В чем выражается специфика человеческого детства

Специфика детства как периода социализации

В чем выражается специфика человеческого детства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается специфика человеческого детства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается специфика человеческого детства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается специфика человеческого детства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражается специфика человеческого детства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выражается специфика человеческого детства. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выражается специфика человеческого детства фото. В чем выражается специфика человеческого детства-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выражается специфика человеческого детства. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Психологи говорят о нескольких психологических механизмах, которые помогают объяснить специфику детства в период социализации. Так, имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Дети склонны копировать поведение своих родителей, а также других взрослых (в том числе и тех, кто их наказывает). Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других взрослых, с которыми они связаны. Важным аспектом социализации является освоение сексуальных ролей. Во многих культурах девочки должны быть воспитанными и послушными, а мальчики – стремиться к самостоятельности и успеху.

Социализация не всегда может идти позитивно: могут усваиваться и те культурные образцы, которые отвергаются обществом, а это ведет к асоциальному поведению – девиации и девиантному – т.е. отклоняющемуся поведению (в том числе и преступности). Главная особенность в восприятии детей и подростков – это отсутствие критичности, в связи, с чем деструктивные и разрушительные модели поведения, представленные привлекательным героем, могут восприниматься как позитивные и вызывать стремление к подражанию.

Социализация детей формирует ценностные ориентации, в этот период детство в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИрина Никульшина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тема 2.1 Специфика детства Детство изучают многие науки, но…. Детство – это особый мир, Где свой способ познания, свой язык, свои проявления. Детство создает.» — Транскрипт:

2 Специфика детства Детство изучают многие науки, но…. Детство – это особый мир, Где свой способ познания, свой язык, свои проявления. Детство создает свою реальность, свой мир фантазии, игр и волшебства

4 Понимая мир, ребенок создает себя, свой стиль жизни, свою индивидуальность, Познает суть человеческих отношений, определяет для себя Понятия «долг», «совесть», «честь». В детстве либо гармонизуются отношения с миром, либо разрушатся

5 Специфика детства Надо охранять мир детства! От агрессии и насилия, от прагматизма и вещизма. От мира взрослых. А ведь только гармоничные отношения ребенка с миром – залог его психического и физического развития.

6 Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребенка принята на генеральной ассамблее ООН 20 ноября 1989 года. Ее цель – максимальная защита прав детей, что сводится к 4 требованиям: Право на жизнь, Право на развитие, Право на защиту, право на участие в жизни общества

7 Конвенция о правах ребенка Право на жизнь Это право на рождение, на выживание (на медицинскую помощь), на имя, на гражданство.

8 Конвенция о правах ребенка Право на развитие Это право на образование. отдых, досуг

9 Конвенция о правах ребенка Право на защиту Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10 Конвенция о правах ребенка Право на участие в общественной жизни Это право на свободу слова, совести, религии, на доступ к информации, на свободу выражения своих мыслей

11 Государственная политика защиты детства Основные направления: Обеспечивать интересы ребенка должны государство и административные органы; Все дети равны; Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия.

12 Государственная политика защиты детства В чем выражается Государственная политика защиты детства: В выплате пособий на детей, В создании учреждений семьи и детей, В гарантиях получения образования

Источник

Специфика детства

Объектом педагогики воспитания является ребенок как растущий человек, как формирующаяся личность, как развивающаяся в своей автономии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение.

Как ни странно, но вопрос объекта педагогической науки порождал многие годы дискуссии и разногласия. Подытожил эти разногласия

В. Б. Ежелепко, обратив внимание педагогов на первопричину педагогики как практики.

«Первообъект — это первопричина педагогики как практики в филогенезе человека, нашедшей отражение в педагогической теории, это первичный мотив педагогической деятельности априори», — пишет

В. Б. Ежеленко. И далее: «Едва ли можно возразить, что таковым в фило- и онтогенезе выступает ребенок. Нет ребенка — нет проблем, нет нужды в педагогической практике, в педагогической теории. Есть ребенок — все приходит в движение»’.

Педагогика возникла изначально как попытка установить общие закономерности и правила воспитания детей. Потом, с развитием цивилизации и научно-техническим продвижением, когда проблема передачи детям научных знаний стала разрастаться в своих масштабах, педагогику оккупировала ее часть — дидактика, оттесняя исходные позиции педагогики в обращении к становлению ребенка как личности. Сегодня нам приходится, изучая процесс воспитания, говорить «педагогика воспитания» либо «теория воспитания».

Человечество в ходе своего развития и в силу своего динамического восхождения вверх, всегда было недовольно человеком. Поиск чело-

Ежеленко В. Б. Новая педагогика. — СПб., 1999. — С. 11.

века среди людей, как эстафета, тянется в нашу эпоху. Культура все выше поднимает планку требований.

Ребенку надо успеть передать за очень краткий миг детства весь основной запас достижений культуры, в контексте которой появляется на свет ребенок.

Общество уполномочивает педагога-профессионала оказывать соответствующую помощь, чтобы через воспроизводство культуры в непосредственной жизни протекал процесс освоения ребенком уровня жизни.

Воспитание, конечно, вводит ребенка в контекст современной культуры, но т. к. культура существует благодаря своему постоянному воспроизведению, а к тому же, в силу динамичности культуры, ее достижения умножаются, то такое введение ребенка в современную ему культурную жизнь может быть произведено только в ходе совместной деятельности и взаимодействия ребенка с педагогом, которые вместе совершают ежеминутное восхождение к высотам культуры.

С педагогической точки зрения, детство есть период интенсивного усвоения достижений культуры в непосредственной практической жизни ребенка через активное взаимодействие его с окружающей действительностью па уровне культуры.

Период детства — период ответственный за всю жизнь. В этот период закладываются физические основы человеческого тела, духовные основы личности. В то же время надо отметить, что внешне, на поверхностный взгляд, детство — легкая, веселая пора, безответственная, так как родители целиком (беззащитен и слаб ребенок, неопытен, несмышлен, полностью зависим от взрослых) несут ответственность за ребенка. Сжрытое противоречие («безответственность, сменяемая формирующейся ответственностью») раскрывается очень не скоро для родителей, педагогов, общественности и самих взрослеющих детей. Для многих «вдруг» оказывается, что ребенок уже вырос и должен нести ответственность за все, что с ним происходит. Но сам ребенок не научен этому, ибо он «вчера» был маленьким, и за него решали и несли ответственность «другие».

Противоречие это решаемо, если сменить традиционно укрепившийся в практике воспитания детей тон обращения с ними: пренебрежительно-насмешливому, снисходительно-фамильярному следует

противопоставить тон серьезного уважения и нежного внимания к личности ребенка как формирующегося субъекта жизни, овладевающего высокими достижениями культуры.

Одну из методик мы назвали «три вопроса». Первый — «Чего ты хочешь?» — спрашивает педагог ребенка, совершившего поступок или действие. Второй — «Как ты себя при этом чувствуешь?» — интересуется педагог. И третий — «Как ты думаешь, что чувствуют при этом другие люди?» Последовательность этих вопросов — а их можно ставить даже очень маленькому ребенку, овладевшему речью, — инициирует сознание и направляет волю, возбуждая способность отдавать отчет в собственном поведении.

Ребенок как феномен природы несет в себе абсолютно все черты мирового устройства — точно так же, как человек вообще. Сложность мирового устройства предопределяет трудности профессиональной работы педагога и, несомненно, объективно придает профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, чрезвычайную тонкость и филигранность.

И объект, и предмет исследования являют собою сложнейшее образование социально-исторического плана, и, составляя один из элементов целостной системы единого мира, обладают теми же общими характеристиками мира, какими отличается все мировое устройство, а следовательно, и каждый из слагаемых его.

Внутренний мир ребенка обладает характеристиками, свойственными общему мировому устройству, а поведение ребенка — индивидуальное проявление

общих характеристик, с которыми педагогу приходится смириться.

Прежде всего, отметим амбивалентность, свойственную объектам мира. Противоречия, заложенные в сущности каждого явления, требуют основательного анализа любого воспитательного факта и явления. Ребенок несет в себе противоречия развития, противоречия поведения, противоречия отношений. Он не хорош и не плох, соткан из острейших противоречий социального, духовного и физического развития. Гармоничность личности выковывается в горниле таких противоречий. И воспитательный процесс существует как постоянное преодоление противоречий, а деятельность педагога — содействие их разрешению. И бесполезно ожидать идеальной гармонии, развитие ребенка только и совершается за счет противоречий, требующих своего разрешения.

Бесконечно многообразен мир. И нет ни одного ребенка, повторяющего другого. Идентичность личности исключена в этом мире. Мно-

гообразны формы занятий с детьми, многообразны ежедневно повторяющиеся ситуации, которые ни в коем случае не воспроизводят по сути своей прошлые ситуации, многообразны взаимоотношения, виды и стили профессиональной работы, формы деятельности и формы проявления социальных отношений. И каждый день — это новый день и иначе прожитая жизнь, обусловленная педагогической организацией.

Многомерность мира столь же свойственна всем педагогическим явлениям, сколь она свойственна всем проявлениям мирового устройства. Нет ни одного факта воспитательного процесса, имеющего однозначную оценку и нет ни одного ребенка, который бы мог быть охарактеризован однозначно (например, «плохой ребенок»). А значит, не может быть «идеальных школ», не должно быть «лучших школ года», потому что при многомерности невозможно сопоставление и преступно оценочное сравнение одного ребенка с другим, одной группы детей с другими, одной семьи с другой.

Динамичность свойственна всем явлениям мира, в той же степени она присуща любому элементу воспитательного процесса. I Горазитель- но и непостижимо в своей стремительности динамическое развитие ребенка, который ежедневно предстает — одновременно — таким же, как вчера, но уже не таким, каким он был вчера. Педагог не может не учитывать в работе с детьми такую подвижность развития, а значит, не должен выстраивать воспитательный процесс как застывшую конструкцию, но обязан способствовать динамике воспитательной работы с детьми.

Поражающая наше воображение системность мира как объективная характеристика вынуждает педагога овладеть системным мышлением, так чтобы выстраивать свою профессиональную деятельность как систему — во имя ее жизненности. Но, помня о системности как законе устройства мира, нельзя позволять себе выстраивать педагогическую конструкцию самовольно, без опоры на природу становления и развития человека.

Любого, кто вступает в сферу воспитательного процесса, ожидает опасность подмены внутреннего развития личности — его духовного становления и обогащения — внешними показателями. Легко заметить движения тела, действия, слова, фиксировать предметные результаты активности человеческого организма. Движения души скрыты и не подвластны прямому наблюдению, их присутствие фиксируется опосредованно путем анализа внешних проявлений. Потому одна и та же поведенческая картинка (например, дети послушны и исполнительны) имеет различные профессиональные характеристики.

Воспитание — это содействие новообразованиям в структуре тела и души ребенка, его организма и личностного внутреннего мира, его формы взаимодействия с миром и содержания этого взаимодействия. II поэтому сущностными показателями реальности воспитательного процесса выступают физические, психические и социальные новообразования в личностной структуре воспитанника. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания. Они же служат и критериями профессиональной опенки деятельности педагогов. Признаком успешности воспитания станут те сущностные показатели, которые соответствуют высоким достижениям современной культуры; свидетельствующим о развивающейся способности ребенка к жизнедеятельности в современных условиях жизни, позволяющей ему осуществить предназначение человека быть homo sapiens, homo faberu homo moralis. Однако эти существенные отличия человека от животного нуждаются в специальном культивировании и развитии.

Источник

Особенности современного детства

«Особенности современного детства»

МБДОУ ЦРР д/с №11 г. Лобня

В психологии развития и в детской (возрастной) психологии главной задачей в настоящее время — время коренных преобразований в области образования, социальной и интеллектуальной жизни — становится выявление тех задач, которые ставит общество перед подрастающим поколением и тех изменений, которые происходят в развитии детей и подростков под влиянием новых социальных ожиданий. Современный этап в развитии Российского общества характеризуется тем, что:

— выдвигаются новые требования к ребенку в системе образования, что приводит к ранней подготовке детей к школе и сокращению характерных для ребенка видов деятельности; — происходит информатизация окружающей ребенка среды, что сопровождается появлением новых интеллектуальных возможностей ребенка;

— снижается возраст начала школьного обучения, что вызывает у многих детей трудности вхождения в школьную жизнь;

— углубляется расслоение общества, что приводит к неравным возможностям развития детей разных социальных слоев.

Какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.

