В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс

План-конспект занятия № 1 по Обществознанию 10 кл. углубленный уровень

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока по Обществознанию

10 «б» класс ГОУ СОШ № 5 г.Солнечногорск

Булгаков Г.Л., учитель истории и права ГОУ СОШ № 5

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебное пособие: Л.Н.Боголюбов «Обществознание», Издательство «Просвещение», М., 2009.

Материалы и оборудование : доска,

Дать общее представление о науке и философии.

Знать основные определения: о сновные понятия : общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия; термины : предмет науки, философский плюрализм, умозрительная деятельность

Понимать значение и роль философии.

Быть готовым применять полученные знания на практике.

Обучающая: создание представления о философии

Развивающая : развитие мировоззрения;

Воспитывающая : социализация личности, формирование гражданственности.

I. Организационный момент.

Создание мотивации на усвоение нового материала. Фронтальная беседа с классом.

Вспомните: чем отличается обществоведение от истории? Что в них общего? Чем они отличаются от физики, химии, биологии?

II. Объяснение нового материала.

1. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания

2. Классификация социально-гуманитарных наук

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки

3.3 Социальная психология
4. Специфика философского знания

4.2 Наука и философия

5. Как философия помогает постигать общество

Такие учебные предметы, как физика и история, биология и химия, построены на основе наук, имеющих те же названия.

«Обществознание» («обществоведение») означает не одну науку, а целый комплекс наук, изучающих общество и человека.

Знания, которые дают эти науки, именуют социально-гуманитарными (гуманитарные знания включают в себя также целый комплекс филологических наук: лингвистику, языкознание и др.).

1. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания

На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие.

Биологическую природу человека изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные.

Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.

Отличия общественных и естественных наук

не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления

объективные связи между природными явлениями

не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют

обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов

не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.

При всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими).

2. Классификация социально-гуманитарных наук

Существуют различные классификации этих социальных наук.

1) Связь с практикой (или удаленности от нее):

— фундаментальные: выясняют объективные законы окружающего мира

— прикладные: решают проблемы применения объективных законов для решения практических задач в производственной и социальной областях.

Граница между этими группами наук условна и подвижна.

Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука).

2) По предмету исследования:

— исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);

— экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);

— философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);

— филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);

— юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);

— педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);

— психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);

— социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);

— политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);

— культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки

В наиболее широком значении социология — это наука, изучающая общество и общественные отношения.

Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.

Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т.е. отношений людей друг к другу и к обществу.

Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.

Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

— социальную жизнь людей,

— социальные факты, процессы, отношения,

— деятельность индивидов, социальных групп,

— их роль, статус и социальное поведение,

— институциональные формы их организации.

Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания.

Уровни социологического знания

С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе.

Теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т.п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.

Вывод: социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.

Политическая наука (политология) является обобщением политических практик, политической жизни общества.

Предметом политологии являются:

— политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни;

— отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти,

— отношения между классами, партиями и государством.

Существуют две трактовки политологии.

В узком смысле политология — это одна из наук, изучающих политику, а именно — общая теория политики, исследующая:

— специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния,

— особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми.

Теория политики включает различные концепции власти, теории государства и политических партий, теории международных отношений и др.

В широком смысле политология включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику:

— историю политической мысли,

— теорию государства и права,

— политическую географию и др.

Вывод: политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования, в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.

Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую обстановку.

Психология изучает закономерности, особенности развития и функционирования психики.

Социальная психология — изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В исследованиях социальная психология тесно связана, с одной стороны, с общей психологией, а с другой — с социологией.

— закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности;

— вопросы социализации индивида;

— деятельность личности в группах;

— межличностные отношения в группах;

— природу совместной деятельности людей в группах, формы складывающихся в них общения и взаимодействия.

Вывод: социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; оптимизации отношений между управляющими и управляемыми; восприятия информации и рекламы; семейных отношений и т.д.

4. Специфика философского знания

«Что делают философы, когда они работают?» — задавался вопросом английский ученый Б.Рассел. Ответ на простой вопрос позволяет определить как особенности процесса философствования, так и своеобразие его результата.

Рассел отвечает так: философ прежде всего размышляет над загадочными или вечными проблемами:

— в чем смысл жизни и есть ли он вообще?

— есть ли у мира цель, ведет ли куда-нибудь историческое развитие?

— действительно ли природой управляют законы, или нам просто нравится видеть во всем какой-то порядок?

— разделен ли мир на две принципиально различные части — дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют?

Основные философские проблемы по И.Канту:

— во что я могу верить?

— на что я смею надеяться?

— что есть человек?
Подобные вопросы и сегодня можно отнести к вечным проблемам философии.

В каждую историческую эпоху философы по-разному формулируют данные вопросы и отвечают на них.

Им необходимо знать, что думали об этом другие мыслители в другое время. Особую важность приобретает обращение философии к своей истории. Философ находится в непрерывном мысленном диалоге с предшественниками, критически осмысливая с позиций своего времени их творческое наследие, предлагая новые подходы и решения.

«Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Создаваемые новые философские системы не отменяют ранее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична, многообразна в своих школах и направлениях. Некоторые даже утверждают, что в философии столько истин, сколько философов.

4.2 Наука и философия

Наука в большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени. Хотя история развития научной мысли также важна и поучительна, она не имеет для ученого, исследующего актуальную проблему, столь же большого значения, как идеи предшественников для философа.

Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины: математические формулы, законы движения, механизмы наследственности и т.д.

— справедливы для любого общества,

— не зависят «ни от человека, ни от человечества».

То, что является нормой для философии — сосуществование и известное противостояние различных подходов, доктрин, для науки — частный случай развития науки, относящийся к еще недостаточно исследованной области: там мы видим и борьбу школ, и конкуренцию гипотез.

Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой — методы разработки проблем.

Многие понятия, используемые философией, носят предельно обобщенный, абстрактный характер. Это связано с тем, что они охватывают очень широкий круг явлений, поэтому у них очень мало общих признаков, присущих каждому из них. К таким предельно широким, охватывающим огромный класс явлений философским понятиям можно отнести категории «бытие», «сознание», «деятельность», «общество», «познание» и др.

Таким образом, различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.

Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание многослойно: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, экзистенциальным (от лат. existentia — существование) и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее.

Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания:

— учение о бытии — онтология;

учение о познании — гносеология;

наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства,— эстетика;

— философская антропология — учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия,

. в краткой характеристике этих областей знания использовалось понятие «наука». Это не случайно. Анализ вопросов, относящихся к данным разделам философии, чаще всего идет в логике научного познания и может оцениваться с позиций истинного или ложного знания.

5. Как философия помогает постигать общество

Предметом социальной философии выступает совместная деятельность людей в обществе. Важна для изучения общества такая наука, как социология. Свои обобщения и выводы об общественном устройстве и формах социального поведения человека делает история.

Что же нового в понимании мира людей вносит именно философия?

Рассмотрим это на примере социализации

Социализация — усвоение личностью ценностей и культурных образцов, выработанных обществом.

В центре внимания социолога будут те факторы (общественные институты, социальные группы), под влиянием которых в современном обществе осуществляется процесс социализации. Социолог рассмотрит роль семьи, образования, влияние групп сверстников, средств массовой информации в обретении личностью ценностей и норм.

Историку интересны реальные процессы социализации в конкретном обществе определенной исторической эпохи. Он будет искать ответы на такие, к примеру, вопросы: какие ценности прививали ребенку в западноевропейской крестьянской семье XVIIIв.? Чему и как учили детей в российской дореволюционной гимназии? И т.п.

А что же социальный философ? В центре его внимания окажутся более общие проблемы:

— для чего необходим обществу и что дает личности процесс социализации?

— какие его компоненты при всем разнообразии форм и видов носят устойчивый характер, т.е. воспроизводятся в любом обществе?

— как определенное навязывание личности общественных установлений и приоритетов соотносится с уважением к ее внутренней свободе?

— в чем ценность свободы как таковой?

Вывод: социальная философия обращена к анализу наиболее общих, устойчивых характеристик; она ставит явление в более широкий социальный контекст (личная свобода и ее границы); тяготеет к ценностным подходам.

«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем:

— общество как целостность (соотношение общества и природы);

— закономерности общественного развития (каковы они, как проявляются в общественной жизни, чем отличаются от законов природы);

— структура общества как системы (каковы основания выделения основных компонентов и подсистем общества, какие виды связей и взаимодействий обеспечивают целостность общества);

— смысл, направленность и ресурсы общественного развития (как соотносятся устойчивость и изменчивость в общественном развитии, каковы его основные источники, какова направленность общественно-исторического развития, в чем выражается общественный прогресс и каковы его границы);

— соотношение духовных и материальных сторон жизни общества (что служит основанием для выделения этих сторон, как они взаимодействуют, можно ли одну из них считать определяющей);

— человек как субъект социального действия (отличия деятельности человека от поведения животных, сознание как регулятор деятельности);

— особенности социального познания.

1) В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2) Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

3) Назовите основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

4) Каков предмет социологии? Охарактеризуйте уровни социологического знания.

5) Что изучает политическая наука?

6) В чем выражается связь социальной психологии со смежными областями научного знания?

7) Что отличает и что сближает философию и науку?

8) Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

9) В чем выражается плюрализм философской мысли?

10) Каковы основные разделы философского знания?

11) Покажите роль социальной философии в постижении общества.

1. Проанализируйте высказывания двух немецких философов.

«Если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного. То, что любой образ философии не пользуется единогласным признанием, вытекает из природы ее дел» (К.Ясперс).
«История философии показывает. что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития» (Г.Гегель).

Какое из них вам представляется более убедительным? Почему? Как вы понимаете слова Ясперса о том, что отсутствие единогласия в философии «вытекает из природы ее дел»?

2. Одно известное положение Платона передается следующим образом: «Несчастья человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать. » К философии сущего или должного можно отнести данное утверждение? Поясните свой ответ. Вспомните историю зарождения и развития научного знания и подумайте, что мог иметь в виду Платон под словом «философия».

Работа с источником

Прочитайте отрывок из книги В.Е.Кемерова.

Философия об обществознании

Сам термин «социально-гуманитарное познание» указывает на то, что обществознание «составлено» из двух разных видов познания, т. е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного обществознания «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей. Вопрос о соотношении социального и гуманитарного в обществознании был предметом постоянных дискуссий; в ходе этих дискуссий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисциплин (и, соответственно, размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предметной интеграции). Однако важно отметить, что указанное различение и противопоставление социальных и гуманитарных дисциплин научного обществознания в основном трактовалось как ситуация «естественная», соответствующая общей логике разделения и связывания человеческой деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного обществознания, как правило, во внимание не принималось.

Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного обществознания с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвышающихся» над непосредственным отображением людьми их обыденной жизни (отсюда в догматическом марксизме — идея внедрения научного мировоззрения в повседневное поведение людей). Гуманитарное познание в значительно большей степени считалось со схемами повседневного человеческого опыта, опиралось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответствие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для социальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей.

Вопросы и задания:

1) Какие два вида познания включает обществознание?

2) Чем отличаются социальные науки от гуманитарного познания?

3) Что связывает социальные и гуманитарные научные дисциплины?

4) Составьте таблицу, в первую колонку которой выпишите из текста все суждения, характеризующие социальные науки, а во вторую — название гуманитарных дисциплин, к которым они относятся.

Бертран Рассел, (Russell, Bertrand) (1872–1970), английский философ и математик, внесший значительный вклад в развитие математической логики, лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872. Внук лорда Джона Рассела, 1-го графа Рассела, Бертран Рассел унаследовал титул в 1931. Поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890. Впоследствии состоял членом Лондонского Королевского общества, был избран членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, читал лекции по философии в целом ряде университетов и колледжей. Существенно важные результаты были получены Расселом в области символической логики и ее применения к философским и математическим проблемам.

В психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология», 1913) Я. видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности.

В 50-х гг. Я. выступает как откровенный враг коммунизма и защитник реакционных режимов. Последние его работы («Куда идет ФРГ» и др.) свидетельствуют о своеобразных сдвигах в его политическом мышлении: он начинает выступать против авторитаризма и диктаторских действий господствующих партий, против введения чрезвычайных законов в ФРГ.

Гегель

Источник

В чем выражается плюрализм философской мысли?

В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. answer avatar. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс фото. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс-answer avatar. картинка В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. картинка answer avatar.

В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. kKztr4egivewCzHDeFSYMvc9B7A4jzk. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс фото. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс-kKztr4egivewCzHDeFSYMvc9B7A4jzk. картинка В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. картинка kKztr4egivewCzHDeFSYMvc9B7A4jzk.

Наличествующее разнообразие современных философских учений всякий раз подтверждает нам, что чем больше многообразие человеческих характеров, а также типов и форм деятельности, то, тем более занимательны и менее схожи друг с другом зарождающиеся философские течения.

Древние философы выдвигали разнообразные теории возникновения всякий сущности, и всё подвергали своему сомнению, а также нескончаемо спорили. Поиск ответов и привел к появлению в философии 3-х течений.

В конце 19 века и начале 20 века этот плюрализм приобрел достаточно широкое распространение и не исключительно в философских кругах, однако и далеко за их границами. Плюрализм в философии – полное признание того, что на Земле существует колоссальное число мнений, какие следуют из взаимодействия самых разнообразных факторов. Плюрализм обнаруживается неизменно и на любом шагу, существование разнообразных мнений не обнаруживается, чем-то необычным и предосудительным. Плюрализм, является естественной составляющей нашей жизни.

В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. answer avatar. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс фото. В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс-answer avatar. картинка В чем выражается плюрализм философской мысли 10 класс. картинка answer avatar.

Плюрализм философской мысли выражается во множественных философских взглядах и областях духовной жизни во всём мире. Плюрализм философской мысли не является хаотичным, а носит систематизированный характер.

Плюрализм философской мысли можно объяснить на простом примере. В России или в другом государстве имеется несколько партий, каждая из которых продвигает свои жизненные установки и имеет свои взгляды. Но благодаря плюрализму эти партии без проблем сосуществуют рядом.

То же самое это относится и к плюрализму философской мысли. В философии довольно много взаимоисключающих мнений, взглядов и понятий. И тем не менее они не находятся в антагонизме и легко уживаются друг с другом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *