заболоцкий в тарусе адрес
Таруса может потерять дом, в котором жил поэт Заболоцкий
Каждый свой приезд в Тарусу я начинал с похода к домику Заболоцкого. Каждый раз от увиденного я грустил все больше — дом зарос, вокруг бардак — диван, холодильник, книги, бутылки, все это на улице. Будто бы хозяин давно переехал жить под низкое калужское небо. Но хозяина встретить никак не удавалось. Окна дома во все мои приезды были грязными настолько, что в них не отражалось ничего, и заглядывать через них внутрь тоже было бесполезно.
В другой свой приезд я увидел открытую дверь, из которой вылетал густой запах алкоголя, табака и запустения. Соседи говорили, что в доме часто собираются местные алкоголики и бомжи, — «мы боимся, что дом рано или поздно сгорит». Ещё больше шансов у дома рухнуть — при внимательном осмотре видно, что ремонта не было здесь чуть ли не со времен Заболоцкого. Соседние дома куда более ухоженные.
И вот мне повезло. Я наконец застал дома хозяина. Он представился: «Евгений Евгенич». Якобы профессиональный музыкант в прошлом, ныне водит по Тарусе экскурсии. Всех туристов обычно ведёт к домику, где жил дачником Заболоцкий. «Эта фишка моих экскурсий, а то обычно все говорят только о Цветаевой и Паустовском». Евгений рассказал, что дом разваливается, что его самого ещё в девяностые обещали отсюда выселить и дать другое жильё. Но потом якобы про это забыли. Впрочем, точной информации о том, чей дом по документам, кто именно обещал, почему не случилось — Евгений не дал. Зато прочитал любимое стихотворение Заболоцкого.
Не только я считаю, что дом этот надо сохранить. Борис Мессерер, известный художник, который для Тарусы сделал многое и который проводит здесь каждое лето, со мной согласен: «Долг государства взять на себя заботу об этом доме, увековечить память Заболоцкого».
Осталось сделать так, чтоб с этим согласились местные власти.
Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий, дачный дом, 1957 г.
Почему я вообще говорю о Заболоцком? Во-первых, это действительно большой русский поэт. Пока непонятный нами. Но «в поэзии его есть такой запас прочности, что подкрепляет нашу надежду на жизнь произведений поэта в будущем» (Лев Озеров, предисловие к очерку Заболоцкого «История моего заключения»).
«Но я однообразный человек,
Взял в рот длинную сияющую дудку.
Дул, и, подчиненные дыханию,
Слова вылетали в мир, становясь предметами.
Корова мне кашу варила,
Дерево сказку читало,
А мёртвые домики мира
Прыгали, словно живые».
(Заболоцкий, Искусство).
А познакомились Заболоцкий с Паустовским в Тарусе. Последний об этом знакомстве написал чуть не во всех письмах друзьям. «Летом здесь был замечательный человек — Заболоцкий. Недавно приходил, читал свои новые стихи, — великолепные почти до слез. Пушкинской глубины, мелодичности и силы» (письмо Достян, сентябрь 1958 г., Таруса).
Через три года Паустовский включит стихи Заболоцкого в «Тарусские страницы», тем самым вернет его имя в советскую литературу.
Ещё одна, малоизвестная, деталь: узнав о смерти тарусского друга, Паустовский пошёл в …храм. И попросил отслужить панихиду. До этого Паустовский в церковь заходил редко.
Стихотворение Николая Заболоцкого «Воспоминание», 1952 год, опубликовано в «Тарусских страницах».
Наступили месяцы дремоты…
То ли жизнь, действительно, прошла,
То ль она, закончив все работы,
Поздней гостьей села у стола.
Хочет пить — не нравятся ей вина,
Хочет есть — кусок не лезет в рот.
Слушает, как шепчется рябина,
Как щегол за окнами поёт.
Он поёт о той стране далёкой,
Где едва заметен сквозь пургу
Бугорок могилы одинокой
В белом кристаллическом снегу.
Там в ответ не шепчется берёза,
Корневищем вправленная в лёд.
Там над нею в обруче мороза
Месяц окровавленный плывёт.
Едем в Тарусу: выходные на берегу Оки, российский Биарриц и слишком много памятников
В XIX веке парижане догадались, что в летнюю жару можно покинуть шумную столицу и отправиться ближе к природе, в небольшие городки с красивыми пейзажами. Так Биарриц из тихого поселения на берегу Бискайского залива превратился в один из самых узнаваемых курортов мира. Эта мода докатилась и до Москвы, заставив обеспеченную интеллигенцию искать живописные уголки в Центральной России. Сегодня у нас редко есть возможность уехать из крупного города на четыре теплых месяца, но в выходные это точно можно себе позволить. Ленивый отдых, красоты широкой реки, много свежего воздуха и заодно объемное культурное наследие писателей и художников позапрошлого века. Где все это искать? В 150 километрах от Москвы, на берегах Оки, где стоит город Таруса.
Автор этой статьи — Андрей Клюев, географ, краевед, экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» и частный гид по России.
Что смотреть в Тарусе?
Городок писателей
Музей семьи Цветаевых
Главная часть культурного наследия Тарусы — это наследие литературное. В 1900-е годы на зимние и летние каникулы сюда приезжал Иван Владимирович Цветаев с семьей. Он сделал много полезного для отечественной культуры и образования. Вторую половину своей жизни потратил на реализацию грандиозного плана — создание учебного музея для студентов с копиями величайших шедевров европейского искусства. Музей существует до сих пор, мы его знаем как Музей изобразительного искусства имени Пушкина. Но слава отца несколько меркнет по сравнению со славой старшей дочери от второго брака, Марины Цветаевой. Будучи гимназисткой, она, конечно, тоже приезжала с семьей в Тарусу.
Жили Цветаевы в арендованных домах. Тот, где останавливались чаще всего, не сохранился. Но остался другой, «дом Тьо», принадлежавшей деду Марины по материнской линии. В 1992 году там открылся музей. Подлинных вещей сохранилось немного, но коллекция пополнялась дарами потомков и почитателей таланта. Если вам приходилось бывать в доме-музее Цветаевой в Москве, что рядом с Арбатом, то это будет удачное дополнение образа поэта. Там она молодой автор, переживающий бурную творческую молодость, выплескивающий впечатления своей юности, а здесь еще маленькая девочка среди умиротворения уездной провинции и бесконечных садов вокруг.
Музей семьи Цветаевых
Адрес: ул. Розы Люксембург, д. 30
Сайт: visit-tarusa.ru
Вход: 100 рублей
Совет. Рекомендуем записаться на сборную экскурсию, поскольку она удачно дополняет скромность экспозиции. И лучше не посещать музей одновременно с большой туристической группой, привезенной автобусом: придется либо ждать, либо тесниться в маленьких залах. А еще в музее нет туалета, имейте в виду.
Мемориальный дом-музей Паустовского
Второй писатель и второй дом. В нем жил Константин Паустовский, знакомый нам по живописным описаниям природы. Для тех, кто с Паустовским после школьной программы не встречался: он написал много разных, вполне серьезных книг. Когда у него появилась возможность купить дачу, средств хватило только на далекую от столицы Тарусу и всего на половину небольшого домика. Это уже в 1950-1960-е годы. Здесь у Паустовского регулярно собиралась компания коллег, младших друзей, почитателей таланта. Приезжал даже молодой Булат Окуджава.
Пожалуй, это лучший музей Тарусы, особенно летом. Дом утопает в зелени, цветах и клумбах. Места внутри немного, зато после посещения можно пройтись по просторному участку, который заканчивается забором над крутым склоном реки Тарусы. В дальнем конце беседка-библиотека. В 2019 году открылся небольшой деревянный павильон для временных выставок.
Но в целом это как была дача, так и осталась. Справа и слева за забором обычные дома местных жителей и загородные участки. Остается ощущение, что хозяин дома лишь ненадолго вышел.
Гид по Тарусе: идеальные выходные в маленьком городе на берегу Оки
До конца лета в тарусской Школе искусств проходит выставка работ учеников школы современного искусства — её организовал образовательный проект «Кружок». Редакция Strelka Mag съездила в Тарусу, побывала на выставке и составила гид для идеальных выходных.
Как добраться
На электричке : от Курского вокзала до Серпухова — от 1,5 до 2 часов. Билет на обычную электричку стоит 286 рублей, на экспресс — 385 рублей. Доехав до Серпухова, нужно сесть на автобус — он идёт 50 минут, билет стоит 150 рублей.
что надо знать о тарусе
Таруса — малый русский город, тихий и спокойный. Здесь живёт девять тысяч человек, почти до любой точки можно дойти пешком. Уже больше века в городе собираются художники, писатели и поэты. Здесь писал свои пейзажи Поленов, в начале XX века в Тарусе проводила лето семья Цветаевых, а в 1950-х годах город стал центром притяжения нонконформистов. На старом кладбище похоронены Паустовский и Борисов-Мусатов. В разное время здесь бывали поэты Николай Заболоцкий и Иосиф Бродский, режиссёр Андрей Тарковский и музыкант Булат Окуджава.
Главная особенность города — сложный и красивый ландшафт, за который Тарусу прозвали «русским Барбизоном». Город образуют два берега Оки — гористый и плоский. Таруса расположена в 117 километрах от Москвы. В советское время освобождённым из лагерей не разрешалось жить ближе 100 километров от столицы, поэтому в Тарусе поселилось множество художников и писателей — бывших заключённых.
В 1961 году в Калужском книжном издательстве вышел альманах «Тарусские страницы». Это первая советская книга, выпущенная не самиздатом и не прошедшая цензуру. Редакция альманаха собиралась в тарусском доме писателей.
Художники селятся в Тарусе и сейчас: в городе постоянно бывают семьи Ватагиных, Браговских, Бернштейнов, Утенковых. Здесь также живут современные художники, например Александр Петлюра.
Дом литераторов
Дом литераторов находится рядом с бывшим зданием тарусской «городской дачи», где с 1892 года проводила лето семья основателя Пушкинского музея Ивана Цветаева, отца поэтессы Марины Цветаевой. В этом же доме провёл последние месяцы жизни художник Виктор Борисов-Мусатов. В 1920-х годах здесь жила пианистка Вера Вульф, которая создала на «городской даче» музей Борисова-Мусатова. Здание не сохранилось: на его месте построили Дом отдыха им. Куйбышева. Сейчас здесь располагается санаторий «Серебряный век». В 1952 году поблизости возвели неоклассицистический клуб-столовую. Теперь в нём находится Дом литераторов. Его недавно реконструировал местный меценат Исмаил Ахметов.
Во внутреннем пространстве и на прилегающей территории расставлены арт-объекты. В Доме находится мастерская равеннского художника-мозаичиста Марко Бравура.
Он украсил своими панно боковые стены здания, а перед постройкой поставил скульптуру «Золотая река », созданную вместе с архитекторами Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым.
Попасть на территорию Дома литераторов можно только во время открытых мероприятий. Обновлённый Дом стал площадкой для концертов и выставок. Здесь проходит Рихтеровский музыкальный фестиваль, проект «Кружок» устроил здесь концерт Димы Устинова.
Адрес: улица Ефремова, 37а
Музей Цветаевых и долина грёз
Музей расположен в деревянном одноэтажном «Доме Тьо», который в 1899 году купил дед Марины Цветаевой Александр Мейн и куда она часто приходила в гости. Тьо — прозвище жены Александра Мейна, двадцать лет прожившей в доме после его смерти. Постройка не сохранилась, её восстановили в 1992 году. Экспозиция музея включает в себя предметы эпохи Цветаевой и мебель из московского дома поэтессы в Трёхпрудном переулке.
Адрес: улица Розы Люксембург, 30
Ещё одно место, ассоциирующееся с Цветаевой, — Почуевская долина. Согласно городской легенде, поэтесса называла это место Долиной грёз. В произведениях Цветаевой территория не упоминается. Долина грёз представляет собой длинный овраг на левом берегу Оки. По его дну протекает ручей Песчаный — местные жители называют его «Песочня».
В Долине грёз можно погулять по мостикам, перекинутым через овраг. Почуевская долина находится в нескольких километрах от центра города, поэтому добираться туда лучше на такси — оно в Тарусе стоит около 100 рублей.
По дороге в следующую точку, загляните на в магазин «Мой чай» на улице Розы Люксенбург, 6. «Мой чай», где можно найти травяные сборы, открылся в подвале отреставрированного здания конца 19 века. Над проектом реставрации и реконструкции работало архитектурное бюро «Рождественка».
Дом-музей Константина Паустовского
Константин Паустовский провёл последние годы жизни в Тарусе. «Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на её скромных берегах я теперь часто и подолгу живу», — писал он.
Дачный домик, в котором Паустовский жил с 1957 по 1968 год, открылся в качестве музея в 2012 году. Кураторы постарались воссоздать обстановку 50—60-х годов. Экспозиция состоит из вещей семьи: здесь можно увидеть фотографию Марлен Дитрих, которую актриса подарила Паустовскому, а также предметы, которые писатель привозил из поездок. Кроме того, в музее реконструирован кабинет писателя, выходящий окнами в сад с лилиями и гортензиями, — их высаживала семья Паустовского.
Адрес: Пролетарская улица, 2
Церковь Воскресения Христова
Белокаменный храм на Воскресенской горке возведён в 1628—1654 годах, а в 1898—1903 годах был перестроен в неорусском стиле. В советское время здесь располагалась балетная труппа, позднее склад зерна, пекарня и склад. К 1989 году церковь была разрушена на 70%.
Храм восстанавливали силами художников-дачников и архитекторов, живущих в Тарусе. Реставраторы сохранили декор XIX века. Внутри находятся росписи и иконы тарусских художников — Ирины Старженецкой, Евгения Утенкова, иконописцев Ирины и Марии Ватагиных.
Адрес: улица Ефремова, 13а
Собор Святых Петра и Павла
Классицистический собор построен в 1785 году. Благодаря появившимся в XIX веке пристройкам, здание имеет форму усечённого креста. В 1930-е годы здесь открыли Дом пионеров, а восстановление храма началось в 2001 году.
Адрес: площадь Ленина, 1
Проект «Окна в прошлое»
В 2021 году в Тарусе установили старинные деревянные рамы, через которые можно посмотреть на перспективу города. Объекты дополнены архивными фотографиями и текстами, рассказывающими историю местности.
Зайцевский парк
Адрес: улица Горького, 15
Мастерская Эдуарда Штейнберга
Эдуард Штейнберг, представитель «второй волны русского авангарда», провёл юность в Тарусе, а под конец жизни зимой жил в Париже, остальное же время проводил в родном городе. В 2016 году вдова художника Галина Маневич подарила его мастерскую ГМИИ им. А. С. Пушкина. Сейчас в мастерской можно посмотреть документальный фильм о жизни художника, произведения же музей вывез. Зимой здесь проходят лекции и различные мероприятия, летом мастерская Эдика Штейнберга работает как музей. Попасть туда можно по звонку. Добираться лучше на такси: дом находится на окраине Тарусы.
Адрес: улица Паустовского, 15
Школа искусств
Школу искусств тоже создал местный меценат Исмаил Ахметов. Он переделал больничное здание 1870 года в двухэтажную художественную школу с мозаичными полами и подарил её городу. Ученикам показывают, как делать мозаику, а смальту для неё поставляет собственное предприятие Ахметова.
23 мая в Школе искусств открылась выставка образовательного проекта «Кружок». Проект с 16 по 23 мая проводил в Тарусе школу современного искусства для подростков и показывал результаты творчества учеников. Выставка продлится до конца лета.
Адрес: Карла Либкнехта, 15
Старое кладбище
Детство поэтессы Марины Цветаевой прошло в Тарусе. В рассказе «Хлыстовки», написанном в эмиграции, Цветаева написала : «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника».
Понимая, что этого может не случиться, поэтесса просила поставить на том месте камень с тарусской каменоломни. В 1988 году на месте, где раньше было Старое кладбище, появился камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Неподалёку стоит памятник Белле Ахмадулиной, открытый в 2013 году. Скульптуру создал её муж, театральный художник Борис Мессерер. Он родился в Тарусе и приезжал сюда летом вместе с Ахмадуллиной. «Мы бродили, заходили во всякие шалманчики, выпивали по рюмочке, разговаривали о том, как всё заброшено и что, впрочем, есть ростки жизни сквозь равнодушие власти. Здесь мы жили очень счастливо», — рассказывал Мессерер. Старожилы говорят, что в прежние времена в Тарусе часто можно было увидеть Ахмадулину, гуляющую по городу в огромной шляпе. У поэтессы есть цикл стихов «Цветений очерёдность», которые она написала, наблюдая весну в Тарусе.
На бывшем кладбище также есть могилы художника Виктора Борисова-Мусатова и Константина Паустовского. Борисов-Мусатов провёл последние месяцы жизни в Тарусе. Здесь он создал одни из главных своих произведений — картины «Весенняя сказка», «Сон божества», «Летняя мелодия». Могила художника украшена скульптурой работы Александра Матвеева — друга Борисова-Мусатова, члена объединений «Мир искусства» и «Голубая роза».
Адрес: Улица Ефремова, 17а
Где поесть
Кафе «Где-то здесь »
Сюда приходят за вегетарианской едой. Кафе находится в старинном кирпичном здании. Ориентируйтесь на светящееся золотое яблоко рядом с входом.
Адрес: Октябрьская улица, 6
ArtE-Cafe
Это кафе открылось в Тарусе совсем недавно. Его легко узнать по длинному деревянному помосту, который ведёт к кафе. Внутри — современный интерьер, вкусная пицца и несколько видов мороженого.
Адрес: улица Розы Люксембург, 3
Столовая «Ока »
Столовая «Ока» — заведение с аутентичными советскими интерьерами. Предлагает простую недорогую еду — котлеты с пюре, сладкие корзинки с кремом. Со второго этажа открывается красивый вид на Оку.
Адрес: улица Володарского, 2
«Фаршин»
Вагончик на колёсах открыл выпускник ВШЭ Дима Паршин, живущий в Тарусе. Предлагают неплохие хот-доги и бургеры. Вагончик стоит рядом с центральной площадью города, неподалёку от магазина «Берёзка», в историческом здании торговых рядов. В «Берёзке» можно купить советский фарфор за 700 рублей и советскую виниловую пластинку с мелодиями на электропианино за 350, а ещё открытки из 80-х.
Кафе «Парус»
Кафе с видом на реку и верандой, вдохновленной конструкцией корабля — с импровизированным носом и штурвалом на летней веранде.
Основателю бронзового века русской литературы Николаю Заболоцкому открыли памятник в Тарусе.
Это первый памятник великому поэту, открывшему начало одного из трех самых продуктивных и великолепных периодов русской литературы. Идея принадлежит семье писателя Александра Щипкова.
Бронзовый бюст работы скульптора Николая Казачка на двухметровом основании установлен на пересечении улиц Карла Либкнехта и Луначарского у киноконцертного зала «Мир», неподалеку от дома, где поэт жил два лета 1957 и 1958 годов. Это были последние годы жизни Заболоцкого, он умер осенью 1958 года.
Дом в Тарусе, где жил Николай Заболоцкий в 1957-58 годах
Памятник открыли сам его инициатор — почетный гражданин Тарусы писатель Александр Щипков, врио губернатора Анатолий Артамонов и глава администрации Тарусского района Евгений Мальцев, главный редактор «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков. Присутствовал и автор памятника Николай Казачок.
Поэт написал за короткий тарусский период более 30 стихотворений. Одно из них, «Городок», полное легкой иронии, легло даже в основу популярного шлягера о девочке Марусе, которой здесь безумно скучно: «Худо жить Марусе в городе Тарусе, опротивели Марусе петухи да гуси».
Заболоцкий в Тарусе. Фото с сайта tarusa.ru
Впрочем, местные деятели культуры строки из этого стихотворения сделали чуть ли не брендом города: они основали ежегодный фестиваль «Петухи и гуси в городе Тарусе». Теперь, говорят в региональном минкульттуризма, этот фестиваль будет поддерживаться как одно из событийных мероприятий в рамках областной программы развития туризма.
Кстати, этот момент тоже отразили на церемонии, устроив показ модной одежды из льна как раз в память о том стихотворении.
Памятник Заболоцкому открыт в рамках Года литературы в России. На празднике ожидался председатель госдумы Сергей Нарышкин, возглавляющий оргкомитет Года литературы. Но он прислал приветствие участникам церемонии.
Прогулка по Тарусе №1
Около дома писателя благоухал удивительный сад, который до сих пор поражает обилием и разнообразием цветов. В глубине сада разместилась беседка – место, где часто работал Паустовский.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов дом писателя являлся центром литературно-художественной жизни Тарусы. В нем родился замысел создания альманаха «Тарусские страницы». Этот сборник выпустило в 1961 году Калужское книжное издательство. В него вошли произведения К. Паустовского, М. Цветаевой (в том числе очерк «Хлыстовки», или «Кирилловны»), В. Корнилова, Ю. Казакова, Б. Окуджавы, Н. Заболоцкого. Одним из инициаторов и составителей «Тарусских страниц» был К. Г. Паустовский. Альманах встретил неприятие властей. Часть тиража подверглась уничтожению, зато увидевшие свет книги обрели огромную популярность.
Следует отметить, что К. Г. Паустовский в Тарусе занимался не только творческой деятельностью, но и участвовал в ее благоустройстве и улучшении условий жизни тарусян. Так, благодаря выступлениям писателя в печатных средствах массовой информации и его непосредственной помощи в городе построен водопровод, асфальтированы дороги, налажено постоянное электроснабжение.
Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию К. Г. Паустовского, его похоронили на городском кладбище в Тарусе. Причем, место, где находится скромная могила писателя, было выбрано им самим…
Паустовского Таруса хоронила,
на руках несла, не уронила,
криком не кричала, не металась,
лишь слеза катилась за слезою.
Все ушли, она одна осталась
и тогда ударила грозою.
Эти строки принадлежат поэтессе М. Алигер.
А теперь давайте отправимся к местам захоронений К. Г. Паустовского, Т. А. Паустовской, А. К. Паустовского и А. С. Эфрон.
Для этого необходимо вернуться на улицу Р. Люксембург и пройти по ней до конца вперед. Улица Р. Люксембург ведет прямо на кладбище. Перед кладбищем оборудована площадка для автомашин. Если с этой площадки вы повернете направо и спуститесь по тропе вниз, то окажетесь около заслуживающей внимания реки Тарусы. Это небольшая речушка с перекатами. В ней любил рыбачить и купаться К. Г. Паустовский. Повернув налево и пройдя немного вперед, вы увидите тропинку в гору, ведущую на городское кладбище. Взобравшись по ней на гору, сразу поворачивайте направо и идите вдоль могил в направлении обрыва. Вскоресправа вашему взору откроются места захоронений Татьяны Алексеевны Паустовской (третьей жены Константина Георгиевича Паустовского) и Алексея Константиновича Паустовского (младшего сына Константина Георгиевича и Татьяны Алексеевны Паустовских).
Татьяна Алексеевна Паустовская – актриса, бывшая жена драматурга Алексея Николаевича Арбузова. К. Г. Паустовский вступил в брак с Татьяной Алексеевной Евтеевой в конце 1940-х годов и прожил с ней до конца своих дней.
Алексей Константинович Паустовский умер молодым, был художником, творил в 1970-х годах. Основная тема его полотен – одиночество и беззащитность. Художник часто говорил о смерти как об освобождении от всего, что мучает.
Но пройдем по кладбищу дальше. Следующая могила – могила старшей дочери М. И. Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон (1912–1975). Над ней воздвигнут заметный издалека огромный серо-голубой памятник в форме камня работы скульптора П. И. Бондаренко (еще одна работа этого скульптора в Тарусе – памятник В. И. Ленину на главной площади города).
А. С. Эфрон много лет провела в тюрьмах, исправительно-трудовых лагерях и ссылке (арестована в 1939 году, реабилитирована в 1955 году). Она была переводчицей, художницей. Ариадна Сергеевна активно занималась литературным наследием матери, писала воспоминания и оригинальные стихи.
Жизнь А. С. Эфрон подробно освещена в книге Л. И. Анискович «Ариадна и Мур. Путь в никуда».
Рядом с Ариадной Сергеевной покоится ее преданная подруга А. А. Шкодина (Федерольф).
И наконец посетим место захоронения Константина Георгиевича Паустовского. Он лежит чуть дальше, на краю обрыва, в березах. Могила писателя находится отдельно от других захоронений. Над ней установлен большой деревянный крест с треугольным наконечником.
От могилы Паустовского в город выведет вымощенная дорожка (при этом памятник писателю, расположенный в стороне от непосредственного захоронения, должен остаться справа).
Итак, мы снова вышли на улицу Р. Люксембург, чтобы добраться по ней до улицы К. Либкнехта. На этой улице стоят дома, связанные с художником Н. П. Крымовым и поэтом Н. А. Заболоцким.
Улица К. Либкнехта – пятая улица, пересекающая улицу Р. Люксембург. Ориентир – гостиница «Таруса». Достигнув светофора перед гостиницей, переходим через дорогу и поворачиваем направо.
Далее необходимо двигаться по улице К. Либкнехта до третьего поворота налево – улицы Свердлова. Последний дом слева перед поворотом на улицу Свердлова (коричневого цвета) имеет адрес: улица К. Либкнехта, дом 27. Следующему дому – первому слева по ходу движения вперед (белого цвета) – присвоен адрес улица К. Либкнехта, дом 29. Оба эти дома хранят память о Н. П. Крымове.
Художник Николай Петрович Крымов (1884–1958) стал каждое лето приезжать в Тарусу с 1928 года. Сначала он поселился у скульптора и художника-анималиста В. А. Ватагина. В 1930-х годах художник снимал дачу на улице Каляева (неподалеку от храма Воскресения Христова) и в других местах. Потом Крымов обосновался в доме 27 по улице К. Либкнехта, а позднее – в доме 29 по этой же улице. Именно здесь художник провел самый длительный период времени – 18 лет.
Н. П. Крымов – выдающийся мастер пейзажной живописи, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Большинство своих картин он создал на основе тарусских пейзажей. Вот только некоторые из них: «Таруса», «Летний день в Тарусе», «Утро», «Когда цветут липы», «Тихий вечер», «Домик в Тарусе».
Пройдя немного вперед по улице К. Либкнехта, можно взглянуть на дом, в котором жил поэт Н. А. Заболоцкий. Он находится справа и имеет мемориальную доску. Адрес строения: улица К. Либкнехта, дом 36.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958) – замечательный русский поэт ХХ века. Он приехал в Тарусу незадолго до смерти, в 1957 году. В доме 36 по улице К. Либкнехта поэт провел два последних лета своей жизни. Н. А. Заболоцкому очень хорошо работалось в Тарусе. Здесь им были написаны лучшие стихи: «Вечер на Оке», «Одинокий дуб», «Летний вечер», «Сентябрь», «Городок», «Стирка белья», «Детство», «Не позволяй душе лениться». В Тарусе завершена и поэма Заболоцкого «Рубрук в Монголии».
Если, миновав дом поэта, свернуть с улицы К. Либкнехта направо, мы окажемся на улице К. Маркса. Тропинка, переходящая в бетонированную дорогу, приведет на улицу Пролетарскую. Увидев впереди широкую тропу, проложенную перпендикулярно нашей дороге, повернем налево. Следуя прямо, мы приблизимся к дому скульптора и художника-анималиста В. А. Ватагина. Адрес: улица Пролетарская, дом 35.
Строение разместилось слева в глубине усадьбы. К сожалению, летом оно плохо видно из-за листьев высоких деревьев и забора.
Василий Алексеевич Ватагин облюбовал Тарусу в 1902 году. Местечко очаровало его красочностью природы. В 1914 году Василий Алексеевич построил на окраине города деревянный дом-мастерскую. Первоначально дом имел три этажа. В 1920-х годах третий этаж был разобран и возведена пристройка. Позднее в кровле устроена мансарда. В этом доме скульптор и художник В. А. Ватагин прожил в труде до конца своих дней. Умер он 31 мая 1969 года и похоронен на тарусском городском кладбище.
В Тарусе мастер создал многие произведения. Некоторые из работ В. А. Ватагина представлены в Тарусской картинной галерее. Они вошли в состав постоянной экспозиции музея и занимают отдельный зал.
Профессию художника избрали обе дочери и внук Василия Алексеевича.
Дочь Ватагина Ирина Васильевна принимала участие в росписи иконостасов в ходе реставрации храма Воскресения Христова (скончалась в 2007 году). Картины его внука Николая Ватагина можно увидеть в Тарусской картинной галерее во время проведения ежегодных летних выставок «Москва – Таруса».
Художницей была и теща В. А. Ватагина – Антонина Леонардовна Ржевская. На одной из ее картин под названием «Дом в Тарусе» изображен дом зятя. Эта картина относится к основному собранию Тарусской картинной галереи. Антонина Леонардовна каждое лето приезжала к Ватагиным в Тарусу. Здесь она умерла и погребена на городском кладбище.
Сейчас в доме Ватагина живут его родственники.
Следующий объект осмотра – дом Добротворских (Елены Александровны – двоюродной тети М. И. Цветаевой по отцовской линии и ее мужа – Ивана Зиновьевича).
Идем к нему таким путем. От усадьбы Ватагина необходимо пройти по улице Пролетарской немного вперед. Первый пересекающий ее переулок – переулок Победы. Достигнув его, поворачиваем налево и движемся по этому переулку до основной улицы Тарусы – улицы Ленина. Переходим на ее противоположную сторону и делаем поворот налево. Идем по улице Ленина к центру города. Вскоре справа окажется дом Добротворских. Адрес: улица Ленина, дом 29.
Он деревянный, серого цвета, с резными ставнями и мезонином. Этому дому уже более ста лет. Он порядком обветшал. В настоящее время дом заселен десятью семьями тарусян.
Супруги Елена Александровна и Иван Зиновьевич Добротворские купили домовладение в конце ХIХ века.
Иван Зиновьевич сначала был земским врачом в Тарусе, а затем стал главным врачом тарусской больницы. Он пользовался большим уважением в городе и его окрестностях.
В доме Добротворских любили гостить Марина и Анастасия Цветаевы. Они считали его своим родным. Здесь сестры Цветаевы провели столько незабываемых счастливых часов!
У Добротворских было трое детей. Их дочь Людмила окончила медицинский факультет Высших женских курсов В. И. Герье в Москве и работала врачом. Окружающие отзывались о Людмиле Ивановне Добротворской как о прекрасном специалисте, чутком, отзывчивом и высокообразованном человеке, разбирающемся в музыке, живописи, поэзии.
Заканчивается наше первое путешествие по Тарусе. Двигаясь вперед по улице Ленина, мы окажемся на главной площади города.