В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1

Осмысление исторической противоречивости власти Петра I в трагедиях Пушкина

Рисуя Петра I, Пушкин развивал основные мотивы “Стансов” (“На троне вечный был работник” и “Самодержавною рукою он смело сеял просвещенье”). Устами Ибрагима автор подчеркивает в Петре быстрый и твердый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности. Ибрагим “день ото дня более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу.

Ибрагим видел Петра в Сенате, оспариваемого Бутурлиным и Долгоруким, разбирающего важные запросы законодательства, в адмиралтейской коллегии утверждающего морское

Образ Петра I Пушкиным рисуется примерно в духе того идеала просвещенного, соблюдающего законы, любящего науку и искусство, понимающего свой народ правителя, образ которого рисовали в своей публицистике Гольбах и Дидро. Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Петр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались

Некоторые декабристы усматривали в самой личности Петра, в его поведении, вкусах и симпатиях проявление антинационального характера. Своим романом Пушкин оспаривал такую точку зрения. Подчеркивая демократические обычаи Петра, его простоту и человечность, Пушкин полемизировал с тем казенно-официальным помпезным изображением Петра как возвышающегося над своими подданными императора, которое импонировало высокомерному в своем холодном и пустом чванстве Николаю II.

Трактовка образа Петра как великого исторического деятеля показывает, насколько далеко шагнул Пушкин в своем философско-историческом мировоззрении по сравнению с чисто просветительскими заметками 1822 года. Отнюдь не снижая выдающихся личностных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Петр нарисован как сын своего века. Пафосом “арапа Петра Великого” является прославление преобразовательной, созидательной деятельности Петра I и его сподвижников.

Пушкин своим романом так же, как и “Запиской о воспитании”, утверждал ценность того, что было так ненавистно Николаю I. В противовес реакционному дворянскому национализму Пушкин всем циклом произведений о Петре отстаивал программу декабристов, провозглашая необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостнической политики. К преобразованию России в этом направлении Пушкин и призывал правительство.

Образом Петра Великого он вскрывал убожество и никчемность Николая I. Показывая гуманность Петра, Пушкин как бы требовал прощения “милых каторжников” – декабристов. Весь роман, являясь строго объективным изображением времен Петра I, был, как выразился однажды Пушкин при чтении последних томов истории Карамзина, “так же животрепещущ, как вчерашняя газета”.

К 1829 году тема Петра теряет для Пушкина не общий интерес, а политическую актуальность. Поэт убеждается, что никакая прогрессивная политика для правительства Николая I неприемлема. Отношения Пушкина и царя становятся все более натянутыми.

В 1828 году Пушкин создает произведение, в котором раскрыты другие стороны образа Петра – поэму “Полтава”. Здесь перед нами борьба Петра, преобразованной им России против внешних врагов. Петр – герой Полтавской битвы. Пушкин старается точно воссоздать историческую эпоху – “когда Россия молодая”.

Прошлое он раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры. Поэтому большое место занимает и лирическая тема, тема необычной любви юной Марии и старого гетмана Мазепы. Эта любовная тема связывает “Полтаву” с предыдущими романтическими поэмами Пушкина.

Но эта тема отступает на второй план по сравнению с главной темой – героизацией Петра как полководца. Пушкин понимает огромную роль в исторических судьбах России этого сражения. Битва могла быть выиграна лишь преображенной Россией. Романтическая поэма как бы перерастает в национально – героическую эпопею.

В основу произведения положено не событие из личной жизни, а событие, имеющее национальное значение. Образ Петра, творца победы, раскрывается в контрастном сопоставлении с гетманом Мазепой и шведским королем Карлом XII. В изображении этих исторических лиц, равно как и в целом исторического прошлого Пушкин стоит на прочных позициях историзма, исторической точности.

Он тщательно изучает разработку этой темы своими предшественниками ) “Мазепа” Байрона, “Войнаровский” Рылеева). В изображении Пушкина Мазепа – преступник, преследующий личные, корыстные цели, он хочет оторвать Украину от России, ведет переговоры с иезуитами, мечтает даже о троне, и народ не поддерживает его. “Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер”, – замечает Пушкин. Точен поэт и в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений.

Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Позиция Пушкина, его глубокий историзм особенно подчеркнут в эпилоге. Оказывается, что подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: “Лишь ты воздвиг, герой!” Пушкин глубоко изучает историю Петра и приступает к написанию научно – исторического труда “История Петра I”.

Он поднял огромный материал, и хотя труд оставался незаконченным, концепция Петра, данная здесь, совершенно ясна. Пушкин начинает различать в деятельности Петра и светлые, и темные стороны. Если в 20-е годы Пушкин показывает Петра только как великого и просвещенного монарха, то теперь он видит и жестокого деспота.

Он показывает, что реформа Петра строилась на крови народной, теперь он видит избирательное влияние на человека любого, даже просвещенного самовластья.

Такое, более глубокое, чем раньше, истолкование темы Петра, Пушкин воплотил в последней гениальной поэме “Медный всадник” (1833год). “Медный всадник” – эта поэма свела воедино все мотивы, прежде разведенные по разным произведениям и разным жанрам. Отсюда и немыслимая смысловая нагруженность. Во время первой болдинской осени Пушкин уже захвачен идеей всемирности, мыслью о выпадении современно человека из исторического бытия в частную жизнь. Первая идея развивается в цикле “Маленьких трагедий”, последовательно представляющих “историю человечества” в новое время.

Второй цикл – “Повести Белкина” и “История села Горюхина”. Циклы относятся друг к другу также, во всяком случае, аналогично тому, как пятью годами ранее в Михайловском трагическому “Борису Годунову” противостоял анекдотический “Граф Нулин”, рожденный “мыслью пародировать историю и Шекспира” ) “Заметки о “Графе Нулине”, 1830).

Related posts:

Источник

В чём видеть Пушкин трагическое противоречие эпохи Петра 1?

В чём видеть Пушкин трагическое противоречие эпохи Петра 1.

В балладк «Медный всадник».

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f0. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f0. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f0.

Пушкин затронул проблему маленького человека, попавшего в эту эпоху перемен.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f6. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f6. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f6.

В каком из произведений А?

В каком из произведений А.

С. Пушкина нет образа Петра I?

А) «Стансы» Б) «Капитанская дочка» В) «Медный всадник» Г) «Полтава».

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f4. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f4. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f4.

Мечты петра в поэму Медный всадник?

Мечты петра в поэму Медный всадник.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f4. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f4. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f4.

Образ Петра 1 в медном всаднике?

Образ Петра 1 в медном всаднике?

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f9. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f9. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f9.

1. Каково отношение А?

1. Каково отношение А.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f6. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f6. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f6.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f4. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f4. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f4.

В чём суть конфликта Петра и Евгения в поэме медный всадник?

В чём суть конфликта Петра и Евгения в поэме медный всадник?

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f1. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f1. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f1.

Пушкин : медный всадник отзыв.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f7. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f7. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f7.

Каким предстал Пушкин в произведениях петр и феврония медный всадник и станционный смотритель?

Каким предстал Пушкин в произведениях петр и феврония медный всадник и станционный смотритель.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f3. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f3. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f3.

Эпоха произведения А?

Эпоха произведения А.

С. Пушкина медный всадник.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f0. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f0. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f0.

К поэме «Медный всадник» : 1?

К поэме «Медный всадник» : 1.

Какие трагические события находятся в центре повествования?

2. В чём заключается правота Петра I и правда Евгения?

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f0. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f0. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f0.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f1. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f1. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f1.

Луг, с поляны Как то так.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f2. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f2. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f2.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f3. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f3. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f3.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f4. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f4. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f4.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f5. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f5. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f5.

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f6. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f6. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f6.

Однажды мне было скучно и я зашел в библиотеку. Увидел множество книг и увидел книгу »Том Сойер». Я взял эту книгу и пошёл домой. Пришел домой. Я снял школьную форму и пошёл делать домашнее задание. Когда все дела были сделаны я пошел читать к..

В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. f7. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1 фото. В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1-f7. картинка В чем видит поэт трагическое противоречие преобразовательной деятельности петра 1. картинка f7.

Источник

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПУШКИНА ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ РЕФОРМ ПЕТРА И РАЗВИТИИ ПОСЛЕПЕТРОВСКОЙ РОССИИ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПУШКИНА ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ РЕФОРМ ПЕТРА И РАЗВИТИИ ПОСЛЕПЕТРОВСКОЙ РОССИИ ПОЭМЕ

Внутренними антитезами пронизан весь образный стой поэмы.

Близость Евгения самому создателю «Медного всадника»

Особый смысл имеет кольцевая композиция «петербургской повести».

Уже давно стало общим местом утверждение, что «в «Медном всаднике» тема государства и судьбы отдельного человека сливаются в одну сложную поэтическую проблему, приобретшую историко-философское и политическое значение».

Внутренними контрастами пронизан весь образный стой поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн

Широкая, стремительно несущая свои воды река, вечное движение волн – и недвижный Герой, обуреваемый великими мыслями. Они теснятся, как волны, рождая перед внутренним взором героя великолепные картины, столь контрастные окружающей его пустыне. В строках, открывающих произведение, поэт сознательно избегает какой-либо конкретизации. Герой стоит на берегу не Варяжских и не Балтийских, а именно пустынных волн. Герой и мироздание – так можно определить идею зачина поэмы. Они равновелики, более того: герой сам творит мир согласно своей собственной воле.

Можно отметить ещё один принципиальный для поэмы контраст: герой, наедине с дикой природой утверждающий свою личную волю, все время мыслит не о себе,а о государстве. Ни разу в его внутреннем монологе не возникает местоимение я, но – мы, нам, к нам, и, наконец, важнейшая, конечная цель – всеобщее благоденствие: «И запируем на просторе».

И тут же, в самых первых строках поэмы, возникает противоречие, пока звучащее почти подспудно:

Природой здесь нам суждено…

Ногою твердой стать при море…

Природой? Так ли? Твердо стать на мшистых, топких берегах? Вопрос лишь намечен, более того – он, казалось бы, снят торжественной одой творению Петра, где все дышит гармонией природы и города, но именно в этом вопросе – зародыш конфликта поэмы. Подлинный нерв её драматизма.

Неоднозначно обрисован Пушкиным и Евгений, бросающий вызов «строителю чудотворному».Пересечения его судьбы с делами Петра в поэме неоднократны, и каждое из них, по сути дела, шаг к неотвратимой гибели героя. Отпрыск древнего знатного рода, пришедшего в упадок, по всей видимости, именно вследствие петровских реформ, он при появлении на страницах поэмы не ощущает конфликта ни с государством, ни со временем, ни с городом. И у него есть своя программа жизни, где в противовес программе Петра не раз всплывает местоимение я. Но примечательно: если внешне альтруистической, подлинно государственной программой Петра можно восхищаться. То глубоко личный. Скромный план жизни Евгения вызывает у поэта прежде всего сочувствие.

Ряд исследователей поэмы настойчиво подчеркивает внутреннюю близость Евгения самому создателю «Медного всадника». Делается это на основании совпадения некоторых деталей родословной героя и автора, надежд того и другого на семейное счастье, а затем и на том, что якобы угроза Евгения Медному всаднику перекликается оппозицией автора царю и вообще самодержавной власти, особенно в последние годы его жизни. Все это при внимательном рассмотрении оказывается мало основанным на непосредственном тексте поэмы. Но главное даже не в этом. Пушкин воссозал типичную судьбу дворян, становящегося в условиях «жестокого века» разночинцем. И при всей типичности судьбы резко обозначил индивидуальное в характере и жизненной программе евгения. Иэта индивидуальная, очень заурядная, программа не совпадает с жизненной позицией поэта. Чего стоят хотя бы мечты Евгения «местечко получить».

Однако очень заурядная жизненная программа терпит крах именно потому. Что осуществились мирозданческие планы самодержца:

Ногою твердой стать при море.

При море? Нет, в минуту страшного провидения Евгений поправит Петра:

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался!

Самодержец не принял в расчет эти обстоятельства. Так же как и не принял в расчет ни судьбы тех, кто через сто лет составит костяк населения города. Возникшего как вызов.

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры лезут в окна…

Стихия уходит непобежденной, «своим любуясь возмущением». И еще не ясно, каковы будут отдаленные последствия этого бунта…

Одно из последствий – второй вызов, брошенный державцу полумира, казалось бы, самым ничтожным из его подданных.

Не так-то просто приходит Евгений к своему вызову. Во время бунта стихий судьба впервые сводит его с «горделивым истуканом». Причем он тоже уподоблен монументу: «сидит на звере каменном верхом» и смотрит вдаль. Но если обращенный к нему спиной Петр неколебимо вознесен над возмущенною стихией, то Евгений испытывает двойное чувство страха – за близких и перед непостижимой загадкой, с которой столкнула его судьба:

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей?

Как видим, перед лицом надвигающейся катастрофы Евгений обретает высокий поэтический дар. Как непохожи его смятенные вопросы на бесхитростные мечты о семейном счастье и самоуничижительное «мог бы ему прибавить ума и денег»!

Однако прямого столкновения между Евгением и Петром еще нет. Оно произойдет позже, когда безумец бедный вдруг, в каком-то озарении поймет; не небеса, но люди вершат судьбы людей.

И вот тут происходит самое поразительное. Пушкин не только наделяет безумца страшно прояснившимся умом. Он отдает ему самое сокровенное – признаки высокого вдохновения.

Бежит он дикий и суровый, Извуков и смятения полн..

Это поэт говорит о себе. Теми же словами он говорит о Евгении:

Увы! Его смятенный ум

И взоры дикие навел…

Самое сокровенное поэт передает не только Евгению, но и Петру.

Вдохновенный безумец Евгений, бросающий «строителю чудотворному» грозное «Ужо тебе. Но вдохновенный безумец и строитель чудотворный, вопреки природе утверждающий свою волю, которую он не отделяет от воли государства.

Грозное предостережение делает Евгения равновеликим Петру, но оно же неумолимо влечет его к гибели. И тем не менее поступок «безумца бедного» не бессмысленен. Евгений отваживается грозить будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу – ибо он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.. Потому-то и ожил державный всадник впервые сорвался с горы-пьедестала и погнался за мятежником».

И в прологе – живой Петр, и в час наводнения – неподвижен. Лишь когда «страшно прояснились» мысли Евгения, «горделивый истукан»оживает перед его внутренним взором. И именно в этот момент медный всадник приходит в движение…

Так заканчивается поэма, открывшаяся торжественной и глубоко лиричной одой Петербургу. В поэме скрыта взаимосвязь гармонии и дисгармонии. Если принять сторону евгения, если восторжествуют в жизни принципы индивидуализма и мелкой личной выгоды, то зачем великие свершения, слава и гордость России, чего стоит её история?Но если воля самодержца, ведущая к славе и могуществу государства, утверждается так страшно и беспощадно, что может оправдать эту волю?

В «Медном всаднике» Пушкин утверждал свой взгляд на историю, и на современную ему действительность.

Источник

Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

Глава 1. От «Полтавы» к «Медному всаднику» 6 – 17 стр.

Заключение 18, 19 стр.

Список использованной литературы 20 стр.

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.

Образ Петра Великого с его сподвижниками и его эпохою вошел с ранних лет жизни Пушкина в круг его родовых и даже семейных воспоминаний, и притом с двух сторон. С отцовской стороны это были рассказы о предках Пушкиных Петровского времени, из которых один (Федор Матвеевич) был казнен в 1697 г. за участие в стрелецком заговоре против Петра («С Петром мой пращур не поладил /И был за то повешен им» 2 — «Моя родословная», 1830). С материнской стороны прадедом поэта был знаменитый Ибрагим (Абрам) Петрович Ганнибал, «Арап Петра Великого», рассказы о нем Пушкин мог слышать от людей, лично его знавших, а с его сыном Петром Абрамовичем встречался после окончания Лицея (1817) и во время ссылки в Михайловское (1824) в усадьбе Ганнибалов Петровское.

На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра I довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной. По убеждению Пушкина, история нуждается не в моральной оценке, а в правильном объяснении.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Заметки по русской истории 18 века», «Стансы», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра».

Целью данной работы является: рассмотреть художественное изображение Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить художественные средства образа Петра I в реалистических поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Работа состоит из введения, главы 1, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. От Полтавы к Медному всаднику.

Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Пушкин мечтал о таком историческом будущем России, при котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и человечности. Невозможность решения этой проблемы в условиях того времени и явилась источником многих трагических переживаний Пушкина в конце его жизни.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I.

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма создавалась на основе внимательного, хотя и неизбежно одностороннего, изучения Петровской эпохи. Односторонним оно должно было быть потому, что подлинные архивные материалы, изучение которых в 30-х годах значительно усложнило и углубило представления Пушкина о личности и деятельности Петра, во время создания «Полтавы» были ему неизвестны и недоступны, и он пользовался печатными историческими трудами, в большинстве панегирического или официозного характера, русскими и иностранными. Исходя из них и дополняя гениальной интуицией поэта-историка, он строил свою концепцию исторической эпохи, свое понимание характеров ее главных деятелей — Петра и Карла XII, Мазепы и Кочубея — и значения их деятельности для будущего «северной державы», словом ту концепцию, которая нашла себе выражение в эпилоге поэмы.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Важнейшей проблемой, лежащей в основе «Полтавы», является проблема исторического значения борьбы России во главе с Петром I со Швецией Карла XII. Отсюда — проходящее через всю историческую часть поэмы и особенно ярко выраженное в ее послесловии сопоставление этих двух исторических деятелей, отсюда же и необходимость не только политической, но и военно-стратегической оценки Полтавского боя, выраженной в предисловии и в примечаниях к поэме.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Поэт восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».

В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом:

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. По мысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому, что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр I в начале поэмы. Он – «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Пушкин показывает не только его величие, но недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

В стихотворении 1835 года «Пир Петра Первого» обращает на себя внимание необычность описания событий. Особенности лексики и специфика размера (четырехстопного хорея) создают отчетливое впечатление сказочности, балладности всего происходящего. Соответственно, мифологизированной оказывается и фигура Петра. На первый план выходит мотив
необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества:

. Он с подданным мирится;

Кружку пенит с ним одну. 24

Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги Петра I оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность (насколько так вообще можно сказать о Петре).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *