закон расположения в рисунке

Основы рисования карандашом. Девять фундаментальных законов рисования

закон расположения в рисунке. lazy. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-lazy. картинка закон расположения в рисунке. картинка lazy.

Приветствую всех новичков рисования! Если вы попали на блог «Научиться рисовать за 30 дней!», значит хотя бы немного верите, что сможете научиться рисовать. И это действительно так! Даже если вы рисовали совсем чуть-чуть, вообще не рисовали или сомневаетесь в своих способностях, найдите несколько карандашей и 20 минут в день — и за месяц вы научитесь создавать поразительные изображения.

Для того, чтобы добиться успеха, вы будете учиться постепенно, шаг за шагом. Мы сфокусируемся на Девяти основополагающих законах рисования: начнем с простейших фигур, штриховки и композиции и закончим более сложными — законами перспективы, копированием фотоизображений и рисованием с натуры.

Для начала немного теории… Да, это всего лишь скучные правила на первый взгляд, но без них вы не продвинетесь дальше! Я не призываю вас их вызубрить, вы все запомните и поймете в практических уроках. А пока достаточно будет лишь коротко пробежаться по основам.

Если вы действительно хотите научиться рисовать реалистичные эскизы, при создании композиции, вам следует руководствоваться этими Девятью фундаментальными законами рисования:

1. Закон перспективы: объекты, расположенные близко кажутся больше, а те, что дальше, соответственно, — меньше.

2. Закон расположения: объекты, расположенные ниже на листе, кажутся визуально ближе.

3. Закон размера: чем больше объект, тем он смотрится ближе на рисунке.

закон расположения в рисунке. lazy. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-lazy. картинка закон расположения в рисунке. картинка lazy.

Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.

4. Закон перекрытия: объект, находящийся впереди другого, кажется визуально ближе.

5. Закон полутени: часть объекта, находящаяся на противоположной стороне от источника света должна быть темнее для создания объема.

6. Закон тени: чтобы создать объемное изображение, необходимо нарисовать отбрасывающую тень от объекта на противоположной стороне от источника света.

7. Закон контуров: прорисовывайте границы округлых предметов, чтобы придать им объемность и глубину.

8. Закон горизонта: необходимо обозначить горизонт, чтобы создать иллюзию того, что объекты на картинке находятся на различном расстоянии от наблюдателя.

9. Закон плотности: для создания иллюзии расстояния, дальние объекты прорисовываются менее детально, и делайте их более светлыми.закон расположения в рисунке. %D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8C %D1%84%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8C %D1%84%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F. картинка закон расположения в рисунке. картинка %D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8C %D1%84%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

Невозможно нарисовать трехмерное изображение без применения одного или нескольких из этих фундаментальных законов. Эти девять инструментов – основа для успешного рисования трехмерных изображений. Они неизменны и применяются всегда. С каждым уроком вы все лучше будете понимать каждый закон, и применять его на практике. В дополнении к девяти базовым законам рисования, есть три принципа, которые нужно держать в уме: оптимизм, детали и практика.

1. Оптимизм: вы обязаны сказать себе: «Я могу сделать это!», позитивное отношение – это важная часть приобретения любого навыка.

2. Детали: добавьте ваши собственные идеи и дополнительные детали рисунку, чтобы сделать его по настоящему уникальным.

3. Постоянная практика: ежедневное применение каких-либо новых навыков абсолютно необходимо для успешного овладения мастерством. Практикуйтесь регулярно!

Без этих принципов вы не сможете научиться рисовать. Каждый из них важен для вашего творческого развития.

В последующих уроках, мы сконцентрируемся на том, как применять эти девять законов на четырех базовых фигурах: сферы, куба, цилиндра и конуса.

Чтобы не пропустить новые уроки, делиться своими работами и получать советы вступайте в сообщество вконтакте!

В следующем уроке я расскажу вам С чего начать?

Источник

Построение композиции в рисунке

В любом деле есть свои принципы и законы, которым нужно следовать, чтобы достичь высоких результатов. Не исключение и изобразительное искусство. Без знания законов построения, перспективы и пр. вы не сможете сделать профессиональную качественную работу.

Всему этому нужно учиться и не забывать про постоянную отработку навыков рисования. Правильно рисовать вас научат в школе-студии «Мастер рисунка». Но уже сейчас вы сможете узнать об одном из важных принципов изобразительного искусства – композиции.

Что такое композиция, и какая она бывает

Когда мы фотографируем, то выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получился хороший кадр. То есть, ищем ту точку, из которой лучше всего будут видны объекты, которые мы хотим увидеть на фотографии.

То же самое и в рисунке. Здесь не менее важно найти тот удачный ракурс, который наилучшим образом передаст идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять объекты на листе и менять их размеры. А для этого нужно сперва овладеть базовыми принципами, по которым строится композиция.

Итак, сперва немного теории про саму композицию. Для начала нужно понять, что же такое композиция и почему она так важна.
Композиция – расположение изображаемых объектов на холсте. То есть, распределение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, то визуально они будут гармонировать между собой.

закон расположения в рисунке. Untitled 1. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-Untitled 1. картинка закон расположения в рисунке. картинка Untitled 1.

Композицию можно поделить на 2 вида: статичный и динамичный. Первый вид передает ощущение равновесия и спокойствия, то есть статичности, а второй наоборот – движения и эмоциональности.

Как же добиться статичности изображения? Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть расположены предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.

Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если вы изобразите его стоящим на столе (стакан – вертикальная прямая, а стол – линия, параллельная горизонту), то такую композицию можно назвать статичной, т.к. стакан просто стоит на столе. А если вы изобразите наклоненный стакан (то есть угол вертикальной оси сместится), то создастся ощущение, что стакан падает (динамичная композиция).

Понятие композиционного центра

Композиционный центр – это то, на чем должен зритель сфокусировать свое внимание. По задумке художника именно этот объект должен в первую очередь привлечь к себе взгляд. Этот центр нужно уметь не только определять, но грамотно сделать на нем акцент, не нарушив общую композицию. Конечно, есть варианты, когда центр отсутствует, но это уже специфические работы и скорее исключение.

Как выделить центр

1. Контрастный центр. Он создается при помощи разницы между светлыми и темными объектами. Композиционный центр противопоставлен по цвету остальному рисунку. Он должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные предметы визуально кажутся меньше, чем светлые. Поэтому, используя этот метод важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Оси. Можно использовать направляющие линии. Они будут вести к центру композиции. Предметы надо расположить так, будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Можно использовать и просто направленные линии, если того требует задумка художника.

3. Размерность. Самый простой способ показать центр – сделать это через размер изображения. Соответственно, если объект больше остальных, то на него в первую очередь и упадет взгляд зрителя. Можно сделать и наоборот: центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные предметы на листе, что поможет достичь того же эффекта.

4. Многоплановость. Но на картинке может быть изображено множество различных предметов. Тогда нам поможет многоплановость. С ее помощью можно передать глубину пространства. Композиционный центр мы выводим на передний план, а все остальные предметы – на задний. Можно сделать и наоборот, переместив центр на задний план. Принцип тот же – только один предмет на заднем плане, остальные на переднем. Усилить разницу поможет размывка изображения. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только нужный объект.

В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при построении не забудьте учесть пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и именно от него будет зависеть размер предметов на картине в целом.

Основные принципы композиции

Мы уже познакомились с некоторыми хитростями, которые можно использовать для создания статики или движения и привлечения внимания к определенному объекту. Теперь пришло время рассказать об основах создания непосредственно композиции, которые должен знать каждый художник, приступая к работе.

Целостность

Картина – это законченное целостное произведение. При взгляде на нее должно создаваться ощущение завершенности. Все предметы должны быть объединены одним общим смыслом и находиться в одной среде. Это и делает композицию гармоничной.

«Золотое сечение»

Его еще называют «золотой пропорцией». Это понятие, которое является эталоном структурной гармонии. В количественном виде это выглядит так. Если мы берем всю длину линии за 100% и делим ее на две части, то соотношение отрезков должно быть 61,8% к 38,2%.

закон расположения в рисунке. Golden ratio landscape. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-Golden ratio landscape. картинка закон расположения в рисунке. картинка Golden ratio landscape.
1. Спиралевидное сечение. Оно еще называется спиралью Архимеда. Нужно представить себе спираль на бумаге и расположить на ней объекты.

2. Диагональное сечение. Оно применимо, когда изображаются предметы разные по смыслу. Для этого мы проводим диагональ, делящую лист на два треугольника. Из одной из углов листа проводим перпендикулярный отрезок к уже имеющейся диагонали. В итоге на листе у нас получилось три разных треугольника. Все значимые объекты мы располагаем внутри них. Для создания гармоничной композиции нужно масштаб предметов соотнести с пропорциями треугольников: большой объект — в большом треугольнике, маленький — в наименьшем и т.д.

закон расположения в рисунке. B73XRDCIUAI fLw. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-B73XRDCIUAI fLw. картинка закон расположения в рисунке. картинка B73XRDCIUAI fLw.

Правило третей

Упрощенная версия сложного «золотого сечения» — правило третей. Для этого нужно поделить лист на 9 равных частей перпендикулярными линиями. Самый простой вариант, чтобы создать гармоничную композицию – расположить значимый объект в центральном прямоугольнике. Если вы изображаете несколько объектов, то лучше это сделать на пересечении линий нашей прямоугольной сетки. Если нужно выделить какие-либо объекты, их лучше располагать непосредственно на линиях. Если вы рисуете пейзаж с четкой линией горизонта, то соотношения неба и земли будет 2 к 1.

закон расположения в рисунке. girasolesvillasila. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-girasolesvillasila. картинка закон расположения в рисунке. картинка girasolesvillasila.

Закон соотношения краев рисунка к его плоскости

Чтобы создать ощущение пространства, мы можем использовать различные приемы. Например, если изобразить предмет ближе к нижнему краю листа, то он будет восприниматься как объект, расположенный к нам ближе.
Если предмет находится далеко от края, особенно это касается центрального расположения, то кажется, будто он находится вдалеке.

Восприятие зрителем

Теперь поговорим о восприятии зрителя при взгляде на ту или иную картину. Ведь для художника самое важное – это передать свою идею при помощи живописи.

Обычно человеческий взгляд направлен слева на право. Поэтому композиционный центр лучше расположить с левой стороны. Если рисунок с динамичной композицией, то из левого края движение лучше направить вправо. Динамичные работы привлекают больше внимания, чем статичные.

При создании работы важно учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя. Нужные ощущения также можно создать при помощи линий. Так, горизонтальные линии создают чувство неподвижности. Вертикаль – устремление ввысь, к чему-то важному. Диагонали и наклонные линии – ощущение удаления, пути, уходящего вдаль. Обрывающиеся и пересекающиеся линии демонстрируют бурные эмоции, неприятные чувства или даже агрессию, это видно на картинках, где изображены баталии.

Плавные линии, изгибы символизируют покой, что явно ощущается в пейзажах.

Составляем композицию предметов на листе в натюрморте

Итак, мы разобрались с теорией. Теперь посмотрим классическую композицию, такую как натюрморт, и покажем какие из приемов мы можем использовать при создании работы.

Изначально важно продумать, что мы будем изображать и из чего будет состоять наша работа. Даже если это просто учебная постановка, предметы не должны быть расположены хаотично, а должны быть подчинены единой идее и тематике.
Составляя композицию предметов, учитываются три момента:

1. Формат (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
2. Симметрия или асимметрия
3. Композиция (схема): треугольник, диагональ или круг.
А теперь посмотрим все по порядку. Начнем с формата.
Горизонтальный наиболее распространен. Он позволяет расставить большее количество предметов на столе. Для создания глубины нередко добавляют ниспадающую драпировку.

При вертикальном расположении предметов создается ощущение роста. В таком формате хорошо смотрятся цветы, высокие вытянутые вазы. Квадратный формат помогает сконцентрировать внимание зрителя на центре и создает ощущение стабильности.
Округлый формат не особо распространен, т.к. не очень удобно располагать предметы.

закон расположения в рисунке. 12. закон расположения в рисунке фото. закон расположения в рисунке-12. картинка закон расположения в рисунке. картинка 12.

Теперь посмотрим схемы, по которым лучше расставлять предметы.
Треугольник. При такой схеме в центре будет находиться самый высокий предмет, а в основании треугольника – более мелкие.
Круг. Такое расположение хорошо, когда вы используете формат «квадрат». При такой схеме нет главного предмета, который бы выделялся на фоне остальных.
Диагональ. В натюрморте такие наклонные линии будут создавать ощущение дисбаланса. Так же при помощи такой схемы можно создать акцент на пустой части листа, например, расположив там окно.

Правильное и неправильное расположение предметов

Предметы могут быть расположены симметрично, что создаст ощущение стабильности. Также статичности натюрморта можно добиться, если скомпоновать предметы близко друг к другу. Асимметричная композиция покажет динамику. Но тут важно сохранить композицию в целом, точнее равновесие в ней. А свободное расположение создает ощущение света и свободы.
Создавая композицию, можно пользоваться правилами «золотого сечения» и третей.

Предметы тоже надо подбирать особым образом. Лучше использовать три размера: большой, средний и малый. Не выстраивайте объекты в одну линию и следите, чтобы оси и контуры разных предметов не сливались. Для создания глубины лучше перегораживать один предмет другим.

Как видите, законов много, и их нужно не только знать, но и применять. Чтобы научиться создавать целостные гармоничные работы, записывайтесь на курсы в нашу школу, и опытный преподаватель научит вас создавать законченные картины, которые смогут в полной мере передать заложенную вами в них идею.

Источник

Законы живописи. Лекция

З А К О Н Ы Ж И В О П И С И

Эта лекция написана методом реферирования многих источников и имеет своей задачей лаконичное, сжатое и конкретизированное изложение законов живописи, которые приведены в различных учебниках по этой теме. При её написании ставилась цель избежать того пространного эмоционального многословия, характерного для многих теоретических трудов по живописи, а также формулирование законов в сжатом виде с приведением их в систему.

А. З а к о н ы п о с т р о е н и я п е р с п е к т и в ы
Перспектива – «хорошо видеть, видеть насквозь» (лат.)

1. Геометрическая (линейная) перспектива.

1.1 Все параллельные линии натуры сходятся в определённой точке на изображении (точке схода). Эта точка лежит на горизонте изображения, если изображаемые линии в натуре лежат в горизонтальной плоскости.
1.2 Все предметы при удалении уменьшаются, а при приближении увеличиваются в пропорциональном соответствии со схождением параллельных линий.
1.3 Чертёжные проекции. В живописи имеют ограниченное применение.

2. Цветовая перспектива.

2.1 При удалении объекта его цвета нейтрализуются (приближаются к серому, уменьшается цветовой контраст). Точки этого цвета располагаются ближе к центру на круговой цветовой диаграмме.
2.2 При приближении объекта его цвета становятся насыщеннее, контрастнее. Точки этих цветов располагаются ближе к окружности на круговой цветовой диаграмме.

2.3 При солнечном освещении предметы 1-го плана изображаются тёплыми по цвету, а предметы 2-го и 3- го планов – холодными. Также холодными изображаются падающие и собственные тени предметов. Напротив, при рассеянном освещении (в пасмурную погоду) света изображаются холодными, а тени – тёплыми.

3. Воздушная перспектива.

3.1 Удалённые предметы имеют более размытый контур. Размытость контуров удалённых предметов усиливается в условиях тумана, дыма или пыли.
3.2 Удалённые объекты по цвету приближаются к белому, светло-голубому. Цвет «скрадывается» толщиной воздушного слоя. В основной цвет объекта добавляется цвет слоя воздуха (от синего до голубого).
3.3 При удалении предметы теряют свою объёмность, кажутся более плоскими, менее детализируются. Их светотень менее контрастна. Ближние предметы изображаются контрастно и детально, подробно.

Б. Ц в е т о в ы е с о ч е т а н и я

1. Цветовая диаграмма. Закономерности реального зрительного восприятия сочетаний спектральных цветов в натуре и на изображении легче всего понять, используя графические схемы (диаграммы). Они дают возможность разобраться в зависимостях зрительного восприятия цветов от различных соотношений длин волн и яркостей светового излучения. Наиболее употребимым типом диаграммы следует считать «Цветовой круг». Все объяснения далее даются на его примере (смотри иллюстрацию).
Диаграмма «Цветовой треугольник» может быть приведена в качестве дополнения (здесь отсутствует). Такая цветовая система нашла более широкое применение в цветном телевидении. В отличие от круговой диаграммы в ней отсутствует голубой цвет.
Дополнительные цвета на диаграммах расположены напротив основных.

1.1 Известно из физического опыта по преломлению света в прозрачной призме, что белый свет разлагается на спектральные составляющие. При этом красные лучи отклоняются меньше, а фиолетовые больше всего. Каждая точка окружности цветовой диаграммы представляет собой реальный спектральный (хроматический) цвет от красного до фиолетового в соответствии с их расположением в радуге (Считалка «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны»). Пурпур здесь является условным цветом (математически суммарно-разностным). В спектре радуги его нет, но в жизни он формируется смешением соответствующих цветов.
1.2 Насыщенность цвета.
1.2.1 Каждая точка окружности на диаграмме символизирует собой максимальную насыщенность спектрального цвета.
1.2.2 Центр круга, точка «О» соответствует нулевой насыщенности цвета, то есть белому (серому) цвету.
1.2.3 Любая точка, лежащая внутри круга являет собой цвет с насыщенностью, пропорциональной её удалению от центра круга.
1.3 Цвет точки, лежащей внутри круга соответствует либо цвету её радиуса, либо смеси цветов, лежащих на концах её хорды. При этом точка смешения цветов, лежащая на этой хорде делит её на отрезки. Длина этих отрезков пропорциональна доле каждого из смешиваемых цветов.
1.4 Любой реальный цвет в природе либо на картине характеризуется тремя составляющими параметрами:
— цветовой тон (по закону цветового круга),
— яркость (светлота), изменения цвета по светлоте в цветовом круге не учитываются (для этого необходимо применение объемной диаграммы типа «Цветового тела»),
— насыщенность цвета (доля цветовой окраски относительно содержания белого либо чёрного цвета).
1.5 Дополнительными цветами называются диаметрально противоположные по круговой диаграмме цвета, дающие в сумме ахроматический цвет.
1.6 Ахроматическими цветами называются цвета с нулевой насыщенностью (белый, серый, чёрный).

2. Цветовой контраст.
Изменение зрительного восприятия цвета под влиянием соседнего цвета. Цветовой контраст есть закономерность работы глаза, «требующего целостности и завершающего в себе цветовой круг».

2.1 Любое цветовое пятно на изображении воспринимается в его связи с цветом и величиной соседних пятен, окружающего поля.
2.2 Цвет соседнего пятна, окружающего поля смещает цвет рассматриваемого пятна в сторону, диаметрально противоположную от него (соседнего) по цветовой диаграмме. То есть, на жёлтом фоне другие цвета будут выглядеть фиолетовее, а на красном фоне – голубее (зеленее).
2.3 Интенсивность этого воспринимаемого смещения пропорциональна величине пятна-фона.
2.4 Контраст может быть хроматическим (цветовым) или ахроматическим (яркостным, светлотным). На тёмном фоне светлое – светлее.
2.5 Контраст может быть последовательным и одновременным.

3. Локальный (предметный) цвет – существующий только теоретически «собственный» цвет предмета. В природе не существует в чистом виде никогда, так как предметный цвет в реальном наблюдении всегда зависит от цвета и силы освещения, от условий наблюдения предмета (расстояния, соседства с другими предметами), что составляет собою понятие обусловленного цвета.

4. Передача общего тонового и цветового состояния освещенности изображаемого объекта натуры достигается смещением гаммы предметных цветов натуры по светлоте, цвету и насыщенности с учётом желаемого эффекта. Так изображаются сумерки, восход, закат, серый или солнечный день, искусственное или естественное освещение, прямое или рассеянное освещение.

5. Валёр – это подцвет внутри цветового пятна на картине; обогащение и уточнение цветового пятна при его детализации; подчинённый цветовой оттенок на главном цветовом пятне.

6. Смешение цветов может быть:
— полное или неполное,
— оптическое (одновременное или последовательное наложение лучей в природе), а также пространственное (лессировка или сочетание мелких цветовых пятен) или механическое (физическая смесь красок) на изображении.

В. К о м п о з и ц и я

1.1 Композиция создаётся такими изобразительными средствами: рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива.
1.2 Составные элементы (этапы) композиционного построения:
— выбор темы, разработка сюжета, подбор и расстановка объектов,
— определение формата и размера картины, формы и цвета рамы,
— учёт масс предметов и их силуэтов, выявление композиционного центра и подчинённых ему второстепенных частей изображения, определение ритма размещения предметов и контрастных пятен,
— определение закона перспективы и точки зрения на изображаемое, размещение линии горизонта на картине,
— определение колорита картины, гаммы цветов; определение типа, цвета и направления общей освещенности, контрастности светотени,
— определение характеристик действующих лиц, их поз, жестов, направления взглядов.

1.3 Центр в композиции.
1.3.1 Смысловой центр – главный объект по смыслу изображения.
1.3.2 Геометрический центр – точка пересечения диагоналей плоскости картины.
1.3.3 Визуальный центр – точка, расположенная чуть выше геометрического центра (исходя из условий восприятия).
1.3.4 Тональный центр – самое светлое или самое тёмное пятно картины.
1.3.5 Цветовой центр – самое насыщенное по цвету пятно.

1.4.2 Одним из главных законов композиции является равновесие её элементов в пространстве, на плоскости, и по отношению друг к другу. Необходимо избегать неоправданной скученности предметов в углах картины, асимметрии, излишней укрупнённости или измельчания предметов. Симметрия – равновесие, похожесть правой и левой частей картины. Необходимо, по возможности, избегать точной вертикальной осевой симметрии в расположении объектов на картине, а также совпадения вертикальных осей разных предметов. Полная идентичность правой и левой частей картины делают её скучной.

1.4.3 Ритм – повторяемость одного или нескольких элементов изображения через определённые интервалы. Характеризует изображаемое движение.
1.4.4 Закон архитектоники (соподчинённости) в композиции – соразмерность расположения главных и второстепенных частей изображения. Главное изображается более контрастным по размеру, тону, цвету, фактуре мазка, деталировке относительно второстепенного.

1.4.5 Закон разнообразия однородных предметов – все предметы (даже полностью идентичные в натуре) должны изображаться с максимальным разнообразием (хотя бы по тону или цвету). Это относится к стволам деревьев, листьям, веткам, столбам и т.д.

1.5 Принижение линии горизонта на изображении приводит к эффекту превышения угла зрения на натуре, а «высокий горизонт» даёт эффект низкого направления взгляда зрителя.

1.6 Размер картины напрямую влияет на её необходимую детализацию, пропись элементов. При уменьшении формата становится необходимой более мелкая пропись деталей.

1.7 Композиционные способы передачи движения и времени.
1.7.1 Создание ряда (серии) композиций, показывающих разновременные события.
1.7.2 Показ разновременных моментов в разных частях одной картины (композиции).

1.7.3 Показ времени (четвёртой координаты) в одной композиции посредством изображения физического движения.
1.7.4 Соединение разновременных моментов в одном изображении, предполагая механическое соединение двигательных функций с нарушением законов биомеханики и логики движения.

Г. С в е т о т е н ь

1. Основные градации светотени: блик, свет, полутень, тень собственная (на самом предмете), рефлекс, тень падающая (на окружающих предметах).
1.1 При этом полутень существует главная и второстепенная. Полутень главная находится между светом и собственной тенью. А второстепенная полутень расположена на предмете со стороны источника света на краю формы предмета, она даёт возможность устранить в изображении аппликативность, «обрезанность» формы. Полутень второстепенная темнее, чем свет, но светлее, чем главная полутень, которая, в свою очередь, светлее, чем рефлекс.

1.2 Блик – самое светлое пятно освещённого участка предмета, то есть то место предмета, которое отражает освещающий луч прямо на зрителя. Его яркость зависит от зеркальных свойств поверхности предмета.

1.3 Светлотная контрастность между самым светлым и самым тёмным участком картины свидетельствует о типе и интенсивности общей освещённости натуры.

1.4 Метод тоновых отношений – это передача градации освещённости натуры пропорциональными градациями светотени на картине. Здесь самое освещённое место натуры будет соответствовать самому светлому пятну на картине (самое тёмное – аналогично). При этом соблюдается лишь пропорция, а не абсолютная светлота. То есть, возможно масштабирование плотности светотени и смещение её насыщенности в светлую либо тёмную сторону, транспонирование яркостей натуры в светлоты изображения.

2. Дифракция – это волновое свойство светового луча огибать препятствие на своём пути.

2.1 Чем ближе падающая тень к тенеобразующему объекту, тем она гуще, имеет более чёткие границы.
2.2 Чем дальше падающая тень от тенеобразующего объекта, тем она становится слабее, контуры её становятся более расплывчатыми, теряется контрастность тени.

Д. О т р а ж е н и я

1. Рефлекс – это световой и цветной отсвет на предмете из-за отражения света от других, окружающих предметов (результат вторичного освещения).
1.1 На любом предмете есть рефлексы (отражения), так как любой предмет обладает свойствами зеркала в большей или меньшей степени.

1.3 Цвет рефлекса зависит от цвета самого предмета и цвета зеркально отражаемого предмета (соседнего тела, подложки), являясь их пропорциональной суммой, а также от коэффициента отражения, который определяет процент добавления отражаемого цвета в основной (предметный).

2. Отражение в воде.

2.3 Геометрия отражения такова: высота объекта на изображении берётся от его верхней точки до точки мнимого пересечения вертикали от неё с плоскостью воды. Это расстояние откладывается 1:1 вниз от этой же точки мнимого пересечения. Это соотношение не зависит от угла зрения (смотри иллюстрацию).

Е. Т е х н и к а ж и в о п и с и

1. Живопись по технике исполнения (виду связующего вещества и материала) бывает:
масляная (масло); темперная (яичный желток); фресковая (известь); восковая (энкаустика); мозаичная (непрозрачные материалы); витражная (прозрачное стекло); акварельная (прозрачная водная краска); гуашевая (непрозрачная воднодисперсная краска); пастельная (цветные карандаши или мелки).

2. Живопись по предмету изображения бывает:
портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетная картина (историческая, религиозная или батальная).
3. Живопись по характеру изображения бывает реалистической, абстрактной, плакатной, карикатурой или шаржем.

4. По масштабам применения живопись бывает станковая, монументальная, декоративная, театрально-декорационная, миниатюрная.
5. Графика (графо – «пишу», лат.) – однотонное (без полутонов) изображение. Бывает станковая, книжная и плакатная (массово-полиграфическая), оригинальная (художественная).

6. Рисунок – вид графики, который (в отличие от живописи) исполняется твёрдым красящим веществом (карандаш, уголь, сангина) посредством штриха и линии при незначительной роли цвета.
7. Гризайль – монохромная, одноцветная живопись одной (чёрной, коричневой) краской. Черно-белое изображение, но с полутонами.

8. Гравюра – печатное воспроизведение рисунка, вырезанного или вытравленного на деревянной доске (ксилография), линолеуме (линогравюра), металлической пластинке (офорт), камне (литография). При этом каждый оттиск называется эстампом. Гравюра бывает выпуклая или углубленная (высокая или глубокая) по характеру обработки печатной формы.

9. Алла прима (a la prima) – технический приём в живописи, когда этюд или картина пишутся в один приём без прописи и без подмалёвка.
10. Лессировка – тонкий, прозрачный способ наложения красочного слоя. Прокладка краски для оптического смешения цвета верхнего слоя (лессировки) и подложки (подмалёвка). Применяется в противовес пастозной, корпусной, рельефной (толстой, непрозрачной) прокладке краски. Вид мазка.

11. Жанр – тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.
12. Эскиз – вспомогательный, подготовительный набросок этюда или картины, беглая карандашная зарисовка. Служит для выработки или уточнения композиционного решения.

13. Этюд – (штудия), вспомогательное изображение в материале, ограниченного размера, выполненное с натуры с целью её изучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *