В чем выражается монополия государства перечислите все виды монополии государства
МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА
Смотреть что такое «МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
Монополия Валютная — монополия государства на проведение валютных операций и всю валютную выручку национальных компаний и фирм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
МОНОПОЛИЯ, ВАЛЮТНАЯ — монополия государства в лице его органов на валютные операции и всю валюту, зарабатываемую экономическими агентами … Большой экономический словарь
МОНОПОЛИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.) с целью получения акцизов … Большой экономический словарь
Монополия — (Monopoly) Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за… … Энциклопедия инвестора
Монополия внешней торговли — государственная, сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе государственой монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистической… … Большая советская энциклопедия
Монополия — исключительное право на пользование чем либо: промыслом, торговлей и т. д. В капиталистическом обществе различаются государственная монополия и частная; к первой относится исключительное право государства на продажу товаров (винная монополия,… … Популярный политический словарь
монополия — и, ж. 1) только ед. Исключительное право лица, группы лиц или государства в определенной сфере деятельности, прежде всего на производство или продажу чего л. Монополия государства на выпуск денег. При Елизавете промысла подчинялись монополии… … Популярный словарь русского языка
МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка
Монополия на насилие — (англ. monopoly on violence, нем. Gewaltmonopol des Staates) концепция государства, изложенная Максом Вебером в книге «Политика как призвание и профессия». Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить… … Википедия
Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Государственная монополия
Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продуктов, работ или услуг.
Государственная монополия защищает национальные богатства страны, контролирует оборот редких и опасных для здоровья продуктов, веществ, материалов.
Ряд государственных монополий объясняется экономической нецелесообразностью конкуренции. Например, естественная монополия на выпуск денежных знаков, строительство станций метро ввиду высоких издержек и жестких стандартов качества. Такие монополии создаются в соответствии с требованиями законодательства РФ, описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.
Виды государственной монополии
Исключительное положение государства как хозяйствующего субъекта на рынке создается для сохранения национальной безопасности, соблюдения общественных интересов.
Роль государственной монополии в развитии экономики
Монопольное положение одного производителя на рынке товаров или услуг исключает конкуренцию, позволяет получать сверхприбыли, самостоятельно устанавливать цены на продукцию и предлагать любой уровень качества. Государственная монополия ориентирована на поддержание экономической стабильности и решение социальных проблем.
Государственные монополии финансируют национальный бюджет и обеспечивают экономическую стабильность. Длительное использование государственной монополии снижает конкурентоспособность в отрасли, увеличивает неравенство участников рынка, порождает многочисленные злоупотребления членов монополии. Например, развитие государственных корпораций в топливно-энергетическом комплексе привело к повышению цен на нефтепродукты.
Монополия
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.
Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.
Какую компанию считают монополистом
Компанию можно считать монополистом, если она:
Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.
Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.
Какие бывают монополии
Монополии бывают государственными и негосударственными.
Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.
Есть три цели, для которых государство образует монополию:
Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.
Почему появляются естественные монополии
Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.
Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.
Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.
Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.
Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.
Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.
Как регулируют естественные монополии
Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.
Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.
Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.
При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.
Почему появляются искусственные монополии
Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.
Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.
Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:
Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.
В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.
Чем опасны искусственные монополии
Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.
Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.
Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.
Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.
Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.
Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.
Что такое государственная монополия и какова ее роль в экономике?
Роль государства в экономике очень велика. Формирование государственного сектора произошло одновременно с возникновением государства. В экономике РФ хозяйствующие субъекты государственного сектора представлены госучреждениями, акционерными обществами, в уставном капитале которых свыше 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности, а также дочерними предприятиями и предприятиями, входящими в холдинг, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора.
Государственная монополия считается одной из форм организации этих хозяйствующих субъектов. На сегодняшний день вопросы, касающиеся сфер, форм и методов реализации государственной монополии, её роль в развитии и функционировании экономики являются очень важными и актуальными. Ведь ключевое место в экономике государства отводится государственным монополиям, а их эффективное функционирование – необходимое условие не только для результативности экономической системы в общем, но и для сохранения национальной безопасности и соблюдения общественных интересов.
Суть понятия, основные особенности и виды
Любой бизнес прагматичен, его главной целью является получение выгоды. Наряду с этим существуют различные сферы деятельности, способные как положительно, так отрицательно воздействовать на население. Именно в таких сферах роль монополиста отводится государству. Прибрав к своим рукам эти сферы, государство, таким образом, регулирует оборот, разрешает либо запрещает выпуск или продажу какой-либо продукции/услуги, устанавливает необходимый уровень цен и следит за качеством продукции.
Под понятием «государственная монополия» подразумевается исключительное право, позволяющее государству изготавливать или реализовывать определённые виды продуктов, услуг либо работ. Государственная монополия бывает полная, если государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления, или частичная, когда монополизируется либо производство, либо реализация. Её используют не во всех странах, к примеру, она существует в России, США, ФРГ, Франции, Японии, Италии, а в Великобритании её нет.
Данный вид монополии необходим для защиты национальных богатств страны, а также для осуществления контроля за оборотом редких и опасных для здоровья продуктов, веществ и материалов. Некоторые государственные монополии можно объяснить экономической нецелесообразностью конкуренции. В качестве примера возьмём естественную монополию на выпуск денежных знаков, строительство станций метрополитена в связи с высокими издержками и жесткими стандартами качества. Подобные монополии создаются согласно законодательству РФ, они описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.
К государственной монополии можно отнести следующие две разновидности монополии:
Сферы деятельности, в которых государство выступает монополистом
Отменённые государственные монополии
В Советском Союзе существовали две важные государственные монополии, с помощью которых государство могло, как получать дополнительную прибыль, так и следить за здоровьем населения. Это была государственная монополия на производство и продажу:
Роль в экономическом развитии страны
Государственные монополии являются источником финансирования национального бюджета. Благодаря им поддерживается экономическая стабильность и решаются социальные проблемы, а также:
Длительное использование государственной монополии способствует снижению конкурентоспособности в отрасли, увеличению неравенства участников рынка, возникновению многочисленных злоупотреблений членов монополии. К примеру, развитие госкорпораций в топливно-энергетическом комплексе повлекло за собой повышение цены на нефтепродукты.
Раздел 3. Конкуренция и монополия в системе бизнеса
Цель и задачи темы
Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.
Задачи:
Оглавление
3.2.1. Понятие и характерные черты монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Существует ряд факторов, которые приводят к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дает исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения.
В-четвертых, создавать и поддерживать монополию может государство, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Оптимум объема производства монополии определяется на основе правила равенства предельной выручки и предельных издержек: MR = MC. При этом цену монополия назначает в соответствии с ценой спроса на данный объем продаж.
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.
Существование монополии и монопольной власти вызывает необходимость государственного регулирования. Оно может осуществляться путем установления предельных цен, введения налогов, а также через антимонопольное законодательство.
3.2.2. Формы и виды монополий
Монополия выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.
Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли посредством фиксации цен и ограничения объема производства продукции. Цель его создания – установление монополистического контроля определенного рынка. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, но условия соглашения ограничивают их деятельность.
Картели систематизируются по следующим основным категориям:
Синдикат – объединение предприятий, производящих массовую однотипную продукцию, с целью устранения излишней конкуренции. За участниками синдиката сохраняется собственность на средства производства, а произведенная продукция реализуется как собственность объединения. Вопросами сбыта товаров, а зачастую и закупок сырья занимается контора синдиката, куда его члены сдают свои товары по определенной, заранее установленной цене.
Трест – объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Согласовывается не только торговая, но и производственная деятельность. Самостоятельность предприятий в действиях ликвидируется, однако юридически они остаются независимыми. Собственники предприятий получают определенное количество акций в соответствии с величиной вложенного капитала и тем самым на соучастие в управлении и на соответствующую долю прибыли. Правление треста, состоящее из наиболее крупных акционеров, регулирует всю деятельность, заключает договоры, устанавливает цены и сроки платежа, распределяет дивиденды. Может производиться закрытие или техническое перевооружение отсталых предприятий.
Объединяются не только предприятия, производящие однородную продукцию, но и связанные между собой технологическим циклом производства, взаимно дополняющие друг друга в процессе последовательной обработки или переработки. Это ликвидирует посредничество поставщиков, ускоряет оборот капитала, увеличивает конкурентоспособность.
Концерн – это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер. Важными особенностями деятельности концернов являются жесткий внутрифинансовый контроль и в то же время хозяйственная самостоятельность фирм и децентрализация управления.
Во внутрифирменном контроле посредством трансфертных цен руководство концерна определяет вклад каждого звена в общую прибыль. За счет максимального использования достижений научно-технического прогресса, регулярного обновления производства, диверсификации производства и т.д. концерн обеспечивает высокую эффективность производства.
Консорциум – это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта. Члены консорциума при заключении соглашения предусматривают долю каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также другие условия деятельности. Участники концерна сохраняют свою экономическую самостоятельность.
Конгломерат предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.
Различают закрытую, естественную и открытую монополию. Закрытая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко оказываются фирмы, впервые выходящие на рынок с новой продукцией.
К монополиям относится и такая форма, как монопсония. Это ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель. Монопсонисты нередко добиваются от поставщиков выгодных условий в виде скидок при оптовых закупках или продленных сроков кредита.
Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.
И, наконец, существует и такая форма как двусторонняя монополия. Она характеризуется одним продавцом и одним покупателем. Это такой тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса – монопсонист.
3.2.3. Антимонопольное законодательство за рубежом
Антимонопольная (антитрестовская) политика – это совокупность экономических, законодательных и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики.
В развитых странах Запада осуществление антимонопольной политики имеет богатую практику. Помимо законодательных мер широко применяются административные.
Наиболее действенными являются меры экономического характера, суть которых состоит в политике ограничения роста цен на продукцию монополий.
Во многих странах законодательно закреплены допустимые уровни монополизации определенного рынка товаров и услуг. Фирмы, нарушающие условия антимонопольного законодательства, подвергаются административным воздействиям, включающим крупные штрафы, а иногда и тюремному заключению.
Классическим примером является антитрестовское законодательство в США. Первым антитрестовским законом был закон Шермана – США, 1890 г. Он квалифицируется как ядро всей антитрестовский (антимонопольной) политики США. Был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и др.), ограничивающих свободу торговли, а также объявляя вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление.
Поправка к этому закону от 1974 г. нарушение его статей рассматривала как тяжкое преступление. Согласно этому закону, федеральное правительство обладает правом привлекать к суду фирмы и деловые предприятия.
Следующими по значению антитрестовским (антимонопольным) законами стали закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.). В соответствии с ними запрещались:
К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера-Кефаувера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.
В 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, устанавливающие нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана.
В целом антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, в том числе в современной России.
3.2.4. Государственное регулирование монополий в России
Главная особенность монополизации российского рынка является то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Однако в результате рыночных реформ монополистические тенденции усилились. К прежним монополистам добавились новые. Это было во многом связано с распадом СССР – предприятия, ранее не являвшиеся единственными производителями, стали таковыми на сократившейся территории.
Для создания конкурентной среды весьма актуальной стала антимонопольная политика. Она имеет несколько основных направлений: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал, организационно-правовое обеспечение политики.
За годы реформ было разработано довольно значительное количество законов, составляющих организационно-правовую базу для регулирования. В частности, один из первых – закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. Однако необходимо было обновить всю правовую базу, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления монопольной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для этого в 1999 г. было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен. Специалисты называют следующие причины этого:
Основными направлениями антимонопольной политики должны стать:
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребления предприятиями своим доминирующим положением (навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования и т.д.).
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Все чаще стали практиковаться монопольно высокие цены. Однако по мере развития конкуренции появляется и тенденция применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании, благодаря перекрестному субсидированию, за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и блокировать этим конкурентов.
Российское антимонопольное законодательство стремится запрещать заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, таких как: соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.
Применяется контроль за экономической концентрацией. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия или уведомить его о них.
Кроме того, предварительное согласие требуется, когда лицо или группа лиц приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества если они получают право распоряжаться более чем 20% таких акций; если одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия (балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество).
При этом контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Тем не менее, создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушениями антимонопольного законодательства.
Контрольная деятельность антимонопольного ведомства все же пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях и ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.
Развитие рыночных отношений предполагает недопущение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты, совершать действия, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие дискриминирующие или, наоборот, благоприятные условия для одних в ущерб другим. Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения в этом плане, желая угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.
Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти заниматься предпринимательской деятельностью и иметь в собственности предприятия; голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров.
Широко используется также реестр как инструмент антимонопольного контроля. Он составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.
Имеются в России и естественные монополии. В промышленности число предприятий-монополистов составляет около 4 тысяч. В их числе – 500 естественных монополий (РАО «ЕЭС России», «Газпром», Министерство путей сообщения и др.) Их регулирование требует особого, тщательного контроля.
В целом антимонопольная политика в России пока еще переживает процесс становления и недостаточно эффективна.
Выводы
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.
Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.
Вторым по значению антитрестовским (антимонопольным) законом стал закон Клейтона – США, 1914 г. По этому закону запрещались: а) все формы дискриминации в ценовой политике; б) слияние фирм посредством покупки акций конкурентов, если они вели к сокращению конкуренции; в) совмещения должностей в советах директоров фирм; г) продажи товаров с принудительным ассортиментом. К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.
Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен.