В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта – центральная тема поэзии XIX века.

Во всем, о чем бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении “Пророка” Пушкина и “Пророка” Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

…обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе – печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни (“в пустыне”), куда его изгоняют “они” – те, кому пророк пытался проповедовать “любви и правды чистые ученья”.

Эти “они”, исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, “жадною толпой стоящие у трона”, – палачи “Свободы, Гения и Славы”. “Они” – пестрая толпа, рабы и господа, населяющие “немытую Россию”, это и “наше поколенье”, постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат…”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.

Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается Лермонтовым в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными “безопасными” темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы.

Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”.

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

То, что с ним случилось, напоминает Лермонтову судьбу поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество – не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня” – в этих словах стихотворения “Узник” звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА,
гимназия № 1514, Москва
(учитель – Р. А. Храмцова)

Related posts:

Источник

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии

Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения «насмешливого, безумного света».

Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.

Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь выразительными сравнениями: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух» и, наконец, «как колокол на башне вечевой». Цель поэзии — «воспламенять бойца для битвы». Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но «простой и гордый» поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся «блестками и обманом». Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

В стихотворении «Поэт» возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который становится ведущим в стихотворениях «Смерть Поэта» и «Пророк». В «Пророке» Лермонтов рисует идеал, созданный его воображением, а в стихотворении «Смерть Поэта» он воплощает его в образе реально живущего человека — великого Пушкина. В нем счастливо соединились и «свободный, смелый дар», и гордость, и честь, и удивительная способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской черни, «жадною толпой стоящею у трона», которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: «Свободы, Гения и Славы палачи», «наперсники разврата», «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов». Лермонтов грозит им божьим судом, который «недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед».

Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение «Пророк», в котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает «всеведеньем», которое дает ему право провозглашать людям «любви и правды чистые ученья». Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы и порока». Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.

В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду «могущественным старцам» от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.

Продолжив лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе, Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.

Источник

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. corn left. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-corn left. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка corn left. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. pdf. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-pdf. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка pdf.Скачать сочинениеВ чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. corn right. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-corn right. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка corn right.
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

А я просто люблю его стихи. Люблю их читать, изучать, понимать. Мне нравится, обращаясь заново к его творениям «Выхожу один я на дорогу. » и «Родина», находить в них новый для меня смысл. Стихи этого поэта не дарят успокоение или чувство умиротворения. Нет! Они заставляют думать о жизни и смерти, о любви и ненависти, счастье и горе, о назначении человека, о предназначении поэта и поэзии.

Когда Рафаэль вдохновенный

Пречистой девы лик священный

Живою кистью окончал,

Своим искусством восхищенный,

Он пред картиною упал!

Он забывал порыв небесный. И далее:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Но долго, долго ум хранит

Сколько оптимизма, сколько здесь надежды на будущее! Но вдруг:

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Что это? Где упоение своей силой, стремление сделать мир прекраснее с помощью своей поэзии?

И я влачу мучительные дни Без цели оклеветан, одинок.

Говорил ли Лермонтов только о себе? Не кажется ли вам, что здесь звучат отголоски еще чьей-то судьбы?

Пал, оклеветанный молвой.

В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов грозно и непреклонно выносит приговор своим современникам, обществу, в котором он творил. Не смогли они уберечь поэта, не смогли его понять. Они не услышали его призывов и воззваний, не приняли его правды. Теперь носить ему [Пушкину] венок терновый, что язвит его чело, «приют певца» теперь «угрюм и тесен», да «на устах его печать». Сколько горечи и боли, обиды в словах Лермонтова:

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

Не может Лермонтов простить своим современникам смерти дивного гения, светоча русской поэзии. Черными, темными красками описывает Лермонтов свои чувства; его слова наполняют и нас болью и обидой, гневом и унижением:

А вы, надменные потомки!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Где светлый поэт с мечтами и устремлениями? Он «потерялся» в реальности, он увидел мир, какой он есть. Он увидел «пророков» своего времени:

В наш век изнеженный, не так ли, ты, поэт

Свое утратил назначенье.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Поняли ли его? Услышали ли? Сомневаюсь! Люди боятся слышать правду, боятся верить грозному слову. Горькая правда или сладкая ложь?

Лермонтов выбрал первое! Он пророк, служитель народа; словом он приносит в толпу смирение, поэтической строкой помогает людям увидеть свет и понять самих себя, но:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

В этом стихотворении («Пророк») Лермонтов выразил свое понимание предназначения поэта и поэзии. И не только: он показал всю суть его несчастий и уготованную ему судьбу. Природа ласково его встречает, тварь земная покорна ему, звезды, лучами играя, слушают его. А в городе, где шум и гам «гуляют», там старики лишь детям говорят, что горд он был и с миром не ужился, угрюм и худ пророк:

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

Читая стихи Лермонтова о назначении поэта и поэзии, не говорите, что они пессимистичны, что от светлого понимания своего предназначения он пришел к тому, что стал тяготиться своим даром. Нет! Это не так! Вчитывайтесь, вдумывайтесь! Вы увидите свет, вы увидите любовь к народу, желание творить и дарить людям радость. Не это ли главное предназначение поэта и поэзии?

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Источник

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всём, о чём бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее движение литературы вперёд, определили её последующее развитие.

По-своему решает тему поэта и поэзии М.Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчётливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает её. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

. обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Всё живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни (“в пустыне”), куда его изгоняют “они” — те, кому пророк пытался проповедовать “любви и правды чистые ученья”. Эти “они”, исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, “жадною толпой стоящие у трона”, — палачи “Свободы, Гения и Славы”. “Они” — пёстрая толпа, рабы и господа, населяющие “немытую Россию”, это и “наше поколенье”, постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своём стихотворении «О, полно извинять разврат. », посвящённом Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одарённый “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет даётся Лермонтовым в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными “безопасными” темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение «Смерть поэта». Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”.

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество — не отрешённость от жизни, это упрёк и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и своё место в нём. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня” — в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА,
гимназия № 1514, Москва
(учитель — Р.А. Храмцова)

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтоваю,9КЛАСС

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Цель: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Пророк».

Задачи: Формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.

Проектор, ноутбук, раздаточный материал, учебники

1.Организационный вопрос, приветственное слово

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро! Солнцу и лицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Пусть доброе утро (чувство)

-Здравствуйте, ребята! Мне приятно вас видеть! Предлагаю Вам просмотреть видеоролик к уроку.

-О ком мы будем сегодня говорить? (О Лермонтове)

— «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

О ком говорится в стихотворении А.С.Пушкина? ( Пророк. Стихотворение называется «Пророк»).

А кого Пушкин считает пророком? (поэта)

Как вы думаете, в чём назначение поэта у Пушкина? («Глаголом жги сердца людей»)

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Тема поэта и позии)

Что мы будем делать сегодня на уроке? (читать стихи, говорить о них, анализировать)

А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, в чем Лермонтов видит назначение поэта и поэзии)

Создание проблемной ситуации

Назначение поэта- нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны?

-Значит, людям нужны поэт и поэзия? (Да, нужны)

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

О чем говорится в этих строках? Здесь речь идет об отношении людей к поэту и поэзии

Вы сказали, что поэзия и поэты людям нужны. Так почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? (варианты ответов)

А кто может дать ответ верный? (сам поэт)

Чтение стихотворения «Пророк»

Поиск решения (открытие нового)

До гибели Лермонтова оставалось несколько месяцев. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», которое вами было изучено.

-Что нам надо сделать, чтобы выяснить, какова же основная мысль стихотворения? (проанализировать)

Каково настроение стихотворения? (преобладает настроение горечи, печали, разочарования)

Почему такое настроение? Потому что есть слова презираем, одинок, гоним, никому не нужный)

С помощью каких слов оно создается? Отметьте их в тексте. (ключевые слова)

Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец».

Ребята, а почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Посмотрите в текст, там есть ответ ( Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья. Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе )

За это надо бить камнями? (Да, люди злы, потому так и поступают)

Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья?( Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.)

Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? (В очах людей читаю я страницы злобы и порока) (А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит

-Почему же пророк продолжает говорить правду? (в этом его назначение)

Обратили ли вы внимание, как часто в тексте мы слышим слова Бог, вечный судия, Предвечный, божий глас? Почему они так часто встречаются? (дар Божий, от Бога)

Кто обладает даром божьим? (поэт)

Ребята, он говорит правду, несмотря ни на что? Почему? (в этом его предназначение, предназначение поэта)

О предназначении поэта и его влиянии на судьбы людей он говорит так:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных . (словарная работа на слайде)

Эти строки из стихотворения «Поэт».Как вы думаете,о чем это стихотворение. Давайте прочитаем, действительно ли об этом идет речь? ЧИТАЮ

Чем интересно это стихотворение? (речь о кинжале, две части в стихотворении)

Для чего предназначен кинжал? (Наезднику в горах служил он много лет)

А в чем предназначение поэта?(служить народу)

Кинжал не выполняет своё назначение. Во что он превращен? (Игрушкой золотой он блещет на стене)

А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения?( В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,/Своё утратил назначенье,/На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?) Он перестаёт быть пророком

А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь?(кинжал острый-язык поэта острый,кинжал утратил назначенье-поэт тоже.

Обратим внимание,1-е стихотворении»Пророк»,а потом «Поэт»

-У кинжала есть свой назначение, а когда он используется не по назначению прямому, он становится ……игрушкой, а когда поэт утрачивает своё назначение, он перестает быть …. Пророком

Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт? Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт оставаться верным своему назначению

Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, современному человеку совсем ничего не осталось. Вы наверняка согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие.

-Что нового вы узнали о Лермонтове, о его стихах? Открыли для себя что-то новое?

Да, Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,

Домашнее задание: 1 уровень сложности. Анализ стихотворения «Журналист, читатель и писатель»

3 уровень сложности сопоставительный анализ стихотворений «Кинжал» и «Поэт»

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. 0815 000105fc 035ac698. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-0815 000105fc 035ac698. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка 0815 000105fc 035ac698.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. 08ab 000315ea 818e2afc. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-08ab 000315ea 818e2afc. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка 08ab 000315ea 818e2afc.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. 1200 0003a7f7 2a609ffc. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-1200 0003a7f7 2a609ffc. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка 1200 0003a7f7 2a609ffc.

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. a loader. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии фото. В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии-a loader. картинка В чем видит лермонтов назначение поэта и поэзии. картинка a loader.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Цель: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта;рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворений «Поэт», «Пророк».

Задачи: Формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.

Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.

Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.

Проектор, ноутбук, раздаточный материал, учебники

1.Организационный вопрос, приветственное слово

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро! Солнцу и лицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Пусть доброе утро (чувство)

-Здравствуйте, ребята! Мне приятно вас видеть! Предлагаю Вам просмотреть видеоролик к уроку.

-О ком мы будем сегодня говорить? (О Лермонтове)

— «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей ».

-О ком говорится в стихотворении А.С.Пушкина? ( Пророк. Стихотворение называется «Пророк»).

— А кого Пушкин считает пророком? (поэта)

-Как вы думаете, в чём назначение поэта у Пушкина? («Глаголом жги сердца людей»)

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Тема поэта и позии)

-Что мы будем делать сегодня на уроке? (читать стихи, говорить о них, анализировать)

-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, в чем Лермонтов видит назначение поэта и поэзии)

Создание проблемной ситуации

-Назначение поэта- нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны?

-Значит, людям нужны поэт и поэзия? (Да, нужны)

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

-О чем говорится в этих строках? Здесь речь идет об отношении людей к поэту и поэзии

-Вы сказали, что поэзия и поэты людям нужны. Так почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? (варианты ответов)

-А кто может дать ответ верный? (сам поэт)

Чтение стихотворения «Пророк»(фрагмент их худож.фильма «Лермонтов»Бурляева,начинает чтение актер(Лермонтов),я продолжаю,последние 2 строфы читает снова актер)1,5 мин.

Поиск решения (открытие нового)

-До гибели Лермонтова оставалось несколько месяцев. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», которое вами было изучено.

-Что нам надо сделать, чтобы выяснить, какова же основная мысль стихотворения? (проанализировать)

Каково настроение стихотворения? (преобладает настроение горечи, печали, разочарования)

Почему такое настроение? Потому что есть слова презираем, одинок, гоним, никому не нужный)

С помощью каких слов оно создается? Отметьте их в тексте. (ключевые слова)

— Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец».

-Ребята, а почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Посмотрите в текст, там есть ответ ( Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья. Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе )

-За это надо бить камнями? (Да, люди злы, потому так и поступают)

— Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья?( Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.)

-Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? (В очах людей читаю я страницы злобы и порока) (А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит

-Почему же пророк продолжает говорить правду? (в этом его назначение)

-Обратили ли вы внимание, как часто в тексте мы слышим слова Бог, вечный судия, Предвечный, божий глас? Почему они так часто встречаются? (дар Божий, от Бога)

— Кто обладает даром божьим? (поэт)

-Ребята, он говорит правду, несмотря ни на что? Почему? (в этом его предназначение, предназначение поэта)

-О предназначении поэта и его влиянии на судьбы людей он говорит так:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

-Эти строки из стихотворения «Поэт».Как вы думаете,о чем это стихотворение. Давайте прочитаем, действительно ли об этом идет речь? ЧИТАЮ

-Чем интересно это стихотворение? (речь о кинжале, две части в стихотворении)

-Для чего предназначен кинжал? (Наезднику в горах служил он много лет)

-А в чем предназначение поэта?(служить народу)

-Кинжал не выполняет своё назначение. Во что он превращен? (Игрушкой золотой он блещет на стене)

-А что происходит с поэтом, если он не выполняет своего назначения?( В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,/Своё утратил назначенье,/На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?) Он перестаёт быть пророком

-А зачем Лермонтов говорит о кинжале? Есть ли между этими образами какая-то связь?(кинжал острый-язык поэта острый,кинжал утратил назначенье-поэт тоже.

Обратим внимание,1-е стихотворении»Пророк»,а потом «Поэт»

-У кинжала есть свой назначение, а когда он используется не по назначению прямому, он становится ……игрушкой, а когда поэт утрачивает своё назначение, он перестает быть …. Пророком

Обратим внимание на последнюю строфу. Почему Лермонтов задается вопросами? К чему призывает поэт? Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Лермонтов утверждает, что несмотря ни на что поэт оставаться верным своему назначению

Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, современному человеку совсем ничего не осталось. Вы наверняка согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие.

-Что нового вы узнали о Лермонтове, о его стихах? Открыли для себя что-то новое?

-Да, Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,

Домашнее задание: 1 уровень сложности. Анализ стихотворения «Журналист, читатель и писатель»

3 уровень сложности сопоставительный анализ стихотворений «Кинжал» и «Поэт»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *