспроизведенных поэтом типах русского народа! Пушкинская Татьяна – что может быть лучше и прекраснее этого поэтического образа! Как этот образ понятен и дорог нам! Понятен также и Онегин, этот москвич в Чайльд-Гарольдовском плаще, натура, без сомнения, интеллигентная и элегантная, но обретающаяся в вечно «пустом кипении», жертва заблуждений и неугомонных страстей. Раньше «Евгения Онегина», еще в «Кавказском Пленнике», «Цыганах» и «Галубе» Пушкин первый с необычайною силою и страстностию выразил всегдашнюю непримиримую противоположность культурного и первобытного человека. Пленник – первообраз Алеко, Евгения Онегина, Печорина… И эта тема сделалась одним из главных мотивов последующей русской литературы. Ее после раскрывали Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Достоевский, гр. Л. Толстой и др.
О чем жалеть? – говорит Алеко Земфире, изображая жизнь культурного человека, от которой он бежал:
Когда-б ты знала,
Когда-бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов,
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предразсуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Как грандиозен, как могуч и вместе как ясен под кистью поэта величественный образ Петра 1! Какое глубокое понимание этой богатырской личности! С одной стороны это – страшный, титанический представитель брани и воинских доблестей, с другой – в том же образе видим милосердие, великодушие, прощение врагу (второе – в известном стихотворении 1835 г.: «Над Невою резво вьются Флаги пестрые судов…»).
Сочинение доклад на тему: Величие Пушкина
В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина в большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.
Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью
В январе 1837 г. Пушкин был убит на дуэли.
Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет (“Литературные прибавления к Русскому инвалиду”) была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался,
Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца.
Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” (“Вакхическая песня”).
Гоголь писал: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В-самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.
Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующего этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в ее истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения.
Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянство и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германна, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали к себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом.
В число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.
Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – и романтические, и реалистические – были новым словом в истории литературы.
Пушкин ©оздал уникальный роман в стихах, подобного которому, по существу, нет до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализмачв истории I русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма.
Созданные им “Сказка о попе и о работнике его Балде” (1830), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1833), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833), “Сказка о золотом петушке” (1834) раскрыли новые возможности обогащения лите ратуры. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о на-родеТ его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.
Уроки Пушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, “лелеющей душу гуманности”. В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той “всемирной отзывчивостью”. которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в “Речи о Пушкине”.
Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться “в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное”