абдулжалил абдулжалилов гамсутль биография
Умирающая история Дагестана
Вознаграждение в сто тысяч рублей за информацию о вандалах, похитивших старинные камни с фасада одного из домов в древнем дагестанском селе Гамсутль, пообещал Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом» в селе Чох.
Кавказ.Реалии в Instagram
Кавказ.Реалии в YouTube
Кавказ.Реалии в Telegram
Несколько дней назад в сети появилась информация, что из стен одного из полуразрушенных домов в дагестанском Гамсутле неизвестные демонтировали два камня с арабскими надписями. Одно из махачкалинских кафе пообещало 50 тысяч рублей за информацию о вандалах.
Гамсутль – живописное село с многовековой историей и традиционной горской архитектурой, расположенное в Гунибском районе Дагестана. Люди покинули его около 30 лет назад, а последний житель, или как он сам себя называл «мэр Гамсутля» – Абдулжалил Абдулжалилов умер в 2015 году. С тех пор интерес к заброшенному колоритному аулу, будто прилепившемуся на склоне горы, только растет. Ежедневно его посещают сотни туристов. Но туристический поток не контролируется: у села нет никакого охранного статуса. Люди бродят по старым продавленным и уже частично разрушенным крышам, оставляют надписи на стенах.
Заур Цохолов бывает в Гамсутле практически каждый день – он рассказывает туристам историю аула. Именно он первым увидел, что кто-то украл два круглых камня с арабской вязью. На одном из них была указана дата установки – 1329 год по хиджре – исламскому календарю. Это приблизительно начало 20-го века.
«Многие отозвались, предложили восстановить, сделать точные копии камней в эти ворота. Я вчера поднялся в Гамсутль с друзьями, чтобы снять размеры и увидел, что нет и третьего [камня]. Моему удивлению не было предела. Еще весной один из бывших жителей Гамсутля показал мне, что сняты некоторые камни с ворот другого дома. Я подумал, что просто дом ветхий, рушится. Не придал значения», – рассказал он «Кавказ.Реалии».
Заур записал обращение к похитителям.
«Думаю, информация уже дошла до ответственных – администрации (района – прим. ред), Агентства по охране культуры или министерств. Они в курсе этого всего».
Денег – ноль
В Агентстве по охране культурного наследия Дагестана сообщили, что о проблеме знают. Но помочь пока ничем не могут.
«Мы самая малобюджетная организация. В прошлому году получили грантовую поддержку – 500 тысяч рублей. Помогли Датунскому храму, например. Но это мизер. Нет у нас ничего. Последние три года на проектно-сметную документацию и реставрационные работы у нас – ноль, ноль, ноль», – посетовал начальник отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Абдулмажид Абашилов.
Мёртвый город, затерянный в снежных горах
— Привет всем. Где-то в горах Дагестана есть город, затерявшийся во льдах снежных вершин гор, добраться туда не так просто, но мы дошли.
Пройдя сквозь туман, слякоть и вьюгу мы поднялись туда.
Когда-то в далёкие времена, когда ещё ислам не распространился в Дагестане древний Хан построил свою крепость, недоступную ни для кого на вершине гор, туда, куда не может добраться смертный… Среди неприступных скал город скрывался от людей и к нему вела единственная дорога, которую поддерживали все жители города.
Дома этого непонятного жуткого города словно вырастали из скал являясь их продолжением. Город был засыпан снегом и льдом и его вершины и пустые глазницы окон домов поглядывали на нас зловеще сквозь холодный туман…
Я поднялся на вершину скалы, чтобы лучше разглядеть этот проклятый, покинутый всеми город-призрак
Вверху нашел странную, выдолбленную в камне ванночку. Для чего она? Наверное для того чтобы сливать кровь принесенных в жертву.
Зловещий город Гамсутль на вершине горы.
Когда-то здесь кипела жизнь…
Старинные резные двери.
Как ни странно, но этот зловещий город, затерявшийся в горах существовал до конца … эпохи СССР. Сюда ездили машины, здесь был клуб, который когда-то был мечетью, люди работали, занимались разведением скота и земледелием. Город просуществовал примерно до середины 80-х, после чего люди постепенно стали уходить из него. Последний житель умер… в 2015 году. Его звали Абдулжалил Абдулжалилов и в его доме мы сегодня побываем…
Внезапно! Да, в городе-призраке есть такси.
Здесь, на 1 этаже держали скотину, на 2 этаже жили люди. Скотина своим теплом обогревала жителей домов, служила отоплением.
А на втором жили люди. У них был вот такой вот балкончик.
А вот видите этот дом. Он более-менее сохранился. Он хранит в себе немало загадок…
Одна из частей дома запилена металлической дверью. Кто и когда и на чём её принёс — загадка. Что находится там — не известно. Кто знает, что там за ней происходит…
В другой части дома нас ждал сюрприз — «местный житель» Катя. На самом деле, она великая путешественница из г. Серпухов, ищущая одиночество и свой дзен среди этого призрачного города, затерянного в снежных горах, но тут нагрянули мы… Одинокая девушка в горах, а вы боитесь местных?
Вот такие спартанские условия жизни. Кровать на матрасе.
Горелка, чайник, походная еда и верный енотина.
Кстати в этом доме и жил последний житель города Гамсутль Абдулжалил Абдулжалилов.
Кстати, он любил читать. Куча сгнивших журналов «химия и жизнь», наука и жизнь, а также разные журналы про путешествия.
А ещё он разводил пчёлок.
В остальном же город был пуст, его разрушенные дома с резными дверьми напоминали о былом величии города.
Еще один обитаемый дом. Мебель и посуда стоят так, как будто бы его только что покинули. но кто там жил?
Жаль, что погода не лётная, а я пёр туда свои крылья и полетать над ним не представилось возможности.
Наша нескучная тусовка. Спасибо за отличную компанию.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Покинутый Гамсутль. Прошлое и настоящее аулов Кавказа.
Довольно часто в последнее время мне попадаются на глаза разнообразные отчеты и истории о многих, некогда живых и шумных, а ныне покинутых деревнях в Вологодской и Новгородской, Костромской и Псковской, Тверской и Кировской областях.
Но вот, что я хочу сказать, исходя из своего опыта, поездив немало по нашей стране, от самых её восточных до самых западных рубежей — угасание населенных пунктов, городов, поселков и деревень — это вполне естественный процесс в развитии страны.
И виноватых в этом процессе нет. Это не особый холодный климат в нашей стране, это и не безысходность — нет.
Обычная миграция жителей в более перспективные и привлекательные населенные пункты, где есть работа и кипит жизнь.
Если посмотреть объективно, то по схожему сценарию сейчас развиваются населенные пункты и в Арктике (хотя в 90-е многие из них были упразднены) и на Урале и в Средней полосе, да и на Кавказе.
Но сегодня речь пойдет не о забытых и покинутых деревнях, поселках и селах в европейской части России, а о покинутых аулах на Северном Кавказе. Там, где люди жили столетиями, да и климат не в сравнении благоприятнее, чем в остальной части нашей страны.
Гамсутль — покинутый аварский аул, в самом сердце Горного Дагестана, всего в нескольких десятках километров от Гуниба и менее, чем в 200 км от Махачкалы.
«Аул — крепость», первое что приходит в голову, когда видишь как гармонично были встроены многоярусные дома в скальную породу. Но если обратиться к аварскому языку, то Гамсутль переводится как «у подножья ханской крепости».
Историки осторожны в своих оценках, но ставят Гамсутль по — возрасту в один ряд с Дербентом и Чубутлем, древнейшими поселениями не только в Дагестане, но и в России.
Исходя из этих оценок, можно предположить, что возраст аула не менее чем 4-5 тысячелетий.
Неудивительно, что обрывки информации и упоминания об этом ауле находили в иранских и персидских летописях и архивах.
Да и в самом ауле находили надгробия с арабской вязью и иероглифами, неизвестного происхождения.
За сотни лет своего существования, жители аула сменили несколько религий, от зороастризма и христианства до ислама, а во времена СССР и отрицание какой-либо религии в принципе.
Местоположение аула труднодоступно и выгодно одновременно. Он расположился на высоте полутора тысяч метров, в окружении неприступных скал с одной стороны и удобной дорогой с другой стороны, ровно посредине между аулами Чох и Согратль.
Вообще эти места богаты на талантливых людей и на исторические события. Тот же Аул Чох очень известный аул на Северном Кавказе, здесь были многочисленные сражения в средние века как с татаро-монголами, так и с персами.
Как впрочем и аул Согратль, который дал нашей стране двух Героев РФ и Героя Социалистического Труда СССР.
Но вернемся к современной истории аула.
До середины XX — века Гамсутль был большим населенным пунктом, в нем была школа, магазины и даже медчасть, электричество а в само село вела автомобильная дорога.
К тому моменту Аул уже насчитывал до сотни домов.
Но в середине 1960-х годов прошлого века, жители начали покидать аул. Кто-то перебрался в Чох, где к тому времени был более перспективный колхоз, кто-то перебрался в Чохскую коммуну и Гуниб, а кто — то уехал в Махачкалу.
В конце — концов, к концу 1970-х годов, аул окончательно опустел и начал приходить в запустение.
Но в 1990-е годы, в аул вернулся один из его жителей Абдулжалил Абдулжалилов.
Все эти годы в ауле оставался один жилой дом с пасекой и настоящим смотрителем «музея под открытым небом».
Он жил в своем родовом доме в дальней части аула. Помимо пасеки у него был огород, а в последние годы к нему заходили многочисленные туристы.
Но в 2015 году Гамсутль лишился своего последнего преданного жителя, Абдулжалил умер.
Горы и время отвоевывают своё. Без обслуживания и ухода, многие дома за полвека уже разрушены до неузнаваемого состояния, улицы сползают вниз.
Без постоянного ухода за автомобильной дороги, многочисленные осыпи разрушили её в нескольких местах и теперь она обрывается в нескольких километрах от аула, а дальше узкая тропа.
Многие дома представляют опасность для туристов, потому что несущие стены и земляные перекрытия во всех домах разрушены.
Улицы аула представляют собой многоярусное строение домов, типичное для всего горного Дагестана. Нижний ярус без дверей, но с проемами арочного типа — для скота, а верхние ярусы жилые.
Отчасти это было связано с тем, что наиболее удобные места для строительства домов использовались под пастбища и огороды.
Но даже в покинутом и брошенном ауле двери домов открыты и словно приглашают путников заглянуть вовнутрь.
Немалое удивление вызывало нахождение «Звезды Давида» на входе в один из домов, что в очередной раз служит подтверждением того, что история аула уходит в древние века. Гистограмма сама по себе довольно древняя, но что она делает здесь, остается только гадать.
С одной стороны жаль, что такие обжитые места были покинуты своими жителями, а родовые дома с многовековой историей брошены на произвол.
Но с другой стороны, люди ушли за прогрессом, ведь основные технологии и рабочие места сосредоточены теперь в городах. Из таких вот горных аулов нередко выходили настоящие эксперты в своих отраслях — пилоты, врачи, инженеры, писатели, политические деятели, спортсмены и многие другие.
Прогресс и технологии не стоят на месте, от людей требуется присутствие на предприятиях, обучение в учебных заведениях, постоянное повышение своей квалификации, мир живет уже в пост-индустриальной эпохе и очевидно, что такой формат проживания населения уходит в прошлое.
Надеюсь, статья была Вам интересна и полезна.
Если статья вам понравилась делитесь в социальных сетях. Спасибо.
Ценный, но невыгодный. Гамсутль может стать жертвой вандалов
Последний житель села, как он сам себя называл, «мэр Гамсутля», Абдулжалил умер три года назад. Когда-то большое село осиротело теперь уже навсегда.
Подъем на гору Гамсутльмеэр, где расположено село, у нас занял полтора часа. Спустя тридцать минут после старта по правую руку где-то внизу на соседней горе показались какие-то разваленные дома. Неужели это оно? Сомнения развеял Заур Цохолов из Чоха, призванный по телефону на помощь.
– Это хутор наш, его часто по незнанию принимают за Гамсутль. Идите вдоль шланга до родника и потом налево. Точно не заблудитесь, – посоветовал он.
Еще через полчаса, напившись ледяной воды, бьющей из трубы в стене, совершаем последний рывок. Навстречу идут туристы, уже погулявшие по старинным развалинам села. Мужчины, женщины и даже дети.
В начале села установлены таблички, информирующие о том, что село старое и что заходить в дома не стоит – обветшалые перекрытия и стены могут обвалиться. Но, конечно же, это никого не останавливает.
Как свидетельство этого непослушания – дом Абдулжалила. Найти его несложно. Через арку в центре села направо, и через пять минут по протоптанной тропинке вы на месте. Как узнать, что это тот самый дом, пристанище дагестанского Робинзона Крузо? Всмотритесь в окна. Кое-где еще виднеются остатки стекол. Ну и надпись на стене веранды красной краской, оставленная на память о себе нерадивым туристом. Чтобы попасть в жилище последнего из аульчан, нужно подняться по ступенькам на второй этаж. Дверь под шиферным козырьком давно потеряла замок. Внутри разруха: повсюду валяется старая обувь, ее почему-то очень много – и женская, и мужская, и даже детская. Откуда она тут? С веранды можно попасть в спальню и кухню Абдулжалила. В первой комнате стоят каркасы металлических кроватей, на стене – карта мира, где есть еще Куйбышев, Сталинград и Ленинград. Карта датирована 1960 годом, на четыре года младше самого дома. На столе – пустая бутылка из-под коньяка. А за дверью ящик с лекарствами. В стеклянных бутылочках с надписью «стрептоцид» серый порошок. Кажется, такие давно уже не выпускают. В «кухне» – печка-буржуйка, на ней – закоптившиеся чайник и сковорода без ручки. Около печки – пожелтевшие листы со стихами на аварском. Видимо, хозяин когда-то топил ими печку.
Потолок на веранде потемнел, как будто от копоти, словно здесь что-то поджигали. На потолочных балках – очередные «памятные» надписи. Перила на веранде пока еще выглядят крепкими, но лучше не испытывать судьбу и не прислоняться. На перевернутом ящике стоит пара кружек. А на стене – небольшое зеркало, свидетель всего…
Не знаю, сколько еще должно пройти лет, чтобы каменные кладки стен этого села полностью сравнялись с землей и стали частью ее, унеся с собой частичку нашей истории. А так хотелось бы сохранить хотя бы то, что имеем сейчас. Как это сделать? Законсервировать, не пуская сюда туристов? Думаю, это не выход. Провести реставрацию хотя бы некоторых домов или того, что от них осталось? Не знаю. Наверное, об этом нужно подумать министерству культуры. И не только о Гамсутле. Ведь в Дагестане немало подобных старинных красивых аулов, которые рискуют остаться только в нашей памяти и инстаграмах.
По данным ученых из Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН – доктора исторических наук Амирбека Магомедова и кандидата филологических наук Хизри Юсупова, в Дагестане сейчас насчитывается 45 заброшенных сел. Почти полсотни точек исчезают с карт, стираются из памяти. Но можно это предотвратить, сохранив хотя бы такие колоритные аулы, как Гамсутль. Как? Сделать музей под открытым небом, например. Как в Ингушетии: комплекс Эгикал, состоящий из десятков башен и могильников, входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник и находится под охраной государства. Большая часть башен здесь отреставрирована, для удобства туристов сделаны дорожки и лестницы.
Директор Первой галереи Джамиля Дагирова считает, что, несмотря на некоторые нюансы, из Гамсутля можно сделать музей под открытым небом.
В министерстве туризма и народных художественных промыслов согласны, что Гамсутль – интересное и достойное сохранения село. Но для этого нужны деньги. Которых нет.
– Рядом с Гамсутлем много других популярных мест – Гуниб, Чох, Салтинская теснина, Карадахская. Туда приезжает огромное количество людей. Это село нужно сохранить в таком состоянии, как сейчас. Нужно сделать тропинки, урны, таблички, укрепить стены. Наверное, этим будут заниматься выходцы из этого села. Средств ни республиканских, ни федеральных на это нет и они не будут выделяться, как я узнавал. Почему? Потому что этот объект не находится под чьей-либо охраной, – рассказал Шарип Мурилов, заместитель начальника Управления развития туристско-рекреационного комплекса минтуризма Дагестана.
Багаудин Гаджиев, заместитель начальника территориального отдела управления минкультуры России по ЮФО и СКФО, рассказал, как, по его мнению, можно было бы сделать из Гамсутля музей под открытым небом:
В каких-то местах, может, маленький кусочек дома обустроить, внутреннюю отделку, так, чтобы можно было жить. А в другом доме можно восстановить быт прошлых лет. Отреставрировать несколько домов.
Вымостить улицу. Наладить водоотвод со склонов, чтобы в дома не затекала вода. Можно сделать информационный центр и небольшой музей о жителях, чтобы туристы могли ознакомиться. Поставить информационные табло о наиболее примечательных объектах. Можно вовлечь IT-технологии в эту деятельность.
Это может сделать как один человек, получив все разрешения для такой деятельности. Или же, например, Минтуризма может выступить с такой инициативой. Подобных объектов, которые могли бы быть в собственности республики, очень много. Но Гамсутль требует расходов. Он не выгоден для республики. Но выгоден в долгосрочной перспективе. Он принесет не финансовую прибыль. Я, мои дети, вы – мы все будем гордиться этим объектом. На этом мы воспитывать будем. Это дороже денег.
Анастасия Расулова. Фото – автора