В чем видит пушкин заслугу петра
Отношение А. С. Пушкина к Петру Первому (Пушкин А. С.)
Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях часто обращается к Петру Великому. В произведениях “Полтава” и “Медный всадник” образ российского императора – главный. Но отношение писателя к политику совсем неоднозначно, Пушкин рассматривает Петра с двух совершенно разных сторон: с государственной и с гуманистической.
Во многих строках своих произведений Пушкин торжественно восхваляет Петра I.
Писатель прославляет императора за военные заслуги:
“Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего…”
Действительно, заслуги Петра I очень велики: во время его правления Россия выиграла много сложных войн. Также Пушкин восхищается Петербургом: “Люблю тебя, Петра творенье…”. Этот город был построен в сложном месте, практически на болоте. Но тем не менее, он велик и прекрасен и по сей день. Писатель характеризует Петра как смелого и решительного правителя.
Но этим отношение Пушкина к Петру Великому не ограничивается. Писатель открывает другую сторону императора в поэме “Медный всадник”. В ней население Петербурга сталкивается с бедой: наводнением. Казалось бы, единственный виновник – это природа. Но Пётр I когда-то решил её укротить. И она вырвалась, подобно зверю, сидевшему в клетке. В результате пострадали ни в чём не виновные люди. Знал ли Пётр, что так случится? Вероятно, да. Но император считал, что он, как называет его Пушкин, “властелин судьбы”, что он имеет право жертвовать людьми ради блага государства.
Фигура Петра I неоднозначна в истории нашего Отечества. Александр Сергеевич Пушкин пытается донести до читателя, что этот император имеет не только блистательные заслуги, но и огромную вину перед теми, кого он погубил в погоне за величием России.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Образ Петра 1 в поэме «Медный всадник»
«Медный всадник» — произведение, проникнутое символизмом. В своем творении А. С. Пушкин заключил глубокий смысл. Поэму пытаются расшифровать не только историки и литературоведы, но и обычные читатели. Неоднозначен и образ Петра 1.
Поэма «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована. Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого. Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.
С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер. Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве. Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».
Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира». Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан. Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.
Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?
В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства. Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно. Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.
Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения в 7-м классе)
Разделы: Литература
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
2. Список произведений:
1826г. – стихотворение «Стансы».
1827г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого».
1828г. – поэма «Полтава».
1833г. – поэма «Медный всадник».
1835г. – стихотворение «Пир Петра Первого».
1832-1837 г.г. – исторический труд «История Петра I».
3. Лексическая работа:
Стансы (от итал. «остановка») – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.
Патриот – человек, горячо любящий свою страну и беззаветно ей служащий.
Реформатор – тот, кто осуществляет реформу чего-нибудь, преобразователь в какой-либо области.
Деспот – самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур.
Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.
4. Фотография памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.
— Кому посвятил эти строки А.С. Пушкин?
Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I.
Сегодня на уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.
3. Работа над стихотворением «Стансы».
б) работа над лексическим значение слова «стансы»;
в) история создания стихотворения (индивидуальное задание);
В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».
г) Какие заслуги Петра ставит в пример новому императору поэт?
-В годы правления Петра I Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии благодаря различным реформам, предпринятым царем. Петр I был предан России и верил в ее силы: « не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».
-Он постоянно тянулся к знаниям, сам учился и заставлял учиться других: «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».
-Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, плотник, токарь, шил одежду, обувь. Вот какие заслуги Петра I ставит Пушкин в пример его царствующему правнуку Николаю1.
4. Анализ образа главного героя стихотворения «Пир Петра Первого» (индивидуальное задание).
Вывод: Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и ее поданных.
5. Анализ образа Петра I в романе «Арап Петра Великого» (индивидуальное задание).
В незаконченном романе «Арап Петра Великого» мы видим царя глазами прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала, сына абиссинского эмира, похищенного турками и присланного ко двору Петра I, который его воспитал.
— Каким видит Ибрагим Петра I, вернувшись из Франции, чем восхищается? Что подчеркивает Пушкин в образе своего героя?
6. Образ Петра I в поэме «Полтава».
На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию.
— Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава? Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя?
— Что можно сказать о выражении глаз, лица Петра I? Какие тропы использует поэт?
— Какие литературные приемы использует Пушкин, чтобы показать стремительность действий Петра, его силу?
Чтобы показать стремительность действий Петра, его силу Пушкин использует сравнения: «он весь, как божия гроза», «могущ и радостен как бой».
— Обратите внимание на лексику, придающую речи приподнятость и торжественность.
Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас»; высокую лексику: «вдохновенный», «жребий». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Благодаря этому мы проникаемся величием и важностью предстоящего события. Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе.
Подведение итогов 1-ой части урока.
— Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим на него: Почему А.С. Пушкин так часто обращает свой взор к Петру I?
Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I, т.к. он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить новое преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности, о которых он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».
Николай I, рассмотрев незавершенный исторический труд Пушкина, указал: «Сия рукопись издана быть не может по причине многих неприятных выражений на счет Петра Великого». И рукопись, состоящая из 31 тетради, была забыта и потеряна. Лишь спустя почти сто лет случайно были найдены эти тетради, листочки из них подкладывали в клетку попугаю. Сохранилось всего 22 тетради, остальные безвозвратно потеряны. Впервые исторический труд Пушкина был опубликован в 1938 году.
Что же неприличного усмотрел в рукописи Николай I? Работая над историческим трудом, Пушкин увидел, что Петр I был не только преобразователем, патриотом, но и деспотом, крепостником.
Лексическая работа. Объясним значения этих слов.
Эта мысль подкрепляется и обогащается многими страницами «Истории Петра I».
Многие «временные» указы Петра Пушкин называет «тиранскими», «жестокими». Так за ослушание приказов «юфть для обуви делать не с дегтем, а с ворваньем салом» и «делать полотна широкие вместо узких» карается конфискацией и галерами. Пушкин этот факт дополняет своим замечанием: «как обыкновенно кончаются хозяйственные указы Петра». Историка поразил контраст между незначительностью преступления и жестокостью наказания.
Вот еще замечания о последних годах правления Петра: «издал указ, превосходящий варварством все прежние». «История представляет около его всеобщее рабство… все состояния, окованные без разбора, были равны перед его дубинкою» (Дубинка упоминается Пушкиным и в художественном произведении «Арап Петра Великого».) «Все дрожало, все безмолвно повиновалось».
Стремясь определить, кем был Петр, Пушкин писал в черновике «после смерти деспота», и рядом «после смерти великого человека». Эти строки показывают, как ясно видел Пушкин двойственность, противоречивость исторической деятельности Петра. Это осознание нашло отражение в поэме «Медный всадник».
8. Анализ образа Петра в поэме «Медный всадник».
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе,
— так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
В «Полтаве» Пушкин утверждает, что все, что движимо узкими личными интересами, страстями – все преходит, теряется без остатка. Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник.
— О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков.
А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.
— Выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Медный всадник».
— Каким изображен Петр в этих строках?
Во введении к поэме возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения – укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.
— Можно ли из вступления понять, какие чувства испытывает автор?
Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра, гордится мощью, красотой, архитектурной стройностью Петербурга.
Слово учителя: В дальнейшем повествовании поэмы на смену Петру придет другой, необычный, литературный герой – Медный всадник. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, выполненной иностранным скульптором Фальконе и его талантливой ученицей Колло. Находится памятник в Петербурге на площади Декабристов (бывшая Сенатская площадь), открытой к Неве.
Такое понимание роли Петра лишь отчасти совпадает с пушкинским. Интерпретация Петра у Пушкина богаче и значительнее скульптурной аллегории.
Проверка домашнего задания: К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать поэму «Медный всадник» и выписать в тетрадь определения, которыми автор наделяет этого фантастического героя. Прочитайте ваши записи.
«Кумир на бронзовом коне», «ужасен он в окрестной мгле», его «волей роковой» «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан».
— Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?
Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении.
Слово учителя: В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Эти противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Пушкин видел и нам показал в поэме, как богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный – город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России.
— Можно ли из дальнейшего повествования поэмы понять отношение автора к своему герою – Медному всаднику?
Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.
— Кому в конечном итоге отдает свои симпатии автор: бедному Евгению, который мечтает о личном счастье, о мирной семейной жизни, или Петру, одновременно патриоту-рефоматору и деспоту-крепостнику?
Слово учителя: Для А.С.Пушкина оба героя равновелики. Прав Петр со своими грандиозными планами. Не менее прав Евгений, требующий покоя и счастья. На историческом и бытовом материале поэт решает философские вопросы большой важности: человек и государство, государство и частная жизнь, человек и историческая необходимость.
Подведение итогов урока.
— Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина?
Слово учителя: Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Домашнее задание: Подумайте, почему А.Пушкин не стал дописывать свой роман «Арап Петра Великого», почему он остался незаконченным.