В чем выражается значение памяти в обучении двигательным действиям краткое
Двигательная память человека — что это такое
В процессе повседневной деятельности человек сталкивается с различного рода информацией. Для ее обработки и запоминания люди задействуют разные анализаторные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную. Однако для освоения жизненно важных навыков, совершения элементарных действий человеку необходима двигательная память. Если навык закрепился в моторной памяти, это означает, что он автоматизируется.
Определение двигательной памяти в психологии
Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы.
Внимание! В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.
Особенности и характеристика
В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.
Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.
Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).
Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.
Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.
Функции и значение двигательной памяти
Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.
В быту
Двигательная память в быту
Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.
Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.
В обучении
Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:
В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.
Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.
Развитие моторной памяти
В профессиональной области
Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:
Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.
Как натренировать моторную память
Развивать двигательную память крайне важно. Для детей дошкольного возраста высокий уровень развития этого психического процесса необходим для обретения ловкости, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития моторной памяти сопряжено с выработкой красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые люди, развивая двигательные навыки, повышают эффективность своего труда.
Внимание! Тренировать моторную память можно в любом возрасте.
Игры и упражнения на развитие двигательной памяти
Игра на развитие двигательной памяти
Существуют специальные иры и упражнения, выполнение которых создает условия для развития моторной памяти. Так, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:
Эффективными упражнениями для развития двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальчиковая, утренняя, артикуляционная, бодрящая.
С момента поступления в школу двигательная память детей развивается на уроках при выполнении практических заданий. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют становлению моторных умений школьников. Кроме того, в период обучения в школе дети имеют возможность развивать свою двигательную память посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.
Взрослые совершенствуют моторные навыки на протяжении всей жизни в ходе:
Для развития двигательных навыков у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:
Психологи и педагоги с уверенностью говорят о том, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства и до старости. Высокий уровень развития моторной координации является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Если человек задастся целью совершенствовать свою моторную память, будет выполнять специальные упражнения, то он добьется результата, независимо от своего возраста.
Развитие двигательной памяти
Видео
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры
Анастасия Ткаченко
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры
«Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…»
В наше время в обществе к физической культуре сложилось отношение как явлению далеко не первостепенной важности. В связи с этим, сфера двигательной памяти выступает особенно адекватной для осуществления исследования физической культуры учащихся общеобразовательной школы.
Во время проведения уроков по физкультуре наблюдаются все виды памяти. Так, зрительная память проявляется у детей при просмотре физических упражнений. А словесно-логическая и слуховая память наблюдаются при объяснении учителем тех или иных упражнений. При выполнении упражнений у детей проявляется двигательная, вестибулярная и тактильная память.
На уроках физкультуры к одним из главных видов памяти относятся: двигательная, тактильная и вестибулярная. Данные виды памяти связаны с воспроизведением, запоминанием, и сохранением сигналов, которые поступают в кору головного мозга с проприорецепторов и с рецепторов вестибулярного аппарата, а также кожи. Данные виды памяти человек использует при разучивании физических упражнений и при самостоятельном их выполнении. Всем известно, что различные физические движения запоминаются с различной степенью прочности. Труднее всего, детьми запоминаются ощущения, которые возникают в результате мышечной работы организма, необходимые для выполнения различных движений, пространственные параметры действий. Проще дети запоминают временные параметры движений. [1; С. 238].
Значение двигательной памяти заключается в том, чтобы запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения или комплексы движений. Двигательная память служит для формирования практических и трудовых навыков (навыки ходьбы). Если бы человек не обладал данным видом памяти, то ему приходилось бы постоянно учиться ходить и выполнять все необходимые для этого движения.
В наше время развитию двигательной памяти уделяется намного меньше внимания, чем на другие виды памяти. Благодаря проведению нашего исследования доказано, что двигательная память в значительной мере определяет точность и согласованность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В период обучения в школе двигательную память явно можно пронаблюдать на уроках физкультуры [4].
В основе так называемой «моторной неловкости», характерной для значительного числа школьников, чаще всего лежит именно низкий уровень развития моторной памяти. Одну из главных ролей в развитии двигательной памяти играет семья. Дети усваивают все традиции своей семьи, образ жизни, вредные привычки и непосредственно отношение к своему здоровью и окружающих его людей. Далее все эти усвоенные правила, ребенок переносит во взрослую жизнь. Большое влияние оказывает двигательная активность детей (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, своевременное правильное питание, отказ от вредных привычек, обращение за медицинской помощью, правильное лечение, положительное отношение к профилактическим мероприятиям и т. д.) [2; С. 287].
В нашем исследовании по изучению развития двигательной памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики второго класса школы № 16 в селе Александровском, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 20 человек.
В ходе исследования мы пользовались следующими методиками:
1 Оценка двигательной кратковременной памяти (И. А. Синица).
2. Оценка образной и вербально-логической кратковременной памяти Е. И. Рогова [3; С. 529].
3. Оценка, направленная на определение объема двигательной памяти ребенка.
На уроках по физкультуре главную роль играет двигательная память,поэтому исследования проводились в два этапа: в начале учебного года и в конце января. Показатели объема развития памяти у учащихся в начале эксперимента и в конце были занесены в таблицу № 1.
Таблица № 1- Результаты проведения данной методики направленной на определение объема двигательной памяти ребенка.
Анализируя показатели детей, полученные в результате проведения эксперимента, видим, что в начале эксперимента показатели были очень низкие. Сравнение после поведения педагогического эксперимента, проведения родительского собрания с родителями этого класса,проведения презентации на тему: «Двигательная память», проведения социологического исследования показало более высокую оценку показателей учащихся.
Для достижения поставленной задачи был проведен социологический опрос в начале нашего эксперимента (сентябрь 2015 года) и в конце эксперимента (январь 2016 года, в котором участвовали родители учащихся.
Опрос состоял из следующих вопросов: 1. Способствуете ли Вы формированию здорового образа жизни в Вашей семье, используя зрительную информацию, слуховую, наглядную, тактильную? 2. Как часто Вы ходите с детьми на прогулку, используя дополнительное изучение окружающего мира? 3. Способствуете ли Вы соблюдению с раннего детства режима дня ребенком? 4. Выполняет ли Ваш ребенок самостоятельно (без напоминания) утреннюю зарядку в правильном порядке? 5. Осуществляются ли Вашим ребенком самостоятельные выполнения правил гигиены? 6. Занимается ли Ваш ребенок спортом, с пониманием того, что это ему нужно?
Для наглядной демонстрации результатов опроса родителей, были построены диаграммы, отображающие отношение родителей до эксперимента (рис. 1) и после эксперимента (рис. 2) к развитию двигательной памяти детей в условиях домашнего воспитания.
На первой диаграмме показано, что большинство семей занимались развитием двигательной памяти своих детей в основном на среднем уровне. Преобладал низкий уровень, а вот высокий уровень развития двигательной памяти в домашних условиях очень низок.
По окончании нашего исследования родителям был дан тот же опрос. На диаграмме видно, что показатели сильно изменились. На первом месте высокий уровень развития памяти у детей в условиях домашнего воспитания. Низкий уровень практически удалось устранить в столь короткий временной период.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод об положительном влиянии двигательной памяти ребенка на уроках физической культуры и активном участии родителей в данном процессе.
Наша работа отражает отдельные фундаментальные аспекты отношения семьи, а также детей к двигательной памяти. Важнейшим из них является убеждение в том, что в здоровых семьях вырастают здоровые дети. При этом семья для ребенка должна являться примером хорошего физического и нравственного воспитания. Физически здоровый и счастливый ребенок должен представлять собой главную элементарную составляющую умной, здравомыслящей, благополучной, процветающей, крепкой семьи.
2. Ильин Е. П.Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». – М. : Просвещение, 1987. – 287 с.
3. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М. : Владос, 1995 г. – 529 с.
Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.
Прием «Рафт». Развитие креативности мышления на уроках начальной школы. РАФТ- один из приемов технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов: R – role (роль) A – audience (аудитория).
Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию.
Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании.
Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.
Развитие памяти у детей 2–3 лет Развитие памяти у ребенка 2-3 лет. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику,.
Развитие памяти у дошкольников Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление.
Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства используя нетрадиционные художественные техники Для обучающихся 1 ступени Изобразительное искусство — это наиболее подходящее занятие,развивающее мелкую моторику: чем больше обучающихся.
Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.4. Особенности проявления памяти
Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная.
Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т. д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.
Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I–III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50 % — заучивая степень мышечных усилий; на 25 % — запоминая амплитуды движений; на 11 % — усваивая временные соотношения движений.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.
Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.
Читайте еще:
Если ваш настрой — «Я просто хочу быть собой!», прикиньте, что происходит, когда вы заходите в кафе и заказываете чашку кофе. Вы не ждете, что ее подарят, потому что «эта чашка кофе для меня». Вы знаете, что никакое ваше «я» не даст вам бесплатную чашку кофе. Просто будучи собой и ничего больше.
И далее вопрос для прикладника: что будет, если он во время работы позволит себе видеть принципы, на которых строится поведение нуждающегося в помощи человека, так же, как и его идеалы?
Что касается невротизма или N, как его кратко называют, то люди, которые имеют высокий показатель в тесте N, как правило, эмоционально изменчивы. Они предрасположены к тревоге и беспокойству, к соматическим болям, депрессии и сильным эмоциональным реакциям (Eysenck, 1999). Считается, что за.
нежных чувств по отношению к ней. Казалось бы, она полностью отказывается от собственного эгоизма. Но это не так. Эгоистические желания просто мутируют. Ей нужно, чтобы ее любили, демонстрировали это. Ей нужна награда за ее любовь и жертвенность. И это означает, что она угодила в ловушку.
Хотя на это жалуется меньше людей, мы заметили, что многие столь же уязвимы для лести, как и для критики. Окружающие могут “умаслить” их комплиментами и приобрести преимущество над ними, или сделать их слепыми к проблемному поведению, которое им следовало бы исправить. Один из наших любимых.
Пока мы не узнаем, что вилка падает «к гостям», а черная кошка будет виновата во всех наших бедах, мы не ловим на лету вилку, чтобы теща застряла в лифте, и в опоздании автобуса не виним животное.
Если жене лень освацвать премудрости отбора (тии №2), то все пробелы восполняют сторонние тренеры-консультанты, коучи, гуру ичто чаще бывает, — полугурки. Результат цикличен — 1 месяц= 1 тренинг=1 разочарование
Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
10. Он также отмечал, что запах, который он приписывал амфетамину, выходившему из него с потом, усиливался, когда он находился поблизости от медицинского персонала, то есть когда ему измеряли пульс и давление крови.
Минимизация интервенции (вмешательства), как одно из направлений экономизации действий и их дальнейшего совершенствования, обусловлена необходимостью снятия напряжения организаторской деятельности менеджера, выражающейся в постоянном интенсивном и напряженном воздействий на работников в виде.
Но прибывшее подкрепление решило исход всей операции. Вскоре немцы захватили бухту Суда, которую стали использовать для приема транспортных гидропланов.
Эффективные методы развития двигательной памяти
В настоящее время проблемы, связанные с развитием внимания и памяти, волнуют не только ученых, но и учителей школ, практических психологов, нас как студентов.
Психофизиологические качества занимают центральное положение в системе познавательной деятельности. Их развитие происходит в процессе обучения, оно является результатом знаний. Требования к умственной деятельности учащегося расширяются год от года, но способы к запоминанию материала остаются прежними. Отечественные психологи и физиологи внесли значительный вклад в установление общих закономерностей развития психофизиологических качеств. Широкую известность получили фундаментальные психологические исследования П.П. Блонского, Л.С. Выгодского, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.П. Леонтьева, освещающие одновременно и вопросы педагогической практики. Изучение внимания и памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии, Джеймса, Джона Стюарта, Рибо, где особое значение уделялось психофизиологическим процессам, протекающим в организме человека в связи с процессом внимания и памяти.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе существует много методических рекомендаций по развитию психофизиологических качеств, но, к сожалению, недостаточно описана двигательная память. Этот вид памяти имеет особое значение при выполнении движений в различных видах трудовой деятельности, в физическом воспитании и спорте, лежит в основе процесса выработки двигательного навыка.
Поэтому объектом нашего исследования является: процесс развития двигательной памяти, а предметом: методы развития двигательной памяти.
Задачи:
1. Проанализировать современные подходы к развитию памяти, освещённых в информационных источниках.
2. Раскрыть особенности двигательной памяти как важнейшего психофизиологического качества.
Методы : анализ, синтез, опытно–поисковая деятельность, дедукция.
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
В Новое время разрабатывалось множество теорий о памяти, но основной считается теория Ф. Бэкона. Ф.Бэкон искусство запоминания делил на два учения: учение о вспомогательных средствах памяти и учение о самой памяти. По мнению Бэкона, письменность являлась основной составляющей развития памяти. Без такого рода помощи память не смогла бы справиться с достаточно обширным и сложным материалом. По отметкам Бекона, исследование памяти протекало медленно. Правда, существует некое подобие искусства запоминания, но вполне может, как он полагал, существовать и более совершенная теория укрепления и развития памяти, чем та, которую предлагает это искусство.
Зависимость явлений памяти от личности человека отмечалась З. Фрейдом (хотя познавательным процессам в психоаналитических изысканиях непосредственное внимание не уделялось).
Е.С. Бородкин отмечает, что по Фрейду, из памяти вытесняется все, что противоречит подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное, совпадающее с удовлетворением влечений. В экспериментальной психологии эта зависимость, однако, подтверждения не получила. По сей день остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли бессознательного в деятельности памяти.
О течественная психология считает, что первым кто начал заниматься изучением развития памяти Л.С. Выготский. Выготский придавал особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с помощью знаков произойдет превращение непосредственно протекающих психологических процессов в опосредованные, он видел сущность памяти в активном запоминании с применением знаков.
В наше время исследованием памяти занимаются разные науки такие как: психология, биология, медицина, генетика и многие другие.
И каждая из этих наук задает и выясняет свои вопросы связанные с памятью.
Но если взять все эти науки в одно целое, можно сделать вывод, что они расширяют наши знания о памяти, о процессах памяти, пополняют друг друга, позволяют нам заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии.
Психологическое учение о памяти намного старше медицинского, генетического, биохимического исследований.
В 20 веке возникла смысловая теория памяти. На первое место выдвигается смысловое содержание материала при запоминании и воспроизведении.
Ученые утверждают, что смысловые запоминания подчиняются иным законам, чем механические.
Самая убедительная, является нейронная теория, которая исходит из представлений, что нейроны образуют цепи, по которым проходят биотоки.
Влияние биотоков производит изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Такой характер цепей нейронов соответствует той или иной закрепленной информации.
Рис. 1. Ведущие механизмы памяти
Процесс забывания может начаться сразу же после поступления информации. Исследования показывает, что если испытуемый в течение 40 миллисекунд посмотрит 16 букв, а затем мы попросим назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.
Через 160 миллисекунд объем информации, которую он запомнил, составляет 26-36%, а через 260 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.
Особенности двигательной памяти
Двигательная память-это нервные процессы, связанные, с одной стороны, с поступлением в ЦНС через сенсорные системы определенного комплекса импульсов, с другой же предпосылкой специального комплекса импульсов к исполнительному органу, оставляют после себя следы, составляющие двигательную и другие виды памяти. В физиологических аспектах память представляет собой функцию ЦНС, она обеспечивает хранение и переработку вновь поступающей информации, интегрирование ее с ранее полученной информацией и извлечение ее из «хранилища» для удовлетворения той или иной возникшей потребности. В этих «закромах» наряду с другим видам информации имеются и сформированные путем обучения программы координированное управление мышцами, которые связаны с техникой выполнения различных физических упражнений.
Выполнение физического упражнения, имеет очень важное запоминание программ управления сокращением мышц. В такой программе необходимо учитывать непрерывно изменяющиеся пространственно-временные отношения между различными нервными центрами, управляющими движениями. Это обуславливается тем, что физические упражнения характеризуются неодновременным включением и выключением участвующих в деятельности мышц и разной степенью вовлечения в нее двигательных единиц.
Нервные процессы, взаимосвязаны с памятью, и включаю в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет самостоятельное значение:
1) восприятие информации, поступающей из разных сенсорных систем;
2) переработку и синтез этой информации;
3) фиксацию (хранение) результатов переработки информации;
4) извлечение из памяти нужной информации и программирование ответных реакций.
Как известно, у спортсмена извлекается из памяти нужная информация и временно затрудняется (в частности, при сбивающих факторах и негативных эмоциях, разрушающую нормальную деятельность нервной системы). В последствии этого ухудшается выполнение физических упражнений.
Эффективное запоминание и последующее точное воспроизведение временных и пространственных параметров физических упражнений связаны со многими факторами: степень обученности, сложность двигательного акта, числом повторение движения на занятиях, величина интервалов между ними, длительность перерывов между тренировкой, эмоциональным состоянием и др.
При разучивании сложных гимнастических упражнений после перерывов в 7, 14 и 24 ч процент успешных попыток увеличивается. Но спустя 48 ч попытка выполнить упражнение значительно ухудшается. Это говорит о том, что ежедневные тренировки более эффективны, чем тренировки через день. При обучении параллельно на одном занятии двум гимнастическим упражнениям забывчивость увеличивается, особенно в тех случаях, когда эти упражнения совсем не похоже друг на друга друг от друга.
В процессе обучения обязательным упражнениям в фигурном катании на коньках также было выяснено, что двигательная память при разрыве в занятиях в 1 день намного лучше, чем в 2, 4 и 10 дней. Большое улучшение точности наблюдается при выполнении фигур тремя сериями по 5 попыток в каждой с интервалам между сериями в 3 минуты (И.В. Абсалямова).
Рост детей младшего школьного возраста, становление личностью зависит в большинстве от его способности к действию, его адекватности все осложняющемуся процессу приспособления. Новые условия жизни, в которых оказывается ребенок в данном возрасте, приводят его к усложненным возникшим перед организмом двигательных задач и обращают внимания на него обогащение координационных ресурсов школьника.
Двигательные задачи становятся наиболее сложными в прямом смысле: возрастает разнообразие реакций, требующихся от организма. К самим этим реакциям предъявляются более высокие требования в отношении дифференцированности и точности; усложняется смысловая сторона движений, действий и поступков ребенка. Процесс усложнения двигательными задачами, неминуемо требующих разрешения со стороны индивида, совершается не само по себе и отнюдь не плавно и постепенно. Наоборот, перемены в образе жизни могут привести к накоплениям больших масс качественно новых координационных проблем с не встречающимися ранее и не имеющими возможностями войти в обиход особыми чертами смысловых культур, и двигательного состава, потребного сенсорного контроля и т.д.
Двигательные анализаторы человека достигают очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Структурную и двигательную особенность двигательного анализатора, заключается в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми структурами центральной нервной системы (проекционными, ассоциативными и т.д.) и активно принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.
Двигательная система человека включает в себя две части: пассивную (жесткий сочленный скелет) и активную (поперечнополосатую мускулатуру со всем ее оснащением). Пассивный двигательный аппарат составлен из костных сочленных звеньев, и располагается преимущественно вдоль оси органов (аксиально) и образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Пассивная часть не может качественно обеспечивать устойчивую систему без постоянного, активного участия мускулатуры. Активную часть двигательного аппарата представляют собой сложные системы нервно-мышечных образований, в которых все элементы многократно связаны друг с другом и образуют гетерогенную морфологическую структуру.
В психологи отечественные и зарубежные в своих исследованиях огромное место уделяют вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания или же это есть результат научения.
Развивая двигательные навыки и умения представляем не пассивное «отдавание» воздействиям, идущим из вне, а активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление и самую сущность двигательного упражнения. Формирующий фактор двигательного навыка может представлять собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов.
Двигательная память-это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений.
Важность этого вида памяти в том, что она служит основной для форматирования практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы или письма. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием двигательной памяти над другими. К примеру, профессии некоторых людей (танцоров, акробатов, гимнастов) находятся в прямой зависимости от хорошей двигательной памяти, которая позволяет им с детальной точностью повторить, какие- либо движения или даже целый танец.
Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:
Непроизвольная – (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Очень развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная – (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет).
По длительности хранения информации различные авторы выделяют несколько вариантов памяти:
• кратковременная память, объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является ее непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты
Методы развития двигательной памяти
От чего зависит память?
— От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить материал).
— От приёмов заучивания
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.Повторени е материала без его осмысливания.
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
— Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
— Это может быть зрительное представление объектов наблюдения(модели, таблицы)
— Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.
— Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха».
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точки. Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия,
2) логический образ,
3) двигательный образ,
4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой опорной точке сформированы необходимые знания и представления.
Данные методы используются при изучении любого упражнения.
Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер.
Психофизиологические качества и их развитие – это классическая проблема как современной, так и традиционной психологии и педагогики. Она является предметом пристального внимания многих научных школ и направлений.
Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере определяет точность и координированность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В дошкольном и школьном обучении роль двигательной памяти наиболее очевидно обнаруживается на уроках физической культуры.
Двигательная память представляет собой достаточно сложное и неоднородное явление. В ее структуре можно выделить запоминание, сохранение и воспроизведение следующих параметров движения:
— направления (в какую сторону, в какой точке оно совершается);
— расстояния (на какую длину оно совершается);
— угла поворота сустава (как и насколько смещаются относительно друг друга элементы сочленения).
Основными показателями двигательной памяти, применяемыми для характеристики любого из перечисленных параметров движения, выступают ее точность (воспроизведение заданного параметра без отклонений), объем (количество движений, заданных параметрами, которые человек способен воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их сохранение под влиянием интерференции со стороны других, «сбивающихся» движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго движения помнятся).
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения двигательной памяти могут трактоваться как процессы выработки, сохранения и воспроизведения двигательных навыков.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точки. Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия,
2) логический образ,
3) двигательный образ,
4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом.
Данные методы используются при изучении любого упражнения.
Список используемой литературы
Анохин, П.К. Избр. тр. Философские аспекты теории функциональной системы. / П.К.Анохин. – Москва: Наука, 2006.
Крылов А. А. Психология [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. – Москва: Проспект, 2002. – 584с.