абдулжалил абдулжалилов годы жизни
Мёртвый город, затерянный в снежных горах
— Привет всем. Где-то в горах Дагестана есть город, затерявшийся во льдах снежных вершин гор, добраться туда не так просто, но мы дошли.
Пройдя сквозь туман, слякоть и вьюгу мы поднялись туда.
Когда-то в далёкие времена, когда ещё ислам не распространился в Дагестане древний Хан построил свою крепость, недоступную ни для кого на вершине гор, туда, куда не может добраться смертный… Среди неприступных скал город скрывался от людей и к нему вела единственная дорога, которую поддерживали все жители города.
Дома этого непонятного жуткого города словно вырастали из скал являясь их продолжением. Город был засыпан снегом и льдом и его вершины и пустые глазницы окон домов поглядывали на нас зловеще сквозь холодный туман…
Я поднялся на вершину скалы, чтобы лучше разглядеть этот проклятый, покинутый всеми город-призрак
Вверху нашел странную, выдолбленную в камне ванночку. Для чего она? Наверное для того чтобы сливать кровь принесенных в жертву.
Зловещий город Гамсутль на вершине горы.
Когда-то здесь кипела жизнь…
Старинные резные двери.
Как ни странно, но этот зловещий город, затерявшийся в горах существовал до конца … эпохи СССР. Сюда ездили машины, здесь был клуб, который когда-то был мечетью, люди работали, занимались разведением скота и земледелием. Город просуществовал примерно до середины 80-х, после чего люди постепенно стали уходить из него. Последний житель умер… в 2015 году. Его звали Абдулжалил Абдулжалилов и в его доме мы сегодня побываем…
Внезапно! Да, в городе-призраке есть такси.
Здесь, на 1 этаже держали скотину, на 2 этаже жили люди. Скотина своим теплом обогревала жителей домов, служила отоплением.
А на втором жили люди. У них был вот такой вот балкончик.
А вот видите этот дом. Он более-менее сохранился. Он хранит в себе немало загадок…
Одна из частей дома запилена металлической дверью. Кто и когда и на чём её принёс — загадка. Что находится там — не известно. Кто знает, что там за ней происходит…
В другой части дома нас ждал сюрприз — «местный житель» Катя. На самом деле, она великая путешественница из г. Серпухов, ищущая одиночество и свой дзен среди этого призрачного города, затерянного в снежных горах, но тут нагрянули мы… Одинокая девушка в горах, а вы боитесь местных?
Вот такие спартанские условия жизни. Кровать на матрасе.
Горелка, чайник, походная еда и верный енотина.
Кстати в этом доме и жил последний житель города Гамсутль Абдулжалил Абдулжалилов.
Кстати, он любил читать. Куча сгнивших журналов «химия и жизнь», наука и жизнь, а также разные журналы про путешествия.
А ещё он разводил пчёлок.
В остальном же город был пуст, его разрушенные дома с резными дверьми напоминали о былом величии города.
Еще один обитаемый дом. Мебель и посуда стоят так, как будто бы его только что покинули. но кто там жил?
Жаль, что погода не лётная, а я пёр туда свои крылья и полетать над ним не представилось возможности.
Наша нескучная тусовка. Спасибо за отличную компанию.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Село-призрак – древняя сказка посреди гор Дагестана
В самом начале месяца почти всех дагестанцев огорчило известие, которое мы просто не смогли обойти стороной
Умер последний житель Гамсутля. Больше 20 лет назад Абдулжалил Абдулжалилов вернулся в свое заброшенное родовое село. Гамсутль стал для него и смыслом жизни, и последним пристанищем. Он жил один, но никогда не считал себя одиноким.
Гамсутль, июль 2014 года. Фото: http://daganoff.livejournal.com
Двери его дома всегда были открыты для гостей. К нему приезжали журналисты и просто люди со всех концов России, снимали фильмы и репортажи, писали статьи и рассказы. Его даже называли мэром Гамсутля и последним из могикан. Как истинный патриот, он пытался всеми силами возродить интерес к родному селу, однако все попытки оказались безуспешными. Но в нашей памяти он так и останется последним жителем Гамсутля.
Но этот аул не всегда был в полном запустении. Человеком, который еще застал нескольких последних жителей села Гамсутль, был ныне покойный Аркадий Ганиев. И вот что он писал в своем блоге:
Arkadyganiev: «Я был впервые в Гамсутле в июле 1983 года в составе экономико-географической экспедиции Института географии АН СССР из Москвы. На меня село произвело потрясающее впечатление. Оно было заброшено уже тогда, в ауле мы насчитали несколько человек населения, в основном старики. И даже они были разделены на две конфликтующие группировки. В селе был один телефон с односторонней связью: на него могли позвонить из Чоха, но из села никуда позвонить было нельзя. Дорога в село к тому времени уже заросла и была непроезжей, пройти можно было только пешком. Я тогда даже пошутил: «Это тысячелетнее село пережило три религии, кучу завоевателей, но не пережило только присоединения к колхозу имени Омарова-Чохского!».
Еще 20–30 лет назад это было многолюдное село, к которому вела подъездная дорога. Сюда часто приезжала кинопередвижка, легко было сообщаться с соседними Согратлем и Чохом. Потом постепенно люди стали переселяться в другие села и города. Как объясняют старожилы, большим семьям тесно становилось в маленьких старинных домах, в большинстве своем однокомнатных. Хорошие земли берегли под сенокосы, строить же на скалах никто не хотел, да и нет в наше время такой нужды. Гамсутль расположен стратегически очень удачно – настоящая крепость на скале с прекрасным обзором. Теперь в этом селе живут только четверо пожилых людей. Один из них – семидесятилетний Аббас Гасимов. Семья его живет в колхозе «Чох-Коммуна», сам он долго болел, но, выписавшись из больницы, вновь вернулся в родовое село. В селе есть электричество и радио, которое старики предпочитают более «молодежному» телевизору.
Другие выходцы из Гамсутля – Али Алиев с женой Патимат, много лет назад переехали в Каспийск, но их потянуло обратно в родные края, и три года назад они начали строительство дома на берегу реки у подножия горы, где находится село. Разбили огород. Земля здесь хорошая. Выращивают картофель, тыкву, подсолнечник. Завели коров. Старикам одним, конечно, тяжело, но сын с невесткой и внуками регулярно помогают. Летом в отпуск приезжают – помочь со строительством, по хозяйству. А недавно у Алиевых произошло радостное событие. В их хозяйстве энергетики поставили столбы, подвели свет. По нынешним временам не все достается бесплатно, и пришлось хозяину покупать трансформатор и другое, но семья очень рада, ведь раньше их домик освещала по вечерам керосинка, а керосин теперь тоже дефицит. Вот так и живут сегодня гамсутлинцы, кто где. И все вспоминают, какое это было красивое, веселое село, как дружно жили и трудились его жители всего-то пару десятков лет назад».
Последний из могикан
Но прошло 20 лет, и в заброшенном ауле остался только один житель, который к этому времени уже стал своего рода знаменитостью. Посмотреть на село и познакомиться со знаменитым «мэром Гамсутля» приезжали многие. В их числе был и блогер Айдемир Даганов, чью заметку мы тоже решили предоставить вашему вниманию:
Daganoff: «Пришла печальная новость – умер Абдулжалил. Единственный, кто оставался жить в покинутом и заброшенном людьми ауле Гамсутль. В этом селе давно поселилась тишина, а теперь, без него, совсем опустел аул-призрак. Добрый, смешной, ироничный, чудаковатый, искренний и дружелюбный. Его душа была чиста как алмаз, и это сразу бросалось в глаза. Он рад был любым гостям. Поил их чаем и подавал мед с собственной пасеки – твердый, вперемешку с прополисом, но вкусный.
«Мэр города Гамсутль» – как в шутку мы все его называли. «Последний из могикан» – как называл себя он сам. Аул и человек. Они дополняли друг друга. Человек заново вдохнул жизнь в него, а аул, в благодарность, сделал его знаменитым. И, когда думаю об этом замечательном человеке, в моей памяти возникают воспоминания, связанные с нашим знакомством…
О Гамсутле я узнал еще в юности, когда впервые увидел этот аул в монохромной фотографии на плакате-календаре – не похожий ни на какой другой и раскинувшийся на склоне горы, словно излившаяся лава вулкана при извержении. Время наполняется ритмом и картинами разных годов, которые пробудили в тебе желание совершить поездку в этот окутанный загадками аул и увидеть все своими глазами. Пройтись по узким улочкам, заглянуть в его обветшалые дома и, возможно, понять для себя, почему все-таки жители аула покинули свое родовое село.
«А вы видели меня на “Ютуб”?» – слегка прищурив глаза от солнца, как бы невзначай поинтересовался Абдулжалил, когда мы поднимались вверх по узкой пешеходной тропе, ведущей в аул, желая, по всей видимости, произвести впечатление, в особенности на девушек из нашей компании. Годы сознательного уединения в покинутом людьми ауле сделали его известным медийным персонажем, когда с легкой руки журналистов и популярных блогеров о нем узнали далеко за пределами родного Дагестана. И, похоже, своей известностью Абдулжалил совсем не тяготился.
Раньше в село вела дорога, которая на всем протяжении была укреплена каменной кладкой. Абдулжалил рассказывает, что сельчане поддерживали ее, и чуть ли не за каждой семьей был отведен небольшой определенный ее участок. Но теперь же все заросло бурьяном и крапивой. Наш попутчик не умолкает ни на минуту. Перескакивая с темы на тему, с русского языка на аварский, он словно спешит рассказать нам все свои истории и наблюдения. «Я последний из могикан, – говорит он, слегка улыбаясь, и тут же рукой указывает на выступающую скалу в стороне от дороги: – А в этом месте обитают джинны. Мне не верят, но я несколько раз своими глазами зимой видел следы на снегу».
Чем выше мы поднимаемся (местами тропа проходит по краю пропасти), тем более захватывает дух и ощущается приток адреналина в крови. Твоему взору предстают все более живописные горные пейзажи, и в отдаленности открывается прекрасный вид на аул Чох. А еще через несколько сотен метров мы оказываемся в ландшафтном лесу с его причудливо изогнутыми деревьями, россыпью земляники под ногами и родником с кристально чистой горной водой. Абдулжалил говорит, что это и есть самая настоящая живая вода, которая наделяет путника целебной силой и даже обладает омолаживающим эффектом. Прошли еще несколько сотен метров по вьющейся змейкой тропе, виден уже и сам Гамсутль. Со стороны он был похож на вершину пирамиды, основание которой уходит глубоко вниз и укрыто под горой Гамсутльмеэр.
Он казался естественным продолжением скал – аул словно выходил из камня и так же обращался в него снова. А его старые обветшалые дома, слившись с ландшафтом, больше напоминали покинутые ласточками гнезда, в которых когда-то присутствовала жизнь. Время было безжалостно и беспощадно к аулу. Двери домов, которые были открыты для всех, разрушались из-за отсутствия жизни в нем, взяв такую вот своеобразную плату за приход цивилизации. Время тут словно остановилось, и все это больше походило на декорации к какому-нибудь историческому фильму.
«На самом деле одиночество не так страшно, как о нем говорят. К нему тоже можно привыкнуть. Да и не так я одинок, как это может показаться», – продолжал рассуждать Абдулжалил, ставя чайник греться на печку-буржуйку, уже у себя дома, когда мы сели пообедать, в комнате без ставней, в которой явно чувствовалось, что не хватает женщины. Всюду присутствовал, если можно так сказать, «творческий беспорядок». По всей комнате были разложены вещи: на потолке висели соты, портфели и чемоданы, а по диагонали на протянутых веревках сохла одежда, центр композиции которой составляли его штаны. На нескольких полках стены лежала домашняя утварь, инструменты, необходимые в хозяйстве, и небольшой радиоприемник – его связь с остальным миром.
– Время от времени я отправляюсь в Чох за продуктами и пенсией. Да и чтобы друзей и родственников повидать. Это зимой тут глухо, а летом повеселее. И гости, бывает, приходят.
Тут я не выдерживаю, и спрашиваю: «Почему? Почему ты сюда вернулся?» – рассчитывая услышать, пусть и с изрядной долей пафоса, слова об отчем доме, памяти предков, о поселившейся в нем боли за свое родное село, что оно рушится прямо на глазах. Но Абдулжалил не был бы Абдулжалилом, если бы в своей манере не ответил просто и незамысловато: «Я просил родичей психолога пригласить, а они психиатров привели. Поэтому после психушки пришлось укрыться здесь».
Но я не унимаюсь и задаю вопрос, который меня волновал, желая получить ответ, за которым приехал: «Почему люди все разом покинули аул? Ведь здесь остались могилы их предков?» Абдулжалил, вновь не мудрствуя лукаво, отвечает, словно ему приходилось до этого не раз отвечать на этот вопрос: «Они ушли за лучшей жизнью».
Остаток времени мы пили чай с медом вперемешку с прополисом с его пасеки, слушая его бесконечные истории из жизни. О том, что свободное время, а его у него предостаточно, он проводит за чтением книг, слушает радиоприемник, работает по хозяйству, принимает редких гостей и пишет стихи. И что даже, несмотря на то что один и лишен многих благ, которые окружают нас в жизни, он по-настоящему счастлив.
«И к тому же я теперь еще и знаменитым стал. Вы видели меня на “Ютубе”?» – добавляет он как бы невзначай, и его посыл снова обращен к девушкам из нашей компании. За чаем и разговорами наступило время, когда нам пора было уже отправляться в обратный путь, в город, в свои каменные джунгли. К тому же прошел дождь, и мы могли прилично потерять время, выбираясь из аула. Абдулжалил вызвался нас проводить, не прекращая что-то рассказывать, и, даже несмотря на то что крапива жгла нещадно ноги, мы слушали его.
Иногда надо делать паузы, умчаться куда-нибудь, чтобы сбежать от суеты и забот и подарить себе один незабываемый день в своей жизни. Ведь важно не сколько дней в нашей жизни, а то, сколько жизни в наших днях. Иногда для этого нужно просто сделать один маленький шаг, который потом запомнится на всю жизнь».
Умирающая история Дагестана
Вознаграждение в сто тысяч рублей за информацию о вандалах, похитивших старинные камни с фасада одного из домов в древнем дагестанском селе Гамсутль, пообещал Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом» в селе Чох.
Кавказ.Реалии в Instagram
Кавказ.Реалии в YouTube
Кавказ.Реалии в Telegram
Несколько дней назад в сети появилась информация, что из стен одного из полуразрушенных домов в дагестанском Гамсутле неизвестные демонтировали два камня с арабскими надписями. Одно из махачкалинских кафе пообещало 50 тысяч рублей за информацию о вандалах.
Гамсутль – живописное село с многовековой историей и традиционной горской архитектурой, расположенное в Гунибском районе Дагестана. Люди покинули его около 30 лет назад, а последний житель, или как он сам себя называл «мэр Гамсутля» – Абдулжалил Абдулжалилов умер в 2015 году. С тех пор интерес к заброшенному колоритному аулу, будто прилепившемуся на склоне горы, только растет. Ежедневно его посещают сотни туристов. Но туристический поток не контролируется: у села нет никакого охранного статуса. Люди бродят по старым продавленным и уже частично разрушенным крышам, оставляют надписи на стенах.
Заур Цохолов бывает в Гамсутле практически каждый день – он рассказывает туристам историю аула. Именно он первым увидел, что кто-то украл два круглых камня с арабской вязью. На одном из них была указана дата установки – 1329 год по хиджре – исламскому календарю. Это приблизительно начало 20-го века.
«Многие отозвались, предложили восстановить, сделать точные копии камней в эти ворота. Я вчера поднялся в Гамсутль с друзьями, чтобы снять размеры и увидел, что нет и третьего [камня]. Моему удивлению не было предела. Еще весной один из бывших жителей Гамсутля показал мне, что сняты некоторые камни с ворот другого дома. Я подумал, что просто дом ветхий, рушится. Не придал значения», – рассказал он «Кавказ.Реалии».
Заур записал обращение к похитителям.
«Думаю, информация уже дошла до ответственных – администрации (района – прим. ред), Агентства по охране культуры или министерств. Они в курсе этого всего».
Денег – ноль
В Агентстве по охране культурного наследия Дагестана сообщили, что о проблеме знают. Но помочь пока ничем не могут.
«Мы самая малобюджетная организация. В прошлому году получили грантовую поддержку – 500 тысяч рублей. Помогли Датунскому храму, например. Но это мизер. Нет у нас ничего. Последние три года на проектно-сметную документацию и реставрационные работы у нас – ноль, ноль, ноль», – посетовал начальник отдела надзора, сохранения и использования объектов культурного наследия регионального значения Абдулмажид Абашилов.
Тур по дагестанскому Мачу-Пикчу — селу-призраку, которому около двух тысяч лет
Что за село такое и почему оно интересно?
Заброшенное горное селение Гамсутль называют «село-призрак» или «дагестанский Мачу-Пикчу». Причиной его запустения стало расположение на высоте более 1,5 тыс. метров над уровнем моря. С некоторых пор дорога, по которой сюда мог добраться автотранспорт, прекратила существование, а подниматься в крутую гору пешком порядка четырех километров способен не каждый.
С начала 90-х годов жители села начали массово покидать его, переселяясь вниз. Последний житель Гамсутля Абдулжалил Абдулжалилов, много лет одиноко живший в древнем поселении, умер в 2015 году. Теперь его двухэтажный дом постройки ХVIII века — одна из самых любопытных достопримечательностей «села-призрака». Он держал пасеку, в селе сохранились его старые ульи.
История Гамсутля насчитывает около 2000 лет — такой вывод археологи сделали, исследуя надписи на надгробиях местного кладбища и камнях, из которых сложены дома. В советское время поселок был вполне обжитым: тут работали магазин, почта, фельдшерский пункт.
Теперь — только пустые каменные дома с уже кое-где провалившимися перекрытиями и рухнувшими крышами. Бродя по улицам поселка, периодически наталкиваешься на приметы быта ушедших жителей: кухонную утварь, чугунные печи, ведра, мебель.
И вид на Гамсутль, и виды отсюда — потрясающие. Гамсутль действительно поражает воображение: многоэтажные каменные дома, словно части причудливой крепости, облепляют вершину горы и ее склон. Вообще, горы в Дагестане не похожи на грузинские или турецкие. Тут они спускаются вниз зелеными террасами, словно на Шри-Ланке. Один этот вид стоит того, чтобы подняться сюда.
Как добраться?
Очень просто, автодорога от Махачкалы или Дербента доступна на любом транспорте, достаточно навигатора. У подножия горы расположился туристический городок с кафе, прокатом лошадей (можно подняться в гору верхом). Местные жители предлагают довезти примерно до полпути (дальше дороги нет) на УАЗиках, это стоит 500 рублей.
Там же можно оплатить и услуги гида. Заказать экскурсию в Гамсутль можно прямо из Махачкалы или Дербента: с трансфером и обедом — 4000 рублей, с трансфером попроще и без обеда — 2000 рублей.
И будьте готовы к напряженному подъему. Представьте, если бы вам пришлось подниматься по лестнице на 300-этажный дом. Вам обязательно потребуется удобная обувь, головной убор и питьевая вода.
Подъем займет от часа до полутора. Вниз — быстрее. Примерно за километр до входа в поселок вы встретите родник с холодной вкусной водой.