В чем внутренний конфликт демона лермонтов
“В пространстве брошенных светил. ”
Поэму «Демон» Лермонтов писал долго (1829–1839), так и не решаясь опубликовать. Печатью демонизма отмечены многие герои Лермонтова: Вадим, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин. К образу демона Лермонтов обращается и в лирике («Мой демон»). У поэмы глубокие культурно-исторические корни. Одно из первых упоминаний о демоне относится к античности, где “демоническое” знаменует самые разнообразные человеческие порывы – стремление к познанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его непознанного “я”. Для древнегреческого философа Сократа “демоническое” сопряжено с познанием самого себя.
Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицанья появится в средневековых легендах, «Потерянном рае» Мильтона, «Каине» Байрона, «Фаусте» Гёте, в стихотворениях А.С. Пушкина «Демон», «Ангел». Здесь демон – двойник сатаны, “враг человеческий”.
Словарь В.Даля определяет демона как “злого духа, диавола, сатану, беса, чёрта, нечистого, лукавого”. Демон связан со всеми проявлениями сатанинского начала – от грозного духа до “мелкого беса” – лукавого и нечистого.
Поэма Лермонтова насыщена отзвуками различных значений – библейскими, культурными, мифологическими. Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое – это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и внутренне противоречивое сознание человека.
От своих предшественников Демон Лермонтова отличался многосторонностью. Демон – “царь небес”, “лукавый”, “вольный сын эфира”, “мрачный сын сомненья”, “надменный” и “готовый любить”. Первая строка поэмы “Печальный Демон, дух изгнанья. ” сразу же вводит нас в круг противоречивых и неоднозначных смыслов. Примечательно, что Лермонтов провёл эту строку через все редакции, оставив без изменения. Определение “печальный” погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён человеческой способностью к страданью. Но “демон, дух” – бесплотное созданье, чуждое “грешной земле”. Вместе с тем “дух изгнанья” – персонаж библейской легенды, в прошлом – “счастливый первенец творенья”, изгнанный из “жилища света”.
Совмещая в своей природе человеческое, ангельское и сатанинское, Демон противоречив. В основе его сущности – неразрешимый внутренний конфликт. Отказ от идеи добра и красоты – и “неизъяснимое волненье” перед ними, свобода волеизъявления – и зависимость от “Бога своего”, тотальный скептицизм – и надежда на возрождение, равнодушие – и страсть к Тамаре, титанизм – и гнетущее одиночество, власть над миром – и демоническая изоляция от него, готовность любить – и ненависть к Богу – из этих многочисленных противоречий соткана натура Демона.
Демон пугающе равнодушен. Мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется “ничтожной” – “весь Божий мир” он окидывает презрительным оком. Радостный, бьющийся ритм жизни, “стозвучный говор голосов”, “дыханье тысячи растений” рождают в его душе лишь безнадёжные ощущения. Демон безразличен и к самой цели, сущности своего бытия. “Он сеял зло без наслажденья, // Нигде искусству своему // Он не встречал сопротивленья – // И зло наскучило ему”.
В первой части поэмы Демон – бесплотный дух. Он ещё не наделён пугающими, отталкивающими чертами. “Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!”, “похож на вечер ясный” – таким Демон предстаёт перед Тамарой, вливаясь в её сознание “мечтой пророческой и странной”, “волшебным голосом”. Демон открывается Тамаре не только как “пришелец туманный” – в его обещаниях, “золотых снах” сквозит призыв – призыв к “земному без участья”, преодолеть временное, несовершенное человеческое бытие, выйти из-под ига законов, разорвать “оковы души”. “Золотой сон” – тот дивный мир, с которым человек навсегда распростился, покинув рай, небесную отчизну, и который он тщетно ищет на земле. Воспоминаниями о “жилище света”, отзвуками иных песен полна не только душа демона, но и душа человека – оттого её так легко “одурманить”, околдовать. Демон опьяняет Тамару “золотыми снами” и нектаром бытия – земными и небесными красотами: “музыкой сфер” и звуками “ветра под скалою”, “птичкой”, “воздушным океаном” и “ночными цветами”.
Демон второй части – бунтовщик, адский дух. Он подчёркнуто нечеловечен. Ключевые образы второй части – отравляющий поцелуй, “нечеловеческая слеза” – напоминают о печати отверженности, “инородности” Демона всему сущему. В поцелуе, с его богатейшим, загадочным смыслом, раскрывается неосуществимость гармонии, невозможность слияния для двух столь разных существ. Конфликт двух миров, двух разнородных сущностей (земного и небесного, утёса и тучки, демонического и человеческого), их принципиальная несовместимость – в основе творчества Лермонтова. Поэма, создававшаяся Лермонтовым на протяжении всей жизни, писалась “по канве” этого неразрешимого противоречия.
Любовь Демона открывает Тамаре “пучину гордого познанья”, она отлична от “минутной” любви человека: “Иль ты не знаешь, что такое // Людей минутная любовь? // Волненье крови молодое, – // Но дни бегут и стынет кровь!” Клятва Демона пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, “где нет ни истинного счастья, // Ни долговечной красоты”, где не умеют “ни ненавидеть, ни любить”. Взамен “пустых и тягостных трудов” жизни Демон предлагает возлюбленной эфемерный мир, “надзвёздные края”, в которых увековечены лучшие, высшие миги человеческого бытия. Демон сулит и владычество: стихии воздуха, земли, воды, кристаллическое строение недр открываются Тамаре. Но чертоги из бирюзы и янтаря, венец со звезды, луч румяного заката, “дивная игра”, “дыханье чистого аромата”, дно морское и облака – утопия, сотканная из поэтических откровений, восторгов, тайн. Эта летучая реальность иллюзорна, непосильна и запретна для человека, она может разрешиться только смертью – и Тамара умирает.
Любовь Демона так же противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и в то же время средство обольщения, “погубления” Тамары. Да и можно ли верить словам взбунтовавшегося против Бога существа, звучащим в Божьей келье?
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
В любви Демона, в его клятвах слились: человеческое волнение, сердечный порыв, “мечта безумная”, жажда возрождения – и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется в поэме ни разу. Но Его присутствие безусловно, именно к Нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей, “Его святыней”.
От имени Бога в поэме действует Ангел; бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает ненависть в “сердце, полном гордыни”. Очевидно, что в любви Демона происходит резкий и фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:
Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю!
Отныне (или изначально?) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе, непримиримости и желании во что бы то ни стало отвоевать “подругу” у неба. Страшен, лишён поэтического ореола его образ после посмертной “измены” Тамары:
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Надменный, не нашедший себе пристанища во вселенной, Демон остаётся укором Богу, “доказательством” дисгармоничности, неустроенности прекрасного Божьего мира. Открытым остаётся вопрос: заранее ли предопределена Богом трагическая неудача Демона или она является следствием свободного выбора мятежного духа? Тирания ли это или честный поединок?
Сложен, неоднозначен и образ Тамары. В начале поэмы это невинная душа с вполне определённой и типичной судьбой:
Увы! Заутра ожидала
Её, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна чуждая поныне,
И незнакомая семья.
Зарубежные издания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
Предсмертный крик Тамары, её расставание с жизнью – предупреждение автора против смертоносной отравы демонизма. В поэме звучит важная антидемоническая тема – безусловная ценность человеческой жизни. Сострадая гибели “удалого жениха” Тамары, прощанию своей героини с “жизнью молодой”, Лермонтов поднимается над индивидуалистическим презрением Демона, а шире – и над возвышенным презрением романтического героя. И хотя Лермонтов не без некоторой демонической иронии созерцает в финале бренные “цивилизаторские” усилия человека, которые стирает “рука времён”, он всё-таки смотрит на жизнь как на дар и благо, а на её отнятие – как на бесспорное зло. Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстаёт грандиозный замысел Бога – монументальная картина “Божьего творенья”, “вечно молодой природы”, поглощающей все сомненья и дела человека. Если в начале поэмы картины бытия укрупнялись, детализировались – Демон снижался, “терял высоту”, приближаясь к Земле, то в финале земное увидено с “крутых вершин”, из поднебесья – в поучительной панорамной всеохватности. “Божий мир” неизмеримо больше, объёмнее любой судьбы, любого понимания, и в его бесконечности исчезает всё – начиная с “минутного” человека и кончая бессмертным бунтовщиком.
За фантастическим сюжетом поэмы вставали конкретные, жгучие человеческие вопросы. Демоническая скорбь по утраченным ценностям и надеждам, грусть о “потерянном рае и всегдашнее сознание своего падения насмерть, на вечность” (Белинский) были близки разочарованному поколению 30-х годов. В мятежном Демоне виделось нежелание мириться с “нормативной моралью”, официальными ценностями эпохи. Белинский увидел в Демоне “демона движения, вечного обновления, вечного возрождения. ” На первый план выходила бунтарская природа демонического, борьба за свободу личного начала, за “права личности”. В то же время демоническая охлаждённость была сродни безразличию последекабрьского поколения, “постыдно равнодушного к добру и злу”. Одержимость философским сомнением, отсутствие чётких ориентиров, неприкаянность – одним словом, “герой времени”.
«Демон» завершает эпоху высокого романтизма, открывая в романтическом сюжете новые психологические и философские возможности. Как ярчайшее произведение романтизма, «Демон» построен на контрастах: Бог и Демон, небо и земля, бренное и вечное, борьба и гармония, свобода и тирания, любовь земная и любовь небесная. В центре – яркая, исключительная индивидуальность. Но Лермонтов не ограничивается этими типичными для романтизма противопоставлениями и трактовками, наполняет их новым содержанием. Многие романтические антитезы меняются местами: мрачная искушённость присуща небесному, ангельская непорочность и чистота – земному. Полярные начала не только отталкиваются, но и притягиваются, поэму отличает крайняя многосложность характеров. Конфликт Демона шире романтического конфликта: в первую очередь это конфликт с самим собой – внутренний, психологический.
Неуловимость мерцающих смыслов, многоплановость, напластование различных мифологических, культурных, религиозных подтекстов, разноликость героев, психологическая и философская глубина – всё это ставило «Демона» на вершину романтизма и одновременно на его рубежи.
1. Что означает слово “демон”? Расскажите, как понималось “демоническое” в эпоху античности, в христианской мифологии?
2. Что отличало Демона Лермонтова от его “предшественников”?
3. Выпишите все определения, какие Лермонтов даёт Демону в поэме.
4. Истолкуйте первую строку поэмы: “Печальный демон, дух изгнанья. ”
5. В чём внутренний конфликт Демона?
6. Чем Демон первой части поэмы отличен от Демона второй части?
7. Прочитайте песню Демона «На воздушном океане. » (часть 1, строфа 15). Поясните строчки: “Будь к земному без участья // И беспечна, как они!” В каких ещё произведениях Лермонтова появляется тема безучастного, далёкого неба? Как понимать выражение “золотые сны”?
8. В чём смысл противостояния Демона и Бога? Какую роль в поэме играет Ангел? Сравните два эпизода: встреча Ангела с Демоном в келье Тамары, встреча Ангела с Демоном на небесах.
9. Прочитайте обращение Демона к Тамаре (“Я тот, которому внимала. ”). Проследите за его мелодикой, интонацией, сравните речь Демона с его песней в первой части.
10. Прочитайте клятву Демона (“Клянусь я первым днём творенья. ”). Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?
11. Почему поцелуй Демона оказывается смертелен для Тамары?
12. Расскажите о Тамаре. Почему из всех смертных “мрачный дух” выбирает именно её? Почему ей, возлюбленной Демона, открылся рай?
13. Найдите в поэме слова и образы, относящиеся к царству природы. Обратите внимание, что Лермонтов изображает воздух, землю, кристаллические недра, подводный мир, животных, птиц, насекомых.
14. Прочитайте эпилог (“На склоне каменной горы. ”). В чём смысл “панорамности”, всеохватности описанной картины? Почему “демонический сглаз” исчезает из эпилога? Сравните эпилог с картинами природы в первой части.
15. Как вы понимаете, что такое “демонизм”, “демоническая личность”? Существуют ли такие люди в действительности, в современной жизни? Каким, на ваш взгляд, было отношение Лермонтова к “демонизму”?
16. Прочитайте современный “демонологический” роман В.Орлова «Альтист Данилов».
17. Напишите сочинение на тему «В чём внутренний конфликт Демона?».
Литература
Манн Ю. Демон. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.
Орлов В. Альтист Данилов. М., 1994.
Внутренний конфликт Демона по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)
Бог изгоняет Демона с Небес. Теперь падший ангел является духом изгнанья. Он летает над грешной землей и сеет зло, однако это больше не приносит ему наслаждения. Он так же наделён человеческими переживаниями, ведь Демон страдает. Он устал бесцельно скитаться по земле, презирая всё вокруг.
Однажды, пролетая над Грузией, Демон замечает прекрасную девушку Тамару, которая готовится к собственной свадьбе.
Легко, устраняя жениха, демон не понимает, что снова сотворил непростительное зло, лишив человека жизни, ради своей выгоды. Эгоистичный Демон соблазняет Тамару, зная, что поцелуй закончится смертью девушки. Она попадает на Небеса, где происходит столкновение между Ангелом и Демоном, добром и злом. Тамара попадает в Рай, а Демон был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. В нем борются две стороны. Одна из которых хочет любить, примириться с небесами и веровать добру. Демон искренне больше не хочет страдать и сеять в мире зло, которое больше не приносит ему удовольствия, он просто хочет обрести покой. Однако другая его сторона, чтобы обрести счастье, лишает двух людей жизни, тем самым причиняя боль их близким. Внутренний конфликт демона заключается в том, что, желая обрести покой и счастье, он творит зло, которому нет прощенья и пощады. В его душе идет борьба между светом и тьмой. Несмотря на то, что земная любовь помогает Демону переосмыслить свои действия и жизненную позицию, он всё равно остается несчастен. Он сделал неправильный нравственный выбор, поцеловав Тамару.
В заключение хочу сказать, внутри Демона идет борьба, с которой он не может совладать. Несмотря на то, что он наделен некоторыми человеческими переживаниями, в нем все же отсутствует сострадание. Перед тем, как совершить тот или иной поступок, он в первую очередь всегда думал только о себе и своих чувствах. Отсутствие сострадания и эгоизм обрели его на вечные муки и скитания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.
п.1. Тематика и проблематика
Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.
Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.
Тема: Внутренняя борьба, главных героев.
Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.
Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.
Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.
Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.
Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.
Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.
Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.
п.2. Идея и пафос
Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.
Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.
Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.
п.4. Литературные приёмы
В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.
Образ пути – важный символ, которым идет для себя каждый из персонажей поэмы. Кратко Лермонтов рассказывает о предыстории появления Демона – это падший Ангел, ранее обитавший на небесах. Восставший против Бога, он обречен на одиночество и скитания. Демон представлен «духом изгнанья», его образ печален. Складывается такое чувство, что Демон хочет любить, но обречен ненавидеть. Таков его выбор и его путь.
В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.
Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.
Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.
Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.
Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.
п.5. Конфликт произведения
Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.
После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.
Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»
Свою поэму «Демон» Михаил Лермонтов писал около десяти лет, работа над ней заняла всю непродолжительную творческую жизнь поэта. Во время создания поэтического шедевра автор несколько раз менял сюжеты, главных героев и творческий замысел. В чем состоит интрига этого произведения?
Краткий сюжет драмы
Поэт рассказывает о демонической сущности, которая наполнена разочарованием и тоской. Ничто не радует демона: его зло практически не встречает отпора со стороны людей. Мир настолько погряз в грехе, что любые действия демона воспринимаются как само собой разумеющееся. От этого мысли мистического существа наполнялись мрачным унынием: в чем найти радость?
Демон часто предавался воспоминаниям о былых временах, когда он верил и любил. И вдруг он заметил, что во дворе дома, стоящего на утесе, происходит подготовка к торжественному событию. Подлетев ближе, демон увидел прекрасную невесту — княжну Тамару. И в его сердце зажглась искра любви. Падший дух вновь ощутил внутри себя трепет любовного огня и томление. Но сначала ему нужно было расправиться со счастливым женихом.
Это не составило коварному духу труда: он просто направил на караван соперника разбойников. Те его ограбили, а молодого князя убили. Когда верный конь привез к воротам невесты мертвое тело, рыданиям не было конца. Но демон воспользовался ситуацией и начал соблазнять Тамару. Это ему удалось сделать через сновидения.
Когда девушка поняла, что ее совращает падший дух, она попросила отца отправить ее в монастырь. Но и там коварный дух не оставил свою затею и продолжил соблазнение. Девушка сдалась под его напором, что завершилось ее гибелью.
Проблематика поэмы
В чем заключается сложность поэмы «Демон»? Лермонтов описал не совсем традиционную демоническую сущность, которая принята христианской церковью. В нем сочетаются демонические и человеческие черты. Так, открыв сердце любви, падший дух ощущает трепет перед красотой и гармонией. Он наполняется благостным чувством и даже готов творить добро. Более того: демон задумывается о том, как переписать свою судьбу.
Но от своей демонической сущности отказаться до конца не может. Он не столько любит княжну Тамару, как саму любовь к ней. Демон понимает, что его любовь губит девушку, но ему кажется, что она облагораживает его сущность и трансформирует. Он верит в силу любви. Однако то, что падший дух почитает как добро, на самом деле является злом. Но ему это неведомо.
Демону неведома истинная жертвенная любовь: он думает только о себе и своих ощущениях. Его собственные желания стоят превыше всего, что говорит о крайней степени эгоизма. Если бы он любил Тамару духовной любовью, то никогда не причинил бы ей страданий и не вверг ее душу в погибель. Демон любит не Тамару, а свои чувства к ней: он ими наслаждается. Но в то же время Демон считает, что его чувства искренние и глубокие. Он пытается обмануть сам себя.
После того как Тамара погибает, происходит борьба за ее душу между Ангелом и Демоном. В этой сцене поэт не отступает от принципов христианства и показывает милосердие Бога. Он дает понять, что в мире существуют такие силы, которые выше любого Демона, даже самого мощного.
Таким образом, Лермонтов затронул в своем произведении следующие вопросы:
Демон гордо отрицает этот мир, почитает его ничтожным. Но в то же время не может без него обходиться. Он стремится к добру, но не может его достичь. Это говорит не о силе инфернальной сущности, а об ее слабости и бессилии. Гордыня, которая ввергла его в пучину одиночества и бессмысленности существования, губит его и не дает покоя. Он стремится к людям, которых презирает, и ничего не может с этим поделать.
Несмотря на то, что Демон ищет любовь и пытается достичь гармонии и красоты, он не может получить желаемое. Потому что все его мысли и поступки пронизаны эгоизмом, в котором не может быть счастья. Трагедия заключается в том, что Демон этого не понимает. Ему неведома бескорыстная любовь, жертвенная и всепоглощающая. Он теряет Тамару и остается один на один со своим одиночеством и вечной тоской.
В образе Демона поэт отобразил общие черты характера и мировоззрения людей своего времени: бунт против отживших традиций, невозможность достичь покоя и гармонии в душе из-за замкнутости и крайнего индивидуализма. Но вместе с этим в образе Демона можно увидеть и много положительного: бунт против деспотизма, стремление к свободе и смелость мысли.