Как не допустить дальнейшего изменения детства, чтобы не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили поводом написания ряда статей, актуальность которых бесспорна. Такие, например, как статья Обухова Л.Ф., Котляр И.А. «Современный ребенок: шаги к пониманию». В статье обобщаются результаты ряда исследований, представленных на международной конференции «Другое детство» (ноябрь 2009, МГППУ). Детство современного ребенка рассмотрено в контексте социокультурных изменений общества. В качестве иллюстрации для фиксации противоречивых черт современного детства в статье приведены фрагменты эссе «Современный ребенок: какой он?», написанные людьми разных возрастов и не имеющих специального психологического образования. Показано, что они в целом соответствуют характеристикам современного детства, выделяемым профессиональными психологами. Обращается внимание, что значительное число исследований, представленных на конференции «Другое детство», посвящено изучению детей группы риска. Обсуждаются причины неадекватного поведения девиантных подростков – их личностный эгоцентризм. В статье показано также, что результаты новейших исследований в области одаренного детства позволяют дифференцировать одаренность и строить различные программы для ее поддержки и развития. Приведены статистические данные о процентном соотношении детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Статья завершается постановкой вопросов о норме и вариантах развития внутри нормы и за ее границами. Авторы ставят перед современными психологами задачу изучения нормы развития ребенка с позиции культурно-исторической психологии в современном социокультурном контексте.
Статья «Современный ребенок: новый тип сознания» Буданцовой А.А. посвящена актуальной проблеме воспитания ребенка в современных социокультурных условиях, влияющих на его сознание, на изменение детской картины мира, образа мира, детской субкультуры. В ней акцентируются вопросы обусловленности гармоничного развития личности ребенка воспитанием в современной семье, расширением горизонта его образовательных возможностей.

В своей статье автор отмечает, что важнейшими факторами растущего психологического, духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др.

Автор обращает внимание на то, что в современной российском обществе значительно возрос процент неполных семей. Сейчас развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой и это может стать причиной того, что ребенок не сможет построить гармоничные супружеские отношения в будущем не видя перед собой образца межличностного взаимодействия. Кроме того, типичным для современных семей стало рождение только одного ребенка. А значит, социализация детей в рамках межличностного взаимодействия со сверстниками теряет очень важную сферу — общение и взаимодействие ребенка с сиблингами (братьями и/или сестрами).

В статье также говорится о том, что для современных детей характерно воспитание в окружении взрослых и ограниченность общения со сверстниками. Это приводит к затруднениям в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, дети в некоторой степени лишены возможности приобрести навыки эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.

Большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, что лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

Резко возросшая информированность детей вызывает повышенную потребность к восприятию этой, зачастую ненужной, неструктурированной с точки зрения психофизиологичечских возможностей ребенка информации. В отличие от детей прошлого века, у современного ребенка с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. И если ребенок не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять агрессию или недовольство. Повышенная потребность детей к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения они любят смотреть телевизор. Причем их привлекает реклама, т.к. она отличается сжатостью информации и динамизмом.

Тревогу педагогов и родителей вызывает то, что современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий, возникающие трудности развития логического мышления и воображения.

Современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, вследствие чего у них снижено внимание, они не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.

Если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современного ребенка преобладает рефлекс свободы. Он самостоятельно выстраивает стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний.

Современные дети достаточно настойчивы и требовательны. Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир.

Данные феномены находят подтверждение и в моей практике. Наблюдая за детьми, их родителями и взаимодействием между ними могу отметить, что современные дети менее самостоятельны, не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современные дети очень образованы. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение — проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны. Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. У них есть проблема разрешения конфликтов. Они застенчивы. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

Я совершенно согласна с автором статьи, что современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а традиционные методы воспитания мало эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля по психолого-педагогическому сопровождению, правовой, медико-социальной поддержке семей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления, культурно-этнической и религиозной принадлежности. При подготовке будущих педагогов следует обратить серьезное внимание и на особенности развития детей с новым типом сознания, свидетельствующие о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Современный мир — это мир индивидуальностей, и у современных детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Источник

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСТВА

Основные особенности детства, отличающие детей от мира взрослых, таковы.

1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности (как физического, так и духовного плана), препятствия. Они нуждаются в заботе и помощи взрослых. Они многого не умеют: решать трудные задачки, плавать и нырять, мастерить что-то полезное, сидеть тихо и спокойно, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться, выходить из конфликтных ситуаций.

Они много чего боятся: смерти, темноты, потери близких и родных, одиночества, стихийных бедствий, болезней, безнравственных людей, школьных неудач, несправедливости, преступников, диких животных и насекомых, предательства друзей. Они много чего не любят: манной каши, пиявок и тараканов, непредсказуемых ситуаций, грубости, зазнайства, некоторых сверстников и взрослых, «когда меня ругают и наказывают несправедливо», «непосильную и бестолковую работу», «когда унижают мое достоинство».

В. Леви писал: «. Травмы детства. У кого их не было. Все детство — сплошная травма, непрерывный ушиб души».

2. Дети в отличие от взрослых, живущих либо прошлым, либо будущим, умеют жить настоящим, ценить текущий момент, радоваться жизни как таковой (солнышку, маме, морю, ветерку, пению птиц, ползущему муравью, светлячку, смеху. ): «У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим» (Ж. Лабрюйер).

Детей многое радует в настоящей жизни: солнце, утро, хорошая погода, цветы, животные, звездное небо, музыка, книги, муравейник, уютный и теплый дом, школьные успехи, хорошие педагоги, лучшие друзья, любовь окружающих, свои мечты и фантазии.

3. Дети видят мир иначе, чем взрослые. По-своему его объясняют, оценивают, вступают с ним во взаимодействие, в своей логике строят свое поведение.

. Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Нередко это неординарное видение мира становится причиной непонимания детей взрослыми и даже конфликтов.

Эпизоды из обыденной жизни:

Девочка объясняет рассвирепевшей маме, что она обменяла свою новую куклу на светлячка («какого-то мерзкого червяка»), потому что кукла неживая, а светлячок живой и светится в темноте.

Трехлетняя Оленька М. разобрала на мелкие части будильник: искала у него ножки, потому что взрослые говорят, что он ходит.

Артур И. (2,5 года) оборвал только что распустившиеся садовые цветы (!), чтобы. подарить их маме и бабушке.

Денис (4 года) увидел по телевизору корриду: «Посмотрите, как корову мучают!»

Игорь (3 года) любит озорничать и нередко бывает наказан. Видит, как бабушка ощипывает гуся. Сокрушается: «Бедный гусь! Ведь ничего не сделал!»

Вот почему девочки-дошкольницы примеряют мамины платья и туфли, красятся, как папуаски, вертятся перед зеркалом, уподобляясь мартышкам. А мальчики играют в космонавтов, летчиков, военных, акробатов и клоунов. а еще, увы, в крутых бизнесменов, рэкетиров, мафиози, пьяного папу и т.п.

Каждому взрослому (не только родителям и педагогам) знакомы «сто тысяч почему», которые «живут на белом свете»: почему часы тикают? Почему вымерли динозавры? Почему нельзя свешиваться с балкона? Почему люди ходят на двух ногах, а собаки на четырех? Зачем собаке хвост? Как это такая большая бабушка умещается в банку ( бабушка всю жизнь проработала в Госбанке)?

А кому незнакомо детское словотворчество, талантливости которого не устаешь восторгаться и удивляться: не печка, а гречка (ведь греет же); не катушка, а матушка (на нее нитки намотаны); не самовар, а водовар (воду варит); не воспитательница, а ругательница (только и делает, что ругается).

А детские открытия (на сухом языке педагогики — это «субъективное открытие мира, уже открытого взрослыми»)- «Оказывается, в телевизоре никто не сидит, а звук и изображение передаются по проводам», «Лед — это та же вода, когда растает», «Я знаю, что Баба-яга только в сказках живет, потому что мы были в зоопарке, там есть и волк, и медведь, и зайчики, и сороки. ; мы с папой долго искали клетку с Бабой-ягой, а ее нет. », «Оказывается, все люди и обезьяны произошли от обезьян. И моя мама была обезьянкой, только у нее нет фотографии», «К нам в садик на елку приходил не Дед Мороз, а Тамара Ивановна с бородой»; малыш в поликлинике: «Мама, а для чего детей взвешивают? Я знаю: чтобы узнать, сколько они стоят!».

Еще Я. Корчак подметил, что нередко взрослых шокируют некоторые детские игры, исследования, опыты: «Мы недолюбливаем некоторые детские игры, исследования, опыты. Ребенок ходит на четвереньках и лает, чтобы понять, как справляется с этим собака, пробует хромать, подражает горбатому старику, косоглазит, заикается, качается как пьяный, изображает увиденного на улице сумасшедшего, ходит, закрыв глаза (слепой), затыкает уши (глухой), ложится неподвижно, удерживая дыхание (умер), смотрит через очки, затягивается папиросой, тайком пробует завести часы, обрывает у мухи крылья (как она полетит?), притягивает магнитом перо, интересуется строением уха (что там за барабанная перепонка), горла (что там за миндалины?), предлагает девочке играть в доктора, надеясь, что увидит, как там у нее, бежит с зажигательным стеклом на солнце, слушает шум в раковине, бьет кремнем о кремень. »

Хотим мы или нет, но детей надо принять таковыми, как они есть, — исследователями, экспериментаторами, «почемучками».

5. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний и внешний мир. Его старательно оберегают, лелеют, противятся грубому вторжению в него. Почему-то в официальной педагогике детских учреждений это при-пойти гулять, смотрела в окно и, если там уже гуляло человека три-четыре, звонила еще четверым и только тогда шла гулять. Это было время коллективных, подвижных игр: прятки, казаки-разбойники, пароли, светофорики — это наши любимые игры. И обязательно — вместе».

7. Дети эмоциональны. Не притворно, не избирательно, не ситуативно, не для кого-то или чего-то, не скрытно. а искренне, открыто, «всеми частичками души»: они любят, ненавидят, понимают, сочувствуют, содействуют, поддерживают.

Трехлетняя Оленька М. плачет, видя боль другого: «Жалко царевну Несмеяну», «Жалко Волка, которому охотники распороли пузо, чтобы достать Красную Шапочку», «жалко маму: ей прокололи ушки для сережек», «жалко братика, которому постригли волосы».

Не будем здесь касаться «любовных» историй подростков и старшеклассников — они многочисленны, всем хорошо известны.

8. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать плохое, причиненную им обиду и боль. У А. Экзюпери читаем: «. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». И ведь снисходительны. Прощают все: побои отца; мать, недавно в сердцах воскликнувшую; «Прекрати сейчас же! Убью!». И отца, который когда-то бросил, из-за которого жизнь сложилась трудно, хотят видеть. И учительницу, которая вчера опозорила перед классом, а теперь покаялась, извинилась.

9. Дети искренни, все принимают всерьез, доверяют взрослым, знающим и опытным. И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. Страдают. И. взрослеют, мужают на этом опыте.

. Я помню, как меня отучали от пустышки. Мне было два года, но я еще сосала пустышку. И однажды я встала утром и мама сказала, что соску утащила собака. И я в течение недели подходила к каждой собаке на улице и просила отдать соску» (Ю. Григорьева).

Из воспоминаний студента: «Старшая сестра, пришедшая с первого урока биологии, рассказала мне, что человек состоит из клеток. Меня поразило открытие: «Значит, я тоже из клеток! Значит, и динозавры — из клеток!» С тех пор я долго думал, что вот-вот превращусь в динозаврика. Я стал в них играть, и года два-три жил в мире воображаемых динозавров».

. Взрослые замечают, что с некоторых пор (лет в 12—14) дети не любят ходить в гости с родителями. Мы задались вопросом, почему так. Оказалось, в большинстве своем потому, что их не привлекает застолье и еще «конечно же, все будут говорить: «Ах, какая прелесть эта девочка! Ах, какая же большая выросла! Ах, как на маму (папу, бабушку, дедушки. ) похожа. Противно!»

«Я страдала от того, что не могу полететь и присоединиться к стае журавлей, мне было горько от этой жуткой беспомощности» (Маша Ц.)- «Мечтала быть невестой в белом красивом платье и фате, и быть актрисой, и сыграть роль Динки из книги Осеевой» (Юля К.).

Противоречивый мир рождает противоречия в самой сущности ребенка: в его восприятии мира, поступках, самовыражении.

12. И как следствие всех предыдущих особенностей, по образном выражению М. Снайдер и Р. Снайдер:

«Ребенок всегда организует свой Жизненный Мир, в котором он живет и из которого действует. Из встреч со всем, что его окружает, ребенок организует уникальный личностный мир-для-жизни. Этот Жизненный Мир организован работой ребенка над своим ростом, перспективами воображения и значениями конкретных действий, людей и вещей.

Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудивБлихся в нем значений. Главная функция воспитателя — помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир должны быть вместе.

Мы обнаружили следующие организующие центры Жизненного Мира детей:

1. рост, над которым ребенок работает;

2. чувства по поводу себя;

3. люди и вещи в мире ребенка;

4. способы встречи с жизнью;

5. развивающиеся значения (система ценностей);

Знание этих организующих центров является основным в понимании ребенка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *