а п антропов краткая биография
Алексей Петрович Антропов, биография и картины
Биография:
А. П. Антропов один из первых русских художников-портретистов XVIII века. Его работы отличаются точностью натуры, вниманием к деталям, четкостью композиции. Занимался он так же росписью дворцов и храмов в стиле барокко и классицизма.
Алексей Петрович родился в Петербурге 25 марта 1716 года. Отец его был гвардейцем Семеновского полка, участвовал в Полтавском сражении. Оставив службу, работал слесарем при Оружейном дворе и в Канцелярии от строений.
В 16 лет Алексей вместе с тремя братьями поступает в Канцелярию от строений, заменявшую Академию художеств, учиться живописи. Его учителями были Луи Каравак, И. Вишняков, А. Матвеев, М. Захаров. В 1739 его зачисляют в штат Канцелярии от строений. В 1742 Антропов участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, а также пишет несколько ее портретов.
В Петербурге под руководством Ивана Вишнякова художник расписывает Зимний, Летний, Петергофский, Царскосельский, Аничковый дворцы. В 1749 получает звание подмастерья. Годом позже писал декорации в Оперном доме под началом итальянцев Валериани и Перезинотти.
В 1752 году Антропов едет в Киев для участия в оформлении Андреевского собора. Его авторству принадлежат алтарный образ «Тайная вечеря» и икона «Успение Богоматери». Поездка на Украину обогатила художественный стиль мастера. Предметы народного быта и традиции украинской живописи привнесли в работы художника непосредственность и любовь к ярким краскам.
В 1755 году Алексей Петрович возвращается в Москву, где участвует в росписи Головинского дворца. В 1757 ему выдают аттестат живописца. Годом позже художник возвращается в Петербург и снова поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Он берет уроки у венецианца Пьетро Ротари, известного своим мастерством в портретном жанре.
В 1759 по протекции И. И. Шувалова Антропов получает место живописного мастера в недавно основанном Московском университете. Через два года он был определен в Синод в качестве надзирателя за живописцами и иконописцами. Основал свою частную школу живописи. Учениками Антропова были Д. Левицкий и П. Дрождин.
Антропов участвовал в оформлении торжеств по случаю коронования Екатерины II в 1762-1763 гг. В 1789 передал свой дом властям для организации художественного училища. Умер художник от горячки в возрасте 79 лет в 1795 году
Прежде всего Антропов известен как портретист. Он писал парадные портреты русских императоров и императриц, духовенства, знати. Главные его работы: портрет А. М. Измайловой, М. А. Румянцевой, атамана Ф. И. Краснощекова, Петра III, семейства Бутурлиных.
Состоя на службе в Синоде, Антропов создал ряд портретов духовных лиц: архиепископов П. Левшина, С. Кулебяки, Г. Петрова, духовника Елизаветы I Ф. Я. Дубянского. Также мастер писал много икон.
В образах Антропова еще видно влияние парсун. Это статичные позы, условность изображения, темный фон, тщательная прорисовка аксессуаров, подчеркивающих статус модели. По картине легко можно определить социальное положение изображаемого, а вот о его внутренней жизни судить сложно, поскольку у всех людей одинаково нейтральное выражение лица. Но по мере взросления его как художника, обучения у зарубежных мастеров, в работах Алексея Петровича появляются черты европейской манеры живописи. Он пытается изобразить характер человека, его индивидуальность. Особенно это видно в довольно реалистичном для парадного портрета образе императора Петра III.
В своих работах Антропов пытается найти гармонию между традиционными канонами портрета XVII века и стремлением показать душевные качества своих моделей. В этом кроется секрет скромного обаяния картин Антропова и его особенность. Произведения Антропова являются важным этапом в развитии русского портретного искусства.
Краткая биография Алексея Антропова
Антропов Алексей Петрович (1716— 1795), художник.
Родился 25 марта 1716 г. в Петербурге. Имя Антропова замыкает ряд имён художников- портретистов, завершивших переход от наивно-реалистичного парсунного (портретного) изображения к сложной декоративности европейского барокко.
Творчество художника — важное звено между двумя этапами развития русской живописи XVIII в. Сын оружейного мастера, Антропов много и охотно учился, сначала у живописцев Канцелярии от строений, куда он в 1732 г. поступил для работы, — А. М. Матвеева и И. Я. Вишнякова, затем у иностранных мастеров, писавших в России, — Л. Каравакка, а позже, уже в зрелом возрасте, у П. Ротари.
Все они были великолепными портретистами, и Антропов почерпнул у них немало новых для русской живописи технических приёмов.
Однако главной чертой художника всегда оставалась творческая самостоятельность.
По уровню мастерства даже его ранние работы не уступают полотнам окружавших Антропова зрелых художников.
В живописной «команде» Вишнякова Антропов работал в 40—50-х гг. над декоративными росписями многих дворцов — Зимнего, Летнего, Царскосельского, Петергофского, Аничкова.
Вишняков высоко ценил дарование ученика и рекомендовал его для участия в выполнении росписей Андреевского собора в Киеве.
С конца 50-х гг. Антропов снова работал в Петербурге; это был самый плодотворный период его жизни, когда он прославился именно как портретист. Портретная живопись переживала в России в середине — второй половине XVIII в. расцвет. Антропов способствовал этому и заложил многие характерные черты более позднего русского портретного искусства.
В 1759 г. он написал портрет статс-дамы А. М. Измайловой. Уже в этом произведении можно найти характерные для творчества художника черты: предельная откровенность, стремление к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика человека, увлечение цветовыми контрастами, острая наблюдательность.
К портрету Измайловой близки по художественному решению образы А. В. Бутурлиной (1763 г.) и М. А. Румянцевой (1764 г.).
Названные работы принесли Антропову славу одного из лучших портретистов своего времени. Художник сам признавал, что ему больше удаются изображения старых лиц, со следами прожитой жизни и увядания.
В 1761 г. Антропов поступил на службу в Синод для «надзирания» за живописцами и иконописцами. Поэтому среди его работ появилось много портретов «князей церкви» (петербургского архиепископа С. Кулябки, 1760 г.; духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, 1761 г., и др.), проникнутых той же удивительной достоверностью и откровенностью.
В отличие от итальянских мастеров Каравакка и Ротари сам художник с его почти грубоватой откровенностью был бесконечно далёк от изысканной идеализации моделей. Его знаменитый парадный портрет Петра III (1762 г.) нисколько не облагораживает тщедушную, почти уродливую фигуру императора, а помпезная обстановка только подчёркивает несоответствие кукольного облика государя окружающему его великолепию.
Творчество Антропова оказало большое влияние на русское портретное искусство конца XVIII в., в частности на художественный стиль Д. Г. Левицкого, которого Антропов считал самым одарённым из своих многочисленных учеников.
Алексей Антропов
Антропов Алексей: биография кратко рассказывает о судьбе этого замечательного русского художника, внесшего большой вклад в развитие отечественной реалистической живописи.
↑ Детство и юность
Алексей Петрович Андропов родился 14.(25).03.1716 года в простой семье мелкого чиновника. Рано проявил интерес к занятиям рисованием. Мальчику повезло: его определили на учебу в Канцелярию от строений, где он брал уроки живописи у знаменитого в те годы русского живописца А.М. Матвеева.
Юный художник Андропов сумел проявить себя с лучшей стороны, поэтому ему в числе других живописцев поручили первое ответственное задание – роспись знаменитых дворцов в пригородах Петербурга. К сожалению, эти росписи не сохранились до наших дней.
↑ Первые самостоятельные работы
Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.
Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.
В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.
Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
↑ Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Алексей Антропов — любимый живописец Петра III, подаривший незадолго до смерти родной стране свой единственный дом
Алексей Антропов (Aleksey Antropov; 14 марта 1716 — 12 июня 1795 гг.) — известный русский художник XVIII столетия, выдающийся представитель барочного стиля в отечественном изобразительном искусстве. Алексей Антропов был знаменитым портретистом, иконописцем и мастером художественной росписи. Лучшими шедеврами его творчества по праву считаются портреты элиты Российской империи. Большинство картин мастера в наши дни хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а его биография до сих является предметом пристального изучения историков искусства.
Алексей Антропов также был прекрасным наставником, он много времени и сил отдавал обучению молодых художников. Среди его учеников наиболее известны имена Дмитрия Левицкого (Dmitry Levitzky) и Петра Дрождина (Pyotr Drozhdin).
Биография Алексея Антропова
Алексей Петрович Антропов появился на свет 14 марта 1716 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал чиновником в престижном учреждении, ведавшем вопросами строительства по всей империи. В те времена в России еще не было Академии художеств, поэтому постигать основы изобразительного искусства Алексею пришлось в канцелярии от строений, в которой работал отец. В этом учреждении была собрана «живописная команда» под руководством Андрея Матвеева — дальнего родственника будущего художника.
Вместе с другими членами команды молодой Антропов с 1732 года принимал участие в оформлении интерьеров известных петербургских императорских построек, в том числе Зимнего, Летнего и Аничкова дворцов. А основам станковой живописи его обучал французский мастер Луи Каравак (Louis Caravaque), который в течение нескольких десятилетий был придворным художником в Санкт-Петербурге.
В 1749 году Алексею Антропову было присвоено звание ученика живописца, и вскоре талантливый мастер наконец получил первый самостоятельный заказ. По высочайшему повелению императрицы Елизаветы I он занялся росписью нового киевского православного храма. В течение 3 лет молодой человек руководил работами по внутреннему оформлению Андреевской церкви и самостоятельно создал росписи кафедры, купола и центрального алтаря.
Из Киева Алексей Антропов уехал в Москву, где в 1755-57 годах занимался росписью внутреннего убранства Головинского дворца. В первопрестольной столице он познакомился с графом Иваном Шуваловым — главным покровителем недавно основанного московского университета. Влиятельный вельможа помог мастеру по возвращении в Петербург получить престижную должность смотрителя за иконо- и живописцами в Синоде, которую Антропов занимал с 1761 года до самой смерти.
Первые парадные портреты Алексей начал писать еще до поездки в Киев под руководством Луи Каравака, но ранние работы не принесли ему широкой известности и до наших дней не сохранились. Только в 1759 году, после написания портрета Анастасии Измайловой, уже немолодой 43-летний художник наконец добился признания публики. Спустя год он получил звание мастера живописи и после этого приобрел славу популярного русского портретиста.
Взошедший в 1762 году на российский престол Петр III высоко ценил творчество Алексея Антропова и намеревался сделать его придворным художником. Но царствование внука Петра Великого продлилось всего полгода, после чего он лишился не только власти, но и собственной жизни. А императрица Екатерина II уже не настолько симпатизировала живописцу, хотя и поручила ему оформление коронационных празднований в Москве.
До конца жизни Алексей Петрович Антропов совмещал службу в Священном Синоде с написанием картин. Он создал немало портретов влиятельных российских вельмож и организовал в Петербурге собственную частную школу для молодых художников. А незадолго до смерти, в 1789 году, стареющий мастер совершил очень благородный поступок — отдал собственный дом в полное распоряжение императорскому Синоду, чтобы организовать в нем начальную школу.
Алексей Антропов умер от лихорадки 12 июня 1795 года. Его тело было предано земле на центральном кладбище Санкт-Петербурга, где и сегодня покоятся останки великого живописца.
Самые известные картины Алексея Антропова
Знаменитый русский художник подарил потомкам немало прекрасных шедевров. И все же, к самым известным картинам Алексея Антропова относятся:
Алексей Антропов по праву считается великим русским мастером портретной живописи. Созданные им художественные образы влиятельных личностей XVIII века до сих пор поражают зрителей тщательностью прорисовки мельчайших деталей и резким контрастом красок.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Антропов Алексей Петрович — русский живописец, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко
Антропов Алексей Петрович — русский живописец, декоратор-монументалист, представитель стиля барокко
П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
Антропов Алексей: биография кратко рассказывает о судьбе этого замечательного русского художника, внесшего большой вклад в развитие отечественной реалистической живописи.
Детство и юность
Алексей Петрович Андропов родился 14.(25).03.1716 года в простой семье мелкого чиновника. Рано проявил интерес к занятиям рисованием. Мальчику повезло: его определили на учебу в Канцелярию от строений, где он брал уроки живописи у знаменитого в те годы русского живописца А.М. Матвеева.
Юный художник Андропов сумел проявить себя с лучшей стороны, поэтому ему в числе других живописцев поручили первое ответственное задание – роспись знаменитых дворцов в пригородах Петербурга. К сожалению, эти росписи не сохранились до наших дней.
Первые самостоятельные работы
Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.
Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честьАндрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.
В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусствИваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.
Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Выдающийся русский живописец, один из первых русских портретистов, академик Императорской Академии Художеств и учитель знаменитого Д.Г. Левицкого Алексей Петрович Антропов до конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты. Он скончался в Петербурге от горячки 12 (23) июня 1795 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. На надгробной плите надпись: «В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 года марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».
Портрет А. М. Измайловой, 1759
1770 год. Холст, масло, 286х159
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Конец 1840-х годов. Холст, масло, 141х100
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Портрет Екатерины II, 1766,
Тверская областная картинная галерея
Портрет Ф.Я. Дубянского
1761 год. Холст, масло, 100х77
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет архиепископа С. Кулябки
1760 год. Холст, масло, 102х78
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Д.И. Бутурлина, 1763, Третьяковская галерея
Портрет Анны Васильевны Бутурлиной, Третьяковская галерея
Портрет Анны Карловны Воронцовой, 1763, Государственный Русский музей
Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли
Портрет В.В. Фермора
1765 год. Холст, масло, 132х99
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
Портрет И.И. Шувалова
1760-е годы. Холст, масло, 54х45
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Петра Андреевича Колычева
1767 год. Холст, масло, 64х50
Государственный исторический музей, Москва
Рубрики: | Культура, искусство Классическая живопись Художники |
Метки: Антропов Алексей Петрович жизнь и творчество портреты фотоподборка картин
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям