В чем выступают пианистки

Пианист кто это такой. Описание профессии. Требования и особенности

В чем выступают пианистки. 03030311. В чем выступают пианистки фото. В чем выступают пианистки-03030311. картинка В чем выступают пианистки. картинка 03030311.

В классической музыке самым часто используемым инструментом является рояль, орган, или просто фортепиано. Музыканты, играющие на данном прекрасном инструменте, гордо именуются пианистами. Они проводят сольные концерты или выступают в специальной группе, таких как оркестр или ансамбль. Пианист кто это может выступать в качестве аккомпанемента для одного или нескольких музыкантов.

Описание профессии

Пианисты обучаются искусству игры на данном музыкальном инструменте с раннего детства. Начинать играть на фортепиано можно уже с трех лет. Благодаря занятиям в старшем возрасте рука ребенка становится более «широкой», на кистях рук увеличивается растяжка пальцев, которая и создает эффект «широкой руки».

Известно, что «широкая ладонь» является одним из нескольких признаков, выдающих профессионального игрока на пианино. Самые известные композиторы ставили рояль в первую для себя очередь. К ним относятся Франц Петер Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен и остальные известные композиторы, которые славились виртуозными пианистами.

Большая часть современных пианистов, пишущих музыку, предпочитает играть именно классику определённого периода. Кроме данного стиля создатели современной инструментальной музыки используют в своих композициях джаз, блюз и поп.

После обучения в высшем учебном заведении пианист может продолжить учиться в консерватории. В таком случае в его дипломе будут указаны следующие профессии: солист, концертмейстер, ансамблист, учитель музыки.

Пианист-солист выступает как один музыкант с сольным концертом. Для ему необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство.

Пианист-концертмейстер обладает широким профилем. Сфера его работы может включать как выступление в ансамбле с вокалистом, так и певцом-инструменталом.

Требования профессии

В чем выступают пианистки. 0303660. В чем выступают пианистки фото. В чем выступают пианистки-0303660. картинка В чем выступают пианистки. картинка 0303660.Настоящему пианисту необходимо владеть широкими познаниями в музыкальном мире, хорошо ориентироваться в музыкальных стилях, уметь уловить смысл в мелодии.

Желающий стать пианистом должен обязательно обладать качествами характера, касающихся его личности, связанными с:

Обязательным пунктом для поступления в музыкальное высшее учебное заведение на желанную специальность является наличие образования в специальной музыкальной школе.

Вывод

Профессия пианиста широка и разнообразна. Он должен хорошо знать историю музыки, композиции известных и не только классиков, стили и направления в музыке, а также все ноты и аккорды в сольфеджио. Такая работа отлично подойдет людям творческим.

Тем, кто любит музыку и хорошо в ней разбирается, и способен прочувствовать мелодию душой и сердцем, используя ноты как слова, а фортепиано как средство их передачи. И вовсе не обязательно знать пианист кто это.

Возможно вам будет интересна статья: Кто такой джазмен

Источник

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА КОНЦЕРТЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ?

В чем выступают пианистки. tild3864 3630 4532 b966 326633383764 empty 05. В чем выступают пианистки фото. В чем выступают пианистки-tild3864 3630 4532 b966 326633383764 empty 05. картинка В чем выступают пианистки. картинка tild3864 3630 4532 b966 326633383764 empty 05.

Собираясь на концерт, нужно в первую очередь задуматься о внешнем виде. Особых правил, дресс-кода, не существует, но, как и в повседневной жизни, вы должны быть одеты в соответствии с традициями концертной площадки. Например, если концерт проводится в современном лофте, то джинсы и свитер вполне допустимы. Но если кто-то придет в Большой зал Консерватории в растянутых трениках и домашних тапочках или усядется в кресло в уличной одежде, то это будет свидетельствовать о неуважении к происходящему.

Концерт — это не телевизор, который можно включить или выключить в любой момент, поэтому опоздать к началу — просто неприлично. Правда, сами музыканты, особенно в России, иногда задерживают начало концерта минут на пятнадцать, но, например, в Германии надо быть готовым к тому, что концерт начнется минута в минуту. А во время исполнения заходить в зал строго запрещено — придется ждать окончания первого произведения и первых аплодисментов.

Звук мобильных телефонов, в том числе всевозможные вибрации, нужно, безусловно, выключить до начала концерта. Особенно на это правило стоит обратить внимание чересчур занятому бизнесмену, который должен быть «все время на связи», и даме в возрасте, телефон которой, подаренный внуком и по умолчанию установленный на самый громкий режим звонка, находится всегда на дне безразмерного ридикюля.

Теперь об аплодисментах. Ими принято приветствовать артистов, выходящих на сцену и кланяющихся перед тем, как занять места для выступления. После каждого произведения необходимо также выразить свой восторг от исполнения аплодисментами, даже если вам не очень понравилось. Освистывать публично сейчас не принято, даже очень подозрительных музыкантов. Другое дело, если вам настолько понравилось исполнение, что одних аплодисментов кажется мало, тогда можно крикнуть «Браво!». Но при этом надо иметь в виду, что «Браво!», произнесенное вслух после заключительного номера концерта, для исполнителя означает «Бис!». То есть вы должны приготовиться выслушать еще несколько небольших пьес (как правило, не больше трех). Очень важно помнить, что между частями крупного многочастного произведения (сонаты, симфонии, сюиты или цикла пьес) аплодировать не принято. Соответственно, для того, чтобы вовремя отслеживать, где закончилось все произведение, а где — только его часть, необходимо либо знать его на слух, либо приобрести программку, где все музыкальные фрагменты будут указаны.

Если вас связывают с исполнителями какие-то отношения — личные, деловые, родственные — или просто кто-то из них является объектом вашего поклонения, то неплохо бы прийти на концерт с букетом. Цветы лучше дарить в конце, между заключительными номером и «бисами», иначе музыкантам будет их некуда положить. И ни в коем случае не дарите розы с шипами, иначе музыканты останутся без пальцев, а вы — без музыки! После концерта не возбраняется подойти к музыкантам в артистическую за автографом или просто с поздравлениями. Музыканты это любят и, конечно, оценят. Но не стоит читать им свои стихи или просить тут же, на месте, послушать ваши записи. Поверьте — им сейчас не до этого!

И наконец, постарайтесь не заснуть во время концерта! Лучшее средство от этого — вовсе не игра в смартфоне и не переписка в социальных сетях, а хорошее знание музыки и понимание того, что происходит на сцене. Это не только сделает посещение концерта более осмысленным занятием, но и доставит вам особое удовольствие.

Собираясь на концерт, нужно в первую очередь задуматься о внешнем виде. Особых правил, дресс-кода, не существует, но, как и в повседневной жизни, вы должны быть одеты в соответствии с традициями концертной площадки. Например, если концерт проводится в современном лофте, то джинсы и свитер вполне допустимы. Но если кто-то придет в Большой зал Консерватории в растянутых трениках и домашних тапочках или усядется в кресло в уличной одежде, то это будет свидетельствовать о неуважении к происходящему.

Концерт — это не телевизор, который можно включить или выключить в любой момент, поэтому опоздать к началу — просто неприлично. Правда, сами музыканты, особенно в России, иногда задерживают начало концерта минут на пятнадцать, но, например, в Германии надо быть готовым к тому, что концерт начнется минута в минуту. А во время исполнения заходить в зал строго запрещено — придется ждать окончания первого произведения и первых аплодисментов.

Звук мобильных телефонов, в том числе всевозможные вибрации, нужно, безусловно, выключить до начала концерта. Особенно на это правило стоит обратить внимание чересчур занятому бизнесмену, который должен быть «все время на связи», и даме в возрасте, телефон которой, подаренный внуком и по умолчанию установленный на самый громкий режим звонка, находится всегда на дне безразмерного ридикюля.

Теперь об аплодисментах. Ими принято приветствовать артистов, выходящих на сцену и кланяющихся перед тем, как занять места для выступления. После каждого произведения необходимо также выразить свой восторг от исполнения аплодисментами, даже если вам не очень понравилось. Освистывать публично сейчас не принято, даже очень подозрительных музыкантов. Другое дело, если вам настолько понравилось исполнение, что одних аплодисментов кажется мало, тогда можно крикнуть «Браво!». Но при этом надо иметь в виду, что «Браво!», произнесенное вслух после заключительного номера концерта, для исполнителя означает «Бис!». То есть вы должны приготовиться выслушать еще несколько небольших пьес (как правило, не больше трех). Очень важно помнить, что между частями крупного многочастного произведения (сонаты, симфонии, сюиты или цикла пьес) аплодировать не принято. Соответственно, для того, чтобы вовремя отслеживать, где закончилось все произведение, а где — только его часть, необходимо либо знать его на слух, либо приобрести программку, где все музыкальные фрагменты будут указаны.

Если вас связывают с исполнителями какие-то отношения — личные, деловые, родственные — или просто кто-то из них является объектом вашего поклонения, то неплохо бы прийти на концерт с букетом. Цветы лучше дарить в конце, между заключительными номером и «бисами», иначе музыкантам будет их некуда положить. И ни в коем случае не дарите розы с шипами, иначе музыканты останутся без пальцев, а вы — без музыки! После концерта не возбраняется подойти к музыкантам в артистическую за автографом или просто с поздравлениями. Музыканты это любят и, конечно, оценят. Но не стоит читать им свои стихи или просить тут же, на месте, послушать ваши записи. Поверьте — им сейчас не до этого!

И наконец, постарайтесь не заснуть во время концерта! Лучшее средство от этого — вовсе не игра в смартфоне и не переписка в социальных сетях, а хорошее знание музыки и понимание того, что происходит на сцене. Это не только сделает посещение концерта более осмысленным занятием, но и доставит вам особое удовольствие.

Источник

«Чем дольше занимаешься фортепиано, тем меньше шансов заняться чем-то еще»

В чем выступают пианистки. 45455.png. В чем выступают пианистки фото. В чем выступают пианистки-45455.png. картинка В чем выступают пианистки. картинка 45455.png.

26 апреля одному из лучших российских пианистов Николаю Луганскому исполняется 40 лет. Маэстро сказал корреспонденту «Известий», что несуеверен и согласился отметить свой юбилей эксклюзивным интервью.

— Практически все пианисты топ-класса сейчас придумывают фестивали, фонды, акции. Вам эта суета не близка?

— Есть еще несколько пианистов, которые могут себе позволить не заниматься ничем, кроме фортепиано. Из великих — Григорий Соколов, Раду Лупу, Нельсон Фрейре. Я понимаю, насколько это крошечный фрагмент картины жизни — исполнительство на одном-единственном инструменте. И чем дольше ты этим занимаешься, тем меньше шансов заняться чем-то еще. Например, дирижировать умные инструменталисты начинают очень рано. В этом смысле я уже загнал себя в ловушку, но и не жалею пока.

— На пианистов и скрипачей, переквалифицировавшихся в дирижеры, вы смотрите без осуждения?

— Без малейшего. Играть до старости только на скрипке — вообще настоящий подвиг. Поэтому начать дирижировать значит облегчить себе будущее. Есть примеры, когда пианисты достигали очень высокого уровня в дирижерской профессии — Михаил Плетнёв, Даниэль Баренбойм. Оценка дирижерского мастерства очень сложна и немыслимо субъективна.

— Почему лично вас дирижирование не влечет?

— Меня отпугивает от этой профессии необходимость быть лидером, воздействовать на людей, в том числе на немузыкальном уровне. Мне биологически чужды такие свойства. Один раз в жизни я дирижировал во время репетиции. Да, это оказалось сложнее, чем я думал. С другой стороны, я по-прежнему не соглашусь, что вы не дирижер, если в 18 лет не поступили на соответствующий факультет и не проучились 5 лет.

— Разве в педагогике не нужно воздействовать на людей? Вы ведь педагог.

— Педагог — громко сказано, я лишь прихожу в класс послушать студентов. Когда ученик приходит и играет программу, он волнуется, а значит — готовится к концерту. Это уже урок.

— Вам комфортен темп вашей жизни?

— Сейчас уже нет. Но комфорт — не самая хорошая вещь. Мне нравится фраза «кто сказал, что должно быть легко?». Я иногда чего-то добивался, пытаясь прыгнуть выше головы. Физическая одаренность у меня не какая-то экстраординарная, есть люди с более хорошими руками.

— Технику пианиста можно сделать, или все решает природа?

— Можно. У Володося, Руденко, Мацуева — природная техника. У Кисина техника создана им самим и его педагогом. Рихтер и Микеланджели занимались на рояле огромное количество часов, с каждым годом все больше.

— А вы — трудоголик?

— У меня никогда не было периода запойных занятий. 6–7 часов в день я тратил не на сидение за роялем, а на слушание музыки. Начав выезжать за границу в 15 лет, почти все свои гонорары тратил на компакт-диски. Так что не приобрел бронебойной пианистической техники, которая может всегда вытащить. Зато, думаю, мой музыкальный кругозор в 18 лет был шире, чем у моих коллег.

— Если на концерте вы берете фальшивую ноту, вас это беспокоит?

— К сожалению, бывают случаи, когда задетая нота влияет на мое состояние. С этим надо бороться. Это трудный вопрос — почти что интимной гигиены.

— Музыка — «чистое искусство», или в ней есть идеи и содержание?

— Есть внутримузыкальное содержание, но оно не поддается переводу в слова. Зато любой человек в мире это содержание почувствует. Слова затрагивают значительно более узкую область жизни, чем музыка. Словами говорить о любви, страсти, страхе, ненависти? Ну о ненависти чуть проще. Даже если брать лучшие романы, то самые слабые места там — описания любви и страсти.

— То есть писатели, в общем, тратят свою жизнь даром?

— Помните, как Фауст переводит Евангелие от Иоанна? «Вначале было Слово». И Фауст говорит: «Я так высоко не ставлю слова, чтоб думать, что оно всему основа». И это пишет Гёте, который оперировал не звуками и не картинами. Один мой приятель очень хорошо сказал: «Никто не может увидеть всего слона. Мы можем увидеть только часть слона». Музыка — искусство, которое, пожалуй, в наибольшей степени видит слона в целом.

— Вы известны как, наверное, самый далекий от интернета пианист вашего поколения.

— Я не люблю свое состояние, когда полчаса посижу в интернете. Ну просто хуже себя чувствую — экран какой-то, кнопочки. Но я прекрасно понимаю, что это величайшая вещь для самых разных людей, живущих вдалеке от больших городов.

— Что вы чувствуете по отношению к Москве?

— Этой мой родной город, здесь происходили главные события моей жизни. Но если взглянуть глазами иностранца, то, наряду с Нью-Йорком, это самый тяжелый город. Нью-Йорк даже чуть-чуть жизнерадостнее Москвы. По абсурдности цен Москва идет, наверное, на втором месте после Лондона.

— Ощущаете ли вы оживление общественной жизни в России в последние месяцы?

— Оживление своеобразное. Массы людей убеждены, что самое главное — это противостояние власти и оппозиции. А суть совершенно в другом. Есть основополагающий экономический вопрос: могут ли земля и природные ресурсы принадлежать конкретным людям или нет. В разных странах мира на этот вопрос даются разные ответы. Везде разная степень хождения денег — даже сегодня, когда за деньги можно очень многое, почти все. В Америке, если вы протягиваете 100 долларов полицейскому, то рискуете оказаться в наручниках. В России хождение денег не ограничено ничем. Вы покупаете нефтяное месторождение, вы платите врачу, чтобы он выполнил свою обязанность по спасению жизни человека, вы платите полицейскому, и так далее. И действующая власть, и Немцов, и Касьянов выступают за неограниченное хождение денег. Гарри Каспаров скажет вам, что коммунизм умер. Это все равно что сказать «любовь мертва» или «музыка мертва». Идея о том, что твой труд должен идти на благо всех живущих в стране, существует вечно.

— Не ожидал, что вы окажетесь сторонником левых сил.

— У правых основополагающей является идея свободы, у левых — идея справедливости. Идея свободы у нас в стране воплощена в утрированной форме, а идея справедливости попрана. Поэтому на парламентских выборах я голосовал за КПРФ — за неимением более левых партий.

— Хорошо, таков ваш выбор из четырех думских фракций. А из четырех темпераментов?

— Я меланхолик, который пытается быть сангвиником.

Источник

Маргерит Лонг. Советы начинающим пианистам

07.03.2017 1 комментарий Просмотры: 1 874

Для развития аппарата недостаточно играть по многу часов упражнения. Необходимо беречь силы для остальной работы.

Известно искушение заниматься тем, что знаешь и что лучше выходит. Сумейте этому противостоять, иначе вы не добьетесь успеха.

Заметьте, что устранение одного пробела техники помогает устранению всех других пробелов. Знайте свои слабые стороны и наступайте на них решительно.

Те, кто, поиграв упражнения утром полчаса или даже час, думают, что с техникой покончено, ошибаются.

Я не совсем даже уверена, нужно ли с упражнений начинать свои ежедневные занятия. «Лечение» аппарата становится более эффективным, когда упражнения разумно распределяются в течение всего рабочего дня.

Прерывайте время от времени разучивание художественного произведения и возвращайтесь к преодолению определенных технических трудностей, — вы достигнете успеха быстрее и с меньшей затратой сил.

Изучая технические упражнения, учтите следующие советы:

1. Высота посадки должна обеспечить горизонтальное положение руки.

2. Упражнения играются без педали.

3. Не напрягайте руку. Утомившись, отдохните или перемените тип упражнения.

4. При работе в медленном темпе forte или piano погружайте палец глубоко в клавишу.

5. Думайте не только об ударе пальцем, но и о его подъеме. Уметь снимать руку с клавиатуры так же важно, как и опускать ее. Первый навык является условием второго.

Для того, чтобы добиться легкости исполнения, полезно в начале работы преувеличивать четкость артикуляции. Сила звука уменьшается при постепенном ускорении темпа.

6. Контролируйте ваши большой, второй пальцы и не опрокидывайте руку к мизинцу, чтобы последний сохранял способность к собственному удару.

7. Беспрерывно контролируйте гибкость руки. Она должна быть свободной от плеча до кисти. Не играйте с поднятыми «жесткими» плечами.

8. Работайте, постепенно ускоряя движение, но часто возвращаясь к медленному темпу.

9. Считайте! В упражнениях сильные доли являются точками опоры и исходными точками разбега пальцев. Акцентируйте! Четкость ритма способствует четкости пальцев.

10. Играйте упражнения выразительно! Слушайте себя!

Отражая сущность нашей работы, эти указания дадут добросовестному музыканту повод для размышлений и, без сомнения, помогут ему овладеть секретом великих пианистов — умением работать!

В заключение хочу еще раз обратиться ко всем пианистам доброй воли, желающим извлечь пользу из этой работы. Единственного и исчерпывающего метода научиться искусству пианизма не существует.

Часто говорят: техника — работа воображения. В этом есть доля истины. Можно, например, самому сочинять замечательные технические формулы, исходя из произведений, которые изучаешь. Эти бесчисленные маленькие находки имеют свой смысл. Но они опасны если пианист думает заменить ими упражнения или традиционные этюды.

Изучение произведения не ограничивается только техническими задачами. Звучность, стиль, красота фразы, полнота звучания, аккордов, благородство ритма, равновесие частей — вот цели, которые должен ставить перед собой пианист, желая воспроизвести замысел автора. Для этого исполнитель должен быть освобожден от технических забот.

Этой свободы он достигнет непрерывным изучением формул, содержащихся в этюдах больших мастеров фортепиано. Как ни необходимы для формирования виртуоза и музыканта «Хорошо темперированный клавир» Баха или этюды Шопена — эти вершины фортепианной литературы,— они не заменят «Школы беглости пальцев» и «Школы виртуоза» Черни.

Для того чтобы достигнуть мастерства, нужно много работать, нужно много терпения. Не забывайте также о скромности и уважении традиций.

Этим простым истинам я подчинялась, их я претворяла в жизнь.

Маргерит Лонг, из предисловия к “Школе упражнений”

Источник

«Подготовка пианиста к выступлению»

В чем выступают пианистки. 14982334211gbkhk. В чем выступают пианистки фото. В чем выступают пианистки-14982334211gbkhk. картинка В чем выступают пианистки. картинка 14982334211gbkhk.

Klaveriõpetamise metoodika kursusetöö

Juhandaja: Liina Lill

Содержание

1.1 Психология исполнительства. 3

1.2 Причины страха перед сценой. 4

1.3 От страха к уверенности. 6

2. Проработка концертной программы.. 8

2.1 Установка на успех. 9

2.2 Контакт с аудиторией. 9

2.3 Рецепт успешного выступления. 10

2.4 Пример подготовки к концертному выступлению Маргерит Лонг. 11

3. День концерта. 12

5. Используемая литература. 15

1. Введение

Тема моей курсовой работы выбрана по собственному желанию. Свою работу я рекомендую преподавателям и студентам музыкальных академий для подготовки к выступлению.

Личный опыт выступления на сцене, успешные и неудачные исполнения учащимися произведений на концертах побудили меня к написанию курсовой по методике на тему «Подготовка пианиста к выступлению». Анализ ошибок заставил меня обратить внимание на психологическую сторону подготовки к выступлению.

Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, заставить более ответственно подойти к концертному исполнению программы.

Надеюсь, что изучение моей курсовой работы поможет более успешному исполнению программы. Окажет помощь в преодолении страха перед сценой.

1.1 Психология исполнительства

есть не более, чем математическая организация

Проблема психологической подготовки музыканта к выступлению – одна из важнейших тем в исполнительском искусстве. Нет музыканта, который ни разу бы не волновался перед выходом на сцену.

Римский-Корсаков часто повторял, что волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Но я не хочу рассматривать ситуации провала, возникшие из-за недоученности программы. По-моему, сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно выучено музыкальное произведение, но и от индивидуальной психики человека. Каждый человек

по-своему переживает те или иные моменты выступления.

Ощущение тревоги во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты, процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение. Поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно.

1.2 Причины страха перед сценой

Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно. По мнению педагогов, занимающимися вопросами музыкальной психологии (таких, как Лилиас Маккиннон) вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как

нерешительность ослабляет характер. Музыкант не может, подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты; он вынужден играть в назначенный день, независимо от настроения. Это требует способности сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот и небольшую осечку памяти. Примеров такого снисхождения публики немало. Взять, к примеру, концертные исполнения программы : порой его игра была не лишена некоторых «туманных пятен» и шероховатостей (особенно в поздние годы концертной деятельности). Но эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия артиста.

3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Вместо того, чтобы задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, благоразумный музыкант обратит свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.

5) Пятая причина – усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Не зря Н. Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

В своей работе я перечислила только некоторые причины страха перед сценой.

1.3 От страха к уверенности

Неопределенность того, что будет на сцене, наполняет душу музыканта мрачными

предчувствиями. Его страшит не провал, а он боится оказаться не на высоте своих задач.

Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Уверенность движений зависит от состояния игрового аппарата, а это – в свою очередь – связано с тем, насколько молодой исполнитель контролирует свой пианистический аппарат в течение всего периода подготовительной работы. Мы часто забываем, что мелкие засорения аппарата лишними напряжениями во время подготовительной работы, нередко разрастаются на сцене до уровня «зажима», мешающего игре.

Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей. Немало важное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т. д.

Другим не менее важным показателем как технической, так и художественной готовностью программы является импровизационная свобода игры. Исполнение может считаться художественно созревшим лишь при наличии эмоционально-логической непрерывности, когда не теряется «нить событий», нет скучных мест (белых пятен), внимание нигде не уходит надолго в сторону.

2. Проработка концертной программы

Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начинать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься».

«Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов.

Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе.

Часть проигрываний следует исполнять без силового и эмоционального вложения сил, как бы медитируя. При этом акцент делается на привыкание к максимально техническому удобству. Другую часть «накатки» надо играть в полную силу, представляя одновременно полный зал людей, каждый из которых пристально смотрит на вас. При этом желательно заранее выявить возможные неудобства эмоционального плана и мысленно отработать их.

Все эти приёмы относятся к технической стороне работы. Хорошо выученное произведение, которое успело «улечься» не доставляет проблем при выступлении, придаёт уверенность исполнению.

2.1 Установка на успех

Прежде всего, что такое установка. Установка это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка.

2.2 Контакт с аудиторией

Широко распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение всегда хуже репетиционного. Наблюдения показывают, что многие пианисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую содержательность исполнения.

Можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в зале. Можно направить свою любовь к зрителю, а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться один на один со своими страхами. Нужно ли объяснять какой из упомянутых подходов принесёт благодатные плоды?

Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт. И тогда при самом хорошем исполнении обычно не достаёт той взаимной симпатии, которая необходима артисту, чувствующему публику так же, как он чувствует музыку.

Каждый исполнитель в такой момент имеет право рассчитывать на дополнительную поддержку. Разве природа не предусмотрела адреналин – стимулирующее средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии? Если исполнитель не скован страхом, а находится в состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы с такой четкостью и быстротой, на которые они были неспособны во время репетиции.

2.3 Рецепт успешного выступления

«Не важно, как часто вы падаете. Важно, как

часто вы поднимаетесь».

Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Показать лучшее, на что он способен. В конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».

2.4 Пример подготовки к концертному выступлению Маргерит Лонг

В подготовки к концертному выступлению, помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя. Пример такого «закаливания»: знаменитая пианистка Маргерит Лонг, в 1932 году, совершая несколько концертных поездок по Европе с Морисом Равелем, невольно ощущала некое состояние дискомфорта на своих концертах из-за присутствия на них Равеля. Осознание того факта, что в зале присутствует Равель не давало ей раскрыть себя полностью на сцене. И тогда она решила помочь себе в сложившейся ситуации.

Она отрепетировала концерт в присутствии детских кукол. Лонг рассадила обычные куклы в пустом зале на кресла, имитируя присутствие зрителей. Войдя в зал, она поздорововалась с ними и с одной куклой, которую она представляла М. Равелем. Первый опыт исполнения перед необычной публикой был неудачным: она не могла до конца сосредоточиться на исполнении программы. Зато второй и последующий опыты были лучше. В конце концов, с помощью обычных кукол, она привыкла к осознанию того, что за её исполнением следит сам Равель. После таких экспериментов на реальном концерте она сыграла блестяще. «Не помешало» и присутствие Равеля.

3. День концерта

В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше. Чем же заниматься музыканту перед выступлением, если в это время рекомендуется не работать над программой, а отдыхать? Считая пару дней перед концертом музыкант, чтобы отвлечься от привычных забот и волнений, может гулять, ходить в кино, читать увлекательные книги, делать все что угодно, только не заниматься музыкой.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор, рассеивающий внимание исполнителя и творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по классу.

В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски. Хотя разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый пианист в праве выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.

3.1 На сцене

Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту. Весь концерт может быть загублен высоким или низким стулом, ярким освещением клавиатуры рояля. Обо всем нужно позаботиться!

Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители.

Существует немалое количество рекомендаций к подготовке выступления от многих педагогов и исполнителей. Охватить все правила поведения на сцене невозможно в одной работе. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше появляется уверенности.

Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, я предлагаю внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

4. Заключение

«Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь…»

Исполнитель часто забывает ту истину, что каков человек, таковы его дела. Есть французская поговорка, что стиль – это человек. Каков стиль, таков и человек. А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством, может хорошо играть Бетховена. Ничего из этого получится не может».

Музыкант-исполнитель должен отбросить свои слабости и устремится к тому, чтобы найти связь с композитором. Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно.

Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.

Завершаю свою работу отрывком из «Заповеди» Р. Киплинга:

«Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех».

5. Используемая литература

Гольденвейзер, Александр 1975. «Об исполнительстве» Москва

Гофман, Иосиф 1961. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» Москва

Маккиннон, Лилиас 1967. «Игра наизусть» Москва

Перельман, Натан 1981. «В классе рояля» Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *