В чем выражается асимметричность процессов глобализации обществознание 10 класс кратко
В чем выражается асимметричность процессов глобализации обществознание 10 класс кратко
Подробное решение параграф § 8 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Есть несколько проявлений асимметричности глобализации. Некоторые из проявлений этой асимметричности уже исследовались в науке и известны политикам. Так, в ответ на западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой помещены в единое информационное поле и реагируют «по-соседски» на события в самых отдаленных уголках мира, представители стран «третьего мира» подняли проблему «информационного империализма», связанную с неэквивалентным обменом информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.
Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Тем не менее, и эти сферы не избежали воздействия феномена глобализации, который нужно анализировать не только как стихийно складывающийся процесс мировой взаимозависимости, но и как технологию асимметричных глобальных взаимодействий, по-новому структурирующих современный мир. В сфере отношений информационного социокультурного обмена эксперты давно уже делят мир на культуры-доноры и культуры-реципиенты, взаимоотношения которых строятся по модели субъектно-объектной связи.
Наряду с глобальными информационными полями, позволяющими действовать на сознание людей поверх государственных границ, в мире образовались и другие глобальные поля, открывающие возможности аналогичных действий в отношении материальных факторов человеческого существования. Это означает, что мы являемся свидетелями нового процесса формирования глобальной власти, отличающейся от ее традиционных форм принципиально новыми технологиями дистанционного воздействия и латентными формами проявления.
2. Какие компоненты составляют информационную сферу?
Информационную сферу составляют следующие компоненты: 1. собственно информация, информационный ресурс и фактор производства в современной экономике; 2. инфраструктура; 3. субъекты сбора, формирования, распространения и использования информации; 4. система регулирования многообразных связей.
3. Какую роль в современном мире играет Интернет?
На сегодняшний день в современном мире Интернет играет огромную роль. Благодаря интернету пользователи получают информацию любого характера, общаются друг с другом и т.д., но кроме положительных моментов, интернет ещё является и средством, которое может использоваться в информационных войнах. Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие противозаконную информацию. В целях предотвращения экономического шпионажа, укрепления трудовой дисциплины многие фирмы вводят специальные правила использования сетевых ресурсов.
4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики?
5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства?
Американская модель развивается при наименьшем вмешательстве государства в экономические и социальные процессы. Это обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, но сохраняется достаточно высокий уровень социального неравенства. В азиатской модели отдаются приоритеты государству и фактически развивается в рамках авторитаризма. При этом высоки показатели экономического развития, но существуют определённые проблемы в сферах образования и здравоохранения. И третья модель связана с активностью государства как в финансировании исследовательских программ и информационных технологий, так и в стремлении максимально повысить качество жизни граждан.
6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества?
7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать?
Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере. Интересы личности связаны с реализацией конституционных прав на доступ к информации, на её использование в деятельности, а также с защитой информации, которая обеспечивает личную безопасность. Интересы общества заключаются в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства выражаются в создании условий для: а) развития российской информационной инфраструктуры; б) реализации конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации; в) защиты конституционного строя, законности и правопорядка, суверенитета и территориальной целостности России, её политической, экономической и социальной стабильности; г) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Политическими критериями сформированности информационного общества выступают наличие и развитость институтов гражданского общества, свобода получения и создания информации, открытость общества для глобальных процессов.
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Из данного социологического опроса видим, что в принципе большинство проголосовали за пользу от глобализации, но не малый процент людей видит больше вреда в глобализации. И действительно, глобализация несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты, но для России больше пользы, т.к. это огромное многонациональное государство, которому просто необходимо расширять экономические связи для его процветания.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
Динамика изменения значимости чтения книг и «общения» с компьютером в структуре досуга подростков (%)
—о— Чтение книг —♦— «Общение» с компьютером
Информационное сообщество диктует свои правила и конечно же не в пользу чтения книг, а проведение досуга в виде «общения» с компьютером. Конечно, книги как источник информации всегда будут иметь свою ценность, но на сегодняшний день более свежую информацию можно найти в Интернете.
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить, как противоречивую?
Информационное общество не может существовать без государства, так как в современном мире формирование информационного общества является одним из направлений государственной политики. Государство на уровне законодательства регулирует информационное общество.
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 8
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Асимметричность процессов глобализации выражается в следующем:
— различные страны и народы подошли к системе глобального мира с разным уровнем развития (экономического, политического, социального и т.д.) Например, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, в Африке были племена, которые не понимали даже, что Земля круглая.
— более развитые страны стремятся посягнуть на суверенитет менее развитых, чтобы сделать их своим сырьевым придатком, полностью поработив их рынок, разрушая их традиции и изменяя культуру.
— естественный отбор на глобальном уровне. Теперь выживают только сильнейшие социальные группы (нации, народности), которые доминируют над более слабыми, что ведёт к их исчезновению. Например, сейчас исчезают индейцы.
2. Какие компоненты составляют информационную сферу?
3. Какую роль в современном мире играет Интернет?
Интернет сегодня играет невероятно большую роль. Как самая настоящая сеть, он пронизывает все сферы жизни общества. Сегодня любой шаг человека, любой вздох связан с интернетом.
Что это такое? Мы знаем, что интернет есть всемирная система компьютерных сетей. Целью существования интернета является хранение, обработка и передача информации. Цель очень полезна и нужна везде, поэтому и интернет везде.
Интернет – глобальная сеть, которая связывает людей и разные задачи по всему миру. Сегодня человек остается информированным в режиме 24/7 благодаря интернету. Политические революции происходит благодаря тому, что интернет связывает разные протестные силы.
Интернет облегчает жизнь: необязательно ехать очень далеко для того, чтобы поговорить с человеком, ему можно позвонить или написать, отправить открытку или песню, видео посредством интернета. Сегодня интернет настолько развит, что позволяет людям из разных стран смотреть фильм и комментировать его вместе, будто они сидят на соседних местах в кинотеатре.
Интернет позволяет не стоять в очереди, а совершить оплату виртуально, работать не в офисе, а дома, но быть на связи, учиться не в университетской аудитории, а в любом месте за своим компьютером, связавшись с преподавателем по интернету.
Сегодня интернет играет главную роль в жизни человека, настолько, что для многих интернет и есть жизнь.
4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики?
Субъектами глобальной экономики являются:
• транснациональные корпорации (ТНК) – потому что ТНК имеют филиалы/дочерние предприятия в разных странах мира, а продукция производится на международном рынке – ТНК обеспечивают 25% мирового ВВП и контролируют 80% патентов и лицензий
• национальные экономики, точнее экономики стран, которые участвуют в мировой экономике (это зависит от конкурентоспособности товаров, производимых в странах, какие есть барьеры, транспортная близость, но важнее всего – политический вес – этого больше всего у США и Китая)
• региональные экономические объединения, порождаемые сращиванием экономик соседних стран
• международных экономические организации (должны регулировать глобальную экономику; АТЭС, ВТО)
• интеграционные хозяйственные объединения (МЕРКОСУР, Североамериканское соглашение о свободной торговле и так далее)
5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства?
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП).
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.
Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества?
Я так полагаю, что эти два явления скорее взаимосвязаны. Дело в том, что и формирование гражданского общества и переход к постиндустриальному обществу связаны с высокой степенью самосознания человека. То есть люди начинают брать ответственность за свои поступки, за жизнь и так далее — в свои руки. Люди становятся более осознанными.
Несмотря на то, что оба эти процесса как бы не из одной оперы, но все же появление одного не возможно без постепенного перехода к другому. Разница только в том, что гражданское общество формируется в конкретной стране. В то время как переход к постиндустриальному обществу охватывает весь мир или большую часть.
Как вывод: я полагаю, что окончательный переход к постиндустриальному обществу совершится тогда, когда в большинстве развитых стран сформируется прочное гражданское общество. То есть произойдет трансформация человеческого мышления от потребителя к разумному потреблению в глобальном масштабе.
7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать?
• Хакерство или социальная инженерия
• Информация (ее утечка, перехват, ложная информация)
• Сильная зависимость общества от заружбежной инфраструктуры
• Религиозные секты и радикальные религиозные группировки (потому что они контролируют поведение и мышление, могут контролировать и распространять информацию, оказывать влияние на эмоции и настроение и так далее)
• Большой отток граждан и высококвалифицированных работников
• Нарушение гражданских прав и свобод в информационной сфере
• Дезинформация о РФ, ее политике и так далее
Да, угрозам национальной безопасности можно противодействовать. И для этого существуют некоторые мероприятия во внутренней политике. Например, создаются системы противодействия монополизации информационной инфраструктуры, или если просто, создаются условия для существования независимой информации от отечественных или зарубежных структур. Кроме того, могут осуществляться такие мероприятия, как контрпропагандистская деятельность (ее суть в ликвидации последствий от дезинформации об РФ).
Также в РФ есть Доктрина информационной безопасности, которая существует с 2000 года. Доктрина нужна для того, чтобы устанавливать правила поведения государства, личности и общества в информационной среде.
9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Критериями развития информационного общества выступают сформировавшиеся гражданское общество, свободность и доступность информации (единственное что ограничивается, то что запрещено в соответствии с законами (распространение террористической информации, информации направленной на какую то дискриминацию по расовому, половому, вероисповедованию или каким то другим признакам и многое другое. В частности есть нормы которые защищают все вышеперечисленные права. Также запрещена информация, которая побуждает к свержению государственной власти.
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Я думаю, что такое не меняющееся отношение связано с тем, что россияне не задумываются о глобализации и ее влиянии ее на Россию, поскольку Россия не так сильно глобализирована как прочие государства, а также потому, что россияне не очень грамотны в данном вопросе. Возможно, это также связано с тем, что глобализация ассоциируется с процессом в глобальной политике, с Америкой и так далее.
Я бы затруднилась ответить, поскольку глобализация имеет плюсы для развития экономики, делает мир открытым, но в тоже время, глобализация загрязняет планету, стирает культурные и этнические границы, ухудшает состояние специфичной продукции каждой из стран.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
Информационное сообщество диктует свои правила и конечно же не в пользу чтения книг, а проведение досуга в виде «общения» с компьютером. Конечно, книги как источник информации всегда будут иметь свою ценность, но на сегодняшний день более свежую информацию можно найти в Интернете.
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить, как противоречивую?
Я считаю, что без государства ничего не может существовать. Здесь все очень просто на мой взгляд. Есть государство, есть внутренняя и внешняя его политика, а есть общество, которое и получает информацию касательно реализации этой политики. Также получает информацию о культурной и другой общественной жизни в стране. Так, что само государство и порождает информацию, которую получает общество, а потому общество не может без государства существовать, на мой субъективный взгляд.
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
Ну а в целом, при сочинении и докладах надо просто лить воду. Разводи слова и растягивай мысли.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Ответ
В том что в одних странах, например, в странах Европы и США процессы глобализации идут наиболее полно и полезно для общественного развития, а в других, как правило, это развивающиеся страны глобализация может проходить во вред экономическому и социальному развитию страны.
Есть несколько проявлений асимметричности глобализации. Некоторые из проявлений этой асимметричности уже исследовались в науке и известны политикам. Так, в ответ на западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой помещены в единое информационное поле и реагируют «по-соседски» на события в самых отдаленных уголках мира, представители стран «третьего мира» подняли проблему «информационного империализма», связанную с неэквивалентным обменом информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.
Сегодня эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира касается не только собственно информационных отношений, затрагивающих судьбы национальной культуры и традиций. В современном глобальном мире появились новые финансово-экономические, политические и военные технологии, способные подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневную обеспеченность и безопасность. Произошло своеобразное развеществление многих условий человеческого существования, подверженных действию различных трансферов — возможностей управления на расстоянии, поверх государственных границ. Манипуляции с плавающими валютными курсами и краткосрочным спекулятивным капиталом, способные экспроприировать национальные накопления и обесценить труд сотен миллионов людей — только наиболее разительный пример применения этих новых технологий.
Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Тем не менее, и эти сферы не избежали воздействия феномена глобализации, который нужно анализировать не только как стихийно складывающийся процесс мировой взаимозависимости, но и как технологию асимметричных глобальных взаимодействий, по-новому структурирующих современный мир. В сфере отношений информационного социокультурного обмена эксперты давно уже делят мир на культуры-доноры и культуры-реципиенты, взаимоотношения которых строятся по модели субъектно-объектной связи.
Наряду с глобальными информационными полями, позволяющими действовать на сознание людей поверх государственных границ, в мире образовались и другие глобальные поля, открывающие возможности аналогичных действий в отношении материальных факторов человеческого существования. Это означает, что мы являемся свидетелями нового процесса формирования глобальной власти, отличающейся от ее традиционных форм принципиально новыми технологиями дистанционного воздействия и латентными формами проявления.
В чем выражается асимметричность процессов глобализации.
svetkaa почемучка
В чем выражается асимметричность процессов глобализации?
lizoon отличник
Асимметричность процессов глобализации выражается в следующем:
— различные страны и народы подошли к системе глобального мира с разным уровнем развития (экономического, политического, социального и т. д. ) Например, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, в Африке были племена, которые не понимали даже, что Земля круглая.
— более развитые страны стремятся посягнуть на суверенитет менее развитых, чтобы сделать их своим сырьевым придатком, полностью поработив их рынок, разрушая их традиции и изменяя культуру.
— естественный отбор на глобальном уровне. Теперь выживают только сильнейшие социальные группы (нации, народности), которые доминируют над более слабыми, что ведёт к их исчезновению. Например, сейчас исчезают индейцы.
Natashenka стажер
1. Что такое процесс глобализации
2. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
3. В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
4. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвало их появление?
5. Чем вызван экономический кризис?
6. Каковы основные принципы миропорядка, которые могут предотвратить угрозу новой мировой войны?
7. В чем заключается проблема «Север-Юг»?
8. Как проявляется взаимосвязь глобальных проблем?
zavalyusnegom зубрила
SAMBUKA профессор
Глобализация уходит корнями глубоко в толщу истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны для понимания ее перспектив.
Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.
Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в Современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.
С 1. В чем, по мысли автора, проявился научно-технический переворот конца XX века? Укажите три проявления.
С3. Какую из глобальных проблем автор считает наиболее актуальной? С опорой на факты общественной жизни и знания курса приведите два примера, подтверждающих оценку автора.
С4. С опорой на содержание текста объясните употребленный автором термин «островное сознание». С опорой на текст, знания курса и факты общественной жизни приведите два проявления «островного сознания» в современном мире.
С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.
С 6. Каждый человек в своей жизни сталкивается с экономическими явлениями, которые оказывают на него заметное влияние. Приведите три примера влияния экономических явлений на жизнь человека.